Возникновение и становление философских учений. Предмет философии, его историческая трактовка
способствовало его знакомство с древнекитайскими рукописями: «Книга песен»
(«Шиц-зин»), «Книги исторических преданий» («Шуцзин»). Он привел их в
надлежащий порядок, отредактировал и сделал доступными для широкого
ознакомления. Большую популярность Конфуцию на многие века вперед принесли
содержательные и многочисленные комментарии, сделанные им к «Книге
перемен».
Собственные взгляды Конфуция были изложены в книге «Беседы и суждения»
(«Лунь юй»), которая была опубликована учениками и последователями на
основании его высказываний и поучений. Конфуций является создателем
оригинального этико-политического учения, некоторые положения которого не
утеряли своего значения и в наши дни.
Основными понятиями конфуцианства, составляющими фундамент этого
учения, являются «жэнь» (человеколюбие, гуманность) и «ли». «Жэнь»
выступает и как фундамент этико-политического учения и как его конечная
цель. Основной принцип «жэнь»: «Чего не желаешь себе, того не делай людям».
«Ли» (почтительность, нормы общежития, церемониал, социальный регламент)
включает в себя широкий круг правил, регламентирующих, по существу, все
сферы общественной жизни, начиная от семьи и включая государственные
отношения, а также отношения внутри общества — между отдельными людьми и
различными социальными группами. Нравственные принципы, социальные
отношения, проблемы государственного управления — главные темы в учении
Конфуция. Вот некоторые высказывания китайского мыслителя, позволяющие
получить представление о том, как он подходит к обозначенным вопросам и как
их решает. Конфуций считает нравственным поведение, например, сына, который
при жизни отца с почтением наблюдает его поступки, а после смерти следует
примеру его деяний и в течение трех лет не изменяет порядков, заведенных
родителем. На вопрос о том, как нужно управлять людьми и как заставить
простолюдинов повиноваться, Конфуций отвечает: «Если наставлять людей с
помощью законоположений, если ограничивать и сдерживать их с помощью
наказаний и казней, то хотя они не будут совершать преступлений, но в
сердцах своих не будут испытывать отвращения к дурным поступкам. Если же
наставлять людей с помощью нравственных требований и установить правило
поведения сообразно «ли», то люди не только будут стыдиться плохих дел, но
и искренне возвратятся на праведный путь».
И далее, если приближать прямодушных людей и ставить их выше лукавых,
то простолюдины будут послушны. Если же приближать лукавых людей и ставить
их над прямодушными людьми, то простолюдины не будут послушны. Из
сказанного следует, что взаимоотношения между людьми должны строиться на
нравственных принципах, а руководство обществом и государством должно
осуществляться с учетом обычаев, традиций страны, уважения к предшествующим
поколениям, с опорой на порядочность и здравый человеческий разум.
В том, что касается осмысления и познания окружающего мира, Конфуций в
основном повторяет идеи, высказанные его предшественниками, и в частности,
Лаоцзы, в чем-то даже уступая ему. Так, окружающий мир, природу Конфуций,
по существу, суживает и ограничивает лишь небесной сферой. Существенным
элементом природы у него выступает судьба, как нечто врожденно
предопределяющее сущность и будущее человека. Так он говорит: «Что можно
сказать о небе? Смена четырех времен года, рождение всего сущего». О судьбе
говорится: «Все первоначально предопределено судьбой, и тут ничего нельзя
ни убавить, ни прибавить. Бедность и богатство, награда и наказание,
счастье и несчастье имеют свой корень, создать который сила человеческой
мудрости не может». Анализируя природу человеческого знания и возможности
познания, Конфуций считает, что по своей природе люди сходны между собой.
Лишь высшая мудрость и крайняя глупость неизменны. Люди начинают
различаться друг от друга благодаря привычкам и воспитанию. Что же касается
уровней знания, то он проводит следующую градацию: «Высшее знание — это
врожденное знание. Ниже — знания, приобретенные учением. Еще ниже — знания,
приобретенные в итоге одоления трудностей. Наиболее ничтожен тот, кто не
желает извлекать поучительные уроки из трудностей».
Итак, можно с полным основанием утверждать, что Лаоцзы и Конфуций
своим философским творчеством заложили прочный фундамент для развития
китайской философии на многие века вперед.
