Правовой статус инвестиционных фондов и компаний
Данный раздел курсовой работы
основан на 38-й главе (Иностранные инвестиции) 7 –го раздела Хозяйственного
кодекса Украины. Проработав большое количество материала, я нашел очень
подходящую статью профессора Брюховецкого И.Н. и профессора Галинского Д.М.
Потребность в инвестициях для
реформирования и перестройки экономики постоянно возрастает вследствие
необходимости обновления действующих производственных фондов. В такой
ситуации при практически полном отсутствии собственных средств, приобретают
значение иностранные инвестиции, как дополнительный не инфляционный источник
финансирования. Общий объем только первоочередных иностранных инвестиций в нашу
экономику составляет более 40 миллиардов долларов США. Однако , инвестиционный
процесс в Украине тормозится рядом субъективных и объективных факторов, среди
которых политическая и экономическая нестабильность, частые изменения
законодательства , медленные темпы приватизации, нерешенность вопросов
земельной собственности и т.п. . Все это требует от Правительства Украины
проведения выверенной , научно-обоснованной и, в то же время , активной
инвестиционной политики, основой которой должно быть в первую очередь создание
четкой и стабильной нормативно-правовой базы хозяйственной деятельности как
отечественных, так и иностранных инвесторов. Насколько соответствует данное
определение украинским условиям, и попытается ответить автор в данной статье.
« В Украине
порядок государственного управления инвестиционной деятельностью и
иностранным инвестированием, как ее составной частью, изложены в Концепции
регулирования инвестиционной деятельности в условии рыночной трансформации
экономики, утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины от 1
июня 1995 года N 384 , где иностранные инвестиции упоминаются наравне с
другими источниками инвестирования, и в Программе деятельности правительства
Украины, утвержденной Верховной Радой Украины 15 октября 1996 года .
Согласно Концепции государственная инвестиционная
поддержка будет предоставляться преимущественно на развитие приоритетных
направлений в экономике. При этом направлениями приоритетного инвестирования
являются развитие топливно-энергетического комплекса и внедрение энерго и
ресурсосберегающих технологий , социальная сфера , расширение и наращивание
объемов производства товаров широкого потребления и услуг населению , а также
конкурентно-способной продукции, которая предназначается на экспорт , развитие
агропромышленного комплекса , ускорение развития медицинской и
микробиологической промышленности ; преодоление последствий Чернобыльской катастрофы
.
Органами
государственного управления общей компетенции , в функции которых входит
управление иностранным инвестированием , в Украине являются Кабинет Министров
Украины и местные государственные администрации .
Президент также принимает активное участие в
осуществлении государственного управления иностранным инвестированием в
Украине. Так, согласно Указа Президента Украины от 08.08.1995г. N 719/95
создана Украинская государственная кредитно- инвестиционная компания.С
целью подготовки предложений по обеспечению благоприятных условий для развития
экономики Украины, ускорения и интеграции в мировую экономику и привлечения
иностранных инвестиций при Кабинете Министров Украины создан
Консультативный совет по вопросам иностранных инвестиций в Украине ( Указ
Президента Украины от 27.01.1996г. N 90/96 ) . Указом Президента Украины
от 02.07.1996г. N 493/96 было создано Национальное агентство Украины
реконструкции и развития , в функции которого входит формирование и реализация
государственной политики по привлечению и использованию кредитов , грантов ,
международной технической и гуманитарной помощи , иностранных инвестиций .
Указы Президента также регламентируют отдельные вопросы в сфере
налогообложения , таможенного контроля , валютного регулирования,
внешнеэкономической деятельности, которые безусловно распространяются и на
деятельность иностранных инвесторов.
В аппарате Кабинета Министров
Украины функции по управлению иностранным инвестированием непосредственно
выполняет отдел иностранных инвестиций и свободных экономических зон ,
который организационно входит в состав Главного управления по вопросам
внешнеэкономических связей.
В полномочия местных
государственных администраций входят: разработка программ
социально-экономического развития соответствующих территорий, внесение
предложений по созданию свободных экономических зон, содействие созданию
предприятий с иностранными инвестициями, осуществление управления
инвестиционной деятельностью , в том числе и при участии иностранных
инвесторов, вынесение на рассмотрение соответствующих органов предложений по
привлечению иностранных инвестиций к экономическому развитию соответствующих
административно-территориальных единиц ,обязательная регистрация иностранных
инвестиций, ведение их учета , проведение на местном уровне переговоров с
потенциальными стратегическими инвесторами , учет части иностранных инвестиций
при составлении местных бюджетов и т.д.
