рефераты скачать

МЕНЮ


Доклад: Анализ финансового состояния предприятия связи (на примере Алданского улусного узла почтовой связи)

Доклад: Анализ финансового состояния предприятия связи (на примере Алданского улусного узла почтовой связи)

Диплом подготовила Бойко Наталия Анатолиевна

СибГуТИ, кафедра бух.учета и аудита

Новосибирск, 2004 г.

Введение. 

Благополучное финансовое состояние организации - это важное условие ее непрерывной и эффективной деятельности. Для ее достижения необходимо обеспечить постоянную платежеспособность субъекта, высокую ликвидность его баланса, финансовую независимость. Действующая рыночная экономика требует от организации повышения эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе применения эффективных форм хозяйствования и управления производством, активизации предпринимательства и т.д.  

Важная роль в реализации этой задачи отводится анализу финансовой деятельности организации. С его помощью вырабатываются стратегия и тактика развития организации, обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, выявляются резервы повышения эффективности производства, оцениваются результаты деятельности организации, ее подразделений и работников.  

Система управления состоит из следующих взаимосвязанных функций: планирования, учета, анализа и принятия управленческих решений.

Для управления производством руководителям нужно иметь полную и достоверную информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Информация достигается с помощью финансово-экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы .

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению лишних затрат. Анализ является важным элементом в системе управления производством, действенным средством выявления внутрихозяйственных резервов, основной разработки научно обоснованных планов и управленческих решений.

Целью данной дипломной работы является анализ финансового состояния организации, и выявления резервов по улучшению финансового состояния. Финансовый анализ рассмотрен на примере Алданского улусного узла почтовой связи.

Понятие, значение и задачи анализа финансового состояния организации .

Под анализом понимают - способ комплексного системного изучения финансового состояния организации и факторов его формирования с целью оценки степени финансовых рисков и прогнозирования уровня доходности и капитала.  

Анализом финансового состояния организации занимаются руководители и соответствующие службы, а также учредители, инвесторы с целью изучения эффективного использования ресурсов, банки для оценки условий предоставления кредита и определение степени риска, поставщики для своевременного получения платежей, налоговые инспекции для выполнения плана поступлений средств в бюджет и т.д. Финансовый анализ является гибким инструментом в руках руководителей организации. В анализ финансового состояния входит анализ бухгалтерского баланса; анализ использования капитала и оценка финансовой устойчивости; анализ платежеспособности организации и т.д.  

Под финансовым состоянием понимается способность организации финансировать свою деятельность. Оно характеризуется обеспеченностью финансовыми ресурсами, необходимыми для нормального функционирования , целесообразностью их размещения и эффективностью использования, финансовыми взаимоотношениями с другими юридическими и физическими лицами, платежеспособностью и финансовой устойчивостью.  

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым и кризисным. Способность предприятия своевременно производить платежи, финансировать свою деятельность на расширенной основе свидетельствует о его хорошем финансовом состоянии. Финансовое состояние организации зависит от результатов его производственной, коммерческой и финансовой деятельности. Если производственный и финансовый планы успешно выполняются, то это положительно влияет на финансовое положение организации. И наоборот, в результате недовыполнения по производству и реализации продукции происходит повышение ее себестоимости, уменьшение выручки и суммы прибыли и как следствие - ухудшение финансового состояния организации и ее платежеспособности.

Устойчивое финансовое положение в свою очередь оказывает положительное влияние на выполнение производственных планов и обеспечение нужд производства необходимыми ресурсами. Поэтому финансовая деятельность как составная часть хозяйственной деятельности направлена на обеспечение планомерного поступления и расходования денежных средств, выполнение расчетной дисциплины, достижение рациональных пропорций собственного и заемного капитала и наиболее эффективного его использования.

Главная цель финансовой деятельности – наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Чтобы выжить в условиях рыночной экономики и не допустить банкротства организации, нужно хорошо знать, как управлять финансами, какой должна быть структура капитала по составу и источникам образования, какую долю должны занимать собственные средства, а какую – заемные. Следует знать и такие понятие рыночной экономики, как рентабельность, ликвидность, платежеспособность, кредитоспособность, финансовая устойчивость, а также методику их анализа.

Содержание финансового анализа организации.

Содержание анализа вытекает из его задач. Основными задачами являются :

1. Своевременная и объективная диагностика финансового состояния организации, выявление «болевых точек» и изучение причин их образования.