3. Философия в Древней Греции
Европейская и значительная часть современной мировой цивилизации прямо
или косвенно являются продуктом древнегреческой культуры, важнейшей частью
которой является философия. С учетом этой парадигмы наше отношение к
древнегреческой культуре не может быть беспристрастным и даже более того,
требует большего внимания и заинтересованного отношения. Собственно говоря,
эти мысли не являются оригинальными. Все или почти все европейские
исследователи если не преувеличивали роль и значение Древней Греции в
развитии современной цивилизации, то, по крайней мере, никогда эту роль не
преуменьшали.
Напомним, что под Древней Грецией подразумевается цивилизация, которая
в VII — VI вв. до н. э. включала в себя ряд рабовладельческих государств,
расположенных на юге Балканского полуострова, островах Эгейского моря,
побережье Фракии и западной береговой полосе Малой Азии и распространивших
свои владения в период греческой колонизации (VIII — V вв. до н. э.) на
Южную Италию и Восточную Сицилию, на юг Франции, северное побережье Африки,
побережья Черного моря и черноморских проливов.
Философия в Древней Греции возникает на рубеже VII—VI вв. до н. э.
Известно, что первыми греческими философами были Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен, Пифагор, Ксенофан, Гераклит, чья жизнь и деятельность выпадает
на VI в. до н. э.
При анализе греческой философии в ней выделяют три периода: первый —
от Фалеса до Аристотеля; второй — греческую философию в римском мире и,
наконец, третий — неоплатоновскую философию. Хронологически эти периоды
охватывают свыше тысячи лет, с конца VII в. до н. э. до VI в. текущего
летоисчисления. Объектом нашего внимания будет только первый период. В свою
очередь первый период целесообразно разделить на три этапа. Это необходимо
для того, чтобы более четко обозначить развитие древнегреческой философии
как по характеру исследуемых проблем, так и их решению. Первый этап первого
периода — это в основном деятельность философов Милетской школы Фалеса,
Анаксимандра, Анаксимена (название получила по наименованию ионийского
города Милет); второй этап — это деятельность софистов, Сократа и
сократиков и, наконец, третий включает в себя философские идеи Платона и
Аристотеля.
Следует отметить, что о деятельности первых древнегреческих философов
практически, за небольшим исключением, достоверных сведений не сохранилось.
Так, например, о философских воззрениях философов Милетской школы, а в
значительной степени и о философах второго этапа, известно, главным
образом, из произведений последующих греческих и римских мыслителей и в
первую очередь благодаря работам Платона и Аристотеля.
Натурфилософия в Древней Греции
Первым древнегреческим философом принято считать Фалеса (ок. 625—547
до н. э.), основателя милетской школы. Согласно Фалесу, все многообразие
природы, вещей и явлений можно свести к одной основе (первостихии или
первоначалу), в качестве которой он рассматривал «влажную природу», или
воду. Фалес считал, что все возникает из воды и в нее же возвращается. Он
наделяет первоначало, а в более широком понимании весь мир одушевленностью
и божественностью, что находит свое подтверждение в его изречении: «мир
одушевлен и полон богов». При этом божественное Фалес, по существу,
отождествляет с первоначалом — водой, то есть материальным. Фалес, согласно
утверждениям Аристотеля, устойчивость земли объяснял тем, что она находится
над водой и обладает, подобно куску дерева, спокойствием и плавучестью.
Этому мыслителю принадлежат многочисленные изречения, в которых были
высказаны интересные мысли. Среди них и общеизвестное: «познай самого
себя».
После смерти Фалеса во главе Милетской школы стал Анаксимандр (ок.
610—546 до н. э.). О его жизни практически не сохранилось никаких сведений.
Считается, что ему принадлежит работа «О природе», о содержании которой
известно из сочинений последующих древнегреческих мыслителей, среди них —
Аристотель, Цицерон, Плутарх. Взгляды Анаксимандра можно квалифицировать
как стихийно-материалистические. В качестве первоначала всего сущего
Анаксимандр считает апейрон (беспредельное). В его интерпретации апейрон не
является ни водой, ни воздухом, ни огнем. «Апейрон есть не что иное, как
материя», которая находится в вечном движении и порождает бесконечное
множество и многообразие всего существующего. Можно, по-видимому, считать,
что Анаксимандр в определенной степени отходит от натурфилософского
обоснования первоначала и дает более глубокое его толкование, полагая в
качестве первоначала не какой-либо конкретный элемент (например, воду), а
признавая таковым апейрон — материю, рассматриваемую как обобщенное
абстрактное первоначало, приближающееся по своей сущности к понятию и
включающее в себя существенные свойства природных элементов.
