Дипломная работа: Учет, анализ и аудит дебиторской задолженности
Рис. 4. Доля дебиторской
задолженности в текущих активах
По таблице видно, что доля
дебиторской задолженности в текущих активах увеличивается с первого по третий
квартал: в I квартале она составила- 52%, во II квартале- 78%, в III квартале-
82%, а в IV квартале – 64%.
Но для того чтобы получить полную
картину дебиторской задолженности нужно проанализировать долю сомнительной
дебиторской задолженности в текущих активах, которая определяется отношением
сомнительной дебиторской задолженности к текущим активам.
Таблица 12 Доля сомнительной
дебиторской задолженности в текущих активах, тыс. руб.
Анализируемый
период |
Сомнительная
дебиторская задолженность |
Текущие
активы |
Доля (%) |
I кв.\ 2006 |
1 025 |
27890 |
3,7 |
II кв.\2006 |
2 540 |
34568 |
7,3 |
III
кв.\2006 |
4 235 |
35987 |
11,8 |
IV кв.\2006 |
4 607 |
49500 |
9,3 |
Рис.5 Доля сомнительной дебиторской
задолженности в текущих активах
Как видно из таблицы доля
сомнительной задолженности к текущим активам изменяется хаотично, резкие
скачки, то уменьшение, то увеличение доли, это свидетельствует о нестабильной
ликвидности дебиторской задолженности.
Тенденция роста, как доли дебиторской
задолженности, так и доли сомнительной дебиторской задолженности в текущих
активах свидетельствует о нестабильной ликвидности дебиторской задолженности, о
постоянном уменьшении ликвидности дебиторской задолженности, т.е. с каждым
кварталом сомнительная дебиторская задолженность растет.
Управление
дебиторской задолженностью является составной частью общей системы управления
оборотными активами коммерческой организации. Применительно к задолженности
заказчиков (покупателей) за поставку товаров, оказанные услуги или выполненные
работы оно является одновременно элементом маркетинговой политики организации,
направленной на максимизацию объема прибыли, установление взаимовыгодных
отношений. От управления дебиторской задолженностью в значительной мере зависит
как оборачиваемость, так и рентабельность оборотных активов предприятия. В
балансе (раздел II "Оборотные активы") остатки дебиторской
задолженности обычно превышают общую сумму материально-вещественных активов,
денежных средств и краткосрочных финансовых вложений. В то же время управление
дебиторской задолженностью - средство увеличения объема продаж, предоставления
заказчикам выгодных условий оплаты поставляемых товаров.
Управление
дебиторской задолженностью должно способствовать расширению объема реализации
продукции, финансовой устойчивости организации. Как и при управлении иными
оборотными активами, принятию любых решений по управлению дебиторской
задолженностью должен предшествовать анализ ее состава, уровня и динамики в
предшествующем периоде.
Все это доказывает, что необходимо
управлять дебиторской задолженностью с помощью следующих мер:
- контролировать состояние расчетов с
покупателями по отсроченной задолженности;
- оценивать состав дебиторской
задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным» группам, т. е. так
называемый реестр старения дебиторской задолженности
- следить за соотношением
кредиторской и дебиторской задолженности;
- предоставлять скидки при досрочной
оплате.
С
целью стимулирования заказчиков широко применяют скидки с цены реализации
("сконто"), например:
а)
скидка за предоплату в размере 3%;
б)
расчет по примерной схеме "2/15 полная 30", т.е. при расчете в
течение 15 дней с момента получения товара предоставляется скидка 2%, при
оплате с шестнадцатого по тридцатый день - оплачивается полная стоимость
товара, свыше тридцати дней - штраф в размере, указанном в контракте.
В
отношении просроченной задолженности необходим поиск взаимоприемлемых решений:
отсрочка или рассрочка платежа на определенных условиях, расчеты векселями
(банковскими или своими, но авалированные банком), в отдельных случаях - оплата
своей продукцией (бартер), если она представляет интерес для поставщика,
расчеты акциями заказчика и др.
Предоставление
заказчику отсрочки платежа всегда сопряжено с риском. Когда речь идет о
постоянных покупателях, то риск невелик. Предоставление товарного кредита
новому покупателю может быть обусловлено предоставлением обеспечения:
банковской гарантии или поручительства компании с надежной деловой репутацией,
залога, надежных векселей к погашению и т.д.
