рефераты скачать

МЕНЮ


Правовой статус инвестиционных фондов и компаний

Данный раздел  курсовой работы основан на 38-й главе (Иностранные инвестиции) 7 –го раздела  Хозяйственного кодекса Украины. Проработав большое количество материала, я нашел очень подходящую статью профессора Брюховецкого И.Н. и профессора Галинского Д.М.

Потребность в инвестициях для реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает  вследствие  необходимости  обновления  действующих  производственных фондов. В  такой  ситуации  при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди  которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения законодательства , медленные темпы  приватизации,  нерешенность вопросов земельной собственности и т.п. .  Все это требует  от Правительства Украины  проведения  выверенной ,  научно-обоснованной и, в то же время , активной инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.

 «  В Украине порядок государственного управления  инвестиционной  деятельностью и иностранным инвестированием,  как ее составной частью,  изложены в Концепции регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации экономики, утвержденной   Постановлением Кабинета Министров Украины  от  1 июня  1995 года N 384 ,  где иностранные инвестиции упоминаются наравне с другими источниками инвестирования,  и в Программе деятельности правительства Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .

Согласно Концепции государственная инвестиционная поддержка будет предоставляться  преимущественно  на развитие  приоритетных направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению ,  а  также конкурентно-способной продукции,  которая предназначается на экспорт , развитие агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и микробиологической промышленности ;  преодоление последствий Чернобыльской катастрофы .

Органами государственного управления общей компетенции ,  в функции которых входит управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров Украины и  местные государственные администрации .

Президент также принимает активное участие в осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г.  N 719/95   создана Украинская   государственная   кредитно- инвестиционная  компания.С  целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения иностранных инвестиций  при   Кабинете Министров Украины  создан  Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций  в Украине  (  Указ  Президента  Украины   от 27.01.1996г. N 90/96 ) .   Указом  Президента Украины от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное  агентство Украины  реконструкции и развития ,  в функции которого входит  формирование  и  реализация государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов , международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций . Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в  сфере налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования, внешнеэкономической деятельности,  которые безусловно  распространяются  и на деятельность  иностранных  инвесторов.

В аппарате Кабинета Министров Украины функции по управлению иностранным  инвестированием  непосредственно выполняет отдел иностранных  инвестиций  и  свободных экономических  зон ,   который организационно  входит  в  состав  Главного  управления  по  вопросам внешнеэкономических связей.

В полномочия местных государственных администраций входят: разработка  программ социально-экономического развития соответствующих территорий,  внесение предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию предприятий с иностранными инвестициями, осуществление  управления  инвестиционной  деятельностью ,  в  том числе и при участии иностранных инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих административно-территориальных единиц ,обязательная регистрация иностранных  инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с потенциальными стратегическими инвесторами ,  учет части иностранных инвестиций при составлении местных бюджетов  и  т.д.

Органами  функциональной ( межотраслевой )  компетенции ,  в  функции  которых той  или  иной  мерой  входит управление процессом привлечения и использования иностранных инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины, Министерство экономики Украины ,  Министерство  финансов Украины , Министерство иностранных дел Украины , Украинская государственная  кредитно-инвестиционная компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины  и  Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего содержания.

Следует отметить ,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным инвестированием в Украине  не раз подвергалась изменениям , но ,  как правило , эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными . Так ,  например ,  анализ  заданий  новоиспеченного  Национального агенства Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической  помощи  показывает , что  по  сути  создан   аналогичный   орган  государственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику  Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи) вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности -  к объединению функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного министерства.

В разделе II Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя содержание упомянутого раздела , можно сделать важный  практический  вывод  о том , что субъектом ,  который получает государственные гарантии  по защите  иностранных   инвестиций , является иностранный инвестор ,  а не предприятие  с ино-странными инвестициями .  Эта особенность  является  очень важной  при разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства.  Эти  гарантии обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий  защиты  иностранных инвестиций применение  к  ним  на протяжении  10 лет специального законодательства об иностранных инвестициях ,  которое действовало  в  момент  регистрации иностранной инвестиции ,  то  есть  речь идет о гарантиях уважения права собственности иностранных инвесторов .  Однако в отношении  налоговых льгот эти гарантии не действуют .

Законодательством Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных инвестиций :

1. Гарантии от принудительного изъятия  иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных работ в случае стихийного бедствия ,  аварий , эпидемий  и чрезвычайных ситуаций) , а также незаконных  действий  государственных органов и их должностных лиц .

2. Гарантии компенсации и возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая  упущенную  выгоду  и  моральный  ущерб , причиненный  им вследствие действий, бездействия или ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).

3. Гарантии в случае прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в  натуральной  форме  или  в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины ,  а  также  доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме  в  соответствии  с  их  реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной  деятельности ).

4. Гарантии беспрепятственного и немедленного  перевода за рубеж прибыли, доходов и других средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.

Основные вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.


В Украине  собственное  законодательство  об инвестиционной деятельности и об иностранных инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения независимости Украины .

Закон Украины " Об инвестиционной деятельности "  от 18 сентября 1991 года стал первым нормативным актом, в котором изложены в  обобщенном виде правовые ,  экономические  и  социальные условия инвестиционной деятельности на территории Украины.

Закон  Украины  " Об иностранных инвестициях "  от  13  марта 1992 года  - первый нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993 года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что вышеупомянутый Закон имел ряд  существенных недостатков .  В  частности  в  нем не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по некоторым подсчетам ,  до 42% всех иностранных инвесторов вложили  в экономику Украины  меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные предприятия ,  в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое законодательство в своих странах в случае существования соглашения об устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .  Существовал завуалированный импорт товаров  под видом вкладов в уставные фонды совместных предприятий  с последующей реализацией их третьим лицам . Также возникла потребность  в диффернциации налогового режима для инвестиций в конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий и т.п.