Анаксимандра, по-видимому, можно считать первым древнегреческим
мыслителем, у которого встречается попытка пантеистического толкования
мира. В отличие от Фалеса, который обожествлял природу, он уравновешивает,
отождествляет природу с богом, в частности, это проявляется в его словах о
том, что есть рожденные боги, которые периодически возникают и исчезают,
причем эти периоды продолжительны. Этими богами, по его мнению, являются
бесчисленные миры. Он же выдвигает идею о бесчисленности миров, которые
возникают и исчезают. Это подтверждается и его утверждением, что «эти миры—
то разрушаются, то снова рождаются, причем каждый (из них) существует в
течение возможного для него времени».
Представляют интерес наивно-материалистические идеи Анаксимандра о
происхождении жизни на Земле и происхождении человека. По его мнению,
первые живые-существа возникли во влажном месте. Они были покрыты чешуей и
шипами. Выйдя на землю, они изменили свой образ жизни и приобрели другой
вид. Человек произошел от животных, в частности, от рыб. Человек потому
сохранился, что с самого начала был не таким, как ныне.
Последним известным представителем Милетской школы был Анаксимен (ок.
588— ок. 525 до н. э.). О его жизни и деятельности также стало известно
благодаря свидетельствам позднейших мыслителей. Как и его предшественники,
Анаксимен придавал большое значение выяснению природы первоначала. Таковым,
по его мнению, является воздух, из которого все возникает и в который все
возвращается. Анаксимен избирает в качестве первоначала воздух в силу того,
что он обладает такими свойствами, которых нет (а если есть, то
недостаточно) у воды. Прежде всего, в отличие от воды, воздух имеет
неограниченное распространение. Второй аргумент сводится к тому, что мир
как живое существо, которое рождается и умирает, требует для своего
существования воздуха. Эти идеи находят подтверждение в следующем
утверждении греческого мыслителя: «Наша душа, будучи воздухом, является для
каждого из нас принципом объединения. Точно также дыхание и воздух объемлют
все мироздание».
Оригинальность Анаксимена не в более убедительном обосновании единства
материи, а в том, что возникновение новых вещей и явлений, их разнообразие
объясняются им различными степенями сгущения воздуха, благодаря чему
образуются вода, земля, камни и т. п., а из-за его разрежения формируется,
например, огонь. Появление холода он объяснял как результат сгущения
воздуха, а тепла — как следствие его сжижения. В результате полного
сгущения воздуха появляется земля, а затем и горы. Такая трактовка
многообразия мира была более глубокой и понятной, чем у его
предшественников, и не случайно именно анаксименовская интерпретация
многообразия мира получила достаточно широкое распространение в античной
философии. Стабильность, прочность земли объяснялась тем, что она, будучи
плоской, парит в воздухе, и точно так же как солнце, луна и другие огненные
небесные тела, держится на воздухе.
Как и его предшественники, Анаксимен признавал бесчисленность миров,
считая, что все они произошли из воздуха. Анаксимена можно рассматривать
как основателя античной астрономии, или учения о небе и звездах. Он считал,
что все небесные светила — солнце, луна, звезды, другие тела ведут свое
происхождение от земли. Так, образование звезд он объясняет возрастающим
разрежением воздуха и степенью его удаления от земли. Близкие звезды
производят тепло, которое падает на землю. Далекие звезды не производят
тепло и находятся в неподвижном состоянии. Анаксимену принадлежит гипотеза,
объясняющая затмение солнца и луны.
Подводя итог, следует сказать, что философы Милетской школы заложили
хороший фундамент для дальнейшего развития античной философии.
Свидетельством этого служат как их идеи, так и тот факт, что все или почти
все последующие древнегреческие мыслители в большей или меньшей степени
обращались к их творчеству. Существенным является и то, что, несмотря на
присутствие в их мышлении мифологических элементов, его следует
квалифицировать как философское. Они сделали уверенные шаги по преодолению
мифологизма и заложили серьезные предпосылки для нового мышления. Развитие
философии в итоге шло по восходящей линии, что создавало необходимые
условия для расширения философской проблематики и углубления философского
мышления.
Выдающимся представителем древнегреческой философии, внесшим заметный
вклад в ее становление и развитие был Гераклит Эфесский (ок. 54—540 до
н.э.— год смерти неизвестен). Личность Гераклита весьма противоречива.
Происходя из царского рода, он уступил наследуемый сан своему брату, а сам
удалился в храм Артемиды Эфесской, посвятив свое время занятиям философией.
