рефераты скачать

МЕНЮ


Контрольная работа: Подоходный налог

Контрольная работа: Подоходный налог

Введение

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условия рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

Особая роль отводится прямому налогообложению, поскольку манипулирование ставками прямых налогов, изменение механизма их взимания моментально сказываются на деятельности предприятий.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

В условиях перехода от административно-директивных методов управления к экономическим, резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики налогоплательщиков. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система Кыргызской Республики создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию отечественной налоговой системы.



Подоходный налог и порядок его взымания

Определение и взимание налога. Подоходный налог – это общегосударственный налог, уплачиваемый физическими лицами. Налог взимается на территории всей страны по единым ставкам.

Существуют два способа взимания подоходного налога:

1) удержание налога у источника выплаты дохода (например, при выдаче зарплаты работнику с него удерживается подоходный налог);

2) уплата налога по декларации о доходах (существуют ежемесячные текущие платежи подоходного налога по итогам финансово-хозяйственной деятельности; далее, по истечении года производится окончательный перерасчет подоходного налога, исходя из данных, указанных в декларации о доходах).

Необходимо ввести некоторые определения, касающиеся расчета подоходного налога.

Совокупный годовой доход (Д) – это все виды доходов, полученные в денежной и натуральной форме, а также в форме работ и услуг. Вычеты расходов (В) – это вычитаемые затраты налогоплательщика, связанные с его экономической деятельностью, из совокупного годового дохода, разрешенные в соответствии с положениями Налогового Кодекса.

Объектом налогообложения является доход, исчисляемый как разница между совокупным годовым доходом налогоплательщика и вычетами, предусмотренными Налоговым Кодексом Кыргызской Республики.

Состав совокупного годового дохода и разрешенные вычеты расходов, принятые Налоговым Кодексом, приведены в приложении.

Страховые взносы. В состав разрешенных вычетов из совокупного годового дохода входят страховые взносы в: Фонд социального страхования, Фонд занятости, Фонд медицинского страхования и Пенсионный Фонд, на которых необходимо остановиться подробнее. В соответствии с законодательством Кыргызской Республики отчисления в виде страховых взносов: для индивидуального предпринимателя – производит отчисления ежемесячно в размере 38% от 3-х-кратной минимальной месячной зарплаты, выплачиваемые в течение года и с последующим перерасчетом от фактически полученного дохода по итогам года на основании декларации о доходах.

Фактически полученный доход – это доход, равный разности совокупного годового дохода и вычетами расходов, разрешенными в соответствии с Налоговым Кодексом.

Среднемесячный размер фактически полученного дохода, с которого начисляются страховые взносы, не превышает 100-кратного размера минимальной зарплаты (на 1.01.99 г. минимальная зарплата – 100 сом).[1]

Если фактически полученный доход меньше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от фактически полученного дохода.

Если фактически полученный доход больше 100-кратной минимальной зарплаты, то предпринимателю следует заплатить 38% от 100-кратной минимальной зарплаты.

Для индивидуального предпринимателя, работающего по патенту –

производит уплату страховых взносов путем приобретения страховых полисов в соответствии с порядком, определяемым Правительством Кыргызской Республики;

Для индивидуального предпринимателя, использующего наемный труд – производит страховые взносы в размере 31% от выплат работникам, которые распределяются следующим образом: 25,5% от выплат, начисленных в пользу работников, идущие в пенсионный фонд; – 2% от всех выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд социального страхования; 1,5% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд занятости; 2% от всех видов выплат, начисленных в пользу работников – в Фонд медицинского страхования;

Для работающих граждан-инвалидов 1 и 2 группы – ежемесячно в Пенсионный фонд от всех выплат – 2%.

Освобождаются от страховых взносов в Фонд занятости все выплаты, начисленные в пользу: 1) инвалидов 1 и 2 группы; 2) принятых на работу на вновь созданные в течение календарного года рабочие места.

