рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Лизинг в России. Проблемы и пути решения

Оперативный лизинг– это арендные отношения, при которых расходы лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемого в лизинг имущества, не покрываются лизинговыми платежами в течение срока действия договора лизинга (одного из возможных договоров лизинга конкретного имущества).  «Оперативный лизинг характеризуется следующими основными чертами:

- лизингодатель не рассчитывает возместить все свои затраты за счет поступления лизинговых платежей от одного лизингополучателя по одному договору;

- договор лизинга заключается на срок менее срока физического износа оборудования и может быть расторгнут лизингополучателем в любое время;

- риск повреждения или утраты объекта сделки лежит в основном на лизингодателе, хотя в договоре может предусматриваться определенная ответственность лизингополучателя за порчу переданного ему имущества, но ее размер значительно меньше первоначальной цены имущества;

- размеры лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, т.к. лизингодатель, не имея полной гарантии окупаемости затрат, вынужден учитывать различные коммерческие риски (риск не найти лизингополучателя на весь объем имеющегося оборудования, риск поломки объекта сделки, риск досрочного расторжения договора) путем повышения цены на свои услуги;

- объектом сделки являются преимущественно наиболее популярные виды машин и оборудования» [19].

При оперативном лизинге лизинговая компания приобретает оборудование заранее, не зная конкретного лизингополучателя. Лизинговые компании при этом виде лизинга как правило сами страхуют имущество, передаваемое в лизинг, и обеспечивают его техническое обслуживание и ремонт.

Лизингополучатель предпочитает оперативный лизинг в случаях, когда:

- предполагаемые доходы от использования арендованного оборудования не окупают его первоначальной цены;

- оборудование требуется на небольшой срок (сезонные работы или разовое использование);

- оборудование требует специального технического обслуживания;

- объектом сделки выступает новое, непроверенное оборудование, а также оборудование с высокой степенью морального старения.

Есть мнение, что оперативный лизинг по своей природе является обычным договором аренды, поскольку у лизингодателя отсутствует обязанность приобрести имущество, отвечающее четким указаниям лизингополучателя. В частности отмечалось, что оперативный лизинг не может быть признан в качестве вида лизинга потому что срок пользования имуществом намного меньше нормативного срока его службы, а также не обеспечивается полная компенсация затрат лизингодателя. Согласно другой точки зрения, возможность существования оперативного лизинга не отрицается, но его существование целесообразно только в том случае, когда не возникает трудностей с повторной сдачей оборудования в аренду, а также нет риска его морального старения. В соответствии с третьей позицией оперативный лизинг имеет место быть и является привлекательным для лизингополучателей, востребованным.

По условиям амортизации выделяют:

- лизинг с полной амортизацией, когда срок договора равняется нор­мативному сроку службы имущества и в течение срока его действия происходит полная вы­плата лизингодателю стоимости лизингового имущества;

- лизинг с неполной амортизацией, когда срок договора меньше нормативного срока службы имущества, и в течение его дей­ствия окупается только часть стоимости лизингового имуще­ства.

В зависимости от сектора рынка, где проводятся лизинговые операции, выделяют:

а) внутренний лизинг;

б) внешний (международный) лизинг:

1) экспортный, когда лизингополучателем является зарубежная страна;

2) импортный, когда лизингодателем является иностранное государство;

3) прямой, когда все операции совершаются международными организациями из разных стран;

4) транзитный, при котором лизингодатель одной страны берет кредит или приобретает имущество в другой стране и поставляет его лизингополучателю из третьей страны.

По составу участников (субъектов) лизинговой сделки выделяют:

- прямой лизинг;

- косвенный лизинг (лизинг «стандарт»).

При прямом лизинге в двусторонней сделке собственник имущества (продавец, поставщик или производитель) самостоятельно сдает объект в лизинг. При косвенном лизинге передача имущества происходит через посредника. В данном случае имеет место классическая (лизинг «стандарт») трехсторонняя сделка (продавец - лизингодатель - лизингополучатель).

Частным случаем прямого лизинга является возвратный лизинг, при котором собственник имущества передает право собственности на него будущему лизингодателю на условиях договора купли-продажи и одновременно вступает с ним в отношения в качестве арендатора имущества. В этом случае продавец и лизингополучатель - одно и то же юридическое лицо. Если предприятие нуждается в имуществе, но в данный момент испытывает трудности с финансовыми ресурсами, ему крайне выгодно продать имущество лизинговой компании и одновременно фактически продолжать пользоваться им. Это не исключает возможности последующего выкупа имущества после окончания срока договора и восстановления права собственности. Предприятие, получив средства от проданного имущества, может использовать их для усовершенствования или для расширения своего производства, используя льготы налогообложения лизинговых операций. «Экономисты отмечают также открывающуюся возможность выравнивания баланса путем продажи своего движимого и недвижимого имущества не по балансовой, а по обычно опережающей рыночной стоимости. Осовременивая таким способом свой баланс, предприятие приводит его в соответствие с рыночной обстановкой, существенно увеличивая финансовый потенциал и одновременно удерживая свою прежнюю собственность в пользовании» [18].

