Курсовая работа: Финансовое планирование в системе управления финансами
Курсовая работа: Финансовое планирование в системе управления финансами
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Содержание
и задачи финансового планирования
1.1 Сущность финансового планирования
1.2 Задачи финансового планирования
2. Виды
финансовых планов и методы финансового планирования
2.1 Виды
финансовых планов, их характеристика
2.2 Методы
финансового планирования
2.3 Этапы
финансового планирования
3. Финансовые
прогнозы в системе финансовго планирования
3.1 Сущьность
прогнозирования
3.2 Методы
финансового прогнозирования
4. Пути совершенствования финансового
планирования
4.1 Совершенствование финансового
планирования в бюджетных организациях
4.2 Пути
совершенствования бюджетного планирования
4.3 Особенности долгосрочного
прогнозирования и планирования в США и Японии
Выводы и
предложения
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Финансы занимают особое место в экономических отношениях. Их специфика
проявляется в том, что они всегда выступают в денежной форме, имеют
распределительный характер и отражают формирование и использование различных
видов доходов и накоплений субъектов хозяйственной деятельности сферы
материального производства, государства и участников непроизводственной сферы.
Финансы предприятий, будучи частью общей, системы финансовых отношений,
отражают процесс образования, распределения и использования доходов на предприятиях
различных отраслей народного хозяйства и тесно связаны с предпринимательством,
поскольку предприятие является формой предпринимательской деятельности.
Финансовое планирование тесно связано с планированием производственно-хозяйственной
деятельности. При административно-командной экономике составление финансового
плана заключалось в механическом пересчете показателей производственного плана
в финансовые показатели. Никакой самостоятельности у предприятий не было: все
нормы спускались "сверху". Но сейчас, с развитием рыночных отношений
финансы становятся основным видом ресурсов, именно их ограниченность начинает
лимитировать производство. В этих условиях одной из наиболее значимых функций управления
предприятием выступает задача финансового планирования, так как финансовое
планирование соединяет в единую систему функционирования – производство,
реализацию товаров и развитие бизнеса; восполняет отсутствие опыта в бизнесе и
оберегает от грубых ошибок.
Предметом исследования является: "Совершенствование финансового
планирования на макроуровне".
Актуальность темы определяется тем,
что важнейшим условием эффективного функционирования национальной экономики
является спланированное, рациональное и экономное использование средств
государственного бюджета, направляемых на содержание отраслей
непроизводственной сферы.
Целью курсовой работы является
подробное расссмотрение системы финансового планирования и пути ее
совершенствования.
Объект курсовой работы — финансовый
план на макроуровне.
Для реализации вышеуказанной цели
поставлены следующие задачи:
- определить теоретические аспекты,
понятия и сущности финансового планирования в некоммерческих организациях;
- определить сущность организации
финансового планирования;
- обосновать необходимость проведения
финансового планирования;
- разработать комплекс рекомендаций
по улучшению финансового планирования.
Теоретическую и методологическую
основу исследования составляют:
- нормативно-правовые и
законодательные акты, регламентирующие деятельность бюджетных организаций;
- современные методические приемы и
способы количественного и качественного анализа финансово-хозяйственной
деятельности;
- монографическая и учебная
литература по изучаемым вопросам;
- публикации в специализированных
изданиях по данной тематике.
1. Содержание и задачи финансового
планирования
1.1 Сущность финансового планирования
В качестве инструментов управления
финансами государства выступают: планирование, контроль, организация и
информационное обеспечение.Планирование включает различные фазы:
определение целей, анализ проблем, прогнозирование, поиск альтернатив, оценка
принятых решений. За планированием, как правило, следует этап, связанный с
выполнением планов и соответственноконтролем их исполнения, который
предполагает установление расхождений между планом и фактом и установление причин
этих расхождений. Результаты коннирования. Задачатроля и анализа дают
информацию для последующего процесса плаорганизации состоит в
обеспечении оптимального достижения цели посредством использования специальных
организамается структурированием информационных связей.сами, связанными с
переработкой информации, то организация заниционных моделей. Если планирование
и контроль являются процес
Общее управление финансами
осуществляют высшие органы влаверждении федерального бюджета и отчета о его
исполнении.нансами являются Федеральное Собрание, Президент и Правительство.
Именно эти органы принимают окончательное решение при утличные органы
исполнительной власти. В России главными властными структурами по управлению фивания.
