Время и пространство в философии
Время и пространство в философии
Министерство образования Российской Федерации
«МАТИ» – Российский Государственный Технологический Университет
им. К.Э. Циолковского
кафедра «Производственный Менеджмент»
Реферат
по дисциплине: Философия
на тему:
Время и пространство в философии.
Выполнил аспирант: Петросян А.А.
г. Москва 2002 г.
Оглавление
Введение 3
Развитие представлений о пространстве – времени до 20-го века. 4
Понятие пространства и времени в античной философии. 4
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике. 5
Современные представления о природе пространства и времени. 8
Специальная теория относительности. 8
Пространство и время в общей теории относительности и в релятивистской
космологии. 14
Пространство и время на уровне микромира. 18
Заключение. 21
ЛИТЕРАТУРА. 22
ВВЕДЕНИЕ
Прошло более 2500 лет с той поры, как было положено начало осмыслению
времени и пространства, тем не менее, и интерес к проблеме и споры
философов, физиков и представителей других наук вокруг определения природы
пространства и времени нисколько не снижаются. Значительный интерес к
проблеме пространства и времени естественен и закономерен, влияния данных
факторов на все аспекты деятельности человека нельзя переоценить. Понятие
пространства - времени является важнейшим и самым загадочным свойством
Природы или, по крайней мере, человеческой природы. Представление о
пространстве времени подавляет наше воображение. Недаром попытки философов
античности, схоластов средневековья и современных ученых, владеющих знанием
наук и опытом их истории, понять сущность времени – пространства не дали
однозначных ответов на поставленные вопросы.
Диалектический материализм исходит из того, что "в мире нет ничего,
кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе,
как в пространстве и во времени". Пространство и время, здесь выступают
в качестве фундаментальных форм существования материи. Классическая физика
рассматривала пространственно - временной континуум как универсальную
арену динамики физических объектов. В прошлом веке представители
неклассической физики (физики элементарных частиц, квантовой физики и
др.) выдвинули новые представления о пространстве и времени, неразрывно
связав эти категории между собой. Возникли самые разные концепции: согласно
одним, в мире вообще ничего нет, кроме пустого искривленного
пространства, а физические объекты являются только проявлениями этого
пространства. Другие концепции утверждают, что пространство и время
присущи лишь макроскопическим объектам. Наряду с интерпретацией времени –
пространства философией физики существуют многочисленные теории философов,
придерживающихся идеалистических взглядов, так Анри Бергсон утверждал, что
время может быть познано только нерациональной интуицией, а научные
концепции, представляющие время, как имеющее какое-либо направление,
неверно интерпретируют реальность.
Начинать исследование целесообразно с представлений античной
натурфилософии, анализируя затем весь процесс развития пространственно -
временных представлений вплоть до наших дней.
РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОСТРАНСТВЕ – ВРЕМЕНИ ДО НАЧАЛА 20-ГО ВЕКА.
Понятие пространства и времени в античной философии.
Понятие времени возникло на основе восприятия человеком смены событий,
предоставленной смены состояний предметов и круговорота различных
процессов. Естественнонаучные представления о пространстве и времени прошли
длинный путь становления и развития. Самые первые из них возникли из
очевидного существования в природе и в первую очередь в макромире твердых
физических тел, занимающих определенный объем. Рациональные идеи,
согласующиеся с сегодняшними представлениями о времени – пространстве можно
найти в учениях почти всех античных мыслителей. Так уже в учении Гераклита
центральное место занимает идея всеобщего изменения – в ту же реку вступаем
и не вступаем. В анализе античных доктрин о пространстве и времени
остановимся на двух наиболее полно исследовавших данный вопрос: атомизме
Демокрита и системе Аристотеля.
Атомистическая доктрина была развита материалистами Древней Греции
Левкиппом и Демокритом и во многом предвосхитила фундаментальные открытия
ученных прошлого века. Согласно, этой доктрины, всё природное многообразие
состоит из мельчайших частичек материи (атомов), которые двигаются,
сталкиваются и сочетаются в пустом пространстве. Атомы (бытие) и пустота
(небытие) являются первоначалами мира. Атомы не возникают и не
уничтожаются, их вечность проистекает из отсутствия начала у времени.
