Государственный долг РФ, его виды. Долговые обязательства и их сроки
Федеральным
законом «О федеральном бюджете на 2003 год» от 24.12.2002г. № 176-ФЗ
установлен верхний предел государственного внутреннего долга Российской
Федерации на 1 января 2004 года по долговым обязательствам Российской Федерации
в сумме 842,1 млрд. рублей.
Правительство
Российской Федерации вправе определять объемы выпуска, формы и методы эмиссии
государственных ценных бумаг, являющихся долговыми обязательствами Российской
Федерации, и осуществлять их эмиссию в объеме, не приводящем к превышению
верхнего предела государственного внутреннего долга Российской Федерации.
Однако
Бюджетный кодекс Российской Федерации (п. 3 ст. 106) предоставляет
Правительству Российской Федерации право осуществлять внутренние заимствования
с превышением установленного федеральным законом о федеральном бюджете на
очередной финансовый год предельного объема государственного внутреннего долга,
но вместо внешних заимствований, если это снижает расходы на обслуживание
государственного долга в рамках установленного федеральным законом о федеральном
бюджете на очередной финансовый год объема государственного долга (суммы
внутреннего и внешнего долга).
Обобщая изложенное, можно дать краткое
определение внутреннего государственного долга – это общая сумма всех
выпущенных, но еще не погашенных займов государственных и не выплаченных по ним
процентов.
Государственный долг образуется
вследствие возникновения дефицитов бюджета государства, т.е. вследствие
превышения расходов правительства над его доходами. Основными способами
покрытия бюджетного дефицита являются эмиссия денег и государственные займы.
Последние осуществляются путем выпуска и размещения среди населения и
кредитно-финансовых учреждений различного рода государственных ценных бумаг
(прежде всего казначейских векселей и облигации), являющихся долговыми
обязательствами государства по отношению к купившим их физическим и юридическим
лицам – это и есть приблизительное определение внутреннего долга.
Если пользоваться более «сухими»
терминами, внутренний долг по одной из классификаций – это способ пополнения
государственной казны за счет займа средств у населения и юридических лиц,
зарегистрированных на территории государства, и платящих налоги в казну данного
государства, под государственные гарантии путем выпуска государственных ценных
бумаг.
Проценты по государственному долгу
зависят от общего уровня процентных ставок в стране, темпов инфляции, величины
дефицита государственного бюджета и др. Обычно, говоря о государственном долге,
не подразумевают финансы местных органов власти, так как последние могут
работать с положительным сальдо при постоянном росте дефицита государственного
бюджета.
Отрицательные последствия государственного
долга связаны с тем, что выплаты процентов по внутреннему долгу увеличивают
неравенство в доходах и требуют повышения налогов, что подрывает экономические
стимулы развития производства, а также могут повышать общий уровень процентных
ставок и вытеснять частное инвестиционное финансирование.
3.1.1 Формы внутреннего долга
Статьей 98 Бюджетного
кодекса Российской Федерации определены следующие формы внутреннего
государственного долга:
-
государственные
займы, осуществленные путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации;
-
договоры
и соглашения о получении Российской Федерацией бюджетных ссуд и бюджетных
кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
-
договоры
о предоставлении Российской Федерацией государственных гарантий;
-
соглашения
и договоры, заключенные от имени Российской Федерации, о пролонгации и
реструктуризации долговых обязательств Российской Федерации прошлых лет.
3.1.2 Виды внутреннего государственного долга
Согласно
классификации, государственный и муниципальный долг подразделяется на следующие
виды:
1.
Целевой
заем 1990 года;
2.
Целевые
вклады и чеки на автомобили;
3.
Государственный
внутренний заем Российской Федерации 1991года;
4.
Государственный
внутренний заем 1992 года;
5.
Казначейские
обязательства;
6.
Задолженность
по агропромышленному комплексу, переоформленная в вексель Министерства финансов
Российской Федерации;
7.
