рефераты скачать

МЕНЮ


В.И. Вернадский о проблемах цивилизации

В.И. Вернадский о проблемах цивилизации

Министерство образования РФ

Тамбовский государственный университет им. Г.Р.Державина

Институт филологии и журналистики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат

по философии

на тему:

«В.И. Вернадский о проблемах цивилизации»







                                                                          Выполнила: студентка 2-го курса

                                                                               отделения зарубежной

                                                           филологии

                                                                                     211 группы Бушуева О.С.

 

                                           Проверила: Бохорова С.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тамбов 2003


Содержание

  Введение

1.Жизнь и творчество В.И. Вернадского.

  1.1. Биография ....................................................................................................................3

  1.2. Творчество Вернадского и философия . ......................................................................5

2. Основные положения учения о ноосферы.

  2.1. Единство биосферы и человека. ...................................................................................6
  2.2. Наука как основной фактор ноосферы . .......................................................................8

  2.3. Задачи по созиданию ноосферы. ..................................................................................10

3. Ноосфера в конце XX века : прогнозы и реалии. ..............................................................10

   Заключение. ........................................................................................................................ 16

  Список литературы................................................................................................................17



Введение      

         Во всех отраслях деятельности человека, как вида живой природы, наблюдается проблемная напряжённость. Эта напряжённость как никогда актуальна сегодня. Актуальность проблем современного человечества заключается в том, что Цивилизация как таковая способна не просто самоуничтожиться, но и уничтожить всё окружающее жизненное великолепие.

          По моему мнению, Цивилизация подошла к концу определённого этапа развития, когда ею был получен колоссальный опыт в науках. По большей части большинство самых грандиозных открытий было сделано в XX веке. Именно в этом веке стало популярным выражение в средствах массовой информации: « Это открытие способно перевернуть весь Мир...». В результате человечество накопило огромный потенциал необдуманных и неосмысленных продуктов новаторства.

          В нынешних условиях у Цивилизации два пути дальнейшей истории: либо уйти в небытие и затеряться невесомым прахом в мировом пространстве и унести с собой всё живое, либо осмыслить весь свой опыт и перейти от периода развития «Homo Sapiens – Человек Разумный» к периоду «Человек Мудрый». Сегодня Цивилизация столкнулась с целым комплексом глобальных проблем:

·        проблема сохранения мира на Земле

·        экологии

·        продовольственная проблема

·        народонаселения

·        преодоления бедности большей части Человечества.

  И это лишь малый список всех современных признаков мирового кризиса. Все трудности Человечества сплелись в один запутанный клубок – одна проблема дополняет другую и не может без неё существовать.

       Решению одной из этих проблем, экологической, большую часть своей жизни посвятил Владимир Иванович Вернадский.


1.1 Биография .

      Истинное величие Вернадского выясняется только теперь. Оно – в его глубоких философских идеях, заглядывающих в будущее, вплотную затрагивающих судьбы всего человечеcтва.                                                                                                                                                                                                          

Он родился в Петербурге 12марта 1863 года, всего через два года после отмены крепостного права в России, в семье профессора политической экономии, яркого представителя русской либеральной интеллигенции прошлого века. Через пять лет семья Вернадских переехала в Харьков, где на формирование личности Вернадского повлиял его двоюродный дядя – Е.М.Короленко, офицер в отставке, увлекающийся научно-философскими изысканиями. Более всего его интересовали проблемы, связанные с жизнью каждого человека и человечества в целом. Вполне вероятно, что некоторые мысли Е.М.Короленко, некоторые из вопросов, поставленные им, сохранились в памяти Вернадского и осознанно или бессознательно повлияли на его научное творчество.    

        Рано научившись читать, Владимир многие часы проводил за книгами, читая их без разбора, постоянно роясь в библиотеке отца. На примере отца и под его влиянием он постигал важность, необходимость систематического образования, углубленности в определенную область деятельности.

Петербургская классическая гимназия, где с третьего класса учился Вернадский, была одна из лучших в России. Здесь хорошо преподавались иностранные языки, история, философия. В дальнейшем Вернадский самостоятельно изучил несколько европейских языков. Он читал литературу, преимущественно научную, на пятнадцати языках, а некоторые свои статьи писал по-французски, по-английски и по-немецки. Интерес к истории и философии ученый сохранил на всю жизнь.

Вернадский поступил на физико-математический факультет Петербургского университета. В годы студенчества на Вернадского большое влияние оказал В.В. Докучаев. Он предложил своему ученику заниматься минералогией и кристаллографией, хотя сам, преподавая эти науки, нашел свое призвание в почвоведении.

