рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии (Астана. 2007 год)

                    

                        

                     

                         Этика Канта

Гл.заслуга этического учения  Канта – обоснование идеи самоценности личности, а также ее права на свободный выбор.Подлинная свобода – это независимость условий чувственного мира явл-й : чел-ская воля, по мнению Канта, автономна, т.к.определяется не внешними обстоятельствами, а собственным выбором, собственным законом, свободно принимаемым человеком.Следовательно, мораль автономна от всех чувственных условий жизни. Она должнаруководствоваться единым нравственным законом – требованием(категорическим императивом).

К-рый в свободном изложении звучит след-щим образом: поступай так, чтобы твои поступки могли явиться основой всеобщего законодательства.Здесь К. по но-новому озвучивает древнюю этическую ф-лу, к-рая встречаеться, н-р у китайского мудреца Конфуция: «Не делай другим того. чего не желаещь себе»

Т.об.категорический императив Канта обосновывает ценность чел-кой личности. Чел-к, полагал нем-й фил-ф, «есть цель сама по себе »поэтому он, в отличии от иных сотворенных вещей,не может исп-ться др-ми людьми как ср-во вдостижении каких-либо целей.

Этическая ф-я К. несла на себе явный отпечаток аскетизма. Моральный з-н и принцип удовольствия – не согласуються.Ч-ку следует отказаться от иллюзии, что исполнение нравст-го долга принесет ему чувст-ное счастье. Долг К. ставит выше счастья и удовольствия.Исполнение долга, полагал ф-в, превыше всего. Совесть врожденный долг человека.Создал- идею планете, сторонник демократии,активировал нравственность, постетифное – опытное знание, приории- не разреш-е противоречия.


      
































                  


                Диалектика Гегеля.

 Г.- объективный идеалист.Г-ное фил-кое достижение «1770-1831» создание целостного учения о законах и категориях диалектики. Диалектика «Д-ка» у него понимается как учение о развитии и противостоянии противоположностей. Исходное положение д-ки Гегеля «объекта и субъекта» Понятие по мнению Г. не просто субъе-ное порождение человеческого сознания. Сущ.абсолютное понятие «абсолютная идея» в кот. Осуществлено тождество субьекта и объекта. Абсолютная идея «мировой разум» есть наивысщее состояние бытия. Это- Бог, кот. у Г. понимаеться абстрактно и пантеистически. Именно с ним ф-ф связывает процесс развития, кот. у него имеет духовный источник. Сначало Д. идей,затем Д. вещей. «Т. об. саморазвитие абсолютной идеи лежит в основе развития природы, оьщества и мышления ч-ка» Цель этого движения – достижение высшей точки синтеза абсол. духа, где разреш. все противоречия.

Причина развития-противостояние противоположностей,которые заключены как в самой абсолютной идее, так и в ее порождениях – природных  вещах.Т.обр. в диалектическом учении Гегеля указаны источник развития, трхчленная формула развития и его основные законы.

- Закон единства и противостояния противоположностей

- Закон перехода количественных изменений и качественные

-    Закон отрицания отрицания.

_____________________________________

Проблема универсалей, номинализм и реализм

Одной из важных фил-х проблемэпохиСр-вьябыла проблема универсалей (общих понятий).В решении этой проблемы сфор-сь 2 крайних подхода или течения.Это номинализм и реализм.

Номиналисты (Росцелин. Уильям Оккам, Николай из Отрекура) предполагаличто универсалии сущ=ют только в сознании чел-ка как понятия о вещах или их наименования. Отсюда и название течения – слово «номен» с лат. .озн-ет ИМЯ или НАЗВАНИЕ. В реальности пыталдись доказать номиналисты, кроме единичных вещей ничего не сущ-ет.

Реалисты  (Августин, Ансельм, Альберт великий, Фома Аквинский), считали что общие понятия (универсали) реально существуют и не зависят от человеческого сознания. Крайние реалисты полагали, что универсалии сущ-ют независимо от вещей и до них.Умеренные думали. Что они реальны, но пребывают в единичных вещах. Наиболее приемлимыми для церкви оказ-сь взгляды Альберта великого,  и его ученика Ф.Аквиноского.Аквинский считал, что уни-ли сущ-ют:

1.до един-х вещей как их идеи в божественном разуме.

