рефераты скачать

МЕНЮ


Явление Ницше

p> В 1870 г. начинается франко–прусская война. Ницше подает заявление с просьбой об отпуске и предоставлении ему возможности отправится на фронт.
Он пишет: «…я знаю толк в двух видах оружия: сабле и пушках…». Но нейтральная Швейцария разрешает ему поехать только в качестве санитара.
Одной недели оказалось достаточно, чтобы усеянные трупами поля сражений и опустошенная войной местность произвели на чувствительную эстетическую натуру Ницше неизгладимое впечатление. Он увидел не героический пафос и сияние побед, а кровь, грязь, хрупкость человеческого существа, ставшего легкой добычей бога войны. Вопрос о смысле человеческого бытия встал перед
Ницше уже не в фантастических образах искусства, а в жестокой реальности.
Пережив тяжелейшие потрясения на фронте, и заразившись дизентерией с дифтеритом, Ницше едва не расстается с жизнью (безнадежность ситуации такова, что вызывают священника).

Несмотря ни на что, война преобразила его, и он восхваляет ее. По его словам - она будит человеческую энергию, тревожит уснувшие умы, она заставляет искать цели слишком жестокой жизни в идеальном строе, в царстве красоты и чувства долга. «Война создала рабство; в страдании и трагедии люди создали красоту; надо глубже погрузить в страдание и трагедию человека, чтобы удержать в нем чувство красоты».

2 января 1872 г. выходит в свет "Рождение трагедии из духа музыки".
Именно тогда, миру явился новый Ницше – чей гений и талант, был позже признан всеми, но до конца понять его мысли и музыку слов не смог никто.

РОЖДЕНИЕ ТРАГЕДИИ

Наука, искусство и философия столь тесно переплелись во мне, что в любом случае мне придется однажды родить кентавра.

Ф. Ницше

Кентавром этим стала книга "Рождение трагедии из духа музыки", прощальная песнь филологии, и как ни странно, встреченная коллегами весьма прохладно.

Книга задумывалась еще до франко-германской войны, и схематически очерчена в докладе "Греческая музыкальная драма", прочитанном в университете в январе 1870 г. Посвященная Вагнеру, она определяла те основы, на которых покоится рождение трагедии как произведения искусства.
Античная и современная линии тесно переплетаются друг с другом; в постоянном сопоставлении Диониса, Аполлона и Сократа с Вагнером и
Шопенгауэром - Ницше так сформулировал античные символы: «До сего времени мы рассматривали аполлоновское начало и его противоположность - дионисическое, как художественные силы: с одной стороны, как художественный мир мечты, завершенность которого не стоит в какой-либо связи с интеллектуальным уровнем или художественным образованием отдельной личности, а с другой - как опьяняющую действительность, которая также не принимает во внимание отдельную личность, а наоборот, стремится даже уничтожить индивида и заменить его мистической бесчувственностью целого».

Освобождающим из этих символов предстает у Ницше как дионисическое начало, как бы помогающее "снять" страдания кошмарного бытия. Оно становится отныне его постоянным спутником. «Танцуя и напевая, являет себя человек как сочлен высшего сообщества: он разучился говорить и ходить, а в танце взлетает в небеса... в нем звучит нечто сверхъестественное: он чувствует себя Богом, сам он шествует теперь так возвышенно и восторженно, как и боги в его снах».

Исходя из "метафизики ужаса" Шопенгауэра, Ницше стремился отыскать аппозицию христианству и находил ее в символе или мифе разорванного на куски Диониса, в раздроблении первоначала на множество отдельных судеб, на мир явлений, называемых им "аполлоновской частью". То что первоначало,
Шопенгауэр назвал волей, есть основа бытия, оно переживается непосредственно, и прежде всего через музыку. От прочих видов искусства музыка, по мнению Ницше, отличается тем, что она выступает непосредственным отражением воли и по отношению ко всем феноменам реального мира является
"вещью в себе". Поэтому мир можно назвать воплощенной музыкой так же, как и воплощенной волей.

