Курсовая работа: Конверсия продукции оборонного комплекса на примере ОАО "Станкомаш"
Курсовая работа: Конверсия продукции оборонного комплекса на примере ОАО "Станкомаш"
Оглавление
Введение
Глава 1 Теоретические аспекты
государственного регулирования конверсии ОПК
1.1 Оборонно-промышленный комплекс и
организационные проблемы конверсии
1.2 Пути решения проблемы конверсии
оборонного комплекса в России
1.3 Перспективы государственного
регулирования конверсии оборонного комплекса
Глава 2 Конверсия продукции ОАО "Станкомаш"
2.1 История ОАО "Станкомаш"
2.2 Конверсия предприятия
2.3 ОАО "Станкомаш" в реалиях
настоящего времени
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Осуществление реформ в
экономике в значительной мере зависит от того, как будут идти преобразования в
военно-промышленном комплексе, где сосредоточен основной производственный и
интеллектуальный потенциал страны. ВПК аккумулировал в себе лучшую часть производственных
фондов, научно-технической базы, кадровых ресурсов страны.
Несмотря на то, что в
различных инстанциях неоднократно высказывались намерения провести в России
военную реформу, создать профессиональную армию, принципиально обновить
вооружение и военную технику, пока принципиальных изменений ни в боеготовности
Вооруженных сил, ни в перспективах развития оборонной промышленности страны не
произошло.
В развитии оборонного
комплекса, несмотря на возрастающие из года в год экспортные показатели
(далекие пока от уровня 1980-х годов), можно выделить ряд серьезных проблем:
– старение
производственных мощностей предприятий, на реконструкцию которых не хватает
денежных средств;
– резкое увеличение
среднего возраста занятого персонала с приближением его к пенсионному;
– недостаточные объемы
денежных средств, выделяемых за последние 15 лет на НИОКР оборонной тематики,
что уже в ближайшее время создаст серьезные проблемы, связанные с разработкой и
выпуском в РФ вооружений и военной техники новых поколений;
Производство российских
вооружений и военной техники в последние десять лет ориентировано в первую
очередь на нужды других государств, поэтому результаты деятельности оборонных
предприятий очень сильно зависят от наличия заказов на экспортные поставки.
Если эти проблемы не
будут решены в ближайшее время, российская оборонная промышленность рискует
оказаться неконкурентоспособной в производстве военной продукции как на
внутреннем, так и на внешнем рынках.
Поэтому актуальность и
практическая значимость поставленных проблем определила выбор темы курсовой
работы, ее цель, предмет исследования и задачи.
Целью данной работы
является описание сущности конверсии оборонного комплекса, изучение актуальных
проблем реформирования ОПК, их решения, перспективы дальнейшей конверсии
оборонных предприятий России, а также рассмотрение конверсии оборонного
комплекса на примере предприятия Челябинской области.
Предметом исследования в
данной курсовой работе являются проблемы развития и реформирования российского
оборонно-промышленного комплекса.
Для раскрытия данной цели
определены и последовательно решаются следующие задачи:
- определение экономической
сущности оборонно-промышленного комплекса;
- рассмотрение основных
проблем, присущих направлению;
- выявление основных
путей решения поставленных проблем;
- изучение современное
реформирование комплекса и перспектив развития российской оборонной
промышленности.
Глава 1 Теоретические
аспекты государственного регулирования конверсии ОПК
1.1 Оборонно-промышленный
комплекс и организационные проблемы конверсии
Оборонно-промышленный комплекс РФ является частью экономики
России и включает в себя органы государственного управления и власти,
промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными
исследованиями и созданием вооружения и военной техники. Как синонимы ОПК
используются также термины "военная промышленность" и "оборонная
промышленность".
ОПК включает отрасли промышленности, которые определенно
производят военную продукцию (например, артиллерию, ракеты, подводные лодки), а
также отрасли, выпускающие гражданскую продукцию. В процессе разработки и
выпуска вооружения и военной техники могут принимать участие предприятия
различных отраслей, для большинства из которых такая работа может являться
непрофильной. Таким образом, существует несколько определений ОПК, но все они
сводятся к одному наиболее общему.
