1. Проблемы жизни
и смерти в духовном осмыслении человека.
1.1. Жизнь – в философском аспекте времен
и народов.
1.2. Понятие смерти с точки зрения
философии.
2. Взгляды мировых религий на вопросы жизни и смерти
2.1. Христианское понимание жизни и смерти
2.2. Ислам о вопросах жизни и смерти
2.3. Отношение к жизни и смерти в буддизме
3. Танатология – учение о смерти
3.1. Проблема эвтаназии в современном мире
Заключение
Библиография
Введение.
Жизнь и смерть, – вечные
темы духовной культуры человека. Поэтому актуальность выбранной темы не
преходяща, она извечна со времен существования человечества. О них пророки и
основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы,
педагоги и медики. Вряд ли найдется взрослый человек, который рано или поздно
не задумывался бы о смысле своего существования, предстоящей смерти и
достижения бессмертия. Эти мысли приходят в голову детям и всем юным людям, о
чем говорят стихи и проза, драмы и трагедии, письма и дневники. Только раннее
детство и старческий маразм избавляют человека от необходимости решения этих
проблем. А.П. Чехов в одном из писем написал: «Зафилософствуй – умозаключение
закружится», имея ввиду тот или иной способ решения проблемы жизни и смерти.
Однако, подлинное философствование невозможно без обращения к этим вечным
темам. Во всех философских системах так или иначе решается этот вопрос, а
А.Шопенгауэр считал, что «смерть – подлинный гений, вдохновитель или Мусагет
философии», отчего Сократ и определил ее как «подготовку к смерти».
Цель же данных размышлений для
каждого индивидуальна. В данной работе лишь сделана попытка обобщить и в тоже
время рассмотреть данные темы с точки зрения мировых религий и с позиции времен
и народов разных эпох. Эта тема неисчерпаема и говорить о ней можно бесконечно.
Данная работа основана на материалах
из учебника «Философия» под редакцией В.П.Кохановского, «Философия» В.А.Канке и
другие материалы.
В первой главе работы проблемы жизни
и смерти рассматриваются в духовном осмыслении человека, мнение философов
разных эпох и народов. Во второй главе эти проблемы рассматриваются с точки
зрения мировых религий: христианства, ислама и буддизма. В третьей главе
рассматриваются причины возникновения танатологии как учении о смерти, появления
биоэтики как комплексной дисциплины, являющейся своеобразной реакцией общества
на угрозу жизни на Земле, вследствие обострения глобальных проблем
человечества. И наконец, становящейся наиболее острой в современном мире –
проблема эвтаназии – «счастливой смерти» с точки зрения морали, этики и
гуманизма.
Что такое смерть? Конец жизненного
пути или начало возрождения. Что стоит за смертью? Что она в себе заключает? И
что есть жизнь, и что есть смерть? Ответов на эти вопросы нет…
1. Проблемы жизни и смерти в духовном осмыслении человека.
Смерть и потенциальное бессмертие
самая сильная приманка для философствующего ума, ибо все наши жизненные дела
должны так или иначе соизмеряться с вечным. Человек обречен на размышления о
смерти и в этом его отличие от животного, которое смертно, но не знает об этом.
По сути дела, речь идет о триаде:
жизнь – смерть – бессмертие, поскольку все духовные системы человечества
исходили из идеи противоречивого единства этих феноменов. Наибольшее внимание
здесь уделялось смерти и обретению бессмертия в иной жизни, а сама человеческая
жизнь трактовалась как миг, отпущенный человеку для того, чтобы он мог достойно
подготовиться к смерти и бессмертию.
1.1 Жизнь – в философском аспекте времен и народов.