Вечное существование по милости Бога в потустороннем мире и то, что смерть должна быть искуплением первородного греха Адама и Евы, казалось
Ницше абсурдом. Он высказал поразительную, на первый взгляд, мысль о том, что чем сильнее воля к жизни, тем ужаснее страх смерти. Как можно жить, не думая о смерти, не боясь ее, зная при этом о ее неизбежности и неумолимости? Древние греки, чтобы выдержать такую реальность, создали свою трагедию, в которой происходило как бы полное погружение человека в смерть.
Причину заката древнегреческой трагедии Ницше усматривал в том, что уже в пьесах Еврипида появилась идея диалектического развития, как следствие сократовского рационализма и веры в мощь науки. Сократ стал для Ницше символом реальной потенции духа с магическим воздействием. Вместе с тем
Ницше твердо верил в то, что и наука имеет свои пределы. В исследовании отдельных явлений она, по его мнению, в конце концов непременно натыкается на то первоначало, которое уже невозможно познать рационально. И тогда наука переходит в искусство, а ее методы - в инстинкты жизни. Так что искусство неизбежно корректирует и дополняет науку. Такое противоречивое переплетение характерно не только для книги, но и, что не менее существенно, для самого автора.

"Рождение трагедии из духа музыки" - произведение, которое не сразу решились опубликовать, ведь еще находясь в стадии подготовки оно уже поражало воображение друзей творца - своей смелостью. Ницше, под камуфляжем темы отношения Шопенгауэра и Вагнера к эллинству, описал - отношения эллинства и христианства, причем древняя Греция являла собой своего рода трамплин для прыжка в современность, для сильного удара по нынешним церковным порядкам, которые - по существу являют собой, не что иное, как антихристианский тоталитаризм.

Старый Ричль, с нескрываемой грустью, напишет: «Но наш Ницше! – да, вот уж действительно темная история… Просто Удивительно как в нем уживаются две души. С одной стороны, строжайший метод квалифицированно научного исследования.., с другой, этот фанатически чрезмерный, сверхостроумно перекувыркивающийся в непонятное вагнеро-шопенгауроэровский искуство- мистерие-религие-фанатизм! Ибо едва ли будет преувеличением сказать, что он и его – находящиеся всецело под его магическим влиянием – соадепты, Роде и
Ромундт, в сущности помышляют основать новую религию. Бог в помощь!
Конечно, все в то и упирается, что нам не достает взаимопонимания; для меня он слишком головокружительно высок, для него я слишком гусенично ползуч...»

В январе - марте 1872 г. Ницше выступает с серией публичных докладов
"О будущности наших учебных заведений", имея в виду не столько швейцарские, сколько прусские гимназии и университеты. Там впервые прозвучала одна из главных идей Ницше - необходимость воспитания истинной аристократии духа, элиты общества. Его ужасала тенденция к расширению и демократизации образования. Он указывал: «Всеобщее образование - это пролог коммунизма.
Таким путем образование будет ослаблено настолько, что не сможет более давать никаких привилегий». По Ницше, прагматизм должен присутствовать не в классических гимназиях, а в реальных школах, честно обещающих дать практически полезные знания, а вовсе не какое-то "образование".

В 1873 г. резкое и уже периодически повторяющееся всю жизнь ухудшение здоровья. По 200 дней в году будут проходить в жутких мучениях. Надо сказать, что Ницше не был физически здоров с самого детства: частые головные боли и болезнь глаз, не мешающие, однако, ежедневным занятиям и непрестанной сосредоточенности мысли на определенных научных вопросах.
Затем, непомерная преподавательская нагрузка привела к желудочным болям и бессоннице. Страдания воспитывают его волю и оплодотворяют его мысли. Скоро
Ницше объявит, что у него нет Бога и нет веры, он намеренно лишит себя всякой поддержки, но все-таки не согнется под тяжестью жизни и будет неуклонно двигаться ввысь, следуя генезису своего разума.

В 1874 г. Ницше задумал серию памфлетов (из двадцати задуманных увидели свет только четыре) под общим названием "Несвоевременные размышления". Эта книга с исключительной воинственностью линчует немецкую культуру с ее победоносным опьянением после создания империи. Этим произведением, томящийся своим вагнерианством и артистической метафизикой
Ницше и втайне зачитывающийся Кантом, Дюрингом и Ланге, довольно учтиво прощается с периодом героического германизма Вагнера и Шопенгауэра.

Первое нападение "Давид Штраус, исповедник и писатель"(1873) было на современную культуру в которой Ницше не видел способности вырабатывать гениев - истинного предназначения последней. Низкие меркантильные интересы, холодный научный рационализм, стремление государства руководить культурой - все это ведет ее к упадку и кризису. Между тем путь к истинной культуре, определяемой Ницше как единство художественного стиля во всех проявлениях жизни народа, лежит через выработку в нас и вне нас философа, художника и святого.

