рефераты скачать

МЕНЮ


Техническое знание: место и роль в жизни общества

Техническое знание: место и роль в жизни общества


Вологодский Государственный Технический Университет


Кафедра социально гуманитарных наук




РЕФЕРАТ

к кандидатскому экзамену по философии


«Техническое знание: место и роль в жизни

общества»




Выполнил:    аспирант Романов Д.В.

Кафедра:     ИТ

Научный руководитель: Мухин В.В.

Консультант: Оботурова Н.С.









Вологда

2001 год


Введение. 3

Понятие техники и технического знания. 5

Концепции техники и технического знания в философии.. 10

Обзор истории развития техники и технического знания.. 17

Формирование технического знания. 22

Фундаментальные и прикладные исследования в технических науках.. 30

Социальный аспект технических знаний. 35

Заключение. 39

Список литературы... 41

 


Введение


Философия науки и философия техники занимают сегодня одно из ведущих мест в современной философии. Поэтому человек стремящийся углубить свое образование и внести свой пускай и небольшой вклад в науку должен обратить пристальное внимание на этот вопрос. Неудивителен, поэтому выбор темы философии техники и технического знания для аспиранта технического вуза, так как в этой теме затрагиваются если не все, то многие проблемы, с которыми ему неизбежно предстоит встретиться при осмыслении своей научной и профессиональной деятельности.

 Необходимо отметить, то обстоятельство, что если наука - древний объект философского исследования, то техника и технические знания стали предме­том профессионального философского анализа сравнительно не­давно. Долгое время само соединение слов философия и техника казалось противоестественным, так как термин “философия” является олицетворением теоретического освоения действительности, а термин “техника” – практического. Однако, на современном этапе развития стало ясно, что развитие техники невозможно без глубоких теоретических исследований, а для проведения исследований необходима современная техника.  Конечно же, мыслители Древней Греции, эпохи Возрождения, и Нового времени обращались к рассмотрению теоретических и фи­лософских проблем техники, однако, первые зачатки именно “фило­софии техники” возникли в XIX веке в Германии, Франции, в на­чале XX века - в России. Середина нашего столетия породила могучий всплеск внимания к этой про­блеме. Мартин Хайдеггер, Карл Ясперс, Томас Веблен, Олвин Тоф­флер и ряд других философов поставили острейшие проблемы об онтологическом статусе и гене­зисе техники, ее сущности, феноменологических характеристиках и перспективах будущего развития.

Бурное развитие и усложнение техники и технических знаний обусловило их всеобъемлющее влияние на современный мир. Страны, обладающие передовой техникой и технологией имеют возможность доминировать в мире и диктовать свои правила другим, и к сожалению в какой-то мере и нам. Определяющее воздействие техники испытывают такие социальные сферы и институты как экономика, экология, наука, политика и т. д. Технические знания все глубже проникают в обыденное сознание людей. В нашем веке это принципиальным образом изменяет социальный статус техники, превращает ее в фактор, определяющий будущее человечества. Немаловажно и другое обстоятельство. Современная техника все больше создается усилиями коллективного творчества, особенно если речь идет о сложных системах. Она требует огромных затрат, нередко основывается на таких интенсивных процессах, которые могут быть опасны и разрушительны. Техника всегда связана с человеком. Люди и техника взаимодействуют между собой не только на производстве, но и в быту, в повседневной жизни. Это общение усиливается вместе с растущей интеграцией техники в  общественной жизни.


В своей работе я постарался рассмотреть актуальные на сегодняшний момент вопросы техники и технических знаний:

Во-первых, необходимо всесторонне рассмотреть понятие техники и технического знания в философии.

Во-вторых, необходимо рассмотреть различные концепции и направления в философии техники, потому что без их усвоения невозможно нормально рассуждать о специфике технического знания.

В-третьих, невозможно рассматривать технику и техническое знание статически, без учета их исторического развития. Техника возникла и развивалась вместе с человеком, проходила в своем развитии различные этапы и формы. Поэтому необходимо провести обзор истории развития техники и технического знания.

