Курсовая работа: Отношения между Россией и клубами кредиторов: Парижским и Лондонским
Принятие Российской
Федерации в Парижский клуб кредиторов было связано для России не только с
получением политических преимуществ и определенных экономических выгод
(повышение кредитного рейтинга России, рост котировок ее долгов, начало
погашения обязательств странами, ранее считавшимися безнадежными должниками),
но и с выполнением ряда обязательств по списанию части внешних активов
Российской Федерации.
Пятый этап – 1998г. –
долговой кризис. Объявленный российским правительством дефолт вызвал (в
результате девальвации рубля) стремительное увеличение внешнего долга – до
исторического пика в 160 млрд. долларов. Соотношение размеров внешнего долга и
источников его погашения стало угрожающим.
В 1998-2002 гг. (шестой
этап), когда Россия оказалась неспособна обслуживать долг, правительство
предприняло усилия по реструктуризации внешнего долга. Нерыночные долговые
обязательства перед Лондонским клубом кредиторов, а затем и выверенная часть
коммерческой задолженности, образовавшейся в результате импортных операций ВЭО,
были переоформлены в еврооблигации, что положило начало секьюритизации (другими
словами, обеспеченности) внешнего долга.
На последнем по времени
седьмом этапе (с 2002 г.) устойчивый приток нефтедолларов позволил России не
только обслуживать внешний долг в полном объеме, но и перейти к стратегии
досрочного погашения внешней задолженности с использованием средств
Стабилизационного фонда.
В 2006-2007 годах были
досрочно погашены ранее реструктурированные обязательства перед странами -
членами Парижского клуба кредиторов (свыше 35 млрд. долл. США). Кроме того,
были досрочно возвращены кредиты МВФ (3,3 млрд. долл. США) и кредиты
Внешэкономбанка, предоставленные Минфину России за счет средств Банка России
(4,3 млрд. долл. США)[19].
В 2006 году тенденция
существенного сокращения объема государственного долга Российской Федерации
сохранилась на прежнем уровне, прежде всего, за счет двух разнонаправленных
факторов: планового и досрочного погашения государственного внешнего долга
Российской Федерации, в том числе перед странами - членами Парижского клуба
кредиторов (22,6 млрд. долл. США), и незначительного увеличения чистого объема
привлечения средств за счет размещения государственных ценных бумаг Российской
Федерации на внутреннем рынке в объеме 177,6 млрд. рублей.
Объем государственного
долга Российской Федерации на 1 января 2007 года составил 2435,3 млрд. рублей,
или 9,1 % к валовому внутреннему продукту в рыночных ценах, сократившись на
641,4 млрд. рублей, или на 26,3 %, по сравнению с началом 2006 года, когда его
объем составлял 3076,7 млрд. рублей, или 14,2 % к ВВП[20].
В 2006 году объем
государственного внешнего долга Российской Федерации снизился с 76,5 млрд.
долл. США (2201,4 млрд. рублей) по состоянию на 1 января года до 52,0 млрд. долл.
США (1370,5 млрд. рублей) по состоянию на 1 января года, а его доля в
государственном долге Российской Федерации снизилась, соответственно, с 71,6 %
до 56,3 %, практически сравнявшись с задолженностью по внутренним
обязательствам.
Как отмечалось в заключении
Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона «О
федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года» по направлению
деятельности Счетной палаты Российской Федерации по контролю за государственным
долгом, банковской системой, Центральным банком Российской Федерации,
кредитно-финансовыми учреждениями и финансовыми рынками, по данным Банка
России, совокупный объем внешнего долга Российской Федерации (перед
нерезидентами) увеличился за 2006 год на 52,5 млрд. долл. США, или на 20,4 %, и
составил на 1 января 2007 года 309,7 млрд. долл. США, или 30,6 % к ВВП за 2006
год (отношение к ВВП за 2005 год составляло 34,2 процента).
В условиях масштабного
погашения внешних государственных долговых обязательств Российской Федерации
значительный рост совокупных долговых обязательств был обусловлен интенсивным
привлечением заемных средств в корпоративный сектор российской экономики,
задолженность которого выросла на 83,9 м лрд. долл. США. На начало 2007 года
она составила 260,1 млрд. долл. США (84,2 % внешнего долга Российской Федерации
против 68,1 % в начале 2006 года), более чем в 5 раз превышая совокупные
долговые обязательства органов государственного управления и денежно-кредитного
регулирования (48,6 млрд. долл. США)[21].
За период с 1 января 2001
года по 1 января 2007 года государственный внешний долг Российской Федерации
увеличился на 149,2 млрд. долл. США. При этом, долг банков без участия в
капитале увеличился в 11,2 раза и составил по состоянию на 1 января 2007 года
101,2 млрд. долл. США. Долг прочих секторов увеличился с 22,3 млрд. долл. США
до 159,9 млрд. долл. США (в 7,2 раза).
Внешний долг Российской
Федерации перед нерезидентами, по данным Банка России, приведен в таблице 2
Таблица 2
Внешний долг Российской
Федерации перед нерезидентами
прочие кредиты
(включая кредиты Парижского клуба кредиторов)
8,4
6,3
4,9
4,2
3
2,6
ценные бумаги в
иностранной валюте
30,7
26,9
26,8
28,9
26,7
25,0
еврооблигации,
размещенные по открытой подписке и ГКО
8,0
7,1
7,7
7,3
4,9
4,7
еврооблигации,
выпущенные при 2-й реструктуризации задолженности перед Лондонским клубом
кредиторов
1,4
1,4
16,8
18,6
19
19,3
облигации внутреннего
государственного валютного займа - VI и VII транши и облигации
государственного валютного займа 1999 г.
20,5
17,4
2,4
3,0
2,8
1,0
ценные бумаги в
российских рублях (ГКО-ОФЗ)
0,7
1,0
0,1
0,0
0
0,5
прочая задолженность
0,0
0,0
0,2
0,2
0,3
0,3
Долг бывшего СССР
66,5
61,2
58,1
56,1
34,5
9,4
кредиты стран - членов
Парижского клуба кредиторов
39,0
36,3
42,7
43,3
22,2
0,6
задолженность перед
бывшими соц. странами
0,0
0,0
3,6
2,7
2,2
1,9
облигации
внутреннего государственного валютного займа - III, IV, V транши
14,6
11,5
1,4
1,9
2
3,3
прочая задолженность
1,2
1,7
10,4
8,2
8,2
3,7
Субъекты Российской
Федерации
1,2
1,0
1,2
1,6
1,2
1,5
Органы
денежно-кредитного регулирования
12,0
9,7
7,8
8,2
11,0
3,9
кредиты
11,8
9,5
7,5
7,5
10,2
3,0
наличная национальная
валюта и депозиты
0,2
0,2
0,3
0,7
0,8
0,9
Банки (без участия в
капитале)
9,0
11,3
24,9
32,5
50,2
101,2
долговые обязательства
перед прямыми инвесторами
0,2
0,1
0,1
0,1
0,2
0,4
кредиты
2,6
2,9
12,9
19,8
34,5
67,8
текущие счета и
депозиты
4,2
5,5
9,6
9,7
12,4
27,8
долговые ценные бумаги
0,8
1,5
1,2
1,8
1,8
3,3
прочая задолженность
1,3
1,3
1,0
1,1
1,2
1,9
Прочие сектора (без
участия в капитале)
22,3
23,8
55,1
77,0
126
159,9
Всего
160,5
149,0
185,7
215,1
258,5
309,7
Следует отметить, что
долговая устойчивость российской экономики, рассчитанная исходя из
представленных данных, характеризуется достаточной неоднородностью: