рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Система формирования показателей рентабельности: анализ и оценка факторов их роста на предприятии (на примере ОАО "Дорстройматериалы")

Таким образом, получается, что в 2007 году организация финансово неустойчива, и даже находится в кризисном положении, так как общих источников формирования запасов не достаточно для приобретения запасов. Отрицательно на финансовой устойчивости могло сказаться вложение больших средств в незавершенное строительство (22% от валюты баланса), т.к. это приводит к «замораживаю» части средств предприятия. Также на финансовой устойчивости негативно сказалось увеличение кредиторской задолженности (на конец года она составила 24% от валюты баланса). Такая же ситуация остается и на начало 2008 года, хотя на конец года организация уже является абсолютно финансово устойчивой, т.к. ей достаточно собственных оборотных активов для приобретения запасов. Такой резкий скачок обусловлен увеличением нераспределенной прибыли почти в 2,5 раза за 2008 год. Возможными причинами такого выравнивания финансового положения являются решение о невыдаче премий сотрудникам или уменьшение суммы дивидендов поступающих акционерам предприятия в связи с кризисным положением в стране.

Таким образом, на период 2007 года организация неплатежеспособна, но к концу 2008 года платежеспособность организации нормализуется. Объясняется это неправильным использованием оборотного капитала: отвлечением средств в дебиторскую задолженность, вложением в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования. Нормализация показателей к концу 2008 года обусловлена тем, что сумма дебиторской задолженности возросла за год почти в 6 раз. Причиной такого резкого скачка может быть отсутствие у поставщиков и заказчиков средств для погашения задолженности, либо они просто недобросовестные.

Говоря о финансовой устойчивости предприятия, можно отметить, что в 2007 году организация находится в кризисном положении. Возможной причиной этого является неоправданное вложение большой суммы средств в незавершенное строительство (22% от валюты баланса). Также на финансовой устойчивости негативно сказалось увеличение кредиторской задолженности (на конец года она составила 24% от валюты баланса). Такая же ситуация остается и на начало 2008 года, хотя на конец года организация уже является абсолютно финансово устойчивой. Улучшение положения предприятия обусловлено увеличением нераспределенной прибыли почти в 2,5 раза за 2008 год. Возможными причинами такого выравнивания финансового положения являются решение о невыдаче премий сотрудникам или уменьшение суммы дивидендов поступающих акционерам предприятия в связи с кризисным положением в стране.

В общем, финансовое положение организации за 2 года улучшилось: если в 2007 году предприятие было неплатежеспособным и финансово неустойчивым, то на конец 2008 года платежеспособность достигла нормы, а финансовая устойчивость возросла до абсолютной нормы.


2.3 Анализ и оценка факторов роста показателей рентабельности

Для отражения результатов деятельности предприятия используются показатели рентабельности, которые предполагают соотнесение прибыли с величиной затрат, активов, капитала, используемых для получения данной прибыли. Показателей рентабельности много, но мы рассчитаем только рентабельность реализованной продукции, рентабельность продаж, рентабельность активов и рентабельность собственного капитала, приведем факторный анализ рентабельности активов и рентабельности собственного капитала.

В соответствии с формулой (3) рассчитаем рентабельность реализованной продукции. На начало 2007 года она составила 29,5%, на конец 2007 года и на начало 2008г – 44,3% и на конец 2008г – 63%. Рентабельность реализованной продукции представлена в виде диаграммы на рисунке 2.

Рисунок 2 – Динамика рентабельности реализованной продукции

Общий уровень показателя достаточный и возрастает с течением времени. Рост данного показателя рентабельности можно обусловить повышением прибыли от продаж, которые, в свою очередь, могли резко возрасти в связи с грамотно организованной рекламной компанией и, соответственно, привлечением большого числа покупателей и заказчиков. В течение 2007 года прибыль от продаж возросла почти в 2 раза, а за 2008 год выросла еще вдвое.

Рентабельность продаж рассчитаем по формуле (9). В итоге получается, что на начало 2007 года рентабельность продаж составляет 19%, на конец 2007 года и на начало 2008 – 26,6% и на конец 2008 года рентабельность продаж выросла до 33,9%. Рост рентабельности продаж отражен в виде диаграммы на рисунке 3.

В целом, уровень рентабельности продаж неплохой, прослеживается его постепенное увеличение. Рост данного показателя обусловлен ростом цен на продукцию, который вызван начавшимся кризисом.

Рисунок 3 – Динамика рентабельности продаж

Показатель рентабельности активов вычислим по формуле (10). Итак, на начало 2007 года рентабельность активов составляет 46%, на конец 2007 года и на начало 2008 года – 44,5% и на конец 2008 года рентабельность активов осталась 46,2%. Прослеживается стабильность данного показателя и достаточно высокий общий уровень. Динамику изменений показателя рентабельности активов можно проследить по диаграмме на рисунке 4.