В-четвертых, техническое знание не существовало первоначально, оно формировалось в процессе технической деятельности человека. В процессе формирования оно прошло путь от устной информации, передаваемой от поколения к поколению, до систематизированных технических наук, построенных по образу и подобию фундаментальных наук. Поэтому вопрос формирования технического знания нельзя оставить без внимания.

И, наконец, невозможно игнорировать чрезвычайно возросшее значение техники и технического знания как реальной социокультурной силы. Необходимо рассмотреть вопросы ответственности и профессиональной этики инженерных работников.



Понятие техники и технического знания.


Понятие “техники” возникло еще в античном обществе и берет свое начало от греческого слова “техне”, означавшего умение, мастерство, искусную деятельность. Однако к сегодняшнему дню содержание понятия “техника” необыкновенно расширилось и усложнилось, поэтому, дать его адекватное определение стало делом чрезвычайно сложным. Многозначность в понимании техники и разнообразие определений техники неизбежно заставляет начать изучение проблемы с рассмотрения вопроса о том, какое содержание охватывает это понятие и обратить внимание на то, как в современных философских социологических теориях определяется термин “техника”. Прежде всего, обратимся к философскому энциклопедическому словарю.

Техника – (от  греческого “техне” - искусство, мастерство, умение) – система искусственных органов деятельности общества, развивающаяся посредством исторического процесса опредмечивания в природном материале трудовых функций, навыков, опыта и знаний путем познания и использования сил и закономерностей природы. Техника вместе с людьми, создающими ее и приводящими в действие, образует составную часть производительных сил общества и является показателем тех общественных отношений, при которых совершается труд; составляет материальный базис каждой общественной формации.[17 c.564]

Таким образом, техника - это феномен, требующий детального анализа и глубокого философского осмысления. Необходимо отметить особенность, заключающуюся в том, что хотя техника и является настолько же древней, как и само человечество, и хотя она так или иначе попадала в поле зрения философов, но как самостоятельная философская дисциплина философия техники возникла лишь в XX столетии, то есть философия начала изучать феномен техники с явным опозданием. Античные концепции техники имели в виду скорее не технику, а искусство производства вещей, воплощающее в себе знание, подражающее природе и выступающее в качестве образца для понимания изменчивого природного бытия. Французские и немецкие просветители, такие как Дидро и Даламбер, обратили внимание на ремесла и описали многие технические нововведения и изобретения. Гегель в своих трудах связал возникновение машины с разделением труда, дал первый философский анализ орудийного отношения человека к природе. Однако предпочтение, которое всегда оказывалось философией теоретическому знанию и разуму, теоретической установке перед практическим знанием и разумом, очевидно и было одной из причин того, что философия с явным опозданием обратилась к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. Роль Маркса в социально-философском анализе техники для всех философов, работающих в этом направлении, является неоспоримой. Именно его труды сыграли громадную роль в повороте философии к технике. В них он дал не только экономический анализ роли машины в создании капитализма, но и показал разрушительное воздействие машинного способа производства на рабочего.

Первым, кто внес в заглавие своей книги словосочетание “Философия техники”, был немецкий философ Эрнст Капп. Его книга “Основные направления философии техники” вышла в свет в 1877 году. Несколько позже другой немецкий философ Фред Бон одну из глав своей книги “О долге и добре” (1898 год.) также посвятил “философии техники”. В конце XIX века российский инженер П.К. Энгельмейер формулирует задачи философии техники в своей брошюре “Технический итог XIX века” (1898 год.). Его работы были опубликованы также на немецком языке. Однако только в XX веке техника, ее развитие, ее место в обществе и значение для будущего человеческой цивилизации становится предметом систематического изучения. Не только философы, но и сами инженеры, начинают уделять осмыслению техники все большее внимание. Можно сказать, что в этот период в самой инженерной среде вырастает потребность философского осознания феномена техники и собственной деятельности по ее созданию. Часто попытки такого рода осмысления сводились к исключительно оптимистической оценке достижений и перспектив современного технического развития. Одновременно в гуманитарной среде возрастало критическое отношение к ходу технического прогресса современного общества, и внимание привлекалось, прежде всего, к его отрицательным сторонам. Так или иначе, в обоих случаях техника стала предметом специального анализа и исследования.


