Шпоры по философии (Астана. 2007 год)
Этика Канта
Гл.заслуга этического учения Канта –
обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный
выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й :
чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними
обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно
принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий
жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом –
требованием(категорическим императивом).
К-рый в свободном изложении звучит след-щим
образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего
законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая
встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не
желаещь себе»
Т.об.категорический императив Канта
обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель
сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей,не может исп-ться
др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей.
Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток
аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует
отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное
счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал
ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете,
сторонник демократии,активировал нравственность, постетифное – опытное знание,
приории- не разреш-е противоречия.
Диалектика Гегеля.
Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание
целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него
понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное
положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто
субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная
идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея
«мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться
абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот.
у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей,затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие
абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель
этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все
противоречия.
Причина развития-противостояние
противоположностей,которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее
порождениях – природных вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны
источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы.
- Закон единства и противостояния
противоположностей
- Закон перехода количественных изменений и
качественные
- Закон отрицания отрицания.
_____________________________________
Проблема универсалей, номинализм и реализм
Одной из важных фил-х проблемэпохиСр-вьябыла
проблема универсалей (общих понятий).В решении этой проблемы сфор-сь 2 крайних
подхода или течения.Это номинализм и реализм.
Номиналисты (Росцелин. Уильям Оккам, Николай из Отрекура)
предполагаличто универсалии сущ=ют только в сознании чел-ка как понятия о вещах
или их наименования. Отсюда и название течения – слово «номен» с лат. .озн-ет
ИМЯ или НАЗВАНИЕ. В реальности пыталдись доказать номиналисты, кроме единичных
вещей ничего не сущ-ет.
Реалисты (Августин, Ансельм, Альберт великий, Фома Аквинский),
считали что общие понятия (универсали) реально существуют и не зависят от
человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии сущ-ют
независимо от вещей и до них.Умеренные думали. Что они реальны, но пребывают в
единичных вещах. Наиболее приемлимыми для церкви оказ-сь взгляды Альберта
великого, и его ученика Ф.Аквиноского.Аквинский считал, что уни-ли сущ-ют:
1.до един-х вещей как их идеи в божественном
разуме.
2.в самих вещах как их сущности
3.после вещей как понятия о них в
человеч.разуме
Т.обр. реалистыполагали, что чел-ский разум
способен постигать сущность вещей т.е. общие понятия, потому что они сущ-ют в
разуме божественном.
Гносиология Канта
В теории познания К. поставил задачу
предварительно исследовать ф-мы, которые делают возможным познание : инструмент
посредством которого чел-к познает, а затем уже может проанализировать и сам
процесс познания.К считал, что сущ-ет независимо от сознания людей внешний мир,
который явл-ся источником ощущений. Он считал, что познание чел-ка проходит 3
ступени: - ступень чувственного созерцания, - ступень рассудка, - ступень
разума (может познать вещь в себе)
Процесс познания утверждал К. состоит в
синтезировании ощущения с априорными формами чувственности, категориями
рассудка и разума. Рассудок по Канту явл-ся законодателем по отн-нию к природе,
диктует ей свои законы, достоверность научного знания обуславливается
априорными формами, чувственности и категориями рассудка. Познание мира осущ-ся
в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограниченно ими.
К. поставил вопрос об антимониях разума в
рамках своей метафиз.фил-й системы. В этих антимониях, считал К. запутывается
разум при решении «вещи в себе». 4 антимонии (противоречия мышления)
1.Мир конечен во времени и пространстве, мир
бесконечен во времени и пространстве.
2.Все в мире просто и неделимо, все в мире
сложно и не делимо.
3.Вмире сущ-ет свобода в мире нет свободы и все
совершается по законам природы т.е. необходимо
4. Сущ-ет как бы первопричина мира, не сущ-ет
никакой первопричины мира.
