рефераты скачать

МЕНЮ


Учение о праве, долге и религии

нибудь, ты убиваешь всех и самого себя! Поступок - это закон, который ты

устанавливаешь и который именно своим поведением ты признал в себе и для

себя. Поступающего так можно поэтому вместо себя подвести под тот самый

способ действия, который он установил, и тем самым восстановить нарушенное

им равенство: jus talionis [право возмездия].

Пояснение. Возмездие основывается вообще на разумной природе несправедливо

поступающего, иначе говоря, оно состоит в том, что несправедливое

превращается в справедливое. Несправедливый поступок - это единичный

неразумный поступок. Но так как он совершается разумным существом, то он

представляет собой, правда не по своему содержанию, по по форме, все же

нечто разумное и всеобщее. Кроме того, его следует рассматривать как

принцип или закон. Однако, как таковой, этот закон действителен вместе с

тем только для {несправедливо] поступающего, ибо только он, поступая так,

признает этот закон, другие же не признают. Несправедливо поступающий сам

подпадает под этот принцип или этот закон, который и должен быть

осуществлен по отношению к нему. Несправедливость, которую он совершил, в

применении к нему является справедливостью, ибо этим вторым действием, им

признанным, восстанавливается равенство. Здесь мы имеем только формальное

право.

§ 21

Возмездие, однако, не должно осуществляться отдельным обиженным человеком

или его близкими, ибо у них общеправовая точка зрения связана в то же

время со случайностью страсти. Оно должно быть действием третьего,

обладающего властью, который выставляет как довод и исполняет только

всеобщее. В последнем случае оно называется наказанием.

Пояснение. Месть и наказание отличаются друг от друга тем, что месть - это

возмездие, поскольку оно осуществляется обиженной стороной, а наказание -

это возмездие, поскольку оно налагается судьей. Возмездие потому-то и

должно осуществляться как наказание, что в случаях мести имеет влияние

страсть и право оказывается в тени. К тому же месть но обладает формой

права, а имеет форму произвола, так как обиженная сторона действует,

всегда повинуясь чувству или субъективной побудительной причине. Именно

поэтому справедливость, осуществленная как месть, и является в свою

очередь новой обидой, воспринимается только как единичный поступок и

воспроизводится, таким образом, без примирения до бесконечности.

Глава вторая

Гражданское общество

§ 22

Понятие права как сила, располагающая властью и независимая от побуждений

единичности, обладает действительностью только в гражданском обществе.

§ 23

Семья представляет собой естественное общество, члены которого связаны

любовью, доверием и естественным попиновонием (пиэтет).

Пояснение. Семья представляет собой естественное общество, во-первых,

потому, что членом семьи являются нс в силу своей воли, а в силу своего

естества, и, во-вторых, потому, что отношения между членами семьи основаны

не столько на размышлении и решении, сколько па чувстве и побуждении. Эти

отнотпения являются необходимыми и разумными, но форма сознательного

усмотрения отсутствует. Это скорое инстинкт. Любовь членов семьи друг к

другу основывается на том, что одно Я составляет с другим отдельным Я

некоторое единство. Они пе считают себя отдельными в их отношении друг к

Другу. Семья - это органическое целое. Ее части - это, собственно говоря,

не части, а члены, которые имеют свою субстанцию только в этом целом и

отдельно от этого целого самостоятельностью не обладают. Доверие, питаемое

членами семьи друг к другу, состоит в том, что каждый интересуется но

собой, а только целым. Естественное повиновение внутри семьи основывается

на том, что в этом целом существует только одна воля, а именно

принадлежащая главе семьи. В этом отношении семья составляет только одно

лицо. < Нация. >

§ 24

Государство - это общество людей с правовыми отношениями, в котором люди

имеют значение друг для друга не в силу каких-либо индивидуальных

естественных отношений сообразно своим естественным склонностям и

чувствам, а как лица, и эта личность каждого косвенно утверждается. Если

семья, разрастаясь, превратилась в нацию и государство составляет с нацией

одно целое, то это - большое счастье.

