рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры по философии

применимы только в рамках отдельных наук, объективной основой этих методов

являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам

относятся, в частности, различные методы качественного анализа в химии,

метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического

моделирования при изучении сложных систем. Общенаучные методы характеризуют

ход познания во всех науках, их объективной основой являются

общеметодологические -закономерности познания, которые включают в себя и

гносеологические принципы. К таким методам относятся методы эксперимента и

наблюдения, метод моделирования, гипотетико-дедуктиеный метод, метод

восхождения от абстрактного к конкретному. Универсальные методы

характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах

познавательной деятельности человека с учетом их специфики, Их

общечеловеческого основой выступают общефилософские "закономерности

понимания объективного мирп, самого человека, его мышления и процесса

познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся

философские методы и принципы мышления, в частности, принцип диалектической

противоречивости, принцип историзма.

28. Общество как система. Общая характеристика.

Термин "общество" может употребляться в двух значениях. В широком смысле -

это обособившаяся от природы часть материального мира, представляющая

собой исторически развивающуюся форму жизнедеятельности людей, в узком

смысле - это определенный этап развития человеческой истории. Общество

понимается как продукт целенаправленной и разумно организованной

совместной деятельности больших групп людей, объединенных на основе

совместных интересов и договора. В своем первоначальном значении термин

"общество" обозначал общность, союз, сотрудничество людей. Аристотель-

назвал человека "политическим животным", подразумевая, что только люди

способны добровольно и сознательно объединиться в общество. Однако в

"современном понимании термины "общность" и "общество" не тождественны.

Общность определяется как форма совместного бытия или взаимодействия

людей, связанных общим языком, происхождением, Судьбой; в качестве

таковых, выделяются семья и народ. Не всякая "общность людей является

обществом, но любое общество - это так или иначе самоуправляющаяся

общность. Философия акцентирует внимание на таких понятиях, как цель,

движущие силы, смысл и направленность исторического процесса. Философский

смысл понятия общества состоит в определении специфики типа связей

индивидов в единое целое. Основными типами таких связей считаются духовные

(Августин, Фома Аквинский), конвенциальные (философы XVII - XVIII вв.),

материальные, основанные на взаимодействии людей (К. Маркс). Философский

взгляд на общество неотделим от философских проблем личности человека- Для

понимания феномена общества необходимо уяснить противоречия человека как

"социального атома" и разобраться в характере закономерностей,

объединяющих людей в некое единое целое, в общественный организм. В

принципе выделяются три основных подхода к объяснению этих связей и

закономерностей. Первый подход - натуралистический, согласно которому

человеческое общество рассматривается как естественное продолжение

закономерностей природы, мира животных и в конечном итоге - Космоса.

Другой подход - идеалистический, согласно которому сущность связей,

объединяющих людей в единое целое, усматривается в 'комплексе тех или иных

идей, верований, мифов. Согласно атомистической теории общество есть сумма

индивидов, связанных тем или иным взаимным договором. Хотя в

“естественном состоянии "человек человеку - волк",люди, следуя

гражданским Законам, идеям свободы и равенства, могут обеспечить свое

существование.

29. Природа и общество проблема взаимодействия

В философии под природой понимается вся совокупность естественных условий

существования человека и человеческого общества Человек, а следовательно и

человеческое общество, вышли из природы и связаны с ней нерасторжимыми

узами. Живая природа – тот базис, без которого не было бы ни человечества,

происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену

первобытному стаду этих предков. В мире идет процесс обмена веществ между

человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Противоречивость отношений в системе общество-природа просматривается уже в

том, что, с одной стороны, по мере развития общества оно во все большей

степени овладевает силами природы и ее богатствами. Все это реализуется в

развитии производственных сил. С другой стороны, чем больше человек

подчиняет себе природу, тем больше он от нее зависит. Из этой усиливающейся

зависимости на горизонте просматриваются мысли о грядущих экологических

проблемах. Даже если к примеру выключить электричество в городе(которое

появилось в человеческом обществе нет так давно), то не известно сколько

человеческих смертей понесет этот инцидент. Человек на протяжении развития

отношений между природой и обществом относился к природе главным образом

как кладовке нужных материалов и материальных благ. Но остро вопрос о

регенерации природы встал в нашем веке. Так к примеру 1/5 мирового океана

покрыта нефтяной пленкой, появляются последствия катастрофы в Чернобыле.