Органами функциональной
( межотраслевой ) компетенции , в функции которых той или иной
мерой входит управление процессом привлечения и использования иностранных
инвестиций , являются : Валютно - кредитный совет при Кабинете Министров
Украины, Министерство внешних экономических связей и торговли Украины,
Министерство экономики Украины , Министерство финансов Украины , Министерство
иностранных дел Украины , Украинская государственная кредитно-инвестиционная
компания, Национальное агенство Украины реконструкции и развития , Фонд
государственного имущества Украины, Государственный таможенный комитет Украины
и Главная налоговая администрация Украины. Они имеют полномочия
надведомственного (межотраслевого) характера. Их деятельность заключается не
просто в выполнении специальных функций, а и в функциях координирующего
содержания.
Следует отметить
,что, хотя за последние годы система государственного управления иностранным
инвестированием в Украине не раз подвергалась изменениям , но , как правило ,
эти шаги являются недостаточно дальновидными и соответственно, малоэффективными
. Так , например , анализ заданий новоиспеченного Национального агенства
Украины реконструкции и развития , которое имеет статус министерства и является
правопреемником ликвидированного Агенства координации международной технической
помощи показывает , что по сути создан аналогичный орган
государственной исполнительной власти . Это свидетельствует о том, что в
государственном регулировании всех видов внешних поступлений в экономику
Украины (иностранных инвестиций, иностранных кредитов и технической помощи)
вновь пришли к тому, что было наработано ранее, в частности - к объединению
функций государственного управления в упомянутых направлениях в рамках одного
министерства.
В разделе II
Закона Украины "О режиме иностранного инвестирования" устанавливаются
государственные гарантии защиты иностранных инвестиций . Анализируя
содержание упомянутого раздела , можно сделать важный практический вывод о
том , что субъектом , который получает государственные гарантии по защите
иностранных инвестиций , является иностранный инвестор , а не предприятие с
ино-странными инвестициями . Эта особенность является очень важной при
разрешении вопроса о гарантиях от смены законодательства. Эти гарантии
обеспечивают обеспе-чивают в случае изменения условий защиты иностранных
инвестиций применение к ним на протяжении 10 лет специального
законодательства об иностранных инвестициях , которое действовало в момент
регистрации иностранной инвестиции , то есть речь идет о гарантиях уважения
права собственности иностранных инвесторов . Однако в отношении налоговых
льгот эти гарантии не действуют .
Законодательством
Украины предусмотрены следующие государственные гарантии защиты иностранных
инвестиций :
1. Гарантии от принудительного
изъятия иностранных инвестиций (за исключением случаев выполнения спасательных
работ в случае стихийного бедствия , аварий , эпидемий и чрезвычайных
ситуаций) , а также незаконных действий государственных органов и их
должностных лиц .
2. Гарантии компенсации и
возмещения ущерба иностранным инвесторам (включая упущенную выгоду и
моральный ущерб , причиненный им вследствие действий, бездействия или
ненадлежащего выполнения государственными органами Украины своих обязанностей).
3. Гарантии в случае
прекращения инвестиционной деятельности (т.е. право на возврат не позднее, чем
через 6 месяцев со дня прекращения деятельности , инвестиций в натуральной
форме или в валюте инвестирования без уплаты таможенной пошлины , а также
доходов с этих инвестиций в денежной или товарной форме в соответствии с
их реальной стоимостью на момент прекращения инвестиционной деятельности ).
4. Гарантии
беспрепятственного и немедленного перевода за рубеж прибыли, доходов и других
средств, полученных вследствие осуществления иностранного инвестирования.
Основные
вопросы деятельности иностранных инвесторов в Украине.
В Украине
собственное законодательство об инвестиционной деятельности и об иностранных
инвестициях появилось после принятия 24 августа 1991 года Акта провозглашения
независимости Украины .
Закон Украины
" Об инвестиционной деятельности " от 18 сентября 1991 года стал
первым нормативным актом, в котором изложены в обобщенном виде правовые ,
экономические и социальные условия инвестиционной деятельности на территории
Украины.
Закон Украины
" Об иностранных инвестициях " от 13 марта 1992 года - первый
нормативный акт, который регламентировал процесс именно иностранного
инвестирования в Украине. Декретом Кабинета Министров Украины от 20 мая 1993
года N55-93 его действие было приостановлено .Это обусловлено тем , что
вышеупомянутый Закон имел ряд существенных недостатков . В частности в нем
не были предусмотрены минимальный размер и вид иностранных инвестиций , для которых
устанавливались налоговые льготы . За период действия этого Закона, по
некоторым подсчетам , до 42% всех иностранных инвесторов вложили в экономику
Украины меньше , чем 1000 долларов США , а случались и такие совместные
предприятия , в которых иностранные инвестиции равнялись 7 долларам США .Таким
образом , Закон дал возможность иностранным инвесторам пользоваться налоговыми
льготами на территории Украины и в то же время обходить налоговое
законодательство в своих странах в случае существования соглашения об
устранении двойного налогообложения между Украиной и соответствующей страной .
