рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Организация бюджетного учёта в прокуратуре Астраханской области

Дипломная работа: Организация бюджетного учёта в прокуратуре Астраханской области

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретические аспекты реформирование бюджетного учёта и отчётности

1.1  Базовые экономические понятия

1.2  Система нормативно – правового регулирования бюджетного учёта

1.3  Основные концепции изменений в бюджетном учёте Российской Федерации

1.4  Основные направления реформы бюджетного сектора

1.5  Реализация МСФО в процессе развития бюджетного учёта

1.6  Основные проблемы реформирования бюджетного учёта

Глава 2. Организация бюджетного учёта в прокуратуре Астраханской области

2.1 Организационная характеристика Прокуратуры Астраханской области

2.2 Анализ основных показателей финансово – хозяйственной деятельности Прокуратуры Астраханской области

2.3 Правила организации бюджетного учёта Прокуратуры Астраханской области

2.4 Изменение в организации бюджетного учёта в процессе реформирования

Глава 3. Предложение по совершенствованию организации бюджетного учёта в Прокуратуре Астраханской области

Заключение


Введение

В экономике России происходят постоянные преобразования. Процессы, связанные с реформированием бюджетного учета, коснулись и бюджетной сферы. Реформирование бюджетного учета – не обычные изменения и уточнения, а переход на новую систему ценностей. Впервые в Российской Федерации вопросы реформирования бюджетного учета в секторе государственного управления подняты на очень высокий политический уровень.

В бюджетных учреждениях идет активный поиск новых методов ведения бухгалтерского учета и составления отчетности, позволяющих учесть происходящие изменения, в том числе в составе источников финансирования различных социальных услуг.

Изменения, происходящие в организации бюджетного учета, позволят более экономно и рационально расходовать бюджетные средства, будут способствовать решению задач, связанных с формированием полной и достоверной информации о финансовом положении бюджетных учреждений, усилением контроля над обоснованностью расходования, сохранностью и наиболее эффективным использованием материальных и денежных ресурсов.

Осуществляемый в России переход от административно - хозяйственной системы к рыночной экономике требует коренного пересмотра уже существующих и принятия значительного количества новых нормативно-правовых документов, которые предусматривают принципиально новые механизмы реформирования бюджетного процесса, среди которых одна из ключевых ролей отводится бюджетному учету.

Новые принципы организации и ведения бюджетного учета должны максимально соответствовать реальным процессам движения денежных средств в системе бюджетных учреждений, сделать их прозрачными, хорошо контролируемыми.

В связи с вышеизложенным, выбранная мною тема дипломной работы актуальна и достаточно хорошо изучена. Цели и основные направления реформирования бюджетного учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности полно и логически последовательно раскрыты в трудах таких авторов, как Маклеева Г.И., Артюхин Р.Е., Зеленский В.А. и других. Основным критериям новой системы бюджетного учета, проблемам места и роли бюджетного учета в системе управления государственными и муниципальными финансами посвящены статьи в периодических изданиях: в журналах «Бюджетный учет», «Бюджетные организации: акты и комментарии для бухгалтера», «Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях», «Советник бухгалтера».

Целью исследования по теме дипломной работы является изучение организации бюджетного учета в процессе идущей реформы бюджетной сферы, как в теоретическом аспекте, так и на практическом примере.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

-изучить организацию и методологию бюджетного учета в соответствии с требованиями реформирования бюджетного процесса;

-разработать основные направления и внести предложения по совершенствованию бюджетного учета в учреждении «Прокуратура Астраханской области».

Объектом исследования для написания дипломной работы было выбрано бюджетное учреждение- Прокуратура Астраханской области.

Предмет исследования– организация бюджетного учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности.

Методы исследования, применяемые для изучения организации бюджетного учета в данной дипломной работе - монографический, сравнительный, статистический.

Источниками информации для изучения реформирования бюджетного учета, совершенствования его организации в учреждении являются организационно-распорядительные документы учреждения: Приказ об учетной политике, Положение по размещению заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Прокуратуры Астраханской области, Распоряжение о распределение должностных обязанностей между работниками отдела планирования труда, финансирования, бухгалтерского учета и отчетности Прокуратуры Астраханской области, бухгалтерская отчетность, нормативные и законодательные акты.

В дипломной работе исследования в части бюджетного учета проводятся за период с 2005 по 2006год.


Глава 1. Теоретические аспекты реформирования бюджетного учёта и отчётности

1.1 Базовые экономические понятия

Бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации о состоянии финансовых, нефинансовых активов и обязательств органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств, а также иных операций в процессе исполнения бюджетов, в денежном выражении.

