рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Налоговая система в Республике Казахстан

Курсовая работа: Налоговая система в Республике Казахстан

Содержание

Введение

1. Становление налоговой системы Казахстана

1.1 Необходимость налоговых реформ

1.2 Основные этапы налоговой реформы в Республики Казахстан

2. Современная структура налоговой системы Республики Казахстан

2.1 Общая характеристика налогов действующих в Республике

2.2 Налог на добавленную стоимость

2.3 Акцизы

2.4 Корпоративный подоходный налог

2.5 Индивидуальный подоходный налог

2.6 Налог на имущество

2.7 Земельный налог

2.8 Налог на транспортные средства

2.9 Социальный налог

2.10 Специальные налоговые режимы

2.11 Налоги с недропользователей

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность темы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Налоговая система Казахстана создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно казахстанской налоговой системы, отвечающей нашим казахстанским условиям.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы рассмотреть реформу налоговой системы РК, этапы ее развития, структуру налогов. Изучить реформы налогового кодекса 2008-2009 г.

Объект исследования - налоговая система в Республики Казахстан.

Источниками исследования явились труды отечественных и зарубежных ученых по проблемам налоговой реформы; материалы международных и республиканских научно-практических конференций.

В качестве правового и информационного обеспечения курсовой работы послужили законодательные и нормативные акты Республики Казахстан, регулирующие деятельность налоговой системы, статистические материалы Агентства по статистике Республики Казахстан.


1. Становление налоговой системы Казахстана 1.1 Необходимость налоговых реформ

Как известно, понятие "налоговая реформа" имеет несколько значений. Это и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) - вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.

Обеспечение стабильности и достаточности государственных финансов, прозрачность и устойчивость налогового законодательства, сбалансированность доходной и расходной частей бюджета являются залогом благополучия любого государства. Современная фискальная политика во многом определяется теми стратегическими задачами и приоритетами, которые стоят перед страной на каждом этапе ее экономического развития. Определяющим фактором в этих вопросах являются налоги и налоговая политика как наиболее эластичный инструмент адекватного реагирования государства на происходящие экономические процессы. Республика Казахстан планомерно проводит работу по совершенствованию налогового законодательства[1].


1.2 Основные этапы налоговой реформы в Республики Казахстан

Первый этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года).

Из-за отсутствия собственного опыта в создании налоговой системы Казахстан в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон "О налоговой системе в Республике Казахстан", принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

В республике функционировали более 40 видов налогов:

1.  Общегосударственные налоги;

2.  Общеобязательные местные налоги;

3.  Местные налоги.

Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона "О налогообложении доходов физических лиц" и "О налогах на прибыль и доходы юридических лиц". С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.

Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

В части юридических лиц изменения коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль и утверждены две ставки: 30% - для всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.

Впервые к числу налогоплательщиков стали относиться бюджетные организации в части доходов, полученных от предпринимательской деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году. [2]

Исходя, из того в качестве основных целей налоговой реформы в Республике Казахстан в последующие этапы были выдвинуты:

1.  Стимулирование рыночных отношений, а именно:

-  активная поддержка предпринимательства;

-  стимулирование индивидуальных налогоплательщиков вкладывать получаемые доходы в предпринимательскую деятельность;

-  подведение широкой законодательной базы под налогообложение;

-  создание механизма защиты доходов от двойного, тройного налогообложения.

2.  Достижения определенной справедливости в налогообложении, а именно:

-  обеспечение социальной защиты малоимущих;

-  создание единой шкалы налогообложения независимо от источника получения дохода;

-  учет национальных и территориальных интересов государства;

-  стремление к творческому использованию мирового опыта построения системы налогообложения.

В соответствии с этими целями была сделана попытка изменить всю налоговую систему Республики Казахстан и приблизить ее к мировым стандартам.

Второй этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

Задачами второго этапа были: снижение налогового бремени, сокращение количеств налогов, приближение налоговой системы Казахстана к мировым стандартам. В основном этим требованиям отвечало принятие Указа Президента Республики Казахстан имеющее силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г.

Общегосударственные: подоходный налог с юридических и физических лиц; налог на добавленную стоимость; aкцизы; налог на операции с ценными бумагами; социальные платежи с недропользователей.

Местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество юридических и физических лиц; налог на транспортные средства; сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью и юридических лиц; сбор за право занятия отдельными видами деятельности; сбор с аукционных продаж.

С 1 января 1999 г. в состав общегосударственных налогов и сборов включаются: дорожный налог, социальный налог, сбор на социальное обеспечение и сбор за выезд автотранспортных средств на территорию Республики Казахстан.