Пояснение. Народ связан в одно языком, нравами и обычаями, а также

образованием. Но связь эта еще не образует государства. Для государства,

правда, весьма важны, кроме того, мораль, религия, благосостояние и

богатство всех его граждан. И оно должно заботиться о содействии этим

обстоятельствам, однако непосредственную цель государства составляют не

они, а право.

§ 25

Естественное состояние - это состояние некультурности, насилия и

несправедливости. Из такого состояния люди должны вступить в гражданское

общество, ибо только в последнем правовое отношение обладает

действительностью.

Пояснение. Естественное состояние часто изображается в качестве

совершенного состояния человека как с точки зрения благоденствия, так и с

точки зрения нравственной доброты. Во-первых, следует заметить, что

невинность, как таковая, не имеет никакой моральной ценности, поскольку

она представляет собой незнание зла и покоится на отсутствии тех

потребностей, при которых зло может совершаться. Во-вторых, это состояние

является скорее состоянием насилия и несправедливости именно потому, что в

нем люди оценивают себя сообразно природе. По природе же они неравны как в

отношении физических сил, так и духовных способностей. И посредством

насилия и хитрости люди делают действительным это свое различие. Разум

существует, правда, и в естественном состоянии, но естественное является

господствующим. Поэтому люди должны перейти из него в такое состояние, в

котором господствует разумная воля.

§ 26

Закон есть абстрактное выражение всеобщей, в себе и для себя существующей

воли.

Пояснение. Законом всеобщая воля является в той мере, в какой она является

им с точки зрения разума. При этом совсем не обязательно, чтобы каждый

отдельный человек непременно сам узнал или отыскал эту волю. Совсем но

обязательно также и то, чтобы каждый отдельный человек объявлял свою волю,

а затем отсюда извлекался бы всеобщий результат. Именно поэтому в

действительной истории и не бывало так, чтобы каждый отдельный гражданин

какого-либо народа предлагал закон, а затем путем общественного обсуждения

договаривался с другими об этом законе. Закон содержит в себе

необходимость правовых отношений между людьми. Законодатели не издавали

произвольных постановлений. Их постановления не являются определениями их

частного изволения. Благодаря своему глубокому уму они познали, что

является истиной и сущностью правового отношения.

§ 27

Правительство есть индивидуальность в себе и для себя существующей воли.

Оно есть сила, издающая и применяющая или исполняющая заколы.

Пояснение. Государство имеет законы. Последние, стало быть, суть воля в ее

всеобщей абстрактной сущности, которая, как таковая, бездеятельна, так как

принципы, максимы еще не выражают и не заключают в себе какого-либо

действительного воления, а [выражают] лишь всеобщее воление. Для этого

всеобщего только правительство является деятельной и осуществляющей волей.

Закон существует как обычай, правительство же представляет собой

сознательную силу бессознательного обычая.

§ 28

Всеобщая государственная власть заключает в себе различные входящие в нее

специальные власти:

1) законодательную вообще 2) административную и финансовую (чтобы создавать

себе средства для осуществления свободы); 3) (независимую) судебную и

полицейскую; 4) военную и власть вести войну и заключить мир.

Пояснение. Характер государственного устройства зависит прежде всего от

того, осуществляются ли эти специальные власти непосредственно центром

правительства; затем, соединены ли некоторые из них в одной власти, или же

они разделены; например, отправляет ли правосудие непосредственно государь

или регент, или же имеются специальные судебные учреждения; затем,

объединяет ли в себе правитель также и церковную власть, и т. д. Важно и

то, обладает ли в государственном устройстве верховный центр правительства

неограниченной финансовой властью в том смысле, что он может всецело но

собственному усмотрению как устанавливать, так и расходовать налоги.

