Дипломная работа: Конституционное право граждан на охрану здоровья
Таблица 1.
Межсекторальное взаимодействие в рамках охраны здоровья подрастающего поколения
СЕКТОР |
ВОЗМОЖНЫЙ ВКЛАД |
Экономика и финансы |
Финансовая политика –
налогообложение и субсидии
Перераспределение
государственных ресурсов
|
Образование (школы) |
Разработка учебных
программ
Школьная среда
Предоставление услуг
вне школьной программы,
ориентированных на
детей и подростков
Предоставление питания
в школе
|
Добровольные
организации
|
Физическая активность
Спорт
Проведение досуга
целенаправленного характера
|
Средства массовой
информации
|
Повышение уровня
информированности
Участие общественности
в анализе информации
Рекомендации и
информация
Подотчетность лиц,
принимающих решения
|
Социальное обеспечение |
Психосоциальная
поддержка
Адресные пособия
Жилищные нормы
Бытовая безопасность
|
Закон и правосудие |
Защита ребенка
Обеспечение безопасной
среды обитания
Поддержка семьи
|
Окружающая среда |
Нормы и стандарты в
отношении антропогенной среды
Городское планирование
Нормы водоснабжения и
санитарии
Экологический
мониторинг
|
Сельское хозяйство и
Пищевая промышленность
|
Первичное производство
Пищевые стандарты и
состав продуктов питания
промышленность
Обогащение пищевых
продуктов и добавки
Маркетинг
Политика
ценообразования
Обучение потребителей
|
Транспорт |
Дорожное строительство
Характеристики
транспортных средств
Нормы безопасности
|
Многие страны
имеют специального представителя (омбудсмена), обязанностью которого является
обеспечение социального благополучия детей. Такое лицо располагает идеальными
возможностями для мониторинга уровня межсекторального сотрудничества и
разработки рекомендаций по его улучшению.
Основой
деятельности по охране здоровья и развитию детей является укрепление семей и
местных сообществ, в которых они проживают. Семьи действуют в контексте местных
сообществ и более широкого окружения. Доступ каждой семьи к продуктам и
службам, связанным со здравоохранением, определяется целым рядом факторов,
таких как время, финансы, транспорт, знания и умения, наличие доступа к
продуктам и службам и другие.
Возможности
действий со стороны семьи ограничены имеющимися ресурсами. Решающее значение
для способности каждой семьи поддерживать и улучшать состояние здоровья
является уровень бедности, образования, безработицы и материальных условий
жизни. Наименее обеспеченные семьи нуждаются в наибольшей поддержке. Любые
инвестиции в улучшение жилищных условий, создание больших возможностей для
образования или улучшение питания будут способствовать расширению жизненных
возможностей детей из бедных семей[38].
Большим
потенциалом обладает также сектор добровольных и общественных организаций.
Такие организации обеспечивают сеть поддержки для молодых людей от дошкольного
до старшего подросткового возраста и их родителей. Молодежные группы и
организации, а также спортивные клубы представляют собой ресурсы,
обеспечивающие здоровье и развитие молодых людей. Государственные стратегии,
предназначенные для усиления организаций на базе местных сообществ и поддержки
семей, могут способствовать улучшению состояния здоровья детей и подростков.
2.6 Обязанности граждан в
сфере охраны здоровья
В новом Федеральном законе «Об основах охраны
здоровья граждан в Российской Федерации» от 30.07.2010 г. сформулированы и
детализированы новые принципы охраны здоровья граждан:
- определены четкие критерии доступности медицинской
помощи, недопустимости отказа в оказании медицинской помощи;
- в основу заложен принцип приоритета
профилактических мероприятий и переход от системы здравоохранения, направленной
преимущественно на лечение заболеваний, к системе охраны здоровья граждан,
основанной на приоритете здорового образа жизни и профилактике заболеваний;
- проектом закона обеспечивается усиление
ответственности органов государственной власти за обеспечение охраны здоровья
граждан и оказание медицинской помощи;
- предусматриваются существенные изменения в
институт медицинской помощи;
- к нововведениям проекта федерального закона
относится регулирование вопросов, связанных с организацией санаторно-курортного
лечения и медицинской реабилитации, паллиативной помощи, медицинской помощи
гражданам при чрезвычайных ситуациях и стихийных бедствиях, больным с редкими
заболеваниями, проведением медицинских осмотров, и т.д.;
- проектом федерального закона закрепляются
собственно основы правового регулирования отношений по трансплантации органов и
или тканей человека;
- впервые дается определение понятию медицинские
изделия, закрепляется порядок их применения на территории Российской Федерации;
- вводятся нормы, которые устанавливают ограничения,
налагаемые на медицинских и фармацевтических работников при осуществлении ими
профессиональной деятельности;
- определяются права и обязанности медицинских
организаций;
- в проекте уточнены и конкретизированы основные
требования к Программе государственных гарантий оказания гражданам Российской
Федерации бесплатной медицинской помощи и территориальной программе
государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной
медицинской помощи;
- в проекте федерального закона отражен
инновационный подход к управлению деятельностью в сфере охраны здоровья
граждан.