К пришел к выводу что разум не может разрешить
эти антимонии.К подчеркивал что диалектика присуща разуму, но не понял
подлинной диалектики мышления.К. создал учение о морали. Его мораль независима
от условий жизни надысторичесчкая. Необходимо распр-ть убеждения о бессмертии
души, свободы воли и Боге. К. обращается к чел-ку с требованием – быть
нравтвенным существом, это выше научного познания . Фил-фия К. противоречива
явл-ся эклектической систомой попыткойпримирить мат-зм с идеализмом
Анторопологический материализм Фейербаха
Реакцией на бурное развитие нем.идеалистической
философии явился мат-зм Людвига Фейербаха ( 1804-1872), который послужил одной
из предпосылок фил-фии марксизма. В центре учения Ф. – человек, поэтому систему
стали называть антроп.материализмом. Главным делом жизни Ф. была борьба против
религии.Причину живучести религ.верований он видел не только в обмане
использующим невежество. Отвергая религ. Культ, Ф. противопоставляет ему культ
человека облекаемого им в религ.оболочку «обоготворения человека». Религия
выступает у Ф. как «бессознательное самосознание» чел-ка.Ф. пропогандировал
необходимость новой религии. Особенность мат-ма Ф. – антропологизм Ф. стирал
общ.сущность чел-ка, сводил к физ-м и биол-м процессам, возвеличивал половую
любовь как этическое каноны, а удовлетворение физиологических потребностей как
назначение чел-ка. Ант-зм Ф. проявл-ся в выдвижение на первый план проблемы
сущности человека, кот. рассматривается им как единст. Универсальный и высший
предмет фил-фии. Но человек для Ф. всегда абстрактный индивидуум, чисто
биол.сущ-во. В теории познания Ф. отстаивал т.зр. эмпиризма и сенсуализма,
решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение
мышления в познании, пытался харак-ть объект в связи с деят-стью субъекта
(высказывал догадки об общественной природе человечского сознания) Но в целом
мат-зм Ф. носил созерц.хар-р и был метафиз.мат-змом.
Осн.его работы: Сущность христианства, Сущность
религии, Этика системы Гегеля.
Этические взгляды Абая
Центр.вопросом своей фил-фии он сделал важные
во все истор.эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения
особенно в Каз-не 2 половины 19 века нравтвенно-этические проблемы.
Абай очень хорошо знал фил-фию Фейербаха. Об
этом говорит тот факт что осн.свое фил-ское пр-ие «Книга слов» он написал в
форме афоризмов. Всего 45 слов. Большего внимания заслуживает наличие сходства
содержания отд-х афоризмов «Книги слов» Абая с идеями Фейербаха изложенными им
в разных трудах. Каз.мыслитель был знаком с идеями великого нем.диалектика. Но
если Гегель превращает спекулятивную фил-фию в логику теологии, то Абай
наоборот логику телогии превращает в своеобразную спекулятивную фил-фию.Он
решительно отхтдит от ортодоксального мусульманского богословия и с еще большим
усердием подвергает критике священнослужителей ислама. А. понимает что мир
находится в постоянном процессе изменения и преобразования. Исходя из идеи
подверженности изменениям всего сущего кроме Бога кот.остается неизменным в
своих основополагающих качествах, А. и пытался разрешить проблемы нравтвенного
совершенствования чел-ка .Он считал что люди его времени одержимы пороками, и
перечислил огромное кол-во нравтвенных изъянов чел-ка. Среди них базовым он
называл невежество.А произвольными от него все другие: лживость, нечестность,
отсутствие искренности, хвастоство, трусость, обман, эгоизм, леность и
мн.др.Нравст. фил-фия А. носит дидактический хар-ер и нацелена на то, чтобы
освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и
привить ему стремления к знаниям и культуре, к благородству,
честности,трудолюбию ит.д.Абай верил в то, что в его неспокойный и запутанный
век, натавление становится единственным способом формирования чел-ка.Именно
поэтому он обращался со своими назаданиями к разл.слоям каз-го общ-ва. Этика
Абая была слита с его фил-ей религии и пред-ет собой некоторое подобие единой и
целостной формы мышления.
Категории диалектики.Сущность и явления.
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты
отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого
рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в
категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их
сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их
взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают
полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий
выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга
взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По
мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми
категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее»,
«многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и
тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу
категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность»,
«причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи
детерминации (причинность).
«Явление - сущность» отражает соотнесение поверхности и глубинных уровней
действительности.Тоер.мышление осозновало себя, как особую, позновательную
деят-сть призванную понять глубинные слои реальности. Под сущностью
понимается внутренняя. Скрытая, относительно устойчивая сторона процесса,
определяющая его природу, совокупность черт и хар-ки. Явление – этио
внешние наблюдаемые обычно более измененные хар-ки предметов.
