рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Налог на прибыль организаций

Поступления налога на прибыль организаций в федеральный бюджет в 2009 году составили 195 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом его поступления снизились в 3,9 раза в связи с экономическим кризисом.

За девять месяцев 2010 года (январь-сентябрь 2010 года) по предварительным данным в федеральный бюджет поступило 2 351,1 млрд. рублей, что на 29% больше, чем в январе-сентябре 2009 года. В январе-сентябре 2010г. основная масса администрируемых ФНС доходов федерального бюджета обеспечена поступлениями НДПИ (43%), НДС (42%) и налога на прибыль (8%).

Таким образом, удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ в 2008 году составлял 19%, что больше на 2%, чем в 2007 году, в 2009 году он уменьшился до 6%, что меньше на 13% чем в предыдущем году. За 9 месяцев 2010 года удельный вес поступлений налога на прибыль в федеральный бюджет РФ составил 8%, что больше на 2%, чем в 2009 году. При этом в январе-сентябре 2010г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РФ выросли на 43,3%. Отсюда можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах федерального и консолидированных бюджетов.

2.2 Поступления налога на прибыль в бюджетную систему Республики Татарстан

В последние годы основными бюджетообразующими налогами в Республике Татарстана были: налог на прибыль и налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ). Благоприятная внешняя конъюнктура, обусловленная высокой ценой на нефть, и увеличение объемов добычи способствовали росту поступлений в бюджет Республики Татарстан, как НДПИ, так и налога на прибыль. Доля поступлений основного бюджетообразующего налога в РТ - налога на прибыль организаций, долгое время занимавшего 1-е место в общих поступлениях, в 2009 г. серьезно сократилась. За 8 месяцев 2009 года поступления этого налога уменьшились более чем в 3 раза, в итоге его удельный вес снизился с 25,7% до 14,4% (14 млрд. рублей) [64].

Количество убыточных организаций в Татарстане за первые полгода 2009-го по сравнению с аналогичным периодом прошлого года увеличилось на 27% и достигло 3364. Сумма убытков, исчисленных по итогам шести месяцев 2009 г., составила 17,8 млрд. рублей[64].


Таблица 5 Поступление администрируемых Управлением ФНС России по Республике Татарстан доходов в бюджетную систему РТ за 2008- 9 мес. 2010 гг. млрд. рублей

 

2008

год

2009

год

в процентах

к 2008 году

9 месяцев 2010 года

в процентах

к 2009 году

Всего собрано налогов в бюджеты всех уровней 227,6 162,8 -28,5 152, 5 -6,3
в том числе:
В федеральный бюджет 126,8 77,8 -38,6 77,8 -19,3
консолидированный бюджет Республики Татарстан, в том числе: 100,7 85,0 -15,6 74,7 -12,1
-в республиканский бюджет 80,4 64,9 -19,3 59,6 -8,2
- местные бюджеты 20,3 20,1 -1 15,1 -24,9
Налог на прибыль организаций 54,8 28,0 -48,9 30,7 +9,7
В % от общего объема поступления в бюджеты всех уровней 24 17,1 -28,8 20,1 +17,6

Из таблицы 5 следует, что в структуре доходов бюджетов РТ:

1. Поступления налогов в консолидированный бюджет в 2009 году составили 85,0 млрд. рублей. По сравнению с 2008 годом налоговые поступления уменьшились на 15,7 млрд. рублей, или на 15,6%.

Поступления налогов в республиканский бюджет РТ в 2009 году составили 64,9 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 15,5млрд. рублей, или на 19,3%.

Поступления налога на прибыль организаций в бюджет РТ в 2009 году составили 28,0 млрд.руб. По сравнению с 2008 годом поступления уменьшились на 26,8 млрд. рублей, или на 48,9%, что объясняется экономическим кризисом.

2. В январе-сентябре 2010г. по предварительным данным поступления налогов в консолидированный бюджет РТ составили 74,7 млрд. руб. В девять месяцев 2010г. поступления налога на прибыль организаций в консолидированный бюджет РТ составили 30,7 млрд. руб., что на 2,7 млрд.руб. больше чем за полный 2009 год. Отсюда можно сделать вывод о том, что в связи с кризисом удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РТ в 2009 году снизился на 6,9%, а за девять месяцев 2010 года возрос на 3% по сравнению с полным 2009 годом. Поэтому собираемость налога на прибыль выросла.

Таким образом, в Российской Федерации роль налога на прибыль организаций в формировании доходной части федерального бюджета достаточно существенна. Налог на прибыль организаций занимает третье место после НДС и НДПИ. В связи с кризисом в 2009 году доля налога на прибыль уменьшилась, но по результатам девяти месяцев 2010 года удельный вес налога на прибыль в доходах консолидированного бюджета РФ вырос на 5,3%.

Также высока его роль в формировании доходной базы консолидированных бюджетов субъектов РФ, где он занимает второе место в их доходных источниках, уступая лишь налогу на доходы с физических лиц. Роль налога на прибыль в доходах регионального бюджета РТ все более возрастает с каждым годом. В связи с кризисом удельный вес поступлений налога на прибыль в консолидированный бюджет РТ в 2009 году снизился, но в 2010 года возрос. Отсюда можно сделать вывод, что предприятия постепенно выходят из кризиса и налог на прибыль начинает составлять все более весомую долю в доходах бюджетов разных уровней.