Приведем факторную модель анализа рентабельности активов, которую можно представить с помощью формулы Дюпона:


 (31)

где В – выручка;

КОА – коэффициент оборачиваемости активов.

Данные для анализа рентабельности активов предприятия представим в виде таблицы 3.

Влияние рентабельности продаж определяется по формулам:

 (32)

где D(Rпр) – влияние рентабельности продаж на рентабельность активов.

Таблица 3 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности активов предприятия

Показатели На начало 2007г. На конец 2007г. Изменение за год На начало 2008г. На конец 2008г. Изменение за год
1 2 3=2-1 4 5 6=5-4
Чистая прибыль, тыс. руб. 20638 40050 +19412 40050 77258 +37208
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. 151077 205176 +54099 205176 304713 +99537
Стоимость активов, тыс. руб. 44834 89943 +45109 89943 167262 +77319
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 13,66 19,52 +5,86 19,52 25,35 +5,83
Коэффициент оборачиваемости активов 3,3697 2,2812 -1,0885 2,2812 1,8218 -0,4594
Рентабельность активов, % 46,03 44,53 -1,5 44,53 46,18 +1,65

Влияние коэффициента оборачиваемости активов вычисляется по формулам:


 (33)

где D(OСВ) – влияние коэффициента оборачиваемости активов на рентабельность собственного капитала.

Общая сумма влияния двух факторов составляет:

. (34)

Таким образом, увеличение прибыли в 2007 году на рубль продаж способствовало повышению уровня рентабельности активов на 19,74%. Тогда как, снижение коэффициента оборачиваемости активов привело к понижению уровня рентабельности активов на 21,25%.

Увеличение же прибыли в 2008 году на рубль продаж способствовало повышению уровня рентабельности активов на 13,30%. Тогда как, снижение коэффициента оборачиваемости активов привело к понижению уровня рентабельности активов на 11,61%.

Стабильность данного показателя обусловлена тем, что при росте чистой прибыли, с такой же скоростью возрастают активы предприятия. В частности, при увеличении объема продаж увеличивается дебиторская задолженность от покупателей и заказчиков, которые не могут выплатить средства за предоставленные услуги в связи с возникшим кризисом.

Рисунок 4 – Динамика рентабельности активов

Проведем факторный анализ рентабельности собственного капитала.

Рентабельность собственного капитала рассчитаем по формуле (14). На начало 2007 года рентабельность собственного капитала составила 74%, на конец 2007 года и на начало 2008 года – 59% и на конец 2008 года данный показатель упал до 53,2%. Динамику спада рентабельности собственного капитала можно увидеть по диаграмме на рисунке 5. Анализ рентабельности капитала можно провести по данным, приведенным в таблице 4.

Таблица 4 – Анализ рентабельности собственного капитала предприятия

Показатели На начало 2007г. На конец 2007г. Изменение за год На начало 2008г. На конец 2008г. Изменение за год
1 2 3=2-1 4 5 6=5-4
Чистая прибыль, тыс. руб. 20638 40050 +19412 40050 77258 +37208
Собственный капитал, тыс. руб 27799 67849 +40050 67849 145107 +77258
Рентабельность собственного капитала, % 74,24 59,03 -15,21 59,03 53,24 -5,79

Данные таблицы 4 показывают, что рентабельность собственного капитала предприятия снизилась за 2007 год на 15,21%, а за 2008 год на 5,79%.

Для определения влияния факторов на динамику рентабельности собственного капитала элементы формулы (14) умножим и разделим на показатель выручки от продажи и получим факторную зависимость, представленную в формуле:

 (35)

где N – выручка от продаж;

OСВ – оборачиваемость собственных вложений.


Рисунок 5 – Динамика рентабельности собственного капитала

Получается, что рентабельность собственного капитала зависит от двух факторов: изменения рентабельности продаж и оборачиваемости собственных сложений.

Исходные данные для расчета факторов, воздействующих на уровень рентабельности собственного капитала, представлены в таблице 5.

Таблица 5 – Исходные данные для факторного анализа рентабельности собственного капитала предприятия

Показатели На начало 2007г. На конец 2007г. Изменение за год На начало 2008г. На конец 2008г. Изменение за год
1 2 3=2-1 4 5 6=5-4
Чистая прибыль, тыс. руб. 20638 40050 +19412 40050 77258 +37208
Выручка от продажи товаров, работ, услуг, тыс. руб. 151077 205176 +54099 205176 304713 +99537
Собственный капитал, тыс. руб. 27799 67849 +40050 67849 145107 +77258
Рентабельность продаж по чистой прибыли, % 13,66 19,52 +5,86 19,52 25,35 +5,83
Оборачиваемость собственных вложений 5,43 3,02 -2,41 3,02 2,09 -0,93
Рентабельность собственного капитала, % 74,24 59,03 -15,21 59,03 53,24 -5,79

Из таблицы 5 видно, что из двух факторов (рентабельность продаж и оборачиваемости собственных сложений) на спад рентабельности собственного капитала повлияли оба эти показателя.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.