Оборонно-промышленный комплекс – это совокупность научных,
исследовательских, испытательных организаций и предприятий (заводов)
промышленности, выполняющих государственный оборонный заказ, т. е. производящих
продукцию и услуги в интересах обороны для российских силовых структур и
обеспечения поставок вооружения и военной техники (ВВТ) иностранным
государствам в рамках военно-технического сотрудничества.
Оборонно-промышленный комплекс объединяет крупные
государственные и частные предприятия (концерны, консорциумы, тресты и т.п.),
ассоциированные в своей деятельности с другими производителями военной
продукции, научно-исследовательскими и испытательными организациями (институтами,
университетами, лабораториями, полигонами), заказывающими учреждениями
вооруженных сил и органами государственного управления.
Ядро оборонно-промышленного комплекса России сегодня
объединяет более 1400 предприятий и организаций, основной деятельностью которых
является разработка и производство ВВТ. Эти предприятия курируются федеральными
властями либо непосредственно (для госпредприятий), либо опосредованно через
реализацию единой государственной политики в области ОПК (для акционерных
обществ).
Производственные мощности, ранее использовавшиеся для выпуска
вооружения и военной техники, с той или иной степенью эффективности
переоснащаются на производство продукции двойного или чисто гражданского
назначения. Так, в авиационной промышленности осуществляется выпуск
газотурбинных установок и газоперекачивающих агрегатов, нефтепромыслового
оборудования, металлорежущих станков с автоматизированными системами
управления. В электронной промышленности производятся интегральные микросхемы,
электровакуумные и полупроводниковые приборы, контрольно-измерительная
аппаратура. Судостроительная промышленность выпускает противопожарные суда,
буксиры, рыболовные судна (преимущественно на экспорт). На предприятиях
ракетно-космической промышленности развивается производство медицинской
аппаратуры и аппаратуры для многофункционального мониторинга окружающей среды. В состав
ОПК в зависимости от видов деятельности входят следующие основные объекты:
- научно-исследовательские организации, занимающиеся
теоретическими разработками;
- конструкторские бюро (КБ), создающие опытные образцы
оружия;
- испытательные лаборатории и полигоны, где происходит
испытание оружия, только вышедшего из заводских стен;
- производственные предприятия, где осуществляется выпуск
оружия.
Доля промышленных предприятий в оборонном комплексе
составляет около 45%, остальные 55% приходятся на научные организации и
научно-производственные объединения, занимающиеся разработкой и модернизацией
ВВТ.
По своему отраслевому составу ОПК делится на несколько
основных отраслей:
1. Производство ядерного оружия
2. Авиационная промышленность
3. Ракетно-космическая промышленность
4. Производство стрелкового и артиллерийского оружия
5. Военное судостроение
6. Бронетанковая промышленность
7. Радиоэлектронная промышленность
Снижение
уровня вооруженного противостояния в мире вызвало к жизни интенсификацию
процесса конверсии оборонного производства.
Сейчас более
80% основных фондов российских оборонных предприятий полностью
амортизировано.Средний возраст работающих в ОПК приближается к 50 годам.
Основные средства в обновление фондов вкладывают сами предприятия. Сегодня
общая загрузка предприятий ОПК составляет менее 30%, доля гособоронзаказа при
этом составляет 25-30% от общей загрузки.
Частичная или
полная переориентация предприятий (производственных мощностей,
научно-технического потенциала и трудовых ресурсов) с военных на гражданские
нужды представляет собой конверсию. Практически конверсия означает сокращение
производства вооружения и военной техники и увеличение выпуска товаров и услуг
для удовлетворения нужд населения и общества в целом. С целью производства
конкурентоспособной гражданской продукции для внутреннего и внешнего рынка
используются высокие технологии оборонного комплекса.