Одна из первых работ В.И. Вернадского была посвящена почвенным роющим зверькам - овражникам (сусликам). В те годы он впервые стал всерьез задумываться о жизни минералов. Ему предложено сотрудничать в Минералогическом кабинете университета. Ломоносовская традиция российской минералогии стала научным направлением Вернадского на два последующих десятилетия.

Он сознательно встал на путь узкой специализации, но это не было для него самоцелью. Он готовил себя к профессиональной научной деятельности, но одновременно продолжал интересоваться всем подряд, размышлять о сути познания природы и природы научного познания, о синтезе знаний, о неразгаданных тайнах Земли и жизни.

В 1884 году он делает доклад “Об осадочных перепонках” в университетском научно - литературном обществе, в котором присутствовали некоторые важные идеи о биосфере.

В 1897 году Вернадский защищает докторскую диссертацию “Явления скольжения кристаллического вещества”. И вскоре он становится профессором Московского университета.

В 1906 году Вернадского избирают членом Государственного совета от Московского университета. И через два года он становится академиком.

С 1906 по 1918 год выходят в свет отдельные части его фундаментального труда “Опыт описательной минералогии”, во многом не устаревшего до сих пор. С этой поры начинается расцвет его творчества.

Избранный в 1916 году председателем ученого совета при министерстве земледелия, Вернадский продолжал научные исследования, публикуя статьи по минералогии, геохимии, полезным ископаемым, по истории естествознания, организации наук.

В 1917 году, в связи с плохим здоровьем, он уезжает на Украину, где активно участвует в создании Украинской академии наук и избирается ее президентом - это первая национальная академия наук нашей страны.

В конце 1921 года Вернадский организовал в москве радиевый институт и был назначен его директором.

1923 - 1926 годы он провел за границей, преимущественно во Франции, ведя большую научно - исследовательскую и преподавательскую работу. Выходят в свет его лекции по геохимии, статьи по минералогии, кристаллографии, геохимии, биохимии, химии моря, эволюции жизни, а также о геохимической деятельности и будущим человечества. Одной из основных причин работы во Франции является исследование в лабораториях Кюри “нового” радиоактивного элемента “Паризия”, который и поныне остается загадкой.

Вернувшись в 1926 году на родину, он публикует свою знаменитую монографию “Биосфера”.

В 1923 - 1936 годы выходят в свет отдельные тома “Истории минералов земной коры”.

В 1928 году он организовывает первую в стране биогеохимическую лабораторию.

В 1937 году Владимир Иванович в последний раз выступает на Международном геологическом конгрессе с докладом “О значении радиоактивности для современной геологии”.

     Дожив до глубокой старости, Вернадский скончался в Москве 6 января 1945 года всего за несколько месяцев до победоносного завершения Великой Отечественной войны. Ему пришлось пережить три революции в России и две мировые войны.                                           

Труды Вернадского остаются и по сей день на переднем крае науки, активно вливаются в поток современной научной мысли.


1.2. Творчество Вернадского и философия.

В творческом наследии Вернадского огромная часть принадлежит философии.  Как и многие естествоиспытатели, добившиеся выдающихся успехов в специальных областях, Вернадский пришел к своим философским построениям на склоне лет, видя в них естественное обобщение фундаментальных принципов, лежащих в основе мироздания. Но даже среди корифеев естествознания он выделяется не только новаторством и глубиной идей, но и их поразительной современностью.

И в центре этого новаторства — возрождение древней идеи о центральной роли человека, его разума во всей Вселенной. Значимость ее для нашей цивилизации долгое время недооценивалась. И главная причина этого, как ни парадоксально, состояла, по-видимому, в самих успехах классической науки, увенчавшихся созданием А. Эйнштейном в 1916 г. общей теории относительности. Опьяненные невиданными достижениями, большинство ученых традиционно видели в человеке всего лишь талантливого созерцателя природы, способного раскрыть ее тайны и вдоволь удовлетворить жажду познания. А Вернадский пророчески увидел в человеке умелого творца природы, призванного в конце концов занять место у самого штурвала эволюции.

В начале XX века в основном складывается принципиальный взгляд Вернадского на проблему соотношения философии и науки. “… Развитие научной мысли никогда долго не идет дедукцией или индукцией - оно должно иметь свои корни в другой, более полной поэзии и фантазии, области: это - область философии. Философия всегда заключает зародыши, иногда даже предвосхищает целые области будущего развития науки, и только благодаря одновременной работе человеческого ума в этой области получается правильная критика неизбежно схематических построений науки”.