Затем, соединены ли некоторые власти в одной, например соединены ли

судебная и военная власть в одном должностном лице. Характер

государственного устройства бывает определен еще и тем, все ли граждане

принимают участие п управлении государством. Таким государственным

устройством является демократия. Извращение последней - это охлократия,

или господство черни, когда та часть народа, которая не имеет

собственности и придерживается недостойных взглядов, силой не допускает

достойных граждан к государственным делам. Демократия может возникнуть и

сохраниться только при простых, неиспорченных правах и маленьких размерах

государства. Аристократия - ото государственное устройство, в котором

исключительное право управлять государством имеют только определенные

привилегированные семьи. Извращением ее является олигархия, когда число

семей, имеющих право управлять государством, незначительно. Такое

положение дел опасно потому, что в олигархии специальные власти

осуществляются непосредственно одним советом. Монархия - это

государственное устройство, при котором управление государством находится

в руках одного человека и но наследству остается в одной семье. В

наследственной монархии исключены те споры и гражданские войны, которые

могут возникнуть при смене престола в выборной монархии, ибо честолюбие

могущественных особ но может питать никакой надежды на трон. Монарх,

правда, пе в состоянии непосредственно осуществлять всю правительственную

власть и частично доверяет осуществление специальных властей коллегиям или

же государственным чинам, которые именем короля под его надзором и

согласно законам осуществляют возложенную на них власть. В монархии

гражданская свобода более защищена, чем в других государственных

устройствах. Извращением монархии является деспотизм, когда правитель

осуществляет управление государством по своему произволу. Для монархии

существенно, чтобы правительство обладало по отношению к частным интересам

людей достаточной твердостью и должной властью. Но с другой стороны,

необходимо также, чтобы права граждан были защищены законами. Хотя

деспотическое правительство и обладает наивысшей властью, однако при таком

государственном устройстве в жертву приносятся права граждан. Деспот

обладает наибольшей властью и может использовать силы своего государства

произвольно. Но эта точка зрения как раз и является самой опасной.

Государствепиый строй народа не есть чисто внешнее устройство. Народ может

иметь как то, так и другое государственное устройство. Оно зависит главным

образом от характера народа, от его нравов, степени образованности, от

образа жизни и численности народа.

§ 29

Граждане как отдельные люди подчинены государственной власти и повинуются

ей. Содержанием же се и целью является осуществление естественных, т. е.

абсолютных, прав граждан, которые нс отказываются от этих прав в

государстве, а, напротив, только в нем и достигают пользования ими и

развития их.

§ 30

Конституция государства устанавливает в качестве внутреннего

государственного права отношение специальных властей как к правительству -

их высшему объединению, так и Друг к другу, а также отношение к ним

граждан, иначе говоря, участие в них граждан.

§ 31

Внешнее государственное право касается отношения самостоятельных народов

при посредстве их правительств друг к другу и основывается преимущественно

на особых договорах: международное право.

Пояснение. Государства находятся скорее в естественном, чем в правовом,

отношении друг к другу. Именно поэтому между ними существует постоянный

спор, так что они заключают между собой договоры и таким путем ставят себя

в правовое отношение друг к другу. С другой же стороны, они совершенно

самостоятельны и независимы друг от друга. Поэтому права между ними па

самом делено существует. Они могут, следовательно, произвольно нарушать

договоры и должны из-за этого всегда оставаться в известном недоверии друг

к другу. Как природные образования они относятся друг к другу

соответственно своей силе. Они должны сами сохранять свое право, сами

создавать его себе и поэтому вести между собой войну.

второй раздел

Учение о долге, или мораль

§ 32

То, что можно требовать от человека на основании права, представляет собой

некоторую обязанность. Долгом же нечто является постольку, поскольку оно

должно быть исполнено из моральных соображений.

Пояснение. Слово «долг» зачастую употребляется применительно к правовым

отношениям. Правовые обязанности можно определить как совершенные

обязанности, моральные - как несовершенные, ибо первые вообще должны

исполняться и характеризуются внешней необходимостью, моральные же

основываются на субъективной воле. Однако определение это точно так же

можно было бы и перевернуть, ибо правовой долг, как таковой, предполагает

только внешнюю необходимость, при которой надлежащий образ мыслей может

отсутствовать, иначе говоря, я могу при этом иметь даже дурные намерения.

Напротив, с точки зрения морали нужно и то и другое: и надлежащий по

своему содержанию поступок, и субъективное по форме умонастроение.

§ 33

Право оставляет умонастроению полную свободу. Моральность же

преимущественно касается умонастроения и требует, чтобы поступок

совершался из уважения к долгу. Следовательно, и соответствующий праву

образ действий морален, если побудительной причиной последнего является

уважение к праву.