Атомы двигаются в пустоте бесконечное время, которому соответствует
бесконечное время. По Демокриту атомы физически неделимы в силу плотности
и отсутствия в них пустоты. Сама же концепция была основана на атомах,
которые в сочетании с пустотой образуют всё содержание реального мира. В
основе этих атомов лежат амеры (пространственный минимум материи).
Отсутствие у амеров частей служит критерием математической неделимости.
Атомы не распадаются на амеры, а последние не существуют в свободном
состоянии. Это совпадает с представлениями современной физики о кварках.
Характеризуя систему Демокрита как теорию структурных уровней материи -
физического (атомы и пустота) и математического (амеры), мы сталкиваемся
с двумя пространствами: непрерывное физическое пространство как
вместилище и математическое пространство, основанное на амерах как
масштабных единицах протяжения материи. В соответствии с атомистической
концепцией пространства у Демокрита сложились представления о природе
времени и движения. В дальнейшем они были развиты Эпикуром в стройную
систему. Эпикур рассматривал свойства механического движения исходя из
дискретного характера пространства и времени. Например, свойство изотахии
заключается в том, что все атомы движутся с одинаковой скоростью. На
математическом уровне суть изотахии состоит в том, что в процессе
перемещения атомы проходят один атом пространства за один атом времени.
Аристотель начинает анализ с общего вопроса о существовании времени,
затем трансформирует его в вопрос о существовании делимого времени.
Дальнейший анализ времени ведётся Аристотелем уже на физическом уровне,
где основное внимание он уделяет взаимосвязи времени и движения.
Аристотель показывает, что время немыслимо, не существует без движения, но
оно не есть и само движение. В такой модели времени впервые реализована
реляционная концепция. Измерить время и выбрать единицы его измерения
можно с помощью любого периодического движения, но, для того чтобы
полученная величина была универсальной, необходимо использовать движение с
максимальной скоростью. В современной физике это скорость света, в
античной и средневековой философии - скорость движения небесной сферы.
Пространство для Аристотеля выступает в качестве некоего отношения
предметов материального мира, оно понимается как объективная категория, как
свойство природных вещей. Механика Аристотеля функционировала лишь в его
модели мира. Она была построена на очевидных явлениях земного мира. Но это
лишь один из уровней космоса Аристотеля. Его космологическая модель
функционировала в неоднородном конечном пространстве, центр которого
совпадал с центром Земли. Космос был разделен на два уровня: земной и
небесный. Земной уровень состоял из четырёх стихий - земли, воды, воздуха
и огня; небесный - из эфирных тел, пребывающих в бесконечном круговом
движении. Аристотелю удалось создать самую совершенную, для своего времени
модель пространства – времени, просуществовавшую более двух тысячелетий.
Развитие представлений о пространстве и времени в классической физике.
Следующим значительным шагов в развитии представлений о природе
пространства и времени были работы представителей классической физики. Как
и для античных исследователей мира, для представителей классической физики
основными были обыденные представления о пространстве и времени как о каких-
то внешних условиях бытия, в которые помещена материя и которые сохранились
бы, если бы даже материя исчезла. Такой взгляд позволил сформулировать
концепцию абсолютного пространства и времени, получившую свою наиболее
отчетливую формулировку в работе И. Ньютона “Математические начала
натуральной философии”. Этот труд более чем на два столетия определил
развитие всей естественнонаучной картины мира. В нем были сформулированы
основные законы движения и дано определение пространства, времени, места и
движения.
Раскрывая сущность пространства и времени, Ньютон предлагает
различать два вида понятий: абсолютные (истинные, материалистические) и
относительные (кажущиеся, обыденные) и дает им следующую типологическую
характеристику:
«Абсолютное, истинное, материалистическое время само по себе и своей
сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно
и иначе называется длительностью. Относительное, кажущееся, или обыденное,
время есть или точная, или изменчивая, постигаемая чувствами внешняя мера
продолжительности, употребляемая в обыденной жизни вместо истинного
математического времени, как то: час, день, месяц, год...».