Таким образом,
положения законопроекта от 30 июля 2010 года на первый взгляд выглядят
позитивно и воодушевляюще. Особенно, статья 25, касающаяся обязанностей граждан
в сфере охраны здоровья.
Так, в пункте
3 сказано: «граждане обязаны заботиться о своем здоровье и трудовом долголетии,
проходить обязательные медицинские осмотры». Казалось бы, ничего страшного. Но
здесь, как и в предыдущем случае, нас подстерегает опасность серьезно
пострадать. Нормы, предусматривающие обязанности граждан в сфере охраны
здоровья, являются законодательным нововведением. К тому же, ситуация, когда
круг обязанностей расширен до немыслимых пределов, а о правах почти ни слова,
недопустима для мировой практики. Обязанность человека следить за своим
здоровьем и здоровьем окружающих его людей – это исключительно нравственная
норма и в силу этого никак не может стать юридически обязательной. Нельзя
выпустить законодательный акт, приказывающий людям чистить зубы два раза в
день, потому что это абсурд[39].
К сожалению,
ситуация, возникшая на российском правовом поле, во многом напоминает театр
абсурда. Нельзя стопроцентно гарантировать, что в скором будущем не появятся
уголовные санкции против тех, кто «нарушает» пресловутый закон «Об охране
здоровья». Нюрнбергское расовое законодательство, на первый взгляд, тоже
преследовало вполне нормальную цель: сохранение германского народа и
германского государства, но при этом карало за уклонение от своих норм смертью
или заключением в концлагерь.
Нововведением
является также обязанность «проходить обязательные медицинские осмотры».
Действующее законодательство предусматривает подобную норму лишь для
«работников отдельных профессий, производств, предприятий, учреждений и
организаций, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством
Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти». Придание же
этой формулировке, по сути, служебной инструкции внутреннего пользования,
тотального характера, может легко привести к еще одной волне правового
беспредела, а он – к серьезным нарушениям прав человека. Неизвестно еще, будут
ли эти осмотры бесплатными или платными, и какие меры станут применяться к тем,
кто в положенное время не смог пройти осмотр или, не дай Бог, уклонился от
него.
Павел
Парфентьев, председатель МОО «За права семьи», считает «неоправданно широким»
пункт 4 исследуемой статьи, обязывающий «всех граждан, страдающих
заболеваниями, представляющими опасность для окружающих», «проходить
обязательное обследование и лечение». Допустим, человек заболел легкой формой
ОРЗ, которая легко лечится и без вмешательства специалиста, но по букве
настоящего законопроекта она является «опасной для окружающих», соответственно,
если сам больной или его близкие не обращаются к врачу, значит, они нарушают
закон, соответственно, они преступники. Любое преступление должно быть
наказано, и самой мягкой нормой наказания может стать принудительное лечсние
такого больного. Ныне существующие нормы права предусматривают подобное лишь
для заболеваний с особо высокой степенью повышенной опасности. Ни один врач не
имеет права без согласия больного или его близких лечить грипп или бронхит,
иначе ему грозят неприятности по служебной линии. В случае принятия закона
ситуация может сложиться так: больной и его родственники будут виноваты в том,
что не вызвали врача, а сам врач – в том, что не держал такую семью «на
карандаше» и не ставил в известность вышестоящие лица. Если же это семья, где
есть дети до 18 лет, то может сложиться совсем плачевная ситуация, выше мы об
этой уже говорили[40].