Такой "вид" лизинга как прямой по сути является обычной арендой: отсутствие фигуры продавца в лизинговой схеме стирает грань различия между лизингом и арендой. При всей привлекательности для лизингополучателя условий договора возвратного лизинга он не отвечает основным целям института лизинга. В первую очередь, это связано с тем, что договор лизинга призван стимулировать предпринимателей расширять и совершенствовать свое производство, обновлять машинный парк и оборудование, налаживать производство с помощью новейших технологий и разработок. Лизингополучатель получает дополнительные денежные средства от разницы между реализацией своего оборудования и использованием его же на условиях пользования, однако не получает нового (или иного необходимого, специально для него приобретенного) оборудования.

По типу имущества (предмета лизинга) выделяют:

- лизинг машинно-технической продукции (лизинг движимости);

- лизинг недвижимости;

- лизинг бывшего в эксплуатации имущества.

Обращение к лизингу имущества б/у выгодно как продавцу, так и лизингополучателю: продавец предоставляет в лизинг простаивающее имущество, тем самым компенсирует убытки от вынужденных простоев, а лизингополучателя привлекает относительно невысокая стоимость имущества.    

По объему обслуживания передаваемого в лизинг имущества выделяют:

- чистый лизинг, при котором все обслуживание передаваемого имущества берет на себя лизингополучатель, поэтому расходы по обслуживанию оборудования не включаются в лизинговые платежи;

- лизинг с полным набором услуг, когда на лизингодателя возлагается полное или частичное обслуживание предмета лизинга.

По отношению к налоговым льготам выделяют:

- фиктивный лизинг;

- действительный лизинг.

Если сделка носит спекулятивный характер и заключается исключительно с целью извлечения наибольшей прибыли за счет получения необоснованных льгот, а не за счет налаживания и усовершенствования производства, то эта сделка может быть признана фиктивным лизингом. По сути, такой договор - притворная сделка, прикрывающая иную операцию, и ничтожен с момента заключения. В случае действительного лизинга лизингодатель имеет законное право на причитающиеся налоговые льготы.

По характеру лизинговых платежей выделяют:

- лизинг с денежным платежом, когда все платежи производятся в денежной форме;

- лизинг с компенсационным платежом, когда платежи осуществляются в форме поставки товаров или в форме оказания встречных услуг (зачетом);

- лизинг со смешанным платежом, когда сочетаются вышеназванные формы расчетов.

По числу лиц, выступающих на стороне лизингодателя, выделяют лизинг с привлечением средств, который, в свою очередь, подразделяется на:

- раздельный лизинг (лизинг, частично финансируемый лизингодателем);

- групповой лизинг (акционерный).

Раздельный лизинг используется при особо крупных и дорогостоящих сделках, ему присуще многоканальное финансирование. «Экономический смысл раздельного лизинга заключается в том, что лизингодатель, покупая предмет лизинга, выплачивает из своих средств только часть необходимой суммы, остальную часть он берет взаймы для этой цели у одного или нескольких заимодавцев. Такая ссуда выдается на определенных условиях: заемщик-лизингодатель не несет всей полноты ответственности перед заимодавцами за полный и своевременный возврат ссуды, т.к. она возмещается за счет поступающих лизинговых платежей; в пользу займодавцев оформляется залог на ссуду» [17]. Предметом раздельного лизинга чаще всего является оборудование для предприятий коммунального обслуживания, парков грузовых автомобилей, подвижных железнодорожных составов, кораблей.

При групповом лизинге на стороне лизингодателя выступают несколько лиц, но назначается одно доверенное лицо, ответственное в последующем за совершение всех необходимых действий.

По сроку действия договора лизинга выделяют:

- краткосрочный лизинг (до 1,5 лет);

- среднесрочный лизинг (от 1,5 до 3 лет);

- долгосрочный лизинг (более 3 лет).

В зависимости от стоимости объекта лизингового договора выделяют:

- мелкий лизинг;

- стандартный лизинг;

- крупный лизинг.

Предметом мелкого лизинга выступают, например, компьютеры, системы безопасности, телефонные станции. Стандартный лизинг заключается обычно в отношении мини-пекарен, заводов по разливу воды и т.п. Предметом крупного лизинга становятся самолеты, морские суда.

Законодательство некоторых стран в зависимости от наличия или отсутствия преимущественного права продолжить срок лизингового договора, разделяет:

- растяжимый лизинг, когда лизингополучателю такое право предоставляется;

- срочный лизинг, когда договор заключается на определенный период, по истечении которого имущество переходит в собственность к лизингополучателю или возвращается к лизингодателю.