Государственные
краткосрочные облигации (ГКО) ;
8.
Задолженность
по централизованным кредитам и начисленным процентам организаций агропромышленного
комплекса и организаций, осуществляющих завоз продукции в районы Крайнего
Севера, переоформленная в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
9.
Государственные
гарантии;
10. Задолженность
предприятий текстильной промышленности Ивановской области по неуплаченным
процентам за пользование централизованными кредитами, переоформленная в вексель
Министерства финансов Российской Федерации;
11. Задолженность по
финансированию затрат на формирование мобилизационного резерва, переоформленная
в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
12. Облигации
федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ - ПК);
13. Государственный
сберегательный заем;
14. Государственный
внутренний целевой заем Российской Федерации для погашения товарных
обязательств;
15. Облигации
федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ - ПД);
16. Индексация
вкладов населения;
17. Облигации
государственных нерыночных займов;
18. Задолженность по
централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного
комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная
в вексель Министерства финансов Российской Федерации;
19. Задолженность по
авалированным векселям Агропромбанку
20. Облигации
федерального займа с фиксированным купонным доходом (ОФЗ - ФК);
21. Кредитные
соглашения и договоры, заключенные от имени Российской Федерации;
22. Кредитные
соглашения и договоры, заключенные от имени субъекта Российской Федерации;
23. Государственные
ценные бумаги субъектов Российской Федерации;
24. Государственные
гарантии, предоставленные субъектами Российской Федерации;
25. Задолженность
третьих лиц, переоформленная в государственный долг субъекта Российской
Федерации;
26. Кредитные
соглашения и договоры, заключенные от имени муниципального образования;
27. Муниципальные
ценные бумаги;
28. Муниципальные
гарантии;
29. Задолженность
третьих лиц, переоформленная в муниципальный долг;
30. Государственные
федеральные облигации (ГФО) ;
31. Прочие
государственные ценные бумаги Российской Федерации.
Классификация
видов государственного и муниципального долга включала в себя 38 наименований,
из которой впоследствии были исключены такие виды как:
1. Государственный
внутренний долг Российской Федерации, принятый от бывшего Союза ССР;
2. Задолженность
Правительства Российской Федерации по кредитам, полученным от
Центрального банка Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета в 1991 -
1994 годах, включая задолженность по процентам;
3. Государственные
ценные бумаги, обеспеченные золотом;
4. Государственные
казначейские векселя;
5. Задолженность
по техническим кредитам, предоставленным Центральным банком Российской
Федерации странам СНГ;
6. Задолженность
Пенсионному фонду Российской Федерации по возмещению расходов по выплате
государственных пенсий и пособий;
7. Задолженность
предприятиям топливно - энергетического комплекса и другим отраслям
промышленности.
Задолженность по
централизованным кредитам и процентам по ним организаций агропромышленного
комплекса Челябинской области и АО "Чиркейгэсстрой", переоформленная
в вексель Министерства финансов Российской Федерации, была включена в состав
внутреннего государственного долга.
3.2 Государственный долг субъектов Российской Федерации
Некоторые оценки объема накопленных долгов субъектов Федерации
Вплоть до принятия Бюджетного кодекса Российской Федерации проблема
накопления и обслуживания долга ее субъектов носила не в полной мере легитимный
характер. В законодательных и нормативных актах статус государственного долга
субнациональных образований не был закреплен, а бюджетная классификация даже не
предполагала выделения на уровне субъектов Федерации такой статьи расходов как
расходы по обслуживанию государственного долга (эта статья существовала только
в рамках федерального бюджета). В результате, осуществляя заимствования в
различных видах, субъекты Федерации имели право не отражать расходы,
связанные с их обслуживанием, в расходной части бюджета по отдельной статье. В
итоге имело место искажение общего состояния их бюджетов – занижение фактически
осуществляемых расходов (и реальной потребности в этих расходах).
