Технический прогресс в человеческом измерении
Технический прогресс в человеческом измерении
Содержание
Введение…………………………………………………………………….3
1. Биосфера………………………………………….………………………6
2. Техносфера………………………………………………………………7
2.1 Положение человечества в природе………………………….…….7
2.2 Представления человека о себе……………………………….…….9
3. Ноосфера…………………………………………………………………11
3.1 Движение к ноосфере………………………………………….…….11
3.2 Понятие ноосферы…………………………………………….…….12
3.3 Реализация ноосферы………………………………………….…….13
4. Человек…………………………………………………….…………….14
4.1 Субъективность……………………………………………….…….15
4.2 Духовность……………………………………………………………18
4.2.1 Проявления и развитие духовности………………………………….19
4.2.2 Духовность в наше время…………………………………………...20
5. Новая идеология……………………………………………………….22
Список литературы………………………………………………………24
Введение
Развитие науки, породившее колоссальные блага связанные с
научно–техническим прогрессом и разбудившее огромные разрушительные силы,
угрожающие существованию самой человеческой цивилизации, неоднозначно
оценивается в современной культуре и философии. Наука в силу глобальности
ее результатов и влияния на жизнь отдельных людей выходит из рамок
обсуждения только специалистами – философами и учеными, и выступает в
современной культуре в виде некоторого обобщенного образа. С ним человек
связывает либо все свои дальнейшие надежды, либо, напротив, всю сумму тех
разочарований, которые преподносит ему развитие общества.
Эйфория, связанная с достижениями науки привела к становлению особой
социокультурной или мировоззренческой позиции, которую принято обозначать
как сциентизм. На разных уровнях общественного сознания он проявляется как
своеобразная вера в науку, ее могущество в решении всех проблем, которые
стоят перед человечеством. На уровне теоретических построений сциентизм
выступает в виде некоторой мыслительной конструкции, основанной на
абсолютизации конкретно– научных критериев истины, методов познания и
навязывания их в качестве единственно верной модели не только познания
мира, но и наиболее истинного отношения к нему. Это не просто ориентация на
рациональное постижение бытия, а на узко трактуемую рациональность. В 20-е
гг. нашего столетия сциентизм выступает в своей развитой форме, которая
основана на вере в результативность науки при решении любых проблем, в то,
что именно наука обеспечит не только власть человека над природой, но и
изменит общество в сторону реализации наиболее гуманистических ценностей.
Для представителей данного умонастроения характерным является
отождествление научно– технического и общественного прогресса.
Широкое проникновение науки на все уровни общественного сознания и
как следствие, "обсуждение ее проблем" во всех уголках общества становится
своеобразной модой и нормой поведенческой коммуникации современного
человека, открывая "кельи ученых" для публики. В общественном сознании
складывается некий идеальный образ науки, и ученый предстает в восприятии
многих людей либо в виде некого рыцаря, который без страха и упрека
направляет свою деятельность на открытие истин, либо, напротив, в образе
Франкенштейна, олицетворяя собой реальную угрозу, которую несет с собой
наука, вмешиваясь в самые потаенные сферы жизнедеятельности и сознания
человека.
Однако в любом случае наука "открывается" для критики и дискуссий,
причем для широкой критики не только специалистами, но и вообще мыслящими
людьми. Обсуждение последствий науки выплескивается на страницы
периодической печати, в другие средства коммуникации, становясь предметом
острых дискуссий в современной культуре. Объектом оценки чаще всего
становятся некоторые результаты научно-технического прогресса, которые по
отношению к обществу носят не всегда только позитивный характер.
В связи с превращением науки в ведущий фактор развития общества, в
непосредственную производительную силу все в большей степени осознается тот
факт, что знание может быть использовано не только во благо, но и во зло.
Возникает проблема дегуманизирующего, влияния науки на культуру. При этом
система традиционных культурных ценностей и этических принципов как бы не
успевает за скоростью научно-технического прогресса. Поэтому этический опыт
человечества сталкивается с ситуациями, когда он оказывается не в состоянии
ассимилировать новые условия в развитии научного знания, когда, например,
массовое использование науки.