Поиск резервов улучшения финансового состояния организации, его платежеспособности и финансовой устойчивости.

Разработка конкретных мероприятий, направленных на более эффективное использование финансовых ресурсов и укрепление финансового состояния организации. Прогнозирование возможных финансовых результатов и разработка моделей финансового состояния при разнообразных вариантах использования ресурсов .  

Финансовый анализ – является составной частью комплексного анализа деятельности организации и представляет собой сбор, обработку, систематизацию и использование необходимой информации для оценки финансового состояния организации . Финансовый анализ делится на 2 вида : внутренний и внешний.

Внутренний анализ – проводится службами самой организации, аудиторами и его результаты используются для планирования, контроля и прогнозирования финансового состояния. Его цель - установить планомерное поступление денежных средств и разместить собственные и заемные средства таким образом, чтобы обеспечить нормальное функционирование организации, получения максимума прибыли и исключение банкротства.

Внешний анализ - осуществляется банками, в целях определения кредитоспособности судозаемщика, инвесторами, в целях определения возможности вкладывания инвестиций в организации, независимыми аудиторскими фирмами. Поставщиками материальных и финансовых ресурсов, контролирующими органами на основе публикуемой отчетности. Его цель – установить возможность выгодного вложения средств, чтобы обеспечить максимум прибыли и исключить риск потери.

1.2 Цели и методы финансового анализа.

Главная цель анализа - оценка существования финансового состояния организации и разработка мероприятий по финансовому оздоровлению; своевременное выявление и устранение недостатков финансовой деятельности и прогноз резервов улучшения финансового состояния организациии его платежеспособности. При этом основными задачами финансового анализа являются:

Обоснование бизнес-планов и осуществление контроля, за их реализацией .

Прогнозирование будущих финансовых результатов.

Выявления проблем в управлении производственной деятельностью.

Для оценки финансового состояния организации используется система показателей, характеризующих изменения :

- структуры капитала организации по его размещению и источникам образования;

- эффективности и интенсивности использования капитала;

- платежеспособности и кредитоспособности организации и риска банкротства;

запаса его финансовой устойчивости;

Анализ финансового состояния организации основывается главным образом на относительных показателях, так как абсолютные показатели баланса в условиях инфляции практически невозможно привести в сопоставимый вид. Относительные показатели анализируемой организации можно сравнивать:

- с общепринятыми «нормами» для оценки степени риска и прогнозирования возможностей банкротства;

с аналогичными данными других организаций, что позволяет выявить сильные и слабые стороны организации и ее возможности;

с аналогичными данными за предыдущие годы для изучения тенденций улучшения и ухудшения финансового состояния организации.

Структура финансового анализа и методические основы анализа финансового состояния организации.

Анализ финансового состояния включает в себя этапы:

Выявление важнейших характеристик баланса: оценка общей стоимости имущества, оценка соотношения иммобилизованных и мобильных средств, собственных и заемных средств. Сопоставление динамики валюты баланса и динамики объема реализации и прибыли.

2. Анализ изменений структуры актива и пассива баланса.

3. Анализ ликвидности баланса и оценка платежеспособности.

Анализ финансовой устойчивости.

Анализ деловой активности.

Анализ прибыльности и рентабельности.

Практика финансового анализа выработала методику финансового анализа. Выделяют шесть основных видов анализа :

Горизонтальный (временной ) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом, позволяет определить абсолютное и относительное изменение каждой статьи баланса и каждого раздела баланса;

Вертикальный (структурный анализ) - определение структуры финансовых показателей, позволяет определить удельный вес каждой статьи баланса в общей сумме раздела бухгалтерского баланса и удельный вес каждого раздела в валюте баланса;

Трендовый анализ - сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенного от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов;

Анализ относительных показателей (финансовых коэффициентов) – расчет числовых отношений различных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей;

Сравнительный анализ, который делится на внутрихозяйственный – сравнение основных показателей организации и дочерних организаций, подразделений; межхозяйственный – сравнение показателей организации с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми;

Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель.

Бухгалтерская отчетность организации, как информационная база финансового анализа.

Основными источниками информации для анализа финансового состояния организации, служат: бухгалтерский баланс (форма № 1), отчет о прибылях и убытках (форма № 2), отчет о движении капитала (форма № 3), отчет о движении денежных средств (форма № 4), приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и другие данные первичного и аналитического бухгалтерского учета, которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи баланса.

