рефераты скачать

МЕНЮ


Курсовая работа: Акцизы на алкогольную продукцию: эволюция развития и перспективы

Курсовая работа: Акцизы на алкогольную продукцию: эволюция развития и перспективы

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФИЛИАЛ ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО

УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БАЙКАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИКИ И ПРАВА» В Г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ

(Филиал ГОУ ВПО «БГУЭП» в г. Усть-Илимске)

Кафедра Учета и Налогообложения

Специальность 080107 Налоги и Налогообложение

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине «федеральные налоги и сборы с организаций»

Акцизы на алкогольную продукцию: эволюция развития и перспективы

Исполнитель

Студент группы НИН-07

В.О. Оглоблина

Усть-Илимск 2010


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. История налогообложения алкогольной продукции

2. Теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию

2.1 основные элементы акцизов по алкогольной продукции

2.2 порядок расчета акциза на алкогольную продукцию

2.3 налоговые вычеты и порядок их применения

3. Перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию в 2011-2013 гг.

Заключение

Список использованных источников

налогообложение акциз алкогольная продукция


ВВЕДЕНИЕ

Акцизы относятся к косвенным налогам: то есть они вносятся в бюджет производителями или оптовым звеном, но уплачиваются при этом конечным потребителем. Иными словами, юридические плательщики акцизов включают их в цену товара. В отличие от других косвенных налогов (например, НДС), акцизами облагаются лишь определенные, достаточно узкие группы товаров, внесенные в специальный перечень.

Акциз – удобный фискальный инструмент. Его собираемость достаточно высока, а расходы на администрирование налога невелики. Особенно эффективны акцизы, которые взимаются в процессе производства (если изготовителей подакцизных товаров не слишком много). В этом случае уклониться от уплаты налога или укрыть часть продукции практически невозможно – государство выставляет на заводах специальные акцизные посты и оборудует контрольными приборами производственные линии.

Экономическая сущность каждого конкретного акциза зависит от объекта обложения. Уникальным объектом исследования в этом плане выступает алкоголь.

Алкоголь – необычный товар. Он играет различные роли в социальных и культурных устоях общества. Мэри Дуглас, выдающийся английский социолог точно определила употребление алкоголя как «общественный акт, исполняемый в определенном социальном контексте» [10]. В различных культурах употребление алкогольных напитков применительно к тем или иным жизненным ситуациям является традицией (социальной нормой), однако в каждой из них потребление алкоголя в одиночестве считается нездоровым симптомом.

Неумеренная прямая политика государства в направлении уменьшения производства и потребления алкоголя может привести к неоднозначным последствиям (развитию самогоноварения и, как следствие, снижению уровня жизни населения). Поэтому акцизное налогообложение как косвенный метод воздействия на производство алкогольной продукции, считается единственным действенным методом снижения его производства. Тем не менее, следует иметь в виду, что необоснованно завышенные ставки по акцизам на алкогольную продукцию, могут привести к тем же результатам, указанным выше. В связи с этим важно, чтобы действующая система обложения акцизами алкогольной продукции, отвечала следующим принципам:

а) наряду с другими источниками доходов бюджетов обеспечивала их оптимальным объемом финансовых ресурсов, необходимых государству для выполнения своих функций;

б) регулировала производство и потребление алкогольной продукции с целью положительного воздействия на социальные и экономические стороны жизнедеятельности населения.

Актуальность данной курсовой работы обуславливается тем, что среди акцизов, акцизы на алкогольную продукцию, как одна из статей налоговых доходов, занимают второе место в формировании консолидированных бюджетов субъектов РФ, уступая лишь акцизам на нефтепродукты. За период времени с января по октябрь 2009 г. они составили 51,3 млрд. руб. что составляет 25,35 % от общего объема поступлений доходов от акцизов в консолидированные бюджеты субъектов РФ, за этот же период в 2010 г. они составили 55,8 млрд. руб. что составляет 21,55 %. [19]. Для любого предприятия, которое производит или продает алкогольную продукцию, главенствующим налогом, без сомнения, является не налог на прибыль и даже не НДС, а акциз. Объектом данной курсовой работы являются акцизы на алкогольную продукцию. Предметом изучения является действующий механизм исчисления и взимания данного вида акциза.

