рефераты скачать

МЕНЮ


Дипломная работа: Административная ответственность как вид юридической ответственности

В производстве по делам об административных правонарушениях «отрицательная оценка», выражаемая компетентным органом, реализуется посредством ряда процессуальных действий, осуществляется непрерывно с момента совершения правонарушения вплоть до прекращения принудительного воздействия и находит отражение на всех стадиях производства. Наиболее высокими «точками» оцениваемого воздействия, возникающими в ходе развития административно-процессуальных отношений, являются две: составление протокола об административном правонарушении и вынесение постановления о применении к виновному лицу административного взыскания.

Протокол (акт) об административном правонарушении является важнейшим процессуальным документом, не только закрепляющим факт правонарушения и служащим основанием для его рассмотрения компетентным органом, но и содержащим предварительную отрицательную оценку деяния.

Назначение административного наказания. «Отрицательная оценка» компетентного органа, содержащаяся в постановлении по делу об административном правонарушении, материализуется в административном наказании. Применение административного наказания к лицу, совершившему административное правонарушение, образует завершающий элемент в структуре административной ответственности.

Актом, на основании которого применяется административное наказание - является постановление по делу об административном правонарушении. Постановление выносится по результатам рассмотрения компетентным органом дела об административном правонарушении.

Ранее, Кодексом РСФСР об административных правонарушениях (ст. 278) устанавливалось, что постановление о наложении административного взыскания подлежит исполнению с момента вынесения.

В соответствии со ст. 31.1 КоАП постановление подлежит исполнению с момента его вынесения, если специальными нормами не установлено иное. Говоря иначе, применение административного взыскания осуществляется сразу после принятия постановления компетентным органом и вручения его нарушителю. Суть этого заключается в практической реализации административного взыскания, назначенного правонарушителю. Виновный субъект подвергается штрафу, административному аресту, лишению специальных прав и другое.

В литературе по административному праву принято считать, что только в процессе применения административного наказания лицо, совершившее административный проступок, претерпевает «неблагоприятные последствия», то есть лишения и ограничения личного, морального или материального характера.[37, c. 56] Думается, что такой взгляд несколько меняет процессуальную схему административной ответственности. Санкция (взыскание) по объёму – понятие более узкое, чем неблагоприятные последствия. Определённые лишения и ограничения, а вместе с ними и «нормативные переживания» начинаются для правонарушителя с момента совершения проступка в процессе реализации первых структурных элементов административной ответственности, так как их реализация вносит некоторые изменения в его правовые положения.

Орган, осуществляющий административную юрисдикцию, обладает не только правом, но и обязанностью применять административное наказание в пределах, установленных нормами права. Правонарушитель обязан претерпеть предусмотренное законом и указанное в постановлении по делу административное взыскание, однако имеет право на его корректное применение в соответствии с установленными правилами и процедурами.

Резюмируя изложенное о структуре административной ответственности, важно сказать следующее.

Административная ответственность не может быть понята только через реакцию государства на административное правонарушение или только через обязанности правонарушителя. Она является, как впрочем любая другая ответственность, специфической совокупностью субъективных обязанностей и правомочий правонарушителя. Наряду с конкретными ущербными обязанностями эту совокупность составляет установленный объём особых процессуальных и материальных правомочий, которые предусмотрены государством как гарантии в процессе применения административного принуждения.

С учётом сказанного, административную ответственность можно определить как специфическое положение правонарушителя, который наряду с претерпеванием административно-принудительных средств воздействия реализует процессуальные права на дачу объяснения по существу нарушения, справедливую и объективную оценку компетентным органом совершённого деяния и корректное с правовой и моральной точек зрения применение к нему административного наказания.

Итак, административная ответственность представляет собой реакцию государства на совершение предусмотренных законодательством административных правонарушений в различных сферах (поведение в общественных местах, торговля, финансы, природопользование и другие) и выражается в применении соответствующими органами государственной власти и должностными лицами установленных законодательством административных наказаний. Как вид юридической ответственности, административная ответственность обладает всеми признаками, присущими юридической ответственности в целом, но в тоже время она обладает определёнными отличиями от прочих видов юридической ответственности.

Структура административной ответственности представляет собой сочетание входящих в неё элементов, а именно: 1) основания административной ответственности; 2) субъекты административной ответственности; 3) отрицательная оценка деяния; 4) условия административной ответственности; 5) меры административной ответственности (административное наказание).