«Явление-сущность» это диалектически связанные
противоположности.Гегель говорил непосред.бытие людей- это кора или завеса за
которой скрывается сущность. Сущность обнаруживается в явлениях, а явления
есть проявление сущности. Познание движется от чвления к сущности, углубляясь
тот сущности первого порядка к сущности другого, раскрывая все основательнее
причины и связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных
областей действительности.Относит.хар-ер понятия «Сущность - явление» означает
что тот или иной процесс выступает как явление не относящееся к более глубоким
процессам, но как сущность – по отношению к его собственным проявлениям.В своем
виде , процесс раскрытия понимания сущности проявит себе в познании сьруктуры,
целостности , причин предмета, законов его формирования и функционирования.
Категории диалектики .Содержание и формы.
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты
отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого
рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в
категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их
сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их
взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают
полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий
выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга
взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По
мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми
категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей
«единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество»,
«формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть
объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории
«явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают
универсальные связи детерминации (причинность).
«Форма-содержание» в этой категории осмысливается понятие мираи ее
составляющие. Под содержанием понимают совокупность различных элементов
взаимодействие определяющее хар-ер того или иного предмета или процесса.
Форма – это принцип упорядоченности, способ сущ-ния того илииного сод-ния.С.
и Ф. – понятие диал-кое , они выражают разные. Но не разрывно связанные аспеты
одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.
Форма- не просто что-то поверхностное. Но и
фактор внутр.орг-ции того или иного процесса. Она закрепляет опред.ступень в
развитии явления, тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность
дальнейшего развития объекта.Многообразие мира находит выражение в многообразии
форм предметов и процессов.Форма более консервативна чем содержание. Переход на
новый этап, требует изменения, обновления формы.
Категории диалектики.Причины и следствия
Фил-ское мышление открывает всеобщие черты
отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого
рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в
категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их
сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их
взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают
полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий
выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга
взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По
мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми
категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей
«единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество»,
«формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть
объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории
«явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают
универсальные связи детерминации (причинность).
«Причины и следствия»: в фил-м познании фундаментальную роль играет принцип
детерменизма. Согласно этому принципу все процессы детерменированы –
развиваются и возникают и уничтожаются закономерно в рез-те действия
определенных причин обусловлены ими.Соц. опыт показывает, что во многих случаях
удается установить источник происходящих событий в мире.Явление повлекшее за
собой другие явления называются причиной.Новое явление – следствием.
Причинно- следственная связь напрвленна от причины кпорожденному ею
следствию.Отношение между причиной и следствием необратима. Причины вызывают
не любые, а определенные соответствующие им следствия. Причины и связи могут
быть прямыми или опосредственными. К сложным типам относится отражение при
этом явление – следствие сохраняет в своей структуре свойства следы воздействия
явления причины.Взаимодейстьвие – сложный тип связи чем однонапрвленная
причинно-след. связь.Причина и следствие взаимно влияют друг на друга и
выполняют практически одновременно роль причины и следствия. (напр. Взаимодействие
экономики и политики).Причины бывают гл-е и не гл-е, прямые и косвенные.
Причинным основанием наз-ют совокупность всех обстоятельств при наличии которых
наступает следствие. От причины надо отличать повод , это явления которые сами
по себе не вызывают следствий, но срабатывают как толчок – импульс
развязывающий действие всего причинного комплекса.Познание вероятностных
причинно-след. связей потребовало категорий случайность, необходимость,
возможность, действительность.
Проблема бытия и небытия досократовской фил-фии
В 6 веке до н.э. на историчнскую арену вышел
нерод Др.Греции, создавший крупные фил-ские системы. Начала фил-фии связано а
областью Иония города Милеет и Эфес.
Из Эфеса вышел Гераклит, пред-ми Милетской
школы явл-ся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Ионийские фил-фы поставили проблемы
первоначала Мира. - Фалес явл-ся основоположником мат-зма, он считал что
основой Мира явл-ся вода.
- Анаксимандр довел понятие начала Мира
до понятия субстанции «архэ». В работе «О природе» он показал, что весь мир и
все тела состоят из апирона. Апирон – это не только субстанционное начало
космоса, но и генетическое. Анаксимандр впервые выдвинул теорию о естественном
происхождении вещей, а Анаксимен – воздух.
- Гераклическую фил-фию наз-ют наивной
диалектикой, материализмом. Он поставил проблему изменчивости мира, с его
фил-фией связано развитие категории становления. Гераклит утверждал «В одну и
ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет все изменяется». В основе мира по
Гераклиту лежит вечно живой огонь.