налоговая система реформа казахстан

Согласно Закона Республики Казахстан от 16 июля 1999 г. №440-1 Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона "О налогах и других обязательных платежах в бюджет" от 24 апреля 1995 г. №2235 приобрел статус Закона Республики Казахстан. [3]

Налоговая система РК в соответствии с вышеуказанным документом включает в следующие налоги, сборы и другие обязательные платежи:

Налоги и другие обязательные платежи в бюджет: Подоходный налог с юридических и физических лиц

1.  Налог на добавленную стоимость

2.  Акцизы

3.  Сбор за регистрацию эмиссии ценных бумаг и присвоение национального идентификационного номера эмиссии ценных бумаг, не подлежащих государственной регистрации

4.  Специальные платежи и налоги недропользователей

5.  Социальный налог

6.  Сборы за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан

7.  Земельный налог

8.  Налог на имущество юридических и физических лиц

9.  Налог на транспортные средства

10.  Единый земельный налог

11.  Сбор за регистрацию физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и юридических лиц

12.  Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности

13.  Сбор за аукционных продаж

14.  Сбор за право реализации товаров на рынках

15.  Сбор за использование юридическими и физическими лицами символики города Алматы в их фирменных наименованиях, знаках обслуживания, товарных знаках

16.  Сбор за использование юридическими лицами (кроме государственных предприятий, государственных учреждений и некоммерческих организаций) и физическими лицами слов "Казахстан", "Республика", "Национальный" (полных, а также производных от них) в их фирменных наименованиях знаках обслуживания, товарных знаках.

Третий этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

Основной задачей третьего этапа является усиление правовых аспектов взаимоотношений между государственными органами, имеющими отношение к бюджету, фискальными органами и налогоплательщиками. В целом, структура налогов, которая была заложена в 1995 году, достаточно оптимальна. На сегодняшний день существует 17 видов основных налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджет, которые нужно совершенствовать и число которых также необходимо оптимизировать. Отсюда вытекает необходимость в реформировании налогового законодательства.

С 1 января 2002 года в Республике Казахстан действует радикально обновленная налоговая система. Ее правовым фундаментом является Кодекс Республики Казахстан от 12 июня 2001 года №209-2 "О налогах и других обязательных платежах в бюджет (Налоговый кодекс)". Говоря о радикальности налоговой реформы, я имею в виду вовсе не смену экономической модели. Напротив, новый Налоговый кодекс укрепляет концептуальные основы налоговой системы, сформированной в прошлые годы. Тем не менее, произошли разительные перемены, направленные на повышение эффективности правовых механизмов в налоговой сфере. Новый кодекс отличают четкость и системность в регулировании "правил игры". Он устанавливает более справедливые условия налогообложения, реально снижает налоговую нагрузку, обеспечивает налогоплательщикам гарантии стабильности. Изменения в налоговом законодательстве в совокупности с изменениями в других сферах законодательства привели к улучшению положения налогоплательщиков в Республике Казахстан. [4]


2. Современная структура налоговой системы Республики Казахстан 2.1 Общая характеристика налогов действующих в Республике

В соответствии с налоговым законодательством в Республике Казахстан взимаются налоги, которые являются регулирующими источниками государственного бюджета (суммы отчислений по ним поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определяемом законом о республиканском бюджете на очередной год), сборы, платы и таможенные платежи, являющиеся доходными источниками как республиканского, так и местных бюджетов.

К налогам относятся: налог на добавленную стоимость; акцизы; корпоративный подоходный налог; индивидуальный подоходный налог; налог на имущество; земельный налог; налог на транспортные средства; налоги и специальные платежи недропользователей; социальный налог.

Сборы включают:

-  сбор за государственную регистрацию юридических лиц;

-  сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей;

-  сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

-  сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

-  сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств;

-  сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов;

-  сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов;

-  сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов;

-  сбор за государственную регистрацию лекарственных средств;

-  сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;

-  сбор с аукционов;

-  гербовый сбор;

-  лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;

-  сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям.

К платам относятся:

-  плата за пользование земельными участками;

-  плата за пользование водными ресурсами поверхностных источников;

-  плата за загрязнение окружающей среды;

-  плата за пользование животным миром;

-  плата за лесные пользования;

-  плата за использование особо охраняемых природных территорий;

-  плата за использование радиочастотного спектра;

-  плата за пользование судоходными водными путями;

-  плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Таможенные платежи подразделяются на таможенную пошлину, таможенные сборы, плату, сборы. [5]

С 1 января 2009 года вступил в силу новый Налоговый кодекс, базирующийся на трех основных целевых критериях: [6]

снижение налоговой нагрузки на несырьевой сектор экономики;

сокращение административных барьеров;

повышение эффективности налогового администрирования.