В вышеупомянутом Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть инвестициями определенного минимального размера и вида .

19 марта 1996 года  Верховная  Рада  Украины  приняла  новый  Закон Украины  "О режиме иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были заимствованы из  декрета . Однако, наряду с этим ,  в нем присутст вует множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой нового Закона ,  которая отличает его от предыдущего законодательства об иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на территории Украины  устанавливается национальный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются  в  соответствии с государственной программой  развития  приоритетных  отраслей экономики ,  социальной  сферы  и  территорий , может устанавливаться льготный режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности.  Четко  установлен момент присвоения предприятию статуса  предприятия с иностранными инвестициями . Таким  моментом  считается  день зачисления иностранной инвестиции на его баланс.  Положительным моментом является то , что государственная регистрация иностранных инвестиций будет осуществляться  только после их фактического внесения ,  тогда как в соответствии  с Декретом Кабинета Министров Украины " О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия  с иностранной инвестицией .

Государственная регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке,  предусмотренном законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной собственности . Незарегистрированные  иностранные  инвес-тиции  не дают права  на получение  льгот  и гарантий,  предусмотренных законодательством Украины для иностранных инвестиций .  Отказ  в регистрации иностранных инвестиций возможен лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации .  Он  должен быть  оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .

Виды деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие  с иностранными инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений , предусмотренных законодательными актами Украины . В  соответствии со ст. 8 Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального разрешения (лицензии ) . Законом  Украины " О научно-технической информации "  предусматривается право иностранных юридических и физических лиц ,  а  также лиц  без гражданства  инвестировать развитие сферы научно-технической  информации Украины в соответствии с действующим законодательством ( ст.22 ) .  В Законе Украины " О страховании " указывается , что  часть  иностранных  юридических лиц   и  граждан  в уставном фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2 ) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь к числу участнистников страховика иностранных страховиков  при  условии проведения ими всех расчетов по обязательствам и  долгам ,  срок уплаты которых уже наступил .  Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить ,  что страховая деятельность  в  Украине  осуществляется исключительно страховиками - резидентами Украины .  В соответствии  с  Законом Украины  " О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными  инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в народные депутаты Украины.   В   Воздушном Кодексе Украины  указывается , что аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими  в Украине  правилами .

Условия  реализации продукции ( работ, услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции (работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями является то ,  что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при условии ее сертификации как продукции собственного производства.  Вывоз товаров , на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в соответствии с законодательством Украины .

Бухгалтерский учет и отчетность .Для  бухгалтерского  учета  внешне-экономических операций субъекты внешнеэкономической  деятельности  пользуются планом счетов и инструкцией по его применению ,  которые  действуют  на территории Украины, а также соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику внешнеэкономической деятельности . Они  отображают  свою  деятельность  и  ее  результаты  в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :

- в бухгалтерском баллансе отдельно выделяют средства ( активы ), которые находятся во внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;

- в отчете о прибылях и убытках отдельно отображаются выру-

чка от внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .

Государственной  налоговой  администрации  кроме  годового финансового отчета предоставляется также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,

Национальному банку Украины  предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в иностранной валюте.

Страхование имущества и рисков иностранных инвесторов. В  п.4  ст.19 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности" указано, что инвестиции могут быть,  а в отдельных случаях ,  предусмотренных законодательством Украины , должны быть застрахованы .Субъекты  внешнеэкономической  деятельности  самостоятельно  выбирают  страховую  компанию (страховика ), однако экспортные кредиты,  ссуды,  некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как  на территории Украины , так  и  за  ее пределами страхует специализированное акционерное общество, контрольный пакет акций  которого принадлежит правительству Украины.

Приостановление инвестиционной деятельности. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными инвестициями .Основания  для  приостановления инвестиционной деятельности изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной  деятельности  может быть  принято по таким причинам :

1.если ее продолжение может привести к  нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических, архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан, юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;

2.объявление в установленном законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности;

3.стихийного бедствия;

4.введение чрезвычайного положения.»


I.2.Понятие и механизм работы паевых инвестиционных фондов.

Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) - это объединенные средства инвесторов, переданные в доверительное управление управляющей компании. Сам паевой инвестиционный фонд не является юридическим лицом - это так называемый "имущественный комплекс", а по сути, это инвестиционный портфель.

Вкладывая денежные средства в паевой инвестиционный фонд, инвестор фактически заключает с управляющей компанией договор доверительного управления и становится владельцем инвестиционных паев. Паи выдает управляющая компания, осуществляющая доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.

Имущество, передаваемое в паевой фонд пайщиками, остается собственностью пайщиков, а управляющая компания осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, совершая сделки с этим имуществом.

Управляющая компания вправе передать свои права и обязанности по управлению паевым фондом другой управляющей компании. (Передача паевых фондов от одной управляющей компании другой уже успешно осуществлялась в России на практике).


Как отмечено в определении, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго регулируется и контролируется.

Во-первых, управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая компания может совмещать деятельность по управлению паевыми фондами только с деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению страховыми резервами страховых компаний.

Чтобы управляющая компания не могла злоупотреблять средствами инвесторов, придумано разделение управления средствами от их хранения. Хранятся средства пайщиков в другой организации - специализированном депозитарии, который не только хранит их, но и контролирует законность операций с этими средствами.

Это называется принципом обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд от имущества самой управляющей компании.

Для расчетов по операциям, связанным с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом, открывается отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные бумаги, составляющие паевой инвестиционный фонд, - отдельные счета депо в специализированном депозитарии.

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.