Развитие финансового контроля и его эффективность в РФ
Закон определяет круг субъектов, на
которых распространяются контрольные полномочия Счётной палаты. В него входят:
А) все государственные органы (в том
числе их аппараты) и учреждения, федеральные внебюджетные фонды;
Б) органы местного самоуправления,
предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово –
кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения независимо от видов
и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из
федерального бюджета или используют федеральную собственность либо управляют
ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или
федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные
льготы и преимущества;
В) общественные объединения,
негосударственные фонды и иные негосударственные некоммерческие организации,
деятельность которых контрольные полномочия Счётной палаты распространяются в
части, связанной с получением, перечислением или использованием федеральной
собственности и управлением ею, а также в части предоставленных федеральным
законодательством или федеральными органами государственной власти налоговых,
таможенных и иных льгот и преимуществ (ст. 12 Закона).
Таким образом, область действия
контрольных полномочий Счётной палаты в отношении указанных субъектов связана с
федеральным бюджетом, федеральными внебюджетными фондами и собственностью.
В се органы государственной власти в Российской
Федерации, органы местного самоуправления, Центральный банк РФ, предприятия,
учреждения, организации (независимо от форм собственности) и их должностные
лица обязаны предоставлять по запросам Счётной палаты информацию, необходимую
для обеспечения её деятельности.
Осуществляя контрольную деятельность,
Счётная палата вправе проводить ревизии и тематические проверки, о результатах
которых она информирует Совет Федерации и Государственную Думу; при выявлении
нарушения законов, влекущего за собой уголовную ответственность, передаёт
соответствующие материалы в правоохранительные органы. При проведении ревизий и
проверок должностные лица Счётной палаты не вправе вмешиваться в оперативную
деятельность проверяемых организаций, а также предавать гласности свои выводы
до завершения ревизии (проверки) и оформления её результатов в виде акта
(заключения).
Для принятия мер по устранению выявленных
нарушений, возмещению причинённого государству ущерба и привлечению к
ответственности должностных лиц, виновных в нарушении законодательства
Российской Федерации и бесхозяйственности, Счётная палата направляет
представление органам государственной власти РФ, руководителям проверяемых
предприятий, учреждений и организаций. Это предоставление должно быть
рассмотрено в указанный в нём срок, а если он не указан, то в течение 20 дней
со дня получения предписания.
Счётная палата имеет право давать
администрации проверяемых предприятий, учреждений и организаций обязательные
для исполнения предписания в случаях выявления нарушений в хозяйственной,
финансовой, коммерческой и иной деятельности, наносящих государству прямой
непосредственный ущерб и требующих в связи с этим безотлагательного пресечения,
а также умышленного или систематического несоблюдения порядка и сроков рассмотрения
представлений Счётной палаты, создания препятствий для проведения её
контрольных мероприятий.
При неоднократном неисполнении или
ненадлежащем исполнении предписаний коллегия Счётной палаты может по
согласованию с Государственной Думой принять решение о приостановлении всех
видов финансовых, платёжных и расчётных операций по счетам проверяемых
предприятий, учреждений и организаций. Предписание может быть обжаловано в
судебном порядке.
Инспекторы Счётной палаты при проведении
проверок и ревизий наделены необходимыми правами: беспрепятственно посещать
государственные органы, предприятия, учреждения, организации, банки;
опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады, архивы, а при
обнаружении подделок, подлогов, хищений, злоупотреблений – изымать необходимые
документы, оставляя в делах акт изъятия или опись изъятых документов.
Счётная палата должна регулярно
предоставлять сведения о своей деятельности средствам массовой информации.
Контрольные функции в области финансов
осуществляют также представительные органы государственной власти субъектов
Российской Федерации, что закреплено в их законодательстве в соответствии с
федеральными актами, и органы местного самоуправления. В отношении последних
правовой основой их контрольной деятельности являются: законодательство
субъектов Федерации; принятые в соответствии с Конституцией РФ законы (в том
числе законы субъектов РФ о местном самоуправлении). А также нормативные акты
представительных органов, местного самоуправления – уставы муниципальных образований,
положения и др.
Представительные органы местного
самоуправления также образуют на своём уровне контрольные органы.