2.в самих вещах как их сущности

3.после вещей как понятия о них в человеч.разуме

Т.обр. реалистыполагали, что чел-ский разум способен постигать сущность вещей т.е. общие понятия, потому что они сущ-ют в разуме божественном.          





              Гносиология Канта

В теории познания К. поставил задачу предварительно исследовать ф-мы, которые делают возможным познание : инструмент посредством которого чел-к познает, а затем уже может проанализировать и сам процесс познания.К считал, что сущ-ет независимо от сознания людей внешний мир, который явл-ся источником ощущений. Он считал, что познание чел-ка проходит 3 ступени: - ступень чувственного созерцания, - ступень рассудка, - ступень разума (может познать вещь в себе)

Процесс познания утверждал К. состоит в синтезировании ощущения с априорными формами чувственности, категориями рассудка и разума. Рассудок по Канту явл-ся законодателем по отн-нию к природе, диктует ей свои законы, достоверность научного знания обуславливается априорными формами, чувственности и категориями рассудка. Познание мира осущ-ся в присущих сознанию всех людей априорных формах и ограниченно ими.

К. поставил вопрос об антимониях разума в рамках своей метафиз.фил-й системы. В этих антимониях, считал К. запутывается разум при решении «вещи в себе». 4 антимонии (противоречия мышления)

1.Мир конечен во времени и пространстве, мир бесконечен во времени и пространстве.

2.Все в мире просто и неделимо, все в мире сложно и не делимо.

3.Вмире сущ-ет свобода в мире нет свободы и все совершается по законам природы т.е. необходимо

4. Сущ-ет как бы первопричина мира, не сущ-ет никакой первопричины мира.

К пришел к выводу что разум не может разрешить эти антимонии.К подчеркивал что диалектика присуща разуму, но не понял подлинной диалектики мышления.К. создал учение о морали. Его мораль независима от условий жизни надысторичесчкая. Необходимо распр-ть убеждения о бессмертии души, свободы воли и Боге. К. обращается к чел-ку с требованием – быть нравтвенным существом, это выше научного познания . Фил-фия К. противоречива явл-ся эклектической систомой попыткойпримирить мат-зм с идеализмом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анторопологический материализм                    Фейербаха

Реакцией на бурное развитие нем.идеалистической философии явился мат-зм Людвига Фейербаха ( 1804-1872), который послужил одной из предпосылок фил-фии марксизма. В центре учения Ф. – человек, поэтому систему стали называть антроп.материализмом. Главным делом жизни Ф. была борьба против религии.Причину живучести религ.верований он видел не только в обмане использующим невежество. Отвергая религ. Культ, Ф. противопоставляет ему культ человека облекаемого им в религ.оболочку «обоготворения человека». Религия выступает у Ф. как «бессознательное самосознание» чел-ка.Ф. пропогандировал необходимость новой религии. Особенность мат-ма Ф. – антропологизм Ф. стирал общ.сущность чел-ка, сводил к физ-м и биол-м процессам, возвеличивал половую любовь как этическое каноны, а удовлетворение физиологических потребностей как назначение чел-ка. Ант-зм Ф. проявл-ся в выдвижение на первый план проблемы сущности человека, кот. рассматривается им как единст. Универсальный и высший предмет фил-фии. Но человек для Ф. всегда абстрактный индивидуум, чисто биол.сущ-во. В теории познания Ф. отстаивал т.зр. эмпиризма и сенсуализма, решительно выступая против агностицизма. Вместе с тем он не отрицал и значение мышления в познании, пытался харак-ть объект в связи с деят-стью субъекта (высказывал догадки об общественной природе человечского сознания) Но в целом мат-зм Ф. носил созерц.хар-р и был метафиз.мат-змом.

Осн.его работы: Сущность христианства, Сущность религии, Этика системы Гегеля.


