рефераты скачать

МЕНЮ


Правовые основы государственного кредита

Правовые основы государственного кредита

Содержание


Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 

1. Понятие государственного и муниципального кредита . . . . . . . . . . . . . . . . .6

1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования . . 6

1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита . . . . . . . . .7

1.3. Формы государственного кредита . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .10

1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

1.5. Кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17

2. Государственный и муниципальный долг: сущность и основные формы . 20

2.1. Сущность государственного и муниципального долга . . . . . . . . . . . . . . .20

2.2. Обслуживание долга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .25

3. Основы управления государственным и муниципальным кредитом и долгом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

3.1. Развитие госкредита и госдолга в России начиная с царской России и до наших дней . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29

3.2. Управление государственным кредитом и государственным долгом . . .32

Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38

Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Приложения


Введение


Важную роль в системе государственных финансов играет государственный и муниципальный кредит, который в целях упрощения, как правило, именуется просто государственным кредитом.

Государственный кредит выражает совокупность кредитных отношений государства с юридическими и физическими лицами. В этих отношениях государство выступает в роли либо заемщика, либо гаранта, либо кредитора. Там, где государство выступает в качестве заемщика и гаранта - это госкредит в узком смысле слова (или государственные заимствования). Отношения, в которых государство выступает кредитором юридических и физических лиц именуются государственным кредитованием.

Государственный кредит в узком смысле слова как экономическая категория находится на стыке двух видов денежных отношений - финансов и кредита, интегрируя их черты. Ведь в данном случае по своему целевому назначению, госкредит является инструментом формирования денежных фондов государства, а значит - и звеном государственной финансовой системы. Но по методам мобилизации средств, он представляет собой одну из форм кредита. Государственный кредит выделен в самостоятельную категорию потому, что он существенно отличается от таких классических финансовых категорий, как налоги, акцизы, пошлины. Так, в отличие от последних он носит возвратный и платный характер. Государство должно не просто вернуть позаимствованную сумму, но и уплатить проценты за пользование ею. К тому же госкредит, как и кредит вообще, ограничен конкретным сроком, заранее известным участвующим сторонам. Бюджетный Кодекс РФ предусматривает, что любые долговые обязательства Российской Федерации погашаются в сроки, которые определены конкретными условиями займа, но не могут превышать 30 лет. Далее в отличие от налогов и сборов, госкредит носит сугубо добровольный и к тому же дискретный, разовый характер. Он может повторяться, а может и не повторяться. Налоги же и сборы носят постоянный и регулярный характер. Наконец, государственный кредит в силу его добровольности имеет селективный, избирательный характер, а налоги и сборы взимаются со всех налогообязанных субъектов экономики.

Вместе с тем государственный кредит в узком смысле слова отличается от других форм кредита. Во-первых, обычный кредит в отличие от государственного кредита, как правило, носит строго целевой характер. Основное же назначение последнего - покрывать дефицит государственного бюджета. Во-вторых, обычный кредит выдается под конкретное материальное обеспечение (производственные или товарные запасы, незавершенное производство, готовая продукция, долговые требования, недвижимость, ценные бумаги и др.). Обеспечением же государственного кредита является не какой-то конкретный вид ценностей, а все имущество государства или его административно-территориального подразделения.      В-третьих, обычный кредит в большинстве случаев выдается для обеспечения непрерывности (бесперебойности) процесса производства, т.е. носит производительный характер. Государственный кредит, особенно на высшем уровне, как правило, служит для покрытия бюджетного дефицита и является непроизводительным.

Целью данной курсовой работы является изучения такой финансовой категории, как государственный кредит. При этом решается ряд задач:

- определить понятие государственного кредита, его цели, формы и механизм кредитования;

- определить сущность и последствия государственного долга;

- изучить основы управления государственным долгом.

Предметом курсовой работы выступает финансовая категория – долговые обязательства. Объектом изучения является Россия в качестве кредитора, заемщика и гаранта.


1. Понятие государственного и муниципального кредита


В этом вопросе я рассмотрела такие пункты, как: общие принципы государственного и муниципального кредитования, функции и цели государственного и муниципального кредита, формы государственного кредита, механизм государственного кредитования, кредиторская задолженность предприятий перед бюджетами и ее реструктуризация, так как именно эти вопросы наиболее полно раскрывают понятие государственного и муниципального кредита.

