рефераты скачать

МЕНЮ


Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Ограны финансового контроля и их полномочия в РБ

Вариант № 1

1.1. Виды и органы финансового контроля.

План:

1.      ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

2.      ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

        

1.

ОРАНЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ИХ ПОЛНОМОЧИЯ.

 

Всеобъемлющий характер финансового контроля предопределяет большое количество структур, в той или иной мере осуществляющих функции в этой области. Система органов, осуществляющих финансовый контроль, может быть классифицирована на органы, для которых контрольные функции в области финансов не являются основными и органы, специально созданные для осуществления финансового контроля. К первой группе относятся органы государственной власти и государственного управления общей компетенции, для которых контроль за выполнением национальных и региональных программ по экономическому социальному развитию является одним из направлении их правленческой деятельности. На их права и обязанности в этой области указывают законы уставы, положения. Так, в Законе о Кабинете Министров последнему ставится задача осуществлять контроль за формированием валютного фонда Республики Беларусь и его расходованием.

В Республике Беларусь придается большое значение совершенствованию государственного контроля. В этих целях реорганизуются прежние и создаются новые органы, в функ­ции которых входит осуществление финансового контроля. В 1997г. создан Комитет государственного контроля, в 1994г. Служба контроля администрации Президента. Упразднены в эти годы Контрольная палата, Департамент экономического контроля при Кабинете Министров. Контрольные функции в области финансов осуществляют и местные органы власти, и вправления в пределах своей компетенции.

Высшим специализированным органом финансового контроля является Комитет государственного контроля. Кон­ституция Республики Беларусь указывает на то, что этот орган осуществляет государственный контроль за исполнени­ям республиканского бюджета, использованием государственной собственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и других государственных органов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения. В функции комитета входит осуществление контроля за: исполнением законодательных актов, регулирующих отношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговые отношения; сохранностью и использованием государственного имущества и денежных средств; расходованием средств государственного бюджета, выделя­емых на выполнение государственных социально-экономических программ; инвестиционной деятельностью органов государственного управления и хозяйствующих субъектов; ис­пользованием исполнительными и распорядительными органами кредитов и валютных ресурсов; движением валютных средств на территории Республики Беларусь, а также сроками и полнотой их поступления от экспорта товаров и услуг; состоянием контрольно-ревизионной работы в органах исполнительной власти, а также некоторые другие задачи прямо или косвенно связанные с финансовыми отношениями. Широкими полномочиями в области финансового контроля наделено Министерство финансов. Оно осуществляет контроль за: соблюдением финансовых интересов государства в процессе интеграции Республики Беларусь в мировое хозяйство; выполнением требований прямых финансовых законов; исполнением республиканского бюджета; своевременным поступлением доходов и эффективным расходованием по целевому назначению средств республиканского бюджета и внебюджетных фондов; состоянием контрольно-ревизионной работы в министерствах и ведомствах.

Осуществляя эти и другие контрольные функции, Министерство финансов применяет предусмотренные законами Положением о Министерстве финансовые  санкции и административные штрафы к нарушителям государственной финансовой дисциплины. Аналогичные функции на местном уровне реализуют  областные финансовые управления, районные и городские финансовые отделы.

В системе Министерства финансов исключительно контрольными функциями занимается Главное контрольно-ревизионное управление и его органы на местах. Основными задачами ГКР являются: осуществление контроля за соблюдением министерствами и другими органами государственного управления предприятиями, организациями, учреждениями и исполнительными комитетами всех уровней финансово-бюджетного законодательства; целевым и эффективным использованием ими средств, в том числе в иностранной валюте, выделенных из бюджета по направлениям и видам расходов, внебюджетных средств, также за законностью совершаемых ими финансово-хозяйственных операций; проверка работы финансовых органов республики по организации составления и исполнения бюджета; проведение ревизий исполнения смет на содержание бюджетных органов; анализ действующей в республике системы ведомственного контроля за использованием государственных денежных ресурсов. К специализированным  органам  государственного  финансового контроля  относится Государственный налоговый комитет, преобразованный из Главной государственной налоговой инспекции при Совете Министров Республики Беларусь. Его главной задачей является осуществление в пределах своей компетенции контроля за соблюдением Законодательства о налогах и предпринимательстве, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в бюджет налогов и других обязательных платежей. Практически все функции, права и обязанности налоговых органов сконцентрированы в области контроля. Для их реализации Государственный нало­говый комитет имеет свои органы на областном, городском и районном уровнях.

