Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы
Жизненный путь и философия Бенедикта Спинозы
| |
| |
| |
|Санкт-Петербургский |
|Международный |
|Институт Менеджмента |
|(ИМИСП) |
| | |
| |Факультет менеджмента, |
| |группа “Бакалавр менеджмента”, |
| |дисциплина: философия. |
| | |
| |
|Реферат |
|на тему: |
|Жизненный путь и философия |
|Бенедикта Спинозы. |
| |Выполнила студент |
| |Морозова Д. Б. |
|Санкт- Петербург |
|1999 |
Оглавление.
Введение. 3
Часть I. Историческая справка. 4
Жизненный путь и работы. 4
Основа и развитие философской системы. 7
Посмертное влияние Спинозы. 8
Материализм и атеизм Спинозы. 9
Часть II. Философская концепция Спинозы. 11
Картина мира. 11
Учения о Боге. Детерминизм Спинозы. 14
Учение о человеке. 15
Предрассудки людей в их понятии Бога. 19
Заключение. 21
Список литературы. 23
Введение.
Бенедикт Спиноза является одним из наиболее ярких мыслителей школы
рационализм и представителей века Научного прогресса. Он жил с 1632 по 1677
год, во времена расцвета рационалистической философии. Хотя его наследие не
так богато, как, например, наследие Рене Декарта, но его работы отличаются
великолепной продуманностью и четкой структуризацией. Он был
последовательным сторонником применения разума и логики во всех отраслях
человеческой мысли, он сумел использовать доказательственный подход,
применяемый обычно в математическом изложении даже в своих философских
работах. Он был мужественным человеком и гениальным философом, поэтому его
произведения составляют в наше время неотъемлемую часть истории мировой
философии. Цель моей работы доказать это.
Рассматривая философские произведения Спинозы, невозможно игнорировать
условия, в которых развивался его научный талант, как и те условия, в
которых ему приходилось работать. Поэтому я разделила свой реферат на две
части: «Историческая справка» и «Философская концепция Спинозы». В первой
части я расскажу о биографии философа, об основных этапах развития его
философской системы и о влиянии, которое оказали на него другие философы и
которое он оказал на своих современников и последователей. Во второй части
я обозначу и раскрою основные положения философской концепции Спинозы:
общая картина мира, учение о Боге и учение о человеке.
В работе над рефератом я использовала как произведения самого Бенедикта
Спинозы, так и книги о нём, а так же материалы, размещённые на страничке в
Internet, посвящённой философу.
Часть I. Историческая справка.
Жизненный путь и работы.
SPINOZA, Benedict(us) (de) [лат.; рус. Бенедикт/Барух (де) Спиноза; исп.
Bento d'Espinoza; Baruch Spinoza] (24 ноября 1632, Амстердам - 21 февраля
1677, Гаага).
Предки философа жили в Португалии и носили фамилию Эспиноз, однако из-за
преследований евреев инквизицией они покинули эту страну (1598), сменив
фамилию на Spinoza. После завоевания Нидерландами независимости в войне с
Испанией (1621), они переехали в Амстердам (1622), поселившись на
Waterlooplein, 40. Михаэль Спиноза - отец Баруха - занимал почетную
должность в еврейской общине в то время, но не обладал большим достатком.
Он был трижды женат и имел трех детей - двух дочерей и сына (Ребека, Мирьям
и Барух от второго брака). Мать мальчика умерла, когда Баруху было всего
шесть лет.
Бенедикт Спиноза родился в Амстердаме 24 ноября 1632 года. Своё обучение
он начал в еврейском шестиклассном училище, которое готовило раввинов.
Основными предметами были древнееврейский язык, богословие; изучались
работы Ибн, Маймонида, Крескаса итд. Училище было известно своими
преподавателями и хорошей библиотекой. Уроки латыни и, возможно, немецкого
Спиноза брал у немца Фельбиндера. (К тому времени Спиноза уже знал
испанский и португальский - как языки своего отца; голландский от своего
окружения; немного французский и итальянский). В училище Спиноза проявил
себя как очень способный ученик.
После смерти отца в 1654, Спиноза познакомился с доктором Daniel de
Prado, высказывавшем «неортодоксальные» мысли о природе Бога, ангелах,
бессмертии души, и сблизился с коллегиантами. Постепенно, в результате
своих занятий, Спиноза отошёл от ортодоксального иудаизма. Стараясь
заставить его отказаться от высказывания своих взглядов, ему предлагали
деньги (ежегодная пенсия в 1 000 флоринов), покушались на его жизнь. В 1655
Спинозу обвинили в ереси перед Трибуналом Конгрегации.