30. Натуралистический подход к познанию общества

Исходит из того что общество есть некий феномен природы, т.е фаза

природного развития. Общество это часть природы, отделившаяся от него. Но и

отделившись от него остается подвержена тем природным закономерностям,

которые в мире природы существуют и прежде всего космическим. Одни говорят:

общество определяется географическим положением региона, климатом этого

региона, народом который является природным телом, населяющим данный

регион. Другие утверждают, что природу общества нужно изучать с позиции

социобиологии. Это говорит о том, что природа определяет человеческое

общество так, как оно природой было сформировано (рождено). В этом

социобиологи большой акцент делают на расовом делении человеческого

общества, на расово-генетических типах, на неравенстве человеческих рас.

Например выделяя 4 расы: белую, черную, желтую и красную. Социобиологи

начинают свои построения делать в результате которых, возникают идеи

нардической расы. Или в противовес ей идея избранного народа: богом

избранного народа – Израиль. Или японцы которые считают что ими правит

Микадо, сын солнца. Т.е. натуралистический подход позволяет нам выявить те

природные основания, без которых человеческое общество существовать не

может, но его недостаток заключается в том, что он придает абсолютный

характер этим природным зависимостям, абсолютизирует их и не хочет видеть

другие факторы.

31. Идеалистический подход к познанию общества

Идеалистический подход, объясняя общественное устройство, акцент делает ни

на природных условиях, ни на материальном производстве, ни на экономическом

факторе. Первое на что обращают внимание сторонники идеалистического

подхода это роль идеи в жизни человеческого общества. Благодаря этим идеям

считают они, человеческое общество объединяется в единое целое,

сплачивается и существует достаточно долго. Среди этих идей в современной

социологии и философии внимание привлекают, прежде всего идеи связанные с

любым религиозным вероучением, и такие идеократические государства, которые

в XX в. получили название «тоталитарные» , где государственная идея

выступает основополагающим фактором в формировании данного общества и

государства. Во главе таких государств обычно стоят люди отмеченные, как

они считают, печатью избранности. А если это представители религиозных идей

какой-то религии, он приобретает роль духовного религиозного лидера (отца

нации). Ну а что касается тотатлитаризма, то здесь 2 крайних формы фашизм и

коммунизм.

32. Материалистический подход к познанию общества

Это в основном подход Маркса и Энгельса, их материалистическое толкование

истории. Они считают, что в основании истории человеческой, любого общества

и любого государства лежит материальный способ производства. В процессе

производства люди осуществляют производство материальных благ, которые

служат удовлетворению человеческих потребностей. Каждая историческая эпоха

характеризуется не тем что производится, а тем как производится. Отсюда

эпохи сменяются эпохами, первобытность уступила место рабовладению,

рабовладение феодализму, феодализм капитализму, капитализм социализму, так

как менялся способ материального производства. Таким образом, экономический

фактор (материальный, производственный фактор) является определяющим в

жизни чел общества. А государство это политическая и правовая надстройка,

которая надстраивается на этом базисе, который формируется в виде

совокупности производственных или экономических отношений. Отношения

собственности, производства, обмена, распределения и потребления

материальных благ. Вся эта совокупность производственных и экономических

отношений называется экономическим базисом общества, а на этом базисе, как

на фундаменте, строится соответствующее этому базису – государство.

33. Элементы и типы человеческой деятельности

Деятельность определяется как специфически человеческая форма активного

отношения к окружающему миру, содержание которой составляет целесообразное

осмысление, изменение и преобразование данного мира. Это содержание

реализуется основными структурными элементами деятельности, которые имеются

уже в простейшем индивидуальном социальном действии.

