Финансовое право Украины (Шпаргалка)
Финансовое право Украины (Шпаргалка)
1. Понятие финансов и
финансовой деятельности Украины....................................................
2. Регламентация финансовой
деятельности по Конституции Украины..................................
3. Задачи финансовой деят-ти гос-ва в
условиях перехода к рыночной экономике.................
4. Методы финансовой деятельности
гос-ва............................................................................
5. Принципы финансовой деят-ти Украины............................................................................
6. Состав финансовой системы Украины.................................................................................
7. Роль экономических нормативов в фин.
деят-ти гос-ва........................................................
8. Предмет, наука и отрасль финансового
права. Источники финансового права....................
9. Финансово-правовые отношения, их
содержание и важнейшие особенности......................
10. Финансово-правовые нормы, их виды и
структура...........................................................
11. Место фин. права в системе правовых
наук Украины.........................................................
12. Санкции, применяемые к
предприятиям, орг-циям, объединениям и гр-нам за нарушение норм фин. права.
13. Система органов, осуществляющих
контроль....................................................................
14. Виды и формы фин. контроля.
Санкции, применяемые ГНА за нарушение норм фин. права.
15. Финансовый контроль-специальная
отрасль гос-ного контроля........................................
16. Методы фин. контроля. Обяз-ти
главных бухгалтеров по контр. за финансово-хоз-ной деят-тью по Положению об
организациях бухгалтерского учета и отчетности в У-не.
17. Источники формирования
децентрализованных фондов предпр-тий в свете З-на о предпр-тиях.
18. Порядок распределения прибыли
производственных объединений, предпр-тий и орг-ций пром-ти по действующему
зак-ву.
19. Порядок образ-ния и расходования
фондов: а) развития произв-ва, науки, техники; б) фонда матер-ного поощрения;
в) соц-ного развития на предпр-тиях, орг-циях, объединениях.
20. Хар-ка фин. планов предприятий,
орг-ций, объединений. Порядок их утверждения.......
21. Понятие бюджета Украины................................................................................................
22. Бюджетное устройство У-ны по
действующему зак-ву.......................................................
23. Порядок составления и рассмотрения,
утверждение Гос-ного бюджета.............................
24. Бюджетные права Украины и местных
Советов по действующему зак-ву...........................
25. Система доходов Гос-ного бюджета
У-ны.........................................................................
26. Роль бюджетной комиссии ВРУ в
разработке З-на о Гос-ном бюджете на 1997г..............
27. Понятие бюджетного процесса. Стадии
его. Бюджетный период.....................................
28. Принципы бюджетного процесса
Украины.......................................................................
29. Долгосрочное банковское
кредитование. Порядок формирования фонда кредитования; источники возмещения
полученных ссуд и оплаты процентов.
30. Структура дох-ов и расх-ов Гос.
бюджета У-ны (по з-ну «О Гос. бюджете на 1997 г.).....
31. Бюджетная классификация и ее
назначение........................................................................
32. Принципы и порядок распределения
доходов и расходов между отдельными бюджетами. Мероприятия по усилению
финансовой базы местных Советов.
33. Бюджетное регулирование. Его задачи
и методы (на примере з-на «О Гос. бюджете на 1997г.).
34. Роспись бюджета. Не правовое
значение...........................................................................
35. Исполнение расходной части бюджета.
Распорядители бюджетных кредитов, их виды, права и обязанности.
36. Акцизный сбор (плательщики, объекты
обложения).........................................................
37. Понятие налогов. Налоговые
правоотношения. Положение о взыскании невнесенных в срок налогов и налоговых платежей.
38. Отв-ть плательщиков и контроль за
соблюдением зак-ва о налогах. Порядок применения и взыскания фин. санкций
органами ГНА по инструкции ГНА Украины от 20.04.95 №28.
39. Подоходный налог гр-ан У-ны,
иностр. гр-ан и лиц без гр-ва (группы плательщиков, порядок обложения и
уплаты).
40. Льготы по подоходному налогу с
населения....................................................................
41. Сметно-бюджетное финансирование.
Понятие, принципы................................................
42. Виды иностр. инвестиций по З-ну
У-ны от 19.03.96........................................................
43. Компенсация и возмещение убытков
иностр. инвесторам..................................................
44. Понятие и формы гос-ного кредита...................................................................................
45. Понятие, назначение и принципы
банковского кредитования...........................................
Фин. деят-ть в У-не
строится на экономической основе гос-ва.
