рефераты скачать

МЕНЮ


Жизнь во внешнем мире. Утилитарный экзистенционализм


Примечание:

Данное примечание изначально не планировалось, но вследствие ужасающей не согласованности в формулировках, видимо, необходимо сказать еще несколько слов о материи, веществе, пространстве и времени. Так в одной из философских энциклопедий приведено следующее определение вещества: “вещество – по своему значению близко понятию материя, но не равнозначно ему полностью. В то время, как со словом “материя” преимущественно связываются представления о грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы, вещество является “материалом”, который благодаря получению форм вызывает мысли об оформленности, жизненной пригодности, облагораживании”.

Более дикого определения материи (даже в средние века) трудно себе представить. А потому, чтобы хоть немного определиться, хочется сказать следующее:

Термин, категория “материя” является более общим архетипом, родовым понятием, чем термин, категория “вещество”. Материя является материалом всего, в том числе и вещества. Вещество – это материя, обладающая характерным набором свойств и характеристик. Примерами могут служить такие понятия, как “ткань” в биологии; тоже “вещество” в химии. Любое вещество – есть материя, но не всякая материя есть вещество. И квантовая физика дает нам наглядные доказательства в этом – никому в голову не прейдет называть протоны, электроны, нуклоны (а тем более кварки, лептоны) “грубой, инертной, мертвой действительностью” и в тоже время  их еще нельзя назвать веществом. Веществом является стабильное (устойчивое, стационарное) состояние материи со строго определенным набором свойств. Поэтому говорить о веществе можно, пожалуй, только до уровня молекул. Даже атомы, не говоря уже о более элементарных частицах, трудно называть веществом, поскольку тот же атом водорода или кислорода не стабилен и даже в “чистом виде” образует молекулу из двух атомов. Что же касается определения материи, попутно высказанном (не хочется произносить – в  философском словаре), то говорить о том, что тот же фотон грубая, а уж тем более инертная действительность – ну просто не серьезно. А, любой одноклеточный организм (не слышал, чтобы идеалистические учения претендовали на него)? Говорить, что он состоит из “грубой, инертной, мертвой действительности, в которой господствуют исключительно механические законы”?! – как, оказывается, все запущено…