Таким
образом, конверсия стала реальным процессом передачи новых технологий из
оборонной сферы в гражданские отрасли производства. Поскольку предполагалось,
что конверсия охватит все сферы экономики и общественной жизни, то требовалось
решить проблему формирования и реализации эффективной российской программы
конверсии, в рамках которой ОПК был бы способен выпускать большое количество
различных товаров, в т.ч. наукоемкой продукции гражданского назначения. Это
беспрецедентная по масштабам задача. В результате проведения конверсии удельный
вес гражданской продукции в общих объемах промышленного производства оборонных
предприятий существенно увеличился и по данным Минэкономразвития РФ составляет
более 80%, а в Федеральной службе по атомному надзору РФ – 90% .
Организационная
структура отечественной военной промышленности, объем производства которой
занимал большую долю от общего объема промышленного производства, довольно
близка к корпоративной. Многие предприятия создавались и функционировали в
составе конкретных технологических цепочек. Это создает реальные предпосылки
для межотраслевой интеграции и образования многоотраслевых объединений типа
корпораций. Для многих предприятий военно-промышленного комплекса образование
корпораций является условием выживания – сохранения кадров, научных
подразделений, социальной инфраструктуры, получения заказов,
материально-технического обеспечения и сбыта готовой продукции.
За короткий срок, на
основе конверсионных технологий, в отрасли было создано много новых образцов
продукции, отличающихся оригинальностью конструкторских и технологических
проработок. Однако в силу тяжелейшего финансового положения предприятий ОПК и
снижения покупательной способности во многих случаях оказалось невозможным
реализовать на должном уровне проекты по организации массового производства новых
технологий и продукции.
Конверсия не
может рассматриваться как процесс, связанный только с экономией финансовых,
материальных, трудовых и других ресурсов. Она требует значительных затрат на
строительство и реконструкцию цехов, участков, модернизацию и замену
оборудования, расширение и техническое перевооружение производства, а также на
переподготовку кадров, выплату выходных пособий и т. д. Решение этой задачи
предполагает использование методов государственного управления в сочетании с
рыночными методами.
Поэтому для
обеспечения устойчивости процесса конверсии был создан по инициативе российской
общественности, поддержанной руководством ОПК, Министерства обороны и
заинтересованными зарубежными организациями Международный фонд конверсии (МФК).
Фонд имеет статус международной независимой неправительственной организации,
пользуется поддержкой федеральной и региональных администраций России, имеет
обширные контакты и представительства в ряде стран и состоит членом Ассоциации
неправительственных организаций ООН.
Наряду с
некоторыми позитивными результатами конверсии отдельных предприятий ОПК, в этом
процессе имеются существенные недостатки. В частности, анализ осуществляемой
одновременно с приватизацией конверсии оборонного производства. Анализ
показывает, что обвальный характер ее проведения поставил под угрозу
существование ОПК России как такового, в связи с чем основные усилия
государства в сложившейся ситуации должны быть направлены на обеспечение
выживания этого комплекса. При этом надо учитывать градообразующий характер
некоторых предприятий ОПК, а также необходимость сохранения уникальных
технологий, которые не могут быть использованы в настоящее время в
народнохозяйственных целях, но утрата, которых нанесет непоправимый ущерб
национальным интересам.
К числу основных
причин, делающих конверсию оборонного производства болезненно трудной,
относятся, прежде всего, недостаточность финансирования, несовершенство форм
управления конверсионными программами и недостаточная эффективность изменения
форм собственности предприятий ОПК. Кроме того, большие задержки с утверждением
программ развития систем вооружения и государственного оборонного заказа не
позволяют руководителям отраслей и предприятий своевременно определяться с
направлениями развития собственного производства, нормированием размеров
мобилизационных мощностей и, следовательно, выбором путей конверсии
предприятий.