Кроме того, можно выделить следующие виды лизинга:

- сублизинг  - сделка, при которой лизингополучатель с согласия лизингодателя может передать предмет лизинга в пользование другим юридическим лицам;

- лизинг «поставщику»: в этом случае продавец оборудования также становится лизингополучателем, как и при возвратном лизинге, но арендованное имущество используется не им, а другими арендаторами, которых он обязан найти и сдать им объект сделки в аренду. Субаренда является обязательным условием в договорах подобного рода;

- компенсационный лизинг, когда арендные платежи осуществляются продавцом продукции, изготовленной на оборудовании, являющимся объектом лизинговой сделки;

- контрактный наем – это специальная форма лизинга, при которой лизингополучателю предоставляются в аренду комплектные парки машин, сельскохозяйственной, дорожно-строительной техники, тракторов, автотранспортных средств;

- генеральный лизинг, когда у лизингополучателя есть право дополнять список арендуемого оборудования без заключения новых контрактов.

На практике имеет место сочетание различных типов лизинговых договоров (смешанных договоров), что увеличивает число видов лизинга.

1.3  Субъекты лизинга

Субъектами лизинга или участниками лизинговой деятельности являются лизингодатель, лизингополучатель, продавец (поставщик, производитель) и необязательная сторона лизинговой сделки, но возможная-  страховщик.

Лизингодатель (лизинговая компания (фирма)) - физическое или юридическое лицо, которое за счет привлеченных и (или) собственных средств приобретает в ходе реализации договора лизинга в собственность имущество и предоставляет его в качестве предмета лизинга лизингополучателю за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование с переходом или без перехода к лизингополучателю права собственности на предмет лизинга.

Лизингополучатель - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором лизинга обязано принять предмет лизинга за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и в пользование в соответствии с договором лизинга.

Продавец - физическое или юридическое лицо, которое в соответствии с договором купли-продажи, заключенным с лизингодателем, продает лизингодателю в обусловленный срок имущество, являющееся предметом лизинга.

Страховщик- это страховая компания, которая участвует в сделке лизинга, осуществляя страхование имущественных, транспортных и прочих видов рисков, связанных с предметом лизинга и (или) лизинговой сделкой.

 Любой из субъектов лизинга может быть резидентом или нерезидентом Российской Федерации, т.е. юридическим или физическим лицом, зарегистрированным на территории той или иной страны.

«Наиболее крупными лизинговыми компаниями России по данным ЗАО «Рейтинговое Агентство «Эксперт РА» (Эксперт РА) (ведущее национальное рейтинговое агентство в России)  на 01.10.2010г. являются: ОАО «ВТБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «Сбербанк Лизинг» (лизинг автотранспорта, спецтехники, недвижимости, подвижного состава, воздушных, морских и речных судов), ОАО «ВЭБ- Лизинг» (универсальная лизинговая компания, оказывающая услуги лизинга производственно - технологического оборудования, транспорта и недвижимости), ОАО «Ильюшин Финанс КО» (авализинговая компания), ООО «ТрансКредитЛизинг» (лизинг подвижного железнодорожного состава, авиатехники), ООО «Газтехлизинг» (лизинг широкого спектра оборудования — транспортной техники, строительной и специальной техники, оборудования для добычи и транспорта газа, системы телекоммуникаций, оборудования для банков, компьютерной и офисной техники), ООО «Лизинговая компания «Уралсиб» (лизинг легкового и коммерческого автотранспорта), ЗАО «Бизнес Альянс» (реализует крупные инфраструктурные объекты), компания Europlan (автолизинговая компания), ЗАО «Дойче Лизинг Восток» (универсальная лизинговая компания), ЗАО «М.Т.Е.-Финанс» (лизинг оборудования и авиатехники), Группа Компаний «Балтийский Лизинг» (ЗАО «Балтийский Лизинг», ООО «Балтийский Лизинг) (универсальная лизинговая компания) и другие» [50].


ЛИЗИНГ В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

2.1 Процесс становления лизинговых отношений в России

Можно выделить шесть этапов развития лизинговых отношений в России.

Первый период - до начала 90-х годов XX века. Этот период характеризуется отсутствием специального законодательства о лизинге, неразвитостью этой формы предпринимательства, отсутствием четких представлений о правовом положении сторон сделки.

Первым и наиболее заметным фактом участия СССР в лизинговых сделках стали поставки на условиях "ленд-лиза" (государственная программа, по которой Соединённые Штаты Америки, в основном на безвозмездной основе, передавали своим союзникам во Второй мировой войне боеприпасы, технику, продовольствие и стратегическое сырьё, включая нефтепродукты.).

