рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Дивидендная политика Сбербанка России

Право на получение дивидендов имеют акционеры-владельцы обыкновенных и привилегированных акций. Минимальный размер дивидендов по привилегированным акциям определен Уставом Банка, так акционеры - владельцы привилегированных акций имеют право на получение дивидендов в размере не ниже 15 процентов от номинальной стоимости привилегированной акции.

Низкие дивиденды в 2009г. объясняется тем, что пока Сбербанк нуждается в масштабных инвестициях для развития, выплаты акционерам не будут расти: "Сейчас такая позиция оправдана... в будущем, когда реализуем основные организационные проекты, тогда, допускаю, что уровень дивидендов может быть повыше", - сказал Греф.


Таблица 8

Размер чистой прибыли Банка, направленной на выплату дивидендов

по 2001 год 6%
за 2002 год 7%
за 2003–2004 годы 8%
за 2005 год 8,50%
за 2006–2009 годы 10%

Прибыль после налогообложения определяется в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Прибыль после налогообложения по решению Общего собрания акционеров распределяется между акционерами в виде дивидендов, направляется на формирование резервного фонда. Прибыль после налогообложения, не направленная на выплату дивидендов и в резервный фонд, остается в распоряжении Банка в виде нераспределенной прибыли.

Согласно данным таблицы 8, мы видим, что Банк увеличивает размер чистый прибыли, распределяющей между акционерами.

В целях соблюдения прав и интересов всех категорий акционеров Банк проводит стабильную дивидендную политику, регулярно обеспечивая акционерам выплату дивидендов.

Рассмотрим механизм закрепления размера дивидендных выплат ОАО «Сбербанк России». Наблюдательный совет банка до окончания финансового года, по результатам которого будет проводиться выплата дивидендов, утверждает плановый размер использования чистой прибыли на выплату дивидендов на основании:

·  ожидаемых годовых показателей чистой прибыли и собственных средств;

·  прогноза выполнения обязательных нормативов Банка России;

·  стратегических и инвестиционных планов;

·  среднерыночных отчислений средств на выплату дивидендов, в том числе по банковскому сектору РФ.

В Сбербанке РФ применяется распространенный подход к дивидендной политике российских компаний - начисление дивидендов по остаточному принципу (для обыкновенных акций). Суть остаточной методики заключается в том, что размер прибыли для выплаты дивидендов определяется как остаток после удовлетворения инвестиционных возможностей банка. Преимуществом данного метода является то, что обеспечиваются высокие темпы развития банка, повышается его финансовая устойчивость. Недостаток же заключается в нестабильности размеров дивидендные выплаты, что негативно влияет на формирование рыночной стоимости акций и имидж банка.


ГЛАВА 3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО УЛУЧШЕНИЮ ДИВИДЕНДНОЙ ПОЛИТИКИ СБЕРБАНКА РОССИИ

Дивидендная политика – политика Банка в отношении использования прибыли – направлена на поиск и обеспечение баланса интересов Банка и его акционеров при определении размеров дивидендных выплат, а также на повышение текущей инвестиционной привлекательности Банка и обеспечения роста его капитализации.

Основными факторами, определяющими выбор дивидендной политики, определены: инвестиционная активность на рынке и финансовая устойчивость предприятия.

Для решения проблемы оценки влияния такого фактора, как финансовая устойчивость, были изучены работы (концепции) отечественных и зарубежных авторов. В результате был сделан вывод, что большинство авторов сходится к концепции финансового анализа, которая предполагает, что показатели делятся на 4 группы: платежеспособности, финансовой устойчивости, рентабельности и деловой активности. Учитывая тот факт, что с точки зрения дивидендной политики наиболее важным является обеспечение стабильности получаемого и распределяемого финансового результата, представляется наиболее целесообразным для оценки устойчивости использование показателя.

 - устойчивое финансовое состояние                         (1)

 <1 - не устойчивое финансовое состояние                           (2)

где Рфакт – Рентабельность фактическая; Рнеоб – Рентабельность необходимая.

Инвестиционная активность предприятия характеризует то, будет ли предприятие проводить эмиссионную политику или ей хватит собственных источников и привлекаемых кредитов для финансирования своей деятельности. В связи с этим оценку инвестиционной активности можно проводить по показателю:=

  - низкая инвестиционная активность на фондовом рынке, (3)

1 - высокая инвестиционная активность на фондовом рынке, (4)

где ВИ – Внутренние источники финансирования; ЗС – Заемные средства;

И – Общий объем инвестиций.