1.3 Сравнительный анализ административной ответственности с другими видами юридической ответственности

Как уже отмечалось, административная ответственность является одним из видов юридической ответственности и в силу этого по ряду признаков имеет много общего с другими видами ответственности.

Вместе с тем, административная ответственность обладает рядом характерных черт и признаков, которые позволяют отграничить административную ответственность от других видов юридической ответственности.

В отличие от административной ответственности, дисциплинарная ответственность связана с нарушением правил поведения, установленных различными положениями, уставами, правилами, и заключается в назначении лицу, совершившее проступок, мер дисциплинарного взыскания властью руководителя, начальника.

В свою очередь дисциплинарная ответственность делится на два вида:

1) общая дисциплинарная ответственность, которая устанавливается в соответствии с нормами Трудового кодекса РФ и правилами внутреннего трудового распорядка на предприятии или в учреждении;

2) специальная дисциплинарная ответственность – в дисциплинарных уставах, положениях и инструкциях.

Общая дисциплинарная ответственность предусматривает следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям (является крайней мерой дисциплинарной ответственности) – ст. 192 Трудового кодекса РФ. Трудовым кодексом также установлено, что федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания. [5, c. 120] Это уже будут специальные меры дисциплинарной ответственности.

Специальная дисциплинарная ответственность применяется в сфере деятельности таких структур как вооружённые силы, железнодорожный, воздушный, водный транспорт, внутренние войска и др. Мерами данной ответственности могут выступать: назначение вне очереди в наряд по службе, понижение в воинском звании, лишение свидетельства на управление определённым видом железнодорожного, водного транспорта и т.п.

Гражданско-правовая ответственность, являясь разновидностью юридической ответственности, вытекает из нарушения имущественных и личных неимущественных прав граждан и организаций и состоит в применении к правонарушителю невыгодных, отрицательных для него мер воздействия, предусмотренных нормами гражданского, семейного законодательства.

В зависимости от оснований возникновения обязательств, в результате которых возникает гражданская ответственность, выделяют два её вида:

1) договорная ответственность – это ответственность должника перед кредитором по обязательству, вытекающему из договора, вследствие невыполнения либо ненадлежащего выполнения условий данного договора;

2) внедоговорная ответственность, которая возникает в силу обязательств, установленных нормами права.

Субъектами данного вида ответственности являются участники гражданских правоотношений. Это могут быть индивидуальные субъекты: граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства (апатриды), а также коллективные субъекты: юридические лица, муниципальные образования, субъекты РФ и др.

Гражданско-правовая ответственность наступает за нарушение гражданских прав и преследует компенсационную цель и заключается в восстановлении нарушенного права. Она носит, как правило, имущественный характер, т.е. влечёт за собой возмещение правонарушителем причинённого имущественного или морального вреда. За гражданско-правовые деликты законом предусматриваются следующие виды наказаний: возмещение убытков (реального ущерба, неполученных доходов), уплата неустойки, штраф, принудительное возвращение или изъятие неправомерно приобретённого имущества, компенсация морального вреда, лишение родительских прав и др.

Самым тяжёлым видом юридической ответственности является уголовная ответственность.

Уголовная ответственность – это способ государственно-правового воздействия на лицо, совершившее преступление, в соответствии с которым оно должно претерпеть лишения, предусмотренные Уголовным законом. Основанием такой ответственности может быть только деяние, содержащее все признаки состава преступления (ст. 8 УК РФ).

Субъектом уголовной ответственности может быть только физическое лицо, достигшее определённого законом возраста, и являющееся полностью дееспособным. Это отражает один из признаков уголовной ответственности: уголовная ответственность носит личный характер и направлена только против личности преступника.

Уголовный кодекс выделяет и другие признаки уголовной ответственности: имеет объектами наиболее значимые для личности блага (свобода и т.д.); по своей тяжести всегда пропорциональна тяжести содеянного; состоит в лишении или физическом ограничении прав и свобод преступника; имеет совей целью восстановление социальной справедливости, исправление осуждённого, предупреждение совершения новых преступлений осуждённым и другими лицами. Данный список признаков не является исчерпывающим

Уголовная ответственность влечёт за собой уголовное наказание, как меру государственного принуждения. Понятие и виды уголовного наказания даёт уголовный закон.

