Курсовая работа: Налоговая система РФ
- налог на имущество
физических лиц
- сбор за право торговли
- налог на строительство
объектов производственного назначения в курортной зоне
- целевые сборы с населения и
предприятий всех организационно-правовых форм на содержание милиции, на
благоустройство и другие цели
- курортный сбор
- налог на перепродажу
автомобилей и ЭВМ
- налог на рекламу
- лицензионный сбор за право
торговли вино-водочными изделиями
- сбор с владельцев собак
- сбор за выдачу ордера на
квартиру
- лицензионный сбор за право
проведения местных аукционов и лотерей
- сбор за право использования
местной символики
- сбор за парковку транспорта
- сбор за выигрыш на бегах
- сбор за участие в бегах на
ипподромах
- сбор с лиц, участвующих в
игре на тотализаторе на ипподроме
- сбор со сделок, совершаемых
на биржах, за исключением сделок, предусмотренными законодательными актами о
налогообложении операций с ценными бумагами
- сбор за право проведения
кино- и телесъемок
- сбор за уборку территорий
населенных пунктов
- другие виды местных налогов
3.
ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ
ЗА НАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО
ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1.
Налоговая ответственность –
самостоятельный вид
юридической ответственности
Правовое регулирование[7]
ответственности в сфере налогообложения является составной частью налогового
законодательства и представляет собой совокупность норм налогового и других
отраслей права, возникающих в сфере взаимодействия налоговых органов и
участников налоговых правоотношений при взимании налогов и затрагивающих
имущественные интересы государства по обеспечению доходной части бюджета.
Как известно,
метод налогового права носит комплексный характер. Основным правовым методом
налогового регулирования являются государственно-властные предписания со
стороны органов власти в области налогообложения. Этот метод применяется
относительно субъектов налоговых отношений, которые находятся в
административных налоговых отношениях. Вместе с тем по объектам налоговых
отношений, которые охватывают собственность ( имущество и доходы ) юридических
и физических лиц, государственных органов и органов местного самоуправления,
возможно применение гражданско-правового метода, учитывая равенство всех форм
собственности и одинаковую степень защиты каждой из них.
О налоговой
ответственности, как новом виде юридической ответственности, есть основания
говорить и с позиции правовой природы правоотношения, являющегося объектом
налогового нарушения. Характер этого правонарушения[8] при ответственности за
налоговое правонарушение регулируется нормами налогового права.
Выделению налоговой ответственности в отдельный вид
юридической ответственности способствует установление Налоговым кодексом
Российской Федерации процессуальных норм, регулирующих производство по делам о
налоговых правонарушениях.
В Налоговом кодексе имеет
место попытка установления самостоятельной налоговой ответственности, т.е.
нового правового режима. В настоящее время только создаются определенные
научные подхода для выстраивания системы институтов как налогового права, так и
налогового законодательства. С точки зрения правовой теории ответственности
следует отметить, что в Налоговом кодексе приведен достаточно полный перечень
принципов налоговой ответственности. Между тем принципы – не просто правовые декларации,
это база для дальнейшего правотворчества, они определяют пределы и характер
применения налогового законодательства в спорных ситуациях, когда возможно
неоднозначное толкование правовых предписаний. Для уяснения правовой природы
налогового правонарушения в Налоговом кодексе также раскрываются такие элементы
состава нарушения, как субъект правонарушения и субъективная сторона
правонарушения[9].
Основополагающий принцип
юридической ответственности – « без вины и нет ответственности ». Применимость
этого принципа к ответственности за налоговые правонарушения не должна
подвергаться сомнению. Конституционный Суд Российской Федерации В постановлении
от 17 декабря 1996 г. по делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части
первой ст. 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 г. “ О
федеральных органах налоговой полиции ” указал, что налоговое
правонарушение есть « предусмотренное законом виновное деяние, совершенное
умышленно либо по неосторожности. При производстве по делу о налоговом
правонарушении подлежит доказыванию как сам факт совершения такого правонарушения,
так и степень вины налогоплательщика ».
Таким образом, налоговую
ответственность можно определить как реализацию налоговых санкций[10]
за допущенные в налоговых правоотношениях нарушения.
3.2.