Историк Артур Герцберг в свое время назвал Бенедикта Спинозу первым
современным евреем, потому что Спиноза первым вышел из еврейской общины не
для того, чтобы перейти в христианство. «В системе Спинозы, — писал
еврейский философ Луис Якобе, — Бог и природа рассматриваются как разные
названия одного и того же. Бог не существует за пределами или отдельно от
природы. Он не создал природу, но Сам есть природа. Эта доктрина столкнула
Спинозу как с иудаизмом, так и с христианством. Абсурдно приписывать Богу
такие атрибуты, как воля и разум,— это все равно, что требовать от Сириуса,
чтобы он лаял только потому, что люди назвали его Собачьей звездой»[1].
Спиноза стремился создать этическую систему, основанную на разуме, а не на
сверхъестественном откровении.
27 июля 1656 Спиноза подвергся великому отлучению в Амстердамской
синагоге и изгнанию из сефардской общины. После он провёл несколько недель
(возможно, месяцев) в Оверкерке - деревне к югу от Амстердама, а затем
возвратился в Амстердам.
Отлучение 23-летнего Спинозы раввинами Амстердама было следствием
отрицания им ангелов, бессмертия души и Божественного происхождения Торы.
Руководители общины предупредили Спинозу, чтобы он отказался от своей
ереси, но когда он не подчинился, издали запрещение: “Будь он проклят,
когда он выходит, и проклят, когда входит. Пусть Бог не прощает его грехов.
Пусть Бог гневается и сердится на этого человека и обрушит на него все
проклятия, которые записаны в Торе. Пусть Бог вычеркнет его имя под
небесами и пусть Бог уничтожит его и выбросит из колен израильских...”[2]
Отлучение (на иврите — херем) Спинозы было абсолютным. Ни один еврей не
должен был иметь с ним дела, говорить с ним или стоять ближе четырех шагов
от него. После херема, по-видимому, Спиноза больше уже никогда не
разговаривал ни с одним евреем.
Исключенный из еврейской общины, Спиноза изменил свое имя на латинский
эквивалент - Benedict (буквально: «делающий хорошее»). В 1656-1660 гг. в
школе Ф. ван ден Эндена, где он помогал учить детей, Спиноза улучшил свои
познания в лытыни, изучил основы греческого, введение в неосхоластическую
философию, естественные науки. Здесь же он познакомился с работами Ренэ
Декарта (по другим данным еще в 1651, в любом случае, окружавшие его
коллегианты были заинтересованы в картезианстве), что во многом определило
его взгляды в области философии.
Вокруг него сгруппировался кружок преданных ему друзей и учеников (круг
которых позже Спиноза из соображений осторожности расширял неохотно) -
Симон де Врис, Людвиг Мейер, Брессер, фон Шуллер, Ярих Иеллес, Ян Риувертц.
В 1660 Амстердамская синагога официально запросила муниципальные власти
осудить Спинозу как «угрозу благочестию и морали», и последний вынужден
покинуть Амстердам, поселившись в Рийнсбурге - деревне близ Лейдена (в то
время центре коллегиантов), в доме хирурга Германа Хомана. На жизнь себе
Спиноза зарабатывал шлифовкой линз, (это было не трудно учитывая его
теоретическую подготовку в области математики и физики) и рисованием. Здесь
он написал такие произведения, как «Краткое рассуждение о Боге, человеке и
его счастье», «Трактат об усовершенствовании разума», бульшую часть «Основ
философии Декарта» и первую книгу «Этики», содержащую учение о бытии
(первоначальное название - «О боге, о разумной душе и высшем счастье
человека»), которая должна была, соответственно, состоять из 3 частей и
быть изложена в виде диалога.
В июне 1663 Спиноза переехал в Воорбург, близ Гааги. В 1664 он
опубликовал в Гааге «Основы философии Декарта» (единственное сочинение
изданное за подписью Спинозы при его жизни) вместе с «Метафизическими
размышлениями». Первый документ, свидетельствующий о сложившемся мнении о
Спинозе как об атеисте, относится к 1668, когда некоего Адриана Кербаха
допрашивали относительно его знакомства с философом. Опубликованный
анонимно в Амстердаме «Теолого-политический трактат» (1670) лишь укрепил
это мнение. От серьезных преследований Спинозу спасало то, что во главе
государства стояли братья де Витт, благосклонно относившиеся к философу.
Параллельно с трактатом (и во многом для него) он написал «Еврейскую
грамматику».