Теперь, что касается пространства и времени. Со времен материалистов Древней Греции (тот же Демокрит) считается, что: 1) “атомы” движутся в пустоте (даже если крот движется в земле, рыба в воде, а птица в воздухе); 2) перемещаются любые тела равномерно и прямолинейно – от одного взаимодействия с чем-либо до другого взаимодействия. А если что-либо движется с ускорением или по положительной или отрицательной кривизне (неевклидовая геометрия), то значит там что-то есть и данное тело с ним взаимодействует. Говорить о не линейности пространства, времени, их “искривлении”, “преломлении” можно лишь по отношению к мифическому “эфиру”, если допустить, что данная пустота (пространство и время) заполнено каким-то субстратом, которого пока еще никто не открыл и свойств (проявлений) которого, пока никто не зафиксировал. Говорить же о нелинейности, кривизне пустоты?.. Пространство и время не являются объектами, а лишь свойствами, характеристиками объектов. Расстояние в пространстве и времени понимается как величина (характеристика) объекта – протяженность, как рас-стояние, разность стояния, не совпадение в стоянии (нахождении), различного стояний (нахождений) как различных, так и одного и того же объекта. Пространство и время не являются объектами, не могут рассматриваться сами по себе – вне объектов, поскольку являются характеристиками самого материального объекта. Нет пространства самого по себе (пустота она и есть пустота) – есть разность в стоянии (нахождении) разных объектов. Нет времени взятого вне чего-либо – есть разность в состоянии одного или разных объектов. При движении близком к скорости света не время (как нечто само по себе отдельное) будет замедляться, а будет замедляться скорость протекания различных процессов в данном объекте (взаимодействие различных структур как внутри данного объекта, так и взаимодействие данного объекта с другими объектами), поскольку подавляющая часть энергии будет затрачиваться на поддержание субсветовой скорости – вплоть до “распадения” вещества на (при достижения скорости света) на фотоны и “нулевом” взаимодействии между этими фотонами и “полном” взаимодействии данных фотонов при встрече с другими объектами (по правилу – все или ничего). Расстояние, как и время, есть степень совмещения (не совпадения) объектов. Объекты могут расходиться, не совпадать на любые (рас)стояния как во времени, так и в пространстве – вплоть до бесконечности, поскольку никакой конечности, никаких границ нет. Но это (рас)стояние между объектами и будет составлять размеры той же Вселенной. Говоря о пространстве хотелось бы сразу оговориться – о каком собственно пространстве  идет речь? О пространстве Вселенной? Она состоит из галактик (разности стояний галактик). О пространстве галактик? Они состоят из звезд (разности стояний звезд). О пространстве звездной системы? Они состоят из звезд и планет. О пространстве планеты? Она состоит из мириады объектов (тех же банальных камней). О пространстве камня? Он состоит из атомов. О пространстве атома? Он состоит из ядра и электронов. Пространство ядра состоит из более элементарных частиц, за которыми пространство и время вообще сложно уследить, так быстро эти частицы изменяются. И все эти пространства огромны. “Если попытаться изобразить атом, в котором ядро имеет диаметр 1мм (точка), то получится рисунок поперечником в 100 метров” (физическая энциклопедия для детей). А там же приведенная формула человека: звезда соотносится с человеком так же, как человек соотносится с атомом?  Поэтому, наверное, более точно нужно говорить только о плотности материи – о ее структурном построении, и уже как частный случай – о перемещениях, разностях стояний и состояний различных ее компонентов. Это, пожалуй, можно даже выделить в пятое измерение – строение атома слишком похоже на строение солнечной системы. Пусть даже только схематично, но это явно имеет общие закономерности. Материя обладает не только способностью к энтропии, так широко преподносимой сегодня, но и способностью к структурированию. И формы структурирования материи также имеет именно определенные закономерности. Два атома водорода образуют молекулу не под чьим-то нажимом, и не потому, что это разумно, а в силу своих свойств, известных сегодня под именем “энергетической выгоды”.

Все выше сказанное абсолютно не означает, что автор принимает материю, Вселенную за “единый, неделимый и уж тем более живой организм”. Вселенский макрокосмос сам собственно и состоит из мириады микрокосмов. Микрокосмы, составляя своей совокупностью Вселенский макрокосмос, сохраняют индивидуальность своего микрокосма, в том числе и за счет контактирования с другими системами, но и не более того. Акцент стоит на каждом конкретном микрокосме, а вселенский макрокосмос собственно и есть совокупность данных микрокосмов.

Глава 2. О структуре образа человека

на примере Древнегреческой мифологии.


   Как я могу не любить людей, потомков титанов, - я сам произошел оттуда, корнями впитав их мудрость и быт. Но мне нужно дальше…

    Как я могу не любить Олимп, с его богами – они научили меня думать и добывать зерна знаний. Но мне нужно выше…

    Мне нужна гармония во Вселенной, к которой ведет дорога бунтаря-героя.


Прекрасной иллюстрацией о составляющих образа человека представляется Древнегреческая мифология. На ее примере можно чудесным образом разобрать, проследить появление и развитие представлений о теле, душе (ума) и духа (разума), их взаимоотношений между собой. Сегодня можно только ретроспективно удивляться и восхищаться той глубиной проникновения и познания сущности человека Древнегреческой цивилизацией. Но, именно, развитие такого мировоззрения – понимания Вселенной, ее законов и взаимоотношений между ее составляющими – возвышает данную цивилизацию над многими и многими другими в толще вековых слоев времени. Последующая монотеистическая эра, пусть неосознанно, но закономерно эволюционирующему процессу, объединила эти составляющие и справедливо отдала их самому человеку, вернув их, спроецированные на окружающую среду, во внутренний мир человека и объявив их человеческой сущностью. Но вместе с этим эра монотеизма во многом утратила знания древнегреческой цивилизации о самих этих составляющих образа человека!