После окончания второй мировой войны, в связи с ростом промышленного производства, который привел к возрастанию роли государства в социальной и экономической жизни, значительно повысилась роль учета государственных финансов. Можно констатировать, что при этом усилилась потребность в государственном регулировании экономики, а также в том, чтобы государство стало органом социальной поддержки населения, работающих граждан. Причиной, повлиявшей и вызвавшей необходимость пересмотра основополагающих положений бюджетного учета государственных финансов, явилась ограниченность ресурсов и их сосредоточение на решении таких задач, как управление экономикой, социальное развитие и социальная поддержка, потребовали поиска и введения новых механизмов и процессов управления государственными финансами.

В связи с этим начали появляться первые программы бюджета, когда деньги распределялись не просто на содержание государства, а на выполнение определенных задач, решение определенных вопросов и проблем, появилась насущная необходимость получения достаточно подробной информации об активах и обязательствах, появились первые методики анализа отчетности государства.

Интеграция финансов экономического сообщества при реализации крупных программ вызвала необходимость представления инвесторам дополнительной информации. Это обусловлено тем, что инвестору недостаточно информации о текущих доходах и расходах, тем более что они в существовавшей системе учета связаны с поступлением и выбытием денежных средств. Очевидно, что для определения рискованности вложений необходима информация о накопленных активах и существующих обязательствах.

Помимо этого, большую роль в данном процессе сыграла интеграция капитала на мировые финансовые рынки, а это также потребовало информации для анализа способности государств рассчитываться по внешним обязательствам и их платежеспособности.

Наряду с эти, возникла необходимость создания финансовой отчетности государств, пригодной для анализа и сопоставления их финансового состояния. Кроме этого, с повышением открытости общества понадобилась объективная, доступная и прозрачная информация для избирателей по оценке функционирования избранных ими органов власти.

Таким образом, все эти причины и явились предпосылками к пересмотру представлений в сфере государственных финансов.

Международной федерацией бухгалтеров, занимающихся разработкой Международных стандартов финансовой отчетности в государственном секторе, определены четыре метода учета.

Кассовый метод

Модифицированный

кассовый метод

Модифицированный метод начислений Метод начислений

Кассовый метод применяется уже несколько столетий и за это время отточен и доведен до совершенства. Он предусматривает регистрацию всех событий по движению денежных средств, т.е. фактически сводится к учету кассовых поступлений на счета бюджетов и кассовых выбытий со счетов бюджетов.

При этом в рамках бюджетного учета никакие активы и обязательства, кроме средств бюджета, учету не подлежат. Кроме того, в кассовый учет обязательно внедрялся также учет бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований, т.е. этапов санкционирования, потому что кассовый метод учета основан на тех же принципах, на которых основан кассовый институт бюджета, составленный на кассовой основе. Поэтому, для контроля над состоянием исполнения бюджета при кассовом методе учета, обязательно надо интегрировать счета всех этапов санкционирования бюджетных расходов.

Вариации модифицированного кассового метода могут быть различными. Один из вариантов, когда в дополнение к простой регистрации денежных потоков и остатков средств бюджета вводились счета для регистрации каких-то дополнительных активов, для регистрации обязательств.

При модифицированном методе начислений операции регистрируются не по потокам денежных средств, а при осуществлении операции сразу, то есть при осуществлении операции начисляются доходы и расходы, признаются какие-то активы и обязательства.

При этом методе существует одна особенность - он не предусматривает начисления износа, то есть нефинансовые активы либо активы, приобретаемые при модифицированном методе начислений, после их приобретения сразу списываются на расходы. Сделано это было для облегчения учета, ведь самая большая проблема при переходе к методу начислений - учет нефинансовых активов, их оценка и расчета амортизации.

Метод начислений- признание всех операций в момент их возникновения, но все активы списываются на расходы тогда, когда они используются, то есть пропорционально в течение всего срока полезной службы, что связано с начислением износа.

Кассовый метод учета - это признание операций на основе движения денежных средств, а метод начисления - это признание операций в момент возникновения или изменения экономической стоимости активов и обязательств. Вот именно в этих двух определениях как раз и заложено, что такое доходы и расходы по кассовому методу и по методу начислений.

При методе начислений возникает понятие остатков (остатков нефинансовых, финансовых активов, остатков обязательств) и отдельно выделяются доходы и расходы, то есть все операции, которые не связаны с движением запасов как бы внутри друг друга- это все доходы и расходы.