В мае 1670 Спиноза переехал в Гаагу (с 1671 живя в Paviljoensgrachts -
сейчас Domus Spinozana), где остался вплоть до своей смерти. В 1673 Спиноза
отказался от приглашения пфалцского курфюрста занять кафедру философии в
Гейдельбергском университете, аргументируя это боязнью потерять свободу в
высказывании мыслей. В 1675 он закончил «Этику» - труд, который в
систематизированной форме содержит все основные положения его философии, но
после того как в 1672 братья де Витт «потеряли власть» (были убиты в
результате государственного переворота), он не решился опубликовать его,
хотя рукописные копии ходили в кругу ближайших друзей. В 1675 Спиноза
познакомился с немецким философом Э.В. фон Чирнгаусом, а в 1676
остановившейся в Гааге Г.В.Л. Лейбниц часто посещал Спинозу.
В воскресенье 21 февраля 1677 Спиноза умер от болезни легких, которой
страдал в течение 20 лет (ему было 44 года). После описи имущества
(которое включало 161 книгу) и его распродали, а часть документов, в том
числе, и часть переписки уничтожили. Друзья философа издали в Амстердаме
посмертно Opera Posthuma на латинском языке (1677) и в голландском переводе
Nagelate Schriften, (1678), что в переводе на русский язык означает
«Оставленные письмена».
Основа и развитие философской системы.
В его философской системе Спинозы незаметно резких скачков, он достаточно
последователен в своих убеждениях. Достаточно сравнить «Краткий трактат о
природе Бога, Человека и его счастья» и «Этику», чтобы увидеть, что в этих
двух книгах, несмотря на разделяющие их более чем 15 лет, основные идеи
Спинозы принципиально не изменились, хотя и пробрели большую выверенность и
структурированность. Характерной особенностью метода Спинозы являлось его
стремление к четкой формализации рассуждений и доказательств. Он стремился
сделать философию такой же точной наукой, как была в его время геометрия.
Не случайно, что в названиях его книг так или иначе часто присутствуют
слова «геометрический способ доказательства». Это касается как «Основ
философии Декарта, доказанные геометрическим способом», так и «Этики»
(Полное название начинается со слов «Этика, доказанная в геометрическом
порядке…»).
Cвязь философии Спинозы с картезианством настолько очевидна, что долгое
время рационалистическое учение Ренэ Декарта рассматривалось как
единственный ее источник. Не случайно, что одна из 6 крупных работ Спинозы
посвящена доказательству идей Декарта. Спиноза был его младшим
современником и просто не мог не испытать значительного влияние мыслителя.
Поднимаемые им вопросы могут рассматриваться как попытки решения
картезианских положений, а его учение - как, с одной стороны, разработка, с
другой, - реакция на эту влиятельную философию. «Несомненно, что из всех
ближайших последователей Декарта он был самым оригинальным, и ему пришлось
сыграть в дальнейших судьбах философии такую роль, как никому»[3], - пишет
Радлов.
«Основы философии Декарта» содержат введение, поясняющее, что Спиноза не
всегда разделяет взгляды, изложенные в книге. Принимая физику Декарта в
целом (хотя и выражая некоторую неудовлетворенность к концу жизни), в
картезианской метафизике он находил три неудовлетворительных особенности:
трансцендентность (т.е. нахождение вне мира) Бога; дуализм души и тела; и
приписывание свободы воли Богу и человеку (последнюю и сам Декарт признавал
чудом, наряду с вещью из ничего и Человеком-Богом[4]) - эти доктрины делают
мир непостигаемым. . В отличие от Декарта, который основное внимание уделял
методу, Спиноза интересовался больше применением этого метода для получения
знаний об окружающем мире и рассуждениям по поводу этого мира.
Искались и другие источники. Теолог Буддеус в «О спинозизме до Спинозы»,
пытается проследить традицию, идущую от античности. Взгляды Спинозы близки
к стоическому учению. Безусловно «родственной» философской системой
является учение итальянского пантеиста Дж. Бруно. Иоэль стал указывать на
зависимость Спинозы от еврейской философии, в частности, от учения Х.
Крескаса. Затем стали указывать и на некоторую связь его философии с
аверроизмом, с Маймонидом - ссылки на Маймонида имеются и в переписке
Спинозы, и в «Этике», Л. Абарбанелем. Фрейденталь впервые указал на то, что
Спиноза был знаком со схоластическими учебниками философии (например, с
Суаресом) и что некоторые его определения заимствованы из схоластической
философской литературы. Влияние схоластики особенно ощутимо в ранних
произведениях - «Кратком трактате о Боге, человеке и его счастье»,
«Метафизических мыслях».