Цель данной работы заключается в изучении порядка исчисления и уплаты акциза на алкогольную продукцию, а также в изучении истории возникновения данного вида акцизов.

Исходя из этого, определены основные задачи, которые необходимо решить в данной работе:

а) изучить историю налогообложения алкогольной продукции;

б) рассмотреть теоретические аспекты налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию, определить объект налогообложения, определить налоговую базу, ставки акцизов, рассмотреть порядок исчисления акциза и применения налоговых вычетов;

в) определить перспективы развития налогообложения в виде акцизов на алкогольную продукцию на следующие 3 года.

В ходе написания работы было проанализировано налоговое законодательство, а также различная учебно-методическая литература. За основу работы взяты учебник М.В. Романовского «Налоги и налогообложение», материалы официального сайта Министерства финансов РФ, статьи из журналов «Империя вкуса» и «Налоговый вестник» и др.


1. ИСТОРИЯ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

В России первыми алкогольными акцизами можно считать появившиеся при Иване Грозном в XVI в. винные откупа. В тот период государство монополизировало розничную торговлю алкоголем, разрешив продавать спиртное только в «царевых кабаках». Это нововведение дореволюционный историк И.Г. Прыжов охарактеризовал так: «Прежде в корчме пили и ели, а теперь в кабаке стали только пить» [11]. Контингент, как сказали бы теперь, московских кабаков составляли преимущественно крестьяне и посадские люди.

Чтобы не заниматься их содержанием, власти стали отдавать кабаки в откуп частным лицам. С ними заключался специальный контракт, который определял порядок реализации алкогольных напитков – их цену, часы работы, условия продажи и т.д. Сам откупщик становился лицом государственным и именовался отныне «коронным поверенным». Ставка акциза (говоря современным фискальным языком) составляла 100 % (включая сумму налога) – весь доход, полученный от реализации алкоголя, подлежал перечислению в бюджет.

Таким образом, сами откупщики не получали от казны никакого вознаграждения и имели возможность зарабатывать, оказывая «сопутствующие» услуги. В их число входили: производство и продажа алкогольных напитков пониженной крепости (пива, меда и др.), продажа закусок, денежные штрафы, взимаемые с тех, кто нарушал государственную монополию. Такая система была не слишком эффективной и породила массовые злоупотребления. При этом откупщики буквально сидели на золотой жиле, продавая алкоголь в огромных количествах – ведь Россия всегда была «пьющей» страной. Соблазн утаивать весомую часть откупных денег был слишком велик, и держатели кабаков повсеместно обворовывали государство, наживая огромные состояния. Считается, что «теневой оборот» подобных заведений составлял не менее 75 % от общегосударственного [18].

Подобная откупная система существовала, долгие годы и благополучно пережила Великую смуту начала XVII в. При новой династии Романовых власти очень быстро осознали, что казна теряет от столь неэффективной системы огромные суммы, которые, учитывая постоянные войны, очень бы пригодились бюджету. Откупа пытались запрещать, вводить жесткую государственную монополию на питейные заведения. Но все это закончилось полным провалом: откупная система в том или ином виде сохранилась вплоть до середины XIX в., и ее окончательный демонтаж практически совпал по времени с отменой крепостного права.

Учитывая объем злоупотреблений, повсеместное воровство и ухудшение качества водки, в 1819 году Александр I издал очередной высочайший указ об отмене откупов и переходе на жесткую государственную водочную монополию: вводился контроль государства за производством и оптовой продажей водки. Однако система откупов опять не сдалась без боя: семь лет спустя, в 1826 году Николай I частично восстанавливает откупную систему, а в 1828 году полностью отменяет государственную монополию [18].

