Дипломная работа: Режимы налогообложения малых предприятий
В качестве
исследуемой фирмы выбрано общество с ограниченной ответственностью «Стандарт».
В целях сохранения коммерческой тайны ИНН организации изменен.
2.1 Характеристика
фирмы «Стандарт»
ООО «Стандарт»
работает в городе Иркутске с 1996 года. Основными направлениями деятельности
компании являются продажа, внедрение и сопровождение программных продуктов,
оказание комплексных услуг по организации информационных, учетных и
управленческих систем, поставка вычислительного оборудования, расходных материалов,
организация локальных сетей.
Важным
направлением в работе компании «Стандарт» является организация информационной
поддержки клиентов. Квалифицированную помощь клиентам компании оказывают
консультанты по бухгалтерскому, налоговому и управленческому учету. Партнерами
компании выступают ведущие консультанты г. Иркутска, а также представители
городской и областной налоговых инспекций.
Сегодня в ООО «Стандарт»
работают 25 человек. Организация имеет уставный капитал (Приложения 6 и 10) в
размере 32 тысяч рублей. Доля участия других организаций отсутствует.
Основные
направления деятельности компании:
1) Автоматизация малого и
среднего бизнеса на основе программных продуктов фирмы «1С» – продажа,
установка, настройка программ, сопровождение пользователей.
2) Автоматизация с помощью
отраслевых тиражных программных продуктов, предназначенных для торговой,
производственной, строительной, автомобильной, туристической, общепита и многих
других отраслей.
3) Услуги по обучению
пользования программами 1С, ведению учета, работе с отраслевыми программными
продуктами.
4) Консалтинговые услуги
(обследование предприятий, разработка бизнес-модели, разработка стратегии
предприятия, создание бизнес-плана, разработка маркетингового плана)
Направления
деятельности компании в области консалтинга:
1. Управленческий консалтинг
– управление проектами, управление изменениями в компании, стратегическое
управление;
2. Маркетинг – разработка
стратегии;
3. Обучение, тренинги
Основными
доходными источниками организации являются:
·
Доходы
от оказания услуг по установке и сопровождению программных продуктов в среде
1С: Бухгалтерия;
·
Доходы
от оказания услуг по обучению, консультированию ведения учета с помощью
программных продуктов 1С: Бухгалтерия;
·
Доходы
от перепродажи программных продуктов, закупленных у фирмы 1С. Рынок сбыта IT продуктов осуществлялся
на внутреннем рынке России;
·
Доходы
от оказания услуг агента (агентское вознаграждение);
Компания хоть и небольшая, но стабильно работает на рынке бизнес –
консультаций и услуг по автоматизации малого и среднего бизнеса. Контрагентами
ООО «Стандарт» являются как коммерческие, так и бюджетные организации.
Деятельность фирмы находится под общим режимом налогообложения и
соответственно с нее удерживаются следующие налоги: налог на добавленную стоимость,
налог на прибыль организаций, единый социальный налог и налог на имущество
организаций.
Миссия компании заключается в стремлении к оптимальному
удовлетворению потребностей клиентов и улучшению репутации фирмы как надежного,
честного и выгодного поставщика систем автоматизации и консультационных услуг.
2.2 Анализ деятельности ООО «Стандарт» за 2006–2007 гг.
За 2006 год
чистая прибыль фирмы составила 2 тысячи рублей, за 2007 год 14 тысяч рублей. Себестоимость
проданных товаров и услуг составила в 2006 году 296 тысяч рублей, а в 2007 году
всего 17 тысяч рублей. Это, в первую очередь, обусловлено непредсказуемостью
рынка сбыта, т. к. консультациями и определенными программными продуктами
клиенты пользуются по случаю возникновения таких потребностей.
Таблица 2.
Данные из формы №2 «Отчета о прибылях и убытках» за 2006–2007 гг. (в тыс.