На формирование социологических воззрений Спинозы большое влияние оказал
его старший современник Т. Гоббс. Часто его философия характеризуется и как
вариант пантеизма (который предполагает представление о Боге как едином
мировом духе). Однако он принадлежал скорее к рациональному, чем
мистическому пантеизму, фактически все, что осталось от мистицизма -
концепция интеллектуальной любви к Богу.
Посмертное влияние Спинозы.
Несмотря на то, что его философией пренебрегали фактически в течение
столетия после его смерти, Спиноза занимает почетное место в
интеллектуальной хронологии Западного мира (вместе с тем, его прямое
влияние на естественные науки невелико). В 18 веке он пользовался плохой
репутацией атеиста. Пьер Бейль в своем «Историческом и критическом словаре»
определил учение Спинозы как «систему атеизма». Даже Д. Юм говорил об
«отвратительной гипотезе» Спинозы.[5]
Спиноза стал изучаться профессиональными философами с начала 19 века.
«Реабилитация» спинозизма была осуществлена представителями литературной
критики, особенно Г.Э. Лессингом и И.В. фон Гёте. В немецкой философии
спинозизм составил часть так называемого «спора о пантеизме» (послужив его
началом). Влияние Спинозы в разной степени испытали Г.В.Л. Лейбниц, (третий
(во времени), после Р. Декарта и Б. Спинозы крупный представитель
рационализма), В. фон Чирнгаус, И.Х. Эдельман, И.Г. фон Гердер; Ф.В.Й. фон
Шеллинг и Г.В.Ф. Гегель (которых А. Шопенгауэр назвал неоспинозистами), в
какой-то мере И. Кант, Л. Фейербах. Среди поэтов и писателей Г. Гейне, П.Б.
Шелли, Б. Ауербах. Схожие идеи высказывали Л.М. Дешан; Г.Т. Фехнер и А.Н.
Уайтхед.
И абсолютные идеалисты, и материалисты видят в философии Спинозы свои
собственные доктрины (достаточно посмотреть, например, соответствующие
заявления розенкрейцеров и диалектических материалистов).
Материализм и атеизм Спинозы.
Одним из предметов, которые интересовали Спинозу являлось понятие Бога, и
другие вопросы связанные с существованием Бога. С одной стороны, обычно он
рассматривает этот вопрос в неразрывной связи со своим учением о человеке и
этике. С другой стороны, явно видно, что этот вопрос волнует его сам по
себе. Отношение Спинозы к проблеме Бога можно охарактеризовать как
пантеизм, но пантеизм несколько специфический. Специфичность его пантеизма
была настолько высока, что в советской философской традиции его принято
было рассматривать как материалиста. Это связанно с тем, что Спиноза не
рассматривал Бога как некую субстанцию, которая одухотворяет и направляет
природу, будучи «разлита» в ней, а как субстанцию, которая одновременно
есть Бог и природа. Таким образом, Бог действительно утрачивает свое
специфическое положение и его творческая роль оказывается разлитой в
природе. Однако более внимательное прочтение работ Спинозы, особенно его
более поздней и зрелой «Этики», убеждает, что Спиноза не в коем случае не
был материалистом, поскольку все его доказательства и теоремы, в том числе
творческого начала в природе, в той или иной мере базируются на
внечувственном, высшем образе Бога.
Хотя определение Спинозы как материалиста, вообще говоря, неправильно,
определение его как атеиста имеет под собой почву. Но опять же в несколько
специфическом смысле этого слова. Спиноза не был атеистом в том смысле, что
он отрицал существование Бога. Нет, Бог для него являлся основой
реальности, как он сам говорит, ее «субстанцией». Но понятие Бога у него
настолько своеобразно, настолько отлично от бытового представления о Боге,
что его было трудно понять и продвинутым философам-христианам, не говоря уж
о фанатиках-ортодоксах. Спиноза категорически отвергал внешнюю, наносную
религиозность, считая ее «убежищем незнания» (asylim ignorantiae), что тоже
не прибавляло ему популярности в среде традиционно верующих. В этом плане
обвинения, звучавшие в его адрес, имели под собой почву. Он действительно
был атеистом в том смысле, что он отвергал духовное главенство официальной
церкви и ее понятие о Боге. Он не верил в того Бога, в которого верили они.
Спиноза позволил себе атаковать основу основ любой официальной религии –
традиции и предрассудки, лежащие в ее основе. Для представителей
ортодоксальной церкви призыв к рациональному рассмотрению Бога и вопросов
веры был даже хуже, чем если бы Спиноза действительно отрицал существование
Бога.
Часть II. Философская концепция Спинозы.
Картина мира.
Метафизическая система бытия «в геометрическом порядке» излагается в
Страницы: 1, 2
|