рефераты скачать

МЕНЮ


Шпоры. Кандидатский минимум по Философии 2004 (Мишин А.В.)

p>Билет№ 28
Методология научного познания
Методология –наука о методах получения знания и способов принятия этих методов в процессе познания. Всякая теория (как отображение фрагментов действительности выражающие закономерные и причинные связи, знания которые позволяют понимать и объяснять явления и процессы) может выступать методологией познания.
Но только философия разрабатывает все вопросы сущности и структуры научного и вненаучного исследования, определяет основные принципы описания и объяснения деятельности, выявляет способы построения теорий и установление взаимодействий между ними. Собственно разработка логики научного познания- выявления формы и методов получения, оформления и проверки знания- делает соц.филосовскую методологию по этим своим возможностям прилагаемой к изучению самых разнообразных соц.объектах во всех научно- гомунитарных науках.

Формы и методы познания.
П – высшая форма отражения объективной действительности. В П существуют разные уровни: чувств. П, мышление, эмпирическое и теоретическое П. Наряду с этим выделяют различные формы П: П, направленное на получение знания, неотделимого от индивидуального субъекта (восприятие, представление), и П, направленное на получение объективированного знания, существующего вне отдельного индивида (напр., в виде научных текстов или в форме созданных человеком вещей, несущих в себе социально – культурный смысл). Метод – это система принципов преобразующей практической или познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.
Уровни и формы познания. I. Чувственный (сенсорный) ур-нь связан с 1-й сигн. сист. и включает: 1) Ощущения 2) Восприятия 3) Представления 4)
Воображение (фантазия) II. Рациональный (понятийный) уровень связан со 2-й сигн. сист. и включает: 1) Понятия 2) Высказывания 3) Суждения 4)
Умозаключения Виды познания: 1. Научное — основано на опыте и практич. проверке, рационально объясняет явления, стремится к объективной истине и осознает свои методы. 2. Обыденное — неспециализированное, поверхностное, но в основном рациональное; 3.
Мистическое (в т. ч. оккультизм) — иррациональное, трудно проверяемое, претендует на прямую связь с абсолютом. Уровни познания: а) Эмпирическое = познание в чувственном контакте с предметом при вспомогат. роли мышления; б) Теоретическое = познание путем размышления, при вспомогат. роли чувств. опыта.

Билет№29
Логика научного познания и виды научного познания
Зависит от объекта и субъекта познования. Виды познания: Житейское, научное, практическое, художественное. Житейское: основывается на наблюдении и смекалки, лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом, чем с абстрактными научными построениями. Это познание не сл-ет приуменьшать- здравый смысл может быть лучший, чем ученного. Базируется на здравом смысле и обыденном сознании, такое знания важно для орентации в повседневного поведения людей, их взаимоотношением между собой и природой.
Научное: предполагает объяснения фактов, осмысления их во всей системе понятий данной науки. Житейское констатирует поверхностно то или иное событие. Научное отвечает не только КАК, но и почему оно протекает т. образом. Научное знание не терпит недоказательности-то или иное утверждения становится научным лишь тогда, когда оно обосновано. Сущность научного знания заключается в понимании действительности его прошлом, настоящем и будущем, в достоверном обобщении фактов, в том что за случайным оно находит необходимое, закономерное, за единичным – общее, и на этой основе осуществляется предвидение явлений. Процесс научного познания носит по своей сущности творческий хар-р. В научном знании реальность облекается в форму отвлеченных понятий и категорий, общих принципов и законов, которые превращаются в формулы, знаки, диаграммы, схемы, кривые и т.п. Ключом в житейском и научном является узнавание, т.е узнавание уже известного.
Практическое: к научному познанию так же тесно примыкает практическое знание. Если главной фигурой научного является ученый, то для практического
– инженер или промышленный управляющий. Цель ученного – открытия закономерности, новой идеи, а цель инженера – создания новой вещи(прибора, устройства, комп. программы) на основе уже полностью известных , зафиксированных принципов. Художественное: обладает определенной спецификой, суть которой в целостном, а не в расчлененном. Художественное произведение строится на образе, а не на понятии. Это опыт – не только познание ранее неведомого, но и восприятие сложнейшего потока чувств, мира душевных переживаний, нравственных и иных мировоззренческих проблем. Этот опыт –познавательный, эмоциональный и этнический. Искусство дано ухватить и выразить такие явления, которые невозможно выразить и понять никакими др. способами. Основная черта художественного познания – самоочевидность , самодоказательность. Худ. Произведение проверку несет само в себе. В искусстве допускается худ. Вымысел, привнесения от самого художника того, чего именно в таком виде нет не было и возможног не будет в действительности