В целях эффективности президентского
контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Главное
контрольное управление Президента Российской Федерации (преобразованное из
Контрольного управления Администрации Президента Российской Федерации, впоследствии
– контрольного управления Президента РФ).
При осуществлении контрольных функций
этот орган взаимодействует с другими структурными подразделениями Администрации
Президента РФ, соответствующими комитетами и комиссиями при нём, аппаратами
Правительства РФ, палат Федерального Собрания, органами судебной власти и прокуратуры,
с различными федеральными службами, органами налоговой полиции и другими федеральными
органами исполнительной власти.
Финансовый контроль осуществляют (наряду
с другими своими функциями) полномочные представители Президента РФ в регионах,
включающих один или несколько субъектов РФ: на них возложен контроль за
использованием средств федерального бюджета в соответствующем регионе.
Органы исполнительной государственной
власти общей компетенции - Правительство Российской Федерации, правительства,
администрации субъектов Федерации направляют контрольную деятельность
подведомственных им органов государственного управления, в том числе
финансовых, а также непосредственно сами осуществляют финансовый контроль.
В пределах своих полномочий Правительство
РФ на основе Конституции РФ (ст. 114) и Федерального конституционного закона «О
Правительстве Российской Федерации» контролирует составление и исполнение
федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной
политики, осуществляет валютный контроль.
Помимо этого, Правительство РФ
осуществляет контроль за деятельностью органов исполнительной власти субъектов
РФ по вопросам, отнесённым к ведению РФ и полномочиям совместного ведения
Федерации и субъектов. В случае противоречия актов органов исполнительной
власти субъектов РФ федеральному законодательству и международным
обязательствам РФ, Правительство РФ вносит предложения Президенту РФ о
приостановления действия этих актов.
Важное значение в силу своей
повседневности, регулярности и систематичности имеет финансовый контроль,
осуществляемый государственными органами, деятельность которых специально направлена
на область финансов. К ним относятся Министерство финансов РФ с входящими в его
систему структурными подразделениями и органами, а также Министерство РФ по
налогам и сборам, Государственный таможенный комитет РФ, Федеральная служба по
валютному и экспортному контролю.
На Министерство финансов РФ возложено
проведение в рамках его компетенции государственного финансового контроля. Его
направлениями являются: контроль за целевым использованием федерального бюджета
и средств государственных внебюджетных и целевых бюджетных фондов; за расходами,
связанными с государственным внутренним и внешним долгом; за формированием и
сохранностью Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней
РФ; за доходами от проведения лотерей, зарегистрированных в РФ.
Следует обратить внимание на то, что
закреплённые ныне контрольные полномочия Министерства финансов РФ направлены на
бюджет и государственные внебюджетные фонды только федерального уровня.
Подобно Минфину России в Российской
Федерации функции контроля осуществляют финансовые органы субъектов Федерации в
отношении соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, а также финансовые
органы в системе местного самоуправления – относительно местных бюджетов и
внебюджетных фондов.
Ведомственный финансовый контроль – это
контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти,
государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий,
организаций учреждений. Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно
– ревизионные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств,
подчинённые непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно –
ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ,
финансовых органов субъектов Федерации.
К основным задачам ведомственного
контроля относятся: контроль за выполнением плановых заданий, экономным
использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной
собственности, правильностью постановки бухгалтерского учёта, состоянием
контрольно – ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок,
бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.
Финансовый контроль, осуществляемый
государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется
общественным финансовым контролем, основанным на положениях Конституции РФ,
устанавливающих права граждан, в том числе – право на участие в управлении
делами государства (ст. 32), обязанности органов государственной власти и
органов местного самоуправления обеспечить каждому возможность ознакомления с
документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы
(ст. 24). Такой контроль могут осуществлять как отдельные граждане, так и
трудовые коллективы, а также общественные объединения (в частности, профсоюзы и
другие). Помимо этого государственные органы могут привлекать общественность к
выполнению своих контрольных функций.
Аудиторский финансовый контроль – это
независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из
видов предпринимательской деятельности – аудиторской деятельности.