За небольшим исключением
у всех времен и народов высказывания о жизни носили негативный характер. Жизнь
– страдание (Будда, Шопенгауэр и др.); жизнь – сон (Веды, Платон, Лабрюйер,
Паскаль); жизнь – бездна зла (древнеегипетский текст «Разговор человека со
своим духом). «И возненавидел я жизнь, ибо противным мне стали дела, которые
делаются под солнцем, ибо все – суета и томление духа» (Экклезиаст);
«Человеческая жизнь жалка» (Сенека); «Жизнь – борьба и странствие по чужбине»
(Марк Аврелий); «все пепел, призрак, тень и дым» (Иоанн Дамасский); «Жизнь
однозвучна, зрелище уныло» (Петрарка); «Жизнь – это повесть глупца,
рассказанная идиотом, полная шума и ярости, но лишенная смысла» (Шекспир);
«Жизнь человеческая не что иное, как постоянная иллюзия» (Паскаль); «Вся жизнь
– лишь цена обманчивых надежд» (Дидро); «Моя жизнь – вечная ночь.. что такое
жизнь, как не безумие?» (Кьеркегор); «Вся человеческая жизнь глубоко погружена
в неправду» (Ницше). Об этом же говоря пословицы и поговорки разных народов –
«Жизнь – копейка». Ортега-и-Гассет определили человека не как тело и как дух, а
как специфическую человеческую драму. Действительно, в этом смысле жизнь
каждого человека драматична и трагична: как бы удачно не складывалась жизнь,
как бы она не была длительна – конец ее неизбежен. «Кто находится между живыми,
тому есть еще надежда, так как и псу живому лучше, нежели мертвому льву»
(Экклезиаст). Столетие спустя, после Экклезиаста, греческий мудрец Эпикур
пытался решить этот вопрос вопросов так: «Приучай себя к мысли, что смерть не
имеет к нам никакого отношения. Когда мы существуем, смерть еще не
присутствует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем».
1.2 Понятие смерти с точки зрения философии
Известно, что животные
чуют приближение смерти, особенно домашние, и их предсмертное поведение чаще
всего напоминают мучительные поиски уединения и успокоения. Смерть вообще –
расплата за усложнение биологической системы. Одноклеточные практически
бессмертны и амеба в этом смысле счастливое существо. Когда организм становится
многоклеточным, в него как бы встраивается механизм самоуничтожения на
определенном этапе развития, связанный с геномом.
Размышляя о смерти,
начинаешь понимать, что смерть, пожалуй, единственное, перед чем все равны:
бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые. Хотя и в древности, и
в наши дни делаются попытки убедить мир, что есть люди, побывавшие «там» и
вернувшиеся назад, но здравый рассудок отказывается этому верить. Требуется
вера, необходимо чудо, какое совершил евангельский Христос, «смертию смерть
поправ». Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении
к жизни и смерти. Как сказала Махатма Ганди: «Мы не знаем, что лучше – жить или
умереть. Поэтому нам не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать
перед мыслью о смерти. Мы должны одинаково относиться к ним обоим. Это
идеальный вариант.» А еще задолго до этого в «Бхагавадгите» сказано: «Воистину,
смерть предназначена для рожденного, а рождение неизбежно для умершего. О
неизбежном – не скорби!»
Вместе с тем, немало
великих людей осознавали эту проблему в трагических тонах. Выдающийся
отечественный биолог И.И.Мечников, размышляя о возможности «воспитания
инстинкта естественной смерти», писал о Л.Н.Толстом: «Когда Толстой, терзаемый
невозможностью решить эту задачу и преследуемый страхом смерти, спросил себя,
не может ли семейная любовь успокоить его душу, он тот час увидел, что это –
напрасная надежда. К чему, спрашивал он себя, воспитывать детей, которые вскоре
очутятся в таком же критическом состоянии, как их отец? Зачем жить? Зачем мне
любить их, растить и блюсти их. Для того же отчаяния, которое во мне, или для
тупоумия. Любя их, я не могу скрыть от них истины, - всякий шаг их ведет к
познанию этой истины. А истина – смерть».
Уж более тридцати веков
мудрецы, пророки и философы разных стран и народов пытаются найти водораздел
между жизнью, смертью и бессмертием. Чаще всего полагают, что все дело в
осознании факта предстоящей смерти: мы знаем, что умрем и лихорадочно ищем путь
к бессмертию. Все остальное живое тихо и мирно завершает свой путь, успев
воспроизвести новую жизнь или послужить удобрением почвы для другой жизни.
Человек же обречен на пожизненные мучительные раздумья о смысле жизни или о ее
бессмысленности, изводит этим себя, а часто других, и вынужден топить эти
проклятые вопросы в вине и наркотиках. Отчасти это верно, но возникает вопрос:
как быть с фактом смерти новорожденного ребенка, который еще не успел ничего
понять, или умственно отсталого человека, который не в состоянии ничего понять?
Считать ли началом жизни момент зачатия (который невозможно точно определить в
большинстве случаев) или момент рождения? Безвестная и никого не трогающая
смерть маленького существа, кроме его матери, от голода где-нибудь в Африке и
пышные похороны всемирно известных лидеров – перед лицом вечности не имеют
различия. В этом смысле глубоко прав английский поэт Д.Донн, сказавший, что
«смерть каждого человека умаляет все человечество, и поэтому никогда не
спрашивай, по кому звонит колокол, он звонит по тебе».