руб.) (Приложениях 7 и 11)
Показатель |
Код |
За отчетный период |
2006 г. |
2007 г. |
Доходы и расходы по
обычным видам деятельности
Выручка (нетто) от
продажи товаров, продукции, работ, услуг (за минусом налога на добавленную
стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей)
|
010 |
630 |
344 |
Себестоимость проданных
товаров, продукции, работ, услуг |
020 |
-296 |
-17 |
Валовая прибыль |
029 |
334 |
327 |
Коммерческие расходы |
030 |
-317 |
-306 |
Прибыль (убыток) от
продаж |
050 |
17 |
21 |
Прибыль (убыток) до
налогообложения
|
140 |
11 |
15 |
Налог на прибыль и иные
аналогичные обязательные платежи |
180 |
-9 |
-1 |
Чистая прибыль (убыток)
отчетного периода
|
190 |
2 |
14 |
Сумма
коммерческих расходов фирмы находится на высоком уровне и в 2006 году она
составили 317 тысяч рублей (или 51% общей доли расходов), а в 2007 году 306
тысяч рублей (почти 95% всех расходов). По части последнего стоит отметить, что
столь высокий процент показал результат малых закупок программных продуктов в
2007 году, а объем коммерческих расходов находится на том же уровне, что и в
2006 году.
ООО «Стандарт»
в 2007 году пользовалось более крупной суммой заемных средств, почти в 2 раза
больше, по сравнению с предыдущим годом. (Приложения 9 и 13). Это определяет
действия фирмы, как компенсировать недостающие средства на погашение текущих
обязательств, чтоб не допустить убытков.
3. Анализ
налоговой нагрузки ООО «Стандарт»
Согласно оборотным
ведомостям фирмы за 2006–2007 гг. (Приложения 9 и 13) все уплаченные
налоги (взносы) обобщены в таблицу 3.
Таблица 3.
Налоги и взносы, уплаченные ООО «Стандарт» за 2006 и 2007 гг.
Вид налога (взноса) |
Сумма уплаченного
налога (взноса), руб. |
2006 г. |
2007 г. |
Налог на добавленную
стоимость |
110.091 |
58.130 |
Сумма НДС, удержанная и
уплаченная при исполнении обязанностей налогового агента |
99.948 |
36.928 |
Налог на прибыль
организаций |
8.620 |
3.508 |
Налог на имущество
организаций |
704 |
704 |
Единый социальный налог |
11.790 |
37.567 |
Страховые взносы на
обязательное пенсионное страхование |
9.000 |
31.773 |
Страховые взносы на
обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и
профессиональных заболеваний |
187 |
90 |
Итого:
|
240.340
|
168.772
|
3.1 Налоговая нагрузка при общем режиме налогообложения
Итак, ООО «Стандарт»,
использующее общий режим налогообложения, в совокупности уплатило налогов и
сборов в бюджет за 2006 год 240.340 рублей, а за 2007 год 168.772 рубля,
учитывая также данные Таблицы №2, можно рассчитать налоговую нагрузку:
Налоговая нагрузка = совокупная сумма уплаченных налогов и взносов
/ выручка от реализации
1) 2006 год: 240.340/630.000 = 0,3815;
2) 2007 год: 168.772/344.000 = 0,4906.
Т.е. налоговая нагрузка организации в 2006 году составила 38%, а в
2007 году 49%.
3.2 Налоговая
нагрузка при упрощенной системе налогообложения
ООО «Стандарт»
применяет общий режим. Предположим, что организация применяет упрощенную
систему налогообложения при выборе объекта налогообложения – доходы и доходы
минус расходы.
Объект налогообложения – доходы.