В становлении и развитии в России
аудиторского финансового контроля нашёл отражение опыт развитых зарубежных
стран, где такая форма контроля широко распространена.
Порядок проведения аудиторского
финансового контроля урегулирован Указом Президента РФ «Об аудиторской
деятельности в Российской Федерации» от 22 декабря 1993 г. И утверждёнными этим
Указом Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации.
3. Методы финансового контроля.
Финансовый контроль проводится
разнообразными методами, под которыми понимают, приёмы или способы, средства
его осуществления. Применение конкретного метода зависит от ряда факторов: от
правового положения и особенностей форм деятельности органов, осуществляющих
контроль, от объекта и цели контроля, оснований возникновения контрольных
правоотношений и др.
Основной метод финансового контроля –
ревизия, т. е. наиболее глубокое и полное обследование финансово –
хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений с целью
проверки её законности, правильности и целесообразности.
По объекту проверки различают ревизии
документальные, фактические, полные (сплошные), выборочные (частичные). По
организационному признаку они могут быть плановыми (предусмотренные в плане
работы соответствующего органа) и внеплановыми (назначенными в связи с
поступлением сигналов, жалоб и заявлений граждан, требующих неотлагательной
проверки), комплексными (проводимыми совместно несколькими контролирующими
органами).
При проведении документальной ревизии
проверяются документы, в особенности первичные денежные документы, а не только
отчёты, сметы и т. п. Фактическая ревизия означает проверку не только
документов, но и наличие денег, материальных ценностей. Под полной ревизией
понимают проверку всей деятельности предприятия, организаций, учреждения за
определённый период. При выборочной ревизии контроль направлен на какие – либо
отдельные стороны финансово – хозяйственной деятельности (например, проверка
командировочных расходов, работы по приёму налоговых и страховых взносов). Срок
проведения ревизии – не более 30 дней.
Результаты ревизии оформляются актом, имеющим
важное юридическое значение. Он подписывается руководителем ревизионной группы,
руководителем проверяемой организации и её главным бухгалтером. Свои возражения
и замечания руководитель и главный бухгалтер проверяемой организации должны
приложить в письменном виде к акту ревизии, подписав его.
При необходимости срочных мер по
устранению выявленных ревизий нарушений и злоупотреблений и привлечения к
ответственности виновных лиц в ходе ревизии составляется отдельный (промежуточный)
акт, а материалы ревизии передаются следственным органам. Руководитель
проверяемой организации обязан принять меры к устранению выявленных нарушений,
не ожидая окончания ревизии. Об этом делается соответствующая запись в акте
ревизии.
4. Дополнительный материал.
Данный ниже материал был взят с
официального сайта Счётной палаты Российской Федерации и ЕВРОСАИ (Европейская
организация высших органов финансового контроля) и газетные Интернет издания «Финансовые
Известия» от 14.03.03 и информационного сайта Neftegaz.ru от 14.03.03.
Коммюнике
совещания руководителей высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых
Государств
2-3 ноября 2000 года в Москве состоялось совещание руководителей высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств.
В работе совещания приняли участие:
делегация Палаты Аудиторов Азербайджанской Республики во главе с Председателем
Палаты Аудиторов В. Т. Новрузовым;
делегация Контрольной палаты Национального Собрания Республики Армения
во главе с Председателем Контрольной палаты А. А. Тавадяном;
делегация Комитета государственного контроля Республики Беларусь во
главе с Председателем Комитета государственного контроля А. А. Тозиком;
делегация Контрольной палаты Грузии во главе с Председателем
Контрольной палаты С. Т. Молашвили;
делегация Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского
бюджета Республики Казахстан во главе с Председателем Счетного комитета М.
С.Утебаевым;
делегация Счетной палаты Республики Молдова во главе с Председателем
Счетной палаты В. М. Пентелеем;
делегация Счетной палаты Кыргызской Республики во главе с Председателем
Счетной палаты М. Ч. Садыркуловым;
делегация Счетной палаты Российской Федерации во главе с Председателем
Счетной палаты С. В. Степашиным;
делегация контрольно-ревизионных органов Республики Таджикистан во
главе с начальником Управления контроля Исполнительного Аппарата Президента Республики
Таджикистан Х. Н. Одинаевым;
делегация Счетной палаты Украины во главе
с Председателем Счетной палаты В. К. Симоненко.