Финансы - это
совок-ть эконом. отношений по формированию децентрализованных фондов денежных
ср-в в распоряжении каждого из них для осущ-ния деят-ти с целью получения
прибыли (дохода).
Фин. деят-ть
необходима в любом гос-ве. Ее появление связано с появлением гос-ва. Фин.
деят-ть обуславливает процесс развития экономики в гос-ве. Все фин. ресурсы в
гос-ве представлены централизованными и децентрализованными фондами ден. ср-в.
Централиз. фонды принадлежат гос-ву, они представлены-гос. бюджет, бюджеты
местных советов, целевыми фондами-пенсионными фондами, фондами соц.
страхования, профсоюзов. Все централизован. фонды-ден. ср-ва отраслей нар.
хоз-ва фирм, объединений, предприятий всех форм соб-ти. Централиз. фонды
образуются за счет ресурсов всех отраслей.
Фин. деят-ть-это
система ден. отношений, возникающее в связи формирования, распредел., использования
централиз. и децентрализов. доходов денежных ср-в.
Гос. финансы-это
система ден. отношений, к-рые возникли одновременно с гос-вом и неразрывно
связаны с его существованием и функционированием.
Фин. деят-ть широко
регламентирована в К-ции У-ны, в частности п.4 и 85 относит к полномочиям ВРУ
утверждение гос. бюджета У-ны и внесение изменений в него, контроль за его
исполнением. Исходя из необходимости обеспечения экономической безопасности
гос-ва п. 2 ст. 92 закрепляет, что исключительно законами устанавливается:
гос.бюджет и бюджетная система, система налогообложения, налоги, эконом., ден.
рынки, статус лиц и иностр. выплаты и т.д. Ст.95 Конституции закрепляет, что
бюджетн. Система Украины строится на основах справедливого и непредвзятого
распределения обществ-го богатства между гр-нами и территориальными громадами.
Ст. 96 Кон-ии закрепляет за ВРУ утверждение бюджета на определенный срок.
Участие КМУ и счетной палаты, НБУ в осуществлении фин. деятельности закреплено
в ст. 92, 100. Ст. 99 определяет национальную ден. единицу. Ст. 116 закрепляет
за КМУ проведение финансовой, ценовой, инвестиционной политики. Ст.138 относит
к ведению Автономной Республики Крым (АРК) разработку, утверждение и исполнение
бюджета АРК. Ст. 143 закрепляет участие органов местного самоуправления (ОМСУ),
территориальных громад в проведении финансовой деятельности.
В условиях перехода
к рыночной экономике всем институтам фин. деят-ти придается большое значение,
т.к. они вносят определ. вклад в развитие экономики гос-ва.
Основной задачей
финансовой деятельности государства является:
максимальное
обеспечение всего финансирования и исполнения задач, стоящих перед государством
на разных этапах развития.
Отношения,
возникающие в процессе финанс. деятельности, являются не только экономическими.
Правовое регулирование финанс. деятельности является одной из форм гос.
управление экономикой.
На данном этапе,
когда Украина стоит на пути перехода к рын. экономике, государство осуществляет
фин. деятельность, руководствуясь основными принципами государственного
управления: плановость, равноправие наций и национальных меньшинств, участие
трудящихся в управлении, законность и финансовая дисциплина. Отношения
обеспечения финансовых принципов является также одной из главных задач гос-ва
фин. деятельности.
Фин. деятельность
является основной отраслью управления, специальной задачей которой является
мобилизация средств для всех отраслей управления. С помощью фин. деятельности
обеспечивается финансирование государства.
Для мобилизации ден.
средств гос-во применяет:
·
Метод
установления обязательных платежей и налогов. С помощью этого метода
изыскивается все прямые и непрямые налоги, обязательные платежи, взносы в
целевые фонды.
·
Метод
добровольного привлечения средств. Состоит в том, что государство привлекает в
свое распоряжение временно свободные средства населения и предприятий путем
выпуска гос. займов, денежно-вещевых лотерей, вклады населения.
·
Сочетание
обязательного и добровольного страхования (институт страхования).
При расходовании
средств:
·
Метод
бюджет. финансирования, т.е. безвозвратный безвозмездный целевой отпуск средств
на определенные нужды.
·
Банковское
кредитование, т.е. возвратный, возмездный, целевой, срочный отпуск средств под
залог.
·
Плановость.
Каждая сфера фин. деятельности обязательно планируется фин. планы бюджета,
предприятия (баланс доходов и расходов), министерства (сводный баланс расходов
и доходов), в учреждениях и организациях - смета доходов и расходов, в банках -
кредитный план и кассовый план.
