Дипломная работа: Система формирования показателей рентабельности: анализ и оценка факторов их роста на предприятии (на примере ОАО "Дорстройматериалы")
Таким образом,
получается, что в 2007 году организация финансово неустойчива, и даже находится
в кризисном положении, так как общих источников формирования запасов не
достаточно для приобретения запасов. Отрицательно на финансовой устойчивости
могло сказаться вложение больших средств в незавершенное строительство (22% от
валюты баланса), т.к. это приводит к «замораживаю» части средств предприятия.
Также на финансовой устойчивости негативно сказалось увеличение кредиторской
задолженности (на конец года она составила 24% от валюты баланса). Такая же
ситуация остается и на начало 2008 года, хотя на конец года организация уже
является абсолютно финансово устойчивой, т.к. ей достаточно собственных
оборотных активов для приобретения запасов. Такой резкий скачок обусловлен
увеличением нераспределенной прибыли почти в 2,5 раза за 2008 год. Возможными
причинами такого выравнивания финансового положения являются решение о невыдаче
премий сотрудникам или уменьшение суммы дивидендов поступающих акционерам
предприятия в связи с кризисным положением в стране.
Таким образом, на
период 2007 года организация неплатежеспособна, но к концу 2008 года
платежеспособность организации нормализуется. Объясняется это неправильным
использованием оборотного капитала: отвлечением средств в дебиторскую
задолженность, вложением в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые
временно не имеют источников финансирования. Нормализация показателей к концу
2008 года обусловлена тем, что сумма дебиторской задолженности возросла за год
почти в 6 раз. Причиной такого резкого скачка может быть отсутствие у
поставщиков и заказчиков средств для погашения задолженности, либо они просто
недобросовестные.
Говоря о финансовой
устойчивости предприятия, можно отметить, что в 2007 году организация находится
в кризисном положении. Возможной причиной этого является неоправданное вложение
большой суммы средств в незавершенное строительство (22% от валюты баланса).
Также на финансовой устойчивости негативно сказалось увеличение кредиторской
задолженности (на конец года она составила 24% от валюты баланса). Такая же
ситуация остается и на начало 2008 года, хотя на конец года организация уже
является абсолютно финансово устойчивой. Улучшение положения предприятия
обусловлено увеличением нераспределенной прибыли почти в 2,5 раза за 2008 год.
Возможными причинами такого выравнивания финансового положения являются решение
о невыдаче премий сотрудникам или уменьшение суммы дивидендов поступающих
акционерам предприятия в связи с кризисным положением в стране.
В общем, финансовое
положение организации за 2 года улучшилось: если в 2007 году предприятие было
неплатежеспособным и финансово неустойчивым, то на конец 2008 года
платежеспособность достигла нормы, а финансовая устойчивость возросла до
абсолютной нормы.
2.3 Анализ и оценка факторов роста
показателей рентабельности
Для отражения результатов
деятельности предприятия используются показатели рентабельности, которые
предполагают соотнесение прибыли с величиной затрат, активов, капитала,
используемых для получения данной прибыли. Показателей рентабельности много, но
мы рассчитаем только рентабельность реализованной продукции, рентабельность
продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, приведем
факторный анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.
В соответствии с формулой (3)
рассчитаем рентабельность реализованной продукции. На начало 2007 года она
составила 29,5%, на конец 2007 года и на начало 2008г – 44,3% и на конец 2008г
– 63%. Рентабельность реализованной продукции представлена в виде диаграммы на
рисунке 2.
Рисунок 2 – Динамика рентабельности
реализованной продукции
Общий уровень показателя достаточный
и возрастает с течением времени. Рост данного показателя рентабельности можно
обусловить повышением прибыли от продаж, которые, в свою очередь, могли резко
возрасти в связи с грамотно организованной рекламной компанией и, соответственно,
привлечением большого числа покупателей и заказчиков. В течение 2007 года
прибыль от продаж возросла почти в 2 раза, а за 2008 год выросла еще вдвое.
Рентабельность продаж рассчитаем по
формуле (9). В итоге получается, что на начало 2007 года рентабельность продаж
составляет 19%, на конец 2007 года и на начало 2008 – 26,6% и на конец 2008
года рентабельность продаж выросла до 33,9%. Рост рентабельности продаж отражен
в виде диаграммы на рисунке 3.
В целом, уровень рентабельности
продаж неплохой, прослеживается его постепенное увеличение. Рост данного
показателя обусловлен ростом цен на продукцию, который вызван начавшимся
кризисом.
Рисунок 3 – Динамика рентабельности
продаж
Показатель рентабельности активов
вычислим по формуле (10). Итак, на начало 2007 года рентабельность активов
составляет 46%, на конец 2007 года и на начало 2008 года – 44,5% и на конец
2008 года рентабельность активов осталась 46,2%. Прослеживается стабильность
данного показателя и достаточно высокий общий уровень. Динамику изменений
показателя рентабельности активов можно проследить по диаграмме на рисунке 4.
Приведем факторную
модель анализа рентабельности активов, которую можно представить с помощью
формулы Дюпона:
(31)
где В – выручка;
КОА –
коэффициент оборачиваемости активов.
Данные для анализа
рентабельности активов предприятия представим в виде таблицы 3.
Влияние рентабельности
продаж определяется по формулам:
(32)
где D(Rпр) –
влияние рентабельности продаж на рентабельность активов.