В управлении финансами, как правило, принимают участие разсти и управления. В
зависимости от государственного устройства высшими законодательными органами
выступают различные образо
Планирование является одним из тех
методов управления эконося как к вполне здравой, не отрицаемой ни в какой самой
«наирыночной» стране. Роль и значимость планированиями учеными. В этой области
накоплен немалый положительный опыт. Процесс реформирования отечественной экономики
сопровождался вначале достаточно негативным отношением к идее планирования.
Страсти начали постепенно утихать, и к этой идее стали возвращатьмикой, который
весьма активно и успешно разрабатывался советскивообще и финансового в
частности можно достаточно легко обосновывать с различных позирий, но и к
появлению иных подходов к планированию.ней мере не уменьшается. Естественно,
нарождающиеся рыночные отношения привели не только к внедрению новых для нашей
страны экономических категоно нарастающей конкурентной борьбы роль этой функции
по крайстоящее время вряд ли уместны; более того, в условиях естественного
динамичного развития экономики, стохастичности рынка и постоянций, поэтому
банальные дискуссии о том, нужен план или нет, в наФинансовое планирование -
неотъемлемая часть финансового механизма. От действенности финансового
планирования зависит эффективность движения финансовых потоков, а значит
результативность функционирования финансовой системы. Одним из инструментов
управления финансами выступает планизуют эту деятельность. К ним можно
отнести:вание». Однако можно выделить ряд признаков, которые характерирование.
Существуют разнообразные определения понятия «планиро
а) регламентированность
(упорядоченный процесс);
б) связь с обработкой информации;
в) направленность на достижение
определенных целей;
г) временной характер.
Под планированием будем понимать
процесс разработки и принятия целевых установок количественного и качественного
характера и определение путей наиболее эффективного их достижения. Результатом
планирования является план либо совокупность (система) планов. План
представляет собой реном выявлении средств и альтернатив, которые снижали бы
риск принятия ошибочных решений. Финансовое планирование представляет собой
заключительный этап в системесредством принятия согласованных мер в меняющейся
внешней и внутренней среде. Высшая цель планирования состоит в своевременстве
действенного инструмента достижения поставленных целей позультат упорядоченного
процесса, в котором определены параметры для достижения целей в будущем.
Планирование выступает в каченародно-хозяйственного планирования.
Относительции, органов местного самоуправления), в которых находит
количественное выражение форма образования и расходования фондов денежных
средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государственного
и муниципального управления.лагает разработку комплекса финансовых планов для
каждого звена, каждого субъекта финансовой системы. Центральное место в системе
финансовых планов принадлежит бюджетам (федеральному, субъектов Федераная
обособленность отдельных звеньев финансовой системы предпо
Бюджеты разрабатываются с учетом
необходимости достижения минимальных государственных стандартов на основе
нормативов финансовых затрат, а также в соответствии с другими нормами
(нормативами), установленными законодательством Российской Федерации субъектов
Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления. Наряду с бюджетами
на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации, органов местного самоуправления
могут формироваться и формируются внебюджетные фонды.
1.2 Задачи финансового планирования
В ходе планирования финансовых ресурсов и финансовой
деятельности устанавливаются параметры финансовой системы, величина и источники
финансовых ресурсов, направления их расходования, степень соответствия денежных
доходов, накоплений и поступлений затратам, уровень дефицитности ресурсов. При
этом информационной базой для финансового планирования являются прогнозы
социально-экономического развития (страны, региона, муниципального
образования), программы, бизнес-планы, бизнес-проекты. В то же время в процессе
финансового планирования вносятся предложения по уточнению пропорций и темпов
развития отраслей, территорий, организаций, их отдельных подразделений,
принимаются меры к устранению выявляемых диспропорций.
В этой связи финансовое планирование можно
рассматривать как осуществляемое субъектами власти и субъектами хозяйствования
планомерное управление процессами создания, распределения, перераспределения и
использования финансовых ресурсов. Оно направлено на достижение пропорционального
и сбалансированного развития экономики, обеспечение устойчивых темпов
экономического роста.
Следовательно, финансовое планирование создает условия
для реализации финансовой политики государства. Посредством финансового планирования
намечаются пропорции распределения финансовых ресурсов и их планомерного
использования на цели, обеспечивающие стабильность экономики, определяются
соотношение между объемом и темпами роста ВВП и консолидированного бюджета
страны, между объемом финансовых ресурсов, остающихся в распоряжении субъектов
хозяйствования, и перераспределяемых средств. При помощи финансового
планирования государство определяет потребность в финансовых ресурсах,
необходимых для решения задач, предусматриваемых прогнозами социально-экономического
развития страны, и устанавливает источники их покрытия; намечает количественные
параметры формирования и использования бюджетов разных уровней, государственных
внебюджетных фондов; создает предпосылки для обеспечения стабильности в масштабах
государства.