С начала 20-х годов философские интересы Вернадского поднимаются на качественно новую ступень. Не прерывая знакомства с западноевропейской философией, ученый все чаще обращается к мыслителям Востока, главным образом Индии и Китая.

Наряду с этим с начала 20-х годов резко возрастает философская насыщенность специальных естественнонаучных трудов Вернадского, что было связано в первую очередь с созданием учения о биосфере и разработкой проблем биогеохимии, тесно переплетавшихся с мировоззренческими, социально - гуманитарными и экологическими вопросами.

Сложно складывались в 20-30 годы отношения Вернадского с советскими философами, выступавшими с позиций диалектического материализма. В эти годы труды натуралисты, посвященные живому веществу, биогеохимии, учению о биосфере, не раз подвергались резкой критике. “Оппоненты упорно выискивали проявления “идеализма” и прочей “идеологической контрреволюции”, произвольно выхватывая из общего контекста отдельные мысли и цитаты”.                                                                                                                                                   

Но самое важное: для Вернадского наука была средством познания природы. Он не был специалистом в какой-то одной науке или даже в нескольких науках. Он блестяще знал добрый десяток наук, но изучал природу, которая неизмеримо сложнее всех наук, вместе взятых. Он размышлял и над природными объектами, и над их взаимосвязями.

Вернадскому при всей его гениальности и невероятной работоспособности потребовались десятилетия, чтобы перебросить надежный мост над пропастью, отделяющей естествознание от истории, творимой самими людьми. И мост этот состоял в ключевой идее, что переход возникшей на Земле биосферы в ноосферу, то есть царство разума, не локальный эпизод на задворках бескрайней Вселенной, а закономерный и неизбежный этап развития материи, этап естественноисторический. «Мы только начинаем сознавать непреодолимую мощь свободной научной мысли, величайшей творческой силы Homo sapiens, человеческой свободной личности, величайшего нам известного проявления ее космической силы, царство которой впереди»,— вдохновенно писал Вернадский.   

                                                                

2.1. Единство биосферы и человека.

Вернадский рассматривал биосферу как особое геологическое тело, строение и функции которого определяются особенностями Земли (планеты Солнечной системы) и космоса. А живые организмы, популяции, виды и все живое вещество — это формы, уровни организации биосферы. Развивая учение о биосфере, Вернадский пришел к следующим выводам (биогеохимическим принципам): «Биогенная миграция химических элементов в биосфере стремится к максимальному своему проявлению». Вовлекая неорганическое вещество в «вихрь жизни», в биологический круговорот, жизнь способна со временем проникать в ранее недоступные ей области планеты и увеличивать свою геологическую активность. Этот биогеохимический принцип Вернадского утверждает высокую приспосабливаемость живого вещества, пластичность, изменчивость во времени. И еще. Вернадский связал учение о биосфере с деятельностью человека не только геологической, но и вообще с многообразными проявлениями бытия личности и жизни человеческого общества: «В сущности, человек, являясь частью биосферы, только по сравнению с наблюдаемыми на ней явлениями может судить о мироздании. Он висит в тонкой пленке биосферы и лишь мыслью проникает вверх и вниз». Все мы, люди — неразрывная часть живого вещества, приобщенная к его бессмертию, необходимая часть планеты и космоса, продолжатели деятельности жизни, дети Солнца. Но в идеях о космическом «управлении» земными процессами или о разумных силах во Вселенной (тем более о Мировом Разуме) ничего оригинального для Вернадского не было. Он писал: «...область человеческой культуры и проявление человеческой мысли — вся ноосфера — лежит вне космических просторов, где она теряется как бесконечно малое...». То есть, по Вернадскому, мы (человечество) – не придаток Вселенского Разума, мы – часть его.

Иногда можно услышать мнение, будто бы введенное Вернадским понятие ноосферы не содержит в себе чего-либо нового и исчерпывается учением о географической среде обитания человечества. Однако вряд ли справедливо подобное отождествление. Категории "географическая среда" и "ноосфера" относятся не к совпадающим вещам, не перекрываются по смыслу. Географическая среда - та оболочка Земли, которая воздействует на условия жизни, производства, культуры, быта людей. Ноосфера - оболочка Земли, на которую воздействуют производство, культура, быт людей; сюда относятся и бывшие погребенные слои Земли, изменившиеся под влиянием прошлых антропогенных воздействий, не включенные в нынешнюю географическую среду. Ноосфера отражает планетарное воздействие общественного производства на верхние оболочки Земли; не все эти изменения входят непосредственно в географическую среду. Разрушение озонового слоя органическими растворителями и хладагентами уже идет, но элементом географической среды еще не стало, поскольку пока не влияет на производство, культуру, формы общения людей. Это - факт ноосферы, а не географической среды.