Первым, необходимым элементом всякой деятельности является человек. Он

выступает в качестве активной стороны, субъекта социальной деятельности.

Его деятельность направлена на те или иные объекты, в качестве которых

выступают в некоторых случаях люди (деятельность врача, учителя), но чаще

всегда объекты другого рода, четко разделяющиеся на две подгруппы. Первая

подгруппа - это все вещи, с помощью которых человек изменяет окружающую

среду с целью ее приспособления к своим потребностям - орудия и средства,

производства. Вторая подгруппа - это средства, необходимые для человеческой

деятельности, но не имеющие вещественного характера. Это язык жестов,

звуковая и письменная речь, информация, заключенная в ее различных

носителях - магнитных лентах, дискетах, книгах, картинах, т.е. символы и

знаки, которые воздействуют на сознание человека и обеспечивают

целенаправленность индивидуальной деятельности, а также согласованность

коллективной деятельности. Еще одним элементом необходимым для всякого

социального действия, являются связи и отношения между основными факторами

такого действия. Устойчивые, многократно повторяющиеся связи между людьми,

вещами и символами, постепенно складывающиеся как на уровне индивидуального

действия, так и на уровне социальных групп и всего общества, имеют

исключительно важное значение для общественной жизни. Таким образом,

существуют четыре. элемента всякой человеческой деятельности - люди,

физические вещи, символы и связи между ними. Необходимость их постоянного

воспроизводства порождает основные типы общественной деятельности,

образующие основную, базовую структуру в многоплановой общественной

системе, Соответственно четырем основным элементам простейшего социального

действия выделяются четыре типа или, сферы, области общественной

деятельности, материальная, духовная, регулятивная, или управленческая;

деятельность обслуживания, иногда именуемая гуманитарной или социальной в

узком смысле слова. Материальное производство призвано создавать

определенные вещи .необходимые для удовлетворения потребностей людей

поддержания их активности в любой сфере. Складывающиеся в производственной

сфере социальные отношения традиционно отличались особой степенью

напряженности и конфликтностью.

В процессе духовного производства производятся идеи, образы, научные и

художественные ценности, которые так или иначе материализуются в физических

вещах, носителях этих духовных ценностей - книгах, картинах, скульптурах. В

процессе духовной деятельности человек познает окружающий мир, его

многообразие и сущность, разрабатывает систему ценностного сознания,

определяя значение тех или иных явлений для людей, глубже познает самого

себя и свой духовный мир. Благодаря полученным знаниям совершенствуются все

формы деятельности. Специфической задачей регулятивной, или управленческой,

деятельности, т.е. деятельности различного рода администраторов,

"управляющих, политиков, является поддержание связей между людьми ,

регулирование их деятельности и общественных отношений. Для "поддержания

наиболее важных и необходимых социальных связей формируются

специализированные виды регулятивной деятельности и соответствующие им

организации, деятельность которых направлена на обеспечение

согласованности, упорядоченности различных сфер "'общественной

деятельности. Содержание социальной деятельности в узком смысле слова или

деятельности по обслуживанию людей составляет создание предпосылок жизни,

воспроизводства, активности людей. Общество включается в этот процесс через

школы и вузы, создает систему здравоохранения и культурного отдыха. Сфера

обслуживания является одной из самых динамичных в современном обществе.

34. Экономическая подсистема общества

Экономическая подсистема представляет собой совокупность форм

производственной деятельности и отношений людей в этом процессе. Каждое

общество располагает необходимыми для его существования и развития

природными благами. Однако общественное богатство создается трудом

человека. Сохранение и использование созданного предшествующими

поколениями достояния и развитие производительных сил общества приводит

к росту общественного богатства, в результате чего возникает институт

собственности как важнейший инструмент и стимул общественного производства.

