рефераты скачать

МЕНЮ


Вкус как эстетическая категория

Вкус как эстетическая категория

Факультет гуманитарных наук и социальных технологий

Кафедра философии и политологии

Курсовая работа

по дисциплине эстетика

Тема: «Вкус как эстетическая категория»

Выполнила:

по специальности философия

Научный руководитель:

Дата сдачи работы:_____________

Дата защиты работы:_____________

Оценка:_____________

Оглавление

Введение

Определение эстетического вкуса

1. История появления термина

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

1.3 Основные задачи эстетики, связанные с проблемой вкуса

Глава 2 Классификация вкуса и его формирование в процессе развития личности

2.1 Художественный вкус

a) Понятие художественного сознания, его эволюция и соотношение с

общественным сознанием.

b) Художественный гений как создатель художественного творения или

эстетический вкус творческой личности

c) К проблеме социокультурной детерминации музыкально-художественного

вкуса

2.2 Эстетический вкус

a) Эстетическое воспитание

b) Эстетическое формирование

Глава 3 Оценка вкусом и оценка вкуса – работа Канта «Критика способности

суждения»

3.1 Аналитика прекрасного.

I. Суждение вкуса по его качеству и количеству.

II. Суждение вкуса по отношению к целям.

III. Суждение вкуса по модальности удовольствия от предмета.

2. Аналитика возвышенного.

I. Характеристика чувства возвышенного.

II. Возвышенное в природе.

3.3 Дедукция чистых эстетических суждений.

I. Субъективный принцип способности суждений вкуса.

II. Эмпирический и интеллектуальный интерес о прекрасном

III. Характеристика изящных искусств и гения

3.4 Диалектика эстетической способности суждения.

I. Антиномия вкуса.

II. Об идеализме природы и искусства.

Глава 4 Критика вкуса и вкус критика

4. Проблема изменения вкуса в эстетике модернизма, постмодернизма и

постпостмодернизма

2. Мотивы деструкции в русской литературе XIX - XX веков, а также модернизм

в зар. лит-ре(Дудова)

Глава 5 Формирование эстетического вкуса в контексте современной массовой

культуры Формирование эстетического сознания в контексте современной

массовой культуры (некоторые западные теории последних лет).

Заключение

Список литературы

Введение

Выбор данной темы неслучаен, ибо для нас невероятно важен вопрос

вкуса! В данной работе вкус будет рассматриваться в качестве эстетической

категории. Следует заметить, что эта тема является довольно обширной,

поэтому определение может быть неоднозначным. Предварительно эстетический

вкус можно определить как способность судить о том является нечто

прекрасным или нет. Таким образом, эстетический вкус это способность судить

о предмете на основе благорасположения к нему или не благорасположения

свободного от всякого интереса. Мне всегда был интересен ответ на вопрос:

почему одни люди предпочитают одно, а другие другое, поэтому я и взялась за

рассмотрение данной темы. К тому же, с категорией эстетического вкуса

связано несколько очень сложных вопросов философской теории искусства.

Прежде всего, это основание эстетического вкуса. Задавая вопрос о том,

является ли вещь прекрасной, мы не имеем в виду то значение, которое может

иметь для нас или для кого-то другого существование этой вещи, мы задаем

вопрос о том какой она является сам по себе, в том виде в каком она

предстает нашему незаинтересованному восприятию, созерцанию. Сказать, что

предмет прекрасен, значит подчеркнуть свою полную независимость от этого

предмета, свою незаинтересованность в нем. Суждение о красоте к которому

примешивается какой-то интерес уже не объективно и не является суждением

эстетическим. Безусловно, существует множество точек зрения, всяческих

теорий по этому поводу, поэтому тема эта остаётся традиционной в эстетике,

ведь именно в ней изучается преобразование мира по законам красоты.

Проблематика вкуса рассматривалась более подробным образом Иммануилом

Кантом в работе «Критика способности суждения», поэтому это произведение

берётся за основу работы. Но как и принято сначала следует рассмотреть

теоретическую сторону эстетического вкуса, сравнить точки зрения,

изложенные в различных статьях некоторых философов, преподавателей, да и

вообще тех, кто не обходил стороной столь интересного вопроса. В работе

также следует осветить не только теоретическую сторону взятого вопроса, но

и обратить внимание на проявление вкуса в различных сферах эстетики. Ибо

вопрос вкуса в нашем обществе занимает довольно важное место, даже не на

подсознательном уровне.