Подобное положение сохраняется и в настоящее время, хотя
ситуация несколько изменилась в связи с принятием Бюджетного кодекса (который,
однако, все еще не введен в действие).
Кодексом установлен предельный объем заемных
средств, направляемых субъектом РФ (и муниципальным образованием) в течение
текущего финансового года на финансирование дефицита бюджета: для субъекта
Федерации – 30% собственных
доходов бюджета региона; для муниципального образования – 15% доходов местного бюджета без учета финансовой помощи.
При этом в составе предельного объема заемных средств не учитываются
средства, привлекаемые и полностью используемые в текущем финансовом году на
погашение (реструктуризацию) имеющегося долга. Предельный объем расходов на
обслуживание государственного долга субъекта РФ в текущем финансовом году не
должен превышать 15% объема расходов бюджета соответствующего уровня.
Фактически из вышеприведенного следует, что средства, аккумулируемые с
помощью заимствований, не могут направляться на финансирование расходов по
обслуживанию ранее сформированного долга, а также не могут быть использованы на
погашение долга субъекта Федерации. В известной степени данное положение
противоречит статье 105, определяющей процесс реструктуризации долга как
погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований
(принятием на себя других долговых обязательств) в объемах погашаемых долговых
обязательств с установлением иных условий и сроков их погашения.
3.3 Основные особенности внутреннего долга России, его
современное состояние
В последнее время интерес финансистов к проблемам дефицита
федерального бюджета и государственного долга заметно усилился. Стремительный
рост объема государственного долга, критической величины расходов на его
обслуживание при, казалось бы, приемлемом с макроэкономической точки зрения
размере бюджетного дефицита последние три года заставил искать первопричины
подобной динамики. В большинстве аналитических работ отмечается три основных
фактора:
- высокая доля государственных расходов в структуре ВВП;
- неточный финансовый счет бюджетного дефицита, приводящего
к его двукратному занижению;
- высокая доходность государственных ценных бумаг.
Состояние внутреннего государственного долга
(Таблица3)
Государственный внутренний долг РФ на 1 ноября 2003 года
составил 660,37 млрд руб., уменьшившись за месяц на 9,31 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его
часть на 1 декабря составляют
ОФЗ-АД - 372,26 млрд руб. (на 2,35 млрд больше, чем на 1
ноября).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (на 9,03 млрд меньше, чем на 1 ноября);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (на 2,47 млрд руб. меньше, чем на 1 ноября).
В целом с начала года государственный внутренний долг увеличился на 5,86 млрд
руб., или на 0,9 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг
составлял 654,51 млрд руб.
Государственный
внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил 663,53 млрд руб., увеличившись
за месяц на 3,16 млрд руб.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2004 года составил
663,53 млрд руб., увеличившись за месяц на 3,16 млрд руб. (08.01.04 11:01:00)
Департамент управления государственным внутренним долгом Минфина сообщает, что
по состоянию на 1 января сумма государственного внутреннего долга (в части
государственных ценных бумаг, номинированных в валюте Российской Федерации)
составила 663,53 млрд руб. и увеличилась за месяц на 3,16 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 января
составляют ОФЗ-АД - 375,42 млрд руб. (на 3,16 млрд больше, чем на 1 декабря).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 199,31 млрд руб. (+0,0002);
ОФЗ-ПД - 50,48 млрд руб. (без изменений);
ОФЗ-ПК - 24,10 млрд долл. (без изменений);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 2,72 млрд руб. (без изменений).
В целом за год государственный внутренний долг увеличился на 9,02 млрд руб.,
или на 1,4 проц. На 1 января 2003 года государственный внутренний долг
составлял 654,51 млрд руб.
Государственный
внутренний долг РФ на 1 марта 2004 года составил 685,506 млрд руб.,
увеличившись за месяц на 13,897 млрд руб.
В структуре государственного внутреннего долга наибольшую его часть на 1 марта
составляют
ОФЗ-АД - 405,093 млрд руб. (на 13,6 млрд
больше, чем на 1 февраля).