Анализ финансово-экономического состояния организации, начинается с изучения бухгалтерского баланса, его структуры, состава и динамики.

Бухгалтерский баланс - это информация о финансовом положении хозяйствующей единицы на определенный момент времени, отражающий стоимость имущества и стоимость источников его формирования. С помощью бухгалтерского баланса можно получить информацию:

• о имущественном состояние хозяйствующего субъекта;

• о состоятельности организации выполнять свои обязательства перед третьими лицами - кредиторами, покупателями и другими;

• о конечном финансовом результате работы организации;

Баланс предприятия состоит из двух частей. В первой части показываются активы, во второй — пассивы организации. Обе части всегда сбалансированы: итоговая сумма строк по активу равна итоговой сумме строк по пассиву. Называется эта сумма валютой баланса. По каждой строке баланса заполняются две графы. В первую графу заносится финансовое состояние на начало отчетного года (вступительный баланс), а во вторую графу - на конец года (заключительный баланс). Баланс организации составляется исключительно на основе сальдового баланса или главной книги бухгалтерского учета. До его составления обязательно должны быть выверены обороты и остатки на конец года по всем синтетическим учетам (субсчетам). При этом должны быть произведены бухгалтерские записи по всем совершившимся операциям, закрыты все операционные счета, выявлены финансовые результаты и оформлены проводки по налогам.

Общая характеристика структуры актива баланса содержит сведения, на определенную дату, о размещении имеющихся в распоряжении организации капиталов, т.е. об их вложениях в конкретное имущество и материальные ценности, необходимые для производства. О расходах, обеспечивающих организации соответствующие условия для экономического процветания и продажи его продукции, о вложениях капитала, связанных с финансовыми операциями, и об остатках свободной денежной наличности. Каждому виду размещения капитала соответствует отдельная статья актива баланса.

Актив баланса состоит из двух разделов;

внеоборотные активы;

оборотные активы.

В первом разделе приводятся разнородные по своей природе активы:

материально-вещественные, ценные бумаги, средства в расчетах. Объединяет их длительный характер использования.  

К нематериальным активам (стр.110) организации относятся, согласно ПБУ 14/2000 исключительные права на объекты интеллектуальной собственности (изобретения, промышленные образы, полезные модели, компьютерные программы, базы данных, товарные знаки и т.д.) ; организационные расходы ( затраты, которые связаны с образованием юридического лица и признаны вкладом учредителей в уставный капитал) ; деловая репутация организации ; результаты научно- исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.

Основные средства (стр.120), важнейшим элементом производственного процесса являются основные средства как совокупность материально-вещественных ценностей, действующих в неизменной форме в течение длительного времени и утрачивающих свою стоимость по частям. Согласно ПБУ 6/01 к ним относятся здания, сооружения, транспортные средства, оборудование, инвентарь, многолетние насаждения. К основным средствам также относятся капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и земельные участки, объекты природопользования ( вода, недра и т.д.)

В балансе указывается остаточная стоимость основных средств.

По статье «Незавершенное строительство» (стр.130) отражаются расходы по любым строительно-монтажным работам, а кроме того, сумму вложений в основные средства и нематериальные активы, пока не введенные в эксплуатацию. Также по этой строке указывают стоимость оборудования, еще не переведенного в монтаж. Сумму авансов, выданных подрядчику на капитальное строительство.

По статье « Доходные вложения в материальные ценности » (стр.135) приводят остаточную стоимость имущества, которое собираются сдавать в аренду, лизинг, прокат и учитываемом на счете 03, а не 01. Эти нововведения применили к годовому балансу 2003 г.

В подразделе «Долгосрочные финансовые вложения» (стр.140) согласно ПБУ 19/02 показываются долгосрочные (на срок более года) инвестиции организации в доходные активы (ценные бумаги) других организаций, уставные (складочные) капиталы других организаций, созданных на территории Российской Федерации или за ее пределами, государственные ценные бумаги (векселя, акции, облигации и другие долговые обязательства) и т.д., а также предоставленные другим организациям займы .