Абсолютное пространство по своей сущности, не связано с объектами,
помещенными в него, и безотносительно к чему бы то ни было внешнему,
остается всегда одинаковым и неподвижным. Относительное пространство есть
мера или какая-либо ограниченная подвижная часть, которая определяется
нашими чувствами по положению его относительно некоторых тел, и которое в
обыденной жизни принимается за пространство неподвижное. Время и
пространство составляют как бы вместилища самих себя и всего существующего.
При таком понимании абсолютное пространство и время представлялись
некоторыми самодовлеющими элементами бытия, существующими вне и независимо
от каких-либо материальных процессов, как универсальные условия, в которые
помещена материя. У Ньютона абсолютное пространство и время являются
ареной движения физических объектов.
Этот взгляд близок к субстанциональному пониманию пространства и
времени, хотя у Ньютона они и не являются настоящими субстанциями, как
материя. Они обладают лишь одним признаком субстанции - абсолютной
самостоятельностью существования и независимостью от любых конкретных
процессов. Но они не обладают другим важным качеством субстанции -
способностью порождать различные тела, сохраняться в их основе при всех
изменениях тел. Такую способность Ньютон признавал лишь за материей,
которая рассматривалась как совокупность атомов. Правда, материя - тоже
вторичная субстанция после Бога, который сотворил мир, пространство и время
и привел их в движение. Бог, являясь существом непространственным и
вневременным, неподвластен времени, в котором все изменчиво и преходяще. Он
вечен в своем бесконечном совершенстве и всемогуществе и является подлинной
сущностью всякого бытия. К нему не применима категория времени, Бог
существует в вечности, которая является атрибутом Бога. Чтобы полнее
реализовать свою бесконечную мудрость и могущество, он создал мир из
ничего, творит материю, а вместе с ней пространство и время как условия
бытия материи. Но когда-нибудь мир полностью осуществит заложенный в нем
при творении божественный план развития и его существование прекратиться, а
вместе с миром исчезнут пространство и время. И снова будет только вечность
как атрибут Бога и его бесконечная вездесущность. Подобные взгляды
выражались еще Платоном, Аврелием, Августином, Фомой Аквинским и их
последователями.
В этих воззрениях, даже с теологической точки зрения, содержаться
глубокие противоречия. Ведь однократный акт творения мира и обреченность
его на грядущую гибель не соответствует бесконечному могуществу,
совершенству и мудрости Бога. Этим божественным атрибутам более
соответствовало бы бесконечное множество актов творения самых различных
миров, последовательно сменяющих друг друга в пространстве и времени. В
каждом из них реализовывалась бы определенная идея, данная этому миру
Богом, а все множество этих идей создавало бы бесконечное пространство и
время. Подобные идей, высказанные в общем виде еще александрийским теологом
Оригеном (III в. н.э.) и объявленные вскоре ересью, в Новое время
развивались в философии Лейбница, выдвинувшего идею о предустановленной
гармонии в каждом из потенциально возможных миров. Лейбниц рассматривал
пространство как порядок существования тел, а время - как порядок отношения
и последовательность событий. Это понимание составило сущность реляционной
концепции пространства и времени, которая противостояла их пониманию как
абсолютных и независящих ни от чего реальностей, подвластных только Богу.
Наряду с объективными представлениями о пространстве – времени
существовали и идеалистические концепции (Беркли, Мах, Авенариус и др.),
которые ставят пространство и время в зависимость от человеческого
сознания, выводя их из способности человека переживать и упорядочивать
события, располагать их одно после другого. Так, Кант рассматривал
пространство и время как априорные (доопытные) формы чувственного
созерцания, вечные категории сознания, аргументируя это ссылкой на
стабильность геометрии Евклида в течение двух тысячелетий.
После выхода в свет "Начал" Ньютона физика начала активно
развиваться, причём этот процесс происходил на основе механистического
подхода. Однако, вскоре возникли разногласия между механикой и оптикой,
которая не укладывалась в классические представления о движении тел. После
того, как физики пришли к выводу о волновой природе света вновь возникло
понятие эфира - среды в которой свет распространяется. Каждая частица
эфира могла быть представлена как источник вторичных волн, и можно было
объяснить огромную скорость света огромной твёрдостью и упругостью частиц
эфира. Иными словами эфир был материализацией Ньютоновского абсолютного
пространства.