Существовал завуалированный импорт товаров под видом вкладов в уставные фонды
совместных предприятий с последующей реализацией их третьим лицам . Также
возникла потребность в диффернциации налогового режима для инвестиций в
конвертируемой валюте , в форме имущества, имущественных прав, новых технологий
и т.п.
В вышеупомянутом
Декрете было изменено понятие “предприятия с иностранной инвестицией" , к
которым относились предприятия с квалифицированными инвестициями, то есть
инвестициями определенного минимального размера и вида .
19 марта 1996
года Верховная Рада Украины приняла новый Закон Украины "О режиме
иностранного инвестирования" , который отменял действие вышеуказанного
декрета . В целом этот Закон содержит множество положений, которые были
заимствованы из декрета . Однако, наряду с этим , в нем присутст вует
множество качественно новых элементов . Наиболее важной существенной чертой
нового Закона , которая отличает его от предыдущего законодательства об
иностранных инвестициях является то,что для иностранных инвесторов на
территории Украины устанавливается национальный режим инвестиционной и другой
хозяйственной деятельности, за исключением случаев, предусмотренных
законодательством . В Законе предусмотренно, что для отдельных инвестиционных
проектов с привлечением иностранных инвестиций , которые реализуются в
соответствии с государственной программой развития приоритетных отраслей
экономики , социальной сферы и территорий , может устанавливаться льготный
режим инвестиционной и другой хозяйственной деятельности. Четко установлен
момент присвоения предприятию статуса предприятия с иностранными инвестициями
. Таким моментом считается день зачисления иностранной инвестиции на его
баланс. Положительным моментом является то , что государственная регистрация
иностранных инвестиций будет осуществляться только после их фактического
внесения , тогда как в соответствии с Декретом Кабинета Министров Украины
" О режиме иностранного инвестирования " их можно было регистрировать
и до момента их фактического внесения (то есть могли регистрироваться одни
намерения осуществить иностранную инвестицию ). Также более четко установлен
порядок и условия освобождения от обложения пошлиной собственности, которая
ввозится в Украину как пай иностранного инвестора в уставной фонд предприятия
с иностранной инвестицией .
Государственная
регистрация иностранных инвестиций осуществляется в общем порядке, предусмотренном
законодательством Украины .В ряде случаев при создании предприятий с
иностранными инвестициями необходимо учитывать Положение о порядке привлечения
экспертов к оценке иммущества , которое находится в общегосударственной
собственности . Незарегистрированные иностранные инвес-тиции не дают права
на получение льгот и гарантий, предусмотренных законодательством Украины для
иностранных инвестиций . Отказ в регистрации иностранных инвестиций возможен
лишь в случае нарушения установленного порядка регистрации . Он должен быть
оформлен письменно с указанием мотивов отказа и может быть обжалован в судебном
порядке. Отказ исходя из мотивов ее нецелесообразности не допускается .
Виды
деятельности предприятий с иностранными инвестициями. Предприятие с иностранными
инвестициями может заниматься любыми видами деятельности , которые
соответствуют цели , указанной в уставе предприятия, с учетом ограничений ,
предусмотренных законодательными актами Украины . В соответствии со ст. 8
Закона Украины " О предприятиях в Украине " отдельными видами
деятельности предприятие может заниматься только при наличии специального
разрешения (лицензии ) . Законом Украины " О научно-технической
информации " предусматривается право иностранных юридических и физических
лиц , а также лиц без гражданства инвестировать развитие сферы
научно-технической информации Украины в соответствии с действующим
законодательством ( ст.22 ) . В Законе Украины " О страховании "
указывается , что часть иностранных юридических лиц и граждан в уставном
фонде страховика (юридического лица, которое в установленном порядке получило
лицензию на осуществление страховой деятельности) не может превышать 49% ( ст.2
) , кроме случая, когда при реорганизации страховика предусматривается привлечь
к числу участнистников страховика иностранных страховиков при условии
проведения ими всех расчетов по обязательствам и долгам , срок уплаты которых
уже наступил . Кроме вышеуказанного , иностранным инвесторам следует помнить
, что страховая деятельность в Украине осуществляется исключительно
страховиками - резидентами Украины . В соответствии с Законом Украины
" О выборах народных депутатов " предприятия с иностранными
инвестициями не имеют права делать взносы в избира -тельный фонд кандидата в
народные депутаты Украины. В Воздушном Кодексе Украины указывается , что
аэропорт , если он в том числе является совместным предприятием или
предприятием, которое полностью принадлежит иностранному инвестору , должен
пройти сертификацию и регистрацию в соответствии с действующими в Украине
правилами .
