Рационализм - учение в теории познания, согласно которой
всеобщность и необходимость - логические признаки всеобщего знания - не могут
быть выведены из опыта и его обобщений. Они могут быть почерпнуты из самого
ума, либо из понятий, присущих уму от рождения, либо из понятий, существующих
только в виде задатков, предрасположений ума. Опыт стимулирует их проявление.
15. Понятие истины в философии
Обычно истину определяют как
соответствие знания объекту. Истина – это адекватная информация об
объекте, получаемая посредством его чувственного или интеллектуального
постижения либо сообщения о нем и характеризуемая с точки зрения ее
достоверности. Таким образом, истина существует не как объективная, а как
субъективная, духовная реальность в ее информационном и ценностном аспектах.
Ценность знания определяется мерой его истинности. Другими словами, истина есть
свойство знания, а не самого объекта познания. Истина может быть и в виде
отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система. Истину
определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом,
воспроизводящее реальность такой, какова она есть сама по себе, вне зависимости
от сознания. Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а
также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира
в динамике ее развития. То, что истинна есть адекватное отражение реальности в
динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим
измерением. Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои
практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. К абсолютным истинам
относятся достоверно установленные факты, даты событий, рождения, смерти и тд.
Истина исторична. Понятие
конечной или неизменной истины - всего лишь призрак. Любой объект познания -
неисчерпаем, он меняется, обладает множеством свойств и связан бесконечным
числом связей с окружающим миром. Каждая ступень познания ограничена уровнем
развития общества, науки... Научные знания поэтому носят относительный
характер. Относительность знаний заключается в их неполноте и вероятностном
характере. Истина поэтому относительна, ибо она отражает объект не полностью,
не исчерпывающим образом. Относительная истина есть ограничено-верное знание о
чем-либо.
Абсолютная истина - это такое содержание знания, которое не
опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно
подтверждается жизнью.
Термин абсолютное применим и к любой
относительной истине: поскольку она объективна, то в качестве момента содержит
нечто абсолютное. И в этом смысле любая истина абсолютно-относительна. Развитие
любой истины есть наращивание моментов абсолютного. Новые теории являются более
полными и глубокими по сравнению с предыдущими. Но новые истины не сбрасывают
под откос истории старые, а дополняют, конкретизируют или включают их в себя
как моменты более общих и глубоких истин. (Теория относит Эйнштейна и
Ньютоновская механика).
16. Познание и практика
Гносеология – «гносис» - знание – наука о познании, в
которой изучается природа познания, отношения знания и реальности, выявляются
условия достоверности и истинности знаний, возможности познать мир. Она
исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от
поверхностного представления о вещах к постижению их сущности, человека и
человеческое общество. Категории гносеологии – истина, достоверность, сознание,
познание, субъект и объект, чувственное, рациональное, интуиция, вера. Теория
познания (гносеология) в своей совокупности может представить ответ на вопрос,
что есть знание. Знание в самом широком смысле означает владение,
умение. Знание есть связующее звено между природой, человеческим духом и
практической деятельностью.
Человек живет в окружении мира,
в атмосфере духовной культуры. Сам он – активно действующее существо. Мы
нуждаемся в мире и постигаем его тайны для удовлетворения наших материальных, а
затем и духовных потребностей. В этом состоит исторический смысл возникновения
познания и наук. С развитием общества потребности все расширялись и
обогащались, вызывая к жизни все новые и новые средства и пути познания:
человечество не может успокоиться на достигнутом.
Практика – это чувственно предметная деятельность людей,
их воздействие на тот или иной объект с целью его преобразования для удовлетворения
исторически сложившихся потребностей. По отношению к познанию практика играет
троякую роль:
1.
Она является источником
познания, его движущей силой.
2.
Практика является сферой
приложения знаний, целью познания.
3.
Практика служит критерием,
мерилом проверки истинности результатов познания.