§ 34

Умонастроение является субъективной стороной морального поведения или же

его формой. В нем нет еще никакого содержания, которое было бы столь же

существенно, как действительные поступки.

Пояснение. Считают, что с правовым образом действий необходимо связан и

моральный. Может, однако, быть и такой случай, когда с правовым образом

действий не связано соответствующее праву умонастроение, более того -

когда при этом имеет место аморальность. Соответствующий праву поступок,

если он совершается из уважения к закону, является одновременно и

моральным. Поведения, соответствующего праву, и притом с моральным

умонастроением, непременно нужно добиваться в первую очередь, и только

тогда может прийти моральное поведение, как таковое, в котором нет

никакого правового предписания (никакой правовой обязанности). Люди охотно

поступают чисто морально, иначе говоря великодушно, и дарят зачастую с

большей охотой, нежели они исполняют свои правовые обязанности. Ибо,

поступая великодушно, они приобретают сознание своего собственного

совершенства, тогда как действуя в соответствии с правом, они, напротив,

совершают нечто совершенно всеобщее, тождественное у них со всеми.

Все действительное содержит две стороны, истинное понятие и реальность

этого понятия; например, понятием государства является обеспечение и

осуществление права, к реальности же этого понятия относится своеобразное

устройство государства, соотношение отдельных властей и т. д.

Действительному человеку, а именно человеку, взятому с его практической

стороны, тоже присущи понятие и реальность этого понятия. К первому

относится чистая личность или же абстрактная свобода, ко второму -

особенное предназначение наличного бытия и само это наличное бытие. Хотя в

последнем и содержится больше, чем в понятии, тем не менее оно должно

соответствовать понятию и быть им определено. Чистое понятие практического

наличного бытия, Я, есть предмет права.

§ 35

Моральный образ действий касается человека не как абстрактного лица, а в

плане всеобщих и необходимых определений его особенного наличного бытия.

Он не является поэтому только запрещающим, как по сути дела правовые

требования, приказывающие лишь не нарушать свободу другого, но требует

сделать для другого также и нечто позитивное. Предписания морали

направлены на единичную действительность.

§ 36

Человек, взятый в плане его особенного наличного бытия, как его

рассматривает мораль, стремится к согласованию внешнего со своими

внутренними определениями, к удовольствию и благоденствию.

Пояснение. Побуждения, т. е. внутренние определения, присущи человеку от

природы, иначе говоря, с той стороны, с какой он и представляет собой

вообще нечто действительное. Эти определения являются недостаточными, если

они остаются только внутренними. Побуждениями они называются, поскольку

они ведут к ликвидации этого недостатка, т. е. требуют своей реализации,

согласования внешнего с внутренним. Соответствие внешнего внутреннему есть

удовольствие. Удовольствию поэтому предшествует рефлексия, как сравнение

между внутренним и внешним, безразлично, появилось это внешнее благодаря

мне или благодаря счастливой случайности. Источники удовольствия могут

быть самыми разнообразными. Оно не зависит от содержания и касается только

формы, другими словами, оно является чувством чего-то только формального,

а именно указанного соответствия. Учение, имеющее целью удовольствие или,

лучше сказать, благоденствие, называется эвдемонизмом. В нем, однако, пе

установлено, в чем следует искать удовольствия и благоденствия. Таким

образом, возможен как совершенно грубый, примитивный эвдемонизм, так и

более высокий, ибо на этом принципе могут основываться как добрые, так и

злые поступки.

§ 37

Как удовольствие это соответствие есть некоторое субъективное -чувство и

нечто случайное, могущее возникать в связи с любым побуждением и его

предметом, и я тут являюсь своей целью только в качестве природного

существа и только в качестве отдельного человека.

Пояснение. Удовольствие есть нечто субъективное и относится только ко мне

как отдельному существу. В нем нет ничего объективного, всеобщего,

рассудочного. Именно поэтому оно и не является мерилом, с помощью которого

судят о вещи. Если я говорю, что вот так мне нравится, иначе говоря,

ссылаюсь на свое удовольствие, то я высказываю только, что это имеет такое

значение для меня, и тем уже порываю рассудочные отношения с другими

людьми. Удовольствие случайно по своему содержанию, потому что может

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.