В первой главе мы определили образ человека состоящим из  свойственных данной структуре взаимодействий:

            а) взаимодействия между компонентами самой структуры этого организма – безусловные рефлексы (когда нет условий, препятствий для существования);

б) взаимодействия организма с окружающей средой по преодолению условий существования этого же организма – условные рефлексы (поиск, рефлексоризация, условный рефлекс, контроль);

в) построение таких взаимоотношений организма с окружающей средой, при которых удовлетворение потребностей данного организма практически не зависело бы от “любых” изменений в окружающей среде – разумная деятельность.

Сегодня все монотеистические направления (иудаизм, христианство, мусульманство), в отличие от жителей Древней Греции, обладают следующими предубеждениями:

1.          Слабое различие структуры человека от внутриструктурных взаимоотношений этого же организма (безусловных рефлексов).

2.          Слабое различие души (ум, условные рефлексы) от духа (разумной жизнедеятельности человека).

3.          Излишнее противопоставление структуры человеческого тела с его внутриструктурными взаимоотношениями к условно-рефлекторной и разумной деятельности человека – естественно, что внутриструктурные отношения будут принципиально отличаться от взаимоотношений с окружающей средой, но это жизнедеятельность одного и того же организма (спроецированное во внутрь отличается от спроецированного во вне).

Но сейчас мы говорим о древнегреческой цивилизации, и, в частности, о ее мифологии…


Что послужило причиной такого высокого развития Древнегреческой цивилизации – обширные ли связи с другими странами, народами и культурами, терпимость ли к другим мировоззрениям и социальным построениям, природная ли мудрость и любознательность древних греков, или еще что-либо – не было предметом рассуждения данного сочинения. Эта, безусловно, интереснейшая тема уже неоднократно подвергалась анализу и, конечно, еще будет не раз рассматриваться другими авторами. Сейчас хотелось бы рассмотреть мифологию Древней Греции в плоскости познания ее жителями трех составляющих образа человека.


1. Первой, как и положено, появляется структура – как первообъект и как то, над чем, собственно, потом можно будет работать. Пусть из ничего – из Хаоса – возникает Земля – Гея, от которой, в свою очередь произошло небо (Уран) – атмосфера. От Геи и Урана произошли сначала сторукие великаны и под конец “счастливое племя титанов” (Я.Голосковер “Сказания о Титанах”), которые и явились тем замечательным символом внутриструктурных свойств – “тела”  с его прямолинейностью (безусловностью) и стремлением к абсолюту в размере, физической силе и многочленстве. Первобоги (киклопы, великаны), описанные примитивно грубыми и огромными, в значительной мере характеризуют состояние самих жителей до эллинского периода перед величием и необозримостью, неохватностью (взглядом, умом, действием) окружающего их мира. Несколько более позднее племя титанов выражало уже более конкретно нетронуто-первозданную, но уже несколько привычную, природу. Действия первобогов, а затем и титанов, просты и прямолинейны, как безусловные рефлексы, – милая детская непосредственность, но с обладанием огромной превосходящей мощи. Да и кого оставит равнодушным вулкан, шторм или землетрясение. Поступки, действия богов-титанов почти инстинктивны. Уран оплодотворяет свою мать, а когда результат (дети) его не устраивает, пугает – засовывает, ввергает их обратно назад в материнское лоно, ибо это проявление своего желания – инстинкта, а не любовь или желание иметь детей. Крон, из тех же побуждений страха, сам пожирает своих детей. Гея рожает, рожает и рожает. Если первобогам что-либо не нравилось, то они возвещали об этом возгласом (даже не криком), который сотрясал небо. В ярости крушат они горы, отламывая от них огромные куски – скалы и бросая их во врагов. Все это самые простые виды деятельности. Мощь, размеры – единственное, что поражает воображение. Если рост – то до неба, если сила – то разрушающая горы и сотрясающая всю землю, если количество рук – то не менее ста, если вращать ими – то, как вихрь. Такими были первобоги, такими были титаны. Великой представлялась Земля древним грекам. Крохотными и беззащитными представлялись себе люди по сравнению с богами, с природой. Размером и мощью первобоги превосходили людей – теми качествами и ценностями, которые были наиболее актуальными для первых жителей Древней Греции.

