рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Место государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности государства

8.  формирование механизмов и мер финансово-экономической политики и институциональных преобразований, нейтрализующих или смягчающих воздействие негативных факторов;

9.  определение объектов, предметов, параметров контроля за обеспечением финансовой безопасности России.


2. Система государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности России

2.1 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля в обеспечении финансовой безопасности современной России

Среди российских экономистов нет единообразия в трактовке сущности и классификации как финансового, так и государственного финансового контроля (далее – ГФК) в частности. Проведенный анализ теоретических исследований российских экономистов системы ГФК позволяет определить ГФК как контроль, осуществляемый всеми федеральными органами, наделенными контрольными полномочиями, органами субъектов РФ, иными субъектами государственного управления в целях реализации финансовой политики и обеспечения финансовой безопасности государства.

Анализ содержания существующих методов финансового контроля, наиболее часто используемых в практической деятельности контрольных органов, свидетельствует, что отдельные оперативно-розыскные мероприятия, указанные в Законе № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»[7] и используемые органами МВД России в налоговой сфере, не отличаются от общепризнанных методов финансового контроля, в частности ими применяются - опрос, исследования предметов и документов, наблюдения, обследования помещений, зданий, сооружений,

Кроме того, необходимо дополнить методы государственного финансового контроля новым методом — финансовое расследование, которое получает все большее распространение в контрольной деятельности различных организаций.

Финансовый контроль выступает как одна из разновидностей деятельности органов государственной власти и органов государственного управления, как одно из проявлений важной роли финансов в регулировании общественных отношений. Осуществление финансового контроля есть форма государственного регулирования определенных производственных отношений.

Возможность проведения финансового контроля вытекает из наличия особой контрольной функции финансов, общественное назначение которой состоит, в частности, в обеспечении экономических условий для осуществления государством контроля за рациональным формированием и использованием централизованных и децентрализованных денежных фондов.

Непосредственным объектом финансового контроля являются процессы формирования денежных фондов и их использования, выражающие распределение стоимости общественного продукта или его распределение в натурально-вещественной форме и по стоимости.

Распространяется финансовый контроль на отношения производства, обмена и потребления через отношения распределения.

Государственный финансовый контроль (ГФК) — это установленная законодательством деятельность органов государственной власти и управления всех уровней по выявлению, предупреждению и пресечению:

1) ошибок и злоупотреблений в управлении государственными хозяйственной деятельности и отчуждаемыми нематериальными объектами государственной собственности, а также государственными имущественными правами, влекущих прямой или косвенный финансовый и/ или материальный ущерб государству;

2) денежными и материальными ресурсами (капиталами), используемыми в несоблюдении финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного, законодательства;

3) недостатков в организации систем управления (в том числе внутреннего контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных организаций (в том числе бюджетных учреждений) и их объединений, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства;

4) угроз финансовой безопасности государства.

В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности, целесообразности и эффективности распорядительных и исполнительных действий по:

1) управлению (включая стадии планирования, формирования, распределения и использования) государственными финансовыми и материальными (материальными продуктами человеческой деятельности, природными видами собственности) ресурсами, нематериальными объектами государственной собственности и государственными имущественными правами (там, где такое управление опосредствуется финансовыми, т.е. денежными, отношениями — например, образование финансовых ресурсов в процессе распоряжения материальными и нематериальными объектами, имущественными правами);

2) обеспечению их сохранности и приумножения для выполнения функций государства, а также созданию всех условий для этого;

3) обеспечению законности и оптимальности (в свете государственной политики) функционирования различных звеньев финансово-хозяйственной системы государства;

4) обеспечению финансовой безопасности государства.

Достижение цели ГФК обеспечивается реализацией следующих основных задач:

- организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходования государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Банке России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной части государственного бюджета;

- оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;

- контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;

- улучшение бюджетной и налоговой дисциплины;

- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и снижения расходной части бюджета;

- контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;

- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и других кредитных учреждениях;

- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионов;

- контроль за обеспечением финансовой безопасности государства (в ходе бюджетного процесса и др.).

Государственный финансовый контроль представляет собой комплексное явление, позволяющее рационально и эффективно организовывать не только социально-экономическую жизнь страны, но и другие сферы, включая и сферу национальной безопасности. Причем, его эффективное осуществление основывается на системном правовом регулировании.

 

2.2 Правовое регулирование государственного финансового контроля как фактора обеспечения финансовой безопасности Российской Федерации

Организация и функционирование четкой системы государственного финансового контроля - обязательный и непременный элемент финансовой политики, и поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общем комплексе мер общегосударственной системы регулирования общественных отношений, выявляющая упущения принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на более ранней стадии, с тем, чтобы иметь возможности принять соответствующие корректирующие меры, а впоследствии разработать и осуществить мероприятия, направленные на предотвращение возникновения подобных нарушений.

Рассматривая государственный финансовый контроль как регулируемую правовыми нормами деятельность государственных органов по контролю за формированием, распределением, целевым и эффективным расходованием средств централизованных и децентрализованных денежных фондов, накоплений, использованием государственной собственности, он также выступает важнейшим фактором обеспечения экономической и финансовой безопасности России.