В
ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» отсрочка платежа должна сочетаться со стимулированием
предоплаты системой скидок. Например, при полной предоплате предоставляются
скидки 4% от стоимости поставленной продукции, при частичной предоплате в
размере 50% стоимости отгруженной партии - скидки 3% и т.д. Система стимулов
может сочетаться с системой штрафов, предусматриваемых в договорах за нарушение
сроков оплаты. Однако по отношению к постоянным покупателям прибегать к штрафам
нецелесообразно.
При
решении вопроса о предоставлении заказчику отсрочки или рассрочки платежей за
поставленную продукцию учитываются его платежеспособность, деловая репутация,
опыт прежних взаимоотношений.
Так
как у ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» много заказчиков, то их можно предварительно
сгруппировать:
надежные
покупатели, им может быть предоставлена отсрочка платежа в запрашиваемых ими
размере и сроках;
покупатели,
которым может быть предоставлен товарный кредит в ограниченном объеме;
покупатели,
которым может быть предоставлен коммерческий кредит только под надлежащее
обеспечение;
покупатели,
кредитование которых сопряжено с высоким риском неплатежей и поэтому
нецелесообразно.
Для эффективного управления дебиторской
задолженностью необходимо анализировать поведение дебитора по отношению к
долгу. Так, например, выделяют три группы поведения дебиторов:
- Деловая
порядочность;
- Безразличие-
нарушение срока погашения до 30 дней;
- Непорядочность
- нарушение срока погашения более 30 дней
В
связи с этим ЗАО
«УРАЛСЕЛЬМАШ» предлагаются следующие методы воздействия на дебитора (табл. 13).
Таблица
13 Методы воздействия на дебиторов
Поведение дебитора |
Методы воздействия |
1 |
2 |
Деловая порядочность |
Установление системы скидок,
рассрочка, отсрочка платежа |
Безразличие |
Предложение о сотрудничестве,
бартере, взаимозачете после письменного напоминания через 5-10 дней
Претензионное письмо через 30 дней
после истечения срока оплаты по договору
Арбитраж после подачи претензии по
установленным законом срокам
|
Непорядочность |
Приостановка и разрыв деловых
связей
Силовая переуступка долга
Факторинг, т.е. переуступка долга
банку
|
Заключительным
этапом управления дебиторской задолженностью должна стать оценка соответствия
условий получения и оказания кредита. Как известно, деятельность любого
предприятия связана с приобретением материалов, продукции, потреблением разного
рода услуг. Если расчеты за продукцию или оказанные услуги производятся на
условиях последующей оплаты, можно говорить о получении предприятием кредита от
своих поставщиков и подрядчиков. Само предприятие выступает кредитором своих
покупателей и заказчиков, а также поставщиков в части выданных им авансов под
предстоящую поставку погашения дебиторской задолженности.
Реализация
предложенных рекомендаций будет способствовать ускорению оборачиваемости
средств, вложенных в расчёты с дебиторами и повышению эффективности
деятельности фирмы. Например, ускорение оборачиваемости средств, вложенных в
расчёты с дебиторами только на 2 дня, возводит высвободить из оборота средства
в сумме 61,7 тыс. руб. Они могут быть направлены на погашение задолженности
кредитора.
Заключение
Дебиторская
задолженность – неизбежное следствие существующей в настоящее время системы
денежных расчетов между организациями, при которой всегда имеется разрыв
времени платежа с момента перехода права собственности на товар, между
предъявлением платежных документов к, а также оценка соответствия правил
ведения учёта и порядка отражения информации в бухгалтерской отчётности
требованиям законодательства и действующих нормативных документов;
-
изучена сущность дебиторской задолженности, способы ее оценки, особенности
налогового и бухгалтерского учета;
-
проведен аудит дебиторской задолженности ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ»;
-
проанализирована динамика, структура дебиторской и кредиторской задолженности,
оборачиваемость средств в расчётах.
По
результатам исследования можно сделать следующие выводы:
Синтетический
учёт расчетов с покупателями и заказчиками ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» ведёт на счёте 62
«Расчёты с покупателями и заказчиками» Аналитический учет ведется в разрезе
договоров.
Как
недостаток в организации бухгалтерского учёта дебиторской задолженности на
предприятии можно отметить то, что в учётной политике не предусмотрено создание
резерва по сомнительным долгам и данный резерв не создается.