Сегодняшнее понимание термина “техника” имеет определенную преемственную связь с классическим его пониманием, с другой же стороны - оно в какой-то мере противоположно ему. Чтобы иметь четкое представление о сфере распространения технических явлений, более целесообразно поставить вопрос о тех сферах действительности, в которых может идти речь о технике сегодня.

“Та сфера действительности, которая может рассматриваться как область существования техники, по мнению Хайнриха Бека [3, с.25] - это неорганическая материя. Так, мы говорим о строительной технике, такой, например, как создание железобетонных сооружений или машиностроение, о деревообрабатывающей технике, электротехнике, теплотехнике, технике создания синтетических материалов или о технике производства материалов всякого рода, от стали до синтетического каучука, короче, о физико-химической технике”. Многие подразделяют ее еще на энергетическую технику (технику превращения сил и энергии) и технику материалов (техника преобразования вещества). Во всех этих случаях речь идет о формах техники и физико - химически понимаемой области неорганического.

И все же это - не единственная область проявления технического. В более широком смысле термина “техника” говорят также и о технике овощеводства, животноводства, о технике преобразования органической жизни в новые ее функции и формы. Современное понятие “биотехнология” позволяет включать в предметное поле техники всю биологию.

“Мы знаем также - если продолжить эту мысль - и о “технике” мышления и дискуссии, изучения и памяти (мнемотехника) и даже о “технике любви”. Говорят также о технике руководства людьми и государством, о технике живописи, рисунка, игры на фортепьяно и так далее. Эти примеры, а также такие обобщающие термины, как “психотехника” и “социотехника”, свидетельствуют о том, что техника проникает даже в области психического, духовного и социального с целью внести в них изменения” [3, с.25]. Поэтому “техника” и в современном ее понимании не является чем-то ограниченным лишь сферой безжизненной материи. Она, напротив, охватывает все известные сферы бытия и отношений между людьми.


За всеми примерами техники, приведенными выше, лежит обширная сфера технических знаний и основанных на этих знаниях действий. Поэтому Фред Бон придает понятию “техника” предельно широкое значение: “Всякая деятельность и прежде всего всякая профессиональная деятельность нуждается в технических правилах”. Он различает несколько способов действия, придавая особое значение целенаправленной деятельности, в которой успех достигается указанием в предшествующем рассуждении руководящего средства. Это фактически задает границы между “техникой” и “не техникой”, поскольку к сфере техники может быть отнесен именно этот способ действия.

Технические знания воплощаются не только через техническую деятельность в разного рода технических устройствах, но и в статьях, книгах, учебниках и так далее, поскольку без налаженного механизма продуцирования, накопления и передачи знаний никакое техническое развитие в нашем современном обществе было бы невозможно.

Это отчетливо понимал уже в конце XIX века немецкий инженер Франц Рело, выступивший в 1884 г. в Вене с лекцией “Техника и культура”: “Не вещи или изобретения, но сопровождающие их идеи представляют то, что должно вызвать изменения, новшества... У нас пробило себе дорогу сознание, что силы природы при своих действиях подчиняются определенным неизменным законам, законам природы, и никогда, ни при каких обстоятельствах не бывает иначе” [8, стр.32]. Приобщение к технической цивилизации не дается одной лишь покупкой совершенных технических устройств – оно должно прививаться воспитанием, обучением, передачей технических знаний. Доказательством этому служит, по мнению Рело, современный ему Китай, “где весь отличный европейский материал, приобретенный покупкою, оказывается, по-видимому, бесполезным перед правильным нападением...” западных стран. Но это же относится и к промышленной сфере. Как только Китай отошел от традиционной схемы “закупки” на Западе машин и перешел к перестройке всей экономической, образовательной и технологической сферы, сразу же наметился отчетливый технический и экономический рост.