 

1.1. Общие принципы государственного и муниципального кредитования


Государственный и муниципальный кредит представляет собой отношения, по которым Российская Федерация, субъект РФ или муниципальное образование являются кредиторами или заемщиками. Государственные и муниципальные кредиты могут быть получены и предоставлены Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями юридическим и физическим лицам, другим бюджетам, иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям в пределах полномочий соответствующего уровня бюджета [1].

Государство в лице уполномоченного органа исполнительной власти заключает кредитный договор, в соответствии с которым у него возникают соответствующие обязательства или требования. Условиями кредитного договора являются:

- срок предоставления или получения кредита;

- обязанности сторон;

- условия обеспечения возврата ссуды;

- размер процентной ставки за пользование ссудой;

- другие условия.

Государственный кредит - это экономические отношения между государством и физическими и юридическими лицами, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления, иностранными государствами, международными организациями. В этих экономических отношениях государство выполняет роль заемщика, кредитора и гаранта.

В последние годы Россия в основном выступает как заемщик средств. В 2002 г. внешний долг по оценкам экспертов составлял порядка 41% ВВП. Следует иметь в виду, что по международным стандартам предельный размер выплат по обслуживанию как внешнего, так и внутреннего долга не должен превышать 30% от доходов бюджета, в 2002 г. этот показатель в России составлял 24,8%.

Предоставляя ссуды или кредиты, государство выступает в роли кредитора. В случаях, когда государство берет на себя ответственность по погашению обязательств, взятых какими-либо субъектами (физическими лицами, предприятиями и организациями, субъектами Российской Федерации, органами местного самоуправления), государство выступает как гарант. Если должник полностью и в срок рассчитывается по своим обязательствам, то государство как гарант не несет дополнительных затрат [2].

Таким образом, основной признак государственного кредита - это участие государства в кредитных отношениях.

1.2. Функции и цели государственного и муниципального кредита


Важнейшая функция государственного и муниципального кредита - перераспределение денежных ресурсов в соответствии с потребностями экономики в целом и целесообразностью поддержки того или иного направления социально-экономической деятельности. В настоящее время отсутствует специальный централизованный фонд государственного кредитования. Его источником служит соответствующий бюджет, при утверждении расходной части которого предусматриваются необходимые средства на кредитование [3].

Перераспределение осуществляется между:

- федеральным бюджетом и региональными бюджетами;

- региональным бюджетом и бюджетами муниципальных образований;

-международными финансово-кредитными институтами и федеральным бюджетом;

- иностранными юридическими и физическими лицами и федеральным и региональными бюджетами;

- федеральным, региональными и местными бюджетами и юридическими лицами-резидентами и др.

Государственный и муниципальный кредит выполняет также регулирующую функцию. В условиях ограниченности бюджетных ресурсов их выделение на безвозмездной основе не всегда оправдано. Кроме того, эффективность использования выделенных средств на возвратной и платной основе выше, чем на безвозвратной и бесплатной. При этом кредитование создает мультипликативный эффект. У государства появляется дополнительная возможность для стимулирования развития отдельных отраслей и предприятий путем выделения им целевых бюджетных ссуд [4].

Регулирующая функция проявляется и при получении Россией внешних займов от МВФ (Международного Валютного Фонда) на финансирование бюджетного дефицита, проведение структурных реформ и реструктуризацию экономики, поддержку приватизации, фондового рынка и т.п.

С помощью регулирующей функции государство воздействует на заемщиков, которые обязаны обеспечить эффективное применение бюджетных ссуд.

Одной из функций государственного и муниципального кредита является учет и контроль за целевым и рациональным использованием кредита, выделяемого государством. Эту функцию осуществляют соответствующие институты на федеральном, региональном и муниципальном уровнях. Необходимость контроля вытекает как из самой природы кредита, так и из функций государства. Формами контроля являются:

- контроль за движением денежных потоков, осуществляемых через органы федерального казначейства или уполномоченные банки;

- контроль за соблюдением условий кредитного договора;

-контроль за целевым использованием заемщиком выделенных средств;

- контроль за выполнением принятых дополнительных обязательств субъектами РФ и органами местного самоуправления и др.

К основным целям государственного и муниципального кредитования относятся:

- решение проблем финансирования бюджетного дефицита;

-проведение региональной финансово-кредитной политики, направленной на выравнивание социально-экономических условий жизни населения и функционирования региональных экономик;

- поддержка муниципальных образований в решении неотложных социально-экономических задач;

- поддержка приоритетных для экономики секторов и видов деятельности [5].  