Юридическая ответственность
за невыполнение налоговых
обязательств
Налоговые отношения являются
обязательственными. Суть обязательства состоит в уплате налога: ” Каждый
обязан платить законно установленные налоги и сборы “.
Следовательно, в
сферу налогового регулирования должны включаться отношения, связанные с
возникновением, изменением и прекращением налогового обязательства.
Невыполнение
налогового обязательства состоит в неуплате или неполной уплате налога. Это
является сутью любого нарушения налогового законодательства. В недополучении
бюджетом причитающихся ему сумм выражен ущерб, причененный правонарушением.
Ст. 13 Закона Российской
Федерации « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » устанавливает
ответственность налогоплательщика за нарушение налогового законодательства в
виде финансовых санкций и предусматривает, что должностные лица и граждане,
виновные в нарушении налогового законодательства, привлекаются в установленном
законом порядке к административной, уголовной и дисциплинарной ответственности.
Однако вызывает сомнение
утверждение, что за налоговые правонарушения может наступать дисциплинарная
ответственность. Ответственность дисциплинарную и материальную лицо понесет
перед предприятием, понесшим ущерб в результате уплаты штрафов и пени. Данные
отношения лишь косвенно связаны с налоговыми, но налоговым правом не
регулируются. За нарушения налогово-правовых норм наступает ответственность
трех видов – административная, уголовная и налоговая.
В настоящее время вопрос о
конкретных видах и размерах ответственности участников налоговых отношений
решается в целом ряде нормативных актов. Прежде всего это Закон РФ от 27
декабря 1991 г. « Об основах налоговой системы в Российской Федерации » ( ст.
13,15 ), Закон РФ от 21 марта 1991 г. « О государственной налоговой службе
РСФСР » (п. 12 ст.7), Кодекс РСФСР об административных правонарушениях (ст. 156
«Уклонение от подачи декларации о доходах »), Таможенный кодекс РФ (ст.124 «
Взыскание таможенных платежей и меры ответственности »). Две статьи,
предусматривающие ответственность за нарушение налогового законодательства,
содержатся в Уголовном кодексе РФ ( ст. 198 « Уклонение гражданина от уплаты
налога », ст. 199 « Уклонение от уплаты налогов с организаций »).
Налоговый кодекс РФ вводит
понятие налогового правонарушения (ст. 119), налоговой санкции (ст. 128) и
закрепляет права налоговых органов и налогоплательщиков едиными процессуальными
нормами. Под налоговыми санкциями понимаются штрафы. Употребляя в Кодексе
термин «ответственность за налоговое нарушение» законодатель не называет, к
какому виду юридической ответственности она относится, и это затрудняет
определение правовой природы предусмотренных налоговых правонарушений. В целом
выделение специальной ответственности за совершение налоговых правонарушений в
виде налоговых санкций оправдано, поскольку административная ответственность в
этих случаях недостаточна и к тому же не применима в отношении юридических лиц.
Однако налоговая санкция в виде штрафа не является единственной мерой
ответственности за совершение налоговых правонарушений. Так, ст.13 Закона РФ
«Об основах налоговой системы в Российской Федерации» предусматривает четыре
вида санкций за нарушение налогового законодательства. Это – взыскание всей
суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), штраф, пеня, взыскание
недоимки.
Налогоплательщик, нарушивший
налоговое законодательство, в установленных законом случаях несет
ответственность в виде:
а) взыскания всей
суммы сокрытого или заниженного дохода ( прибыли ) либо суммы налога за иной
сокрытый или неучтенный объект налогообложения и штрафа в размере той же суммы,
а при повторном нарушении – соответствующей суммы и штрафа в двукратном размере
этой суммы. При установлении судом факта умышленного сокрытия или занижения
дохода ( прибыли ) приговором либо решением суда по иску налогового органа или
прокурора может быть взыскан в федеральный бюджет штраф в пятикратном размере
сокрытой или заниженной суммы дохода ( прибыли );
б) штрафа
за каждое из следующих нарушений:
за отсутствие учета объектов налогообложения и за ведение учета объекта
налогообложения с нарушением установленного порядка, повлекшие за собой сокрытие
или занижение дохода за проверяемый период; за непредоставление или несвоевременное предоставление
в налоговый орган документов, необходимых для исчисления, а также для уплаты
налога;
в) взыскания пени с
налогоплательщика в случае задержки уплаты налога. Взыскание пени не освобождает
налогоплательщика от других видов ответственности;
г) взыскание недоимки
по налогам и другим обязательным платежам, а также сумм штрафов и иных санкций,
предусмотренных законодательством, производится с юридических лиц в бесспорном
порядке, а с физических лиц в судебном. Взыскание недоимки с юридических и
физических лиц обращается на полученные ими доходы, а в случае отсутствия
таковых – на имущество этих лиц.
