Поступления
налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008
годом его поступления снизились в 3,9 раза в связи с экономическим кризисом.
Таким образом, удельный вес поступлений
налога на прибыль в федеральный бюджет РФ в 2008 году составлял 19%, что больше
на 2%, чем в 2007 году, в 2009 году он уменьшился до 6%, что меньше на 13% чем
в предыдущем году. За 9 месяцев 2010 года удельный вес поступлений налога на
прибыль в федеральный бюджет РФ составил 8%, что больше на 2%, чем в 2009 году.
При этом в январе-сентябре 2010г. поступления налога на прибыль организаций в
консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3%. Отсюда можно сделать вывод, что
предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает
составлять все более весомую долю в доходах федерального и консолидированных
бюджетов.
2.2 Поступления налога на прибыль в бюджетную систему Республики Татарстан
В последние годы основными
бюджетообразующими налогами в Республике Татарстана были: налог на прибыль и
налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Благоприятная внешняя конъюнктура,
обусловленная высокой ценой на нефть, и увеличение объемов добычи
способствовали росту поступлений в бюджет Республики Татарстан, как НДПИ, так и
налога на прибыль. Доля поступлений основного бюджетообразующего налога в РТ -
налога на прибыль организаций, долгое время занимавшего 1-е место в общих
поступлениях, в 2009 г. серьезно сократилась. За 8 месяцев 2009 года
поступления этого налога уменьшились более чем в 3 раза, в итоге его удельный
вес снизился с 25,7% до 14,4% (14 млрд. рублей) [64].
Количество убыточных организаций в
Татарстане за первые полгода 2009-го по сравнению с аналогичным периодом
прошлого года увеличилось на 27% и достигло 3364. Сумма убытков, исчисленных по
итогам шести месяцев 2009 г., составила 17,8 млрд. рублей[64].
Таблица 5 Поступление администрируемых Управлением ФНС России по Республике Татарстан доходов в бюджетную систему РТ за 2008- 9 мес. 2010 гг. млрд.
рублей
2008
год
2009
год
в процентах
к 2008 году
9 месяцев 2010 года
в процентах
к 2009 году
Всего собрано налогов в бюджеты
всех уровней
227,6
162,8
-28,5
152, 5
-6,3
в том числе:
В федеральный бюджет
126,8
77,8
-38,6
77,8
-19,3
консолидированный бюджет Республики
Татарстан, в том числе:
100,7
85,0
-15,6
74,7
-12,1
-в республиканский бюджет
80,4
64,9
-19,3
59,6
-8,2
- местные бюджеты
20,3
20,1
-1
15,1
-24,9
Налог на прибыль организаций
54,8
28,0
-48,9
30,7
+9,7
В % от общего объема поступления в
бюджеты всех уровней
24
17,1
-28,8
20,1
+17,6
Из таблицы 5 следует, что в структуре
доходов бюджетов РТ:
1. Поступления налогов в консолидированный
бюджет в 2009 году составили 85,0 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом налоговые
поступления уменьшились на 15,7 млрд. рублей, или на 15,6%.
Поступления налогов в республиканский бюджет РТ в 2009
году составили 64,9 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились
на 15,5млрд. рублей, или на 19,3%.
Поступления налога на прибыль организаций в бюджет РТ в 2009 году составили
28,0 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 26,8 млрд.
рублей, или на 48,9%, что объясняется экономическим кризисом.
2. В январе-сентябре 2010г. по
предварительным данным поступления налогов в консолидированный бюджет РТ составили
74,7 млрд. руб. В девять месяцев 2010г. поступления налога на прибыль
организаций в консолидированный бюджет РТ составили 30,7 млрд. руб., что на 2,7
млрд.руб. больше чем за полный 2009 год. Отсюда можно сделать вывод о том, что
в связи с кризисом удельный вес поступлений налога на прибыль в
консолидированный бюджет РТ в 2009 году снизился на 6,9%, а за девять месяцев
2010 года возрос на 3% по сравнению с полным 2009 годом. Поэтому собираемость
налога на прибыль выросла.
Таким образом, в Российской Федерации
роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части федерального бюджета
достаточно существенна. Налог на прибыль организаций занимает третье место
после НДС и НДПИ. В связи с кризисом в 2009 году доля налога на прибыль
уменьшилась, но по результатам девяти месяцев 2010 года удельный вес налога на
прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ вырос на 5,3%.
Также высока его роль в формировании
доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе
место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц.
Роль налога на прибыль в доходах регионального бюджета РТ все более возрастает
с каждым годом. В связи с кризисом удельный вес поступлений налога на прибыль в
консолидированный бюджет РТ в 2009 году снизился, но в 2010 года возрос. Отсюда
можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на
прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах бюджетов разных
уровней.
