рефераты скачать

МЕНЮ


Бюджетное право

Бюджетное законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов (рис. 4).

Предоставление бюджетных средств осуществляется в следующих формах:[50]

·                   ассигнований на содержание бюджетных учреждений;

·                   средств на оплату товаров, работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным или муниципальным контрактам;

·                   трансфертов населению;

·                   ассигнований на реализацию органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ, правовыми актами представительных органов местного самоуправления;

·                   ассигнований на осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

·                   ассигнований на компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов;

·                   бюджетных кредитов юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и платежей и других обязательств);

·                   субвенций и субсидий физическим и юридическим лицам;

·                   инвестиций в уставные капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;

·                   межбюджетных трансфертов;

·                   кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований;

·                   кредитов иностранным государствам;

·                   средств на обслуживание долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.

Ассигнования на содержание бюджетных учреждений могут расходоваться ими исключительно на:[51]

·                   оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами, регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;

·                   перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды;

·                   трансферты населению, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;

·                   командировочные и иные компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;

·                   оплата товаров, работ и услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;

·                   оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или муниципальных контрактов.

Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Бюджетное законодательство устанавливает, что все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше 2000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно на основе государственных или муниципальных контрактов.[52] При этом определен порядок отображения закупок через реестры закупок и выполнения работ (оказания услуг) только через заключение государственного (муниципального) контракта.

Государственный или муниципальный контракт — договор, заключенный органом государственной власти или органом местного самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.[53] Смысл заключения государственного (муниципального) контракта состоит в том, что его размещение должно осуществляться на конкурсной основе. Это обеспечит экономию бюджетных средств и уменьшит возможность коррупции в бюджетной сфере. До принятия Бюджетного кодекса в 1998 году, нередко возникали ситуации лоббирования интересов определенных коммерческих структур с целью получения ими государственных заказов. Требования проведения конкурса поставило на этом пути определенный заслон. При этом на конкурсной основе должны не только производиться работы (оказываться услуги), но и осуществляться все закупки.

Рис. 4. Виды расходов бюджетов

При заключении государственного или муниципального контракта возникают правовые отношения, которые регулируются соответствующими нормами гражданского законодательства. Все государственные (муниципальные) контракты объединяются в государственный (муниципальный) заказ.

Следующей формой расходования бюджетных средств являются трансферты населению - бюджетные средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий, пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации, правовыми актами органов местного самоуправления.[54]

Возможно расходование бюджетных средств, посредством предоставления бюджетного кредита юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной форме собственности.[55] При этом устанавливается, что бюджетный кредит таким юридическим лицам может быть предоставлен только на основании возмездного договора, заключаемого в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом положений БК РФ и иных нормативных правовых актов. Существенным условием договора о бюджетном кредите является условие о предоставлении заемщиком обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита. Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются и государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.[56] Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть его и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Они обязаны предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных (представительных) органов.

Одной из основных форм расходования бюджетных средств является выделение субсидий и субвенций. Их предоставление, в том числе на выделение грантов и оказание материальной поддержки, допускается:[57]

·                   из федерального бюджета - в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и федеральными законами;

·                   из бюджетов субъектов РФ - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской Федерации;

·                   из местных бюджетов - в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.

Возврату в соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.

Следующая форма расходования бюджетных средств - финансирование бюджетных инвестиций. Они включаются в бюджет в соответствии с целевыми программами или решением органа исполнительной власти.[58] Объекты государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или федеральную целевую программу. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.

В расходной части бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных фондов органов местного самоуправления.[59] Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год. Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.

Федеральным бюджетом на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов федерального бюджета.[60] Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных указами Президента РФ.

Разграничение расходных обязательств между Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ,[61] законодательством о субъектах Федерации[62] и законодательством о местном самоуправлении.[63]

Расходы распределяются между бюджетами, исходя из следующих принципов:

·                   соответствие состава расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов местного самоуправления (по принадлежности);

·                   учет подчиненности (подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании расходов каждого бюджета;

учет значения мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.

Литература


Основная:

1.                 Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004.

2.                 Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2002.

3.                 Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю. Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2003.

4.                 Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.

Дополнительная:

1.                 Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.

2.                 Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии: Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.

3.                 Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.



[1] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С. 91.

[2] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000. С. 99.

[3] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 12.

[4] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2002. С. 181.

[5] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 6.

[6] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 23.12.2003), ст. 214.

[7] Там же.

[8] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1, ст. 72.

[9] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

[10] Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) «О бюджетной классификации РФ».

[11] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год».

[12] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 11.

[13] Там же, ст. 6, 15, 16, 85.

[14] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 6, 10, 13.

[15] Там же, ст. 10.

[16] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 12.08.2004) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

[17] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 16.

[18] Там же, ст. 15.

[19] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 14.

[20] Там же, ст. 13.

[21] Там же, ст. 17.

[22] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 28.

[23] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 1, 6.

[24] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2002. С.99.

[25] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 18.

[26] Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) «О бюджетной классификации РФ».

[27] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 19.

[28] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 26.

[29] Там же, ст. 27.

[30] Там же, ст. 20.

[31] Там же, ст. 41.

[32] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 39.

[33] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 6.

[34] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 6.

[35] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 42.

[36] Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 109 «Об областном бюджете на 2004 год», ст. 32.

[37] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 42.

[38] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 68.

[39] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», ст. 60.

[40] Там же, ст. 6.

[41] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 65.

[42] Там же, ст. 21.

[43] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 22.

[44] Там же, ст. 68.

[45] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 67.

[46] Федеральный закон от 26.11.1998 № 181-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) «О бюджете развития РФ».

[47] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год», приложение 20.

[48] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 24.

[49] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 25.

[50] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 69.

[51] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 70.

[52] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 71.

[53] Там же, ст. 72.

[54] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 75.

[55] Там же, ст. 76.

[56] Там же, ст. 77.

[57] Там же, ст. 78.

[58] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 79.

[59] Там же, ст. 81.

[60] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 82.

[61] Там же, гл. 11.

[62] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 19.06.2004) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

[63] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 12.08.2004) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».


Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.