Отношения собственности, первоначально опирающиеся на право силы, авторитет

и обычай в дальнейшем приобретают юридическую форму. В развитом виде

собственность означает право владения, распоряжения и использования

некоторой доли общественного богатства. Она существовала и существует в

различных формах, что решающим образом определяет и саму форму

общественного производства. Экономическая система включает в себя

материальное и духовное производство и производство материальных и духовных

услуг. Важнейшими факторами производства являются работники, их труд и

средства производства + предметы и средства труда. Совокупность материально-

технических средств производства и людей, способных приводить их в

действие, составляет производственные силы общества.

35. Политическая подсистема общества

Под политической системой понимается совокупность государственных и

политических организаций, институтов и учреждений, регулирующих

политические отношения в обществе. Центральным элементом политической

системы является государство. Основными признаками государства являются:

1) публичная власть, обособленная от общества. Власть – это возможность

одного субъекта - властителя отдавать приказы подвластным ей гражданам

осуществлять контроль за их исполнением и применять санкции по отношению к

людям, уклоняющимся от их исполнения;

2) суверенитет, т. е. полнота верховной власти на территории своей страны и

независимость во внешнеполитическом плане; территория, на которой

распространены законы и полномочия власти;

4) исключительное право на создание законов и норм обязательных для всего

населения;

5) право на взимание налогов с населения, для содержания государственных

служащих, армии, органов принуждения.

Форма государства определяется формой правления, т.е. способом организации

власти и формой государственного устройства. По формам правления

различаются монархия и республика. В монархии власть принадлежит_одному

лицу,глава государ ства получает свою власть по наследству. Различаются

абсолютные монархии, где глава государства не ограничен никакими

конституционными нормами, и Институционные монархии, где полномочии монарха

ограничены конституцией. В республике источником власти является народ,

который избирает высшие органы государства. Различаются парламентская,

президенская и смешанная республики. Парламентская республика предполагает

формирование правительства по принципу Парламентского большинства -

партия, составляющая большинство в "парламенте, формирует из "своего

состава правительство, подотчетное парламенту.В президентской республике

главой государства и правительства является президент. В смешанной, или

полупрезидентской, республике сочетается сильная президентская власть с

эффективным контролем парламента за деятельностью правительства.

По форме государственного устройства государства делятся на унитарные,

федеративные и конфедеративные. Унитарным является единое, политически

однородное государство, административные единицы которого не о6ладают

собственной государственностью. Федерация - это союз государств, имеющих

собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы.

Их "самостоятельность ограничена пределами, обусловленными распределением

компетенции между центром и уходящими в состав федерации субъектами.

Конфедерация - это постоянный союз самостоятельных государств для

осуществления конкретных совместных целей.

36. Социальная подсистема общества

Социальная структура любого общества в определенный период его истории

характеризуется совокупностью конкретно-исторических социальных общностей и

групп, отношений между ними и специальных институтов и учреждении,

регулирующих эти отношения. Важнейшим элементом социальной структуры

являются социальные общности и группы. Они представляют собой более или

менее целостные обьединения людей, отличающиеся наличием общих социальных

признаков, таких как общие для группы потребности и интересы, ценности и

нормы, образ жизни, место в общественном разделении труда и связанные с

ними роли. Общественная жизнь протекает в рамках некоторых конкретно-

исторических коллективов людей, которые складываются на основе общностей

хозяйства, территории, языка, обычаев, традиций, верований, ритуалов и

образуют различные виды этнических общностей. Основными формами таких

общностей выступают род, племя, народность, нация. Социальной структуре

общества значительное место занимают сословия и классы. Сословия – это

социальные группы, возникшие в доиндустриальных обществах и различающиеся

юридическими или "основанными на обычаях и передаваемыми по наследству

правами и обязанностями. Классы - это большие группы людей, различающиеся

по экономическому, политическому, социально-психологическому статусу.

37. Человек. Биологическое и социальное в их единстве.