3. Направления совершенствования налогообложения
прибыли организаций
3.1
Зарубежный опыт налогообложения прибыли
корпораций
Налог на прибыль с корпораций в целом
является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетные системы
современных государств. В Западной Европе этот налог действует в Австрии,
Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландах,
Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, во Франции, в Швейцарии, Швеции. Самая
низкая ставка налога - 9,8% - установлена в Швейцарии. В Швеции до 1991 г. была самая высокая ставка налога - 51%, в настоящее время она составляет 28% [22, C.4].
Вместе с тем налог имеет свои
особенности в каждой отдельно взятой стране, которые зависят от многих факторов
- экономических, политических, демографических, социальных и т.д. Например, во
Франции налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом
сальдо по всем операциям. Общая ставка налога составляет 34% (однако она может
повышаться до 42%). При расчете чистой прибыли отчетного периода возможно
перенесение убытков как на будущие периоды (что является традиционным
подходом), так и на предыдущие периоды. Льготы применяются в основном через
ускоренную амортизацию основных фондов, льготируется также прирост инвестиций в
развитие производства. Очевидно, что в этом проявляется забота государства об
обновлении основных фондов и расширении процесса производства.
Американский опыт налогообложения
интересен для РФ, в первую очередь, из-за сходности государственного устройства
и экономических принципов. Фискальная роль налога на прибыль в США не столь
значительна по сравнению с подоходным налогам, однако он представляет собой
важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на
соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее
развития. Налог на прибыль корпораций формирует около 9% доходов федерального
бюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов [27, С.12]. В общей
структуре налоговых поступлений налог на доходы корпораций занимает лишь третье
место в доходах бюджета.
При налогообложении прибыли
корпораций используются прогрессивные ставки 15, 25 и 34% в зависимости от
суммы налогооблагаемой прибыли (Приложение 1).
Вносится налог на прибыль корпораций
по следующей схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл.
налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на
оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл.
установлен дополнительный сбор в размере 5% [27, С.13]. Такое ступенчатое налогообложение
имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Ставки налога
на прибыль, установленные законодательством штатов, различаются от 3 до 15% и
могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер. Наиболее высок
этот налог в Штатах Айова -12%, Коннектикут 11,5%, федеральном округе Колумбия
(административный центр-г. Вашингтон) - 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах
Миссисипи - от 3 до 5%, Юта-5% [27, С.14].
С точки зрения использования
регулирующего потенциала США, то он реализуется через следующие главные
элементы:
- применение норм ускоренной амортизации
основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и
соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет
собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования
инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;
- масштабные льготы, касающиеся инвестиций
в научно - исследовательские и опытно -
конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и
результатов от большинства видов налогообложения и др.
Вместе с тем в США иногда применяется
механизм изъятия сверхприбыли у сверхрентабельных субъектов (например, в
нефтяном бизнесе) через установление и введение налога на сверхприбыль.
Налог на доходы корпораций имеет
большое количество льгот. Многие штаты предоставляют налоговые льготы для тех
корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории.
Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для
штата. В общем, льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль примерно на 8%.
В Канаде налог на прибыль с
корпораций, как и в США, носит многоступенчатый характер, т.е. применяются как
федеральный, так и провинциальный налоги. Фискальная функция системы
налогообложения Канады, имеющая в основном ту же ориентацию, что и в США,
предполагает использование в качестве основного источника налоговых доходов
государства подоходный налог с физических лиц. Налогообложение доходов
хозяйствующих субъектов в данном случае еще более либерально, чем в США, и
налог на прибыль корпораций формирует около 7% доходов федерального бюджета и
менее 4% - провинциальных [27, С.14].
Реализация регулирующей функции
налога на прибыль ориентирована на использование норм ускорений амортизации
основных средств и на льготное налогообложение научных и конструкторских
разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития
высокотехнологичных производств.
В Канаде значительное внимание
уделяется стимулированию малого бизнеса, так как доля мелких фирм достигает 97%
от числа всех компаний. Показательно, что отношение к субъектам малого бизнеса
определяется исключительно объемом дохода, а не видом деятельности или численностью
работников. Для обеспечения нормальных условий развития в жесткой конкурентной
среде малым предприятиям предоставляются существенные льготы по налогу на
прибыль, Который может исчисляться по налоговым ставкам в 2,5 раза меньшим, чем
для аналогичных крупных предприятий.
Федеральная ставка корпоративного
налога составляет 21 %, провинциальные ставки устанавливаются законодательными
органами провинций в зависимости от вида деятельности (табл. 9 в приложении 4).
Многие провинции стимулируют привлечение инвестиций в производственный сектор
льготными налоговыми ставками.
Интересным с точки зрения возможного
применения в России является канадский налог на капитал, объектом обложения
которого признается сумма оплаченного капитала крупных корпораций с
капитализацией более 10 млн. канадских долларов и финансовых организаций. Указанный
налог является аналогом налога на сверхрентабельность в США и позволяет изымать
в бюджет сверхприбыль национальных монополий.