Бюджетное право
Бюджетное
законодательство усматривает различные формы расходов бюджетов (рис. 4).
Предоставление
бюджетных средств осуществляется в следующих формах:[50]
·
ассигнований на содержание
бюджетных учреждений;
·
средств на оплату товаров,
работ и услуг, выполняемых физическими и юридическими лицами по государственным
или муниципальным контрактам;
·
трансфертов населению;
·
ассигнований на реализацию
органами местного самоуправления обязательных выплат населению, установленных
законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов РФ,
правовыми актами представительных органов местного самоуправления;
·
ассигнований на
осуществление отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие
уровни власти;
·
ассигнований на
компенсацию дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых
органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных расходов или
уменьшению бюджетных доходов;
·
бюджетных кредитов
юридическим лицам (в том числе налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по
уплате налогов и платежей и других обязательств);
·
субвенций и субсидий
физическим и юридическим лицам;
·
инвестиций в уставные
капиталы действующих или вновь создаваемых юридических лиц;
·
межбюджетных трансфертов;
·
кредитов и займов внутри
страны за счет государственных внешних заимствований;
·
кредитов иностранным
государствам;
·
средств на обслуживание
долговых обязательств, в том числе государственных или муниципальных гарантий.
Ассигнования на
содержание бюджетных учреждений могут расходоваться ими исключительно на:[51]
·
оплату труда в
соответствии с заключенными трудовыми договорами и правовыми актами,
регулирующими размер заработной платы соответствующих категорий работников;
·
перечисление страховых
взносов в государственные внебюджетные фонды;
·
трансферты населению,
выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ;
·
командировочные и иные
компенсационные выплаты работникам в соответствии с законодательством РФ;
·
оплата товаров, работ и
услуг по заключенным государственным или муниципальным контрактам;
·
оплата товаров, работ и
услуг в соответствии с утвержденными сметами без заключения государственных или
муниципальных контрактов.
Расходование
бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается. Бюджетное законодательство устанавливает, что
все закупки товаров, работ и услуг за счет бюджетных средств на сумму свыше
2000 минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) осуществляются исключительно на
основе государственных или муниципальных контрактов.[52] При этом определен порядок отображения
закупок через реестры закупок и выполнения работ (оказания услуг) только
через заключение государственного (муниципального) контракта.
Государственный
или муниципальный контракт —
договор, заключенный органом государственной власти или органом местного
самоуправления, бюджетным учреждением, уполномоченным органом или организацией
от имени Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования с
физическими и юридическими лицами в целях обеспечения государственных или
муниципальных нужд, предусмотренных в расходах соответствующего бюджета.[53] Смысл заключения государственного (муниципального) контракта состоит в том, что
его размещение должно осуществляться на конкурсной основе. Это обеспечит
экономию бюджетных средств и уменьшит возможность коррупции в бюджетной сфере.
До принятия Бюджетного кодекса в 1998 году, нередко возникали ситуации
лоббирования интересов определенных коммерческих структур с целью получения ими
государственных заказов. Требования проведения конкурса поставило на этом пути
определенный заслон. При этом на конкурсной основе должны не только
производиться работы (оказываться услуги), но и осуществляться все закупки.
Рис. 4. Виды расходов бюджетов
При заключении
государственного или муниципального контракта возникают правовые отношения,
которые регулируются соответствующими нормами гражданского законодательства.
Все государственные (муниципальные) контракты объединяются в государственный
(муниципальный) заказ.
Следующей формой
расходования бюджетных средств являются трансферты населению - бюджетные
средства для финансирования обязательных выплат населению: пенсий, стипендий,
пособий, компенсаций, других социальных выплат, установленных законодательством
Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации,
правовыми актами органов местного самоуправления.[54]
Возможно расходование
бюджетных средств, посредством предоставления бюджетного кредита
юридическим лицам, функционирующим не на государственной или муниципальной
форме собственности.[55] При
этом устанавливается, что бюджетный кредит таким юридическим лицам может быть
предоставлен только на основании возмездного договора, заключаемого в
соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом
положений БК РФ и иных нормативных правовых актов. Существенным условием
договора о бюджетном кредите является условие о предоставлении заемщиком
обеспечения исполнения своего обязательства по возврату бюджетного кредита.
Бюджетные кредиты (процентные и беспроцентные) предоставляются и
государственным или муниципальным унитарным предприятиям на условиях и в
пределах лимитов, которые предусмотрены соответствующими бюджетами.[56] Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть
его и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки. Они обязаны
предоставлять информацию и отчет об использовании бюджетного кредита в органы,
исполняющие бюджет, и контрольные органы соответствующих законодательных
(представительных) органов.
Одной из основных
форм расходования бюджетных средств является выделение субсидий и субвенций.
Их предоставление, в том числе на выделение грантов и оказание материальной
поддержки, допускается:[57]
·
из федерального бюджета -
в случаях, предусмотренных федеральными и региональными целевыми программами и
федеральными законами;
·
из бюджетов субъектов РФ -
в случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными
законами, региональными целевыми программами и законами субъектов Российской
Федерации;
·
из местных бюджетов - в
случаях, предусмотренных федеральными целевыми программами, федеральными
законами, региональными целевыми программами, законами субъектов Российской
Федерации и решениями представительных органов местного самоуправления.
Возврату в
соответствующий бюджет подлежат субсидии и субвенции в случаях их нецелевого
использования в сроки, устанавливаемые уполномоченными органами исполнительной
власти, а также в случаях их неиспользования в установленные сроки.
Следующая форма
расходования бюджетных средств - финансирование бюджетных инвестиций.