Для нанимателей – предприятий, учреждений и организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, нанимающих иностранного работника, ежемесячно в Фонд занятости дополнительно – в размере месячной зарплаты нанятого иностранного работника (кроме нанимателей, нанимающих временно иностранных граждан для сельхозработ и международных организаций, дипломатических представительств и миссий).

Для крестьянских и фермерских хозяйств страховые взносы устанавливаются ежеквартально в размере базовой ставки земельного налога. Фермерские и крестьянские хозяйства, использующие наемный труд работников, не имеющих долей в земельном фонде хозяйства, уплачивают страховые взносы по указанным работникам – 31%.

Налогооблагаемый доход Сумма налога к уплате
До 6000 сом 5% от суммы дохода
От 6000 до 24000 сом 300 + 10% от (X – 6000)
От 24000 до 120000 сом 2100 + 20% от (X – 24000)
Свыше 120000 сом 21300 + 33% от (X – 120000)

Где X – налогооблагаемый доход.

В структуре поступлений в доход государственного бюджета данный налог занимает менее 8% и является наиболее стабильным в плане сбора. На протяжении анализируемого периода доля данного налога в доходных поступлениях не изменялась на протяжении всего периода. Наибольший удельный вес данный налог составил в последние годы – 7.5%. В 2000 и 2001 финансовом году доля подоходного налога составила – 7.5% в доходах государственного бюджета.


Рис. 7

На основе анализа поступлений подоходного налога по годам отмечается тенденция к снижению его удельного веса (табл. 7).

Поступления подоходного налога в бюджет за 2000 год в целом по республике и в разрезе регионов показывает, что местными налоговыми органами предпринимаются определенные меры.

Таблица 2. Подоходный налог с физических лиц с 2007 по 2009 гг.

2007

2008

2009

ВВП 48321 62203 72210
Общие налоговые поступления (млн. сом) 5973 7675 9190,2
Подоходный налог, всего (млн. сом) 546 753,7 1012,4
% от ВВП 1,13 1,21 1,4
% от общей суммы налоговых поступлений 9,14 9,81 10,01

Так, как видно из таблицы, по сравнению с 1999 г. увеличились поступления по подоходному налогу, взимаемому налоговыми органами. Хотя доля подоходного налога за последние два года остались на одном уровне, то по отношению к ВВП доля данного налога имеет тенденцию увеличения. Также наблюдается увеличение доли данного налога в налоговых поступлениях.

Рост поступлений подоходного налога по патентной системе по сравнению с предыдущим годом обеспечен улучшением администрирования, развитием и расширением патентной системы налогообложения физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. Введение в 2007 г. патентирования на 27 видов предпринимательской деятельности значительно расширило налогооблагаемую базу данного налога. Так, в течение 2007 г. налоговыми органами республики выдано 300180 патентов на общую сумму 74,5 млн. сомов, против 240576 патентов на сумму 58,3 млн. сомов в 1998 г. Если в 2007 г. в среднем за месяц поступало в бюджет около 5,5 млн. сомов, в 2008 г. ежемесячно – 8,9 млн. сомов, то в 2009 г. – 8,9 млн. сомов.

Рассматривая действующую систему взимания подоходного налога, необходимо отметить, что она является достаточно эффективной в том случае, когда удержание налогов производится у субъектов с фиксированной заработной платой и прозрачной бухгалтерской отчетностью. В основном, это государственные служащие и работники крупных предприятий. Однако, увеличение удельного веса субъектов малого предпринимательства с неконтролируемыми доходами и затратами привело к необходимости внедрения наряду с принятой практикой обложения совокупного дохода введение упрощенной системы налогообложения. Первым этапом данной системы явилось взимание подоходного налога на патентной основе. Это увеличило охват налогообложением частных предпринимателей, однако, часть налоговой базы уходит от налогообложения, о чем свидетельствуют аналитические данные, в соответствии с которыми удельный вес подоходного налога в налоговых поступлениях снизился с 13,7% в 2002 году до 9,8% в 2009 году. Доля подоходного налога в ВВП снизилась с 1,9% в 1994 году до 1,4% в 2009 году.