Оценка и учет выше названных факторов позволяет осуществить выбор дивидендной политики на основе разработанной матрицы (таблица 9). В матрице представлены дивидендные политики, которые сложились в мировой практике.

Таблица 9 Матрица выбора дивидендной политики

Высокая инвестиционная активность на фондовом рынке Низкая инвестиционная активность на фондовом рынке
Устойчивое Политика стабильного размера дивидендных выплат Дивидендная политика, направленная на максимизацию рентабельности собственного капитала 
Не устойчивое Политика постоянного возрастания размера дивидендов

Политика стабильного уровня дивидендов :

Остаточная дивидендная политика Политика минимального стабильного размера с надбавкой в отдельные периоды

В месте с тем объектом настоящего исследования является Банк, основным держателем акций которого является Банк Росси и частные акционеры. и, как правило, имеют одного акционера в лице государства. В Сбербанке РФ применяется распространенный подход к дивидендной политике российских компаний - начисление дивидендов по остаточному принципу (для обыкновенных акций). При таком подходе количественных обязательств по расчету дивиденда не фиксируется, устанавливаются лишь ориентиры для совета директоров при определении размера дивиденда.

Представляется, что дивидендная политика Банка должна определяться исходя из критерия обеспечения стабильного размера дивидендных выплат. В предложенной матрице данная дивидендная политика указана в левом верхнем квадрате.

Таким образом, предложенный инструментарий выбора дивидендной политики учитывает такие важнейшие факторы как, финансовая устойчивость и инвестиционная активность багка на фондовом рынке, а также позволяет осуществить выбор дивидендной политики банка, характеризующихся стабильным финансовым состоянием и высокой инвестиционной активностью.

Автор работы считает, что необходимо сформировать новую дивидендную политику, которая предполагала бы в дальнейшем поддерживать величину дивиденда на акцию на определенном уровне, сделав, таким образом, предсказуемыми доходы акционеров.

Нынешняя дивидендная политика устанавливает минимальный размер дивидендов на уровне примерно 10% от чистой прибыли по РСБУ. Предлагается же исходить из определенной суммы дивиденда на акцию. Такое решение может быть принято в рамках формирования новой дивидендной политики Сбербанка.

Политика Банка должна исходить из того, чтобы выплачивать акционерам предсказуемый доход - это придаст инвесторам чувство уверенности и последовательности в финансовой политике Сбербанка РФ.

По результатам 2009 года были выплачены дивиденды 8 копеек на 1 обыкновенную акцию и 45 копеек на одну привилегированную акцию Сбербанка.

Подобная политика в отношении выплат дивидендов не является исключением в мировой практике. Многие международные диверсифицированные банки (Deutsche bank, Stanley, Bank of America и др.) до кризиса направляли определенную сумму на выплату дивидендов акционерам. Это создает дополнительную привлекательность их акциям.

Новая дивидендная политика позволит зарабатывать инвесторам не только на росте акций банка Сбербанка, но и на дивидендах, что должно привлечь к ценным бумагам банка новых инвесторов.

При решении вопроса о распределении прибыли между дивидендными выплатами и реинвестированием очень важно проведение обоснованной дивидендной политики не только на уровне предприятия, но и в аспекте движения рыночных курсов акций на фондовых биржах. Это связано с тем, что изменение курсов акций служит для инвестора основной информацией о работе конкретного эмитента. При наличии у общества достаточного количества объектов для инвестирования, обеспечивающих высокую норму доходности, привлекательность денежных дивидендов будет стремиться к нулю: чем большую доходность могут принести инвестиции, тем больше инвесторы будут склоняться к получению прибыли не за счет дивидендов, а за счет роста курсовой стоимости акций. Иначе говоря, чем больше предполагаемая доходность инвестиций АО по отношению к требуемой рыночной норме доходности по акциям, тем меньше начисляемый дивиденд. Конечно, необходимо учитывать, что курс акций повышается не только в результате инвестирования, но и при увеличении средств, направляемых на выплату дивидендов акционерам. Кроме того, на рыночную стоимость акций влияние оказывают внутренние и внешние факторы: внутренние - прибыль, финансовая устойчивость, известность АО; внешние - состояние деловой активности в стране, уровень инфляции (текущий и ожидаемый), законодательные и налоговые изменения, рост количества акционерных обществ, эффективность рынка ценных бумаг.

В любом случае, дивидендная политика акционерного общества - это активный способ воздействия на курсовую стоимость акций. Поэтому модель дивидендной политики необходимо строить с привязкой к курсу акций, стоимости предприятий.