Логическим следствием 25 статьи и одновременно еще одним
законодательным нововведением является положение другой статьи, номер 50, о прохождении
несовершеннолетними обязательных профилактических медицинских осмотров
(диспансеризации). Это положение дает дополнительный козырь в руки чиновникам
из Минздрава и еще одну возможность к злоупотреблениям своей властью. В случае
если родители такого ребенка в силу своего законного права отказываются,
скажем, от прививки на реакцию Манту, то это может расцениваться как прямое
«нарушение права несовершеннолетнего на медосмотр». К примеру, в 2010 году в г.
Воронеж по доносу из одной районной поликлиники органы опеки и милиция
инкриминировали гражданке Н. «нарушение права ребенка на доступ к медицинскому
обслуживанию»[41].
На деле обвиняемая воспользовалась своим правом в отношении своего несовершеннолетнего
ребенка на отказ от медицинского вмешательства, в определенных случаях,
воздержание от определенного рода прививок, флюорографии и некоторых процедур
гораздо лучше, чем применение таковых. К тому же, сведения о том, согласился ли
пациент или его законный представитель от определенных процедур, относятся к
фактам, констатированным «при обследовании и лечении» пациента, соответственно,
попадают под понятие так называемой «негласной врачебной тайны». Таким образом,
тот, кто разглашает ее, нарушает нормы внутренней медицинской этики, а тот, кто
пытается принудить к этому весь коллектив Минздрава, расшатывает ее веками
сложившиеся основы.
Наконец,
п. 5 ст. 25 законопроекта обязывает всех граждан, находящихся на лечении,
соблюдать режим и выполнять назначения медицинских работников. Не указано, идет
ли речь о любом лечении, или только о нахождении на лечении в стационаре.
Фактически, эта норма может пониматься как обязывающая пациента выполнять любые
назначения врача. Это, безусловно, входит в противоречие с общим принципом
российского законодательства в сфере здравоохранения, принятом и в предлагаемом
законопроекте – а именно с принципом добровольного информированного согласия на
медицинское вмешательство и правом на отказ от медицинского вмешательства (ст.
8 законопроекта). Пациент может быть юридически обязан соблюдать режим лишь при
поступлении на стационарное лечение, и не может быть обязан выполнять назначения
медицинских работников, поскольку принцип добровольного согласия предполагает
добровольное выполнение таких назначений, а также право на отказ от любого
назначения (например, от приема того или иного прописанного лекарства, от
проведения той или иной процедуры). В свете принципа добровольного согласия и
права на отказ от медицинского вмешательства, норма п. 5 ст. 25 является абсурдной
и противоправной[42].
К счастью, уклонение от обязательных медицинских мер чревато пока
только нервотрепкой. Но эксперты советуют не расслабляться, потому что если
законопроект будет принят, то следует ожидать появление поправок в КоАП и УК
РФ.
Глава
3. Проблемы реализации и пути развития законодательного
регулирования
права граждан на охрану здоровья
3.1
Проблемы реализации права на охрану здоровья граждан РФ
Здоровье человека в эпоху динамично меняющихся
природных и общественных условий требует особо пристального внимания к
организации здравоохранения. Особое значение имеют законодательные гарантии
действенности системы медицинской помощи и социальной защиты.
Проблема создания, совершенствования и дальнейшего
развития законодательной базы в области охраны здоровья населения в Российской
Федерации остается одной из самых злободневных14.
Известно, что эффективность деятельности системы
здравоохранения является одним из определяющих факторов социально-экономического
развития любого государства. К сожалению, в настоящее время мы пришли к
ситуации, когда законодательное обеспечение здравоохранения в Российской
Федерации на федеральном и региональном уровнях не отвечает реалиям
сегодняшнего дня. К тому же нельзя не учитывать, что здоровье населения страны
- важнейший элемент национальной безопасности государства - находится в прямой
зависимости от деятельности, которую осуществляют органы государственной власти
по реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и медицинскую
помощь.
Несмотря на то, что действующее законодательство
Российской Федерации в сфере здравоохранения насчитывает несколько десятков
законов, значительное количество подзаконных нормативных актов, его нельзя
признать достаточным для решения современных задач. Нормативные правовые акты в
сфере здравоохранения разрознены, ряд норм дублируют друг друга, а некоторые
отношения в области медицины, вообще, не регулируются правом.