Несмотря на чрезвычайно сжатые сроки разработки нового Налогового кодекса, можно с уверенностью сказать, что он существенно приближает налоговую систему Казахстана к международной практике, несет в себе больший инвестиционный потенциал, а также позволяет построить транспарентную систему налогового администрирования.

С целью снижения общей налоговой нагрузки новый Налоговый кодекс предусматривает последовательное, в течение 3-х лет понижение ставки корпоративного подоходного налога: с 1 января 2009 года - до 20%, с 2010 года - до 17, 5%, с 2011 года - до 15 %.

Новый Налоговый кодекс предусматривает ликвидацию обязанности по расчету и уплате авансовых платежей по корпоративному подоходному налогу для малого и среднего бизнеса.

Ставка налога на добавленную стоимость с 2009 года будет равна 12 процентам. Это сделает казахстанскую ставку НДС одной из самых низких в мире среди стандартных ставок этого налога, при этом, начиная с 2009 года, предусматривается поэтапный переход на возврат всего превышения суммы НДС.

В новом Налоговом кодексе предусматривается переходный период по унификации ставок на алкогольные виды продукции отечественного производства и импортируемые с 2011 года, а на табачную продукцию начиная с 2009 года.

В рамках реформирования социального налога предусматривается переход от действующей регрессивной шкалы налога со ставками от 13 до 5 процентов к плоской шкале со ставкой 11 процентов.

Также предусматривается реформирование блока имущественных налогов, а именно, налогов на имущество и транспортные средства.

С 1 января 2009 года предусматриваются существенные изменения в налогообложении недропользователей. Среди основных изменений - отмена стабильности налогового режима всех контрактов на недропользование, за исключением ранее заключенных СРП и контрактов, утвержденных Президентом Республики Казахстан, отказ от контрактов о разделе продукции, как вида контрактов на недропользование, а также введение налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) взамен роялти.

Новый Налоговый кодекс направлен на дальнейшее совершенствование налогового администрирования и упрощение налоговых процедур.

Главные шаги в этом направлении заключаются в оптимизации форм налоговой отчетности, унификации и продлении сроков представления налоговой отчетности, а также сроков уплаты налогов, введении системы управления рисками, упрощении процедуры регистрации и др.

Вышеперечисленные меры, предусматриваемые новым Налоговым кодексом, направлены на усиление конкурентоспособности налоговой системы Республики Казахстан, а также создание благоприятной среды для выработки новых прогрессивных подходов в налогообложении, что вкупе будет способствовать модернизации как экономики, так и государства в целом.

Одними из основных направлений проводимой в Казахстане налоговой политики является снижение налоговой нагрузки, устранение административных барьеров, совершенствование налогового администрирования в сфере налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса. [7]

В 2005 году был принят закон, в соответствии с которым с 1 января 2006 года расширена сфера применения специального налогового режима на основе упрощенной декларации путем увеличения количества возможных наемных работников и суммы предельного дохода, снижены в два раза ставки налога на имущество для индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим на основе упрощенной декларации. В 2008 году были снижены ставки налога в специальном налоговом режиме на основе патента и упрощенной декларации: на основе патента с 3 до 2 процентов; на основе упрощенной декларации вместо раздельной прогрессивной шкалы для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц со ставками налога от 3 до 5 процентов и от 3 до 7 процентов, соответственно, введена единая ставка на уровне 3 процентов. Дальнейшее снижение ставок налога невозможно. Так как эти ли 2 и 3 процента в специальных налоговых режимах заменяют собой уплату подоходного и социального налогов.

Но, принимая во внимание необходимость сокращения теневого сектора экономики и систематизации налогообложения на рынках, предлагается с 2011 года ликвидировать специальный налоговый режим на основе разового талона. Исключение режима не затронет тех, для кого он изначально создавался - лиц, осуществляющих эпизодическую деятельность. Например, пенсионеров, реализующих овощи, выращенные на приусадебном участке. Они будут подпадать под необлагаемый минимум в размере 12 минимальный заработных плат, следовательно, не будут признаваться как осуществляющие предпринимательскую деятельность.

В процессе работы над Кодексом, были также приняты меры для минимизации эффекта дробления предприятий, вследствие существования льготного режима для малых предприятий. В проекте прописано, что учредителями юридических лиц, применяющих специальный налоговый режим для малого бизнеса на основе упрощенной декларации, не могут выступать юридические и физические лица, являющиеся учредителями юрлиц, уже использующих такой режим.

При этом будет разработан механизм администрирования при переходе налогоплательщиков на общеустановленный порядок, а также план мероприятий по обеспечению "мягких" условий такого перехода, как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов.

Предполагается, что подобный подход будет способствовать стабильному развитию малого бизнеса, и стимулировать его конкурентоспособность.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.