Курсовая работа: Анализ тенденций развития бюджетной системы РФ
Эти особенности российской
экономики обусловливают широкий спектр вызовов и рисков для ее дальнейшего
развития.
Для выявления основных статей
поступления и выбытия денежных средств из федерального бюджета, проанализируем
сводную таблицу основных статей отчета о движении денежных средств федерального
бюджета за 01.01.2009-2010гг.
Таблица 1- Отчет о движении
денежных средств (федеральный бюджет) на 01.01.2009 – 2010гг
Наименование
показателя
Суммарная
разница между
Итого на
01.01.09
Итого на
01.01.10
итогами
на 01.01. 2009 и 2010
ПОСТУПЛЕНИЯ
12 555 679
478 872,01
9 614 166
247 599,19
-2 941 513
231 272,81
Поступления
по текущим операциям -всего
10 401 374
523 629,54
8 120 343
653 209,20
-2 281 030
870 420,30
в том
числе: по налоговым доходам
5 232 572
965 498,55
3 896 417
771 354,82
-1 336 155
194 143,73
по
доходам от собственности
262 487
005 400,42
484 917
119 731,78
222 430
114 331,36
по
доходам от оказания платных услуг
464 498
421 863,21
473 860
228 440,23
9 361 806
577,02
по суммам
принудительного изъятия
12 804 352
982,92
14 433 935
188,78
1 629 582
205,86
по
безвозмездным поступлениям от бюджетов
6 499 861
996,49
33 279 180
325,73
26 779 318
329,24
от
переоценки активов
723 014
732 813,42
-723 014
732 813,42
по прочим
доходам
3 699 497
183 074,53
-3 699 497
183 074,53
Поступления
от инвестиционных операций - всего
56 239 935
235,10
79 704 557
174,91
23 464 621
939,81
в том
числе: от реализации нефинансовых
активов:
56 239 935
235,10
79 704 557
174,91
23 464 621
939,81
Поступления
от финансовых операций - всего
2 098 065
020 007,37
1 414 118
037 215,08
-683 946
982 792,29
в том
числе: с финансовыми активами:
1 825 614
999 182,74
895 206
156 429,03
-930 408
842 753,71
от
осуществления заимствований
272 450
020 824,63
518 911
880 786,05
246 461
859 961,42
ВЫБЫТИЯ
10 551 767
215 198,29
11 630 694
821 146,58
1 078 927
605 948,30
Выбытия по
текущим операциям - всего
6 479 459
076 243,24
8 074 538
821 177,06
1 595 079
744 933,82
в том
числе: за счет оплаты труда и начислений
на выплаты по оплате труда
1 577 157
593 912,57
1 914 835
748 979,52
337 678
155 066,95
за счет
приобретения работ, услуг
1 064 084
067 640,63
1 196 598
509 453,97
132 514
441 813,34
за счет
обслуживания долговых обязательств
153 340
197 124,88
176 155
551 507,16
22 815 354
382,28
за счет
безвозмездных перечислений организациям
460 836
387 649,07
580 096
407 546,90
119 260
019 897,83
за счет
безвозмездных перечислений бюджетам
2 711 402
564 137,02
3 660 631
287 805,13
949 228
723 668,11
за счет
социального обеспечения
313 066
015 786,44
350 079
110 420,05
37 013 094
633,61
за счет
прочих расходов
199 572
249 992,63
196 142
205 464,33
-3 430 044
528,30
Выбытия по
инвестиционным операциям - всего
1 283 996
619 003,57
1 484 190
211 751,50
200 193
592 747,93
в том
числе: на приобретение нефинансовых
активов:
1 283 996
619 003,57
1 484 190
211 751,50
200 193
592 747,93
Выбытия по
финансовым операциям - всего
2 788 311
519 951,48
2 071 965
788 218,02
-716 345
731 733,46
в том
числе: на приобретение финансовых активов:
2 518 289
744 251,00
1 802 897
236 491,96
-715 392
507 759,04
на
погашение долговых обязательств
270 021
775 700,48
269 068
551 726,06
-953 223
974,42
Изменение
остатков средств - всего
-2 003 912
263 673,72
2 016 528
573 547,39
4 020 440
837 221,11
в том
числе: поступление денежных средств
-44 916
280 345 272,06
-32 121
614 863 720,39
12 794 665
481 551,70
выбытие
денежных средств
42 912 368
081 598,34
34 138 143
437 267,78
-8 774 224
644 330,60
На основании таблицы, можно
сделать вывод, что поступления на 01.01.10 уменьшились по сравнению с
предыдущим годом на 2 941 513 231 272,81 рублей.
Т.ж. изменились доходы по разным статьям, самые большие поступления были по
доходам от собственности и от оказания платных услуг. Значительно изменилась
сумма от инвестиционных операций, за счет реализации нефинансовых активов.
Почти вдвое изменились
поступления от финансовых операций, четко видно, что это произошло за счет
резкого уменьшения суммы от операций с финансовыми активами, и в тоже время
возросла сумма финансовых заимствований.
Анализируя произошедшие выбытия,
видно, что, изменения по статьям в 2009 и 2010 году носят плавный характер. Не
наблюдается резкого скачка каких-либо сумм. Но в совокупности выбытий произошло
за 2010 год больше на 1 595 079 744 933,82
рублей. Это можно объяснить активной деятельностью государства по поддержанию
бюджетов субъектов федерации, поддержания отечественного производителя,
социального сектора и пр.
В
общем, по отчету о движении денежных средств, можно сделать вывод, что
структура статей выбытия денежных средств, остается без существенных изменений,
это говорит о том, что государство продолжает осуществление намеченных целей,
ведется активная работа по формирования доходной части бюджета.