Билет№30
Формы и методы научного познания.
Основной формами научного познания являются:
1) Проблема - научный вопрос. Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием. Предмет проблем - вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах действительности для познания которых необходимы специальные научные средства познания. Проблема может состоять из множества более частных, составляющих ее проблем. Проблема определенным образом ставится или формируется наукой. В структуре проблемы можно выделить 2 основные компоненты: а) Предварительное, частичное знание о предмете. б)
Более/менее определенное наукой незнание. Таким образом проблема - противоречивое единство знания и незнания.
2) Гипотеза - предполагает решение проблемы. Одно из важнейших свойств гипотезы - ее множественность (любая проблема науки вызывает появление целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый характер.
3) Теория имеет 2 основных значения: - высшая форма научного познания; - система понятий, описывающих и объясняющих какую либо область действительности. Методы научного познания - способы познания, подходы к действительности.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.

Билет№31
Способы доказательства и аргументации. Верификация и фальсификация.
Истиннось или ложность того или иного положения науки не обладает очевидностью. Только простейшее суждение нуждается для подверждения своей истинности лишь в использовании чувственного восприятия: нет необходимости доказывать то, что можно показать. Подавляющее число положений в науки принимается не на уровне чувственного познания, а на уровне логического мышления, в связи с др. истинами, т.е путем доказательства. В любом доказательстве имеется тезис, основания доко-ва (аргументы) и способв докозательства. Тезис- положение доказательства. Доказательство подсредством которого является выясняется ложность тезиса, назв.
Опровержением. Все положения, на которые опирается доказтельтсво и из которых сл-ет истинность доказы-го тезиса назв.основаниями или аргументами.
Аргументы состоят из положений о достоверных фактах, определений, аксиом и ранее доказанных положений. В число оснований доказательств входят еще доказанные ранее положения науки, необходимые для обоснования тезиса. Чем дальше наука развивается, тем больше становится число предшествующих оснований доказательства каж. Нового положения. Связь оснований и выводов имеющая результатом необходимое признания истинности доказываемого тезиса, назв. способом доказ-ва. Доказательства одного и того же положения науки м. быть различной, основанным, например на дедукции, индукции, использования аналогий, моделирования и т.п. Доказательство- теоретическая задача. Иногда задача доказательства бывает на столько сложной, что разрешения её требует от ученых огромных усилий на протяжения даже столетий. Например: в течение
2500 лет осталось недоказаным существования атома-пока успехи эксперементальной и теоритической физики не доказали этого. Гениальная догадка осуществовании планет, и обращающихся вокруг – только стало известно в последнее столетия. От современной науки зависит способ доказательства.
К Поппер исходил из предпосылки, что законы науки не выражаются аналитическими суждениями и в тоже время не сводимы к наблюдениям. А это означает, что эти законы не верифицируемы. Науке, по мнению К Поппера, нужен другой принцип – не принцип верификации, а принцип фальсификации, т.е. не подтверждение на истинность, а опровержение неистинности.
Фальсификация по Попперу, это принципиальная опровержимость
(фальсифицируемость) любого учреждения, относящегося к науке. Принцип фальсификации используется Поппером как разграничительная линия в отделении научного знания от ненаучного. Этот принцип в каком то смысле непосредственно направлен против принципа верификации. Поппер утверждал, что истинным можно считать такое высказывание, которое не опровергнуто опытом. Если найдены условия, при которых хотя бы некоторые базисные теории, гипотезы ложны, то данная теория, гипотеза опровержима. Когда же опытное опровержение гипотезы отсутствует, то она может считаться истинной, или, по крайней мере, оправданной. Но истолкование принципа фальсификации как антиверификации является не точным. Принцип фальсификации – это не способ проверки, а определенная установка науки на критический анализ содержания научного знания, на постоянную необходимость критического пересмотра всех его достижений. Научные теории независимы друг от друга.
Они в своем развитии не дополняют а развивают друг друга. В науке постоянно происходит процесс перестроек теории. В области социальной философии Поппер выступил с критикой марксизма и историзма. Он отрицает объективные законы общественного развития и возможность социального прогнозирования.