1.3. Формы государственного кредита


Государство обычно заимствует деньги либо в форме займов, либо выпуска долговых обязательств. Первая представляет собой кредит, получаемый государством у какого-либо кредитора (например, у Центрального банка, у иностранного государства, МВФ и т.п.) Вторая связана с выпуском ценных бумаг и размещением их среди населения, финансовых и кредитных организаций. Несмотря на разные механизмы мобилизации государственного кредита обе эти формы имеют одинаковое экономическое содержание. В любом случае дело сводится к поступлению заемных ресурсов в бюджет и соответствующему возрастанию государственного долга в виде кредитных обязательств по ссуде или долговых обязательств по ценным бумагам.

Государственный кредит, как правило, выступает в виде государственных займов, размещаемых путем эмиссии и продажи ценных бумаг. Это могут быть также кредиты Центрального банка, коммерческих банков и других финансовых институтов. Выпускаемые государством указанные бумаги называются государственными ценными бумагами. Они могут продаваться и покупаться на фондовом рынке и составляют особый сегмент этого рынка - рынок государственных ценных бумаг. Основная форма государственного кредита - государственные займы. Они представляют собой неэмиссионный источник покрытия бюджетного дефицита [6].

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. Так, по праву эмиссии они делятся на размещаемые центральными, субфедеральными и местными органами управления. По признаку держателей ценных бумаг займы классифицируются на размещаемые только среди населения, только среди юридических лиц, а также универсальные, т.е. размещаемые среди тех и других. По срокам погашения займы подразделяются на краткосрочные (до одного года), среднесрочные (от 1 до 5 лет) и долгосрочные (5 лет и выше). Краткосрочные займы используются для финансирования кассовых разрывов в бюджете, т.е. несовпадения сроков поступления доходов и совершения расходов бюджета. Обычно для этого выпускаются векселя, например, в Японии сроком 60 дней, в Великобритании - 91 день, в Италии - 4,6,12 месяцев, в Германии - до двух лет. Привлечение средств на более длительное время осуществляется с помощью выпуска облигаций. Наконец, по месту размещения различают внутренние займы (в национальной валюте) и внешние, размещаемые на зарубежных денежных рынках (в валюте страны-кредитора, государства-заемщика или третьей страны). Облигации внутренних займов могут покупать и нерезиденты.

Как правило, объемы государственных займов резко возрастают в периоды экстремальных экономических и политических ситуаций, особенно во время войн и послевоенного восстановления экономики. Так, например, за годы второй мировой войны США покрыли за счет займов 54%, Великобритания - 50%, Германия - 61%, Япония -58% всей суммы государственных расходов.

Государственные ценные бумаги, как правило, делятся на две большие категории: рыночные и нерыночные. Рыночные ценные бумаги свободно продаются и покупаются. Они являются основным инструментом финансирования бюджетного дефицита и состоят из казначейских векселей (краткосрочных и среднесрочных) и казначейских облигаций. Свободно обращаются на рынке ценных бумаг. Нерыночные ценные бумаги не поступают на рынок ценных бумаг. Они выпускаются государством для определенных инвесторов. Например, сберегательные облигации продаются, но на вторичном рынке не обращаются [7].

Государственные ценные бумаги могут быть также предъявительскими, документарными (именными - на бумажных носителях) или бездокументарными в виде записей на счетах. Например, Казначейство США ныне продает свои рыночные ценные бумаги в форме книжной записи (записи о сделке) вместо того, чтобы выдавать сертификаты. Казначейство не выпускало бумажных сертификатов для казначейских векселей с 1979 г., а для среднесрочных векселей и облигаций - с 1986 г. Считается, что отмена бумажных сертификатов дает ряд преимуществ как Казначейству, так и инвестору. Уменьшаются издержки Казначейства на печать, упраздняется проблема подделок. Инвестор защищен от потери и похищения бумажных сертификатов, снижаются издержки хранения этих ценных бумаг.

Основными владельцами рыночных государственных ценных бумаг правительства США являются частные и корпоративные инвесторы, включая коммерческие банки, страховые компании, фонды денежных рынков (около 74%). Около 15% - иностранные владельцы. На долю государственных учреждений, траст - фондов и Федеральных резервных банков приходится около 26%.