Наиболее характерной
санкцией, применение которой и выражается рассматриваемый вид правовой
ответственности, является взыскание недоимки по налогам ( принудительное
осуществление обязанности, невыполненной правонарушителем – принудительное
изъятие ).
Термин « взыскание налога »
вписывается только в правовую конструкцию института ответственности – в случае
неуплаты налога добровольно (наступает ответственность) взыскивается недоимка
по налогу.
Принудительное изъятие не
уплаченных в срок сумм налогов, применяемых в бесспорном порядке в отношении
юридических лиц, можно назвать мерой налоговой ответственности, понимая
ответственность в ее наиболее традиционном понимании, то есть как меру
принуждения. Одновременно с взысканием недоимки налагается и штраф на лицо,
совершившее правонарушение, то есть возлагается дополнительное обременение.
Взимание налога с правовой
точки зрения следует расценивать как обязанность государства по сбору налога в
целях защиты прав и законных интересов граждан. В случае добровольной уплаты
налогоплательщиком налога он взимается государством, в случае же неуплаты его в
срок, государством взыскивается недоимка по налогу. Следует также иметь в виду,
что обязанность по обеспечению исполнения обязательства, как правило, лежит на
должнике, а не на кредиторе, которым является государство, взимающее налог.
Институт « обеспечение
исполнения обязательств » является институтом гражданского права, который хотя
и предусматривает пеню в форме неустойки как способ обеспечения исполнения
обязательств, но неустойка в гражданских правоотношениях традиционно
применяется как мера ответственности.
В постановлении
Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. отмечено, что по смыслу ст. 57
Конституции РФ налоговое обязательство состоит в обязанности налогоплательщика
уплатить определенный налог, установленный законом. Неуплата налога в срок
должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому
обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате
несвоевременного внесения налога. Поэтому к сумме не внесенного в срок налога
(недоимки) законодатель вправе добавить дополнительный платеж – пеню как
компенсацию потерь государственной казны в результате недополучения налоговых
сумм в срок в случае задержки уплаты налога.
Специфической мерой
воздействия налоговой ответственности является налоговый штраф, который
налагается одновременно с взысканием недоимки. Эта санкция сходна с одноименной
мерой административной ответственности, но имеет и ряд особенностей. Она
применяется в соответствии с действующим законодательством без учета вины
налогоплательщика не только в отношении физических, но и юридических лиц. Штраф
невозможно заменить иным взысканием. Наложение штрафа, как и такая мера
налоговой ответственности, как взыскание всей суммы сокрытого или заниженного
дохода, носит карательный характер.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Экономические
преобразования в современной России и реформирование отношений собственности
существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и
закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной
экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования
новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать
стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной
и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.
Однако, как показывает
опыт развития благополучных стран, успех национальной реформы прежде всего
зависит от надежности государственных гарантий свободы, обоснованности и
стабильности правоотношений, Отсутствие или неэффективность таких гарантий, как
правило, создает угрозу экономической безопасности государства, о реальности
которой в условиях российской действительности свидетельствуют кризис неплатежей,
падение объемов производства, инфляция и др.
Особенность реформирования
экономики в России такова, что налоги и налоговая система не смогут эффективно
функционировать без соответствующего правового обеспечения. При этом речь идет
не только о защите бюджетных интересов, но и об обеспечении конституционных
прав и законных интересов каждого налогоплательщика.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Брызгалин А. В. Принципы
налогового права: теория и практика //
Законодательство и экономика. 1997. № 19-20.
2.
Павлова Л. П. Проблемы
совершенствования налогообложения в Российской Федерации //
Финансы. 1998. № 1.
3.
Гутнов Е. В. Правовое значение
объекта налогообложения // Изв. вузов. Правоведение. 1998. № 2.