Они включаются в бюджет в соответствии с целевыми программами или решением
органа исполнительной власти.[58] Объекты
государственной собственности субъектов РФ и муниципальной собственности могут
быть включены в федеральную адресную инвестиционную программу или федеральную
целевую программу. Федеральные инвестиционные объекты, предусматривающие
расходы в сумме более 200 000 МРОТ, подлежат рассмотрению и утверждению в
порядке, предусмотренном для финансирования федеральных целевых программ.
В расходной части
бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации предусматривается
создание резервных фондов органов исполнительной власти и резервных
фондов органов местного самоуправления.[59]
Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента
утвержденных расходов федерального бюджета. Размер резервных фондов в бюджетах
субъектов РФ устанавливается органами законодательной (представительной) власти
субъектов РФ при утверждении бюджетов субъектов РФ на очередной финансовый год.
Средства резервных фондов расходуются на финансирование непредвиденных
расходов, в том числе на проведение аварийно-восстановительных работ по
ликвидации последствий стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций.
Федеральным бюджетом
на очередной финансовый год предусматривается создание резервного фонда
Президента РФ в размере не более 1 процента утвержденных расходов
федерального бюджета.[60]
Средства резервного фонда Президента РФ расходуются на финансирование
непредвиденных расходов, а также дополнительных расходов, предусмотренных
указами Президента РФ.
Разграничение
расходных обязательств между
Российской Федерацией, субъектами РФ и муниципальными образованиями
осуществляется в соответствии с Бюджетным кодексом РФ,[61] законодательством о субъектах Федерации[62] и законодательством о местном
самоуправлении.[63]
Расходы
распределяются между бюджетами, исходя из следующих принципов:
·
соответствие состава
расходов компетенции органов власти РФ, субъектов Федерации или органов
местного самоуправления (по принадлежности);
·
учет подчиненности
(подведомственности) предприятий, организаций, учреждений при формировании
расходов каждого бюджета;
учет значения
мероприятий, учреждений, масштабов и последствий их влияния на развитие
общества, в связи с чем они могут быть включены в вышестоящий бюджет.
Литература
Основная:
1.
Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н.
Н.И. Химичева. М.: Юристь, 2004.
2.
Финансовое право Российской Федерации: Учебник /
Отв. Ред. М.В. Карасева – М. Юрист, 2002.
3.
Финансовое право: Учебник / О.Н. Горбунова, Е.Ю.
Грачева и др.; Отв. Ред Е.Ю. Грачева, Г.П. Толстопятенко. – М.: ТК Велби,
Изд-во Проспект, 2003.
4.
Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право:
Учебное пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000.
Дополнительная:
1.
Финансовое право: Учеб. пособие для вузов / Под
ред. проф. М.М. Рассолова. — М.; ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
2.
Грачева Е.Ю. Финансовое право: Схемы и комментарии:
Учебное пособие. -3-е изд., испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 1999.
3.
Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов.
- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2000.
[1] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.:
Юристь, 2002. С. 91.
[2] Эриашвили Н.Д. Финансовое право: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА,
Закон и право, 2000. С. 99.
[3] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
12.
[4] Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. Ред. М.В.
Карасева – М. Юрист, 2002. С. 181.
[5] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
6.
[6] Гражданский кодекс РФ (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от
23.12.2003), ст. 214.
[7] Там же.
[8] Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.07.2003), ч. 1, ст. 72.
[9] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год».
[10] Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) «О
бюджетной классификации РФ».
[11] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год».
[12] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
11.
[13] Там же, ст. 6, 15, 16, 85.
[14] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
6, 10, 13.
[15] Там же, ст. 10.
[16] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 12.08.2004) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
[17] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
16.
[18] Там же, ст. 15.
[19] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
14.
[20] Там же, ст. 13.
[21] Там же, ст. 17.
[22] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
28.
[23] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», ст. 1, 6.
[24] Финансовое право: Учебник / Отв. ред. проф., д.ю.н. Н.И. Химичева. М.:
Юристь, 2002. С.99.
[25] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
18.
[26] Федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ (ред. от 06.05.2003) «О
бюджетной классификации РФ».
[27] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
19.
[28] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
26.
[29] Там же, ст. 27.
[30] Там же, ст. 20.
[31] Там же, ст. 41.
[32] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст. 39.
[33] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», ст. 6.
[34] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
6.
[35] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», ст. 42.
[36] Закон Белгородской области от 31.12.2003 № 109 «Об областном бюджете
на 2004 год», ст. 32.
[37] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», ст. 42.
[38] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
68.
[39] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», ст. 60.
[40] Там же, ст. 6.
[41] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
65.
[42] Там же, ст. 21.
[43] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
22.
[44] Там же, ст. 68.
[45] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
67.
[46] Федеральный закон от 26.11.1998 № 181-ФЗ (с изм. от 23.12.2003) «О
бюджете развития РФ».
[47] Федеральный закон от 23.12.2003 № 186-ФЗ «О федеральном бюджете на
2004 год», приложение 20.
[48] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
24.
[49] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
25.
[50] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
69.
[51] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
70.
[52] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
71.
[53] Там же, ст. 72.
[54] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
75.
[55] Там же, ст. 76.
[56] Там же, ст. 77.
[57] Там же, ст. 78.
[58] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
79.
[59] Там же, ст. 81.
[60] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 20.08.2004), ст.
82.
[61] Там же, гл. 11.
[62] Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 19.06.2004) «Об
общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных
органов государственной власти субъектов РФ».
[63] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 12.08.2004) «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
Страницы: 1, 2, 3
|