В литературе выделяют также конституционную ответственность. В самостоятельный вид её стали выделять относительно недавно. Конституционная ответственность обладает рядом особенностей, к которым относятся: ярко выраженный политический характер; относительно узкий круг органов и лиц, на которых она распространяется; специфика мер; наступает как в случае совершения правонарушений, так и при их отсутствии (задержка в принятии решения, принятие неэффективного решения); представляет собой ключевой институт публичного права; её наступление направлено, прежде всего, на защиту Конституции. [46, c. 509]

Конституционная ответственность может наступать за нарушение Конституции, но не всякая ответственность за её нарушение является конституционной ответственностью. Нарушение конституционных норм может повлечь за собой уголовную, дисциплинарную и гражданско-правовую ответственность в зависимости от характера правонарушения, статуса её субъекта и процедуры применения.

Меры конституционной ответственности и практика её применения зависят от политического режима государства, наличия или отсутствия демократии в стране. Примером конституционной ответственности может быть отрешение от должности Президента – процедура импичмента, отставка Правительства.

Наиболее сложным является разграничение административной и финансовой, в частности налоговой, ответственности. Налоговая ответственность является самостоятельным видом ответственности, применяемым в сфере налогообложения. Она характеризуется особым субъектным составом (налоговый орган и налогоплательщик), наличием особого состава налогового правонарушения (ст. 106 Налогового кодекса) и особым порядком применения налоговых санкций. Поэтому правильное установление характера правонарушения (налоговое или административное) имеет большое значение для правильного применения санкций.

Итак, административная ответственность, являясь одним из видов юридической ответственности, имеет схожие признаки с другими видами юридической ответственности, но, тем не менее – это самостоятельный вид юридической ответственности. Самое сложное на практике – это разграничение административной ответственности от налоговой ответственности.

Отсутствие легального определения административной ответственности в Кодексе об административных правонарушениях РФ остаётся проблемой, которая не решена, хотя Кодекс действует уже почти пять лет. Существующие в теории определения административной ответственности, по нашему мнению, могли бы стать основой для анализа органами государственной власти, проанализировав которые, органы бы смогли скомбинировать и получить наиболее полное и достаточное определение административной ответственности. Далее автор переходит к рассмотрению оснований и мер административной ответственности.


ГЛАВА 2. ОСНОВАНИЯ И МЕРЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

2.1 Понятие и признаки административного правонарушения

Современная правовая наука признаёт два основания юридической ответственности вообще и административной ответственности в частности, закон, как правовое основание и, административный проступок как основание фактическое, которое приводит в движение всю структуру административной ответственности.

Юридические основания административной ответственности в упорядоченном систематизированном виде впервые были установлены, начиная только с 1980-х годов, то есть с принятия на союзном уровне «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях» в 1980 году.

Понятие административного правонарушения дано в Кодексе об административных правонарушениях (статья 2.1. КоАП РФ). Административным правонарушением признаётся противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Предложенное понятие административного правонарушения вызывает интерес, прежде всего с позиций его сравнения с понятием, закреплённым в ст. 10 КоАП РСФСР. В связи с этим следует обратить внимание на новеллы, содержащиеся в понятии административного правонарушения в КоАП РФ. Их суть в следующем:

в ст. 2.1. отсутствует указание на объект правонарушения. Он определён в ст. 1.2. в виде задач законодательства об административной ответственности. Наиболее полное представление об объекте можно получить, анализируя содержание Особенной части КоАП. Например, глава 5 называется «Административные правонарушения, посягающие на права граждан», то есть объектом посягательства в данном случае являются законные права граждан; в ст. 2.1. законодатель, закрепляя понятие административного правонарушения, в отличие от КоАП РСФСР не даёт его второго названия – проступок. Это логично, иначе включение этого понятия в КоАП РФ порождало лишь бы бесплодные дискуссии; впервые в качестве субъекта правонарушения закрепляются не только физические лица, но и юридические лица.

Понятие административного правонарушения раскрывается через его основные юридические признаки.

Административное правонарушение – это, прежде всего – действие (активное поведение) или бездействие (пассивное поведение).

Одним из важнейших признаков административного правонарушения является его противоправность. Противоправность означает, что такими действиями (бездействием) нарушаются установленные нормами права специальные правила, нормы, стандарты, защищаемые нормами административного права. Причём речь идёт о правилах, нормах, стандартах, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ (п.3 ч.1 ст. 1.3), например, нарушение норм и правил в области использования атомной энергии, нарушение правил борьбы с карантинными, особо опасными вредителями растений, возбудителями болезней растений, растениями-сорняками.