Несмотря на то, что такая фискальная система была неэффективной, винные откупа просуществовали в России почти 300 лет. Причин тому несколько. Самая главная – отсутствие в России условий для должного налогового администрирования. Иными словами, контроля за производством спиртного и учета собираемого налога. Это было характерно для всех стран мира. Даже в развитой Европе становление административного государства произошло лишь в XVI-XVIII вв. Тогда же появился чиновничий аппарат, и возникли условия для появления централизованной налоговой системы. В России все было гораздо сложнее, учитывая колоссальное отставание в экономическом развитии и огромную территорию. Именно поэтому методы сбора налогов (и не только «алкогольных») через систему откупщиков веками оставались более эффективными, чем все иные. В середине XIX века Российская империя наконец достигла того уровня развития когда стало возможным введение цивилизованной налоговой системы. Другой причиной, по которой водочный акциз не был введен ранее, можно считать жуткую неразбериху в российском государственном управлении. Это ярко видно на примере возрождения откупов во времена Николая I, что привело к задержке в реформировании налоговой системы почти на 40 лет. Так уж исторически сложилось в России, что каждый новый государь либо считал, что он лучше знает, как управлять финансовыми потоками, либо назначал себе не вполне компетентных финансовых консультантов.

Все это приводило к постоянным метаниям в финансовой сфере и, как следствие, к значительным перекосам в налоговой системе. В результате необдуманных действий правительства в бюджете постоянно возникали прорехи, которые заполнялись введением новых налогов или изменением в порядке сбора существующих, что обычно порождало все новые проблемы. В те годы в финансовом ведомстве еще не понимали, что лобовое увеличение ставок налога не означает автоматический прирост доходов в бюджет, и, наоборот, зачастую послабления в налоговой сфере приводило к увеличению поступлений в бюджет за счет уменьшения «теневого» сектора.

Так произошло и с винными откупами: упомянутые решения Николая I привели к тому, что бюджет империи понес значительные потери, что усугубилось другой проблемой, требовавшей огромных денежных средств – Крымской войной, развязанной в 1853 году [18].

Полная и бесповоротная отмена винных откупов произошла при новом императоре – Александре II, в 1863 году. После падения крепостного права вместо откупов был введен питейный акциз. Однако, несмотря на то, что поступления от этого налога росли из года в год, внедрение новой системы не сопровождалось продуманной государственной политикой в этой сфере: не было предусмотрено жестких механизмов контроля, да и сама форма сбора акциза не была тщательно проработана. Правительство при Александре II, а затем и Александре III, пыталось изменить ситуацию, проводя акцизные реформы, но не добилось особых успехов. Бюджет по-прежнему недосчитывался значительных сумм.

Акцизами в России в XIX в. называли только налоги на предметы внутреннего производства, производимые частными предприятиями (импортные товары акцизами не облагались, для них существовали специальные таможенные пошлины). Под действие этих налогов попадали: продукция свеклосахарного производства, крепкие напитки, табак, осветительные нефтяные масла, спички и соль. Восхождение на трон Николая II ознаменовало новый этап в налогообложении алкогольной продукции. В 1894 году Правительство решило свернуть акцизную систему, а вместо нее ввести полную государственную монополию на алкоголь, которая сохранялась до революции 1917 года.

В период революции, гражданской войны и военного коммунизма налогообложение было крайне хаотичным и бессистемным. В 1921 году, с началом НЭПа, акцизная система в России была восстановлена. Для пополнения бюджета Советское Правительство ввело акцизы на широкий перечень товаров: соль, сахар, керосин, табачные изделия, спички, чай, кофе, цикорий, водку, вино, мед, квас, текстиль, гильзы, галоши и парфюмерию. Очевидно, вводя налог на ходовые товары, большевики временно забыли о том, что акцизы «отличаются величайшей несправедливостью, всей тяжестью своею ложатся на бедноту» и что «чем беднее человек, тем большую долю своего дохода он отдает государству в виде косвенных налогов» [16, с.262]. Налоговая реформа 1930-32 гг. подвела черту под политикой НЭПа. Акцизы и другие косвенные налоги, были упразднены, как пережитки буржуазного общества, а в советских энциклопедиях появилась фраза о том, что акцизы в СССР, как вид налога, отсутствуют. Впрочем, если разобраться, то в советской стране действительно не было надобности в налогах на потребление: ведь розничные цены целиком и полностью контролировались правительством, да и все доходы предприятий тоже были собственностью государства [18].