Очевидно, что специфика
жизни, смерти и бессмертия человека прямо связаны с разумом и его проявлениями,
с успехами и достижениями человека в течении его жизни, с оценкой его
современниками и потомками. Смерть многих гениев в молодом возрасте, бесспорно
трагична, но при этом нет оснований считать, что их последующая жизнь, если бы
она состоялась, дала бы миру нечто еще более гениальное. Здесь действует
какая-то не вполне ясная, но эмпирически очевидная закономерность, выражаемая
христианским тезисом: «Бог прибирает в первую очередь лучших».
В этом смысле жизнь и
смерть не охватываются категориями рационального познания, не укладывается в
рамки жестокой детерминистической модели мира и человека. Рассуждать об этих
понятиях можно хладнокровно до определенного предела. Он обусловлен личной
заинтересованностью каждого человека и его способностью к интуитивному
постижению предельных оснований человеческого бытия. В этом отношении каждый
подобен пловцу, прыгавшему в волны среди открытого моря. Надеяться надо только
на себя, несмотря на человеческую солидарность, веру в Бога, высший Разум и
т.д. Уникальность человека, неповторимость личности проявляется здесь в
высочайшей степени.
2. Взгляды мировых религий на вопросы
жизни и смерти.
2.1 Христианское
понимание жизни и смерти.
Христианское понимание жизни, смерти
и бессмертия исходит из ветхозаветного положения: «День смерти лучше дня
рождения» (Экклезиаст) и новозаветной проповеди Христа: «… я имею ключи от ада
и смерти». Богочеловеческая сущность христианства проявляется в том, что
бессмертие личности как целостного существа мыслимо только через воскресение.
Путь к нему открыт искупительной жертвой Христа через крест и воскресение. Это
сфера тайны и чуда, ибо человек выводится из сферы действия
природно-космических сил и стихий, и становится как личность лицом к лицу с
Богом, который тоже есть личность. Целью жизни человека является обожение,
движение к жизни вечной. Без осознания этого, земная жизнь превращается в сон,
пустую и праздную мечту, мыльный пузырь. В сущности, она есть приготовление к
вечной жизни, которая не за горами для каждого. Поэтому и сказано в Евангелии:
«Будьте готовы: ибо, в который час не думаете, придет Сын Человеческий». Чтобы
жизнь не превратилась, по словам М.Ю.Лермонтова, «в пустую и глупую шутку»,
необходимо всегда помнить о смертном часе. Это не трагедия, а переход в иной
мир, где уже обитают мириады душ, добрых и злых, и где каждая новая входит на
радость или муки. По образному выражению одного из православных иерархов:
«Умирающий человек – заходящее светило, заря которого уже блещет над другим
миром». Смерть разрушает не тело, а тленность его и поэтому она не конец, а
начало жизни вечной.
Евангелист Лука так определил суть
христианского подхода к жизни и смерти: «Бог не есть Бог мертвых, но Бог живых.
Ибо у него сме живы». Христианство категорически осуждает самоубийство, так как
человек не принадлежит сам себе, его жизнь и смерть «в воле Божьей».
2.2 Ислам о вопросах жизни и
смерти.
На вопрос человека: «Разве, когда я
умру, я буду изведен живым?», Аллах дает ответ: «Разве не вспомнит человек, что
мы сотворили его раньше, а был он ничем?». В отличие от христианства, земная
жизнь а исламе расценивается высоко. Ислам исходит из факта сотворенности
человека по воле всемогущего Аллаха, который прежде всего милосерден. Тем не
менее, в последний день все будет уничтожено, а умершие воскреснут и предстанут
перед Аллахом для окончательного суда. Вера в загробную жизнь является
необходимой, поскольку в этом случае человек будет оценивать свои действия и
поступки с точки зрения личностного интереса в смысле вечной перспективы.
Разрушение всей Вселенной в день
справедливого суда предполагает творение нового совершенного мира. О каждом
человеке будет представлена «запись» деяний и мыслей, даже самых тайных и
вынесен соответствующий приговор. Таким образом, восторжествует принцип
верховенства законов морали и разума над физическими закономерностями. Морально
чистый человек не может находиться в униженном положении, как это имеет место в
реальном мире. Ислам категорически запрещает самоубийство.
Описание рая и ада в Коране полны
ярких подробностей, дабы праведники могли полностью удовлетвориться, а грешники
получить по заслугам. Спрашивать Аллаха о смертном часе нельзя, так как знание
об этом только у него, а «что тебе надо знать, - может быть, час уже близок».