Следующий признак административного правонарушения – виновность. Только виновное (умышленное или неосторожное) нарушение субъектом установленных правил влечёт административную ответственность. Вина в административном праве, так же как и в уголовном, устанавливается в двух формах: умысел и неосторожность. Вина в форме умысла присутствует тогда, когда лицо, совершившее деяние, сознавало противоправный характер своего деяния, предвидело его вредные последствия и желало или сознательно допускало наступление этих последствий либо относилось к ним безразлично. В некоторых статьях КоАП прямо указывается на вину в форме умысла. Так, в ст. 7.17 говорится об умышленном уничтожении или повреждении чужого имущества, в ст. 8.5 – об умышленном искажении информации о состоянии окружающей природной среды и природных ресурсов, в ст. 17.7 – об умышленном невыполнении требований прокурора, вытекающих из его полномочий.

В некоторых статьях КоАП форма вины не указывается, но состав сформулирован таким образом, что даёт возможность говорить об умышленной вине. Например, ст. 14.12 КоАП содержит такой состав, как фиктивное или преднамеренное банкротство, то есть заведомо ложное объявление руководителем юридического лица о несостоятельности данного юридического лица или индивидуальным предпринимателем о своей несостоятельности; ст. 17.9 - заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод при производстве по делу об административном правонарушении.

Другой формой вины (ч.2 ст.2.2 КоАП) признаётся неосторожность. Правонарушение считается совершённым по неосторожности, если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего деяния, но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на их предотвращение либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. В данной статье указаны два вида неосторожной вины: самонадеянность, когда лицо предвидело вредные последствия своих действий, но без достаточных оснований рассчитывало на их предотвращение, и небрежность – лицо не предвидело таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть. Из содержания статьи вытекает, что вина в форме неосторожности неприменима к материальным составам правонарушений, предусматривающим наступление вредных последствий, и предполагает психическое отношение нарушителя к ним. Что касается формальных составов правонарушений, то в них рассматриваемая форма вины выражается в том, что лицо, как правило, не сознавало противоправности своего деяния, хотя должно было и могло их сознавать.

Установление формы вины имеет важное значение для классификации административного правонарушения и определения меры взыскания нарушителю.

Ещё одним признаком административной ответственности (по аналогии с уголовной) является наказуемость, которая означает, что административным правонарушением может быть признано только конкретное противоправное, виновное действие (бездействие), за которое КоАП или законами субъектов РФ установлена административная ответственность, то есть предусматривается применение к нарушителю закреплённых в КоАП мер административных наказаний.

В КоАП законодатель не указал на такой юридический признак правонарушения, как общественная опасность, что, по мнению некоторых авторов, вызывает сожаление. Так Ю.М. Козлов считает, что «административное правонарушение», являясь противоправным деянием, уже содержит с себе признаки общественной опасности. Кроме того, по его мнению, этот признак присущ не только преступлениям, как утверждают некоторые учёные-административисты, но и административным правонарушениям, так как объект посягательства у них часто совпадает, но степень общественной опасности во многих случаях является критерием разграничения правонарушений от преступлений».

Автор вынужден не согласиться с данной точкой зрения и поддержать позицию тех учёных-административистов, которые считают, что признак общественной опасности присущ только преступлениям.

Во-первых, общественная опасность представляет собой состояние незащищённости жизненно важных интересов личности, общества и государства от различного рода посягательств. Таким образом, признать за административным проступком наличие общественной опасности, значит признать за любым административным проступком наличие реальной угрозы причинения такого вреда. Вместе с тем, подавляющее большинство административных правонарушений носят формальный характер, и в силу этого не способны представлять какую либо общественную опасность (например, большинство административных правонарушений в области дорожного движения – ст. 12.1 – 12.4 КоАП и др.). Вместе с тем, при определённых обстоятельствах, как правило, при наступлении определённых последствий, некоторые административные правонарушения становятся общественно опасными и в силу этого преступными (например, совершение большинства из перечисленных в главе 12 КоАП РФ административных правонарушений, если это повлекло по неосторожности причинения тяжкого вреда здоровью другого человека или смерть потерпевшего становится преступлением – ст. 264 УК РФ).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.