Значительный объем контрольных полномочий при­сутствует в деятельности Национального банка, Государ­ственного страхового надзора, Комитета по ценным бумагам. Касается это, главным образом, контроля за де­ятельностью соответственно коммерческих банков и не­банковских финансовых организаций, страховых компаний, профессиональных участников рынка ценных бумаг.

Все органы, уполномоченные осуществлять функции госу­дарственного финансового контроля, при проведении ре­визий и проверок финансово-хозяйственной деятельности в министерствах, других центральных органах управления, исполнительных комитетах, а также на предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях независимо от форм собственности, руководствуются едиными требованиями, изложенными в Положении о порядке организации и проведении ревизий и проверок финансово-хозяйст­венной деятельности предприятий, объединений, организа­ций и учреждений, утвержденном постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь 1 декабря 1995года.                                Современные условия  вызывают  необходимость одновременного укрепления

государственного финансового контро­ля в сочетании с применением хозрасчетных форм его организации, адекватным рыночным методам хозяйствования. В этих целях в республике создана система органов независимого финансового контроля - аудит. Аудиторская деятельность-- независимая проверка аудиторами, аудиторскими организациями бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов субъектов хозяйствования. Аудиторы оказывают предприятиям услуги по анализу и финансово-хозяйственной деятельности, составлению отчетности, расчетов, в том числе по платежам в бюджет и внебюджетные фонды и другие услуги, предусмотренные Законен об аудиторской деятельности.

Аудит может быть внешним и внутренним. Внутренний аудит - форма внутрихозяйственного финансового контроля Внутренний аудит не заменяет внешнего. Аудит может быт обязательным и инициативным. Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, установленных законодательством, инициативная - по решениям субъектов хозяйствования или собственников.

Регулирование аудиторской деятельности в республике возложено на Аудитор- скую палату, которая выдает специалистам после аттестации соответствующей ко- миссией лицензии на занятие аудиторской деятельностью, контролирует соблюдение аудиторами и аудиторскими организациями порядка осуществления аудиторской деятельности.

Правовой статус Аудиторской палаты Республики Беларусь вызывает определенные проблемы. С одной стороны, это орган государственного управления, а с другой палата существует за счет взносов аудиторов, т.е. субъектов, относительно которых она выполняет контрольные функции. Это находится в противоречии с основным принципом государственного контроля: его независимость о контролируемых, проверяемых субъектов.

 

 

 

 

 

 

2.

ВИДЫ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.

 

Финансы выполняют три функции; в том числе контрольную. Контрольная функция финансов проявляется в финан­совом контроле, важнейшем в системе государственного Контроля. Необходимость в финансовом контроле вытекает также из управления финансами государства. Специфика фи­нансового контроля состоит в том, что финансы одновремен­но являются объектом и субъектом контроля.

В самом общем плане реализация контрольной функции финансов состоит в выявлении отклонений от заданных экономической и финансовой политикой нормативных предписаний относительно функционирования всей сис­темы хозяйственных и финансовых отношений. В более узком значении контрольная функция состоит в предупреж­дении и устранении выявленных в результате контроля негативных явлений и фактов, дестабилизирующих развитее экономики и финансов, наносящих вред интересам госу­дарства, трудовых коллективов и большинства населения.

Финансовый контроль реализуется относительно всех стадий финансовый деятельности: мобилизации, распре­деления и использования государственных денежных средств. Исходя из этого, основными задачами финансово­го контроля являются: проверка выполнения финансовых обязательств перед государством; законности распределения финансовых ресурсов; целевого характера и эффектив­ного использования государственных средств; правильности совершения финансовых операций; соблюдения государственной финансовой дисциплины.

Особенностями финансового контроля является его всеобъ­емлющий и универсальный характер и то, что объектом яв­ляются не только денежные средства, по и материальные и трудовые ресурсы, так как товарно-денежные отношения выра­жаются в денежной форме.

В сфере финансового контроля находятся практически все органы государственной власти и государственного управ­ления, предприятия, независимо от форм собственности, та часть населения, которая является участниками финансовые отношений.  Что касается государственных органов, то они одновременно являются субъектами и объектами финансового контроля. Универсальность заключается в том, что, несмотря на специфику всех объектов финансового контроля, последний использует практически одни и те же приемы и способы.

