рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Финансовое планирование в системе управления финансами

Курсовая работа: Финансовое планирование в системе управления финансами

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. Содержание и задачи финансового планирования

1.1 Сущность финансового планирования

1.2 Задачи финансового планирования

2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования

2.1 Виды финансовых планов, их характеристика

2.2 Методы финансового планирования

2.3 Этапы финансового планирования

3. Финансовые прогнозы в системе финансовго планирования

3.1 Сущьность прогнозирования

3.2 Методы финансового прогнозирования

4.  Пути совершенствования финансового планирования

4.1 Совершенствование финансового планирования в бюджетных организациях

4.2 Пути совершенствования бюджетного планирования

4.3 Особенности долгосрочного прогнозирования и планирования в США и Японии

Выводы и предложения

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ

Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют распределительный характер и отражают формирование и использование различных видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы материального производства, государства и участников непроизводственной сферы. Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений, отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством, поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.

Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной деятельности. При административно-командной экономике составление финансового плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает лимитировать производство. В этих условиях одной из наиболее значимых функций управления предприятием выступает задача финансового планирования, так как финансовое планирование соединяет в единую систему функционирования – производство, реализацию товаров и развитие бизнеса; восполняет отсутствие опыта в бизнесе и оберегает от грубых ошибок.

Предметом исследования является: "Совершенствование финансового планирования на макроуровне".

Актуальность темы определяется тем, что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики является спланированное, рациональное и экономное использование средств государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей непроизводственной сферы.

Целью курсовой работы является подробное расссмотрение системы финансового планирования и пути ее совершенствования.

Объект курсовой работы — финансовый план на макроуровне.

Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:

- определить теоретические аспекты, понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;

- определить сущность организации финансового планирования;

- обосновать необходимость проведения финансового планирования;

- разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового планирования.

Теоретическую и методологическую основу исследования составляют:

- нормативно-правовые и законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций;

- современные методические приемы и способы количественного и качественного анализа финансово-хозяйственной деятельности;

- монографическая и учебная литература по изучаемым вопросам;

- публикации в специализированных изданиях по данной тематике.


1. Содержание и задачи финансового планирования

 

1.1 Сущность финансового планирования

В качестве инструментов управления финансами государства выступают: планирование, контроль, организация и информационное обеспечение.Планирование включает различные фазы: определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка принятых решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с выполнением планов и соответственноконтролем их исполнения, который предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин этих расхождений. Результаты коннирования. Задачатроля и анализа дают информацию для последующего процесса плаорганизации состоит в обеспечении оптимального достижения цели посредством использования специальных организамается структурированием информационных связей.сами, связанными с переработкой информации, то организация заниционных моделей. Если планирование и контроль являются процес

Общее управление финансами осуществляют высшие органы влаверждении федерального бюджета и отчета о его исполнении.нансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство. Именно эти органы принимают окончательное решение при утличные органы исполнительной власти. В России главными властными структурами по управлению фивания. В управлении финансами, как правило, принимают участие разсти и управления. В зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами выступают различные образо

Планирование является одним из тех методов управления эконося как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой «наирыночной» стране. Роль и значимость планированиями учеными. В этой области накоплен немалый положительный опыт. Процесс реформирования отечественной экономики сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования. Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращатьмикой, который весьма активно и успешно разрабатывался советскивообще и финансового в частности можно достаточно легко обосновывать с различных позирий, но и к появлению иных подходов к планированию.ней мере не уменьшается. Естественно, нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей страны экономических категоно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции по крайстоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянций, поэтому банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в наФинансовое планирование - неотъемлемая часть финансового механизма. От действенности финансового планирования зависит эффективность движения финансовых потоков, а значит результативность функционирования финансовой системы. Одним из инструментов управления финансами выступает планизуют эту деятельность. К ним можно отнести:вание». Однако можно выделить ряд признаков, которые характерирование. Существуют разнообразные определения понятия «планиро

а) регламентированность (упорядоченный процесс);

б) связь с обработкой информации;

в) направленность на достижение определенных целей;

г) временной характер.

Под планированием будем понимать процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом планирования является план либо совокупность (система) планов. План представляет собой реном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы риск принятия ошибочных решений. Финансовое планирование представляет собой заключительный этап в системесредством принятия согласованных мер в меняющейся внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременстве действенного инструмента достижения поставленных целей позультат упорядоченного процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем. Планирование выступает в каченародно-хозяйственного планирования. Относительции, органов местного самоуправления), в которых находит количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного и муниципального управления.лагает разработку комплекса финансовых планов для каждого звена, каждого субъекта финансовой системы. Центральное место в системе финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федераная обособленность отдельных звеньев финансовой системы предпо

Бюджеты разрабатываются с учетом необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами (нормативами), установленными законодательством Российской Федерации субъектов Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления могут формироваться и формируются внебюджетные фонды.

 

1.2 Задачи финансового планирования

В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы социально-экономического развития (страны, региона, муниципального образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений, принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.

 В этой связи финансовое планирование можно рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов экономического роста.

Следовательно, финансовое планирование создает условия для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах, необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах государства.

Можно сделать вывод, что финансовое планирование представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами госу-дарственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих финансовую политику.

Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового планирования в единый документ — финансовый план.


2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования

 

2.1 Виды финансовых планов, их характеристика

Основными финансовыми планами на общегосударственном и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный) и бюджеты государственных внебюджетных фондов.

Бюджет как плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования дефицита этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным законом от 15.08.1996 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».

Бюджет составляется исполнительным органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.

Бюджет как план носит целевой и директивный характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет, по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной) социально-экономической политики.

Бюджеты государственных внебюджетных фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ [1].

Бюджеты государственных внебюджетных фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год. Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием закона о федеральном (региональном) бюджете.

К финансовым планам, составляемым субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет, смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных (уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных учреждений Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм приказами, распоряжениями по организации.

При составлении финансовых планов в коммерческих организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников, учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых средств.

Разработка финансовых планов коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей и долгосрочной перспективе.

Финансовый план коммерческой организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.

В балансе доходов и расходов выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета, должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по графам направления их использования. Это позволяет не только проверить сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и расходов.

Для организации системы анализа и планирования денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее время в коммерческих организациях используется система управления финансами, основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов. Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на месяц, квартал, календарный год.

Сводный бюджет коммерческой организации формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.

Сводный бюджет коммерческой организации состоит из доходной и расходной частей таблица. Оптимальным бюджетом является такой, в котором доходная часть равна расходной.

Таблица: состав статей сводного бюджета коммерческой организации

Доходы

Расходы

1.  Выручка от реализации продукции и от прочей реализации

2.  Доходы от внереализационных операций

3.  Остатки средств на банковских счетах на начало планового периода

4.  Кредиты и займы

1.  Налоги в бюджет

2.  Заработная плата

3.  Платежи в государственные внебюджетные фонды

4.  Закупки сырья и материалов

5.  Оплата электроэнергии

6.  Выплаты по кредитам и займам (с учетом процентов)

7.  Прочие расходы

8.  Дефицит бюджета

Бюджеты структурных подразделений формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком платежей.

Налоговый бюджет включает в себя все налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по организации.

Финансовое планирование на основе составления системы бюджетов нацелено на:

•  повышение управляемости и быстрой адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;

•  обеспечение оперативного получения информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами коммерческой организации;

•  расширение возможности накоплений для модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более выгодных условиях для эмитента.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.