рефераты скачать

МЕНЮ


Жизнь и творчество Сократа


































Глава 3. Понимание души человека по Сократу


Со времен софистов и Сократа проблема человека становится одной из важнейших проблем философии. В отличие от представителей ранней греческой философии, преимущественно занимавшихся изучением природы, Сократ главную цель философии видит, как упоминалось ранее,  в познании человека, его внутренней жизни. В центр своих размышлений Сократ поставил человека, смысл его бытия. Грань между присущими человеку духовными процессами и материальным миром, уже намеченная предшествующим развитием греческой философии (в Пифагора, софистов и др.),  была более отчетливо обобщена именно Сократом: он акцентировал своеобразие создания сравнительно с материальным бытием и одним из первых глубоко раскрыл сферу духовного как самостоятельную реальность, чем бытие воспринимаемого мира, и тем самым как бы возложил ее на алтарь общечеловеческой культуры для изучения всей последующей философской и психологической мыслью. Рассматривая феномен души, Сократ исходил из признания ее бессмертия, что увязывалось с его верой в Бога.

В понимании Сократа, человек - это его душа. А под  душой  Сократ понимает разум, способность к самосознанию и морально ориентированное поведение. «Если сущность человека - это его душа, то в особой заботе нуждалось не столько его тело, сколько душа», и высшую и благую задачу Сократ видел в том, чтобы научить людей самовоспитанию души. «...убеждаю каждого из вас, молодого и старого, - читаем мы в «Апологии», - заботиться раньше и сильнее не о телах ваших или о деньгах, но о душе, чтобы она была как можно лучше, говоря вам: не от денег рождается доблесть, а от доблести бывают у людей и деньги и все прочие блага, как в частной жизни, так и в общественной».

Сократ обосновывает наличие души следующим аргументом. Человек пользуется своим телом как инструментом, что означает наличие того, кто им управляет. Отсюда, на вопрос о сути человека невозможен ответ: это тело; скорее это то, чему служит тело. А то, чему служит тело, есть душа. Сократ делает такой вывод: душа руководит в познании тем, кто следует призыву «познать самого себя». «Не познавая самих себя и не будучи рассудительными, можем ли мы понять, что в нас есть хорошего или плохого?».

Сократ призывает познать самого себя, но не в духе ранних мыслителей, напоминавших человеку об ограниченности его возможностей и о необходимости положиться на богов. Познать у Сократа не значит воспринять уже данную истину, он требует познавать, искать самого себя, испытывать себя знающий ли, добрый ли ты или нет. Сократ считал, что, заботясь о душе человек должен сосредоточить основное внимание на подлинных добродетелях - истине, справедливости, свободе, мужестве, воздержанности.

В вопросах этики Сократ развивал принципы рационализма, утверждая, что добродетель проистекает из знания и человек, знающий, что такое добро, не станет поступать дурно. Ведь добро есть тоже знание, поэтому культура интеллекта может сделать людей добрыми: никто не зол по доброй воле, люди злы лишь по неведению.  Для Сократа не было  ничего выше этического.

Добродетель  есть знание, следует понимать в прямом смысле, а именно, выходящую за рамки данного индивида природу. Все добродетели являются разновидностями знания (мужество представляет собой знание того, что бояться, чего нет, как вести себя в опасных ситуациях; справедливость есть знание того, как вести себя по отношению к законам, и т. д.). Духовная активность личности должна быть, поэтому направлена исключительно на поиск адекватных этических знаний, ибо знание решает все дело. Добродетель в  сущности одна – знание, и все сводиться к нему, притом в такой степени, что человек не может, например, быть одновременно справедливым и немужественным или умеренным и несправедливым. Этические поиски ориентированы на открытие основы основ всех добродетелей, понятия добра вообще. Нужно найти моральную формулу, понятие добродетели, и это сделает человека моральным, и одновременно и счастливым. Для понимания природы индивида, полагает Сократ, важно не то, что дано естественно (стремление к удовольствиям, пользе, счастью), а то, что  привносится культурой, - нравственные взгляды. По Сократу, деятельность человека всецело определяется его понятиями о доблести, о благе и вытекающими из этих понятий целями. Поэтому никто не может заблуждаться или дурно поступать по доброй воле: нет человека, который, зная, что он может сделать нечто лучшее сравнительно с тем, что он делает, стал бы, напротив, делать худшее. Таким образом, Сократ сводил всякое дурное действие всецело к простому незнанию или заблуждению, а мудрость – к совершенному знанию. Это был важный шаг в познании сущности человека. Именно поэтому по Сократу,  добродетель есть знание.