Билет№32
Общенаучные методы познания.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.

Билет№33
История науки и техники. Особенности современной науки
Под техникой понимается система созданных средств и орудий производства, а также приемы и операции, умение и искусство осуществления трудового процесса. В технике человечество аккумулировало свой многовековой опыт, приемы, методы познания и преобразования природы, воплотило все достижения челов. культуры.
В формах и функциях тех. Средств своеобразно отразились формы и способы воздействия человека на природу. Т.О. техника как «производственные органы общественного человека» есть результат челов. труда и развития знания.
Цель и функции техники-преобразовать природу и мир человекав соответствии с целями, сформулированными людьмина основе их нужд и желаний. Люди не могут выжить без своей преобразующей деят-ти. Сл-но, техника-это необходимая часть человеческого существования на протяжении всей истории.
Преобразования экю отношений в промышденности и с/х, разработка и внедрения новых технологий, обоснованых наукой – это две стороны единого процесса соц- экономич. развития общества. Техника составляет основу цивилизации, она находится в потоке текущего исторического времени и постоянно прогресирует.
Техника яв-тся важнейшим средством обнаружения глубинных свойств сущего, например в медицине, в астрономии, в биологии.
Связь науки и техники. НТП
Научно-технический прогресс (единственный в своем роде процесс, объединяющий наук, технику, экономику, предпринимательство и управление), признанный во всем мире в качестве важнейшего фактора экономического развития, все чаще и в западной, и в отечественной литературе связывается с понятием инновационного процесса.
Научно-технический прогресс – процесс совершенствования средств труда, являющийся исходной основой развития производительных сил общества. НТП выступает в двух формах: эволюционной и революционной. Эволюционная форма предполагает постепенное развитие, а революционная – качественный скачок, переход к новому типу средств труда, основывающийся на новых открытиях науки. Революционная форма НТП – это научно-техническая революция (НТР), которая обусловлена общественными потребностями и уровнем развития производительных сил крупного машинного производства.

Билет№34
Методология познания общественных процессов.
Метод – это система принципов преобразующей, практической или познавательной, теоретической деятельности.
Метод конкретизируется в методики. Методика – это конкретные приемы, средство получения и обработки фактического материала.
В процессе научного познания используется разнообразные методы.
Отличительно особенность философских методов – универсальность.
Эти методы действуют всюду, указывая общий путь к истине:
Сравнение и сравнительно – исторический метод. Еще древние мыслители утверждали: сравнение – мать познания. Все познается в сравнении. Сравнение
– установление различие и сходство предметов.
Анализ и синтез. Анализ – это мысленное разложение предмета на составляющие его части. Синтез – объединение разложенных анализом элементов.
Абстрагирование, идеализация, обобщение и ограничение. Абстраг.- мысленное выделение какого либо предмета, либо его свойство в отвлечении от его связи с другими предметами, от других его свойств. Идеализация – наоборот.
Обобщение – мысленный переход от единичного к общему. Ограничение – наоборот.
Аналогия – это вероятное заключение о сходстве предметов в каком либо признаки на основание их сходство других признаках.
Моделирование – изучение предмета, при котором он замещается каким либо аналогом.
Индукция – выведение общего положения из ряда частных утверждений. Редукция наоборот.