Условия
реализации продукции ( работ, услуг) предприятий с иностранными инвестициями .Предприятие с иностранными
инвестициями самостоятельно определяет условия реализации продукции
(работ,услуг), включая цену на них, если иное не предусмотрено
законодательством Украины .Льготой для предприятий с иностранными инвестициями
является то , что их продукция не подлежит лицензированию и квотированию при
условии ее сертификации как продукции собственного производства. Вывоз товаров
, на которые распространяется специальный режим экспорта , осуществляется в
соответствии с законодательством Украины .
Бухгалтерский
учет и отчетность .Для бухгалтерского учета внешне-экономических операций субъекты
внешнеэкономической деятельности пользуются планом счетов и инструкцией по
его применению , которые действуют на территории Украины, а также
соответствующими изменениями и дополнениями, которые отображают специфику
внешнеэкономической деятельности . Они отображают свою деятельность и ее
результаты в финансовой отчетности отдельно указанными показателями :
- в бухгалтерском
баллансе отдельно выделяют средства ( активы ), которые находятся во
внешнеэкономическом обороте, а также их источники (пассивы) ;
- в отчете о
прибылях и убытках отдельно отображаются выру-
чка от
внешнеэкономических операций и соответствующие расходы .
Государственной
налоговой администрации кроме годового финансового отчета предоставляется
также информация о суммах уплаченных налогов на импорт и экспорт,
Национальному банку Украины
предоставляется информация о суммах обязательного распределения части выручки в
иностранной валюте.
Страхование
имущества и рисков иностранных инвесторов. В п.4 ст.19 Закона Украины
"Об инвестиционной деятельности" указано, что инвестиции могут быть,
а в отдельных случаях , предусмотренных законодательством Украины , должны
быть застрахованы .Субъекты внешнеэкономической деятельности самостоятельно
выбирают страховую компанию (страховика ), однако экспортные кредиты,
ссуды, некоторые контракты на поставку машин и оборудования, инвестиции как
на территории Украины , так и за ее пределами страхует специализированное
акционерное общество, контрольный пакет акций которого принадлежит правительству
Украины.
Приостановление
инвестиционной деятельности. Ликвидация и реорганизация предприятий с иностранными
инвестициями .Основания для приостановления инвестиционной деятельности
изложены в ст. 21 Закона Украины "Об инвестиционной деятельности". Решение
государственного органа о прекращении или приостановлении инвестиционной
деятельности может быть принято по таким причинам :
1.если ее продолжение может
привести к нарушению установленных законодательством санитарно-гигиенических,
архитектурных, экологических и других норм, прав и интересов граждан,
юридических лиц и государства , которые охраняются законом ;
2.объявление в установленном
законом порядке инвестора банкротом по причине неплатежеспособности;
3.стихийного бедствия;
4.введение чрезвычайного
положения.»
I.2.Понятие и механизм работы паевых
инвестиционных фондов.
Паевой
инвестиционный фонд (ПИФ) - это объединенные средства инвесторов, переданные в
доверительное управление управляющей компании. Сам паевой инвестиционный фонд
не является юридическим лицом - это так называемый "имущественный
комплекс", а по сути, это инвестиционный портфель.
Вкладывая
денежные средства в паевой инвестиционный фонд, инвестор фактически заключает с
управляющей компанией договор доверительного управления и становится владельцем
инвестиционных паев. Паи выдает управляющая компания, осуществляющая
доверительное управление этим паевым инвестиционным фондом.
Имущество, передаваемое в паевой фонд
пайщиками, остается собственностью пайщиков, а управляющая компания
осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом, совершая
сделки с этим имуществом.
Управляющая
компания
вправе передать свои права и обязанности по управлению паевым фондом другой
управляющей компании. (Передача паевых фондов от одной управляющей компании
другой уже успешно осуществлялась в России на практике).
Как отмечено в
определении, паевой фонд не является юридическим лицом, а его имуществом
распоряжается управляющая компания. Деятельность же управляющей компании строго
регулируется и контролируется.
Во-первых,
управляющая компания может управлять паевым фондом только на основании лицензии
на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми
инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами. Управляющая
компания может совмещать деятельность по управлению паевыми фондами только с
деятельностью по доверительному управлению ценными бумагами, управлению
пенсионными резервами негосударственных пенсионных фондов и управлению
страховыми резервами страховых компаний.
Чтобы управляющая
компания не могла злоупотреблять средствами инвесторов, придумано разделение
управления средствами от их хранения. Хранятся средства пайщиков в другой
организации - специализированном депозитарии, который не только хранит их, но и
контролирует законность операций с этими средствами.
Это называется
принципом обособления имущества, составляющего паевой инвестиционный фонд от
имущества самой управляющей компании.
Для расчетов по
операциям, связанным с доверительным управлением паевым инвестиционным фондом,
открывается отдельный банковский счет (счета), а для учета прав на ценные
бумаги, составляющие паевой инвестиционный фонд, - отдельные счета депо в
специализированном депозитарии.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|