Согласно правилам исчисления, приведенным в пункте 1.3.1 дипломной
работы, рассчитаем сумму налога:
1) Умножаем размер выручки за 2006 г. 630.000 рублей (налоговая
база) на ставку 6% = 37.800 рублей;
2) Налогоплательщик (при объекте – доходы) вправе уменьшить сумму
исчисленного налога на размер страховых взносов на обязательное пенсионное
страхование (ОПС), но не более чем на 50% от суммы такого налога:
а) 37.800 • 0,50 = 18.900 рублей – предельный размер суммы налога
для уменьшения на сумму взносов на ОПС;
б) 9.000 < 18.900, сумма взносов на ОПС в размере 9.000 рублей
не превысила допустимой нормы и может быть полностью принята к уменьшению суммы
налога;
в) 37.800 – 9000 = 28.800 рублей подлежит уплате в бюджет;
3) Определим налоговую нагрузку: 28.800 + 9.000 + 187 / 630.000 =
0,0603
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе
объекта налогообложения – доходы, за 2006 год составила 6%.
Аналогично рассчитаем налог за 2007 год:
1) 344.000 • 0,06 = 20.640 рублей – сумма исчисленного налога;
2) 20.640 • 0,50 = 10.320 рублей – предельный размер суммы налога
для уменьшения на сумму взносов на ОПС;
3) 31.773 > 10.320, сумма взносов на ОПС превышает предельный
размер суммы для уменьшения, а это означает, что сумму налога организация
вправе уменьшить лишь на 10.320 рублей;
4) 20.640 – 10.320 = 10.320 рублей подлежит уплате в бюджет;
5) Определим налоговую нагрузку: 10.320 + 31.773 + 90 / 344.000 =
0,1226
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт» при выборе
объекта налогообложения – доходы за 2007 год составила 12%.
Объект налогообложения – доходы минус расходы.
1) Определим сумму расходов организация за 2006 год: 296.000
(себестоимость проданных товаров, услуг) + 317.000 (коммерческие расходы) =
613.000 рублей;
2) Рассчитываем налоговую базу за 2006 год: 630.000 (выручка от
реализации товаров и услуг) – 613.000 (произведенные расходы) = 17.000 рублей;
3) Исчисляем сумму налога: 17.000 • 0.15 = 2.550 рублей, но исходя
из правил определения суммы налога при использовании объекта налогообложения –
доходы минус расходы (пункт 1.3.1 дипломной работы), необходимо рассчитать
размер минимального налога, который исчисляется как 1% от суммы выручки;
4) Сумма минимального налога = 630.000 • 0,01 =6.300 рублей;
5) 2.550 < 6.300, из неравенства видно, что сумма налога
исчисленного меньше, чем минимальный налог, значит 6300 рублей подлежат уплате
в бюджет.
6) Определим налоговую нагрузку: 6.300 + 9.000 + 187 / 630.000 =
0,0246
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе
объекта налогообложения – доходы минус расходы, за 2006 год составила 2,5%.
Аналогично рассчитаем налог за 2007 год:
1) Произведенные расходы за отчетный период = 17.000 + 306.000 = 323.000
рублей;
2) Налоговая база = 344.000 – 323.000 = 21.000 рублей;
3) Исчисляем сумму налога: 21.000 • 0.15 = 3.150 рублей;
4) Сумма минимального налога = 344.000 • 0,01 = 3.440 рублей;
5) 3.150 < 3.440, из неравенства видно, что сумма налога
исчисленного меньше, чем минимальный налог, значит 3.440 рублей, подлежат
уплате в бюджет.
6) Определим налоговую нагрузку: 3.440 + 31.773 + 90 / 344.000 =
0,1026
Таким образом, налоговая нагрузка ООО «Стандарт», при выборе
объекта налогообложения – доходы минус расходы, за 2007 год составила 10%.
3.3 Анализ
налоговой нагрузки ООО «Стандарт»
Таблица 4. Налоговая
нагрузка при разных системах налогообложения
Схематично это можно изобразить на диаграмме:
Выводы: анализируя
приведенные выше данные, можно сделать вывод, что для данной организации выбор
общей системы налогообложения наиболее непривлекателен, потому как налоговая
нагрузка при упрощенной системе налогообложения в несколько раз меньше.