Глава 1 Определение эстетического вкуса

Поскольку тема вкуса затрагивалась многократно философами-

исследователями, то однозначно трудно дать чёткое определение данному

понятию, поэтому для выявления его следует обратиться к истории его

формирования. На мой взгляд, только лишь проследив определение термина с

различных точек зрения, мы сформируем тем самым собственную точку зрения о

вкусе

1. История появления термина.

Вопрос об эстетическом вкусе, тесно связанный с нашей

повседневностью, с проблемами художественного творчества, мастерства,

эстетической теории и практики, приобрёл в наше время дискуссионный

характер. Ему посвящены статьи, брошюры и соответствующие разделы в

словарях и книгах по эстетике.

У теоретических проблем – как и у художественных – бывает причудливая

судьба, то они популярны, то они отодвигаются в тень, то игнорируются.

Также сложилась судьба и с эстетическим вкусом. Рассмотрим историю

появления этого термина в истории философии.

Для реализации эстетического опыта, эстетической коммуникации

(гармонии) человека с Универсумом, восприятия красоты и искусства,

выявления эстетической ценности субъект должен обладать некоей

специфической особенностью. Это хорошо ощущали многие мыслители с

древнейших времён, так Платон, а затем Плотин связывали восприятие красоты

с Эросом, то есть любовью к прекрасному, а Аристотель же в понятии

катарсиса фиксировал психологический момент художественного переживания.

Однако адекватное терминологическое закрепление эта способность получила

только в середине XVII века, когда для её обозначения была выбрана

категория вкуса, до этого употребляется только в качестве обозначения

одного из 5 внутренних чувств, локализованного в ротовой полости. По

аналогии с тем, как вкусовые рецепторы способны различать сладкое, горькое,

солёное, понятие вкуса было перенесено в сферу эстетического опыта и

распространено на способность выявлять (чувствовать) прекрасное, высокую

художественность искусства, отличать их от пошлого, безобразного, низкого

художественного уровня в искусстве и т.п.

Впервые, в собственно эстетическом смысле, термин «вкус» (gusto)

встречается в сочинении испанского мыслителя Бальтасара Грасиана

(«Карманный оракул», 1646), обозначившего так одну из способностей

человеческого познания, специально ориентированную на постижение

прекрасного произведений искусства. От него этот термин заимствовали

крупнейшие мыслители и философы Франции, Италии, Германии, Англии. В XVIII

в. появляется много трактатов о вкусе, в которых ставятся важнейшие

проблемы эстетики. Следовательно, «вкус» становится одной из центральных

категорий эстетической мысли. Как раз в это период эстетика конституируется

как самостоятельная философская дисциплина, именно в этот период авторитет

красоты и искусства достигает небывалого уровня, а эстетическое воспитание

оказывается главным средством гармонизации человека и преобразования

социальных отношений. Центральное место занимал анализ вкуса.

2. Определение вкуса с точки зрения различных философов

Бычков В.В. «Вкус»

В истории эстетики интерес к проблеме эстетического вкуса проявился

уже в XVII-XVIII вв. Французские просветители и теоретики классицизма

(Буало, Монтескье, Вольтер и др.) рассматривали её с позиций рационализма и

нормативизма, представители английской сенсуалистической эстетики

(Шефтсбери, Хом и др.) выводили эстетический вкус из человеческих ощущений,

но связывали его с нравственностью. В противоположность Хатчесону и Бёрку,

утверждавшим всеобщность эстетического вкуса, Юм подчёркивал его

субъективность. Особое место разработка этой проблемы занимает в эстетике

Канта, отметившего противоречивый, общественно-индивидуальный характер

эстетического вкуса. Развивая традиции русской революционно-демократической

мысли (Белинский, Чернышевский), марксистско-ленинская эстетика

рассматривает эстетический вкус как социально-историческое явление,

диалектически сочетающее в себе элементы как классового, так и

общечеловеческого. Индивидуальный эстетический вкус представляет собой

эстетическую установку, формирующуюся в новый опыт, опосредствуя каждое

новое эстетическое восприятие и переживание. Эстетический вкус является

субъективным критерием эстетической оценки, которая в известной мере

интуитивна, то есть эмоционально предшествует рациональному эстетическому

суждению. Однако качество эстетического вкуса определяется тем, в какой

мере выраженная в нём субъективная оценка соответствует объективной

эстетической ценности. Хороший эстетический вкус выражается в способности

получения наслаждения от подлинно прекрасного и эмоционально отвергать

безобразное, а также потребность воспринимать, переживать и создавать

красоту в труде, в поведении, в быту, в искусстве. Эстетический вкус

является плохим, дурным, извращённым, когда человек равнодушно или даже с

отвращением воспринимает красоту и получает удовольствие от уродливого.

