Доклад: Анализ финансового состояния предприятия связи (на примере Алданского улусного узла почтовой связи)
Доклад: Анализ финансового состояния предприятия связи (на примере Алданского улусного узла почтовой связи)
Диплом подготовила Бойко Наталия Анатолиевна
СибГуТИ, кафедра бух.учета и аудита
Новосибирск, 2004 г.
Введение.
Благополучное
финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной и
эффективной деятельности. Для ее достижения необходимо обеспечить постоянную
платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую
независимость. Действующая рыночная экономика требует от организации повышения
эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе
применения эффективных форм хозяйствования и управления производством,
активизации предпринимательства и т.д.
Важная
роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовой деятельности
организации. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития
организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется
контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности
производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений
и работников.
Система
управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета,
анализа и принятия управленческих решений.
Для
управления производством руководителям нужно иметь полную и достоверную
информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов.
Информация достигается с помощью финансово-экономического анализа. В процессе
анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится
сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки
времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется
влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются
недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы .
Большая
роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения
эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов,
выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой
техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат. Анализ
является важным элементом в системе управления производством, действенным
средством выявления внутрихозяйственных резервов, основной разработки научно
обоснованных планов и управленческих решений.
Целью
данной дипломной работы является анализ финансового состояния организации, и
выявления резервов по улучшению финансового состояния. Финансовый анализ
рассмотрен на примере Алданского улусного узла почтовой связи.
Понятие, значение и задачи анализа финансового
состояния организации .
Под
анализом понимают - способ комплексного системного изучения финансового
состояния организации и факторов его формирования с целью оценки степени
финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности и капитала.
Анализом
финансового состояния организации занимаются руководители и соответствующие
службы, а также учредители, инвесторы с целью изучения эффективного
использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита и
определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей,
налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д.
Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей
организации. В анализ финансового состояния входит анализ бухгалтерского
баланса; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ
платежеспособности организации и т.д.
Под
финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою
деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами,
необходимыми для нормального функционирования , целесообразностью их размещения
и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими
юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой
устойчивостью.
Финансовое
состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия
своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на
расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии.
Финансовое состояние организации зависит от результатов его производственной,
коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый
планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение
организации. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и
реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки
и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния организации и
ее платежеспособности.
Устойчивое
финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на
выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми
ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной
деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования
денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций
собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.
Главная
цель финансовой деятельности – наращивание собственного капитала и обеспечение
устойчивого положения на рынке. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не
допустить банкротства организации, нужно хорошо знать, как управлять финансами,
какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую
долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и
такие понятие рыночной экономики, как рентабельность, ликвидность,
платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость, а также
методику их анализа.
Содержание финансового анализа организации.
Содержание
анализа вытекает из его задач. Основными задачами являются :
1.
Своевременная и объективная диагностика финансового состояния организации, выявление
«болевых точек» и изучение причин их образования.
Поиск
резервов улучшения финансового состояния организации, его платежеспособности и финансовой
устойчивости.
Разработка
конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование
финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации.
Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей
финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов .
Финансовый
анализ – является составной частью комплексного анализа деятельности
организации и представляет собой сбор, обработку, систематизацию и использование
необходимой информации для оценки финансового состояния организации .
Финансовый анализ делится на 2 вида : внутренний и внешний.
Внутренний
анализ – проводится службами самой организации, аудиторами и его результаты
используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового
состояния. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и
разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить
нормальное функционирование организации, получения максимума прибыли и
исключение банкротства.
Внешний
анализ - осуществляется банками, в целях определения кредитоспособности
судозаемщика, инвесторами, в целях определения возможности вкладывания инвестиций
в организации, независимыми аудиторскими фирмами. Поставщиками материальных и
финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности.
Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить
максимум прибыли и исключить риск потери.
1.2 Цели и методы финансового анализа.
Главная
цель анализа - оценка существования финансового состояния организации и
разработка мероприятий по финансовому оздоровлению; своевременное выявление и
устранение недостатков финансовой деятельности и прогноз резервов улучшения
финансового состояния организациии его платежеспособности. При этом основными
задачами финансового анализа являются:
Обоснование
бизнес-планов и осуществление контроля, за их реализацией .
Прогнозирование
будущих финансовых результатов.
Выявления
проблем в управлении производственной деятельностью.
Для
оценки финансового состояния организации используется система показателей,
характеризующих изменения :
-
структуры капитала организации по его размещению и источникам образования;
-
эффективности и интенсивности использования капитала;
-
платежеспособности и кредитоспособности организации и риска банкротства;
запаса
его финансовой устойчивости;
Анализ
финансового состояния организации основывается главным образом на относительных
показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции
практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели
анализируемой организации можно сравнивать:
-
с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования
возможностей банкротства;
с
аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить сильные и слабые
стороны организации и ее возможности;
с
аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и
ухудшения финансового состояния организации.