Итак, практика – это основа
формирования и развития познания на всех его ступенях, источник знания,
критерий истинности результатов процесса познания. Практика не только выделяет
и указывает те явления, изучение которых необходимо для общества, но и изменяет
окружающие предметы, выявляет такие их стороны, которые до этого не были
известны человеку и поэтому не могли быть предметом изучения. Не только земные,
но и небесные тела, в которых мы ничего не изменяем, предстали перед нашим
сознанием и познаются в меру вовлечения их в нашу жизнь в качестве средств
ориентации в мире.
17. Диалектика как метод мышления
Термин "диалектика" происходит от греческого
слова dialegomai, обозначающего "веду беседу, рассуждаю". Впервые его
применил Сократ, имея в виду искусство диалога, направленное на достижение
истины путем столкновения различных мнений. Платон рассматривал диалектику как
процесс разделения понятий на виды и связывание их в более общие понятия.
Гегель расширил понимание диалектики, вывел ее за
рамки движения мысли, увидел столкновение и объединение противоположностей в
самой действительности, в истории, в культуре. По Гегелю, диалектика – своеобразный
и единственно правильный метод познания, противоположный метафизике. Метафизическая
или догматичная философия основывается на рассудочном познании явлений, когда фиксируются
отдельные свойства предмета независимо друг от друга. Догматическая философия
держится односторонних определениях рассудка и исключает противоположные им
определения. Догматизм всегда допускает одно из двух противоположных
определений, например, что мир или конечен, или бесконечен. Диалектический
метод в противоположность метафизическому основывается на разумном познании,
рассматривает предмет в единстве его противоположных определений. Диалектика —
метод познания, посредством которого постигается с высшей точки зрения единство
противоречий. Идеалистическая концепция диалектики у Гегеля — учение о
самодвижении понятий; метод диалектики раскрывает истинное содержание
предмета и, следовательно, показывает неполноту односторонних определений
рассудка. Гегель установил, что истина представляется не в виде собранных
готовых догматических положений, истина заключается в самом процессе познания,
в длительном историческом развитии науки, поднимающейся с низших ступеней на
всё более высокие, но никогда не достигающей такой точки, от которой, найдя
абстрактную истину, не должна созерцать сложа руки. Все общественные порядки,
сменяющие друг друга в ходе истории, представляют собой лишь приходящие ступени
бесконечного развития человека от низшей ступени к высшей. Каждая ступень
необходима и имеет свое оправдание для того времени и для тех условий, которым
она обязана своим происхождением. Для диалектической философии нет ничего раз и
навсегда установленного.
В марксистской философии диалектика определялась как
учение о всеобщей связи и развитии, осуществляемом через борьбу противоположных
начал.
Диалектическое мышление как реальный
познавательно-творческий процесс возникло вместе с человеком и обществом. Мера
диалектичности человеческого мышления определяется уровнем развития
общественной практики и соответственно степенью познания диалектики бытия,
адекватное отражение которого является необходимым условием разумной ориентации
человека в мире и преобразования его в интересах людей
В современных вариантах диалектики практически
отсутствует понимание ее как развитие. Доминирует представление о диалектике
как форме осмысления полярностей, противоположностей, пронизывающих нашу жизнь,
сознание, историю. Различные варианты толкования диалектики предлагают
различные принципы взаимоотношений противоположностей – от возможного их
гармонического синтеза до трагически непримиримого, вечного противостояния.
Однако практически все модели диалектики содержат в себе установку на
соединение этих противоположностей или, по крайней мере, указывают на
потребность их объединения, имеющуюся у главного действующего лица
диалектической коллизии – человека.
Принцип – это сложная, концентрированная форма знания,
аккумулировавшая в себе основную направленность исследования, его «дух». К
таким принципам диалектики обычно относят принцип развития, принцип всеобщей
связи, принцип тождества (единства) диалектики, логики и теории познания,
принцип восхождения от абстрактного к конкретному, принцип единства
исторического и логического.