Попытки
поддержать ОПК путем массовой конверсии предприятий и их приватизации не дали
желаемых результатов. Однако многие аналитики признают, что сокращение объема
производства ОПК было вызвано недостаточной эффективностью воздействия
экономических механизмов и государственного регулирования, медленной адаптацией
ОПК к требованиям современной экономики, их подавленной инвестиционной
активностью из-за нехватки бюджетного финансирования и кризиса платежей.
Несвоевременное
и неполное финансирование государственных программ (своеобразная "конверсия
сверху") привело к значительным убыткам, поставив многие оборонные
предприятия на грань банкротства. Что же касается "конверсии снизу",
то в условиях затяжного кризиса она для многих предприятий ОПК оказалась
непосильной.
В опасной
зоне возможного банкротства, по оценкам специалистов, оказалось до 25% предприятий ОПК. Подобная ситуация
не могла не отразиться на возможностях выполнения возложенных на ОПК задач по
обеспечению безопасности страны. Проведенный сравнительный анализ концепций
конверсии за рубежом и в России показывает следующее:
1. Общие
экономические условия конверсии оборонной промышленности России кардинально
отличаются от зарубежных. Если в России эти условия характеризуются постоянным
ухудшением, связанным с сокращением экономического потенциала страны примерно
вдвое, что по сути дела отражает глобальное поражение в "холодной войне"
с Западом, то в так называемых странах-победителях экономические условия
остаются в целом нормальными, и проблемы конверсии сводятся к адаптации военной
промышленности к уменьшению государственных военных заказов.
2. Конверсия
для России – это, по существу, ликвидация ее оборонной промышленности, в то
время как конверсия для Запада – это приспособление военной промышленности к
новым условиям передела сфер влияния и повышение эффективности. Не случайно,
что термин "конверсия" был принят именно в России, на Западе же
используют термин "адаптация".
3. В России
предполагалось использовать имеющийся научно-технический потенциал и
производственные мощности оборонных отраслей в качестве базы для развития
гражданских отраслей промышленности и экономики, хотя известно, что 60% этого
потенциала в силу специфики оборонных технологий нельзя использовать в
гражданской сфере. На Западе предпочтение отдавалось созданию новых мощностей
при использовании военных технологий двойного назначения.
4. Проблема
приватизации предприятий оборонной промышленности на Западе также ставится
совершенно иначе, чем в России. Если в России приватизация выражала идею
всеобщей приватизации и поиска "эффективных собственников", то на
Западе она отражает в первую очередь идею экономии государственных средств и потом
уже идею повышения эффективности. Можно выделить две взаимосвязанные неотложные
системы мер, реализация которых в ОПК обеспечила бы общее сокращение издержек
производства и существенно расширила бы его финансовые возможности:
– o
совершенствование институциональной структуры предприятий ОПК и их управления,
основанных на выборе приоритетных направлений;
– o
стимулирование экспорта оружия, в котором воплощается сохраняющаяся еще большая
часть интеллектуального и производственного потенциалов ОПК, особенно в сфере
высоких технологий.
Приватизация
предприятий военно-промышленного комплекса требует особого государственного
регулирования, в первую очередь в решении вопросов управления собственностью
тех предприятий, которые должны находиться в прямом государственном управлении.
Кроме того, принципиальное значение имеет представление государственных
интересов в акционерных обществах путем закрепления за государством пакетов
акций или владения "золотой акцией". Это соответствует мировой
практике сочетания государственных и частных интересов при реализации оборонных
программ.
К настоящему времени в
основном уже сформирована организационная структура гражданского сектора
оборонного комплекса, начата реализация новых приоритетов в его развитии.
Такими приоритетами в организационной сфере являются:
формирование
национальных научных центров по важнейшим (прорывным) технологиям;
создание
финансово-промышленных групп, технопарков и технополисов, основанных на
использовании технологий двойного на значения;
образование транснациональных
компаний, новых производств на основе прорывных и конкурентоспособных
технологий (в том числе и в других странах) как форм участия в мировом
разделении труда;
переход в полном объеме
к государственной контрактной системе размещения заказов для нужд государства;
нормативно-правовое
обеспечение экономического механизма, соответствующего особенностям организации
и экономики военно-промышленного комплекса.