В ходе дискуссии о соотношении биологического и социального в человеке

высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами:

концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими, или

натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных,

биологических начал в человеке, и социологизаторскими концепциями, в

которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его

социальных отношений, их пассивное порождение. К биологизаторским

концепциям относится расизм. Вопрос о научной несостоятельности

биологизаторских концепций должен рассматриваться в плане претензий не

только на описание того, что есть человек, но и на обоснование определенной

программы социальных действий. Для философского осмысления тех опасностей,

которые таят в себе социологизаторские трактовки человека, очень многое

дает популярный в нашем столетии жанр антиутопий литературы, описывающей

вымышленное общество, в котором господствует примитивный, одномерный

социальный идеал. Человек и общество неразрывно. Сознание и мышление

человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются

вторичными по отношению к его общественному бытию. Вместе с тем необходимо

отметить, что в нашей философии ,да и в конкретных науках, изучающих

человека, на протяжении длительного времени господствовали упрощенные,

односторонние интерпретации марксистского учения о человеке: подчеркивались

лишь его социальные характеристики, а всякие попытки разговора о биологии

человека жестоко пресекались.

Конец формы

38. Представление о человеке в античности, средневековье и нов времени

Античность создала идеал разумного человека, соразмерного упорядоченному

космосу. Индивид в античной философии – часть мироздания, поэтому все его

проблемы решаются в связи с местом и ролью в космосе. В средневековой

философии человек редуцируется до объекта спасения. Цель его бытия –

спасение души и соединение с богом. Отношения с миром и другими людьми

имеют смысл только в качестве средств восхождения в царство божье. Желание

личности стать самостоятельной и свободной однозначно трактуется как

греховное. Эпоха Возрождения, опираясь на идеи и ценности Античности,

создала свой идеал свободной и гармоничной личности. В философии этого

времени на первый план выходит тема жизни и деятельности человека в мире

ради достижения счастья. Возрожденческое мышление апеллирует к человеку как

к главному, а точнее, единственному источнику творческой силы. Личность

предстает в качестве ничем не ограниченного в своих замыслах и проявлениях

свободного существа, творит себя, свою судьбу и мир вокруг. В философии

Нового времени и Просвещения человек рассматривается как субъект

рационального познания и опосредованной этим познанием деятельности,

целостная личность редуцируется до гносеологического субъекта. Разум

утверждается в качестве главной способности человека, с помощью которой он

может обрести свободу и счастье, выступает источником и предпосылкой

остальных характеристик личности. Новое время и Просвещение рассматривают

человека как механизм, который может быть полностью исследован и познан – в

нем нет тайны. Классическая философия XVII – XVIII в. Так и не создала

идеала личности, реализующей свою свободу, поскольку апеллировала не

столько к самой личности, сколько к надличностной силе – разуму, способному

преобразовать природу человека.

39. Смысл человеческой жизни и проблема бессмертия в философии

Как писал французский философ Камю, есть только один фундаментальный

философский вопрос: стоит ли жизнь того, чтобы быть прожитой. Каждая

философская система, обосновывая определенные ценности, предлагает свою

версию ответа на вопрос о цели и смысле жизни. Проблема смысла жизни

возникает из осознания человеком своей смертности. Человек – единственное

существо которое знает о границах своего существования. На фоне смерти

ценность жизни и ответственность за нее осознается еще более отчетливо.

Философия не занимается умозрительным конструированием смысла жизни, но она

обнаруживает эту проблему и предлагает спектр ее решений. Все многообразие

ответов на вопрос о смысле жизни можно объединить в 2 группы: Религиозные и

светские версии. Религия и религиозная философия связывают смысл

индивидуального бытия с богом, предлагая искать цель и оправдание жизни в

потустороннем мире. ИЗ обещания вечной жизни выводится абсолютность

нравственных постулатов, поскольку их нарушение обрекает человека на вечные

страдания. Религиозный смысл жизни заключается в служении богу, выполнении

религиозных заповедей, приготовлении к переходу в вечность. Земная жизнь

сама по себе оказывается лишенной смысла. Она дана человеку в качестве

испытания. Для того кто выдержит испытание, уготовано бессмертие в

потустороннем. Религиозная цель жизни спасение бессмертной души. Светская

философия отрицает идею бога , отказывается от поиска смысла в

потустороннем, но при этом либо подчиняет индивидуальную жизнь

надличностным, внечеловеческим целям, либо пытается обнаружить смысл в

самой жизни. Например, смысл индивидуальной жизни может напрямую выводиться

из общего исторического смысла и подчинять жизнь личности задачам общества.