Таким образом, человек и его место в мире стали центральной проблемой в учениях  о душе и этики Сократа.




Глава 4. Философия Сократа

В период своего становления человеческое познание направлено «вовне», на объективный мир. Накопление философией объема знаний, разработка инструментария мышления, изменения общественной, жизни, под влиянием которых формируется человеческая личность, формирование новых общественных потребностей обусловили         шаг в развитии философской проблематики. Происходит переход от преимущественного изучения природы (натурфилософия) к рассмотрению человека, его жизни во всех многообразных проявлениях, возникает субъективистско-антропологическая тенденция в философии. Родоначальником этой тенденции являются софисты и Сократ.

В истории философии, пожалуй, нет фигуры более известной, чем Сократ. Еще в древности он стал в сознании людей воплощение м мудрости, «идеалом мудреца, поставившего истину выше жизни». И когда Херефонт, один из преданных ему слушателей, обратился к дельфийской пророчице с вопросом, есть ли кто на свете мудрее Сократа, пифия ответила: «Софокл мудр, Еврипид мудрее, Сократ же — мудрейший из всех людей». Сохранился и другой вариант ответа: «В мудрости никто не сравнится с Сократом»

Также в истории философии нет фигуры более загадочной, чем Со -
крат. Дело в том, что он ничего не писал и не оставил письменного наследства. Он философствовал устно, целыми днями бродил по улицам
Афин и вступал в беседу со всяким, кто попадался ему на пути. Все свои
взгляды он высказывал в беседах, которые представляли собой свое-
образную форму сократовского философствования и стиль его жизни,
сознательно подчиненный поискам истины. О его жизни и учении мы
знаем, главным образом, из сочинения его учеников и друзей, в первую
очередь благодаря прекрасным как в философском, так и в художествен-
ном отношении произведениям Платона. 

Сократ отвергает всю натурфилософию как «для человека излишнюю». Натурфилософы стремились выстроить иерархию в мире событий, понять, например, как образовались небо, земля,  звезды. Сократ
тоже хочет понять мир, но в принципиально другой манере, двигаясь
не от событий к событиям, а от событий к их смыслу. В этом отношении типичным для него является рассуждение о прекрасном.

Сократ говорит, что ему известно много прекрасных вещей: и меч, и
копье, и девушка, и горшок, и кобылица. Но каждая вещь, прекрасна
по-своему, поэтому нельзя прекрасное связать с одной из вещей. В таком случае другая вещь уже не была бы прекрасной. Но все прекрасные вещи имеют нечто общее — прекрасное как таковое, это их общая идея, эйдос, или смысл.

Раз общее может быть обнаружено не чувствами, а умом, то Сократ
отнес общее к миру ума и тем самым заложил основы идеализма. Со-
крат как никто другой уловил, что существует родовое общее. Он выступил с требованием выработать такие истины, которые имели бы общее и объективное значение. Ему трудно разобраться в том, существует ли это родовое, т. е. общее, присущее веем объектам данного класса,
только в уме или и за его пределами, но он уверен, во-первых, что оно
каким-то образом существует, а во-вторых, что при объяснении мира
событий, мира отдельного, надо начинать с родового.

Итак, основополагающая способность человека, по Сократу, это
разум, мышление. Именно разум способен дать высшее, общеобязательное знание.

Сократ, однако, не останавливается на констатации значений идей,
он стремится познать их субординацию. Он приходит к убеждению, что
самая главная идея — это идея блага, ею обусловлены пригодность и
полезность всего остального, в том числе и справедливость. Натурфи-
лософ начинает с атомов, стихий. Сократ начинает с блага.

Сократ интуитивно убежден, что из физики не выведешь этическое, поэтому он начинает непосредственно с этического, возвышая, между прочим, его над экономическим и политическим. Для Сократа нет ничего выше этического.

Истинное познание, как его понимал Сократ, призвано дать чело-
веку верные направления для его повседневной жизни. Поэтому ценность всякого познания природных, людских и божественных явлений и отношений в том, чтобы научиться разумно вести человеческие делаю

Дорога самопознания ведет человека к пониманию своего места в
мире, к понятию того, «каков он по отношению к пользованию собой
как человеком». В центре сократовского философствования стоят вопросы о нравственных добродетелях, моральных качествах человека.