Сельско-земледельческая цивилизация уходит, а промышленно-городская
или индустриальная приходит. Коренные качественные изменения продолжаются и
в самом индустриальном обществе: оно теряет со временем свой деятельно-
индустриальный характер и продвигается в направлении расширения сферы
обслуживания населения -- третичной сферы человеческой деятельности (после
земледельческой и промышленной). Практика показывает, что существенное
уменьшение работающих в производительной сфере не ведет к уменьшению числа
промышленных предприятий. Техника и техносфера растут и усложняются, опасно
воздействуя на мир живой природы.
Создается впечатление, что Разум выбирается из биологической оболочки
и начинает самостоятельное существование, творя окружающий мир. Ведущим
элементом человеческого бытия выступает уже не материальное бытие и даже не
духовное в его традиционной мифо религиозной форме, а мысленное бытие.
Мыследеятельное отличается от духовного тем, что последнее связано с
человеческими органами чувств, а конец ХХ века знаменует собой потерю
чувствительности человеческим организмом и он переполнен господством мысли
и окружающей искусственной средой.
Напрашивается вывод о киборгизации человеческого общества.
Человечество слепнет и глохнет настолько стремительно, что мы можем
столкнуться с проблемой постоянного "ремонта" органов зрения и слуха или
замены их техническими передатчиками соответствующих сигналов в кору
головного мозга. С учетом имеющих место операций по замене других органов
человеческого тела мы можем уже говорить о появлении переходного к киборгу
(кибернетический организм) типу человеческого существа.
Техника превращает потребности человека из чисто человеческих в
потребности человеко-машины. Человек един в трех лицах по отношению к
технике: он ее создатель, он и универсальный духовный микрокосм, он и
"сын", ибо сходит в мир техники, живет среди машин; упражняется в своей
деятельности по мере ее развития и совершенствования; и его способности
становятся машинно-человеческими. Поэтому, в мире, где обитает человек,
становятся лишними чувствительность, гуманность, лиричность, сердечность,
целомудрие, чуткость, пылкость, ибо всего этого не нужно при общении с
машиной (автомобилем, персональным компьютером, игровым автоматом). Тонкая
ткань человечности распадается.
Многие виды культуры и культурной деятельности создает не техника
сама по себе, а технико-урбанистическая концентрация людей. Без крупных
городов не было бы бурного развития науки и техники, невозможна была бы
концентрация многих видов культурной жизни, рождающей свои новые формы.
Мощная авиатехника, метрополитен, высотные здания, скоростные поезда,
автомагистрали, учебные заведения, научно-исследовательские институты,
культурные учреждения (театры, музеи) и многое другое -- все это порождение
урбанистического типа деятельности и образа жизни. Концентрация населения
стимулирует интеллектуальную, творческую деятельность людей. Рожденные в
деревне возможные гении превращаются в действительных только в городской
среде.
Вырвавшись из плена природы человек становится пленником мира второй
природы, созданного им же самим. И этот новый искусственный мир --
техносфера с помощью человека будет и далее развиваться.
Происходит процесс перехода от биосферы к ноосфере (сфера разума) с
помощью техносферы. В различных проявлениях культурной жизни все более
проявляется интеллектуальность. В изобразительном искусстве натурализм,
реализм вытесняются экспрессионизмом, с реализмом и, в целом,
мыследействующим искусством.
Сложность исторической ситуации для современного человека состоит в
том, что он вовлечен во все типы связей с природой, стоящие за этими
именованиями. Поэтому нельзя избежать хотя бы самой общей их
характеристики: биосфера, техносфера и ноосфера относятся в настоящее время
к условиям существования человека.
1. Биосфера
С одной стороны человек является частью сложнейшей системы -
биосферы, которая формировалась многие миллионы лет и существует в
настоящее время. В.И.Вернадский в одной из своих статей резко выступил
против приписывания человеку излишней автономности. Рассмотрение его в
качестве отдельного объекта возможно лишь в узких пределах, по существу же
он является «частью живого вещества планеты». Конечно, история развития
человека и его материальной культуры изменила его положение; связь с
природой становится все более опосредованной, но она остается. Более того,
человек продолжает быть неразрывно связанным с природой, а человечество
может существовать лишь в пределах ее сохранения. Это позволяет сделать ряд
поправок мировоззренческого характера.
Во-первых, обособление человека от природы, также как и рассмотрение
социальной формы развития как надприродной, является слишком сильным
допущением, если не сказать ошибочным, и может иметь место, как писал
В.И.Вернадский, лишь в сознании.