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дивидендная политика имеет огромнейшее значение вследствие ее влияния на структуру капитала и финансирование компании. Еще большее значение она имеет для открытых компаний по причине информационной ценности. Следовательно, выработка дивидендной политики является важной задачей для совета директоров, а финансовый управляющий играет ключевую роль в их консультировании.

При проведении дивидендной политики акционерные общества должны учитывать, что:

·  регулярно выплачиваемые дивиденды уменьшают неопределенность инвесторов;

·  выплата дивидендов свидетельствует о хорошем состоянии общества;

·  инвесторов интересует стабильность величины дивидендных выплат, скорректированной с учетом инфляции;

·  повышение дивидендов за определенный период стоит проводить только при наличии расчетов, свидетельствующих о возможности поддержания их размера в будущем. Если такой уверенности нет, то целесообразно заявить о выплате экстрадивидендов.

Рациональная дивидендная политика позволяет максимизировать благосостояние акционеров предприятия и одновременно обеспечить финансирование его деятельности.

Сбербанк России — универсальный коммерческий банк, удовлетворяющий потребности различных групп клиентов в широком спектре качественных банковских услуг на всей территории России.

Основные направления деятельности банка:

•Корпоративный бизнес: предоставление услуг корпоративным клиентам и организациям по обслуживанию расчетных и текущих счетов, открытию депозитов, предоставлению всех видов финансирования, гарантий, по обслуживанию внешнеторговых операций, услуг инкассации и др.

•Розничный бизнес: оказание банковских услуг клиентам - физическим лицам по принятию средств во вклады, кредитованию, обслуживанию банковских карт, операциям с драгоценными металлами, валютно-обменным операциям, денежным переводам, платежам, хранению ценностей и др.

• Операции на финансовых рынках: операции с ценными бумагами, операции по размещению и привлечению средств на межбанковском рынке, по привлечению долгосрочных средств на рынках капитала, операции с иностранной валютой и производными финансовыми инструментами, а также прочие операции на финансовых рынках.

На фоне глубокого экономического спада в 2009 году российская банковская система столкнулась с двумя основными проблемами:

• падением спроса на банковские услуги со стороны платежеспособных заемщиков. На фоне восстановления ликвидности банковской системы это привело к тому, что впервые за последние годы клиентские депозиты банковской системы росли быстрее кредитов;

• существенным ростом кредитных рисков.

В 2009 году в российской экономике наблюдалось снижение объемов промышленного производства и ухудшение качества заемщиков. Произошел резкий спад платежеспособного спроса на банковские кредиты. По итогам года кредиты предприятиям возросли всего на 0,3%, при этом Сбербанк оказался в числе тех банков, кто заметно увеличил кредитный портфель. В результате доля Сбербанка на рынке кредитов корпоративным клиентам увеличилась на 1,3 п.п. до 31,8%.

Экономический спад, рост безработицы и финансовой неопределенности обусловили возврат населения к сберегательной модели поведения после нескольких лет опережающего роста потребления и роста кредитной активности. В результате объем рынка кредитов физическим лицам сократился. Розничный кредитный портфель Сбербанка также сократился, но в меньшей степени, что позволило Сбербанку увеличить долю на рынке кредитования населения на 1,4 п.п., до 32,7%.Ситуация с ликвидностью российского банковского сектора на протяжении года наоборот была стабильной - депозиты клиентов большую часть года увеличивались, причем темп их роста опережал темп роста кредитов. Постепенно у банков, включая Сбербанк, появилась возможность снизить объемы финансирования в Банке России и больше использовать рыночные источники фондирования. Обладая достаточным объемом ликвидных средств, Сбербанк имел возможность не включаться в ценовую конкуренцию за привлечение средств клиентов, что положительно сказалось на расходах банка, но привело к снижению доли на рынке привлечения средств юридических лиц (с 20,6% до 17.7%) и рынке вкладов (с 51,9% до 49,4%).

Таблица 10

Доля Сбербанка на различных сегментах финансового рынка, в %

Показатель 2009 2010
Прибыль до налогов и прибыли 21,1 35,1
Капитал 28,6 30,4
Активы 26,2 24,7
Кредиты корпоративным клиентам 31,8 30,5
Кредиты частным клиентам 32,7 31,3
Средства корпоративных клиентов 17,7 20,6
Средства частных клиентов 49,4 51,9

Наличие значительного объема накопленной ликвидности при отсутствии надежных заемщиков на российском рынке определили рост вложений банков, включая Сбербанк, в ценные бумаги. Доля Сбербанка в совокупном объеме вложений в государственные ценные бумаги возросла за год с 7,6 до 25,2%.