Основными направлениями реформирования подоходного налога должно быть дальнейшее развитие упрощения системы налогообложения в различных ее формах. Применение ее должно осуществляться на добровольной основе и являться альтернативной основной системе. Совершенствование упрощенной системы должно вестись по пути включения в сумму фиксированного платежа не только подоходного налога, но всех обязательных платежей, определяемых законодательством.

Совершенствование подоходного налога в современных условиях

Развитие налоговой системы Кыргызстана должно удовлетворять двум основным требованиям: во-первых, быть достаточным для покрытия необходимых расходов государства, а во-вторых, стимулировать развитие реальных секторов экономики, т.е. ставки налогов должны иметь тенденцию к снижению. Именно снижение ставок налогов позволит налоговым органам значительно расширить налогооблагаемую базу за счет снижения объемов «теневой экономики». Разные специалисты по-разному оценивают эти объемы. Специальных исследований по этой проблеме не проводилось, но можно ориентироваться на разработки зарубежных исследователей. Они считают, что даже в рыночно-развитых странах эти объемы составляют от 10 до 30%. Нет основания считать, что в нашем государстве при переходе к рынку объемы скрываемых доходов будут меньше максимальной оценки в 30%. Из этого следует, что принятие мер по расширению налогооблагаемой базы может дать 25 – 30% повышение налоговых поступлений и при оплате дефицита. может остаться сумма профицита. Но сумму профицита можно уменьшить все или часть видов с тем, чтобы стимулировать развитие производства в республике.

Для расширения налогооблагаемой базы нужно использовать как возможности налоговых служб, так и средства массовой информации для разъяснения направлений налоговых выплат для социальных и экономических нужд государства. Пока в некоторой части предпринимателей наибольшим уважением пользуются лица, скрывшие все или часть доходов. «Тысячи людей думают о пополнении бюджета, а миллионы о том, как бы заплатить поменьше».

Налоги в нашем государстве пока не очень стимулируют развитие производства, выполняя одну, главную фискальную функцию. Распределительная функция не очень значительна, так как, в основном, население живет за чертой бедности и поэтому снижение ставок налогов не прихоть предпринимателей, а насущная проблема. В настоящее время, когда даже подоходный налог с населения не учитывает прожиточный минимум, стремление укрыть налоги не только не снизится, а может даже возрасти, так как эти средства

Управление налогообложением – это важнейшая сфера научно-практических исследований и методических действий, являющихся частью общей теории и практики управления.

В результате проведенного анализа выяснили, что прямое налогообложение в большей степени относится к юридическим лицам, поскольку основу прямого налогообложения в первую очередь составляет налог на прибыль, уплачиваемый юридическии лицами, земельный налог, также в основном уплачиваемый юридическими лицами, а также местные налоги, большнством которых облагаются юридические лица. В этой связи совершенствование прямого налогобложения в первую очередь предполагает совершенствование механизма налогобложения юридических лиц. Поэтому считаем необходимым рассмотреть налоговое планирование и прогнозирование на предприятии, налоговое регулирование, в частности налоговый менеджмент, как основные методы снижения бремени налогов на предприятии.

Государственный налоговый менеджмент должен обеспечить:

– надежную, достоверную и своевременную информацию о рынке и состоянии экономики государства, структуре и динамике налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, конкретного спроса, потребностей общества, т.е. информацию о внешних условиях функционирования системы;

– создание ставок налогов, их сочетания, которые более полно удовлетворяют требованиям государства;

– необходимое воздействие на физические и юридические лица, на экономику, обеспечивающее максимально возможный контроль сферы налогообложения.

Развитие теории и практики менеджмента определяется целым рядом обстоятельств, среди которых можно выделить следующее:

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.