Во-вторых, геологическая оболочка нашей планеты - биосфера - изменяется
медленно, в особом временном режиме. Человечество может знать эти изменения
и может не знать их, но оно не может не испытывать на себе их воздействия.
И в-третьих, связь с биосферой при всей ее изменчивости остается
запредельной и может быть отнесена к важнейшим факторам социального
развития на всех его этапах. Следует отметить, что создается реальная
опасность, не поняв и не пережив до конца смысл понятия биосферы для
человека и общества, выйти в своих мировоззренческих ориентациях за ее
пределы, увлекаясь новыми понятиями и вновь открывшимися горизонтами.
Забегая вперед можно было бы напомнить, что Вернадский, с чьим именем
связано учение о ноосфере в нашей стране, определял ее как «особое
состояние биосферы» (Научная мысль как геологическая сила, гл. 1, разд. И,
Размышление натуралиста М., 1977, с.21).
2. Техносфера
2.1 Положение человечества в природе
Вместе с тем XX век, определяя современное положение человечества в
природе, ввел в употребление новое понятие техносферы, в пределах которой
человек получает свое специфическое развитие. Оно отражено в особом образе
человека и в понятиях Homo Sapiens и Homo fabes и означает возникновение
принципиально новых связей и нового положения человека в природе. Создание
материальной культуры, утилизация многих форм природной энергии, которую
удалось человеку поставить на службу своим интересам, создание
искусственной среды обитания и техническое усиление своих природных
способностей - все это убедительно доказывает наступление нового этапа в
отношениях между человеком и природой. В этот период, длящийся до сих пор,
человек освоил всю территорию земли, научился пользоваться не только
наличным природным материалом, но и теми ресурсами, которые могли служить
ему в этом качестве после глубокого преобразования. Это потребовало от
человечества напряжения всех его сил и не только обеспечивало его выживание
и практический успех, но и создавало особую воспроизводящуюся систему
воспитания востребованных в человеке способностей. Его внимание было
приковано к устойчивым повторяющимся связям между явлениями природы,
которые в силу этой устойчивости были воспроизводимыми, а значит могли быть
практически использованы. Природа при этом отчуждалась в объект познания, в
сырье, ресурсы и строительный материал, а в человеке развивались те
качества, которые были для этого необходимы. Долгое время все изъятия из
природы, производимые человеком, не разрушали ее целостности и способности
к восстановлению. Все это время господствовало мировоззрение
антропоцентристского толка, ему соответствовала парадигма аналитика-
прагматического познания и освоения мира. В познании победила модель
субъективно-объективного противопоставления, отразившего особую форму
разрыва между человеком и природой и долгое время она была безусловной и
единственной формой объяснения мира. Вся психика приравнивалась к сознанию,
а оно в свою очередь к знанию, к накоплению объективных сведений об
окружающем мире.
Потребовались особые усилия выдающихся ученых для того, чтобы
расширить понятие человеческой психики, включив туда и бессознательное. Да
и сам человек в целом толковался как носитель сознании, делавшего его
субъектом познания, и как производитель, осуществляющий преобразование
природы в своих интересах. Сознание в свою очередь объяснялось
обеспечивающими его физиологическими процессами и предметностью окружающего
мира. Тем самым круг объяснения человека замыкался. Если добавить к этому,
что прогресс в познании осуществлялся за счет непрерывной и все
углубляющейся специализации и разделения труда, становится понятным, почему
при этом происходит утрата представлений о целостной природе и понимания ее
значения в жизни человека.