И лишь по мере знакомства, познания себя и окружающего мира, привыкания к нему – образ богов приобретал все более и более конкретный, а, следовательно, понятный вид, теряя во многом свой устрашающий облик. Если сначала были просто Земля и Небо (Гея и Уран) со сторукими великанами, то позже появляются Титаны: Океан, Гипперион, Астрей, Рея, Феба. Еще позже появляются дети титанов – моря, реки, солнце, луна, заря, звезды, ветер. И еще позже появляются уже титановы народы, населяющие поляны, ручьи, деревья в виде фиаков, кентавров, древолюдей – лапитов и дрионов, нимф и т.п. Мало того, жители древней Греции  начинают допускать мысль и о своем причастии к титанову племени. Все эти титанические народы объединяет их родство с природой – неотделимость их от первозданной природы. Их проявления непосредственны, а желания инстинктивны. Таким образом, жители древней Греции познавали Тело, его сущность – свое и все телесное в окружающем их мире. Так они учились различать смысл легкого, приятного прикосновения, поглаживания от боли; сытость от голода и жажды; опасных врагов от друзей; достойную самку, самца – от непривлекательных, недостойных. А так же все остальные базовые условия, ценности проживания на Земле.


2. При дальнейшем знакомстве с окружающим миром древние греки начинают различать не только структуру и внутриструктурные компоненты, но и взаимодействия различных структур друг с другом, реакцию одной структуры на присутствие другой. И это уже не что иное, как проявление умственной (душевной) деятельности богов. По мере становления самих жителей древней Греции, с появлением в их психологии новых ценностей, новыми качествами начинали обладать и боги. Конечно, нельзя говорить о том, что закончилось формирование представлений о первой составляющей образа человека, и только затем стали появляться представления о компонентах второй или еще позднее о третьей составляющей. Конечно, эти этапы в какой-то степени перекрывались. Наиболее значимые компоненты первой составляющей прошли не только через весь второй этап, но и третий. Мысль заключается в том, что когда Гея представлялась структурой, Титаны символизировали образ внутриструктурных взаимоотношений, Олимпийцы – образ ума (души), Герои – образ разума (духа). И, в целом, эта последовательность сохраняется – Титаны более древние боги, из них происходят Крониды – Олимпийцы, а уже те, в свою очередь, порождают героев. Интересно то, что новыми психическими качествами древние греки не стали наделять уже имеющихся богов. Каждое новое свойство получало своего бога. Тогда как титаны  продолжали символизировать те же – каждый свой внутриструктурное свойство образа, то под каждое новое свойство, характеристику выделялся другой – отдельный бог. Это имело свои минусы, возможно, самые роковые для Древнегреческой цивилизации, но именно это обстоятельство замечательно тем (и это возможно основное отличие древнегреческой, а затем и европейской цивилизаций), что у древних греков появлялась возможность изучать каждую характеристику, каждое свойство, элемент отдельно – “в чистом виде”.  Появлялась возможность проследить ее зарождение и развитие, ее трансформации, появлялась возможность разобрать и проанализировать ее взаимоотношения как в комплексе с другими свойствами-богами, так и по отдельности; взаимоотношения как с прежними внутриструктурными богами-Титанами, так и с новыми богами Олимпа, символизирующих психологические, умственные, душевные свойства. Такого театрального гурманства не знала ни одна цивилизация.