Можно сделать вывод, что финансовое планирование
представляет собой совокупность мероприятий, проводимых органами
госу-дарственной власти и местного самоуправления, коммерческими и
некомерческими организациями по планомерному формированию и использованию
денежных доходов, накоплений, поступлений в соответствии с целями и задачами, поставленными
в прогнозах социально-экономического развития, документах, определяющих
финансовую политику.
Цель финансового планирования — обеспечение финансовыми
ресурсами (по объему, направлениям использования, объектам, во времени) воспроизводственных
процессов в соответствии с прогнозами социально-экономического развития и с
учетом рыночной конъюнктуры, тенденций развития. Она реализуется на основе
использования распределительной функции финансов, позволяющей устанавливать
научно обоснованные пропорции при определении источников и планировании объемов
финансовых ресурсов, направлений их использования. Данные пропорции находят выражение
в конкретных финансовых показателях, объединяемых субъектами финансового
планирования в единый документ — финансовый план.
2. Виды финансовых планов и методы финансового планирования
2.1 Виды финансовых планов, их характеристика
Основными финансовыми планами на общегосударственном
и территориальном уровнях выступают бюджет (федеральный, региональный, местный)
и бюджеты государственных внебюджетных фондов.
Бюджет как
плановый документ представляет собой роспись доходов и расходов органов
государственной власти или местного самоуправления. Составляется в форме
баланса денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций
государства и местного самоуправления. Конкретизация доходов и расходов бюджета
осуществляется в соответствии с группировкой доходов и расходов бюджетов всех
уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также источников финансирования
дефицита этих бюджетов, установленной Бюджетным кодексом РФ и Федеральным
законом от 15.08.1996 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
Бюджет составляется исполнительным
органом власти на один календарный год и утверждается в форме закона
соответствующим законодательным (представительным) органом власти. Порядок
составления и утверждения бюджета как планового документа регламентируется
Бюджетным кодексом РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми
актами субъектов РФ и муниципальных образований, устанавливающими особенности
бюджетного процесса в данных административно-территориальных образованиях.
Бюджет как план носит целевой и директивный
характер, для него свойственны конкретность и адресность показателей; бюджет,
по существу, стал в России основным документом, комплексно определяющим количественные
и качественные параметры государственной (региональной, муниципальной)
социально-экономической политики.
Бюджеты государственных внебюджетных
фондов (Пенсионного фонда РФ, Фонда социального страхования РФ, федерального и территориальных
фондов обязательного медицинского страхования) формируются в виде баланса
доходов и расходов государственных внебюджетных фондов, обеспечивающих
реализацию конституционных прав граждан на социальное обеспечение, охрану
здоровья и получение бесплатной медицинской помощи. Состав доходов и расходов
бюджетов государственных внебюджетных фондов определен Бюджетным кодексом РФ
[1].
Бюджеты государственных внебюджетных
фондов составляются органами управления этими фондами на один календарный год.
Утверждаются органами законодательной власти в форме законов одновременно с принятием
закона о федеральном (региональном) бюджете.
К финансовым планам, составляемым
субъектами хозяйствования, относятся баланс доходов и расходов, сводный бюджет,
смета доходов и расходов. Вид финансового плана, разрабатываемого коммерческими
и некоммерческими организациями, определяется их организационно-правовой
формой, а также учредительными (уставными) документами. Кроме того, в учредительных
(уставных) документах определяется орган или должностное лицо, уполномоченные
утверждать финансовый план организации. Порядок и сроки составления финансового
плана, методика расчета его показателей устанавливаются: для бюджетных
учреждений Бюджетным кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов
исполнительной власти; для коммерческих организаций и некоммерческих организаций
других (кроме бюджетных учреждений) организационно-правовых форм приказами,
распоряжениями по организации.
При составлении финансовых планов в коммерческих
организациях учитывается необходимость максимизации прибыли; оптимизации
структуры капитала организации и обеспечения ее финансовой устойчивости; достижения
прозрачности финансово-экономического состояния для собственников (участников,
учредителей), инвесторов, кредиторов; обеспечения инвестиционной
привлекательности; использования рыночных механизмов привлечения финансовых
средств.