Проблема пространства и времени была тесно связана с концепциями
близкодействия и дальнодействия. Дальнодействие мыслилось как мгновенное
распространение гравитационных и электрических сил через пустое абсолютное
пространство, в котором силы находят свою конечную цель благодаря
божественному проведению. Концепция же близкодействия (Декарт, Гюйгенс,
Френель, Фарадей) была связана с пониманием пространства как протяженности
вещества и эфира, в котором свет распространяется с конечной скоростью в
виде волн. Это привело в дальнейшем к понятию поля, от точки к точке
которого и передавалось взаимодействие. Именно это понимание взаимодействия
и пространства, развивавшееся в рамках классической физике, было
унаследовано и развито далее в XX веке, после крушения гипотезы эфира, в
рамках теории относительности и квантовой механики. Пространство и время
вновь стали пониматься как атрибуты материи, определяющиеся ее связями и
взаимодействиями.
Современное понимание пространства и времени было сформулировано в
теории относительности А. Эйнштейна, по-новому интерпретировавшей
реляционную концепцию пространства и времени и давней ей естественнонаучное
обоснование.
СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИРОДЕ ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ.
Специальная теория относительности.
Специальная теория относительности, созданная в 1905 г. А. Эйнштейном,
стала результатом обобщения и синтеза классической механики Галелея -
Ньютона и электродинамики Максвелла - Лоренца. “Она описывает законы всех
физических процессов при скоростях движения, близких к скорости света, но
без учета поля тяготения. При уменьшении скоростей движения она сводится к
классической механике, которая, таким образом, оказывается ее частным
случаем”.[1]
Исходным пунктом этой теории стал принцип относительности.
Классический принцип относительности был сформулирован еще Г. Галилеем:
“Если законы механики справедливы в одной системе координат, то они
справедливы и в любой другой системе, движущейся прямолинейно и равномерно
относительно первой.”[2] Такие системы называются инерциальными, поскольку
движение в них подчиняется закону инерции, гласящему: “Всякое тело
сохраняет состояние покоя или равномерного прямолинейного движения, если
только оно не вынуждено изменить его под влиянием движущихся сил.”[3]
Галилей разъяснял это положение различными наглядными примерами.
Представим путешественника в закрытой каюте спокойно плывущего корабля. он
не замечает никаких признаков движения. Если в каюте летают мухи, они
отнюдь не скапливаются у задней стенки, а спокойно летают по всему объему.
Если подбросить мячик прямо вверх, он упадет прямо вниз, а не отстанет от
корабля, не упадет ближе к корме. Из принципа относительности следует, что
между покоем и движением - есть оно равномерно и прямолинейно - нет никакой
принципиальной разницы. Разница только в точке зрения. Например,
путешественник в каюте корабля с полным основанием считает, что книга,
лежащая на его столе, покоится. Но человек на берегу видит, что корабль
плывет, и он имеет все основания считать, что книга движется и притом с той
же скоростью, что и корабль. Так движется на самом деле книга или нет? На
этот вопрос, очевидно, нельзя ответить просто “да” или “нет”. Спор между
путешественником и человеком на берегу был бы пустой тратой времени, если
бы каждый из них отстаивал только свою точку зрения и отрицал точку зрения
партнера. Они оба правы, и чтобы согласовать позиции, им нужно только
признать, что книга покоится относительно корабля и движется относительно
берега вместе с кораблем. Таким образом, слово “относительно” в названии
принципа Галилея не скрывает в себе ничего особенного. Оно не имеет
никакого иного смысла, кроме того, который мы вкладываем в движение о том,
что движение или покой - всегда движение или покой относительно чего-то,
что служит нам системой отсчета. Это, конечно, не означает, что между
покоем и равномерным движением нет никакой разницы. Но понятие покоя и
движения приобретают смысл лишь тогда, когда указана точка отсчета.
Если классический принцип относительности утверждал инвариантность
законов механики во всех инерциальных системах отсчета, то в специальной
теории относительности данный принцип был распространен также на законы
электродинамики, а общая теория относительности утверждала инвариантность
законов природы в любых системах отсчета, как инерциальных, так и
неинерциальных. Неинерциальными называются системы отсчета, движущиеся с
замедлением или ускорением.
В соответствии со специальной теорией относительности, которая
Страницы: 1, 2, 3
|