Экономические показатели и социальные параметры, как правило, имеют денежное выражение. Валовой внутренний продукт, объемы промышленного и сельскохозяйственного производства, другие основные макроэкономические показатели  выражаются  сегодня в триллионах рублей. Показатели  экономической деятельности хозяйствующих субъектов также имеют денежное выражение. Расходы на социально-культурную сферу, отдельные социальные программы обязательно обсчитываются на предмет затрат на их реализацию.

Финансовый контроль особенно в сфере материального производства имеет, кроме чисто контрольного значения, и большое аналитическое. Сопоставление результатов и затрат, использование таких категорий, как выручка, рентабельность, прибыль, цена, налоги и т.д. позволяют делать выводы и принимать необходимые меры по более эффективному использованию всех факторов производства, улучшению организации работы. Это обстоятельство позволяет говорить о контроле рублем как своеобразном проявлении финансового контроля. Термин "контроль рублем" широко использовался экономической и юридической литературе советского времени, но не потерял своего значения и смысла и в нынешнее время.

Финансовый контроль фиксирует отклонения от установленных государством предписаний в области финансов. Совокупность требований, установленных в законодательниц порядке относительно функционирования финансовою механизма государства и обязанность соблюдал, их формируют финансовоправовую категорию - финансовую дисциплину. Финансовый контроль, как неотъемлемая часть финансовой деятельности государства, не имеет временных границ: он осуществляется постоянно, несмотря на то, что финансовоплановые акты, как правило, действуют в течение года. Таким образом, финансовый контроль - это основная форма государственного контроля, заключающегося в проверке законности и эффективности действии, связанных с образованием, распределением и использованием государственных денежных средств.

Система финансового контроля в Республике Беларусь включает общегосударственный или вневедомственный, ведомственный, внутрихозяйственный, независимый (аудит) и общественный контроль.

Государственный контроль осуществляется органами государственной власти и государственного управления. Национальное собрание и местные Советы осуществляют финансовый контроль при рассмотрении и утверждении бюджетов, заслушивании отчетов исполнительной власти о ходе исполнения бюджета. Постоянные  комиссии  Парламента также в процессе своей деятельности анализируют и прове­ряют финансовую информацию. До представления на рассмотрение Парламента проекта республиканского бюджета они рассматривают указанный проект на предмет его соответствия действующему законодательству. Государственный контроль осуществляют Комитет государственного контроля, финансовые и налоговые органы, Национальный банк. Ведомственный финансовый контроль осуществляют министерства, ведомства, другие органы управления относительно предприятий, организаций и учреждений, входящих в систему того органа управления. Вышестоящие органы обязаны регулярно проводить на подведомственных предприятиях документальные ревизии. В этих целях  в  составе  министерств ведомств создаются контрольно-ревизионные управления (отделы, группы).

Внутрихозяйственный финансовый контроль осущест­вляется администрацией, работниками финансовых служб и бухгалтерий. Его главные задачи заключаются в непрерывном соблюдении за состоянием финансово-хозяйственной деятельности, выявлении внутрихозяйственных резервов, обеспечении сохранности денежных средств и материальных ценностей, устранении причин и условий, способствующих хищениям и бесхозяйственности.

Независимый финансовый контроль - это новый вид финансового контроля. Его осуществляют аудиторы при наличии лицензии Аудиторской палаты. Аудиторские организации частные аудиторы оказывают помощь в постановке бухгалтерского учета, исчислении налогов, проверке финансовых операций до проверок, проводимых государственными финансовыми контролерами. Это платный контроль: между аудитором и клиентом заключается соответствующий договор.

Общественный финансовый контроль в нынешних условиях осуществляют профсоюзные органы, ревизионные комиссии создаваемые в трудовых коллективах. К общественному относятся также письма и сигналы граждан в правоохранительные контрольные органы редакции газет, в которых сообщаю факты злоупотреблений в финансовой сфере.


1.2 Стадии республиканского бюджета.

План:

1. СОСТАВЛЕНИЕ.

2. РАССМОТРЕНИЕ.

3. УТВЕРЖДЕНИЕ.

4. ИСПОЛНЕНИЕ.

5. УТВЕРЖДЕНИЕ ОТЧЕТА.

 

СОСТАВЛЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Составление проекта бюджета происходит в несколько эта­пов. Первый состоит в доведении Минфином по поручению Совета Министров до всех заинтересованных инстанций указаний о сроках составления республиканского и местных бюджетов. Далее организуется работа по определению общего объема доходов и расходов региона в целом и каждого бюджета, суммы отдельных видов доходов и расходов, размера собственных доходов бюджета каждого уровня, потребности в суммах отчислений от общереспубликанских и других налогов и доходов.