Разработка финансовых планов
коммерческих организаций осуществляется на основе бизнес-плана, в котором
отражаются те виды деятельности, которыми предприятие планирует заниматься в ближайшей
и долгосрочной перспективе.
Финансовый план коммерческой
организации может составляться в форме баланса доходов и расходов или сводного
бюджета. Баланс доходов и расходов содержит информацию о составе и объеме финансовых
ресурсов коммерческой организации и направлениях их использования на планируемый
период; составляется на календарный год с поквартальной разбивкой показателей.
В балансе доходов и расходов
выделяют, как правило, следующие разделы: доходы и поступления, расходы и отчисления,
платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды. При этом финансовый план
должен быть сбалансирован: объем доходов и поступлений средств, в том числе из бюджета,
должен быть равен сумме расходов, отчислений и платежей в бюджет и государственные
внебюджетные фонды. С целью проверки правильности расчета показателей баланса
доходов и расходов к нему составляется проверочная таблица, по строкам которой
детализируются виды и объемы финансовых ресурсов коммерческой организации, а по
графам направления их использования. Это позволяет не только проверить
сбалансированность плана, но и проследить взаимосвязь отдельных видов доходов и
расходов.
Для организации системы анализа и планирования
денежных потоков на предприятии, адекватной требованиям рыночных условий, в настоящее
время в коммерческих организациях используется система управления финансами,
основанная на разработке и контроле исполнения иерархической системы бюджетов.
Система бюджетов, включающая бюджеты структурных подразделений, налоговый
бюджет и сводный бюджет организации, позволяет установить жесткий текущий и оперативный
контроль за поступлением и расходованием денежных средств, создать реальные
условия для выработки эффективной финансовой стратегии. Бюджеты составляются на
месяц, квартал, календарный год.
Сводный бюджет коммерческой организации
формируется на основе принципа декомпозиции: каждый бюджет более низкого уровня
является детализацией бюджета более высокого уровня, т.е. бюджеты структурных
подразделений и налоговый бюджет конкретизируют сводный бюджет.
Сводный бюджет коммерческой организации
состоит из доходной и расходной частей таблица. Оптимальным бюджетом является
такой, в котором доходная часть равна расходной.
Таблица: состав статей сводного
бюджета коммерческой организации
Доходы
|
Расходы
|
1. Выручка от реализации продукции и от
прочей реализации
2. Доходы от внереализационных
операций
3. Остатки средств на банковских
счетах на начало планового периода
4. Кредиты и займы
|
1.
Налоги в бюджет
2.
Заработная
плата
3.
Платежи в государственные
внебюджетные фонды
4.
Закупки сырья и
материалов
5.
Оплата
электроэнергии
6.
Выплаты по кредитам
и займам (с учетом процентов)
7.
Прочие расходы
8.
Дефицит бюджета
|
Бюджеты структурных подразделений
формируются на основе следующих функциональных бюджетов: бюджета фонда оплаты
труда; бюджета материальных затрат; бюджета потребления энергии; бюджета
амортизации; бюджета прочих расходов; бюджета погашения кредитов. Такая система
бюджетов полностью охватывает все денежные потоки коммерческой организации. С бюджетом
фонда оплаты труда связаны платежи в государственные внебюджетные фонды и часть
налоговых платежей. Бюджеты материальных затрат и потребления энергии отражают
основную часть производственных затрат коммерческой организации. Бюджет
амортизации в значительной степени определяет инвестиционную политику
предприятия. Бюджет прочих расходов позволяет экономить на наименее важных
финансовых расходах. Бюджет погашения кредитов дает возможность осуществлять
операции по погашению кредитов и займов в строгом соответствии с планом-графиком
платежей.
Налоговый бюджет включает в себя все
налоги и обязательные платежи в федеральный бюджет и бюджеты других уровней, а также
в государственные внебюджетные фонды. Этот бюджет планируется только в целом по
организации.
Финансовое планирование на основе
составления системы бюджетов нацелено на:
• повышение управляемости и быстрой
адаптации организации к изменениям на товарных и финансовых рынках;
• обеспечение оперативного получения
информации и корректировки стратегии и тактики управления финансами
коммерческой организации;
• расширение возможности накоплений для
модернизации производства, повышение инвестиционной привлекательности
организации. Внедрение системы сквозного финансового планирования делает
коммерческие организации информационно прозрачными для коммерческих банков и инвестиционных
компаний, что способно расширить возможности организации при привлечении
долгосрочных кредитов или размещении новых эмиссий на фондовом рынке на более
выгодных условиях для эмитента.
Страницы: 1, 2, 3
|