4.
Пепеляев С. Г. К вопросу о
налоговом законодательстве и налоговых отношениях // Налоговый
вестник. 1997. № 5.
5.
Ивлиева М. Ф. К понятию налога и
объекта налогообложения // Вестник Московского университета. Сер. II,
Право. 1997. № 3.
6.
Стеркин Ф. М., Николаев К. Н.
Налоговый кодекс: все, что вы должны государству //
Деньги. 1997. Май (№18).
7.
Широков Е. С. Исполнение
налогового законодательства: проблемы прокурорского надзора //
Законность. 1998. № 3.
8.
Тернова Л. В. Налоговая
ответственность – самостоятельный вид юридической ответственности //
Финансы. 1998. № 9.
9.
Шараев С. Ю. Законность и
правопорядок в сфере налоговых отношений //
Законодательство и экономика. 1998. № 3.
10.
Проскуров В. Г. Виды
ответственности за нарушение налогового законодательства //
Предпринимательство. 1996. № 6.
11.
Брызгалин А. В. Актуальные вопросы
применения ответственности за нарушение налогового законодательства:
теория и практика // Хозяйство
и право. 1997. № 7.
[1]
Юридическое лицо – по гражданскому законодательству РФ организация,
которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении
обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом,
может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные
права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица
должны иметь самостоятельный баланс или смету. Физическое лицо – в
гражданском праве отдельный гражданин ( иностранный гражданин, лицо без
гражданства ) как субъект гражданского права в отличие от юридического лица,
являющегося коллективным образованием. Большой юридический словарь/ Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. –
М.: Инфра-М, 1997. – VI,
790с.
[2]
Собственность – принадлежность средств и продуктов производства
определенным лицам – индивидам или коллективам в определенных исторических
условиях, отражающих конкретный тип отношений собственности. Право
собственности как право конкретных субъектов на определенные объекты
(имущества) как правило сводится к трем правомочиям:
право владения, право пользования и право распоряжения. Большой юридический
словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д.
Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М, 1997. –
VI, 790 с.
[3]
Недвижимость – по гражданскому законодательству РФ земельные участки,
участки недр, обособленные водные объекты и все, что прочно связано с землей,
т.е. объекты, перемещения которых без несоразмерного ущерба их назначению
невозможно, в том числе леса, многолетние насаждения, здания, сооружения. Большой
юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева,
В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. – М.: Инфра-М,
1997. – VI, 790 с.
[4]
Правоотношения – общественные отношения, урегулированные правом. Теория
государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.
Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. –
672 с.
[5]
Постановление Конституционного Суда Российской Федерации по делу о проверке
конституционности ряда нормативных актов города Москвы и Московской области,
Ставропольского края, Воронежской области и города Воронежа, регламентирующих
порядок регистрации граждан, прибывших на постоянное жительство в названные
регионы // Российская газета. 1996. 17 апреля.
[6]
Гербовый сбор – налог на документы, оформляющие различного рода деловые
сделки, регистрацию компании увеличение ее акционерного капитала, доверенность,
договор об аренде, о передачи ценных бумаг, акций, облигаций, соглашений об
опеке, посредничестве, представительстве. Большой юридический словарь / Под ред. А. Я. Сухарева, В. Д. Зорькина, В. Е. Крутских. –
М.: Инфра-М, 1997. – VI,
790 с.
[7]
Правовое регулирование – осуществляемое всей системой юридических
средств воздействие на общественные отношения в целях их упорядочивания. Теория
государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И.
Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. –
672 с.
[8]
Правонарушение – виновное, противоправное действие ( бездействие ) лица,
причиняющее вред обществу, государству или отдельным лицам. Теория
государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.
И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. –
672 с.
[9]
Субъектом правонарушения признается достигшее определенного возраста
деликтоспособное, вменяемое лицо, а также социальная организация. С субъективной
стороны всякое правонарушение характеризуется наличием вины, т.е.
психическим отношением лица к содеянному. Теория государства и права. Курс
лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько.
- М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
[10]
Санкция – структурный элемент нормы права, предусматривающий последствия
ее нарушения, определяющий вид и меру юридической ответственности для
нарушителей ее предписаний. Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. - М.: Юристъ, 1997. – 672 с.
|