Дипломная работа: Пенсионный Фонд РФ и его роль в решении социальных проблем
Поскольку Федеральный закон «Об исполнении бюджета
Пенсионного фонда Российской Федерации за 2008 год» ещё не подготовлен, а лишь
внесён в виде проекта для обсуждения в Государственную Думу РФ, бюджет ПФР на
2009 г. рассмотрим на основании документа, не подтверждающего его
исполнение, а лишь прогнозирующего его – Федерального закона «О бюджете
Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на плановый период 2009 и
2010 годов».
2.3 Структуру расходов бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации
Рассмотрим структуру расходов бюджета Пенсионного фонда
Российской Федерации на 2009 год и сделаем основные выводы об изменении
ключевых показателей.
Таблица 6. Структура расходов бюджета ПФР в 2009 г.
Наименование
дохода
Сумма,
тыс. руб.
Расходы
2 113 706 514,0
в
т. ч.
– социальная
политика
2 112 628 849,1
а)
пенсионное обеспечение
2
112 088 849,1
б)
другие вопросы в области социальной политики
500 000,0
в)
прикладные научные исследования в области социальной политики
40 000,0
– общегосударственные
вопросы
5 493,0
– образование
61 471,9
– межбюджетные
трансферты
1 010 700,0
Из приведённой таблицы мы, в первую очередь, видим возросший
уровень расходов ПФР (+18,32%), существенное снижение расходов на вопросы
социальной политики, не касающиеся пенсионного обеспечения (на 85,33%), планы
по проведению прикладных научных разработок (в 2008 г. научные
исследования не осуществлялись). Кроме того, достаточно большая сумма
предусмотрена в статье «Межбюджетные трансферты» (в 20 раз больше, чем
аналогичный показатель за период 2008 г.).
Что касается доходов ПФР в 2009 г., то прогнозируемый
общий объем доходов бюджета Фонда был принят в сумме 2 621 075 405,3 тыс.
рублей. Таким образом, структура бюджета ПФР позволяет отметить, что в 2009 г.
он должен выглядеть следующим образом:
Структура бюджета ПФР в 2009 г.
Социальные показатели работы ПФР относятся к социальной
информации и в основном регистрируются статистическими органами. Ключевыми
показателями работы ПФР и состояния пенсионной системы в стране в целом являются:
численность пенсионеров, состоящих на учёте ПФР, минимальный размер пенсионного
обеспечения, величина прожиточного минимума пенсионера, реальный размер
назначенных месячных пенсий в отношении к предыдущему периоду изучения и т.д.
Рассмотрим основные показатели и их динамику на протяжении
последних лет (табл. 7).
Таблица 7. Социальные показатели РФ, относящиеся к социальной
информации информационного блока финансового механизма ПФР
Наименование
дохода
Значение
показателя
2004
2005
2006
2007
2008
1. Численность населения
РФ, тыс. чел.
144964
144168
143474
142754
142221
2. Численность пенсионеров,
тыс. чел.
38164
38184
38313
38325
38467
3. Процент пенсионеров в
РФ, %
26,327
26,486
26,704
26,847
27,047
4. Размер базовой части
трудовой пенсии по старости, руб.
598,0
660,0
954,0
1035,1
1560,0
5. Величина прожиточного
минимума пенсионера, руб.
1605
1801
2418
2731
3065
6. Покрытие базовой частью
пенсии прожиточного минимума, %
37,259
36,646
39,454
37,902
50,897
7. Соотношение среднего
размера назначенных месячных пенсий с величиной прожиточного минимума, %
102,0
106,3
97,8
99,8
101,6
8. Реальный размер
назначенных месячных пенсий, в% к пред. году
104,5
105,5
109,6
105,1
104,8
Проиллюстрируем динамику некоторых показателей таблицы и
оценим их влияние на положение пенсионеров РФ.
Соотношение численности пенсионеров и населения РФ
Как очевидно из графических данных, представленных на (рис. 5),
соотношение численности населения и пенсионеров в России примерно одинаковое на
протяжении последних лет. Тем не менее, с 2003 по 2007 гг. процент пенсионеров
от общей численности населения возрос с 26,327% до 27,047% (то есть на 0,747%).
Соотношение базовой части трудовой пенсии по старости и
величины прожиточного минимума пенсионера
Как видно из данных (табл. 7) и (рис. 6), соотношение
базовой части трудовой пенсии по старости и прожиточного минимума пенсионера в
2003–2006 гг. колебалось возле показателя 37%, но в 2007 г. ситуация
резко изменилась и впервые за время исследования данный показатель составил
почти 51%, т.е. базовый размер пенсии покрыл собой сумму средств, необходимых
пенсионеру, лишь до половины.
Динамика соотношения среднего размера начисленных пенсий с
величиной прожиточного минимума в 2003–2007 гг.
Здесь уже налицо всплывают все трудности пенсионной системы:
как видно, показатель 2007 года, хоть и показывает рост по результатам период
2005–2007 на 3,8%, сам по себе находится ниже уровня 2003 года. Если же
сравнивать с максимальным значением за весь период, то мы получим, что в 2005 г.
было существенное падение рассматриваемого показателя (на 8,5 пунктов), а
значение показателя в 2007 г. всё равно меньше показателя 2004 г. на
4,7 пункта. И, наконец, последним рассматриваемым нами показателем возьмём
реальный размер начисленных пенсий по отношению к предыдущему году (рис. 7),
дополненный графиком инфляции в РФ за аналогичный период.
Таблица 8. Динамика показателей инфляции в РФ за 2003–2007 гг.