Шпора по философии
Шпора по философии
АБЕРРАЦИЯ - (лат. aberratio уклонение), отклонение от нормы.
АБСОЛЮТ
- (от лат. absolutus - безусловный - неограниченный) - безусловное, совершенное
начало бытия, свободное от каких-либо отношений и условий (бог, Абсолютная
личность - в теизме. Единое - в неоплатонизме и т. п.). Вечная, неизменная
первооснова всего существующего (дух. идея, божество).
АБСОЛЮТНЫЙ ДУХ - в философской системе Гегеля - заключительное звено
развития духа, реализующее самосознание абсолютной идеи. Пройдя этапы
субьективного духа и объективного духа, дух восходит к абсолютному знанию.
АБСТРАКТНОЕ - в диалектической традиции понимается в широком смысле как
«бедность», односторонность знания. Связывалось Гегелем с рассудочностью
мышления.
АГНОСТИЦИЗМ - философское учение, согласно которому не может быть окончательно решен
вопрос об истинности познания окружающей человека действительности.
АКСИОЛОГИЯ - философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о
структуре ценностей мира (то есть о связи различных ценностей между собой, с
социальными и культурными факторами) и о структуре личности.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ-двойственность, противоречивость чувств, эмоций,
испытываемых человеком к одному и тому же объекту.
АНТАГОНИЗМ - одна из форм противоречий, характеризующаяся острой непримиримой
борьбой враждующих сил, тенденций.
АНТИНОМИЯ - противоречие между двумя суждениями, каждое из которых считается в
равной степени обоснованным и. как правило, логически выводимым в рамках
некоторой концептуальной системы (теории).
АНТРОПОЛОГИЯ (ФИЛОСОФСКАЯ) - учение о человеке, его сущности и природе.
АНТРОПОСОФЫ - последователи антропософии - религиозно-оккультного учения о
человеке, созданного в начале XX века в России Штейнером и его адептами.
АПОКАТАСТАС - возвращение вещей в своем былом обличий и состоянии.
АПОФАГПИЧВСКИЙ - относящийся к апофатическому богословию, которое
базируется на отрицательных утверждениях о Боге, как не имеющем атрибутов, не
подлежащем определению, поскольку Он находится вне бытия и качественности.
АППЕРЦЕПЦИЯ - результат жизненного опыта индивида, обеспечивающий выделение
гипотез об особенностях воспринимаемого объекта, ею осмысленное восприятие.
АПРИОРНЫЙ - не опирающийся на знание фактов, чисто умозрительный. Априорное
утверждение
АРХЕТИП - беспрецедентная, бессознательная, предшествующая форма, которая, судя
по всему, представляет собой часть наследуемой структуры психэ (души), и
вследствие этого способна спонтанно проявлять себя везде и в любое время.
АСКЕТИЗМ - термин, обозначающий признание и исполнение - аскезу - предписаний,
имеющих целью достижение духовно-нравственного совершенства при помощи
подавления телесно-чувственных влечений и желаний и сосредоточенности человека
исключительно только на жизни духа. Эти предписания включают в себя
существование в бедности, половое воздержание, терпение, отрешенность от суеты
мира и т.п.
АТЕИЗМ -
исторически разнообразные формы отрицания, опровержения религиозных
представлений и культа и утверждение самоценности бытия мира и человека.
АУТЕНТИЧНЫЙ - подлинный, исходящий из первоисточника.
БЕССМЕРТИЕ - существование личности или души после смерти; в более широком смысле
- слияние души с Богом или с «мировым духом»; и, наконец, существование
личности в сознании потомков.
БЫТИЕ
- философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания
объективный мир, материю.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ - совокупность психических процессов, не
представленных в сознании субьекта. В ряде психологических теорий - особая
сфера психического, качественно отличная от сознания. В «философии
бессознательного» Э. Гартмана Бессознательное - универсальная основа бытия.
БЛАГО -
то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее Благо»
(термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) - то, в зависимости от чего в
философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ:
блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое - у Платона и в
неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие Благо
вытесняется понятием ценности. В более узком смысле Благо в этике - синоним
добра.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО - религиозно-философское течение в среде русской
либеральной интеллигенции. Возникло в атмосфере назревавших в предреволюционный
период общественных перемен и получило широкое распространение после поражения
революции 1905-1907 гг. Предлагалось перестроить современные формы гражданского
быта и человеческого существования на основе обновленного христианства.
(Представители: Бердяев Н.А, Булгаков С.Н., Мережковский Д.С., Гиппиус З.Н.,
Минский Н.) Бытие - философская категория, обозначающая реальность,
существующую объективно. Несводимое лишь к материально-предметному миру, Бытие
обладает различными уровнями: органическая и неорганическая природа, биосфера,
общественное Бытие, объективно-идеальное Бытие (ценности культуры, общезначимые
принципы и категории научного знания и др.), Бытие личности. Вера - принятие
чего - либо за истину, не нуждающееся в необходимом полном подтверждении
истинности принятого со стороны чувств и разума и, следовательно, не могущее
претендовать на объективную значимость.