Центральной темой учения о ноосфере является единство биосферы и человечества. Вернадский в своих работах раскрывает корни этого единства, значение организованности биосферы в развитии человечества. Это позволяет понять место и роль исторического развития человечества в эволюции биосферы, закономерности ее перехода в ноосферу.

Одной из ключевых идей, лежащих в основе теории Вернадского о ноосфере, является то, что человек не является самодостаточным живым существом, живущим отдельно по своим законам, он сосуществует внутри природы и является частью ее. Это единство обусловлено прежде всего функциональной неразрывностью окружающей среды и человека, которую пытался показать Вернадский как биогеохимик. Человечество само по себе есть природное явление и естественно, что влияние биосферы сказывается не только на среде жизни но и на образе мысли.

Но не только природа оказывает влияние на человека, существует и обратная связь. Причем она не поверхностная, отражающая физическое влияние человека на окружающую среду, она гораздо глубже. Особенно ярко и вдохновенно писал Вернадский о воздействии человеческой деятельности на природу в работе “Несколько слов о ноосфере", созданной в 1943 году: “Лик планеты - биосферы - химически резко меняется человеком сознательно и главным образом бессознательно. Меняются человеком физически и химически воздушная оболочка суши, все ее природные воды. В результате роста человеческой культуры в ХХ веке все более резко стали меняться ( химически и биологически ) прибрежные моря и части океана. ...Сверх того человеком создаются новые виды и расы животных и растений.”

 Это доказывает тот факт, что в последнее время заметно активизировались планетарные геологические силы. «...Мы все больше и ярче видим в действии окружающие нас геологические силы. Это совпало, едва ли случайно, с проникновением в научное сознание убеждения о геологическом значении Homo sapiens, с выявлением нового состояния биосферы — ноосферы — и является одной из форм ее выражения. Оно связано, конечно, прежде всего с уточнением естественной научной работы и мысли в пределах биосферы, где живое вещество играет основную роль». Так, в последнее время резко меняется отражение живых существ на окружающей природе. Благодаря этому процесс эволюции переносится в область минералов. Резко меняются почвы, воды и воздух. То есть эволюция видов сама превратилась в геологический процесс, так как в процессе эволюции появилась новая геологическая сила. Вернадский писал: «Эволюция видов переходит в эволюцию биосферы».

Здесь естественно напрашивается вывод о том, что геологической силой является собственно вовсе не Homo Sapiens, а его разум, научная мысль социального человечества. В «Философских мыслях натуралиста» Вернадский писал: «Мы как раз переживаем ее яркое вхождение в геологическую историю планеты. В последние тысячелетия наблюдается интенсивный рост влияния одного видового живого вещества — цивилизованного человечества — на изменение биосферы. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние — в ноосферу».

Мы являемся наблюдателями и испо0лнителями глубокого изменения биосферы. Причем перестройка окружающей среды научной человеческой мыслью посредством организованного труда вряд ли является стихийным процессом. Корни этого лежат в самой природе и были заложены еще миллионы лет назад в ходе естественного процесса эволюции. «Человек ... составляет неизбежное проявление большого природного процесса, закономерно длящегося в течение, по крайней мере, двух миллиардов лет».

Отсюда, кстати, можно заключить, что высказывания о самоистреблении человечества, о крушении цивилизации не имеют под собой веских оснований. Было бы, по меньшей мере,  странно, если бы научная мысль, порождение естественного геологического процесса, противоречила бы самому процессу. Мы стоим на пороге революционных изменений в окружающей среде: биосфера посредством переработки научной мыслью переходит в новое эволюционное состояние – ноосферу.

Заселяя все уголки нашей планеты, опираясь на государственно организованную научную мысль и на ее порождение, технику, человек создал в биосфере новую биогенную силу, поддерживающую размножение и дальнейшее заселение различных частей биосферы. Причем вместе с расширением области жительства, человечество начинает представлять себя все более сплоченную массу, так как развивающие средства связи – средства передачи мысли окутывают весь Земной шар. «Этот процесс – полного заселения биосферы человеком – обусловлен ходом истории научной мысли, неразрывно связан со скоростью сношений, с успехами техники передвижения, с возможностью мгновенной передачи мысли, ее одновременного обсуждения всюду на планете».

Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.