Количественной характеристикой вкуса считается степень его развитости или

неразвитости, широты или узости. Развитость эстетического вкуса

определяется глубиной постижения эстетических ценностей, способностью

выявить богатство значений, которыми они обладают. Неразвитый вкус в

известных пределах может быть хорошим, неиспорченным, но за этими пределами

он не может служить надёжным ориентиром в эстетически-ценностном отношении.

Широта или узость эстетического вкуса во многом зависит от того, насколько

обширна область эстетических ценностей, доступная вкусовой оценке, в какой

мере способен человек эмоционально оценить эстетические ценности различных

эпох, национальных культур, создаваемые в разнообразных жанрах и видах

искусства. Эстетический вкус как вид эстетической способности и потребности

человека – существенная особенность личности. Её уникальность определяет и

своеобразие эстетического вкуса. Те или иные вкусовые предпочтения зависят

от воспитания, привычек, характера, жизненного опыта, общения человека. И

такое своеобразие в рамках хорошего вкуса вполне допустимо; применительно к

нему оправдано выражение « о вкусах не спорят». Иное дело извращённые вкусы

или откровенная безвкусица, искажающие саму сущность эстетического. С ними,

разумеется, нельзя мириться. Но спор о вкусах, вполне оправданный в этом

случае, требует рационального обоснования вкусовых оценок путём обращения к

такому более обобщённому фактору эстетически-оценочной деятельности, как

эстетический идеал. Будучи социально обусловленным, эстетический вкус

личности формируется за счёт влияния окружающей среды, образа жизни,

большое влияние на него оказывает искусство, которое в качестве

художественного начала включается в быт и труд людей и действует

повседневно, подчас незаметно. Идеалы и мировоззрение человека определяют

общую направленность вкусовых оценок. Несомненна связь эстетического вкуса

и с таким социально-психологическим явлением, как мода. Формирование

эстетического вкуса – одна из задач эстетического

воспитания.(Эстетика:Словарь/Под общ.редакцией А.А.Беляева и др.-

М.:Политиздат,1989.-447 стр.)

Батё: Известный теоретик искусства Батё в своём трактате «Изящные

искусства, сведённые к единому принципу» (1746) усматривает этот «единый»

принцип в специфическом художественном «подражании природе» или «прекрасной

природе». Этим принципом руководствовался гений при создании произведения

искусства и опора на этот принцип при его оценке показывает наличие вкуса.

«Поэтому если гений, как мы сказали: творит художественное произведения,

подражая прекрасной природе, то вкус, оценивая творение гения, может быть

удовлетворён только хорошим подражанием прекрасной природе». Вкус –

врождённая способность человека, подобная интеллекту, но если интеллект

интересует истина, заключённая в предмете, то вкус интересуется красотой

тех же предметов, то есть не ими самими по себе, «но в их отношении к нам».

Вкус помогает создавать шедевры искусства и правильно оценивать их, исходя

из понятия о «прекрасной природе», которая понимается Батё как нечто,

соответствующее «как самой природе, так и природе человека». Отсюда вкус –

это «голос самолюбия. Будучи создан исключительно для наслаждения, он

жаждет всего, что может доставить приятные ощущения». Таким образом,

согласно Батё, вкус является врождённой способностью человека, направленный

на выявление прекрасного в природе и в искусстве, на создание шедевров

искусства, «подражающих» «прекрасной природе» (идеализированной природе,

сказали бы мы теперь) и на оценку этих произведений искусства на основе

доставляемого ими наслаждения. Батё убеждён, что «существует в общем лишь

один хороший вкус, но в частных вопросах возможны различные вкусы»,

определяемые как многообразием природы, так и субъективными

характеристиками воспринимающего.

Определённый итог многочисленным дискуссиям своего времени о вкусе

подвёл в середине 17 в. Вольтер, находившийся под обаянием классицистской

эстетики, в статье «Вкус» (1757), которая была написана им для

«Энциклопедии» и затем вошла и в его знаменитый «Портативный философский

словарь»(1764). «Вкус,- писал он, - т.е. чутьё, дар различать свойства

пищи, породил во всех известных нам языках метафору, где словом «вкус»

обозначается чувствительность к прекрасному и уродливому в искусствах,

художественный вкус столь же скор на разбор, предваряющий размышление, как

язык и нёбо, столь же чувствен и падок на хорошее, столь же нетерпим к

дурному…»(43, Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения.