По мере приобретения, развития новых качеств – свойств, ответных реакций своей структуры на воздействие (взаимодействие) с другими объектами, у древних греков развивается представление о второй составляющей свойств человеческого образа – души (ума). И как проекция образа на окружающий мир – эти же качества-свойства приобретали и боги. От первобогов – Титанов жителям Олимпа осталась только та же, значительно превосходящая, степень отличия всех качеств по сравнению с людьми. Сами же свойства – взаимодействия между различными структурами (объектами) – заложенные в олимпийцах, как и положено, качественно отличалось от внутриструктурных свойств, олицетворением которых являлись титаны. Вместо огромной природной физической силы Титанов у олимпийцев появляется всепоражающее оружие – палица, серп (меч), молнии (лук со стрелами), щит, копье. Олимпийцы уже не ходили по Земле – они летали или мчались на колесницах. Новые боги не могли быть безоружными в то время, когда оружие появляется у людей. Превосходящая степень переходит не только на новых богов, но и на все то, чем они обладали. Конечно же, это боги первыми приобрели оружие, причем сразу же самое совершенное и уже потом научили людей – позволили им иметь, делать что-либо подобное. Вместо огромных размеров и дикой нетронуто первозданной красоты олимпийцы приобрели совершенную, конечно неземную, красоту в полном соответствии с законами гармонии. И уже только потом люди стали пробовать совершенствовать, (при)украшать свой облик, стали искать, разумеется, с благословения богов, гармонию и стремиться к красоте. Принципиально выросла значимость таких психических свойств, как всепроникающий (анализирующий) взгляд, всезнающая мысль о прошлом, будущем и настоящем. Изменились род занятий и развлечений новых богов. Они уже не ведут себя как дети природы – они сами используют природу для достижения своих целей. Они уже владеют искусством земледелия, скотоводства, ремесла, охоты, войны, дипломатии, управления; искусством музыки, танца, пения, поэзии. Отличается и управление Зевса от главенства Крона – оно не самостихийное – оно уже обсуждается, обосновывается, доказывается, убеждается на советах богов – на него уже можно повлиять и даже обойти (косвенно не исполнить его при неоднозначности формулировки), хотя и с сохранением последнего решающего слова за Зевсом. Появились, выросли и разнообразились душевные, психические качества  жителей Олимпа – начиная от зависти и жадности и заканчивая любовью и мудростью. Олимпийцы обладают (разумеется, в превосходящей степени) хитростью, смекалкой, обманом, маскировкой (перевоплощением), проницательностью, сладострастием, чревоугодием, добротой, чувством юмора, чувством прекрасного, чувством любви и всеми прочими психическими, душевными качествами. На собраниях жителей Олимпа, можно наблюдать, анализировать абсолютно все комбинации  взаимоотношений между различными составляющими человеческой души (ума). Олимпийцы обладают хорошо развитыми, контролируемыми эмоциями. В  отличие от Титанов – они способны скрывать их, аккумулировать, использовать, играть на эмоциях других жителей Олимпа, а еще чаще на эмоциях Титанов или людей. Боги Олимпа способны планомерно и последовательно как создавать, так и реализовывать, воплощать в жизнь свои  планы  по  достижению  какой-либо  цели.  Причем эти планы могут быть очень сложными, многоцелевыми и достигать цели при разнообразных модификациях условий.

Интересна социальная структура Олимпа. Крониды и их потомки объединились и отделились от всех других в своих дворцах, храмах в заоблачном Олимпе – скрытом, недостижимом, как и положено внешним свойствам. Видно структуру – Гею. И если титановые народы (внутриструктурные взаимоотношения) тоже не выпячивались, но их можно было наблюдать – стоило только присмотреться повнимательнее – поскольку последние жили на Земле, то жителей Олимпа нужно было наоборот провоцировать каким-либо действием, для того чтобы они проявились. Если для обнаружения титановых народов нужно было затаиться, дабы увидеть, не вспугнуть – не мешать проявляться, то Олимпийцы появлялись (проявлялись) только при энергичных действиях кого-либо. Внешние свойства проявляются только при взаимодействии структуры с окружающим миром. А мир (Вселенная) многолик, а, следовательно, многолика и Душа (ум). Каждый бог Олимпа занимает свою социальную нишу. Значимость и весомость каждого из богов в какой-либо области строго ранжирована и имеет определенный вес.

Отслеживая появление и развитие новых качеств и свойств богов, древние греки изучали и их взаимоотношения. Выяснение и анализ всех взаимоотношений между богами, как между различными составляющими образа человека, так и внутри каждой из этих составляющих, наверное, увело бы нас далеко в сторону от основной темы. Эта огромнейшая и интереснейшая область еще будет исследована многими авторами. В данном сочинении хотелось остановиться только на качественных взаимоотношениях между составляющими свойств образа человека.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.