      

             Этические взгляды Абая

Центр.вопросом своей фил-фии он сделал важные во все истор.эпохи, но в то же время чрезвычайно трудные для своего разрешения особенно в Каз-не 2 половины 19 века нравтвенно-этические проблемы.

Абай очень хорошо знал фил-фию Фейербаха. Об этом говорит тот факт что осн.свое фил-ское пр-ие «Книга слов» он написал в форме афоризмов.  Всего 45 слов. Большего внимания заслуживает наличие сходства содержания отд-х афоризмов «Книги слов» Абая с идеями Фейербаха изложенными им в разных трудах. Каз.мыслитель был знаком с идеями великого нем.диалектика. Но если Гегель превращает спекулятивную фил-фию в логику теологии, то Абай наоборот логику телогии превращает в своеобразную спекулятивную фил-фию.Он решительно отхтдит от ортодоксального мусульманского богословия и с еще большим усердием подвергает критике священнослужителей ислама. А. понимает что мир находится в постоянном процессе изменения и преобразования. Исходя из идеи подверженности изменениям всего сущего кроме Бога кот.остается неизменным в своих основополагающих качествах, А. и пытался разрешить проблемы нравтвенного совершенствования чел-ка .Он считал что люди его времени одержимы пороками, и перечислил огромное кол-во нравтвенных изъянов чел-ка. Среди них базовым он называл невежество.А произвольными от него все другие: лживость, нечестность, отсутствие искренности, хвастоство, трусость, обман, эгоизм, леность и мн.др.Нравст. фил-фия А. носит дидактический хар-ер и нацелена на то, чтобы освободить простого казаха от моральных пороков, аморального поведения и привить ему стремления к знаниям и культуре, к благородству, честности,трудолюбию ит.д.Абай верил в то, что в его неспокойный и запутанный век, натавление становится единственным способом формирования чел-ка.Именно поэтому он обращался со своими назаданиями к разл.слоям каз-го общ-ва. Этика Абая была слита с его фил-ей религии и пред-ет собой некоторое подобие единой и целостной формы мышления.

























 

Категории диалектики.Сущность и явления.

Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).

«Явление - сущность» отражает соотнесение поверхности и глубинных уровней действительности.Тоер.мышление осозновало себя, как особую, позновательную деят-сть призванную понять глубинные слои реальности. Под  сущностью понимается внутренняя. Скрытая, относительно устойчивая сторона процесса, определяющая его природу, совокупность черт и хар-ки. Явление – этио внешние наблюдаемые обычно более измененные хар-ки предметов.

«Явление-сущность» это диалектически связанные противоположности.Гегель говорил непосред.бытие людей- это кора или завеса за которой скрывается сущность. Сущность обнаруживается в явлениях,  а явления есть проявление сущности. Познание движется от чвления к сущности, углубляясь тот сущности первого порядка к сущности другого, раскрывая все основательнее причины и связи, закономерности, тенденции изменения, развития тех или иных областей действительности.Относит.хар-ер понятия «Сущность - явление» означает что тот или иной процесс выступает как явление не относящееся к более глубоким процессам, но как сущность – по отношению к его собственным проявлениям.В своем виде , процесс раскрытия понимания сущности проявит себе в познании сьруктуры, целостности , причин предмета, законов его формирования и функционирования.












Категории диалектики .Содержание и формы.

Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).

«Форма-содержание» в этой категории осмысливается понятие мираи ее составляющие. Под содержанием понимают совокупность различных элементов взаимодействие определяющее хар-ер того или иного предмета или процесса.

Форма – это принцип упорядоченности, способ сущ-ния того илииного сод-ния.С. и Ф. – понятие диал-кое , они выражают разные. Но не разрывно связанные аспеты одного и того же предмета: содержание оформлено, а форма содержательна.

Форма- не просто что-то поверхностное. Но и фактор внутр.орг-ции того или иного процесса. Она закрепляет опред.ступень в развитии явления, тем самым обеспечивает накопление изменений и возможность дальнейшего развития объекта.Многообразие мира находит выражение в многообразии форм предметов и процессов.Форма более консервативна чем содержание. Переход на новый этап, требует изменения, обновления формы.