Второе нападение "О пользе и вреде истории для жизни"(1874) выглядит еще более несвоевременным как раз в то время, когда немецкая историческая наука становилась образцом в Европе и переживала период подъема. В нем
Ницше резко выступил против преклонения перед историей как слепой силой фактов. В прошлом он видел бремя, отягощавшее память, не дававшее жить в настоящем. А между тем прошлого нужно ровно столько, сколько требуется для свершения настоящего. В этом Ницше шел по стопам Гёте, сказавшего однажды:
«Лучшее, что мы имеем от истории, - возбуждаемый ею энтузиазм». Ницше различил три рода истории:

Монументальная - черпает из прошлого примеры великого и возвышенного.
Она учит, что если великое уже существовало в прошлом хотя бы однажды, то оно может повториться и еще когда-нибудь. Поэтому монументальная история служит источником человеческого мужества и вдохновения, источником великих побуждений. Опасность же ее Ницше видел в том, что при таком подходе забвению предаются целые эпохи, образующие как бы серый однообразный поток, среди которого вершинами возносятся отдельные разукрашенные факты.

Антикварная - охраняет и почитает все прошлое, ибо оно освящено традициями. Она по своей природе консервативна и отвергает все, что не преклоняется перед прошлым, отметает все новое и устремленное в будущее.
Когда современность перестает одухотворять историю, антикварный род вырождается в слепую страсть к собиранию все большего и большего числа фактов, погребающих под собой настоящее.

Критическая, которую Ницше ставит выше других - привлекает прошлое на суд и выносит ему приговор от имени самой жизни как темной и влекущей за собой силы. Но он сразу предупреждал, что критическая история очень опасна, поскольку мы продукт прежних поколений, их страстей, ошибок и даже преступлений. И оторваться от всего этого невозможно.

Все виды истории имеют свое несомненное право на существование. В зависимости от обстоятельств, целей и потребностей всякий человек нуждаются в известном знакомстве с каждым из этих видов. Важно лишь то, чтобы история не заменяла собою жизнь, чтобы прошлое не затмевало настоящего и будущего.
Поэтому слабых людей история подавляет, вынести ее могут только сильные личности. В этом Ницше видел как пользу, так и вред истории для жизни.

"Шопенгауэр как воспитатель"(1874) и "Рихард Вагнер в Байрейте"(1875-
76) содержат указания к высшему пониманию культуры и восстановлению самого понятия "культура". В них выставлены образы суровейшего эгоизма и самодисциплины, наполненные суверенным презрением ко всему, что называется
"Империя"; два несвоевременных типа, которых, в прочем к тому времени, сам автор уже превзошел.

Из этих четырех покушений первое имело исключительный "успех", оно вызвало столько шума и брани о которых сам автор не смел и мечтать.
Сомнение Ницше, родится ли из победы Германии и ее политического объединения блестящая культура (так же как произошло это с древними греками после окончания персидских войн во времена Перикла) - звучало раздражающим диссонансом на фоне бравурного грохота литавр, возвещавших эру культурного расцвета и уязвляло самолюбие победоносной нации. В статье "Господин
Фридрих Ницше и немецкая культура" лейпцигская газета объявила его «врагом
Империи и агентом Интернационала». Поистине, трудно представить что-либо более комичное, нежели последнее обвинение, но после публикации этих
"покушений" в Германии стали замалчивать Ницше, который в "Несвоевременных" публично разрушил иллюзию восприятия себя как рядового профессора филологии.

В 1875-76 гг. Ницше переживает глубочайшее потрясение в связи с известиями: о смерти профессора Ричля и решением Ромундта стать католическим священником.

Наступил короткий период позитивистского перерождения Ницше, мечтавшего променять свой филологический ангажемент на естественнонаучное ученичество. Прилежание ремесленника стало выше природной одаренности, наука - выше искусства, целью культуры стало уже не сотворение художественного гения, а познание истины. Этот первый период перерождения был ознаменован весьма болезненной сменой идолов: вместо Шопенгауера -
Вольтер, испытанный пятновыводитель по части всяческой романтики, героики и морального прекраснодушия. Период этот совпал со столь резким ухудшением здоровья, что Ницше в октябре 1876 г. получил годичный отпуск для лечения и отдыха, во время которого, уехав в Сорренто, работал над новой книгой, составленной в форме афоризмов, ставшей обычной для его последующих сочинений.