Еще одно нововведение по строке 145 «Отложенные налоговые активы» отражаются согласно ПБУ 18/02 с 1 января 2003 года суммы отложенных налоговых активов , которые получают, умножив величину вычитаемых временных разниц на ставку налога на прибыль. А вычитаемые временные разницы образуются, когда:

сумма амортизации, которая начислена в бухучете, превышает ту, что рассчитана по правилам налогового учета;

коммерческие и управленческие расходы в бухгалтерском учете и для целей налогообложения списываются по - разному;

переносится на будущее убыток, который уменьшит налогооблагаемые доходы в последующих отчетных периодах;

переплата по налогу на прибыль не возвращается организации, а зачитывается в счет будущих платежей;

организации, использующее кассовый метод, в бухучете включает затраты стоимость материалов, которые еще не оплачены, и т.д.

По статье «Прочие внеоборотные активы» (стр.150) отражаются другие средства и вложения, не нашедшие отражения в предыдущих статьях раздела I.

В частности, по данной статье отражается задолженность организации за проданные им в рассрочку основные средства и нематериальные активы, а также долги арендаторов по основным, средствам, переданным в долгосрочную аренду.

Во втором разделе «Оборотные активы» показываются данные об оборотных средствах, находящихся в материально-производственных запасах, денежных средствах, ценных бумагах, расчетах с дебиторами.

В подразделе «Запасы» отражается основная часть оборотных активов организации, а точнее активов, имеющих материально-вещественную природу, непосредственно включаемых в производственно-технологический процесс.

В составе материально-производственных запасов (стр.211-217) в отчетности отражаются: готовая продукция, товары для перепродажи, незавершенное производство, сырье и материалы, и товары отгруженные.

Материально-производственные запасы (за исключением товаров отгруженных) являются наименее ликвидной статьей среди статей оборотных средств. Для обращения этой статьи в денежные средства требуется время не только для того, чтобы найти покупателя, но и для того, чтобы получить с него впоследствии оплату за продукцию.

Данная статья может составлять значительный удельный вес не только в составе оборотных средств, но и в активе организации . Что свидетельствует о том, как организация испытывают затруднения со сбытом своей продукции, что в свою очередь может быть обусловлено низким качеством продукции, нарушением технологии производства и выбором неэффективных методов реализации, недостаточным изучением рыночного спроса и конъюнктуры. Нарушение оптимального уровня материально-производственных запасов приводит к убыткам в деятельности предприятия, поскольку, во-первых, увеличивает финансовые затраты по хранению этих запасов; во-вторых, усиливает опасность обесценения этих товаров и их потребительских свойств; в-третьих (если это вызвано нарушением каких-либо характеристик товаров), приводит к потере потребителя.

По статье «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям» (стр.220), отражаются суммы «входного» НДС по приобретенным материальным ресурсам, основным средствам, нематериальным активам идругим ценностям, работам и услугам, которые еще не приняты к вычету из бюджета. И подлежащие отнесению, в установленном порядке, в следующих отчетных периодах, в уменьшение сумм налога для перечисления в бюджет или уменьшение соответствующих источников их покрытия финансирования. Согласно ст. 171,172 Налогового кодекса РФ, организация имеет право принять к вычету НДС, уплаченный поставщикам, если  выполняются четыре условия :

Товары, купленные организацией должны быть оплачены;

Товары, должны быть оприходованы;

Товары приобретены для использования в операциях, облагаемых НДС, либо для перепродажи;

От поставщика получена счет- фактура, в котором выделена сумма НДС.

Следующие статьи баланса — это «дебиторская задолженность», т.е. причитающиеся организации, но еще не полученные ею средства.

Дебиторская задолженность — это требования организации по отношению к другим организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или услуг.

Дебиторская задолженность, в зависимости от сроков ожидаемых платежей, представлена в балансе двумя группами статей. В первой группе - «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты) »(стр. 230), во второй группе - «Дебиторская задолженность (платежи по которой ожидаются в течение 12 месяцев после отчетной даты) » (стр. 240)

Дебиторская задолженность условно делится на два вида: нормальная и «неоправданная». Нормальная дебиторская задолженность не есть следствие недочетов в хозяйственной деятельности организации и возникает вследствие применяемых форм расчетов за товары и услуги: при выдаче средств под отчет на различные нужды, при предъявлении претензий другими организациями и т.д. «Неоправданная» дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе организации, например при выявлении недостач, растрат и хищений товарно-материальных ценностей и денежных средств. Наличие крупной дебиторской задолженности следует рассматривать как фактор, отрицательно влияющий на финансовое положение организации, а рост ее в динамике свидетельствует о его ухудшении.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.