18. Принцип всеобщей связи. Детерминизм и
его формы
Принцип развития является прямым следствием признания движения основным
свойством (атрибутом) материи. Вместе с тем принцип развития выделяет в
многочисленных видах движения его ведущую форму – развитие. Движение может быть
круговым (обратимым), регрессивным и прогрессивным (необратимые формы движения).
Развитие аккумулирует в себе особенности всех трех видов движения, оно
предполагает необратимость (невозможность полного возврата к исходной точке),
преемственность (связь нового и старого), направленность, цикличность.
Принцип всеобщей связи неотделим от принципа развития, как бы
раскрывает условие реализации первого принципа. Возникновение, изменение,
развитие невозможно в изолированном состоянии, оно предполагает связь
внутреннего и внешнего. Наконец, само развертывание противоречия как основное
содержание принципа развития есть особая форма связи противоположностей.
Понятие причины и следствия возникают на стыке
принципов всеобщей связи и развития. С точки зрения принципа всеобщей связи
причинность определяется как один из видов связи, а именно генетическая связь
явлений, в которой одно при определенных условиях порождает другое. С точки
зрения принципа развития причинность определяется так: всякое изменение и тем
более развитие, т.е. изменение в сторону появления нового качества, имеет свою
причину и следствие. Причинные отношения присутствуют при любых процессах
изменения. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же
причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между
причиной и условием относительно. Каждое условие в определенном отношении
является причиной, а каждая причина в соответственном отношении есть следствие.
Причина и следствие находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же
условиях вызывают одинаковые следствия.
Знание причинно-следственных связей отражает с большим
или меньшим приближением реальные, объективно существующие связи и
взаимодействия вещей и процессов объективного мира.
Существенной чертой причинности является непрерывность
ее действия. Не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Всем
типам временных отношений свойственна длительность. Время длительно, необратимо
и ассиметрично, ассиметричны и причинно-следственные отношения.
Детерминизм - методологический принцип, согласно которому из
факта, что в мире все взаимосвязано и причинно обусловлено, следует возможность
познания и предсказания событий, имеющих как однозначно определенную, так и
вероятностную природу. Механический детерминизм - однозначная причинная
обусловленность => абсолютно строгое предсказание.
Детерминизм-
общенаучное понятие и философское учение о причинности закономерности,
генетической связи, взаимодействии и обусловленности всех явлений и процессов,
происходящих в мире. Детерминизм в философии так же древен, как и она сама.
Можно выделить: 1) детерминизм философский; 2) естественнонаучный, а в его
рамках отдельно научную телеономию и телеологию; 3) технический и
технологический, опирающийся на предыдущий детерминизм в сфере технических
приложений; 4) социальный детерминизм, который опирается на телеологию и
действует в человеческом обществе. Виды детерминации и детерминизм можно также
классифицировать по их объектам, предметам, всеобщности и специфике, их
универсальности и субординации, стихийности и регулярности, и др.
Можно выделить несколько форм и концепций
детерминизма, сменявших исторически друг друга, но не исчезнувших до сих пор:
1) наивную и стихийно диалектическую (античная); 2) механистическую жесткую и
однозначную (лапласовскую); 3) статистическую или вероятностную (естественнонаучную
- в XX веке); 4) современную (синтетическую, диалектическую, по сути -
синергетическую).
19. Диалектическое отрицание.
Всякое развитие есть определенным образом направленный
процесс. Эту сторону развития выражает закон отрицания отрицания. Каждое
явление относительно и в силу своей конечной природы переходит в другое
явление, которое при определенных условиях может стать противоположностью
первого и выступить в роли его отрицания. Отрицание составляет необходимое
условие развития, поскольку оно есть не только отрицание старого, но и
утверждение нового. Но процесс развития не останавливается на этом. Вновь
возникшее качество также переходит в иное качество. Отрицание снимается вторым
отрицанием, а вся цепь развития представляет собой процесс отрицания отрицания.