Затем следуют:
ОФЗ-ФК - 187,693 млрд руб. (-3,624 млрд);
ОФЗ-ПД - 50,471 млрд руб. (-0,005 млрд);
ОФЗ-ПК - 24,100 млрд руб. (-0,001 млрд);
ОГНЗ - 11,50 млрд руб. (без изменений);
ГКО - 6,649 млрд руб. (+3,927 млрд)
Финансирование расходов на обслуживание
государственного внутреннего долга РФ в январе - августе 2005 года составили
33,4 млрд руб.
ОФЗ-ФК - 10,7 млрд рублей,
ОФЗ-АД - 21,0 млрд рублей,
ОФЗ-ПД - 1,7 млрд рублей.
В соответствии со статьей 113 Бюджетного кодекса расходы
на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации были
уменьшены на общую сумму 1,42 млрд. рублей (накопленный купонный доход и сумма
дохода, превышающая номинальную стоимость, полученную Минфином России при
размещении государственных ценных бумаг на вторичных торгах), в том числе
ОФЗ-ФК - на 0,07 млрд рублей,
ОФЗ-АД - на 0,79 млрд рублей
ОФЗ-ПД - на 0,56 млрд рублей
и составили 31,9 млрд рублей.
Кроме того, за отчетный период были произведены выплаты процентов по
векселям АПК в сумме 0,6 млрд. рублей.
Таким образом, кассовые расходы на обслуживание государственного
внутреннего долга Российской Федерации составили 32,6 млрд рублей.
Государственный внутренний долг РФ на 1 января 2006 г составил порядка
850 млрд руб против 756,82 млрд руб на 1 января 2005 г
В 2006 г Минфин планирует привлечь посредством выпуска
государственных ценных бумаг 238,197 млрд руб, чистое привлечение в 2006 г
составит 170 млрд руб. Общее привлечение в 2007 г составит 290 млрд руб, чистое
привлечение – 200 млрд руб. Общее привлечение в 2008 г составит 340 млрд руб,
чистое привлечение – 230 млрд руб.
Таким образом, общее привлечение за период 2006-2008 гг
составит 870 млрд руб, чистое привлечение за этот период – порядка 600 млрд
руб.
Говоря о размещении государственных облигаций в 2006 г Минфин будет размещать
новые выпуски десятилетних ОФЗ с амортизацией долга в течение 2 лет, 15-летние
бумаги – в течение 3 лет. При этом объем в обращении 10-летних облигаций будет
доводиться до 80-85 млрд руб, 15-летних – до 90-100 млрд руб. Кроме того,
Минфин планирует проводить доразмещения государственных ценных бумаг. За 11
месяцев 2005 г Минфин провел на первичном рынке ОФЗ 18 аукционов, в ходе
которых было привлечено средств 103,2 млрд руб, и осуществил доразмещение на
сумму 46,3 млрд руб.
Глава4. Внешний государственный долг
По показателю
«внешний долг/ВВП» Россия находится в числе наиболее проблемных стран, хотя до
кризиса это соотношение составляло всего 30%. Объем ее внешних обязательств
гораздо выше, чем аналогичные показатели в таких странах – экспортерах нефти,
как Венесуэла и Мексика. Но если в других странах показатель общей внешней
задолженности значительно превышает государственные обязательства, то в России
это не так. Частный сектор фактически не имеет внешней задолженности, что,
во-первых, свидетельствует о слабой инвестиционной привлекательности российской
промышленности, а во-вторых, о том, что внешний долг не играет положительную
роль в поддержании экономического роста, т.к. почти не используется для финансирования
инвестиций. (Таблица 4)
Несмотря на увеличение доходов российского бюджета в % от
ВВП, в долларовом выражении они только сейчас выходят на докризисный уровень. (Схема
1 и 2)
До кризиса система
фиксированного валютного курса обеспечивала относительную предсказуемость
расходов по обслуживанию внешнего долга. Девальвация и переход к плавающему
курсообразованию сделали, с одной стороны, объемы ежегодных выплат менее
прогнозируемыми в рублевом выражении.