При методе начислений: доходы - это операции, которые увеличивают чистую стоимость активов, а расходы - это операции, уменьшающие чистую стоимость активов.

Если говорить о методе начислений, то он дает огромные возможности для управления, а именно, полную информацию о государственных активах и обязательствах. Вместе с тем у него есть один большой и, наверное, принципиальный недостаток, который мешает многим странам его использовать - это сложность и трудоемкость по сравнению с простой регистрацией кассовых потоков.

1.2 Система нормативно – правового регулирования бюджетного учета

бюджетный учет прокуратура

В настоящее время создано четыре уровня регулирования бюджетного учета в России.

Он Законодательный уровень – Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 19.12.2006); Федеральный закон "О бюджетной классификации РФ" от 15.08.1996 N 115-ФЗ (в ред. от 18.12.2006); постановление Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 (в ред. от 18.11.2006) "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы"; постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 (в ред. от 11.11.2006) "О Федеральном казначействе."

- Нормативный уровень – Приказ Минфина России от 10.02.2006 N 25н "Об утверждении Инструкции по бюджетному учету"; приказ Минфина России от 08.12.2006 N 168н "Об утверждении Указаний о применении бюджетной классификации РФ"; приказ Минфина России от 21.01.2005 N 5н 90 (в ред. от 11.11.2005) "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности."

Мето Методический – Приказ Минфина России от 31.12.2002 N 142н (в ред. от 27.08.2004) "Об утверждении Инструкции о порядке открытия и ведения органами Федерального казначейства Министерства финансов РФ лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета"; приказ Минфина России от 23.09.2005 N 123н "Об утверждении форм регистров бюджетного учета"; приказ Федерального казначейства от 08.09.2005 N 165 "Об утверждении Правил организации и ведения бюджетного учета по осуществлению функций главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета."

Организаци Организационный – рабочие документы бюджетных учреждений, принятие которых предусмотрено Инструкцией по бюджетному учету.

Приоритет в сфере нормативного регулирования принадлежит БК РФ, в котором закреплены права и обязанности бюджетных учреждений в бюджетном процессе.

Нормы БК РФ определяют общие принципы бюджетного законодательства, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений, определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Постановления Правительства РФ, нормативно-правовые акты федеральных исполнительных органов власти, регулирующие бюджетные правоотношения, не должны противоречить БК РФ.

На первом уровне регулирование бухгалтерского учета осуществляется Федеральным законом от 21 ноября 1996г. № 129 – ФЗ « О бухгалтерском учете». В целях реализации Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в РФ на среднесрочную перспективу подготовлен проект Федерального закона « Об официальном бухгалтерском учете», который со дня вступления в силу отменит действующий на сегодняшний день Федеральный закон № 129 – ФЗ.

Документы первого уровня регламентируют учет доходов, источников финансирования дефицита и расходы бюджета, операции, осуществляемые в процессе его исполнения. Отдельные аспекты бюджетного бухгалтерского учета регулируются Гражданским, Трудовым, Семейным кодексами, Законами РФ, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ.

Нормы БК РФ являются основой принятой Инструкции по бюджетному учету и Указаний по применению бюджетной классификации, относящихся ко второму уровню регулирования. Документы данного уровня регламентируют правила и принципы формирования учетной политики, учета фактов деятельности бюджетных учреждений, активов, обязательств, доходов и расходов.

Методический уровень составляют специализированные документы отраслевого характера, которые утверждаются федеральными органами, министерствами и ведомствами. Как правило, они содержат указания, рекомендации, возможные варианты учета, связанные с отраслевыми особенностями (методические указания, письма, обзор практики разрешения споров Высшим Арбитражным Судом РФ и т.п.).

Документы четвертого уровня включают приказы, распоряжения руководства учреждений, должностные инструкции, положения об оплате труда и др.

Сложившаяся в настоящее время система правового регулирования бюджетного учета является динамично развивающейся и связана с изменениями в законодательстве в связи с проведением бюджетной реформы.

1.3 Основные концепции изменений в

бюджетном учёте Российской Федерации

Радикальные преобразования, произошедшие в экономике России за последние 15 лет, привели к существенным изменениям условий и основе хозяйствования как коммерческих, так и некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения.