Основная трактовка афористической манеры письма Ницше: «мысли изложенные в виде коротких литературных фрагментов; единственная возможная форма творчества в подобном состоянии - состоянии невообразимых физических страданий». Чушь! - По себе других не судят! Афоризм Ницше рождался не из ущерба, а из избытка. Это преодоление "человека" запечатленное в преодолении языка и воплощенное в этот жанр, как в единственно соизмеримую ему форму выражения. Это отнюдь не логика, а скорее палеонтология мысли, поверх логических норм и запретов. Афоризм Ницше - зигзаг оригинального образа мышления, чуждого традиционной систематики, свободного и музыкального. Ницше не фиксирует строго очерченную мысль, а скорее, нюансирует все, что приходит на ум, предлагает не жесткую формулу, а широкое поле для палеонтологии с осторожным обдумыванием всего предполагаемого. По словам принстонского профессора В. Кауфмана: «В одном и том же разделе Ницше нередко занят этикой, эстетикой, философией истории, теорией ценностей, психологией и, быть может, еще полудюжиной других областей, Поэтому усилия издателей Ницше систематизировать его записи должны были потерпеть неудачу». Что это, как ни сама жизнь Ницше?

В мае 1878 г. выход в свет книги "Человеческое, слишком человеческое"
- книги «для свободных умов». Произведение с вызывающим посвящением "Памяти
Вольтера", в которой Ницше публично и без особых церемоний порвал с прошлым и его ценностями: эллинством, христианством, метафизикой и вагнерианством - произвела впечатление взорвавшейся бомбы и послужила причиной, теперь уже, официального разрыва каких-либо отношений с Р. Вагнером.

"Человеческое, слишком человеческое" - памятник суровой самодисциплине, с помощью которой Ницше положил конец «всему привнесенному в меня мошенничеству высшего порядка, идеализму, Богу». Это признание заблуждения «своего инстинкта» обернувшееся катастрофой осознания иллюзорности огромного вагнеровского солнца, освещавшего и согревавшего юношеские порывы Ницше. Это к тому же, несмотря на боль и отчаянье, осознанное уничтожение огромной любви (кроме которой по существу не было уже никакой другой), которое открывало перспективу абсолютного одиночества в уже назревшем походе на мораль и все ценности истории человечества. Уход от Вагнера - это по существу, лишь повод для разрыва с самим собой, то есть в первую очередь с базельской профессурой.

«Когда я пошел дальше один, я дрожал; вскоре за тем я был болен, больше чем болен, я изнемог - изнемог от неудержимого разочарования во всем, что остается для вдохновения нам, современным людям, в растраченной всюду силе, работе, надежде, юности, любви, изнемог от отвращения ко всему идеалистическому лганью и изнеженности совести, которая вновь одержала здесь верх над одним из храбрейших; изнемог наконец, и не в последнюю очередь, от гложущей тоски беспощадного подозрения - что я осужден отныне на более глубокое недоверие, более глубокое подозрение, более глубокое одиночество, чем когда-либо прежде. Ибо у меня не было никого, кроме
Рихарда Вагнера...»

Основная версия случившегося усматривает причину перелома мировоззрения Ницше - в тлетворном влиянии на него "злого демона" - философа и психолога Пауля Рэ, с которым Ницше тесно общался, живя в
Сорренто. Возможно, эта дружба и сыграла некую роль, но лишь катализатора уже предпочтенной тональности мышления Ницше, охладевшего к вагнерианству и метафизике немецкого идеализма. Кроме того, подаренная Ницше книга Рэ
"Происхождение моральных чувств", вышедшая годом раньше "Человеческого, слишком человеческого", содержит дарственную надпись автора: "Отцу этой книги с благодарностью от ее матери", которая при скидке на все развлекательные обертоны смысла, вносит бесспорную ясность в вопрос о влиянии.

В 1879 г. Кризис болезни: почти каждодневные приступы, сопровождающиеся непрерывной рвотой, значительное ухудшение зрения - вплоть до невозможности самому читать и писать. Летом этого же года, из-за невозможности преподавать - по состоянию здоровья, Ницше подает прошение об отставке и, получив ежегодную пенсию в 3000 франков, покидает Базель. С этого момента великий мыслитель, который еще осуществит великий поход на мораль и прежние представления о добре, зле, любви, религии - начинает, в сущности, скитальческий образ жизни. Этому периоду принадлежит "Странник и его тень".

В 1880 г. Ницше с П. Гастом выезжает в Венецию. Гаст много читает для
Ницше, а так же переписывает и правит рукописи, к тому времени, уже полуслепого творца. В сущности Гаст начиная с "Человеческого, слишком человеческого" выполнял роль писателя, а Ницше - автора. Так же появилась и
"Утренняя заря", в которой уже сформулировано одно из краеугольных понятий ницшеанской этики - "нравственность нравов".