Получив от персидского царя Дария Гистаспа приглашение приехать в Персию и
познакомить его со своей философией, Гераклит ответил так: «Все живущие на
земле смертные люди чужды истине и справедливости и дорожат неумеренностью
и пустыми мнениями, следуя своему злому неразумению. Я же, достигнув
забвения всего злого и избегая преследующей меня безмерной зависти и
высокомерия великих мира сего, не поеду в Персию, довольствуясь малым и
живя по-своему». Большинство народа он считал неразумным и тупым и лишь
немногих хорошими. Для него один был равноценен десяти тысячам, если он
наилучший. На склоне лет Гераклит удалился в горы и вел жизнь отшельника.
Основное, а возможно, единственное произведение Гераклита, которое
дошло до нас в отрывках, согласно одним исследователям, называлось «О
природе», а другие называли его «Музы».
Анализируя философские взгляды Гераклита, нельзя не видеть, что как и
его предшественники, он в целом остался на позициях натурфилософии, хотя
некоторые проблемы, например, диалектики, противоречия, развития им
анализируются на философском уровне, то есть уровне понятий и логических
умозаключений.
Историческое место и значение Гераклита в истории не только
древнегреческой философии, но и всемирной заключается в том, что он был
первым, как сказал Гегель, у кого «мы видим завершение предшествовавшего
сознания, завершение идеи, ее развитие в целостность, представляющую собой
начало философии, так как она выражает сущность идеи, понятие бесконечного,
в себе и для себя сущего, как то, что оно есть, а именно как единство
противоположностей — Гераклит первый высказал навсегда сохранившую ценность
идею, которая вплоть до наших дней остается одной и той же во всех системах
философии».
В основе всего сущего, его первоначалом, первовеществом Гераклит
считал первоогонь — тонкую, подвижную и легкую стихию. Мир, Вселенную не
создал никто ни из богов, ни из людей, но она всегда была, есть и будет
вечно живым огнем, согласно своему закону, вспыхивающим и угасающим. Огонь
рассматривается Гераклитом не только как сущность всего сущего, как первая
сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего
благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
Диалектика, по Гераклиту, это прежде всего изменение всего сущего и
единство безусловных противоположностей. При этом изменение рассматривается
не как перемещение, а как процесс: становления Вселенной, Космоса. Здесь
просматривается глубокая мысль, выраженная, правда, недостаточно четко и
ясно, о переходе от бытия к процессу становления, от статического бытия к
бытик» динамическому. Диалектичность суждений Гераклита подтверждается
многочисленными высказываниями, которые навечно вошли в историю философской
мысли. Это и знаменитое «нельзя дважды войти в одну и ту же реку», или «все
течет, ничто не пребывает ц никогда не остается тем же». И уж совсем
философское по характеру высказывание: «бытие и небытие есть одно и то же,
все есть и не есть».
Из сказанного выше следует, что диалектике Гераклита в известной
степени присуща идея становления и единства противоположностей. Кроме того,
в следующем его утверждении, что часть отлична от целого, но она есть также
то же самое, что и целое; субстанция есть целое и часть: целое во
вселенной, часть — в этом живом существе, просматривается идея совпадения
абсолютного и относительного, целого и части.
О принципах познания Гераклита высказаться однозначно невозможно.
(Кстати, еще при жизни Гераклита нарекли «темным», и это произошло не в
последнюю очередь из-за сложного изложения им своих идей и трудности их
понимания). По-видимому, можно предположить, что свое учение о единстве
противоположностей он пытается распространить и на познание. Можно сказать,
что природный, чувственный характер знаний он пытается совместить с
божественным разумом, выступающим истинным носителем знания, рассматривая
как первое, так и второе в качестве первоосновы знания. Так, с одной
стороны, превыше всего он ценит то, чему нас учат зрение и слух. При этом
глаза более точные свидетели, чем уши. Здесь примат предметного
чувственного знания налицо. С другой стороны — общий и божественный разум,
через участие в котором люди становятся разумными, считается критерием
истины, а посему доверия заслуживают то, что всем представляется всеобщим,
обладает убедительностью в силу своей причастности всеобщему и
божественному разуму.
Философские идеи Сократа
В становлении и развитии философии в Древней Греции выдающееся место
принадлежит Сократу (470—469 — 399 до н. э.). Сделав философию своей
специальностью, а судя по дошедшим сведениям это так и было, поскольку
кроме нескольких лет, проведенных в качестве воина, Сократ ничем другим не
занимался^ древнегреческий мыслитель тем не менее не оставил после своей
кончины философских произведений. Объясняется это просто: свои идеи Сократ
Страницы: 1, 2, 3, 4
|