Из диаграммы видно, что фирме «Стандарт», согласно данным результатов
хозяйственной деятельности за 2006–2007 гг., наиболее выгодно применять упрощенную
систему налогообложения с объектом налогообложения – доходы минус расходы. Тем
более, что при выборе данной системы исключается обязанность по ведению
бухгалтерского учета и значительно упрощается процедура составления отчетности
в виде заполнения одной декларации, вместо пяти – по налогу на прибыль,
добавленную стоимость, имущество, социального и транспортного налогов.
Заключение
Я считаю, что
одна из проблем развития малого бизнеса есть и остается несовершенство
налогового законодательства, последствия которого, в достаточной мере,
перетекают в русло нерационального налогового бремени. Налоговое
законодательство, на протяжении нескольких лет, изменяется из года в год. Особенно,
на себе это ощущают субъекты малого предпринимательства, которые не успевают адаптироваться
к новым условиям налогообложения и отчетности. Под этим прессом руководители
фирм вынуждены использовать «теневую» бухгалтерию, с целью получения более
привлекательного дохода, нежели складывающегося после налогообложения, а также
выдавать зарплату «в конвертах», чтоб избежать удержания единого социального
налога – 26% за «свой счет» и т.д. А государство в свою очередь недополучает значительные
суммы в бюджет страны.
Я полагаю,
задача текущей власти должна заключаться в обеспечении сбалансированности
интересов между налогоплательщиками и органами налогового контроля, в рамках
рационализации налогообложения в России в целом. Тем более, когда речь идет о
поддержке и развитии малого бизнеса – важной составляющей экономики страны, так
как малые предприятия создают благоприятную конкурентную обстановку, при
которой каждый производитель на рынке стремиться улучшить свою продукцию,
работу, услугу.
Я предполагаю,
что в скором будущем России, развитие малого бизнеса станет основным фактором увеличения
ВВП, и считаю, что без поддержки государства этой цели не достичь. Во многих
развитых странах на долю малого предпринимательства приходится до половины
общего объема производства продукции, товаров, оказания услуг, в России же – около
10%.
По моему
мнению, одним из барьеров для развития малого предпринимательства остается
достаточно запутанная и несовершенная система налогообложения, благодаря которой,
в последнее время, в стране выгодно заниматься разве что «перекупкой» товаров,
приносящей предпринимателю минимум затрат и «быстрый доход».
Список
использованных источников информации
1.
Налоговый
кодекс Российской Федерации I и II части (с изменениями и дополнениями на
10.02.2008 г.). – М.: ГроссМедиа, 2008 г.;
2.
Правовая
справочно-поисковая система «Консультант Плюс» (с обновлениями по состоянию на
28.04.2008 г.);
3.
Постановление
Законодательного собрания Иркутской области №17/22-ЗС от 21.12.2005 г.
«Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской области на 2006–2010 гг.»;
4.
Федеральный
закон Российской Федерации №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О развитии малого и
среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
5.
Закон
Иркутской области №75-оз от 08.10.2007 г. «О налоге на имущество»;
6.
Закон
Иркутской области №53-оз от 04.07.2007 г. «О транспортном налоге»;
7.
Приказ
Минэкономразвития РФ №357 от 22.10.2007 г.;
8.
Панковский В.Г.
«Налоги и налоговая система Российской Федерации», учебник. – М. «Финансы
и статистика», 2006;
9.
Аронов А.В.,
Кашин В.А. «Налоговая политика и налоговое администрирование», Учеб.
пособие. – М., «Экономист», 2006;
10. Борисов А.Н.,
«Система налогообложения в виде ЕНВД для отдельных видов деятельности».
Пособие. – М., «Юстицинформ», 2007;
11. Толмачев И.А.
«Специальные налоговые режимы: ЕСХН, упрощенная система налогообложения, ЕНВД» –
(Библиотека журнала «Российский бухгалтер»). – М., «ГроссМедиа», 2007;
12. Под ред. Феоктистова И.А.
«Упрощенная система налогообложения» – 11-е изд. (серия «Малый бизнес»). –
М., «ГроссМедиа», 2008;
13. Кочергов Д.С., Устинова Е.Е.