Категории диалектики.Причины и следствия

Фил-ское мышление открывает всеобщие черты отношения присуще не отд.видам явлений, процессов а всему бытию.Знания такого рода выражаются в универсальных формах чел-ского мышления в категориях.Фил.понятия в кот-х универсальные связи бытия осмысливаются в их сложной противоречивой динамике образуют так называемые пареные категории. Их взаимосвязи выражают всеобщие принципы исследования. Категории диал-ки отражают полярные стороны целостных явлений процессов. Диал.хар-ер парных категорий выраж-ся в противоположных, но не разрывных связях, перехода друг в друга взаимодействия.Категории диал-ки формир-ся на опред.ступенях истор.развития.По мере развития матер. И духовной культуры чел-ка, мышление обогощается новыми категориями.Фил-ское познание выделяло разл.типы всеобщих связей «единичное-общее», «многое-единое», «сходство-различие», «кол-ва-качество», «формы-содержания», и тому подобные понятия такого рода в связях могут быть объединены в группу категорий выражающих устройство, организ-ть бытия.Категории «явления-сущность», «причина-следствие», «случайность-необходимость», отражают универсальные связи детерминации (причинность).

«Причины и следствия»: в фил-м познании фундаментальную роль играет принцип детерменизма. Согласно этому принципу все процессы детерменированы – развиваются и возникают и уничтожаются закономерно в рез-те действия определенных причин обусловлены ими.Соц. опыт показывает, что во многих случаях удается установить источник происходящих событий в мире.Явление повлекшее за собой другие явления  называются причиной.Новое явление – следствием. Причинно- следственная связь напрвленна от причины кпорожденному ею следствию.Отношение между причиной и следствием необратима. Причины вызывают  не любые, а определенные соответствующие им следствия. Причины и связи могут быть  прямыми или опосредственными. К сложным типам относится отражение при этом явление – следствие сохраняет в своей структуре свойства следы воздействия явления причины.Взаимодейстьвие – сложный тип связи чем однонапрвленная причинно-след. связь.Причина и следствие взаимно влияют друг на друга и выполняют практически одновременно роль причины и следствия. (напр. Взаимодействие экономики и политики).Причины бывают гл-е и не гл-е, прямые и косвенные. Причинным основанием наз-ют совокупность всех обстоятельств при наличии которых наступает следствие. От причины надо отличать повод , это явления которые сами по себе не вызывают следствий, но срабатывают как толчок – импульс развязывающий действие всего причинного комплекса.Познание вероятностных причинно-след. связей потребовало категорий случайность, необходимость, возможность, действительность.

Проблема бытия и небытия досократовской фил-фии

В 6 веке до н.э. на историчнскую арену вышел нерод Др.Греции, создавший крупные фил-ские системы. Начала фил-фии связано а областью Иония города Милеет и Эфес.

Из Эфеса вышел Гераклит, пред-ми Милетской школы явл-ся Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Ионийские фил-фы поставили проблемы первоначала Мира.   -    Фалес явл-ся основоположником мат-зма, он считал что основой Мира явл-ся вода.

-        Анаксимандр довел понятие начала Мира до понятия субстанции «архэ». В работе «О природе» он показал, что весь мир и все тела состоят из апирона. Апирон – это не только субстанционное начало космоса, но и генетическое. Анаксимандр впервые выдвинул теорию о естественном происхождении вещей, а Анаксимен – воздух.

-     Гераклическую фил-фию наз-ют наивной диалектикой, материализмом. Он поставил проблему изменчивости мира, с его фил-фией связано развитие категории становления. Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды», «Все течет все изменяется». В основе мира по Гераклиту лежит вечно живой огонь.

-             Пифагорийская школа- возглавил Пифагор (580-500 г.до н.э.) утверждал «познать мир это значит познать управляющие им числа».Пифагорийцы впервые поставили проблему количественной хар-ки Мира. Для них было важно число 10 (священная декада). 1 – это нечетное число, основа всех чисел. По пред-ям пифагорийцев добро, зло, единичное и общее, единство и множество, покой и движение, и прочее пронизаны числовыми характерами.