ВЕРИФИКАЦИЯ - в обычном словоупотреблении - доказательство, подтверждение
истинности какого-либо положения; в логике и методологии науки: процесс
установления истинности научных утверждений эмпирическими методами проверки.
ВЕЩЬ В СЕБЕ - философское понятие, означающее вещи, как они существуют сами по себе
(«в себе), в отличие от того, как они являются «для нас» в познании; одно из
центральных понятий «Критики чистого разума» И. Канта.
ВЛАСТЬ -
в общем смысле, способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать
определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью какого-либо
средства - авторитета, права, насилия.
ВОЛЯ
- стремление и способность осуществлять свои желания, достигать поставленных
целей; либо власть, возможность распоряжаться. В метафизике и оккультной
философии. Воля есть то, что руководит проявленными вселенными в вечности, Воля
есть единый и единственный принцип абстрактного вечного Движения, или его
воодушевляющая сущность. «Вопя есть первая из всех сил», говорит Ван Гельмонт,
«... Воля есть атрибут всех духовных существ и выражает себя в них тем
экгивнее, чем больше они освободились от материи.»
ГЕРМЕНЕВТИКА - (от греч. hemieneutikos - разъясняющий - истолковывающий), искусство
толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.). учение о принципах
их интерпретации; экзегетика. В идущих от В. Дильтея философских течениях кон.
19-20 вв. - учение о «понимании» (целостном душевно-духовном переживании) как
методологической основе гуманитарных наук (в отличие от «объяснения» в
естественных науках).
ГЕРОИЗМ, ГЕРОИЧЕСКОЕ - совершение выдающихся по своему общественному
значению действий, отвечающих интересам народных масс, передовых слоев
населения и требующих от человека личного мужества, стойкости, готовности к
самопожертвованию. С древних времен люди отказывали в героизме тем
необыкновенным и ярким действиям, которые не отвечали интересам народа,
общественным идеалам.
ГНОСЕОЛОГИЯ - раздел философии, учение о познании, в котором изучаются
закономерности и возможности познания, отношения знания (ощущений,
представлений, понятий) к объективной реальности, исследуются ступени и формы
процесса познания, условия и критерии его достоверности и истинности.
ГНОСТИЦИЗМ - (от греч. gnostikos - знающий) - философское учение, признающее
возможность познания объективного мира и его закономерностей; религиозное
дуалистическое учение поздней античности (1-5 вв.), воспринявшее некоторые
моменты христианского вероучения (т. н. иудеохристиэнекий Гностицизм),
популярной греческой философии и восточных религий. Гностицизм строго
эзотеричен; притязал на «истинное» знание о боге и конечных тайнах мироздания.
ГИЛОЗОИЗМ (от греч. hule - материя, вещество и zoe - жизнь) - философское воззрение,
согласно которому всей материи присуще свойство живого, и прежде всего
чувствительность, способность к ощущению, восприятию.
ГОСУДАРСТВО - основной институт полип ической системы общества, осуществляющий
управление обществом, охрану его экономических и социальных структур,
подавление социальны) противников. Обладав монополией на принуждение в рамках
определенной территории, правом на осуществление от имени всего общества
внутренней и внешней политики, исключительным правом издания законов и правил,
обязательных для всегс населения, правом взимания налогов и сборов.
ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО - необходимый и рациональный способ социальной жизни,
основанный на праве и демократии; (общественное устройство, при котором
человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического
бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм.
Гражданское общество контролирует государство, которое служит обществу;
мир интересов, отношений и институтов, призванный предотвращать такие
формы государственной организации, при которой внутренние интересы членов
общества подменяются интересами государственного аппарата.
ГУМАНИЗМ - исторически изменяющаяся система воззрения, признающая ценность
человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление
сьоих.слособностей, считающая благо человека критерием оценки социальных
институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности - желаемой
нормой отношений между людьми.
ДВИЖЕНИЕ - способ существования материи, в самом общем виде - изменение вообще,
всякое взаимодействие обьектов. Движение выступает как единство изменчивости и
устойчивости, прерывности и непрерывности, абсолютною и относительного.
ДЕДУКЦИЯ - (от лат. deductio - выведение) - вывод по правилам логики; цепь
умозаключений (рассуждение), звенья которой (высказывания) связаны отношением
логического следования. Началом (посылками) дедукции являются аксиомы,
постулаты или просто гипотезы, имеющие характер общих утверждений («общее»), а
концом - следствия из посылок, теоремы («частное»). Если посылки дедукции истинны,
то истинны и ее следствия. Дедукция - основное средство доказательства.
ДЕИЗМ -
религиозно-философское воззрение, согласно которому Бог, сотворив мир, не
принимает в нем какого-либо участия и не вмешивается в закономерное течение его
событий.
ДЕТЕРМИНИЗМ - философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и
взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира.