Проанализировав связь падения нравственности с ростом свободы человека, Ницше предположил: «свободный человек хочет во всем зависеть от самого себя, а не от какой-либо традиции». Последнюю он считал: «высшим авторитетом, которому повинуются не оттого, что он велит нам полезное, а оттого, что он вообще велит». Вот - еще пока не высказанное, но уже прочерченное отношение к морали, как к чему-то относительному, так как поступок, нарушающий сложившуюся традицию, всегда выглядит безнравственным, даже если в его основе лежат мотивы - положившие начало той самой традиции.
Немногим позже, в Мариенбаде, Ницше скажет: «Наверно со времен Гете здесь не было еще такого напряжения мысли, и даже Гете не приходилось обдумывать столь принципиальные вещи - я далеко превзошел самого себя».

"Утренняя заря" – книга мыслей «о морали как предрассудке». С этой книги Ницше начинает свой великий поход против общепринятой морали самоотречения. Однако несмотря на первый открытый призыв расстаться со всем тем, что до сих пор почиталось и даже боготворилось, "Утренняя заря" не содержит ни одного отрицательного слова, ни одного нападения, ни капли злости. Сам Ницше так определит ее: "Эта утверждающая книга изливает свой свет, свою любовь, свою нежность на сплошь "дурные" вещи, она возвращает им
"душу", чистую совесть и преимущественное право на существование. На мораль не нападают, ее просто не принимают в расчет…". Основная задача этого произведения: подготовить человечеству момент высшего самосознания, который помог бы в грядущей переоценке освободиться от старых ценностей и принять все новое, что до сих пор запрещали, презирали и проклинали в морали. Иначе говоря, попытка указать верный путь: «Есть так много утренних зорь, которые еще не светили».
В 1881 г. происходит самое главное событие в жизни Ницше, в долине Верхнего
Энгадина на него снизошли два "видения": идея «вечного возвращения» и образ
Заратустры. Здесь происходит перелом, который ярко продемонстрирован в следующей книге.
Зимой 1881-82 гг. появится "Веселая наука". Задуманное как продолжение к предыдущей книге , это произведение - с весельем, песнями и плясками, переходит от радикализации восприятия мировозрительного горизонта
"Человеческого, слишком человеческого" до катастрофизма книг последнего периода. Здесь - ревизии подвергается и сам Вольтер, взятый в союзники против испорченной вагнерианством "грандиозной греческой проблемы". Урок
Вольтера был усвоен, а афористическая техника ученика не то чтобы не уступает, но и явно превосходит образец, поэтому этот сорт ментальности, так же, будет отброшен как выжатый лимон, а полученный эффект самоочищения и самоопределения позволит сказать: «Теперь я, с большой долей вероятности
, самый независимый человек в Европе».
С этого момента началось новое измерение мысли Ницше, невиданное никогда прежде отношение к двум с половиной тысячелетиям европейской истории, культуре и морали как к личной своей проблеме: «Я вобрал в себя дух Европы
- теперь я хочу нанести контрудар». Столь интимное переживание истории не могло обернуться ни чем иным, как "ясновидением" и открытой раной оставленной "отравленной стрелой познания", а сам Ницше - "полем битвы".
Здесь он проникнет за «6000 футов по ту сторону человека и времени» и определит задачи, которые и не мерещились Вольтеру.
В 1882 г. некоторое улучшение состояния. Ницше едет в Рим, где знакомится с Лу фон Саломэ, почитательницей своего таланта. Он будет настолько увлечен ею, что дважды предложит выйти за него замуж. «Лу - дочь русского генерала, и ей 20 лет; она проницательна, как орел, и отважна, как лев, и при всем том, однако, слишком девочка и дитя...». Причина столь страстного увлечения становится ясна после знакомства Элизабет Ницше с Лу, после которого сестра, охваченная ужасом из-за «совершенной аморальности подруги своего брата», увидела в ней "персонифицированную философию" Ницше.
Беспокойство матери и интриги сестры в скором времени сказываются на Ницше пугающе-серьезным образом: вплоть до мыслей о самоубийстве и разрыва с Лу, матерью и сестрой. Глубокие и искренние переживания сказываются и на состоянии здоровья: «...если мне не удастся открыть фокус алхимика, чтобы обратить и эту грязь в золото, то мне конец...».

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.