В Россию полноправные акцизы вернулись в конце 1991 г. с переходом к рыночной экономике, когда были приняты законы «Об основах налоговой системы» и «Об акцизах». С тех пор правила взимания этого налога постоянно изменяются: государство пытается повысить эффективность налогообложения. Главной проблемой, которая возникла еще в начале 1990 г. по-прежнему остается существование огромного «теневого» сектора по производству алкоголя. Это касается как крупных предприятий, скрывающих часть своего оборота, так и мелких подпольных цехов по выпуску и розливу «спиртосодержащих жидкостей» под видом алкогольной продукции.

Таким образом, за последние годы экспериментов в акцизной сфере было предостаточно. Одним из наиболее абсурдных экспериментов – постоянное перекладывание «акцизных денег» из одного бюджета в другой, что приводит к волнообразным всплескам регионального алкогольного сепаратизма.


2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ В ВИДЕ АКЦИЗОВ НА АЛКОГОЛЬНУЮ ПРОДУКЦИЮ

2.1 Основные элементы акцизов по алкогольной продукции

В настоящее время в российском законодательстве существует сразу несколько различных легальных определений алкогольной продукции. Учитывая положения ст. 15 Конституции РФ, рассмотрим международные акты.

В Гельсингфорской конвенции о пресечении контрабанды алкогольных товаров от 19.08.1925 г., ратифицированной ЦИК СССР 10.07.1929 г., поясняется, что «под алкогольными товарами подразумеваются: спирт, равно как и жидкости, содержащие его, пригодные для употребления или изготовления напитков, а также вина или шипучие вина, в которых содержание спирта объемом превышает 18 %...» [20].

Современное российское законодательство содержит иное определение алкогольной продукции. В соответствии с п. 7 ст. 2 Федерального закона от 22.11.1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» алкогольной признается пищевая продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции с содержанием этилового спирта более 1,5 % объема готовой продукции. [7].

Таким образом, главным критерием алкогольной продукции является наличие в ней этилового спирта, превышающее 1,5 % объема готовой продукции.

Кроме того, в Законе № 171-ФЗ используется и составное понятие алкогольной продукции, раскрывающееся через определения ее видов. Выделяются следующие виды алкогольной продукции: этиловый питьевой спирт; спиртные напитки (в том числе водка); вино (в том числе натуральное).

Несколько модифицированное составное понятие алкогольной продукции используется в законодательстве о налогах и сборах.

Так, на основании пп. 3 п. 1 ст. 181 Налогового кодекса РФ (НК РФ) к алкогольной продукции относятся спирт питьевой, водка, ликероводочные изделия, коньяки, вино и иная пищевая продукция с объемной долей этилового спирта более 1,5 %, за исключением виноматериалов. При этом пиво названо в качестве самостоятельного подакцизного товара (пп. 4 п. 1 ст. 181 НК РФ). [2]

Анализ определений приведенных выше позволяет сделать вывод о том, что пиво к алкогольной продукции не относится. Более того, в п. 3 ст. 1 Закона № 171-ФЗ прямо указано на то, что действие данного Закона не распространяется на деятельность по производству и обороту пива. [20].

Налогоплательщиками акцизов на алкогольную продукцию признаются:

а)  организации;

б)  индивидуальные предприниматели;

в)  лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, определяемые в соответствии с Таможенным кодексом РФ.

Организации и иные указанные лица, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции подлежащие налогообложению в соответствии с положениями главы 22 НК РФ.