ЗАО
«УРАЛСЕЛЬМАШ» рекомендуется создавать резерв по сомнительным долгам. Резерв
создается по каждому сомнительному долгу, не погашаемому в течение 45 дней,
если он не обеспечен залогом, поручительством или банковской гарантией. При
этом общая сумма создаваемого резерва не может превышать 10% выручки от
реализации последнего отчетного периода. Резерв используется на покрытие
убытков от списания безнадежных, не реальных к взысканию долгов в связи с
истечением срока исковой давности (банкротством или ликвидацией
организации-должника). Создание резерва смягчает отрицательные последствия
списания безнадежных долгов, но не устраняет их. Поэтому предприятиям
необходима взвешенная политика финансовых взаимоотношений с заказчиками:
предоставлять отсрочку или рассрочку платежа только при наличии уверенности в
надежности заказчика; вести картотеку заказчиков и следить за динамикой их
финансового состояния; при отсутствии информации от заказчика требовать
предоплаты или поручительства.
Считаем
целесообразным ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» предусмотреть в учётной политике формирование
резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учёте по тем же правилам, что и
в налоговом учёте.
Преимущество
будет заключаться в том, что:
1.
Для начисления налога на прибыль можно использовать данные бухгалтерского
учёта, не корректируя их;
2.
Не нужно исчислять и отражать в бухгалтерском учёте разницы, прописанные в ПБУ
18/02 – их просто не будет.
Изучение
организации системы внутреннего контроля ЗАО «УРАЛСЕЛЬМАШ» позволяет оценить её
эффективность как низкую. Недостатки действующей системы контроля заключаются в
том, что инвентаризация расчётов не производится, сроки возникновения
задолженности проверяются выборочно и нерегулярно, имеются случаи невыставления
претензии.
Результаты анализа позволяют сделать следующие выводы.
Доля
дебиторской задолженности в общей сумме оборотных активов в на 01.01.2006г
составляла 37,88%, на 01.01.2007г – 40,93%,
По результатам анализа состава и
структуры дебиторской задолженности, можно сделать вывод, что на начало
отчётного периода наибольший удельный вес в структуре активов занимала именно
дебиторская задолженность. При этом в составе дебиторской задолженность
возрастает доля авансов выданных.
Возросла оборачиваемость дебиторской
задолженности с 2,64 раза до 2,96 раз. Это говорит о том, что дебиторская
задолженность предприятия быстрее
ЗАО
«УРАЛСЕЛЬМАШ» можно предложить следующие рекомендации по совершенствованию
системы управления дебиторской задолженностью:
-
применять различные методы управления дебиторской задолженности в зависимости
от истории деловых отношений с данными покупателями. Для добросовестных
покупателей целесообразно дальнейшее предоставление скидок, отсрочек и
рассрочек платежа.
-
ужесточить механизм истребования долга. Для этого предприятию рекомендуется
применять систему штрафов, что должно быть предусмотрено в условиях договора с
контрагентами. Кроме того, в условиях договора необходимо предусматривать сроки
расчётов за отпускаемую предприятием продукцию
- ежемесячно сверять расчёты с
покупателями. Ежемесячная проверка дебиторской позволит высвободить из
оборота средства. Они могут быть направлены на погашение задолженности
кредитора.
Библиографический
список
1.
Гражданский
кодекс Российской Федерации. Части I и II
2.
О бухгалтерском
учете: Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 129-ФЗ
3.
Об аудиторской деятельности:
Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ.
4.
Положение по
ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации.
Утверждено приказом Минфина РФ от 29.07.98 г. № 34н (в ред. приказа Минфина РФ
от 24.03.2000г. № 31н).
5.
Положение по
бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ
4/99), Утверждено приказом Минфина РФ от 06.07.99 № 43н.
6.
Положение по
бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 Утверждено приказом министра
РФ от 06.05.99 №32н.
7.
Положение по
бухгалтерскому учету «Расходы организации ПБУ 10/99. Утверждено приказом
Минфина РФ от 06.05.99г. №33н.
8.
План счетов
бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и
инструкция по его применению. Утверждены приказом Минфина РФ от 31.10.2000г.
№94н.
9.
Акчурина Е.В.,
Солодко Л.П., Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие, - М.:
Издательство «Экзамен». 2004. – 416с.
10.
Астахов В.П.
Бухгалтерский финансовый учет. Москва 2001 г.
11.
Баканов М.И. ,
Шеремет А.Д. Теория экономического анализа: учебник. - М.: Финансы и
статистика, 2002.
12.
Безруких П.С.,
Кондраков Н.П., Палий В.Ф. и др. Бухгалтерский учет: Учебник /Под ред. П.С.