Структура финансового анализа и методические основы
анализа финансового состояния организации.
Анализ
финансового состояния включает в себя этапы:
Выявление
важнейших характеристик баланса: оценка общей стоимости имущества, оценка
соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заемных
средств. Сопоставление динамики валюты баланса и динамики объема реализации и
прибыли.
2.
Анализ изменений структуры актива и пассива баланса.
3.
Анализ ликвидности баланса и оценка платежеспособности.
Анализ
финансовой устойчивости.
Анализ
деловой активности.
Анализ
прибыльности и рентабельности.
Практика
финансового анализа выработала методику финансового анализа. Выделяют шесть
основных видов анализа :
Горизонтальный
(временной ) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим
периодом, позволяет определить абсолютное и относительное изменение каждой
статьи баланса и каждого раздела баланса;
Вертикальный
(структурный анализ) - определение структуры финансовых показателей, позволяет определить
удельный вес каждой статьи баланса в общей сумме раздела бухгалтерского баланса
и удельный вес каждого раздела в валюте баланса;
Трендовый
анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и
определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от
случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;
Анализ
относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых
отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;
Сравнительный
анализ, который делится на внутрихозяйственный – сравнение основных показателей
организации и дочерних организаций, подразделений; межхозяйственный – сравнение
показателей организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;
Факторный
анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный
показатель.
Бухгалтерская
отчетность организации, как информационная база финансового анализа.
Основными
источниками информации для анализа финансового состояния организации, служат:
бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет
о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4),
приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и другие данные первичного и
аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют
отдельные статьи баланса.
Анализ
финансово-экономического состояния организации, начинается с изучения
бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.
Бухгалтерский
баланс - это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на
определенный момент времени, отражающий стоимость имущества и стоимость
источников его формирования. С помощью бухгалтерского баланса можно получить
информацию:
•
о имущественном состояние хозяйствующего субъекта;
•
о состоятельности организации выполнять свои обязательства перед третьими
лицами - кредиторами, покупателями и другими;
•
о конечном финансовом результате работы организации;
Баланс
предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во
второй — пассивы организации. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма
строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма
валютой баланса. По каждой строке баланса заполняются две графы. В первую графу
заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс),
а во вторую графу - на конец года (заключительный баланс). Баланс организации
составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги
бухгалтерского учета. До его составления обязательно должны быть выверены
обороты и остатки на конец года по всем синтетическим учетам (субсчетам). При
этом должны быть произведены бухгалтерские записи по всем совершившимся
операциям, закрыты все операционные счета, выявлены финансовые результаты и
оформлены проводки по налогам.
Общая
характеристика структуры актива баланса содержит сведения, на определенную
дату, о размещении имеющихся в распоряжении организации капиталов, т.е. об их
вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, необходимые для
производства. О расходах, обеспечивающих организации соответствующие условия
для экономического процветания и продажи его продукции, о вложениях капитала,
связанных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной
наличности. Каждому виду размещения капитала соответствует отдельная статья
актива баланса.
Актив
баланса состоит из двух разделов;
внеоборотные
активы;
оборотные
активы.
В
первом разделе приводятся разнородные по своей природе активы:
материально-вещественные,
ценные бумаги, средства в расчетах. Объединяет их длительный характер
использования.
К
нематериальным активам (стр.110) организации относятся, согласно ПБУ 14/2000 исключительные
права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные
образы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, товарные знаки и
т.д.) ; организационные расходы ( затраты, которые связаны с образованием
юридического лица и признаны вкладом учредителей в уставный капитал) ; деловая
репутация организации ; результаты научно- исследовательских,
опытно-конструкторских и технологических работ.
Основные
средства (стр.120), важнейшим элементом производственного процесса являются
основные средства как совокупность материально-вещественных ценностей,
действующих в неизменной форме в течение длительного времени и утрачивающих
свою стоимость по частям. Согласно ПБУ 6/01 к ним относятся здания, сооружения,
транспортные средства, оборудование, инвентарь, многолетние насаждения. К
основным средствам также относятся капитальные вложения на улучшение земель
(мелиоративные, осушительные и другие работы) и в арендованные здания,
сооружения, оборудование и земельные участки, объекты природопользования (
вода, недра и т.д.)
В
балансе указывается остаточная стоимость основных средств.
По
статье «Незавершенное строительство» (стр.130) отражаются расходы по любым
строительно-монтажным работам, а кроме того, сумму вложений в основные средства
и нематериальные активы, пока не введенные в эксплуатацию. Также по этой строке
указывают стоимость оборудования, еще не переведенного в монтаж. Сумму авансов,
выданных подрядчику на капитальное строительство.