В качестве наблюдателя на совещании присутствовала делегация Государственного
контроля Литовской Республики во главе с Государственным контролером Й. Ляучюсом.
На совещании состоялся обстоятельный и конструктивный обмен мнениями по
вопросу о роли и месте высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств в развитии и
укреплении систем государственного финансового контроля и формах и методах их
взаимодействия в рамках Содружества Независимых Государств.
Принимая во внимание наличие объективных предпосылок, взаимной заинтересованности
и значительного потенциала для расширения и укрепления сотрудничества
государств-участников Содружества Независимых Государств в области совершенствования
государственного финансового контроля, участники совещания пришли к общему
мнению о необходимости в интересах государств-участников Содружества
Независимых Государств совместными усилиями обеспечить:
повышение качества сотрудничества высших органов финансового контроля
по принципиально важным теоретическим и практическим вопросам и проблемам
государственного финансового контроля;
системный характер взаимного обмена идеями, опытом и информацией в области
совершенствования государственного финансового контроля;
проведение совместных и/или параллельных контрольно-ревизионных мероприятий
в рамках двусторонних или многосторонних соглашений;
содействие организации профессионального
обучения, стажировок и повышения квалификации кадров органов финансового
контроля;
координацию позиций высших органов финансового контроля в рамках Содружества
Независимых Государств.
С целью обмена опытом работы, укрепления взаимодействия и координации
деятельности в области совершенствования систем государственного финансового
контроля участники совещания создали Совет руководителей высших органов
финансового контроля государств-участников Содружества Независимых Государств
и утвердили Регламент этого Совета.
Единодушно одобрено Обращение к Совету глав государств-участников Содружества
Независимых Государств. В Обращении содержатся информация о создании Совета
руководителей высших органов финансового контроля государств-участников
Содружества Независимых Государств и заверения в том, что руководители высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых
Государств приложат максимум усилий для укрепления систем государственного
финансового контроля, повышения их результативности и превращения в один из
важных факторов экономической и социальной политики государств-участников
Содружества Независимых Государств, упрочения их сплоченности и равноправных
партнерских взаимоотношений.
Обращение
участников совещания руководителей
высших органов финансового контроля
государств-участников
Содружества Независимых Государств к Совету глав государств-участников
Содружества Независимых Государств
Мы, участники совещания руководителей
высших органов финансового контроля государств-участников Содружества
Независимых Государств, состоявшегося 2-3 ноября 2000 года в г. Москве,
обсудили вопросы о роли и месте высших органов финансового контроля
государств-участников Содружества Независимых Государств в совершенствовании
государственного финансового контроля, о путях укрепления взаимодействия между
ними в рамках Содружества Независимых Государств и пришли к общему мнению о
назревшей необходимости совместными усилиями обеспечить:
повышение качества сотрудничества высших
органов финансового контроля по принципиально важным теоретическим и
практическим вопросам и проблемам государственного финансового контроля;
системный характер взаимного обмена
идеями, опытом и информацией в области совершенствования государственного
финансового контроля;
проведение совместных или параллельных
контрольно-ревизионных мероприятий в рамках двусторонних или многосторонних
соглашений;
содействие организации профессионального
обучения, стажировок и повышения квалификации кадров органов финансового
контроля;
координацию позиций высших органов
финансового контроля в рамках Содружества Независимых Государств.
В целях координации деятельности высших
органов финансового контроля государств-участников Содружества Независимых
Государств и укрепления сотрудничества между ними на совещании создан Совет
руководителей высших органов финансового контроля государств-участников
Содружества Независимых Государств.
Участники совещания заверяют глав
государств-участников Содружества Независимых Государств, что Совет руководителей
высших органов финансового контроля государств-участников Содружества
Независимых Государств приложит максимум усилий для укрепления систем государственного
финансового контроля, повышения его результативности и превращения в один из
важных факторов экономической и социальной политики государств-участников
Содружества Независимых Государств, упрочения их сплоченности и равноправных
партнерских взаимоотношений.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|