Многообразие финансовых отношений, субъектом которых является государство, обусловливает широкое поле деятельности правового регулирования государственного финансового контроля как фактора обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Государственный финансовый контроль, направленный на обеспечение законности и правильности расходования финансовых средств страны, предотвращение злоупотреблений с использованием государственной собственности оказывает существенное влияние на экономическую безопасность страны. Эффективное правовое регулирование экономических, финансовых отношений и осуществление контроля выступает важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности Российской Федерации в целом.

В официальных документах Минфина России государственный финансовый контроль определяется как система мероприятий по контролю за соблюдением законодательных и других нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил по использованию государственных средств[8].

Общие правила и модель контрольной деятельности в финансовой сфере определяются следующими принципами: законности, независимости, объективности, ответственности, гласности, системности.

Таким образом, государственный финансовый контроль имеет широкое поле осуществления, уровни воздействия и границы применения, содержат множество сложно пересекающихся аспектов. Следовательно, для повышения эффективности государственного финансового контроля необходимо упорядочение этих составляющих в определенную, четко выверенную систему, закрепленную в нормативных и правовых актах.

Правовые основы государственного финансового контроля определены в Конституции Российской Федерации[9] (ст. 101), в частности, установлена норма, обязывающая создание независимого от Правительства Российской Федерации органа государственного финансового контроля - Счетной палаты Российской Федерации. Федеральным законом «О Счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 года указанный орган был создан.

Конституция Российской Федерации содержит ряд ориентиров, которые определяют контуры правового регулирования государственного финансового контроля и создают правовую базу для принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет комплекс мер в финансовой сфере к субъектам Федерации, которые выводятся из положений ст. 74, не допускающей установления таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, и ст. 75, не допускающей возможности эмиссии и введения каких-либо денег, кроме единой денежной единицы Российской Федерации (ч. 1 ст. 75), а также предусматривающей определение федеральным законодательством системы федеральных налогов и сборов, принципов налогообложения (ч. 2 ст. 75). В случае нарушения единства финансово-кредитной и банковской систем Российской Федерации, конституционно закрепленных принципов единого экономического рынка, свободы торговли и промышленности на всей территории государства, создания внутренних таможенных барьеров, на федеральные власти возлагается обязанность устранить препятствия и восстановить единство экономического пространства страны[10].

Конституционные принципы организации финансового контроля и функционирования органов государственного финансового контроля получают развитие и конкретизируются в соответствующих федеральных законодательных актах.

Проведенный анализ современного отечественного законодательства показал, что вопросы государственного финансового контроля в той или иной степени освещены в соответствующих пунктах налогового, бюджетного, таможенного кодексов, валютного и страхового законодательства, законодательства о налоговых органах, а также ряда других нормативно-правовых актов.

Правовому обеспечению государственного финансового контроля отводится особая роль, т.к. это контроль за законностью действий должностных лиц и использованием денежных средств государства. Однако объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями. Конкретные задачи в области бюджетной политики диктуются также необходимостью достижения реального устойчивого экономического роста, обеспечения экономической безопасности страны и т.д.

финансовая безопасность контроль


Заключение

Важнейший элемент экономической безопасности страны в современных условиях - это финансовая безопасность. Финансовая безопасность государства - основное условие его способности осуществлять самостоятельную финансово-экономическую политику в соответствии со своими национальными интересами.

Финансовая безопасность - понятие, включающее комплекс мер, методов и средств по защите экономических интересов государства на макроуровне.

Очевидно, что проблемы в области противодействия и нейтрализации угроз финансовой безопасности могут быть решены только совместными усилиями всех государственных контрольных органов. Вследствие этого, задачи по обеспечению финансовой безопасности разграничиваются на задачи, которые должны решаться системой специальных контролирующих органов исполнительной власти государства в сфере экономики и задачи, решение которых возлагается на отдельные федеральные органы, в том числе, и на правоохранительные органы.

Изменившиеся в настоящее время экономические условия требуют пересмотра некоторых теоретических и практических основ контрольной деятельности, в частности, касающиеся государственного финансового контроля, особенно в плане структуризации его видов и направлений, институциональных особенностей реализации этой важнейшей государственной функции.

Негативные процессы в экономике, происходящие в последние годы, во многом обусловлены ослаблением государственного управления, включая систему государственного финансового контроля, а также недостаточной научной проработкой новых рыночных регуляторов, в том числе финансов, кредита, налогов и т.д.

В условиях экономического кризиса необходимо в полной мере активизировать всю систему государственного финансового контроля, включающую как специальные органы контроля, так и органы, наделенные определенными функциями финансового контроля, что соответствует стратегической задаче повышения эффективности российской государственности до 2020 года.