Бюджетная политика как составная
часть экономической политики должна быть нацелена на проведение всесторонней
модернизации экономики, создание условий для повышения ее эффективности и
конкурентоспособности, долгосрочного устойчивого развития, на улучшение инвестиционного
климата, достижение конкретных результатов.
В 2011-2013 гг. планируются
новые расходные обязательства принимать только на основе тщательной оценки их
эффективности и при наличии ресурсов для их гарантированного исполнения в
пределах принятых бюджетных ограничений.
Подразумевается решение
следующих задач:
·
обеспечение макроэкономической стабильности, которая
предусматривает, в том числе сбалансированный бюджет, последовательное снижение
бюджетного дефицита, предсказуемые параметры инфляции;
·
в среднесрочной перспективе ограничить использование нефтегазовых
доходов, ориентируясь на обеспечение сбалансированности федерального бюджета
при разумных прогнозных оценках стоимости нефти;
·
координация долгосрочного стратегического и бюджетного
планирования. Предполагается расширение горизонта и повышение надежности
экономических прогнозов, которые должны быть основаны на разумных оценках
конъюнктурных параметров и макроэкономических показателей, зависящих от бюджетных
расходов;
·
обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение
конкретных результатов;
·
разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций - обеспечить
комплексный подход к формированию инновационной системы и инвестиционной среды
в целом, создать условия для полного цикла развития инноваций, в том числе
путем обеспечения макроэкономической стабильности, защиты конкуренции и прав
собственности, устранения административных барьеров;
·
необходимость разработки и реализации на практике конкретных
механизмов внедрения и поддержки инновационных технологий, в таких областях,
как энергоэффективность, медицинская техника и фармацевтика, космос и
телекоммуникации, ядерные технологии, стратегические компьютерные технологии и
программное обеспечение;
·
необходимость повышения эффективности использования
государственных инвестиций;
·
повышение конкурентоспособности российской продукции на внешнем
рынке необходимо использовать потенциал торговых представительств,
совершенствовать систему предоставления экспортного кредитования, экспортного
страхования и государственных гарантий. В первую очередь это касается экспорта
продукции высокотехнологичных отраслей, атомного и энергетического машиностроения,
а также военной техники;
·
повышение качества человеческого капитала;
При формировании расходов
федерального бюджета на 2011-2013 годы предлагается особое внимание уделить
следующим ключевым вопросам:
·
Повышение эффективности социальной защиты населения.
·
Оценка возможностей повышения фондов оплаты труда работников
бюджетной сферы и денежного довольствия военнослужащих.
·
Развитие образования, здравоохранения и социального обслуживания.
·
Обеспечение обороноспособности страны.
·
Реформа органов внутренних дел.
·
Развитие транспортной инфраструктуры.
·
Оптимизация масштабов и форм поддержки экономики.
Основные направления налоговой
политики и формирования доходов бюджетной системы выделяются следующие:
·
поддержка компаний, где интеллектуальный труд является основным;
·
необходимость создания дополнительных условий для активизации
инновационной деятельности;
·
потребность стимулирования энергосбережения и рационального использования
природных ресурсов;
·
необходимость привлечения частных инвестиций в системы
здравоохранения и образования;
·
необходимость дальнейшего расширения и укрепления налоговой базы
бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Круг налогоплательщиков должен
расширяться за счет возникновения новых активных хозяйствующих субъектов;
·
потребность в особом внимании бесперебойной и эффективной работе
по реализации договоренностей, достигнутых в рамках таможенного союза, по
вопросам администрирования косвенных налогов и распределения между странами –
членами таможенного союза ввозных таможенных пошлин.
Все
вышесказанное показывает, что для усовершенствования бюджетной системы РФ,
планируется и предпринимается много действий, как законодательного, так и
исполнительного характера.
Бюджетная
политика, осуществляемая Правительством России в настоящее время, предполагает
стимулирование экономического роста через сокращение государственных расходов и
обеспечение профицита бюджета.
Проектирование
бюджета производится с учетом динамики макроэкономических показателей, что
позволяет не допускать перерасхода бюджетных средств и создавать дополнительные
денежные резервы. При этом основными проблемами российского бюджета продолжают
оставаться его высокая зависимость от мировых цен на энергоносители и
значительная долговая нагрузка. Доходная база бюджета тесно связана с уровнем
мировых цен на нефть.
Приоритетными
направлениями совершенствования государственного бюджета являются проведение
налоговой политики, повышение эффективности управления государственной
собственностью, финансирование социальной сферы, правоохранительной
деятельности и безопасности государства.
Предполагается,
что экономика РФ в ближайшие годы будет функционировать в условиях относительно
благоприятной ситуации на мировых рынках сырья и капитала, сопровождаться
ростом доходов населения, инвестиционных программ естественных монополий и
улучшением ситуации с банковским кредитованием.
Уже
начиная со второго полугодия 2009 года, во многом благодаря проводимым
антикризисным мерам происходит постепенное восстановление российской экономики.
Кроме того, восстановлению способствует улучшение конъюнктуры мирового рынка
сырья и капитала.
Список
использованной литературы
1.
Бюджетная система России. Под ред.
Г.Б. Поляка. — М.: Юнити-Дана, 2009;
2.
Бюджетный кодекс Российской
Федерации. – М.: Финансы и статистика, 2010.
3.
Конституция РФ от 12.12.1993 с
учетом внесенных изменений;
4.
Бюджетная система РФ. Александров И.М.
– М.: Дашков и К, 2007;
5.
Бюджетная система РФ. Николаева Т.П.
– М.:ЕАОИ, 2008;
6.
www.roskazna.ru
7.
Бюджетное послание Президента
Российской Федерации о бюджетной политике в 2011–2013 годах.