Таблица 3 – Исходные
данные для факторного анализа рентабельности активов предприятия
Показатели |
На начало 2007г. |
На конец 2007г. |
Изменение за год |
На начало 2008г. |
На конец 2008г. |
Изменение за год |
|
1 |
2 |
3=2-1 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Чистая
прибыль, тыс. руб. |
20638 |
40050 |
+19412 |
40050 |
77258 |
+37208 |
Выручка
от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
151077 |
205176 |
+54099 |
205176 |
304713 |
+99537 |
Стоимость активов, тыс. руб. |
44834 |
89943 |
+45109 |
89943 |
167262 |
+77319 |
Рентабельность
продаж по чистой прибыли, % |
13,66 |
19,52 |
+5,86 |
19,52 |
25,35 |
+5,83 |
Коэффициент оборачиваемости активов |
3,3697 |
2,2812 |
-1,0885 |
2,2812 |
1,8218 |
-0,4594 |
Рентабельность
активов, % |
46,03 |
44,53 |
-1,5 |
44,53 |
46,18 |
+1,65 |
Влияние коэффициента оборачиваемости
активов вычисляется по формулам:
(33)
где D(OСВ)
– влияние коэффициента оборачиваемости активов на рентабельность собственного
капитала.
Общая сумма влияния
двух факторов составляет:
. (34)
Таким образом,
увеличение прибыли в 2007 году на рубль продаж способствовало повышению уровня
рентабельности активов на 19,74%. Тогда как, снижение коэффициента
оборачиваемости активов привело к понижению уровня рентабельности активов на 21,25%.
Увеличение же прибыли в
2008 году на рубль продаж способствовало повышению уровня рентабельности активов
на 13,30%. Тогда как, снижение коэффициента оборачиваемости активов привело к
понижению уровня рентабельности активов на 11,61%.
Стабильность данного
показателя обусловлена тем, что при росте чистой прибыли, с такой же скоростью
возрастают активы предприятия. В частности, при увеличении объема продаж
увеличивается дебиторская задолженность от покупателей и заказчиков, которые не
могут выплатить средства за предоставленные услуги в связи с возникшим
кризисом.
Рисунок 4 – Динамика
рентабельности активов
Проведем факторный
анализ рентабельности собственного капитала.
Рентабельность
собственного капитала рассчитаем по формуле (14). На начало 2007 года
рентабельность собственного капитала составила 74%, на конец 2007 года и на
начало 2008 года – 59% и на конец 2008 года данный показатель упал до 53,2%. Динамику
спада рентабельности собственного капитала можно увидеть по диаграмме на
рисунке 5. Анализ рентабельности капитала можно провести по данным, приведенным
в таблице 4.
Таблица 4 – Анализ
рентабельности собственного капитала предприятия
Показатели |
На начало 2007г. |
На конец 2007г. |
Изменение за год |
На начало 2008г. |
На конец 2008г. |
Изменение за год |
|
1 |
2 |
3=2-1 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
20638 |
40050 |
+19412 |
40050 |
77258 |
+37208 |
Собственный капитал, тыс. руб |
27799 |
67849 |
+40050 |
67849 |
145107 |
+77258 |
Рентабельность собственного капитала,
% |
74,24 |
59,03 |
-15,21 |
59,03 |
53,24 |
-5,79 |
Данные таблицы 4
показывают, что рентабельность собственного капитала предприятия снизилась за
2007 год на 15,21%, а за 2008 год на 5,79%.
Для определения влияния
факторов на динамику рентабельности собственного капитала элементы формулы (14)
умножим и разделим на показатель выручки от продажи и получим факторную
зависимость, представленную в формуле:
(35)
где N – выручка от продаж;
OСВ – оборачиваемость собственных вложений.
Рисунок 5 – Динамика
рентабельности собственного капитала
Получается, что рентабельность собственного капитала зависит от
двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости собственных
сложений.
Исходные данные для расчета факторов, воздействующих на уровень
рентабельности собственного капитала, представлены в таблице 5.
Таблица 5 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности
собственного капитала предприятия
Показатели |
На начало 2007г. |
На конец 2007г. |
Изменение за год |
На начало 2008г. |
На конец 2008г. |
Изменение за год |
|
1 |
2 |
3=2-1 |
4 |
5 |
6=5-4 |
Чистая
прибыль, тыс. руб. |
20638 |
40050 |
+19412 |
40050 |
77258 |
+37208 |
Выручка
от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. |
151077 |
205176 |
+54099 |
205176 |
304713 |
+99537 |
Собственный
капитал, тыс. руб. |
27799 |
67849 |
+40050 |
67849 |
145107 |
+77258 |
Рентабельность
продаж по чистой прибыли, % |
13,66 |
19,52 |
+5,86 |
19,52 |
25,35 |
+5,83 |
Оборачиваемость
собственных вложений |
5,43 |
3,02 |
-2,41 |
3,02 |
2,09 |
-0,93 |
Рентабельность
собственного капитала, % |
74,24 |
59,03 |
-15,21 |
59,03 |
53,24 |
-5,79 |
Из таблицы 5 видно, что
из двух факторов (рентабельность продаж и оборачиваемости собственных сложений)
на спад рентабельности собственного капитала повлияли оба эти показателя.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|