- Пифагорийская школа- возглавил
Пифагор (580-500 г.до н.э.) утверждал «познать мир это значит познать
управляющие им числа».Пифагорийцы впервые поставили проблему количественной
хар-ки Мира. Для них было важно число 10 (священная декада). 1 – это нечетное
число, основа всех чисел. По пред-ям пифагорийцев добро, зло, единичное и
общее, единство и множество, покой и движение, и прочее пронизаны числовыми
характерами.
- Элейская школа – основоположники
Ксенофан, Парминид, Мелис, Зенон.Элейцы главное значение предали мышлению,
противопоставив его, чувственному познанию. Элейская школа впервые в истории
фил-фии поставила проблему бытия. Субстанция – это бытие .»Сущность мира не
физична, а метафизична» утверждает Ксенофан. Мир познается с помощью разума
интеллекта. Следовательно он метафизичен.
- Материальную фил-фию в античности развивали
Эвклипп и Демокрит (5 век до н.э.). По Демокриту в основе мира лежит бытие и
небытие: бытие это атом, небытие- пустота. Пустота безгранична в ней происходит
движение атомов. Атомы различаются между собой по весу, конфигурации,
плотности, этим объясняется разнообразиевещей. Атомы движутся.Атоисты поставили
проблему ощущений субъекта познаний. Демокрит различает чувственное познание и
рациональное 1-е дает «мнение» , 2-е «истину».
Школа софистов.Учение Сократа о человеке.
(Школа мудрости)
Наиболее яркий представитель Протогор (конец 5
в. До н.э.) он сочинил «Антилогию». Гл.утверждение его учение это человеческая
мера всех вещей, в том что они сущ-ют и не сущ-ют. По его мнению «Как я
рассматриваю, понимание вещи, такими они для меня и явл-ся».Т.обр. Протогор
бытие и небытие, истину и заблуждение строго не различает, не выделяет
абсолютного критерия, для различия.Истина это то, что полезно и это определяет
мудрец,т.обр. мнение мудреца – есть истина.
Сократ на первое место поставил
проблему человека. Если худ-ки (натуралисты ) решали в чем сущность и природа
человека. Фил-фия Сократа это этический антропологизм. Осн.его положения : «Я
знаю что я ничего не знаю, «Познай самого себя».
По Сократу человек должен познать себя не как
личность, а как общественное и нравственное сущ-во, не как индивида, а как
пред-ля чел-кого рода. Метод познания Сократа – субъективная диалетика включая
иронию. С. Считал, что каждый человек имеет мнение, но тем не менее сущ-ет
истина важная для всех. Метод поиска истины С. Называл МАЕВТИКА, ее цель –
создание определенных понятий.Сократ считал, что там , где нет понятий там нет
и знаний.Создание общих понятий осущ-ся с помощью индукции. Это- метод перехода
от частного знания к общему. Пафос гносиологии С. – создание понятий. По С.
Объективная истина сущ-ет. В первую очередь это отличие между добром и злом.
Человек совершает зло поскольку не знает , что есть добро. Т.обр.
центр.проблемой фил-фии С. Явл-ся проблема чел-ка
______________________________________
Понятие метода и методологии.Метод восхождения
от абстрактного к конкретному.
Метод – это способ, путь познания истины. По
области применения методы бывают:
- фил-ские,
- обще-научные,
- частно-научные.
Метод восхожденя от абстрактного к конкретному.
По средствам этого метода действовать теоретически воспроизводится
систематически и целостно. Анализ и синтез, индукция дидукция, обощение,
эксперимент моделирование в процессе теор-го познания выступают как моменты
этого целостного метода. Традиционной логике абстрактное рассматривается как
синоним мысленного, разумного, а конкретное , как чувственное, наглядное
(логика Аристотеля).Абстрактное мышление трактовалось как сложная форма
духовной деят-сти, которая присуща образованному человеку , а конкретное
рассуждение это простая форма, присущая человеку не склонному к раздумию.Абстр.
и конкрет. Рассматривал Гегель. В работе «Кто мыслит абстрактно» показал ,что
эти категории применимы к самому мышлению.
Абст. По Гегелю есть нечто односторонне, а
конкретное единство многочисленных определенийцелостность мышления, поэтому
абстрактно мыслит чел-к недостаточно развито, кот. еще не умеет рассматривать
предмет в целостности во всесторонней связи.Конкретное мышление это синоним
целостного, многостороннего рассматриввния предмета.
Страницы: 1, 2
|