Состояние внешнего государственного долга
(Таблица 5)
Государственный внешний долг РФ за 2004
год снизился на 9,2 млрд.. долл. и составил на 1 января 2005г. 110,5 млрд.
долл.
При расчетах в евро
российский госдолг за минувший год снизился на 14,6 млрд. евро – до 81,1 млрд.
евро.
Согласно предварительной информации Минфина РФ,
задолженность странам-участницам Парижского клуба за год снизилась на 4,6 млрд.
долл. с 47,7 млрд. долл. (38,2 млрд. евро) и на 1 января 2005 года составила
43,1 млрд. долл. (31,7 млрд. евро). Задолженность странам, не вошедшим в
Парижский клуб, уменьшилась на 0,4 млрд. долл. – с 7 млрд. долл. (5,6 млрд.
евро) до 6,6 млрд. долл. (4,9 млрд. евро).
Коммерческая задолженность РФ за 2004 год
снизилась на 0,9 млрд. долл. – с 3,8 млрд. долл. (3,1 млрд. евро) до 2,9 млрд.
долл. (2,1 млрд. евро). Задолженность перед международными финансовыми
организациями снизилась на 2,4 млрд. долл. – с 12,1 млрд. долл. (9,6 млрд.
евро) до 9,7 млрд. долл. (7,1 млрд. евро). Задолженность перед Международным
валютным фондом (МВФ) уменьшилась на 1,6 млрд. долл. – с 5,1 млрд. долл. (4,1
млрд. евро) до 3,5 млрд. долл. (2,6 млрд. евро), перед Всемирным банком – на
0,6 млрд. долл. – с 6,6 млрд. долл. (5,3 млрд. евро) до 5,7 млрд. долл. (4,2
млрд. евро), долг ЕБРР по сравнению с началом 2004 год не изменился и составил
0,4 млрд. долл. (0,3 млрд. евро).
Госдолг России, выраженный в еврооблигациях за
2004 год, сократился на 0,3 млрд. долл. – до 35,4 млрд. долл. (долг в евро не
изменился и составил 25,9 млрд. евро). Госдолг в ОВГВЗ не изменился в
долларовом исчислении и составляет 7,3 млрд. долл., но уменьшился на 0,5 млрд.
евро – до 5,3 млрд. евро. Задолженность по кредитам Внешэкономбанка,
предоставленным за счет средств Банка России, снизилась на 0,7 млрд. долл. – с
6,2 млрд. долл. (5 млрд. евро) до 5,5 млрд. долл. (4 млрд. евро).
Внешэкономбанк в счет погашения и обслуживания
долга перед странами – членами Парижского клуба кредиторов по поручению Минфина
РФ в период с 18 по 22 февраля 2005 года выплатил сумму, эквивалентную 2 млрд.
203 млн. 930 тыс. 881,14 долл.
31 января 2005 года Россия полностью выплатила
долг МВФ в размере 3,3 млрд. долл., подлежащих возврату в 2005-2008 годах.
Данный платеж был осуществлен за счет средств Стабфонда сверх накопленной суммы
в 500 млрд. руб., в соответствии с федеральным законом «О федеральном бюджете
на 2005 год». Расплатившись досрочно, Россия сэкономила на процентах 204 млн.
долл.
До выплаты странам – кредиторам Парижского клуба
долги РФ составляли $45 млрд., из которых более $40 млрд. – долги бывшего
Советского Cоюза. Крупнейшими кредиторами России являются Германия ($20,3
млрд.), Италия ($5,7 млрд.), Япония ($3,7 млрд.), США ($3,5 млрд.) и Франция
($3,4 млрд.).
Страницы: 1, 2, 3, 4
|