«Упрощенная система налогообложения: Сложные вопросы применения», Пособие, 3-е
изд. – М., «Омега-Л», 2008;
14. «Российская газета» – Центральный
выпуск №4668 от 26 мая 2008 г., статья «В сборах рождается истина»;
15. Журнал «Российский
налоговый курьер» №23’2007, статья «Поддержка малого предпринимательства»;
16. Журнал «Налоги и
налогообложение», №4’2007, статья «Специальный доклад «Бизнес и налоги»;
17. Журнал «Все для
бухгалтера» №4’2007, статья «Анализ практики налогообложения малого бизнеса в
России и за рубежом»;
18. Журнал «Финансы» №12’2006,
статья «Специальный налоговый режим для малого бизнеса»;
19. Журнал «Российский
налоговый курьер» №1–2’2008, статья «Налоговый кодекс 2008 – энциклопедия
поправок»;
20. Журнал «Российский
налоговый курьер» №21’2007, статья «Фирма выбирает «упрощенку»: готовимся к
переходу»;
21. Журнал «Российский
налоговый курьер» №19’2007, статья «Двух коэффициентов-дефляторов за один и тот
же год быть не может»;
22. Журнал «Российский
налоговый курьер» №21’2007, статья «Как учитывает основные средства организация
на УСН»;
23. Журнал «Российский
налоговый курьер» №07’2008, статья «Обсуждаем проблемы налогообложения
прибыли»;
24. Журнал «Российский
налоговый курьер» №4’2008, статья «Как рассчитать налоговую базу при различных
спецрежимах»;
25. http://www.nisse.ru./analitics.html? id=vodsmbppnusn, Грохотова Н.В., Грудинина Е.Н.,
статья: «Возможности оптимизации деятельности субъектов малого бизнеса при
переходе на упрощенную систему налогообложения»;
26. http://www.nisse.ru./analitics.html?
id=asysnalsmp Светик А.А., Арутюнян Л.Р., статья «Анализ систем
налогообложения субъектов малого предпринимательства в РФ»;
27. http://www.nisse.ru./analitics.html?
id=dynamics_2–2007 Шестоперов А.М. статья «Динамика развития малого
предпринимательства в регионах России в январе-июне 2007 года»;
28. http://www.rea.ru Агапов К.Н.
статья «Налогообложение малого бизнеса в РФ»;
29. http://www.nalog.ru – официальный сайт
Федеральной налоговой службы России;
30. http://www.rg.ru – официальный сайт
газетного издания «Российская газета».
[1]
Постановление Законодательного собрания Иркутской области №17/22-ЗС от
21.12.2005 г. «Поддержка и развитие малого предпринимательства в Иркутской
области на 2006 - 2010 гг.»
[2]
Федеральный закон Российской Федерации №209-ФЗ от 24.07.2007 года «О
развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»
[3] Введена Постановлением
Законодательного собрания Иркутской области №17/22-ЗС от 21.12.2005 г.
[4] http://www.nisse.ru./analitics.html?id=asysnalsmp
Светик А.А., Арутюнян Л.Р., статья «Анализ систем налогообложения субъектов
малого предпринимательства в РФ»
[5] «Российская газета» -
Центральный выпуск №4668 от 26 мая 2008 г., статья «В сборах рождается истина»
[6] «Российская газета» -
Центральный выпуск №4668 от 26 мая 2008 г., статья «В сборах рождается истина»
[7] Закон Иркутской области
№53-оз от 04.07.2007 г. «О транспортном налоге»
[8] http://www.nisse.ru./analitics.html?id=asysnalsmp
Светик А.А., Арутюнян Л.Р., статья «Анализ систем налогообложения субъектов
малого предпринимательства в РФ»
[9] Приказ Минэкономразвития
РФ №357 от 22.10.2007 г.
[10] http://www.nisse.ru./analitics.html?id=asysnalsmp
Светик А.А., Арутюнян Л.Р., статья «Анализ систем налогообложения субъектов
малого предпринимательства в РФ»
|