-           Элейская школа – основоположники Ксенофан, Парминид, Мелис, Зенон.Элейцы главное значение предали мышлению, противопоставив его, чувственному познанию. Элейская школа впервые в истории фил-фии поставила проблему бытия. Субстанция – это бытие .»Сущность мира не физична, а метафизична» утверждает Ксенофан. Мир познается с помощью разума интеллекта. Следовательно он метафизичен.

-   Материальную фил-фию в античности развивали Эвклипп и Демокрит (5 век до н.э.). По Демокриту в основе мира лежит бытие и небытие: бытие это атом, небытие- пустота. Пустота безгранична в ней происходит движение атомов. Атомы различаются между собой по весу, конфигурации, плотности, этим объясняется разнообразиевещей. Атомы движутся.Атоисты поставили проблему ощущений субъекта познаний. Демокрит различает чувственное познание и рациональное 1-е дает  «мнение» , 2-е «истину».












Школа софистов.Учение Сократа о человеке.

                    (Школа  мудрости)

Наиболее яркий представитель Протогор (конец 5 в. До н.э.) он сочинил «Антилогию». Гл.утверждение его учение это человеческая мера всех вещей, в том что они  сущ-ют и не сущ-ют. По его мнению «Как я рассматриваю, понимание вещи, такими они для меня и явл-ся».Т.обр. Протогор бытие и небытие, истину и заблуждение строго не различает, не выделяет абсолютного критерия, для различия.Истина это то, что полезно и это определяет мудрец,т.обр. мнение мудреца – есть  истина.

         Сократ на первое место поставил проблему человека. Если худ-ки (натуралисты ) решали в чем сущность и природа человека. Фил-фия Сократа это этический антропологизм. Осн.его положения : «Я знаю что я ничего не знаю, «Познай самого себя».

По Сократу человек должен познать себя не как личность, а как общественное и нравственное сущ-во, не как индивида, а как пред-ля чел-кого рода. Метод познания Сократа – субъективная диалетика включая иронию. С. Считал, что каждый человек имеет мнение, но тем не менее сущ-ет истина важная для всех. Метод поиска истины С. Называл МАЕВТИКА, ее цель – создание определенных понятий.Сократ считал, что там , где нет понятий там нет и знаний.Создание общих понятий осущ-ся с помощью индукции. Это- метод перехода от частного знания к общему. Пафос гносиологии  С. – создание понятий. По С. Объективная истина сущ-ет. В первую очередь это отличие между добром и злом. Человек совершает зло поскольку не знает , что есть добро. Т.обр. центр.проблемой фил-фии С. Явл-ся проблема чел-ка 

______________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие метода и методологии.Метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Метод – это способ, путь познания истины. По области применения методы бывают:

- фил-ские,

- обще-научные,

- частно-научные.

Метод восхожденя от абстрактного к конкретному. По средствам этого метода действовать теоретически воспроизводится систематически и целостно. Анализ и синтез, индукция дидукция, обощение, эксперимент моделирование в процессе теор-го познания выступают как моменты этого целостного метода. Традиционной логике абстрактное рассматривается как синоним мысленного, разумного, а конкретное , как чувственное, наглядное (логика Аристотеля).Абстрактное мышление трактовалось как сложная форма духовной деят-сти, которая присуща образованному человеку , а конкретное рассуждение это простая форма, присущая человеку не склонному к раздумию.Абстр. и конкрет. Рассматривал Гегель. В работе «Кто мыслит абстрактно» показал ,что эти категории применимы к самому мышлению.

Абст. По Гегелю есть нечто односторонне, а конкретное единство многочисленных определенийцелостность мышления, поэтому абстрактно мыслит чел-к недостаточно развито, кот. еще не умеет рассматривать предмет в целостности во всесторонней связи.Конкретное мышление это синоним целостного, многостороннего рассматриввния предмета.


Страницы: 1, 2


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.