 

3. Направления совершенствования налогообложения прибыли организаций

 

3.1 Зарубежный опыт налогообложения прибыли корпораций

Налог на прибыль с корпораций в целом является наиболее характерной формой изъятия части прибыли в бюджетные системы современных государств. В Западной Европе этот налог действует в Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Греции, Дании, Испании, Италии, Нидерландах, Норвегии, Португалии, Турции, Финляндии, во Франции, в Швейцарии, Швеции. Самая низкая ставка налога - 9,8% - установлена в Швейцарии. В Швеции до 1991 г. была самая высокая ставка налога - 51%, в настоящее время она составляет 28% [22, C.4].

Вместе с тем налог имеет свои особенности в каждой отдельно взятой стране, которые зависят от многих факторов - экономических, политических, демографических, социальных и т.д. Например, во Франции налогообложению подлежит чистая прибыль, которая определяется с учетом сальдо по всем операциям. Общая ставка налога составляет 34% (однако она может повышаться до 42%). При расчете чистой прибыли отчетного периода возможно перенесение убытков как на будущие периоды (что является традиционным подходом), так и на предыдущие периоды. Льготы применяются в основном через ускоренную амортизацию основных фондов, льготируется также прирост инвестиций в развитие производства. Очевидно, что в этом проявляется забота государства об обновлении основных фондов и расширении процесса производства.

Американский опыт налогообложения интересен для РФ, в первую очередь, из-за сходности государственного устройства и экономических принципов. Фискальная роль налога на прибыль в США не столь значительна по сравнению с подоходным налогам, однако он представляет собой важный финансовый инструмент, который правительство использует для влияния на соотношения и пропорции в экономике с целью обеспечения стабильных темпов ее развития. Налог на прибыль корпораций формирует около 9% доходов федерального бюджета и в среднем не более 5% доходов бюджетов штатов [27, С.12]. В общей структуре налоговых поступлений налог на доходы корпораций занимает лишь третье место в доходах бюджета.

При налогообложении прибыли корпораций используются прогрессивные ставки 15, 25 и 34% в зависимости от суммы налогооблагаемой прибыли (Приложение 1).

Вносится налог на прибыль корпораций по следующей схеме — корпорация уплачивает 15% за первые 50 тыс. долл. налогооблагаемого дохода, 25% - за следующие 25 тыс. долл. и 34% — на оставшуюся сумму. Кроме того, на доходы в переделах от 100 до 335 тыс. долл. установлен дополнительный сбор в размере 5% [27, С.13]. Такое ступенчатое налогообложение имеет чрезвычайно важное значение для средних и малых предприятий. Ставки налога на прибыль, установленные законодательством штатов, различаются от 3 до 15% и могут носить как пропорциональный, так и прогрессивный характер. Наиболее высок этот налог в Штатах Айова -12%, Коннектикут 11,5%, федеральном округе Колумбия (административный центр-г. Вашингтон) - 10,25%. Наиболее низкие налоги в штатах Миссисипи - от 3 до 5%, Юта-5% [27, С.14].

С точки зрения использования регулирующего потенциала США, то он реализуется через следующие главные элементы:

- применение норм ускоренной амортизации основных фондов предприятий, позволяющих увеличивать долю издержек и соответственно снижать долю прибыли в цене продукции и услуг, что представляет собой форму льготы в части налога на прибыль, а также способ стимулирования инвестиций в развитие хозяйствующих субъектов;

- масштабные льготы, касающиеся инвестиций в научно - исследовательские и опытно - конструкторские работы вплоть до полного освобождения соответствующих затрат и результатов от большинства видов налогообложения и др.

Вместе с тем в США иногда применяется механизм изъятия сверхприбыли у сверхрентабельных субъектов (например, в нефтяном бизнесе) через установление и введение налога на сверхприбыль.

Налог на доходы корпораций имеет большое количество льгот. Многие штаты предоставляют налоговые льготы для тех корпораций, которые инвестируют свои средства на данной территории. Значительные скидки имеют и те компании, деятельность которых необходима для штата. В общем, льготы уменьшают общую ставку налога на прибыль примерно на 8%.

В Канаде налог на прибыль с корпораций, как и в США, носит многоступенчатый характер, т.е. применяются как федеральный, так и провинциальный налоги. Фискальная функция системы налогообложения Канады, имеющая в основном ту же ориентацию, что и в США, предполагает использование в качестве основного источника налоговых доходов государства подоходный налог с физических лиц. Налогообложение доходов хозяйствующих субъектов в данном случае еще более либерально, чем в США, и налог на прибыль корпораций формирует около 7% доходов федерального бюджета и менее 4% - провинциальных [27, С.14].

Реализация регулирующей функции налога на прибыль ориентирована на использование норм ускорений амортизации основных средств и на льготное налогообложение научных и конструкторских разработок, что фактически означает комплексное стимулирование развития высокотехнологичных производств.

В Канаде значительное внимание уделяется стимулированию малого бизнеса, так как доля мелких фирм достигает 97% от числа всех компаний. Показательно, что отношение к субъектам малого бизнеса определяется исключительно объемом дохода, а не видом деятельности или численностью работников. Для обеспечения нормальных условий развития в жесткой конкурентной среде малым предприятиям предоставляются существенные льготы по налогу на прибыль, Который может исчисляться по налоговым ставкам в 2,5 раза меньшим, чем для аналогичных крупных предприятий.

Федеральная ставка корпоративного налога составляет 21 %, провинциальные ставки устанавливаются законодательными органами провинций в зависимости от вида деятельности (табл. 9 в приложении 4). Многие провинции стимулируют привлечение инвестиций в производственный сектор льготными налоговыми ставками.

Интересным с точки зрения возможного применения в России является канадский налог на капитал, объектом обложения которого признается сумма оплаченного капитала крупных корпораций с капитализацией более 10 млн. канадских долларов и финансовых организаций. Указанный налог является аналогом налога на сверхрентабельность в США и позволяет изымать в бюджет сверхприбыль национальных монополий.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.