«До перестройки в СССР лизинговые операции проводились в основном внешнеторговыми организациями, например такими как: «Совфрахт», «Автоэкспорт», «Совтрансавто», «Авиаэкспорт», «Совкомфлот», «Трактороэкспорт». Преобладающий объем операций приходился на импорт оборудования из развитых капиталистических стран, т.е. наша страна выступала в основном в качестве лизингополучателя» [44]. Внутренний лизинг вообще не получил в то время какого-либо заметного развития. Такое положение дел было обусловлено, в частности, наличием только государственного сектора экономики. Лизинг как институт гражданского права не был известен Гражданскому кодексу РСФСР от 11.06.1964г. и Основам гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик от 08.12.1961г. Нормативная база для регулирования лизинговых отношений отсутствовала.

В России наиболее подходящие условия для развития лизинга сложились на рубеже 80-90-х годов, в период перехода к рыночным отношениям, возможности использования разнообразных договорных форм участниками предпринимательских отношений, необходимости в инвестициях.

Второй период - с начала 90-х годов до 1998 года. С началом "рыночных" реформ и переходом к многоукладной экономике в деятельности компаний начали появляться договоры, которые содержали в себе элементы лизинговых сделок. Однако специальное законодательство все еще отсутствовало. В начале 90-х годов в России начали появляться первые лизинговые компании, большинство из которых были учреждены коммерческими банками. К середине 90-х годов Правительство Российской Федерации (РФ), оценив потенциал лизинга и его преимущества для экономического развития страны, приняло ряд постановлений, направленных на поддержку лизингового сектора. 17.09.1994г. Президентом РФ был издан Указ №1929 «О развитии финансового лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящее время Указ утратил силу), согласно которому Правительству РФ была поставлена задача разработать и в месячный срок утвердить Временное положение о лизинге, предусмотрев в нем: определение лизинга как вида предпринимательской деятельности, направленного на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств в имущество, передаваемое по договору физическим и юридическим лицам на определенный срок. Впервые в российском законодательстве термин «лизинг» был обозначен в вышеназванном Указе Президента РФ.

Во исполнение Указа Президента №1929 было издано Постановление Правительства РФ от 29.06.1995г. №633 «О развитии лизинга в инвестиционной деятельности» (в настоящий момент Постановление утратило силу). Постановлением было утверждено Временное положение о лизинге, согласно которому лизинг был определен как вид предпринимательской деятельности, направленной на инвестирование временно свободных или привлеченных финансовых средств, когда по договору финансовой аренды (лизинга) арендодатель (лизингодатель) обязуется приобрести в собственность обусловленное договором имущество у определенного продавца и предоставить это имущество арендатору (лизингополучателю) за плату во временное пользование для предпринимательских целей.  Временное положение о лизинге описывало:

- общие принципы осуществления лизинговых операций;

- права и обязанности участников лизингового договора;

- состав и порядок уплаты лизинговых платежей.

«На рынке появились новые компании, учрежденные финансово-промышленными группами (объединения промышленных предприятий с финансовыми учреждениями на основе установленных между ними отношений экономического и финансового взаимодействия.). Также начали создаваться лизинговые компании с участием муниципальных и региональных органов власти, использовавшие финансирование из бюджетных источников под низкие или нулевые процентные ставки для реализации различных государственных программ, связанных с обновлением фондов или поддержкой начинающих или развивающихся бизнесов. В основном это были отраслевые лизинговые компании, такие как: «Аэролизинг», «Лизингуголь», «Росстанкоминструмент», «Росагроснаб»» [44].

В 1994 году 15 лизинговых компаний России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной власти, международных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компаний (Рослизинг). Цель Ассоциации - координация деятельности организаций, входящих в её состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав её членов.

Данный период можно охарактеризовать следующими признаками:

- отсутствием специальных нормативных актов в сфере лизинга, хотя лизинг развивался с применением норм законодательства об аренде. До 1996 года лизинг мог осуществляться в качестве сделок, "хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему";

- большой степенью риска для участников лизинговой деятельности, что сдерживало развитие лизинга.

Два постановления, принятые Правительством РФ, сыграли важную роль в развитии лизинга. Первое Постановление от 20.11.1995г. №1133 «О внесении дополнений в Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг)…» (в настоящий момент Постановление утратило силу) предусматривало право лизингополучателя на включение лизинговых платежей в состав затрат, учитываемых при налогообложении прибыли. Второе Постановление от 27.06.1996г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации» предусматривало, что стороны договора лизинга могут применять механизм ускоренной амортизации к активам, являющимся объектами финансового лизинга, при отражении таковых в своей финансовой отчетности.

Дальнейшее нормативное закрепление лизинговые отношения (в т.ч. договорные основы лизинга) получают с вступлением в силу с 01.03.1996г. части второй ГК РФ. С тех пор все нормативные документы, регулирующие отношения финансовой аренды (лизинга), применяются в части, не противоречащей ГК РФ.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.