Реконструкция и
структурная перестройка предприятий военно-промышленного комплекса, перевод их
на выпуск гражданской продукции, оптимальное использование их
научно-технического потенциала – ключевой вопрос развития корпоративного
управления в России, определяющий его судьбу в будущем.
конверсия
перепрофилирование реорганизация оборонный
1.2 Пути решения
проблемы конверсии оборонного комплекса в России
Выделим
следующие основные положения государственного регулирования процессов
оборонного производства и конверсии.
1. По своему
содержанию государственное регулирование оборонного производства и конверсии
представляет собой совокупность мероприятий, направленных на организацию и
стимулирование военно-экономической деятельности производителей оборонной
продукции с целью наиболее полного удовлетворения военно-экономических
потребностей страны в мирное время и в условиях войны.
2. В
современных условиях государственное регулирование оборонного производства и
конверсии, остается ведущим фактором, но оно должно быть более динамичным,
гибким и квалифицированным.
3.
Целесообразно на основании концепций национальной безопасности и строительства
ВС РФ, Закона об Обороне, применительно к современным политическим и
экономическим условиям, провести глубокий социально-экономический сравнительный
анализ всех существующих и действующих руководящих документов по развитию
оборонного производства и конверсии.
4.
Сложившаяся крайне тяжелая ситуация в оборонном секторе экономики вызывает
необходимость ликвидации параллелизма и дублирования во всех силовых структурах
государства, незамедлительного создания оптимальной системы
нормативно-правового и нормативно-технического обеспечения, комплексного
подхода и эффективных механизмов государственного регулирования оборонного
производства и конверсии, совершенствования финансовой системы обеспечения
военных программ, а также мобилизационной подготовки народного хозяйства в
условиях сокращения ассигнований на оборону.
5. В
сегодняшних условиях экспорт оружия является одним
из способов выживания оборонной промышленности, важным источником поступления
твердой валюты, необходимой для проведения экономических реформ и решения
острых социальных проблем.
6. В рамках
военной реформы целесообразно создание в силовых структурах экономических
подразделений с возложением на них задач обоснования и выработки экономически
эффективного механизма реализации всех принимаемых государственных программ.
Для решения
актуальных проблем оборонного производства и конверсии необходимо :
1. Ускорить
разработку комплекса программных документов, определяющих ближайшие задачи и
перспективы производства вооружении военной техники (ВВТ) для ВС России, программ
- развития оборонно-промышленного потенциала своевременно и официально довести до
каждого предприятия в части, его касающейся. Это обеспечит руководителям
предприятий и коллективам ясность в оценке перспективы и облегчит выработку
экономической стратегии, позволит формировать политику и определять конкретные
планы их действий в области производства оборонной продукции и конверсии.
2.
Разработать всесторонне обоснованные формы перестройки механизма управления
оборонно-промышленным комплексом на федеральном уровне, включая пересмотр
функций и структур организаций, занимающихся оборонным производством,
конверсией и утилизацией ВВТ. Провести независимую оценку уровня и
перспективности технологий и конструкторских разработок в области фундаментальных
исследований, НИОКР, опытного и серийного производства ВВТ (хотя бы выборочно).
3. Четко и однозначно
зафиксировать положение, декларируемое в "Основных положениях военной
доктрины РФ", о том, что структура и состав ВС РФ должны соответствовать
экономическим возможностям страны.
4. В связи со
значительным сокращением оборонного производства и невозможностью
государственной финансовой поддержки всех оборонных предприятий целесообразно
на их базе вне зависимости от ведомственной принадлежности и формы
собственности после предварительного обследования их квалификации (проведения
конструкторско-технологического и финансово-хозяйственного аудита) создать
государственный комплекс предприятий высоких технологий, способный решать
задачи разработки и изготовления современных образцов ВВТ по контрактам с
государственным заказчиком.
Страницы: 1, 2
|