·
Учета и
контроля. Для учета - установка одинаковой методики бух.учета (постановление
КМУ № 25 93 года «Об организации бух.учета в Украине», т.е. для юр. и физ. лиц
установлены единые правила учета.
·
Контроль -
он осуществляется от имени гос-ва (ВРУ, ГНА, казначейства, органы местн.
самоупр-ния, контрольно-ревиз. служба У-ны.)
·
Равноправие
национальностей и нац. меньшинств, т.е. учитывается требования, специфика малых
народов.
·
Участие
нас-ния в управлении делами гос-ва, т.е. через тех, кого мы избрали
(депутатский корпус).
·
Законности,
т.е. соблюдение финанс. дисциплины (сфера планирования, рассмотрение и
утверждение бюджета, исполнение его, админ. и угол. отв-ть.).
Совок-ть фин.
институтов, объединяющих опред. фин. отношения по образованию и использованию
соответствующих централизованных и децентрализованных фондов денежных ср-в
представляет собой фин. систему У-ны.
Вся фин. система
состоит из централизованных и децентр. фондов.
Централиз.-гос-во
собирает ден. ср-ва для выполнения внутр. и внешн. ф-ций. Через этот фонд
гос-во обеспечивает содержание соц. сферы, соц. защиты нас-ния, развитие нар.
хоз-ва, отрасли, к-рые способствуют развитию всей экономики производственной и
непроизв. сфер. Сюда входят: гос. бюджет У-ны, местные бюджеты, фонд соц.
страхования и соц. защиты Пенсионный фонд, Чернобыльский фонд, Фонд занятости.
Децентрализов.
фонды-это институт финансов гос. предприятий и отраслей нар. хоз-ва. Они
формируются от доходов предприятий.
Институт
кредитования: банковские кредиты.
Институт гос.
кредита.
Институт гос. и
коммерческого имущественного и личного страхования, для потерь от различных страховых
случаев.
Институт расчетов.
Обязательно присутствует в каждом из названных ин-тов, носит хар-р устанавливаемого
порядка по ср-вам расчета между субъектами в строго установленных формах, применение
к-рых обязательно для каждого клиента.
Ин-т денежного
обращения-это установленная форма деят-ти по выдаче наличных денег на опред.
нужды. Порядок исп-ния наличных денег регулируется спец. актами о кассовых
операциях.
Ин-т валютных
расчетов обеспечивает вал. операции, к-рые связаны с обеспечением внешне-экон.
связей.
Экономические
нормативы это обоснованные расходы денежных средств на единицу, с применением
тех. норм выраженных в натуральном и денежном выражении, эти нормы определяются
в зависимости от конкретной сферы и для конкретных целей.
Контингент сеть и
штат.
Контингент, на
примере нашего ВУЗа, это количество или численность студентов. Сеть – кол-во
структурных подразделений в составе бюджетного учреждения. Штаты расчитываются
исходя из контингента и из структуры подразделения.
Эти нормативы всегда
минимальны и определены с режимом экономии.
Фин. право-это
совок-ть правовых норм, регулирующих процесс мобилизации, распределения и
исп-ния централиз. и децентрализ. ден. ресурсов с целью обеспечения задач и
ф-ций гос-ва. Фин. право регулирует большую группу отношений, связанную с
опред. полномочиями управленческой сферы, регулирует бюджетный процесс,
кредитование и ден. систему, ин-т страхования и налог. систему.
Предмет фин.
права-это общ-ные отношения, возникающие в процессе фин. деят-ти, формирования,
распределения и использования гос. централизованных фондов и децентрализован.
Фондов всех форм соб-ти.
Отрасль фин. права
регулирует определ. Круг общ-ных отношений, отличающихся от др. общ-ных
отношений своими особ-тями. В отрасль фин. права входит теоретическая часть,
к-рая изучает понятия в фин. праве, содержание действий фин.-правовых норм и
фин. правоотношений, способы защиты интересов гос-ва, юр. и физ. лиц, остальные
положения науки фин. права, полномочия органов, осуществляющих фин. деят-ть и
фин. контроль. Теоретическая часть делится на общую и особенную.
Фин.-правовая наука
исходит из основных предпосылок фин. деят-ти, изучения прошлого опыта,
теоретических исследований и действия эконом. з-нов в настоящем времени. В фин.
науке разработаны эконом. з-ны, направленные на развитие общ-ва.
Отличие науки фин.
права и фин. правом:
·
фин. право
действует на основе действ. зак-ва;
·
наука фин.