Совокупный объем активов банковской системы за год вырос на 5%, при этом рост был на 90 обеспечен тремя государственными банками: Сбербанком, ВТБ и Россельхозбанком. В результате доля Сбербанка в активах банковского сектора по итогам года возросла с 24,7 до 26,2%.Кризисные явления в экономике сопровождались ростом кредитных рисков и увеличением расходов на формирование резервов, что стало главным фактором существенного снижения прибыльности банковской системы по итогам 2009 года. Прибыль до уплаты налогов из прибыли банковского сектора уменьшилась в 2 раза по сравнению с 2008 годом. В результате проведения достаточно консервативной политики по обеспечению покрытия кредитных рисков, прибыль Сбербанка снизилась относительно предыдущего года и составила около 20% суммарной прибыли банковской системы против 35% годом ранее.

Автор работы считает, что необходимо сформировать новую дивидендную политику, которая предполагала бы в дальнейшем поддерживать величину дивиденда на акцию на определенном уровне, сделав, таким образом, предсказуемыми доходы акционеров.

Представляется, что дивидендная политика Банка должна определяться исходя из критерия обеспечения стабильного размера дивидендных выплат.

Политика Банка должна исходить из того, чтобы выплачивать акционерам предсказуемый доход - это придаст инвесторам чувство уверенности и последовательности в финансовой политике Сбербанка РФ.

Дивидендная политика влияет на многие аспекты деятельности компании и обусловлена следующими основными положениями:

1. повышает уровень благосостояния собственников;

2. воздействует на рост стоимости фирмы;

3. определяет темпы реализации стратегии развития;

4. является важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности;

5. повышает трудовую активность персонала фирмы;

6. обеспечивает дополнительную социальную защищенность работников;

7. оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гражданский кодекс РФ. Ч.1 ФЗ от 30.11.1994 г.№ 51-ФЗ. Гражданский кодекс РФ. Ч 2 ФЗ от 29.01. 1996 г. №14 – ФЗ.

2.  Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ.

3.  Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1(ред. от 28.04.2009, с изм. От 03.06.2009) "О банках и банковской деятельности".

4.  Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 03.06.2009)"О рынке ценных бумаг".

5.  Инструкция Банка России от 10 марта 2006 г. N 128-И "О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг кредитными организациями на территории Российской Федерации".

6.  Бланк И.А. Управление использованием капитала. – М.: Ника-Центр, 2007.

7.  Бендина Н. Финансовый менеджмент (конспект лекций). – М.: ПРИОР, 2006.

8.  Бригхем Юд., Гапенски Л.Финансовый менеджмент: Полный курс в 2-х т. Пер. с англ. /Под ред. В.В. Ковалева. – СПб: Экономическая школа, 1997.

9.  Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент – М.: Финансы и статистика, 2008.

10.  Ковалев В.В. Практикум по финансовому менеджменту.Конспект лекций с задачами – М.:Финансы и статистика, 2009.

11.  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации: В 3 т. Т. 1. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой./Под ред. Т.Е. Абовой, А.Ю. Кабалкина."Юрайт-Издат", 2007.

12.  Комментарий к Федеральному закону "Об акционерных обществах" в новой редакции./Под ред. М.Ю. Тихомирова. "Издательство Тихомирова М.Ю.", 2007.

13.  Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части первой./Под ред. О.Н. Садикова."КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2005.

14.  Лаврушин О.И. Управление деятельностью коммерческого банка (Банковский

15.  менеджмент).-М.: Юристъ, 2008.

16.  Миркин Я.М. Ценные бумаги и фондовый рынок.- М.: Перспектива, 2008.

17.  Павлова Л.Н. Финансовый менеджмент, -М.: ЮНИТИ, 2007.

18.  Станиславчик Е.Н. Основы финансового менеджмента. –М.: Ось -89, 2009.

19.  Семенкова Е.В. Операции с ценными бумагами. М.: Перспектива: Инфра-М, 2007.

20.  Финансовый менеджмент. Учебник. Изд. 2-е, пер. и доп. Под ред. Стояновой Е.С. − М.:Перспектива, 2007.

21.  Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий. - М.: Инфра-М., 2008.

22.  Шохин Е.И. Финансовый менеджмент. – М.:ФБК-ПРЕСС, 2007.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.