Но что является этически оправданным, добродетельным? Сократ
отвечает, что добродетель состоит в знании добра и в действий соответственно этому знанию. Он связывает нравственность с разумом, что
дает основание читать его этику рационалистической.

Сократ верил, что, если человек знает, что именно хорошо, а что
плохо, то он никогда не поступит дурно. Нравственное зло идёт от не-
знания, значит, знание — это источник нравственного совершенства.
Истина и нравственность Сократа — совпадающие понятия. Можно утверждать, что существует истинная нравственность. По Сократу, это знание того, что такое хорошо, а вместе с тем, что полезно человеку, способствует его блаженству, жизненному счастью.

Сократ называл три основных человеческих добродетели:

1.     умеренность (знание как обуздывать страсть);

2.     храбрость (знание как преодолевать опасности);

3.     справедливость (знание как соблюдать законы божественные и человеческие).

Таким образом, Сократ пытался, найти в сознании, мышлении человека такую прочную и твердую опору, на которой могло бы стоять здание нравственности и всей общественной жизни, в том числе и государства.

. Можно ли научиться добродетели? Казалось бы, что исхода из определения добродетели («Добродетель есть знание »), на этот вопрос следует ответить однозначно. Однако Сократ после обсуждения данной темы приходит .к отрицательному выводу: добродетели научиться нельзя. Сократ сделал такой вывод потому, что он различает знание и мнение. Знание и, следовательно, добродетель, по Сократу. — это божественный разум, доступный (и то не полностью)дашь философскому понятию.

Но как приобрести знание? Это знание нельзя получить в готовом
виде, человек должен затратить значительные усилия, чтобы обрести
его. Отсюда вытекает метод Сократа — майевтика — повивальное искусство. Этот метод помогает рождению человеческой мысли, а философ, работающий по этому методу, уподобляется «бабке – повитухе».

В чем же состоит сущность этого метода и на какие философские
предпосылки он опирается? Исходным началом метода Сократа является ирония. Благодаря ироническому отношению к окружающему, Сократ
пробуждает у людей сомнения в общепринятых истинах. «Я знаю, что я
ничего не знаю», — заявлял он. И тем самым приглашал их к рассуждению, к выработке своей собственной позиции, которая бы основывалась на логических аргументах, была бы достаточно обоснованной.

А достигал этой цели путем точной постановки вопросов. Ирония состоит в том, что обмен мнениями сначала дает негативный результат. Однако этим дело не заканчивается, перебор мнений, их обсуждение позволяют достичь новых мыслей. При этом Сократ исходил из установки, что все знания уже имеются у человека. Человек обладает полнотой знания. Сознание черпает из самого себя все понимание истины и лишь оттуда оно должно черпать это понимание. Задача философа помочь человеку родиться к новой жизни, к обретению подлинных и истинных моральных норм.

« Познан самого себя.» — это изречение закрепилось за Сократом закономерно,- ни один из мыслителей античного мира не сделал установку на самопознание. Самопознание было направлено против всезнайства. Приобретенные знания и мастерство в каких-либо областях деятельности еще не дают блага человеку. Они могут быть использованы и во вред ему. Те, которые много знают и всегда много понимают, сведущи, но не мудры. Сократовское самопознание — это происхождение общих, прежде всего этических, определений — забота о своей душе, о своем назначении. Основное содержание сократовских рассуждений посвящено вопросам морали: что такое добро и зло, справедливость и несправедливость. Философия, с точки зрения Сократа, есть способ познания добра и зла.

В центре сократовской мысли — тема человека, проблемы жизни и смерти, добра и зла, добродетелей и пороков, права и долга, свободы и ответственности, личности и общества. Человек и его место в мире стали центральной проблемой этики Сократа и главной темой всех его бесед.

















Глава 5. Сократические школы

Мегарская школа.

 

Основанная уроженцем Мегары, ревностным почитателем Сократа Евклидом, мегарская школа просуществовала до середины III в. до н. э. В основе учения мегарской школы была положена идея, будто предметом знания могут быть только «бес-
телесные виды» или общее, постигаемое посредством понятий. Общее совпадает с единым благом и неизменно по природе. Для обоснования этих положений мегарцы изобрели много доводов, в которых метафизически противопоставили общее единичному и в результате пришли к отрицанию возможности относить общее понятие к единичным предметам.