В результате этого нарастающего отрицания отрицания получается движение
предмета от простого к сложному, от низшего к высшему с элементами повторения
пройденного, временного отступления назад и т. д. Закон отрицания отрицания
дает обобщенное выражение развития в целом, вскрывая внутреннюю связь,
поступательный характер развития; он выражает такой переход явлений из одного
качественного состояния в другое, при котором в новом качестве воспроизводятся
на более высоком уровне некоторые черты старого качества. Словом, этот закон
выражает и процесс коренного изменения старого качества, повторяющуюся связь
между различными этапами развития, т. е. основную тенденцию развития и
преемственность между старым и новым.
Диалектическая позиция
проявляется в отрицании чего-то в вещи и сохранении другого. Мысль Гегеля о
том, что все с самого начала обременено своим отрицанием, что все преходяще,
была правильной. В философской литературе высказывалась мысль, что закон
отрицания отрицания не действует в тех случаях, когда есть метафизическое
отрицание или когда есть возврат к исходному состоянию. Метафизическим
отрицанием называют сторонники этой точки зрения не определенную позицию, а
отрицание типа: ячменное зерно размолото, жук раздавлен. Всякое отрицание есть
зачеркивание какой-то линии развития. Из того, что зерно не проросло (засохло)
или склевано птицей, или размолото, не следует, что здесь нет развития. Ведь
развитие есть развитие в определенном отношении. Превращения зерна, которое не
дало новых зерен, не прекращаются. С ним происходят "приключения".
Зерно засохло. Что отрицается? Белковый состав? Нет. Только влажность. Но
всякое сухое может превратиться только в мокрое и наоборот (мокрое - сухое).
Такие триады можно проследить и в других случаях, учитывая, что отрицание есть
всегда отрицание чего-то в вещи. Таким образом, нет случая, в котором бы не
действовал закон отрицания отрицания.
20. Количество, качество, мера
Качество – это то, в чем вещи сходны или чем отличаются друг
от друга. Качество – такая определенность предмета (явления, процесса), которая
характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему
свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов. То или иное
качество не создается любым отношением, оно создается "своим"
отношением, а другими не обусловлено. Кроме того, качество возникает на
какой-то основе.
Количество – это совокупность однородных элементов, образующих
данное качество. Количество характеристика по степени развития или
интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах. Зерна
образуют кучу, студенты - группу, звезды - созвездие, государства - федерацию
или конфедерацию и т.д.
Любое качество существует в определенных пределах - мере.
Мера – диалектическое единство качества и количества или такой интервал
количественных изменений, в пределах которого сохраняется качественная
определенность предмета. Скажем, стол не может быть ниже колен человека и выше
его головы. Вода как жидкость существует в обычных условиях от 0° до 100°С.
Качества являются общими или отличительными не
безотносительно, а в отношении к определенной вещи или классу предметов. На
вопрос, поставленный безотносительно, сходны или нет по качеству две вещи,
невозможно ответить однозначно. Ответить можно только так: и да, и нет. Любые А
и Б являются разными по качеству, но вместе с тем и одинаковыми в определенном
отношении. Когда говорят, что вещи качественно различны, то это верно. Но
вместе с тем верным будет и утверждение, что эти вещи качественно одинаковы.
Изменяясь в каком-то отношении, вещь остается в другом отношении той же самой;
приобретая новое качество, вещь становится другой, оставаясь прежней.
Многообразие свойств (можно сказать: качеств) присуще каждой вещи.
Развитие как движение от простого к сложному, от
низшего к высшему, от старого качественного состояния к более высокому, новому
качеству есть одновременно и непрерывный, и прерывный процесс. При этом
количественные изменения явлений до известного предела носят характер
относительно непрерывного роста одного и того же по своему качеству объекта,
который, изменяясь количественно в пределах одной и той же меры, не перестает
быть тем, что он есть. Только на определенной ступени развития, при
определенных условиях объект теряет свое прежнее качество и становится новым.