2.3 Отношение к жизни и
смерти в буддизме.
Отношение к смерти и бессмертию в
буддизме значительно отличается от христианского и мусульманского. Сам Будда
отказывается отвечать на вопросы: бессмертен ли познавший истину или смертен
он?, а также: может ли познавший быть смертным или бессмертным одновременно? В
сущности, признается лишь один вид «дивного бессмертия» – нирвана, как
воплощение ртансендентного Сверхбытия, Абсолютного Начала, не имеющего
атрибутов.
Поскольку личность понимается как
сумма драхм, находящихся в постоянном потоке перевоплощения, то отсюда следует
нелепость, бессмысленность цепи природных рождений. «Драхммапада» утверждает,
что «рождение вновь и вновь – горестно». Выходом является путь обретения
нирваны, прорыв цепи бесконечных перерождений и достижения просветления,
блаженного «острова», находящегося в глубине сердца человека, где «ничем не
владеют» и «ничего не жаждут». Известный символ нирваны – угашение вечно
трепещущего огня жизни – хорошо выражает сущность буддийского понимания
смерти и бессмертия. Как говорил Будда: «Один день жизни человека, видевшего
бессмертную стезю, лучше столетнего существования человека, не видевшего высшей
жизни».
Спокойное и умиротворенное отношение
к жизни, смерти и бессмертию, стремление к просветлению и освобождению от зла
характерно и для других восточных религий и культов. В этой связи меняется
отношение к самоубийству: оно считается не столь греховным, сколько
бессмысленным, ибо не освобождает человека от круга рождений и смертей
(сансара), а только приводит к рождению в более близком воплощении. Нужно
преодолеть такую привязанность к своей личности, ибо, по словам Будды, «природа
личности есть непрерывная смерть». Один из самых мудрых поэтов ХХ в. У.Уитмен
выразил так эту идею – нужно жить «спокойно улыбаясь Смерти». Избавление при
жизни от источников страдания, «омраченных действий и скверн» (эгоизма, злобы,
гордости, ложных взглядов и т.д.) и власти своего «я» – лучший путь обретения
бессмертия.
3. Танатология – учение о
смерти.
Современная танатология представляет
собой одну из «горячих» точек естественнонаучного и гуманитарного знания.
Интерес к проблеме смерти обусловлен несколькими причинами:
·
во-первых, это ситуация глобального цивилизованного
кризиса, который в принципе, может привести к самоуничтожению человечества.
·
во-вторых, значительно изменилось ценностное
отношение к жизни и смерти человека в связи с общей ситуацией на Земле.
Почти полтора миллиарда жителей
планеты живут в полной нищете и еще один миллиард приближается к этой отметке,
полтора миллиарда землян лишены какой либо медицинской помощи, миллиард людей
не умеют читать и писать, в мире 700 миллионов безработных, 200 миллионов детей
вынуждены работать с младенческого возраста, чтобы не умереть с голода.
Миллионы людей во всех уголках земного шара страдают от расизма, ксенофобии,
агрессивного национализма. Это приводит к выраженному обесцениванию
человеческой жизни, к презрению жизни как своей, так и другого человека.
Вакханалия терроризма, рост числа немотивированных убийств и насилия, а также
самоубийств – это симптомы глобальной патологии человечества ХХ-ХI вв. И сейчас, в XXI веке эта проблема стоит
особенно остро, так как произошла переоценка ценностей. В то же время на рубеже
60-х гг. в странах Запада появилась биоэтика – комплексная дисциплина,
находящаяся на стыке философии, этики, медицины и ряда дисциплин. Она явилась
своеобразной реакцией на новые проблемы жизни и смерти, пересадок органов и
тканей, генной инженерии, экстракорпорального оплодотворения и т.д.
Это совпало с ростом интереса к
правам человека, в том числе и по отношению к собственному телесному и
духовному бытию и реакции общества на угрозу жизни на Земле, вследствие
обострения глобальных проблем человечества. В настоящее время биоэтика
охватывает такие сферы, как этические проблемы эвтаназии, декортикации, аборта,
суицида, пересадок органов, включая мозг, новые технологии деторождения
(включая суррогатную беременность), генной инженерии, половой самоидентификации
человека, отношения к психическому здоровью и т.д. Эти проблемы решаются на
основе существующих нормально-этических подходов в рамках мировых и
национальных религий, гуманистической этики свободомыслия, а также различных
правовых систем.