Билет№35
Философия науки как направление иследования и научная дисциплина
Представление о том, что философия должна заниматься воспитанием человека, а изучение природы предоставить науке (17-19 в.)
-Многообразие предложений о том, чем должна заниматься философия: а) ф-ия должна давать единую картину мира, основываясь на новейших достижениях естествознания; б) ф-ия должна представлять человека во всем ее многообразии проявлений; в) ф-ия есть теория познания, теория научного познания, теория науки; г) ф-ия может быть предварительным изучением, исследованием, постановкой проблем в исследовании любого явления (19-20 века).
Сегодня разделяется мнение, что наука предпочитает браться за решение любых проблем, относительно которых возможна опытная проверка. В противном случае проблемы получают наименование ненаучных, и в этом своём качестве они остаются на рассмотрении ф-ии.
Сейчас ф-ия оказывает наукам многообразную помощь:
1)Помогает формировать новые предметные области научных исследований.
2)Помогает формировать объяснительные принципы и представления, осмыслять и анализировать полученные противоречия.
3)Помогает критически осмыслить полученные результаты.
4)Систематизирует научные знания, помогает наукам определить свое положение в познании мира, устанавливать контакты и взаимодействия.
5)Обеспечивает процедуры распространения знаний, создает условия для понимания новых теорий, понятий, представлений и в этом заключается культурная функция ф-ии.
6)Помогает оценить общественную значимость научных результатов.

? Взаимоотношения Ф. и Н. Имеют длительную историю. В античной и средневековой их почти не различали(наука была развита слабо). В Новое время было введено понятия универсальной науки, т.е. философию, а остальные науки считались как части философии-это продолжалось недолго. С одной ст. в филос. среде возникло движении против признания Ф. наукой, т.к. считали
(Шопенгауэр, Ницше) она жизненней всякой науки, она есть искусства. С др. стороны чувствовалось давления наук на философию.
Ф. имеет научное содержание, поэтому она является наукой. Но на ряду с научным философия обладает также эстетическим и этическим содержанием.
Из 4-х совр. Ф. движений (аналитизм, феноменология, герменевтика и постмодернизма)- наиболее продуктивно философией науки занимается аналитизм. Феноменологи разрабатывают общую теорию познания, её влиянияна современную науку пока еще не очень значительно. Герменевтики и постмодернизм, то их влияния сказывается существенно в области гуманитарных наук.

Билет№36
Проблема междисциплинарных исследований, их роль в социальном познании
Соц. фил. Вожнейшая область философии направлена на осмысления процессов жизнедеятельности людей в обществе. Соц. Фил. Схожа с общей философией однако она больше направлена на изучения людей, общество. Соц. Фил. анализирует не только отношения общество, людей с окружающей реальностью, но изучает специфические закономерности общественной жизнедеятельности людей, представляет взгляд на мир бытия людей в целом.
Объектом познания соц. Фил. Является не весь мир, а только общество как результат взаимодействия людей друг с другом и окружающим миром, в единстве и разнообразии всех отношений людей взаимосвязанных, случайных и закономерных.
Предметом соц. Фил. является знание о целостности общественном бытия, об условиях и факторах его развитие.
Все это определяет основную проблему соц. Фил. –что есть общество, какова его природа, закономерностью существования и развития.

В отличие от других общественных наук соц. Фил. Представляет собой познание общественных процессов в целом, жизни людей. В соц. Фил. нет заданных решений, есть определенное поле исследования. Соц. Фил. обобщает материал различных наук стремясь дать общую картину мира общественной жизни людей, выявить свойства различных общественных процессов.

Объектом соц. Фил. и истории и психологии и политологии является общество, но все эти науки различаются по своему предмету.
Предметом экономики является знание развития производственных отношений, правоведение – функционирование право политологии – полит. Отношения, т.е. знания о определенной сфере жизни людей, а предметом соц. Фил. являются знания об обществе в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.