Развитие, таким образом, есть единство прерывности и непрерывности,
революционного, скачкообразного и эволюционного изменения явлений.
Закон перехода количественных изменений в
качественные показывает, как
осуществляется возникновение нового.
20. Сущность и явление.
Сущность и явление – категории, отражающее всеобщие
формы предметного мира и его познание человеком. Необходимо обратить внимание
на то, что термин "сущность" употребляется в разнообразных
сочетаниях. Говорят о сущности происходящего, о сущности класса предметов и
т.д. Чтобы разобраться во всем этом, надо уяснить, что все, что принадлежит
вещам, проявляется в их взаимодействии друг с другом. Когда мы можем ответить
на вопрос "Что это?" (т.е. что за этим стоит), мы вскрываем сущность.
Сущность — это внутреннее содержание предмета, выражающееся в единстве
всех многообразных и противоречивых форм его бытия. У единичного своя сущность.
Но всякое отдельное связано с общим, поэтому часто находится родовая сущность.
Поэтому в познании субъект может идти от более общей сущности к менее общей или
наоборот, т.е. от сущности одного порядка к сущности другого порядка. Общие
сущности проявляются так же, как и отдельные.
Явление — то
или иное обнаружение (выражение) предмета, внешние формы его существования. В
мышлении категории сущности и явления выражают переход от многообразия наличных
форм предмета к его внутреннему содержанию и единству — к понятию. Постижение
сущности предмета составляет задачу науки.
Сущность и явление — универсальные объективные
характеристики предметного мира; в процессе познания они выступают как ступени
постижения объекта. Категории Сущности и явления всегда неразрывно связаны:
явление представляет собой форму проявление сущности, последняя раскрывается в
явлении. Однако единство сущности и явления не означает их совпадения,
тождества: “...если бы форма проявления и сущность вещей непосредственно
совпадали, то всякая наука была бы излишня...” (К.Маркс и Ф.Энгельс). Значит,
вопрос о связи сущности и явления - один из самых важных в философии и в
мировоззрении. Сущность есть прячущееся в явлении и определяющее его.
Явление богаче сущности, ибо оно включает в себя не
только обнаружение внутреннего содержания, существующих связей объекта, но и
всевозможные случайные отношения, особенные черты последнего. Явления
динамичны, изменчивы, в то время как сущность образует нечто сохраняющееся во
всех изменениях. Но будучи устойчивой по отношению к явлению, сущность также
изменяется: “...не только явления преходящи, подвижны, текучи..., но и сущности
вещей...” (В.И. Ленин). Теоретическое познание сущности объекта связано с
раскрытием законов его развития: “...закон и сущность понятия однородные...,
выражающие углубление познания человеком явлений, мира...”.
22. Взаимодействие противоположностей
Противоположности
присущи вещам. Противоположны качества, стороны, тенденции и т.д. Противоположности
– это то в вещи (вещах), что по отношении друг к другу выступает как иное.
Движущую
силу развития выражает закон единства и борьбы противоположностей. Закон
единства и борьбы противоположностей охватывает любые противоположности, а
всеобщими отношениями их являются единство и противоречие (борьба). Сущность
этого закона состоит в том, что предметы и явления объективного мира в процессе
своего развития, вытекающего из взаимодействия и противоречия между различными
предметами и явлениями и различными сторонами внутри предметов и явлений,
переходят из состояния незаметного, несущественного различия составляющих
данное явление сторон, тенденций к существенным различиям моментов целого и к
противоположностям, которые вступают между собой в противоречие, борьбу, составляющую
внутренний источник развития данного явления. Будучи отраженным в системе
теоретического знания, этот закон входит основным стержнем или ядром в
диалектический метод научного познания.