В заключение отметим, что "слабым звеном" национальной финансовой системы пока является банковская сфера, требующая существенных институциональных преобразований, чтобы успешно выполнять свою основную функцию - кредитование реального сектора экономики и домашних хозяйств. Бюджетная система в целом и в условиях кризиса выполняет свое общественное назначение – финансирование действующих и принимаемых расходных обязательств, однако в ней в новых условиях происходит накопление потенциальных финансовых рисков, поэтому в бюджетный процесс необходимо внедрять инструменты и методы ответственного финансового менеджмента. Модернизация экономики требует и адекватной модернизации финансовой системы на основе обобщения лучшей зарубежной и отечественной практики, что и повысит финансовую безопасность России.

В сложившихся на сегодняшний день условиях, следующие пути совершенствования системы финансовой безопасности России следует принять во внимание:

·  установление пределов иностранного участия в капитале отечественных организаций;

·  отраслевые ограничения (ограничение или запрещение доступа иностранных инвестиций в отрасли, признаваемые особо важными для экономического и социо-культурного развития государства);

·  меры в отношении кампаний, осуществляющих ограничительную деловую политику, искажающую условия конкуренции;

·  требования в области производства, использования местных компонентов, передачи технологий и т.п.;

·  разработка действенных систем контроля привлечения и использования средств иностранных заимствований.

В некоторых вопросах обеспечения национальной безопасности страны государственный финансовый контроль отражает потенциал контроля и его воздействие на состояние организационно-правовой урегулированности общественных отношений, в частности, жизненно важных интересов личности, общества и государства.

Государственный финансовый контроль имеет сложную структуру, связанную с различными областями осуществления финансового контроля: обеспечение прав и свобод граждан, соблюдение законности и компетентности в деятельности органов ГФК, исполнения Конституции РФ и соответствующего законодательства в отношении субъектов экономической и социальной сфер.

Государственный финансовый контроль охватывает всю совокупность финансово-правовых институтов. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах. Проблема состоит в том, что имеющаяся разобщенность в нормах, принципах, методах, формах, функциях осуществления государственного финансового контроля создает угрозы национальной безопасности страны.

На наш взгляд, в целях совершенствования государственного финансового контроля в сфере взаимодействия органов финансового контроля необходимо в каждом регионе создать координирующую структуру из сотрудников правоохранительных и всех контролирующих органов, чьими функциями является обеспечение бюджетной и налоговой безопасности, поскольку в настоящее время отношения между ними строятся на периодических связях, и нет четкой координации деятельности с целью усиления и широты охвата контролирующих субъектов.


Список использованной литературы

1.  Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2.  Федеральный Закон 12 августа 1995 года N 144-ФЗ. Об оперативно-розыскной деятельности (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3.  Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 /Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года// Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Электронный ресурс.- Режим доступа: http://www.consultant.ru

4.  Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5979

5.  Россия, вперед!/ Статья Президента РФ Д.А. Медведева от 10 сентября 2009 года. URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413

6.  Бурцев В.В. Организация системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: Теория и практика. - М., 2002. – 495 с.

7.  Бурцев В.В. Государственный финансовый контроль: методология и организация / В.В. Бурцев— М.: Информационно-внедренческий центр "Маркетинг", 2000. 392 с.

8.  Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1.

9.  Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. - 2000. - № 1.

10.  Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005.

11.  Моданов В.В. Некоторые вопросы правового обеспечения государственного финансового контроля. - М.: Изд-во «Известия Международной академии наук», № 1-6, 2005.

12.  Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции "Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2000 г.

13.  Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. - № 1. – С. 99.

14.  Сенчагов B.K. Как обеспечить экономическую безопасность России/ // Российская федерация сегодня.- 2007.- 6. С. 36-37

15.  Экономическая безопасность России: Концепция правовые основы - политика / Р.Ф. Исмагилов, В.П. Сальников, С.В. Степашин. - СПб. 2001. - 459 с.


[1] Россия, вперед!/ Статья Президента РФ Д.А. Медведева от 10 сентября 2009 года.

URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5413

[2] Послание Президента РФ Д.А. Медведева Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 года.

URL: http://news.kremlin.ru/transcripts/5979

[3] Сенчагов В.К. О сущности и основах стратегии экономической безопасности России // Вопросы экономики. – 1995. - № 1. – С. 99.

[4] Осипов Ю.М. Финансовая экономика как высшая форма бытия экономики. Материалы к докладу на международной научной конференции "Финансовая экономика: концепция, структуры, менеджмент". - М.: МГУ, апрель 2000 г.

[5] Кочетов Э., Петрова Г. Геоэкономика: финансы реальные и виртуальные (финансовый дуализм и его правовые аспекты)//Общество и экономика. - 2000. - № 1.

[6] Бурцев В.В. Факторы финансовой безопасности // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001. — № 1.

[7] Федеральный Закон 12 августа 1995 года N 144-ФЗ. Об оперативно-розыскной деятельности (в ред. от 22.12.2008 N 272-ФЗ). // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[8] Бюджетная политика и бюджетная система России: итоги 2000-2003 гг. и задачи на перспективу. Т. 1. М., 2004. с. 174.

[9] Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

[10] Моданов В.В. Роль государственного финансового контроля в обеспечении национальной безопасности Российской Федерации. - М.: Изд-во ООО «ИД «РИПОЛ классик», 2005. – с. 28.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.