Объектом налогообложения в соответствии со ст. 182 НК РФ признаются операции по:

а)  реализации производителями алкогольной продукции;

б)  продаже лицами переданной им конфискованной алкогольной продукции на основании приговоров или решений судов, арбитражных судов или других уполномоченных на то государственных органов;

в)  передаче алкогольной продукции лицами произведенной ими из давальческого сырья (материалов) собственнику сырья;

г)  передаче, в структуре организации произведенной ими алкогольной продукции для дальнейшего производства неподакцизных товаров (примером такой передачи может служить передача алкогольной продукции в структурное предприятие общепита, например, в кулинарию для производства кондитерских изделий);

д)  передаче алкогольной продукции лицами произведенной ими для собственных нужд (например, передача алкогольной продукции на проведение праздничных мероприятий);

е)  передаче лицами произведенной ими алкогольной продукции в уставный (складочный) капитал организаций, паевые фонды кооперативов, а также в качестве взноса по договору простого товарищества;

ж)  передаче организацией произведенной ею алкогольной продукции своему участнику при его выходе из организации;

з)  передаче произведенной алкогольной продукции на переработку на давальческой основе (например, на розлив);

и)  ввозу алкогольной продукции на территорию РФ;

Объект налогообложения в отношении таких операций возникает, только если они совершаются на территории РФ.

Также объект налогообложения возникает и у организаций осуществляющих розлив алкогольной продукции, так как п. 3 ст. 182 НК РФ говорит о том, что к производству приравнивается розлив алкогольной продукции, осуществляемый как часть общего процесса производства этого товара в соответствии с требованиями государственных стандартов и (или) другой нормативно-технической документации [2].

С 1 января 2006 года из объекта налогообложения была исключена операция по реализации алкогольной продукции с акцизных складов оптовых организаций. Это объясняется тем, что в соответствии с Федеральным законом от 21.07.2005 г. № 107-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую НК РФ и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов РФ» [6] утратил силу пп. 5 п. 1 ст. 182 НК РФ. Данная поправка вызвана отменой с 2006 года режима налогового склада, который предусматривал размещение алкогольной продукции на акцизном складе до момента ее реализации покупателю.

Налоговая база по акцизам на алкогольную продукцию определяется как объем реализованной алкогольной продукции в натуральном выражении (пп. 1 п. 2 ст. 187 НК РФ) [2].

Налоговым периодом согласно ст. 192 НК РФ признается календарный месяц [2].

Налоговые ставки акцизов на алкогольную продукцию различаются по видам подакцизных товаров. Они установлены в фиксированном денежном выражении за единицу измерения и приведены в следующей таблице.

Таблица. Налоговые ставки акцизов на алкогольную продукцию

Виды подакцизных товаров Налоговая ставка (в рублях и копейках за единицу измерения)
с 1 января по 31 декабря 2010 года включительно с 1 января по 31 декабря 2011 года включительно
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) 30 руб. 50 коп. за 1 литр безводного этилового спирта 33 руб. 60 коп. за 1 литр безводного этилового спирта
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта свыше 9 % включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, шипучих, газированных, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 210 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 231 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Алкогольная продукция с объемной долей этилового спирта до 9 % включительно (за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, шипучих, газированных, натуральных напитков с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленных из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 158 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах 190 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизных товарах
Вина натуральные (за исключением шампанских, игристых, газированных, шипучих), натуральные напитки с объемной долей этилового спирта не более 6 % объема готовой продукции, изготовленные из виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта) 3 руб. 50 коп. за 1 литр 4 руб. 80 коп. за 1 литр
Вина шампанские, игристые, газированные, шипучие 14 руб. 00 коп. за 1 литр 18 руб. 00 коп. за 1 литр

2.2 Порядок расчета акцизов на алкогольную продукцию

Порядок исчисления акциза определяется статьей 194 НК РФ. Согласно п. 1 ст. 194 НК РФ сумма акциза по алкогольной продукции исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и налоговой базы, исчисленной в соответствии со ст. 187 НК РФ [2].

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.