Безруких. М.: Бухгалтерский учет, 2004.
13.
Белов Н.Г.
Контроль и ревизия. – М.: Агропромиздат. 2002
14.
Богатая И.Н.,
Хахонова Н.Н. Бухгалтерский учет, Ростов-на-Дону: Феникс, 2002 г.
15.
Богомолов А.М.,
Голощапов Н.А. Внутренний аудит. Организация и методика проведения. — М.:
Экзамен, 2002.
16.
Бурцев В.В.
Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. - М.:
Экзамен, 2000.
17.
Данилевский Ю.А.,
Шапигузов С.М., Старовойтова Е.В. Аудит. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2000.
18.
Кондраков Н.П.
«Бухгалтерский учет». Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.:
Инфра-М, 2003. – 640с. – (Серия «Высшее образование»).
19.
Ковалев В.В.
Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика, 2001.
20.
Лытнева Н.А.,
Кыштымова Е.А. Учет и налогообложение задолженности при расчетах с
покупателями. // Бухгалтерский
учёт. 2002. №13.
21.
Маркарьян Э.А.
Г.П. Герасименко, С.Э. Маркарьян. Финансовый анализ, Ростов-на-Дону, 2001 г.
22.
Парушина Н.В.
Анализ дебиторской и кредиторской задолженности // Бухгалтерский учёт, 2002, №
4
23.
Сысоева И.А.,
Дебиторская и кредиторская задолженность // Бухгалтерский учёт, 2004 № 1.
24.
Терехов А.А.
Аудит: перспективы развития. — М.: Финансы и статистика, 2001.
25.
Шеремет А.Д.,
Сайфулин Р.С. Методика финансового анализа - М.: ИНФРА-М, 2002.
26.
Шеремет А.Д.,
Суйц В.П. Аудит: Учебник. – М.:ИНФРА-М, 2002.
27.
Штейнман М.Я.,
Гайдуцкий П.И. Внутрихозяйственный контроль. – М.: Агропромиздат, 2001.
Приложение
1
Выписка
из рабочего Плана счетов
Наименование счёта |
Номер счёта |
Счет "60" Расчеты с
поставщиками и подрядчиками
Расчеты с поставщиками за
материально-производственные запасы
|
60-1 |
Расчеты с поставщиками
энергоресурсов |
60-2 |
Расчеты по неотфактурованным поставкам |
60-3 |
Векселя выданные |
60-4 |
Авансы, выданные под поставку
материально-производственных запасов |
60-5 |
Авансы выданные за работы, услуги |
60-6 |
Счёт 62 «Расчёты с покупателями и
заказчиками»
Расчеты с покупателями за продукцию
(работы, услуги)
|
62-1 |
Векселя полученные |
62-2 |
Векселя просроченные |
62-3 |
Дебиторская задолженность |
62-3 |
Авансы, полученные под поставку
продукции |
62-4 |
Авансы , полученные под выполненные
работы |
62-5 |
Счет "63" Расчеты по
сомнительным долгам
|
|
Резервы по сомнительным долгам |
63-1 |
Счет "76" Расчеты с
разными дебиторами и кредиторами
|
|
Расчеты по претензиям |
76-1 |
Ссуда другого предприятия |
76-2 |
Расчеты по претензиям к поставщикам
МПЗ |
76-3 |
Расчеты по имущественному и личному
страхованию |
76-4 |
Приложение 2
Порядок
расчет показателей, характеризующих состояние дебиторской задолженности
№ п/п |
Показатель |
Алгоритм расчёта |
|
|
1 |
Оборачиваемость дебиторской
задолженности |
|
Выручка о реализации |
|
|
Средняя дебиторская задолженность |
|
2 |
Период погашения дебиторской
задолженности |
|
365 |
|
|
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности |
|
3 |
Коэффициент погашаемости
(закрепления) дебиторской задолженности |
|
Средняя дебиторская задолженность |
|
|
Выручка о реализации |
|
|
Средний срок покрытия дебиторской
задолженности |
|
Коэффициент оборачиваемости
дебиторской задолженности |
* |
Количество дней в году |
|
|
Среднегодовая реализация в кредит |
|
|
Период инкассации долгов |
|
Средние остатки дебиторской
задолженности |
* |
360 |
|
|
Сумма кредиторского оборота по
счетам дебиторов |
|
4 |
Доля сомнительной задолженности |
|
Сомнительная дебиторская
задолженность |
|
|
Общая сумма дебиторской задолженности |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|