Элидо-эретрийская школа.

 

Была основана Федоном из Элиды; один из представителей этой школы, Менедем, положил впоследствии начало эретрийской
школе. Федон и Менедем были искусными спорщиками и учителями красноречия, однако школа их не прибавила оригинальных идей к учению мегарцев.


Киническая школа.

 

Ее основателем был Антисфен, выступавший против учения Платона о бестелесных, постигаемых умом «идеях». Наиболее известный ученик Антисфена — Диоген Синопский (который жил в бочке), прославившийся пренебрежением к культуре и своей пропагандой возврата к «естественному состоянию». По этике киников мудрость состоит не в недоступном для человека теоретическом знании, но
лишь в познании блага. Истинное благо может быть только достоянием каждого отдельного лица, а целью добродетельной жизни может быть не богатство, не здоровье и даже не сама жизнь (все это блага, нам не подвластные), а лишь спокойствие, основанное на отрешении от всего, что делает человека зависимым: от имущества, от наслаждений, от искусственных и условных понятий, принятых среди людей.



 

Киренская школа.

 

Была основана уроженцем африканской Кирены Аристиппом. Как и киники, Аристипп исходит из убеждения, что предметом знания
может быть только практически достижимое благо. Так как познание возможно только через ощущения и так как в них постигаются не свойства самих вещей,  лишь наши собственные, индивидуальные состояния, то критерием блага может считаться только испытываемое нами при ощущении наслаждение или страдание. Из всех возможных наслаждений наиболее желательны чувственные, так как они самые сильные. Однако средством к достижению счастья должна быть свобода, которая дала бы нам силу отказаться от недостижимого удовольствия или от удовольствия, удовлетворение которого грозит причинить нам страдание. Поэтому философ должен быть одинаково готов как к тому, чтобы воспользоваться ими, если позволят обстоятельства, так и к тому, чтобы с легким сердцем от них отказаться.































Глава 6. Краткий обзор событий времени жизни Сократа


469 г. — рождение Сократа.


465 г. - Левкипп, учитель Демокрита, первым учит, что все вещи состоят из неделимых частиц (атомов), составленных вместе.


460 г. — рождение Демокрита.

443-429 гг. — Афины становятся культурной столицей Аттики. Все известные «духовные лидеры» время от времени посещают Афины. Среди них можно назвать философов Анаксагора, Протагора, Гиппия из Элиды. Выдающиеся политики, например Перикл, принимают участие в обсуждении философских вопросов и способствуют развитию искусств.


441-440 гг. — Сократ приезжает в Самос и знакомится с учеником Анаксагора Архелаем (философом).


432 г. — в Афинах принимается закон против безбожия. Анаксагор учил, что Солнце — огненная глыба (камня), а Ауна — земля. Из-за воззрений Анаксагора был принят закон, объявляющий «государственными преступниками тех, кто не почитает богов по установленному обычаю или объясняет научным образом небесные явления».


431-429 гг. — Осада Потидеи (Сократ принимает участие в ней как гоплит).


428 гг. — Премьера трагедии «Ипполит» Еврипида.


424 г. — Сократ принимает участие в сражениях при Делии.


423 г. — В комедии Аристофана «Облака» выводится карикатурный образ Сократа. Он якобы является заводилой шайки проходимцев, которую Аристофан назвал «мыслильней». В этой «мыслильне» люди зарабатывают тем, что сбивают с толку молодых юношей, обучая их ложным воззрениям, в частности отрицанию богов, отрицанию устоев общества.


422 г. — Сократ участвует в сражениях при Амфи-поле.


418-413 гг. — Алкивиад, которого Сократ знал всю жизнь, играет важную политическую роль в Афинах, но позднее, в 416 г., его лишают власти и высылают из города.


412 г. — рождение Диогена из Синопа.


Примерно 407 г. — Платон становится учеником
Сократа.


406 г. — Сократ принимает участие в процессе против полководцев, победивших при Аргинусских островах, и выступает в их защиту.


404 г. — Спартанцы захватывают Афины. Начинается период правления Тридцати тиранов.

399 г. — После восстановления демократии над Сократом затевают судебный процесс, который заканчивается приговором и смертью Сократа.


396 г. — Платон публикует свою «Апологию» (защиту Сократа).