Собранная информация анализируется. С учетом этого Министерство финансов направляет всем заинтересованным письма об особенностях составления проекта бюджета на предстоящий финансовый год с учетом экономического и социального развития Республики.

Практическая работа по составлению проектов бюджета начинается с анализа отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущий год и ходе исполнения  бюджета в текущем году. Одновременно учитываются макроэкономические показатели, содержащиеся  в  прогнозах экономического и социального развития республики, и показатели развития административно-территориальных единиц.  Бюджетное планирование всегда основывается на экономических показателях, так как финансы есть отражение положения дел в экономике.  На основании этого делаются прогнозные оценки поступлений в бюджет с учетом  действующего  налогового  законодательства. Планирование расходов осуществляется исходя из расчетов, представляемых министерствами, ведомствами и другими органами управления, которые находятся на бюджетном финансировании.  Исходя из этого, Министерство финансов и местные финансовые органы определяют доходы и расходы бюджетов. Причем расходы бюджетов формируются с учетом прогнозируемых доходов.

Прогнозные показатели по доходам и расходам республиканского бюджета и местных бюджетов на предстоящий год и предложения по сбалансированию бюджетов Министерством финансов представляются Совету Министров, а финансовыми органами - исполкомам местных Советов депутатов.

Если на местах не представляется возможным сформи­ровать сбалансированные по доходам и расходам проекты бюджетов, исполнительные комитеты представляют в вышестоящий исполнительный орган в установленные сроки расче­ты, на основании которых определяются нормативы отчислений от регулирующих доходов, а также предложения об изменении состава объектов, финансируемых из данного бюджета. Эти предложения рассматриваются исполкомом вышестоящего Совета депутатов с участием представите­лей нижестоящих исполкомов, инициировавших эти предложения. Полное или частичное отклонение предложений должно быть оформлено протоколом разногласий. Для разре­шения спора выше- и нижестоящие органы представительной власти создают согласительную комиссию, решение которой доводится до обеих сторон.

Такой порядок создает правовую базу для обеспечения под­готовки проектов всех бюджетов в установленные сроки, четкость в прохождении всех этапов составления проекта бюд­жета.

Разработанные проекты республиканского и местных бюджетов вносятся соответственно на рассмотрение Совета Министров и соответствующих исполкомов    местных Советов депутатов. Последние после детального обсуждения принима­ют решения о представлении бюджетов соответственно в На­циональное собрание и местные Советы депутатов. Этим заканчивается первая стадия бюджетного процесса.

Введение института президентства в Республике Беларусь пока не нашло отражения в бюджетном законодательстве в части его полномочий в бюджетном процессе на стадии составления проекта бюджета. Очевидно, они должны состо­ять в рассмотрении представленных Совету Министров ма­териалов по проекту бюджета и принятия окончательного решения о его представлении в Парламент.

 

 

РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ БЮДЖЕТА.

Рассмотрение и утверждение бюджета, как уже было отме­чено, относится к компетенции представительной власти. Од­нако, элементы рассмотрения присутствуют и в стадии составления проекта бюджета. Так, Кабинет Министров рас­сматривает на своем заседании представленный Министер­ством финансов проект республиканского бюджета предложения о размерах нормативов отчислении от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты областей и города Минска.

По действующему в настоящее время порядку, представ­ленный Правительством проект республиканского бюджета до внесения его на утверждение сессии Парламента рассматрива­ется в постоянных комиссиях. Аналогичный порядок существу­ет и на уровне местного самоуправления. К рассмотрению представленных материалов по проекту бюджета постоянные Комиссии имеют право привлекать представителей Прави­тельства и Министерства финансов.

По результатам рассмотрения постоянные комиссии вносят предложения представительной власти о принятии про­екта бюджета или его отклонении.

В процедурном отношении сегодня более отработан ме­ханизм прохождения рес- публиканского бюджета. Поэтому особо остановимся именно на нем.

С докладом о проекте бюджета выступает представитель Правительства. Содоклад по этому вопросу делает председа­тель отраслевой постоянной комиссии. Затем начинаются прения по сделанным докладам. На голосование выносятся основ­ные показатели доходной и расходной частей республиканско­го бюджета, нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов, Предельный размер дефицита бюджета. Решение по поставленным па голосование бюджетным по­казателям считается принятым, если за пего проголосовало большинство избранных депутатов.

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.