М., 1974с. 267-268). Вкус ( у Вольтера речь везде идёт только о

художественном вкусе, то есть о вкусе к прекрасному в искусстве) мгновенно

определяет красоту, «видит и понимает» её и наслаждается ею. При этом

Вольтер по аналогии с пищевым вкусом различает собственно «художественный

вкус», «дурной вкус» и «извращённый вкус». Высокий, или нормальный,

художественный вкус (или просто вкус) отчасти является врождённым для людей

нации, обладающей вкусом, отчасти же воспитывается в течение

продолжительного времени на красоте природы и прекрасных, истинных

произведениях искусства (музыки, живописи, словесности, театра). Для

Вольтера таковыми были произведения мастеров классицизма. Дурной

художественный вкус «находит приятность лишь в изощрённых украшениях и

нечувствителен к прекрасной природе. Извращённый вкус в искусстве

сказывается в любви к сюжетам, возмущающим просвещённый ум, в предпочтении

бурлескного – благородному, претензионного и жеманного – красоте простой и

естественной; это болезнь духа». Обиходную истину «о вкусах не спорят»

Вольтер относит только к пище и к явлениям моды, которую порождает прихоть,

а не вкус. В изящных же искусствах «есть истинные красоты», которые

различает хороший вкус и не различает дурной. Вольтер убеждён в

объективности законов красоты и, соответственно, в более или менее

объективной оценке её высоким («хорошим») вкусом. «Наилучший вкус в любом

роде искусства проявляется в возможно более верном подражании природе,

исполненном силы и грации. Но разве грация обязательна? Да, поскольку она

заключается в придании жизни и приятности изображаемым предметам».(43,

Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М.,

1974с.270).

Истинным («тонким и безошибочным») вкусом, по Вольтеру, обладает

только очень ограниченное число знатоков и ценителей искусства, сознательно

воспитавших его в себе. Только им при неприятии искусства «доступны

ощущения, о которых не подозревает невежда». Основная же масса людей,

прежде всего, занятых в сферах производства, финансов, юриспруденции,

торговли, представители буржуазных семей, обыватели, особенно в странах

холодных и с влажным климатом, напрочь лишены. «Позор для духа

человеческого, - клеймит Вольтер, - что вкус, как правило, - состояние

людей богатых и праздных». Другим просто нет времени и реальных

возможностей воспитывать его в себе. Вкус исторически и географически

мобилен. Есть красоты, «единые для всех времён и народов», но есть

характерные только для данной страны, местности и т. п. Поэтому вкусы людей

северных стран могут существенно отличаться от вкусов южан (греков или

римлян). Более того, есть множество стран и континентов, куда вкус вообще

не проник, - убеждён, стоявший на узкой европоцентристской позиции

характерной для того времени, Вольтер. «Вы можете объехать всю Азию, Африку

половину северных стран – где встречаете вы истинный вкус к красноречию,

поэзии, живописи, музыке? Почти весь мир находится в варварском состоянии.

Итак, вкус подобен философии, он – достояние немногих избранных».(43,

Вольтер. Эстетика. Статьи. Письма. Предисловия и рассуждения. М., 1974с

279).

Вкус нации, полагает Вольтер, исторически изменчив и нередко портится.

Это бывает обычно в периоды, следующие за «веком наивысшего расцвета

искусств». Художники новых поколений не хотят подражать своим

предшественникам, ищут окольные пути в искусстве, «отходят от прекрасной

природы, воплощённой их предшественниками». Их работы не лишены достоинств,

и эти достоинства привлекают публику своей новизной, заслоняя

художественные недостатки. За ними идут новые художники, стремящиеся ещё

больше понравиться публике, и они ещё дальше «отходят от природы». Так

надолго утрачивается вкус нации. Однако отдельные ценители подлинного вкуса

всегда сохраняются в обществе, и именно они в конечном счёте правят

«империей искусств».

Ж.Ж.Руссо полагал, что чувство вкуса присуще всем людям, но развито у

всех по-разному, что зависит и от личностных особенностей человека (его

«чувствительности»), и от среды, в которой он живёт. Высокого развития вкус

достигает в многолюдных обществах, где возможно многообразие сравнений, где

преобладают неделовые интересы, но склонность к праздности, увеселениям,

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.