До недавних пор бюджетный учет бюджетного учреждения был направлен на отражение финансовых потоков в системе «государство-организация-государство». Органы власти следили за тем, как пополняется казна, хватает ли средств на решение тех или иных проблем, не уходят ли собранные деньги « в песок». Учреждения (получатели денежных средств) обосновывали объем необходимого финансирования и отвечали за целевое использование поступлений. Казначейства, в свою очередь, контролировали исполнение финансовых планов и переводили деньги со счетов распорядителей на счета получателей.

Однако реальной картины такая система не давала она лишь фиксировала кассовые потоки и финансовые активы и обязательства (налоги, бюджетные ссуды кредиты, государственные и муниципальные долги). Между тем эффективность и финансовая стабильность деятельности бюджетного сектора, так же как и любого другого хозяйствующего субъекта, должны оцениваться не приростом или сокращением денежных средств на расчетном счете, а иными показателями: объемом прибыли, рентабельностью, стоимостью чистых активов. Но если прибыль и рентабельность как коммерческие показатели в условиях бюджетной деятельности теряют свой исходный смысл, то показатель стоимости чистых активов (как разница между активами и обязательствами бюджета) приобретает первостепенное значение и довольно точно характеризует результат деятельности государственного сектора.

Для анализа эффективности использования бюджета, для оценки его воздействия на экономику и для рационального управления финансами требуются принципиально иные сведения и, как следствие, новые направления в ведении бюджетного учета.

Внедрение новых концепций обусловлено необходимостью принятия взвешенных решений в процессе бюджетного планирования и отказа от нерациональных расходов.

Все эти вопросы нашли отражение в Бюджетном послании Президента РФ, во исполнение которого была разработана Концепция реформирования бюджетного процесса в 2004-2006гг.

Суть этой реформы состоит в смещении акцентов бюджетного процесса с «управления бюджетными ресурсами (затратами)» на «управление результатами» путем повышения ответственности, и расширения самостоятельности участников бюджетного процесса, и администратора бюджетных средств, в рамках четких среднесрочных ориентиров.

Принятое Правительством Российской Федерации решение об ориентации на МСФО предопределяет необходимость значительных изменений процесса формирования финансовой информации. Российская система бухгалтерского учета должна обеспечивать подготовку данных, пригодных для составления финансовой отчетности по МСФО, или, как минимум, сопоставимых с показателями, полученными на основе этих стандартов.

Названные причины обусловили цели изменения системы счетов:

1) более высокая степень достоверности и объективности информации о финансовом положении и результатах деятельности организации; 2) рационализация порядка отражения на счетах бухгалтерского учета фактов хозяйственной жизни; 3) значительное снижение затрат на формирование отчетной финансовой информации в соответствии с МСФО.

При анализе существующей системы, которая обеспечивает потребность пользователей в необходимой и при этом достоверной информации об исполнении бюджета, обнаружились недостатки, которые следовало устранить. Одной из проблем учета являлось отсутствие единого плана счетов по бюджетному учету.

С 1 января 2005 г. Министерством финансов Российской Федерации введен в действие новый План счетов бухгалтерского учета. Это событие является еще одним шагом в выполнении Программы реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО), принятой Правительством Российской Федерации в марте 1998 г.

План счетов состоит из пяти разделов:

1. Нефинансовые активы.

2. Финансовые активы.

3. Обязательства.

4. Финансовый результат.

5. Санкционирование расходов бюджета.

Таблица 1. Структура Плана счетов бюджетного учета

N раздела Название раздела Состав бухгалтерских счетов
I Нефинансовые активы Основные средства, непроизведенные активы, амортизация, нематериальные активы, материальные запасы, капитальные вложения.
II Финансовые активы Денежные средства всех видов, денежные документы, финансовые вложения, а также все виды дебиторской задолженности, включая бюджетную.
III Обязательства Кредиторская задолженность учреждения всех видов: работникам по оплате труда, поставщикам, подрядчикам, бюджету по налогам и др.
IV Финансовый результат Объединяет счета, предназначенные для отражения положительной либо отрицательной разницы между доходами и расходами учреждения: результат деятельности за текущий год, предыдущих лет, доходы будущих периодов, результат по кассовому исполнению бюджета и др.
V Санкционирование расходов бюджетов Лимиты полученных и переданных бюджетных обязательств, а также бюджетные ассигнования. Главным образом учет на счетах этого раздела ведут распорядители бюджетных средств и органы казначейства.
Забалансовые счета Счета для учета обеспечений исполнения обязательств, государственных и муниципальных гарантий, арендованных основных средств, невыясненных поступлений в бюджет, расчетных документов, ожидающих исполнения и др.

Номер счета Плана счетов бюджетного учета состоит из двадцати шести разрядов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.