По
статье « Доходные вложения в материальные ценности » (стр.135) приводят
остаточную стоимость имущества, которое собираются сдавать в аренду, лизинг,
прокат и учитываемом на счете 03, а не 01. Эти нововведения применили к
годовому балансу 2003 г.
В
подразделе «Долгосрочные финансовые вложения» (стр.140) согласно ПБУ 19/02
показываются долгосрочные (на срок более года) инвестиции организации в
доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные (складочные)
капиталы других организаций, созданных на территории Российской Федерации или
за ее пределами, государственные ценные бумаги (векселя, акции, облигации и
другие долговые обязательства) и т.д., а также предоставленные другим
организациям займы .
Еще
одно нововведение по строке 145 «Отложенные налоговые активы» отражаются согласно
ПБУ 18/02 с 1 января 2003 года суммы отложенных налоговых активов , которые
получают, умножив величину вычитаемых временных разниц на ставку налога на
прибыль. А вычитаемые временные разницы образуются, когда:
сумма
амортизации, которая начислена в бухучете, превышает ту, что рассчитана по
правилам налогового учета;
коммерческие
и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения
списываются по - разному;
переносится
на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих
отчетных периодах;
переплата
по налогу на прибыль не возвращается организации, а зачитывается в счет будущих
платежей;
организации,
использующее кассовый метод, в бухучете включает затраты стоимость материалов,
которые еще не оплачены, и т.д.
По
статье «Прочие внеоборотные активы» (стр.150) отражаются другие средства и
вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях раздела I.
В
частности, по данной статье отражается задолженность организации за проданные
им в рассрочку основные средства и нематериальные активы, а также долги
арендаторов по основным, средствам, переданным в долгосрочную аренду.
Во
втором разделе «Оборотные активы» показываются данные об оборотных средствах, находящихся
в материально-производственных запасах, денежных средствах, ценных бумагах,
расчетах с дебиторами.
В
подразделе «Запасы» отражается основная часть оборотных активов организации, а
точнее активов, имеющих материально-вещественную природу, непосредственно включаемых
в производственно-технологический процесс.
В
составе материально-производственных запасов (стр.211-217) в отчетности
отражаются: готовая продукция, товары для перепродажи, незавершенное
производство, сырье и материалы, и товары отгруженные.
Материально-производственные
запасы (за исключением товаров отгруженных) являются наименее ликвидной статьей
среди статей оборотных средств. Для обращения этой статьи в денежные средства
требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы
получить с него впоследствии оплату за продукцию.
Данная
статья может составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных
средств, но и в активе организации . Что свидетельствует о том, как организация
испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть
обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и
выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного
спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня материально-производственных
запасов приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку, во-первых,
увеличивает финансовые затраты по хранению этих запасов; во-вторых, усиливает
опасность обесценения этих товаров и их потребительских свойств; в-третьих (если
это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров), приводит к потере
потребителя.
По
статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (стр.220),
отражаются суммы «входного» НДС по приобретенным материальным ресурсам, основным
средствам, нематериальным активам идругим ценностям, работам и услугам, которые
еще не приняты к вычету из бюджета. И подлежащие отнесению, в установленном
порядке, в следующих отчетных периодах, в уменьшение сумм налога для
перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия
финансирования. Согласно ст. 171,172 Налогового кодекса РФ, организация имеет право
принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам, если выполняются четыре условия
:
Товары,
купленные организацией должны быть оплачены;
Товары,
должны быть оприходованы;
Товары
приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС, либо для
перепродажи;
От
поставщика получена счет- фактура, в котором выделена сумма НДС.
Следующие
статьи баланса — это «дебиторская задолженность», т.е. причитающиеся
организации, но еще не полученные ею средства.
Дебиторская
задолженность — это требования организации по отношению к другим организациям и
клиентам на получение денег, поставку товаров или услуг.
Дебиторская
задолженность, в зависимости от сроков ожидаемых платежей, представлена в
балансе двумя группами статей. В первой группе - «Дебиторская задолженность
(платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты)
»(стр. 230), во второй группе - «Дебиторская задолженность (платежи по которой
ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) » (стр. 240)
Дебиторская
задолженность условно делится на два вида: нормальная и «неоправданная».
Нормальная дебиторская задолженность не есть следствие недочетов в
хозяйственной деятельности организации и возникает вследствие применяемых форм
расчетов за товары и услуги: при выдаче средств под отчет на различные нужды,
при предъявлении претензий другими организациями и т.д. «Неоправданная»
дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе
организации, например при выявлении недостач, растрат и хищений
товарно-материальных ценностей и денежных средств. Наличие крупной дебиторской
задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на
финансовое положение организации, а рост ее в динамике свидетельствует о его
ухудшении.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10
|