права-это теоретические обоснования;
·
наука фин.
права изучает все ин-ты фин. права, опирается на ин-ты фин. права и базируется
на нормах фин права.
Источники фин.
права:
·
нормативно-правовые
акты (законы, указы, постановления). Все эти акты не ограничены в пространстве
и во времени.
·
все фин.
правовые акты, к-рые ограничены во времени и в пространстве (бюджет, кредитные
планы банков и т.д.)
Все отношения, к-рые
возникают в гос-ве при перераспределении доходов и образовании централизованных
и децентрализ. фондов регулируются соответствующими группами норм фин. права,
явл. фин. правоотношениями. С ними связано возникновение, изменение и
прекращение фин. правоотношений. К фин.-правов. отношениям относятся:
·
отношения
между ПУ, ВРУ и КМУ по поводу принятия законов налог. системы, конкретных
налогов, бюджетной системы, ежегодное принятие ВРУ бюджетной резолюции,
составления, рассмотрения, утверждения контроля об исполнении и утверждении
отчета об исполнении гос. бюджета У-ны.
·
отн-ния
между ВРУ и органами местного и регионального самоуправления по поводу
ежегодных отчислений, общего-ных налогов и платежей в пользу местного бюджета
(сбалансирование всех бюджетов У-ны путем процентных отчислений из гос.
бюджета, дотаций ).
·
отношения
между Минфином, Казначейством и Мин-вами и ведомствами по поводу составления
проекта гос. бюджета.
·
отношения
между фин. и налог. органами и физ. и юр. лицами по уплате налогов, обяз.
платежей и сборов в доход гос. и местного бюджетов.
·
отношения
между Минфином, Казначейством и юр. лицами, получающие бюджетное финансирование.
·
отношения
между фин. органами и кредитной системой (НБУ, Укрсоцбанк и др. установленных
10 коммерческих банков У-ны).
Матер. содержание
фин. правоотношений явл. поведение субъектов (уплата налогов, сборов,
платежей). Юр. содержание-субъективные права и обяз-ти, установленные
фин.-правовыми нормами.
Фин.-прав. Нормы -
это обязательные предписания гос. органами по поводу мобилизации, распределении
и использования центр. и децентр. фондами, выраженные в категорической форме и
обеспеченной принудительной силой закона. Ф-п нормы установлены на основании
законодательных актах. Они носят обязательный, императивный х-р. Эти нормы по
своему содержанию определяют х-р финансовой деятельности.
Виды норм:
·обязывающие нормы - нормы, которые устанавливают обязательный характер
выполнения предписаний, и в случае их невыполнения применяются принудительные
меры законов в форме санкций.
·запрещающие нормы (носят х-р запрета, например, запрещается хранить
наличку в кассах, превышающих лимит).
·уполномачивающие нормы (например, банк устанавливает проценты от
пользования кредитом по своему усмотрению).
Структура:
норма состоит из 3-х
элементов:
·гипотеза - наличие условий, с которыми связываются возникновение
финансово-правовых отношений.
·диспозиция - это установленные правила дозволенного поведения юр., физ лиц
с одной стороны и гос-ва с другой.
·санкция - это форма ответственности за нарушение этой нормы.
В число отраслей Украинского права
входит финансовое право. Оно регулирует определенный круг общественных
отношений, отличающихся от других общественных отношений своими особенностями.
Сфера действия финансового права — отношения, возникающие в результате
применения государством такого экономического рычага, как финансы, и
осуществления им в связи с этим финансовой деятельности. Поэтому для
определения места финансового права, требуется выяснить, что такое финансы
Украины.
Финансы — одна из
стоимостных экономических категорий (к ним относятся также деньги, прибыль,
себестоимость, и др.), свойственных социалистической системе народного
хозяйства. С помощью этих категорий определяется мера труда и мера потребления,
производится оценка результатов работы предприятий и стимулирование
производственной деятельности работников и трудовых коллективов. На этапе
развития рынка, в который вступила Украина, роль экономических рычагов
усиливается. Необходимость активного -применения их стала требованием
Конституции Украины.
Все это говорит о
все повышающейся роли фин. права в системе правовых наук Украины.
Санкции по налогам
применяются последовательно:
1. Пеня - за
несвоевременную уплату налогов (0,3% за каждый день просрочки /письмо ГНА №
19-0211/10-1877 от 14.03.97/)
·
подоходный
налог-5%
·
с
прибыли-учетные ставки НБУ на день исчисления пени (ставки по кредиту).
Страницы: 1, 2, 3
|