Такой ответ о смысле жизни дает Платон, Гегель, марксисты и др. С другой

стороны, экзистенциалисты и персоналисты настаивают на первичности

индивидуального бытия, ищут смысл жизни в ней самой. По мнению их

философов, человек сам хозяин своей судьбы, его сознание и воля позволяют

обрести твердую основу без обращения к надличностным и потусторонним силам.

Как выразил эту мысль Камю, «либо мы не свободны, и ответ за зло лежит на

всемогущем боге, либо мы свободны и ответственны, а бог не всемогущ».

40. Культура и цивилизация. Единства и различия

Культура – специфический способ организации и развития человеческой

жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного

труда. Термин "цивилизация" используется в различных смыслах. Во-первых

цивилизация предстает как историческая ступень в развитии человечества,

которая началась после варварства и характеризуется образованием классов,

государства урбанизацией и возникновением письменности. Цивилизация

определяет характер и направленность жизненного существования людей, их

социальности. Значимость социальных норм 'Вызывала необходимость

формирования соответствующих способов их передачи - средств коммуникации и

институтов их подкрепления. В настоящее время в большинстве словарей термин

"цивилизация" рассматривается как синоним понятия "культура". В широком

смысле под цивилизацией понимается совокупность материальных и духовных

достижений общества в его историческом развитии, а в узком смысле только

материальная культура. В то же время еще в XIX в., прежде всего, в странах

германского языка, понятие "культура" противопоставлялось понятию

"цивилизация". Уже у И. Канта намечается различие между этими понятиями. О.

Шпенглер абсолютизировал это различие, определив цивилизацию как момент

развитии культуры. На анализе огромного фактического материала он пришел к

выводу , что в историй человечества существовало и существует множество

самобытных и эквивалентных по значимости культур, каждая из которых

завершает пройденный ею жизненный цикл стадией омертвения, которую О.

Шпенглер называет цивилизацией. В концепциях О. Шпенглера, А. Тойнби, П.

Сорокина и многих других цивилизация определяется как этап вырождения

культуры, как царство технико-механических элементов, вытесняющих

органически жизненное начало, концентрирующееся в культуре. Важный вклад в

понимание сущности цивилизации был внесен этнографическими исследованиями

XIX - XX вв., раскрывшими огромное богатство и многообразие духовного мира,

быта, обычаев, экономики и культуры различных народов. Один из известных

этнографов XIX в. Э. Тайлор отождествил культуру и цивилизацию, полагая,

что оба эти понятия обозначают весь комплекс знании, верований, морально-

этических концепций, юридических установлений, привычек и практических

навыков, приобретаемых людьми в ходе истории. Многие исследователи сходятся

в том, что цивилизация представляет собой внешний по отношению к человеку

мир, воздействующий на него и противостоящий ему, в то время как культура

является внутренним достоянием человека, раскрывая меру его развития и

являясь символом его духовного богатства. Цивилизация и культура едины, они

не существуют друг без друга. Цивилизация создает предпосылки культурного

процесса, регламентирует его. В свою очередь, культура создает условия

развития цивилизации, являясь творчеством нового. Но культура и цивилизация

не тождественны друг другу. Культура есть свободная деятельность,

предполагающая воплощение, реализацию социальных норм, предписываемых

цивилизацией. Она составляет ценностное достояние общества,_сово купность

материальных и духовных благ.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.