Техносфера - это период и особый тип связи с природой, которая
познается и объясняется на глубину целенаправленного практического усилия
человека. Понянтие «разумный» сближается по смыслу с понятием извлекающий
пользу. Практика, практический успех становится критерием истины. Не
забудем и о том, что она была и основой познания. Не следует преувеличивать
значение марксистской теории - она была не столько причиной подобных
представлений, сколько симптомом
2.2 Представления человека о себе
Аналитика-прагматическая парадигма исследования породила в сознании
человека весьма своеобразное представление не только о мире, но и о себе
самом. Человек был объявлен венцом творения, а его деятельность высшей
формой развития. Общество было вынесено за пределы биосферы и толковалось
как надприродное. Право человека господствовать над всеми остальными
формами жизни было общепризнанным и сохраняется до сих пор: даже в самых
радикальных экологических программах вопрос о спасении природы ставится во
имя человека и для его блага. Техносфера все больше напоминает человеческую
империю, которая осуществляется жестким и неумным деспотом, обладающим
хищным аппетитом. Недаром получила хождение фраза об истинном смысле
отношений между человеком и природой: «жадный захват мертвого объекта
хищным гносеологическим субъектом». Конечным результатом этого оказалось
разъятое мира в сознании человека, безудержная эксплуатация и уничтожение
мира, резкое ухудшение природы самого человека, нормальное состояние
которого стало требовать особых усилий. Это отразилось и на внутренних
ориентациях личности. Реализовать свои возможности, состояться как
личность, занять высокое положение в обществе - все это в рамках личного
устройства, при котором человек остается высокой целью себя самого.
Подобные ориентации, существующие и в настоящее время, необходимый и
закономерный элемент человеческой империи на земле. Существование подобных
самоопределений вряд ли могут быть оспорены, важно другое - они устойчиво
соединяются с понятиями экологического кризиса, с ощущением надвигающейся
катастрофы.
Происходящие при этом изменения в сознании заслуживают пристального
внимания. Взять хотя бы горделивое самосознание ученых и философов, которые
перестали испытывать нужду в гипотезе бога. За этим многое: способность
удовлетвориться практическим успехом, разъятое мира на отдельные области,
преобладание частных задач, неблагодарное пользование природой, ценность
которой зачастую просто игнорируется, беспрецедентное завышение роли
человека с его безудержно растущими потребностями и происходящий при этом
возгон степени удовлетворения материальных потребностей в идеал
общественного состояния и критерий социального развития. Все это рождает
особый образ человека и специфические представления о его ценности. Она
начинает измеряться качеством выполнения производственной функции,
способностю) повысить производительность труда и добиться в кратчайшее
время практического успеха.
В познании разрабатываются методики, позволяющие купировать
субъективные переживания и создавать объективную картину мира. Возникающий
при этом тоталитаризм функций позволяет рассматривать индивидуальное
своеобразие и отклонение от стандарта как патологию или правовое нарушение.
Нельзя, конечно, сказать, что эта программа была общей и имела
стопроцентный успех, но она формировала людей и деформировала их. Право на
индивидуальность имели немногие и оно должно было быть достаточно
обоснованным (неординарные способности или особое экономическое положение).
Не случайно поэтому теория индивидуальности долгое время не
разрабатывалась, а философия в нашей стране приобретала характер
работологии. Очень сложно понять, как из достоинств современного человека
возникает реальная возможность гибели мира, но эта связь есть. Убежденный в
своем могуществе человек, окруживший себя бетоном и кирпичной кладкой
занимает позицию космической непочтительности. Его казалось бы естественные
стремления быть замеченным и занять как можно более высокое положение
становятся разрушительными. Его сознание утрачивает ощущение большого
времени и отдаленных следствий своих действий и замещается
короткометражными ситуациями, рожденными непосредственными нуждами.
3. Ноосфера
Современность пока еще полностью подпадает под определение
техносферы, но ее кризис становится все более очевидным. Поставлен вопрос о
пределах роста, возникли институты охраны природы (правда, они до сих пор
демонстрируют свое бессилие в схватке с инерцией прагматических ориентаций
техносферы и стремлением к комфорту). И, наконец, поставлен вопрос о
необходимости перехода к иному типу связей с природой, который получил
название ноосферы - эпохи разума, который должен поставить под контроль
происходящие в природе и обществе процессы.
3.1 Движение к ноосфере
Содержательно движение к ноосфере может быть раскрыто по- разному. С
одной стороны, мы вправе продолжать развитие научных исследований в уже
освоенных направлениях. Без этого нельзя достичь все более полного охвата
явлений природы и общества. Мысль как планетное явление (Вернадск.)
предполагает развитие этого направления и вширь и вглубь. Это определение
ноосферы особенно часто встречается в работах В.И.Вернадского, посвященных
проблеме будущего. Однако очевидно, что развитие этого направления,
оставляет нерешенной задачу удержания в сознании целостной природы.
Страницы: 1, 2
|