По форме выплачиваемого дохода государственные ценные бумаги могут быть процентными, дисконтными и выигрышными. Выплата дохода по выигрышным облигациям осуществляется по схеме лотереи. Она широко практиковалась в СССР. Сегодня основной вид - процентные облигации, доход по которым выплачивается один, два или четыре раза в год. Краткосрочные и часть среднесрочных казначейских векселей не имеют купонов. Они размещаются со скидкой (дисконтом) с номинала, а погашаются по номиналу.

К международному (внешнему) государственному кредиту относится кредит, получаемый государством в виде займов или размещаемых долговых обязательств. Получателями займов могут быть также субфедеральные правительства и местные органы власти. Кредиторами выступают правительства, финансово-кредитные организации, другие юридические лица иностранных государств, частные лица, а также международные и региональные финансовые организации [8].

Важным звеном финансов общественного сектора является муниципальный кредит. Муниципальный кредит (в узком смысле слова) предназначен для покрытия дефицита местного бюджета и финансирования местных инвестиционных программ.  

1.4. Механизм целевого бюджетного кредитования


Целевые бюджетные кредиты являются источниками финансирования отраслевых программ инвестиционного характера, конверсии оборонной промышленности, пополнения оборотных средств предприятий и др.

Бюджетные кредиты предусматриваются в бюджете на текущий финансовый год. Но поскольку их выделение связано с финансированием мероприятий долгосрочного характера, то возникает необходимость в преемственности программ кредитования на протяжении нескольких финансовых лет.

Средства федерального бюджета на возвратной основе предоставляются через федеральные органы исполнительной власти, администрации субъектов РФ, банки и другие российские юридические лица, являющиеся агентами Правительства РФ. При предоставлении бюджетных ссуд иногда используется вексельная форма оформления задолженности [9].

Плата за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными начиная с 1995 г. на возвратной основе на инвестиционные проекты конверсии оборонной промышленности и суммы в их погашение вносятся в федеральный бюджет с последующим направлением на те же цели через государственный фонд конверсии.

Государственный финансовый контроль за целевым использованием бюджетных ссуд включает применение ряда санкций. Так, при нецелевом использовании предприятиями средств федерального бюджета, предоставленных на безвозвратной и возвратной основах, что служит основанием для взимания штрафа в размере двойной действующей учетной ставки Центрального банка РФ. За несвоевременный возврат средств федерального бюджета, предоставленных на возвратной основе, сокращается или прекращается предоставление всех форм государственной поддержки, в том числе предоставление отсрочек налоговых платежей. За просрочку уплаты процентов за пользование средствами федерального бюджета, предоставленными на возвратной основе, взимается пеня в размере одной трехсотой действующей учетной ставки Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

Возврат предоставленных предприятиям и организациям средств федерального бюджета, а также плата за пользование этими средствами приравниваются к платежам в федеральный бюджет.

Рассмотрим особенности целевого бюджетного кредитования, вытекающие из федерального бюджета на 1998 г.

В связи с финансовым кризисом в 1998 г. остро встала проблема реструктуризации выданных ранее бюджетных кредитов, а также накопленной задолженности по уплате налоговых платежей и финансовых санкций.

Отсрочки и рассрочки по уплате налогов и других обязательных платежей предоставлялись налогоплательщику на срок, не превышающий пределов текущего года, но не свыше шести месяцев. При этом обязательным условием было предоставление аналогичных отсрочек и рассрочек по платежам в бюджеты субъектов РФ.

В 1998 г. проведена реструктуризация задолженности юридических лиц перед федеральным бюджетом по налогам, сборам и начисленным пеням, а также штрафам за нарушение налогового законодательства, имеющейся у них по состоянию на 1 января 1998 г., путем предоставления юридическим лицам отсрочки и рассрочки по уплате задолженности по налогам и сборам до четырех лет, по пеням и штрафам - до десяти лет [10].

С предприятий и организаций - исполнителей государственного оборонного заказа была списана задолженность по платежам в федеральный бюджет, имевшаяся на 1 января 1998 г., в сумме недополученных средств из федерального бюджета в связи с несвоевременной оплатой государственного оборонного заказа, включая работы по поддержанию мобилизационных мощностей, с одновременным списанием задолженности федерального бюджета предприятиям и организациям - исполнителям государственного оборонного заказа на эту сумму.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.