Глава 7. Известные высказывания Сократа


·        Я знаю, что я ничего не знаю.


·        Если хочешь совершать добрые поступки, ты должен знать, что такое добро вообще.


·        Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.


·        Чем меньше у меня желаний, тем ближе я к богам.


·        Завоевывай себе друзей не пустой ленью, а искренними словами любви.


·        Сила тебе не поможет завязать и сохранить дружбу, ибо друг — это животное, которое можно поймать и приручить лишь добротой и любовью.


·        Доброта не приходит от владения многими вещами; наоборот, лишь доброта превращает владения человека в достоинство.


·        Подобно тому, как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем,
что становлюсь лучше.


·        Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.


·        Так много есть на свете вещей, которые мне не нужны!


·        В каждом человеке — солнце. Только дайте ему светить.


·        Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.


·        Нельзя врачевать тело, не врачуя души.


·        Сколько же есть вещей, без которых можно жить.


·        Точное логическое определение понятий — условие истинного знания.


·        Я не только поступаю в соответствии с тем, что я есть, но и становлюсь в соответствии с тем, как я поступаю.


·        Я знаю только то, что я ничего не знаю, но некоторые не знают и этого.


·        Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это — яд, тем более опасный, что он приятен.


·        Заговори со мной, чтоб я тебя увидел.


·        Кто мудр, тот и добр.





































Заключение.

 

Сократ является первым из трех великих философов классического периода. Изучив историю его жизни и деятельность можно сделать выводы о том, что, главное направление в учении Сократа заключается в том, что в нем формируются социальные и индивидуально-психологические механизмы, позволяющие и требующие от личности самостоятельного, ориентированного на собственные интересы и представления, образа действий.

Сократ был человеком, для которого собственная жизнь была философской проблемой, а важнейшим из проблем философии был вопрос о смысле жизни и смерти. Его мировоззрение было цельным, земным, жизненным, полным и глубоким выражением духовной жизни  античного мира.

Сократ распространял свои взгляды по преимуществу в разговорах и дискус­сиях. В них же сформировался философский метод Сократа. Его целью было выяснить истину обнаружением противоречий в утверждениях противника. При помощи правильно подобранных вопросов обнаруживались слабые места оппо­нента. Цель же его философских учений заключалась в  помощи  людям.

Тенденция постоянно обнаруживать противоречия в утверждениях, сталкивать их и приходить таким образом к новому (более надежному) знанию стано­вится источником понятийной (субъективной) диалектики. Именно поэтому метод Сократа был воспринят и разработан последователем идеалисти­ческой философии  Платоном.

Фигура Сократа в высшей степени знаменательна: не только его жизнь, но и его смерть  символически раскрывает нам природу философии. Сократ пытался найти в самом сознании человека такую прочную т твердую опору, на которой могло бы стоять «здание» нравственности, права и государства после того, как старый – традиционный – фундамент был уже «подточен» индивидуалистической критикой софистов. Но Сократа не поняли и не приняли ни софисты-новаторы, ни традиционалисты-консерваторы: софисты увидели в Сократе «моралиста» и «возродителя устоев», а защитники традиций – «нигилиста» и разрушителя авторитетов.

Сократ - великий античный мудрец, который стоит у истоков рационалистических и просветительских традиций европейской мысли. Ему принадлежит выдающееся место в истории моральной философии и этики, логики, диалектике, политических и правовых учений. Влияние, оказанное им на прогресс человеческого познания, ощущается до наших дней. Он навсегда вошел в духовную культуру человечества.

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

  1. Философия: Краткий курс. – Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова, СПб.: Питер, 2008. – 352 с.: ил. – ( Серия «Краткий курс» ).

  1. Философия: Учебник. – В.Г. Кузнецов, И.Д. Кузнецова, В.В. Миронов,

К.Х. Момджян. – М.: ИНФРА-М, 2006. – 519 с.


  1. Философия: экзаменационные ответы / Л.С. Николаева, С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко. – Изд. 3-е. – Ростов н/Дону: Феникс, 2006. – 384 с. -

( Сдаем экзамен).


  1. Основы философии: Учебное пособие. – М.: Альфа-М: ИНФРА-М, 2008. - 368 с.: ил.

  1. Сократ. Жизнеописание, мировоззрение, цитаты: за 60 минут. – СПб.: Невский проспект; Вектор, 2007. – 187, [5] с. – ( Человек мира )


 

 














 


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.