Анализ и обработка действующих нормативных правовых актов,
группировка правовых предписаний по определенной схеме, создание внутренне
единой системы актов являются необходимыми условиями эффективности
правотворческой деятельности, способствуют ликвидации пробелов и противоречий в
действующем законодательстве. Систематизация законодательства нужна также как
эффективное средство расчистки накопившихся массивов нормативных актов, ревизии
действующей правовой системы. Кроме того, она обеспечивает удобства при
реализации права, возможность хорошо ориентироваться в законодательстве,
оперативно находить и правильно толковать соответствующие нормы. Наконец,
систематизация является необходимой предпосылкой целенаправленного и
эффективного правового просвещения и воспитания, научных исследований, обучения
студентов[43].
Основные теоретические и практические проблемы,
связанные с систематизацией законодательства о здоровье человека, с
классификацией разделов медицинского законодательства, анализом правового
статуса пациента, не получили достаточную систематическую и комплексную
разработку и освещение в современной юридической и медицинской литературе.
Из-за отсутствия четкой классификации медицинского законодательства на
определенные разделы остаются неохваченными правовым регулированием ряд
проблем. Имеются противоречия в различных нормативных правовых актах,
регулирующих вопросы охраны здоровья населения, необходимо проведение
исследований в области усовершенствования отечественного законодательства в
данной сфере.
В настоящее время в России темпы законодательной
деятельности как никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных
актов, существенно меняющих характер и основные принципы правового
регулирования. Поэтому, если сейчас не заниматься упорядочением действующей
нормативной правовой базы, которая увеличивается быстрыми темпами, в будущем
возникнут большие трудности в нахождении и использовании действующих норм
права, хаос и неразбериха в российском законодательстве. Дело осложняется еще и
тем, что сейчас, когда создается практически новая правовая система в
Российской Федерации, нужно также срочно решать судьбу формально действующих
нормативных правовых актов России и их частей, которые полностью либо частично
противоречат новым нормативным решениям или попросту безнадежно устарели.
Для того, чтобы система законодательства оставалась
именно системой (обладала необходимой и достаточной совокупностью элементов,
была внутренне согласована, непротиворечива), нормально функционировала, а
также совершенствовалась и развивалась, она нуждается в постоянном воздействии
на нее специального процесса - систематизации.
Систематизация - это деятельность по приведению
нормативных правовых актов в определенное упорядоченное состояние в целях
принятия сводного законодательного акта (Кодекса), либо объединения множества
нормативных правовых актов в единый комплекс (Сборник), необходимый для нужд
правотворческой и правоприменительной практики.
Между тем, попытка привести в систему действующий
нормативный массив наталкивается на значительные трудности. В процессе работы
обнаруживаются все более сложно решаемые проблемы. Представляется что виной
тому две главные причины: первая - попытка систематизировать законодательство в
границах старой системы, сложившейся до принятия Конституции РФ 1993 года;
вторая - состояние законодательного массива. Противоречивость законодательных
актов, их дублирование, нарушение других правил законодательных процедур,
импульсивность законотворчества - все это препятствует строительству
эффективной правовой системы. Разумеется, причины недостатков и невысокого
качества законодательного регулирования нельзя относить лишь на счет
законотворческих органов. Они глубже, зачастую - вне права, в сути тех
процессов, которые протекают в обществе и, в конечном итоге, отражают состояние
противоборства различных социальных сил.
Потребность в законодательном регулировании в сфере
медицины огромна. Такие направления, как защита прав пациентов, правовые
аспекты биоэтики, страхование юридической ответственности медицинских
работников при выполнении профессиональных обязанностей, клонирование - не
урегулированы в достаточной степени. «Основы законодательства РФ об охране здоровья
граждан» 1993 года, как документ непрямого действия, во многом, устарел, принят
до введения в действие Конституции РФ 1993 г. и не сопровождается созданием
необходимых законов, регулирующих те или иные направления медицинской
деятельности. Как качество самого здравоохранения, так и состояние его правовой
обеспеченности далеки от оптимальных[44].
Новый Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан в Российской
Федерации» от 30.07.2010 года так же далёк от совершенства.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|