Техника относится к сфере материальной культуры. Это – обстановка нашей домашней и общественной жизни, средства общения, защиты и нападения, все орудия действия на самых различных поприщах. Так определяет технику на рубеже XIX— XX столетий П. К. Энгельмейер: “Своими приспособлениями она усилила наш слух, зрение, силу и ловкость, она сокращает расстояние и время и вообще увеличивает производительность труда. Наконец, облегчая удовлетворение потребностей, она тем самым способствует нарождению новых... Техника покорила нам пространство и время, материю и силу и сама служит той силой, которая неудержимо гонит вперед колесо прогресса” [11, стр.68]. Однако, как хорошо известно, материальная культура связана с духовной культурой самыми неразрывными узами. Например, археологи именно по остаткам материальной культуры стремятся подробно восстановить культуру древних народов. В этом смысле философия техники является в значительной своей части археологией технических знаний, если она обращена в прошлое (особенно в древнем мире и в средние века, где письменная традиция в технике еще не была достаточно развита) и методологией технических знаний, если она обращена в настоящее и будущее.

Итак, подводя итог сказанному выше, следует отметить, что техника должна быть понята следующим образом

Во первых, как совокупность технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем.

Во-вторых, как совокупность различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от научно-технического исследования и проектирования до их изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

И, в-третьих, как совокупность технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний.


Сегодня к сфере техники относится не только использование, но и само производство научно-технических знаний. Кроме того, сам процесс применения научных знаний в инженерной практике не является таким простым, как это часто думали, и связан не только с приложением уже имеющихся, но и с получением новых знаний. “Приложение состоит не в простом приложении наук к специальным целям”, - писал немецкий инженер и ректор Берлинского политехникума А. Ридлер. – “Раньше, чем делать такое приложение надо принять во внимание условия данного случая. Трудность применения заключается в правильном отыскании действительных условий данного случая. Условно принятое положение вещей и пренебрежение отдельными данными условиями обманывают насчет настоящей действительности. Только применение ведет к полному пониманию; оно составляет высшую ступень познания, а общее научное познание составляет только предварительную ступень к нему... Знание есть дочь применения. Для применения нужно умение исследовать и изобретательность”.[11, стр. 75]

Таким образом, современная техника, и прежде всего техническое знание, неразрывно связаны с развитием науки. Сегодня этот тезис никому не надо доказывать. Однако в истории развития общества соотношение науки и техники постепенно менялось.


Концепции техники и технического знания в философии


Если проанализировать те проблемы, которые лежат в основании различных концепций техники, то можно выделить четыре структурообразующих отношения, которые и определяют способ рассмотрения техники: техника и человек, техника и природа, техника и бытие, техника и социокультурный мир. В соответствии с этим все многообразие философских концепций техники может быть схематизировано исходя из того или иного типа отношения, которое считается наиболее фундаментальным. Поэтому можно говорить об антропологии техники, натуралистической онтологии техники, об онтологии техники и культурологии техники. Таковы типы философских концепций техники, которые, конечно, по-разному определяют и существо техники и перспективы ее развития.


Начать следует с трудов крупнейшего испанского философа Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955), которые пользуются широкой известностью в России, однако мало кому известно, что Ортега один из философов оставивший глубокие и оригинальные размышления о технике. К числу основных трудов философа посвященных тематике техники и технического знания относятся книга “Размышление о технике”, “Вокруг Галилея”, “Восстание масс”, “Тема нашего времени”, а также лекции о технике в летнем университете г. Сантандер. В своих трудах  Ортега исходит из того, что техника - это практические действия, которые изменяют или преобразуют природу. В эти действия обязательно входят изобретения и технические устройства. Техника, согласно Ортеги и есть совокупность таких актов, которые преображают природу ради удовлетворения потребностей человека: “Человек творит новые, благоприятные обстоятельства.” [5 с. 27] В противовес приспособлению к среде, которое характерно для отношения животного к природе, человек благодаря технике приспособляет среду к себе. Такова исходная предпосылка его анализа техники. В ходе ее конкретизации Ортега показывает, что техника - это действия, которые не ограничиваются удовлетворением человеческих потребностей, а действия избыточные, направленные на изобретение чего-то, на выполнение плана деятельности. Тем самым, техника уменьшает усилия человека, и, изменяя обстоятельства, улучшает его жизнь. “Техника, - отмечает Ортега, - это главным образом усилие ради сбережения усилий” [19 c.39]

Страницы: 1, 2, 3, 4


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.