3.1 Проблема эвтаназии в современном
мире.
Особое внимание в последние годы привлекает
эвтаназия – «счастливая смерть» как новое явление в жизни общества,
требующее глубокого философского осмысления. Сам термин появился еще со времен
Ф.Бэкона, который предложил так назвать легкую смерть, с целью прекращения
страданий при неизлечимых болезнях. Очевидно, что в основе этого явления лежит
понятие права человека не только на жизнь, но и на смерть, что относится к
феномену самоубийства.
Различают следующие виды эвтаназии: активная,
добровольная; активная, недобровольная; пассивная, добровольная; пассивная,
недобровольная.
Решая вопрос о законности и моральной
обоснованности эвтаназии, медикам приходится решать дилемму, известную еще со
времен Гиппократа: с одной стороны, врач не должен быть убийцей, даже по
просьбе пациента, а с другой стороны, он должен облегчить участь страждущего. В
современном мире эвтаназия законодательно разрешена в Нидерландах, а в других
странах, в том числе и России, она запрещена. Однако, проблема существует и в
ряде стран (США и др.), изобретены даже устройства для безболезненной смерти,
которые сам больной может привести в действие. В истории философской мысли было
не мало высказываний относительно права человека принять такое решение. Так
Монтень считал, что когда в жизни человека больше зла, чем блага, значит,
настал час, когда он может уйти. В ряде стран Запада становится традицией
«поминки при жизни», когда неизлечимо больной человек, чувствуя приближение
смерти, просит собрать родных и друзей. Уже несколько десятилетий функционируют
«хасписы» – больницы для безнадежных больных, где можно умереть
«по-человечески». Этот опыт описан в книге Р. и В.Зорза «Жить до конца», где
обосновывается философия умирания в счастливом состоянии.
У человека есть нечто вроде инстинкта
смерти (о чем писал Фрейд), то каждый имеет естественное право не только на
жизнь, каким он родился, но и умереть в человеческих условиях. Одно из
особенностей в наше время является то, что гуманизм и гуманные отношения между
людьми являются основой и залогом выживания для человечества. Если раньше любые
социальные и природные катаклизмы оставляли надежду на то, что большинство
людей выживет и восстановит разрушенное, то сейчас витальность можно считать
понятием, производным от гуманизма.
Заключение.
Что же такое смерть? Это риторический
вопрос. Ответа на него нет. У многих народов, когда говорят об умершем
человеке, говорят, что он «в лучшем мире». Но, почему же мы так боимся смерти?
Почему смерть дорогих и близких на людей повергает нас в глубокое горе и
потрясение? Вероятно, нас пугает неизвестность, это знание недоступности для
человечества. Человечество как будто идет на ощупь, в слепую, в неизвестность.
Попытка понять, что такое смерть, ставит в тупик многие понятия и законы. Ведь,
если жизнь – это мука и т.д., а смерть – избавление от мук, переход в лучший
мир, то, чем обоснованна радость рождения ребенка, если следуя логике, мать
обрекает его на муки?! И в чем суть жизни в соответствии с фактом смерти?
Значит, жизнь для чего-то дается, вероятно, жизнь – это одно из звеньев цепи и
следующее звено – смерть, но звено не последнее?
Эти извечные вопросы волновали, и
будут волновать человечество, накладывая свой отпечаток на быт и культуру
народов. Тайна смерти предопределила нравственные законы бытия, отраженные во
всех мировых конфессиях, дала жизнь великим научным трудам, бессмертным
произведениям литературы и искусства.
Смерть остается неразгаданным и самым
неоспоримым фактом. Неизвестность вселяет страх и заставляет лихорадочно искать
путь к бессмертию. Перед лицом смерти люди, в полном смысле слова, равны друг
другу, как и любому живому существу, что стирает неравенство, на котором
основана земная жизнь. Поэтому спокойное восприятие мысли об отсутствие вечной
жизни моего «я» и понимание неизбежности слияния с «равнодушной» природой,
является одним из путей безрелигиозного подхода к проблеме бессмертия. Правда,
в этом случае возникает проблема Абсолюта, на которого можно опереть свои
нравственные решения. А.П.Чехов писал: «Нужно веровать в Бога, А если веры нет,
то не занимать ее место шумихой, а искать, искать одиноко, один на один со
своею совестью».
Библиография.
1.
Литература:
1.1.
Алексеев
П.В., Панин А.В. Философия: Учебник для ВУЗов – М., 1998