ДЕФИНИЦИЯ - определение.
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - способ воспроизводства социальных процессов, самореализации
человека, его связей с ошужающим миром.
ДИАЛЕКТИКА - учение о наиболее общих эщономерных связях и становлении, развитии
бытия и познания; основанный на этом учении метод мышления. В результате
внутренних противоречий появляется новое. Закон перехода количествен-ных
изменений в качественные.
ДИАЛОГ
- (dialogue, от греч. dialogos) - разговор между Двумя или несколькими лицами;
философский термин, используемый в современных онтологических теориях
коммуникации для обозначения особого уровня коммуникативного процесса, на
котором происходит слияние личностей участников коммуникации.
ДИВЕРГЕНТНЫЙ - расходящийся в разные стороны.
ДОБРО -
основная моральная ценность, нравственная ценность сама по себе.
ДОЛГ
- это категория этики, в которой выражается нравственная задача отдельного
индивида, группы лиц. класса, народа в конкретных социальных условиях и
ситуациях, становящихся для них внутренне принимаемым обязательством.
ДУАЛИЗМ
- (от лат. dualis - двойственный) - философское учение, исходящее из признания
равноправными двух начал - духа и материи. Противостоит монизму, разновидность
плюрализма. Термин введен X. Вольфом. Один из крупнейших представителей - Р.
Декарт.
ДУХ -
свободен от конкретных воплощений и вездесущ, легко проникает всюду и столь же
легко уходит за любые границы, поэтому он способен доходить до вершин
мироздания.
ДУША
- понятие, выражающее исторически изменявшиеся воззрения на психическую жизнь
человека и животных. Восходит к древним представлениям об особой силе,
обитающей в теле человека и животного (иногда и растения) и покидающей его во
время сна или а случае смерти (ср. учение о переселении душ - метемпсихоза).
Идеи всеобщей одушевленности космоса (гилозоизм, панпсихизм) явились основой
учения о мировой душе (Платан, неоплатонизм). У Аристотеля ДУША -
актив-i нов целесообразное начало («форма») живого тела, неотделимое от него. В
теистических религиях Душа человека - созданное богом, неповторимое бессмертное
духовное начало.
ЕВРАЗИЙСТВО - идейно-политическое и философское течение в русской эмиграции
1920-30-х гг. Историофилософская и геополитическая доктрина евразийства, следуя
идеям поздних славянофилов, во всем противопоставляла исторические судьбы,
задачи и интересы России и Запада и трактовала Россию как «Евразию», особый
срединный материк между Азией и Европой и особый тип культуры.
ЖИЗНЬ
- одна из форм существования материи, способная к развитию (эволюции). В
метафизическом смысле - основной мотив созерцающего мир мышления как содержание
переживания человека; жизненная судьба вообще.
ЗАПАДНИЧЕСТВО - В России в середине 19 в.: общественное течение,
представители которого, принадлежа к разным политическим направлениям,
признавали, в отличие от славянофилов, западноевропейский капиталистический
путь развития приемлемым для России. Представители: П.В. Анненков. В.П. Боткин,
Т.Н. Граневский, К.Д. Кавелин, М.Н. Катков. И.С. Тургенев, П.Я.Чаадаев,
Б.Н.Чичерин
3ЛО
- противоположность добра. То, что воспринимается как препятствующее жизни,
уничтожающее ее или обеспечива-ющее некоторую ценность, то, что вызывает
дисгармонию.
ЗНАК -
материальный, чувственно воспринимаемый пред мет (явление, действие), который
выступает как представитель другого предмета, свойства или отношения. Знаки
бывают языковыми и неязыковыми. Представление, возникающее в сознании благодаря
знаку, есть значение знака; представление, слившееся со своим значением в некое
внутреннее единство, есть символ. Важнейший знак для человека - явление.
ИДЕАЛ -
(греч. idea - идея, понятие, представление) - совершенство, совершенный образец
чего-то, высшая цель стремлений, деятельности.
ИДЕАЛИЗМ - направление в философии; считает идею, сознание, дух первичными, а
природу, бытие, материю - вторичными.
ИДЕНТИФИКАЦИЯ - (отождествление) бессознательный процесс, благодаря
которому индивид ведет себя, думает и чувствует, как это делал бы другой
человек, с которым он себя идентифицирует. Играет важнейшую роль в формировании
личности.
ИДЕОЛОГИЯ - (греч. idea - понятие, представление + логия) - система идей,
взглядов, нравственных, эстетических, в которых осознаются и оцениваются отношения
людей к дейсгвительности, выражаются интересы соц. групп.
ИММАНЕНТНЫЙ - внутренне присущее тому или иному предмету, явлению или процессу
свойство.
ИНДИВИД
- (от лат. individuum - неделимое) - единичное как противоположность
совокупности, массе; отдельное живое существо, особь, отдельный человек, в
отличие от стада, труппы, коллектива. В логике И. называют любой объект,
обозначаемый единичным, или собственным, именем.
ИНДИВИДУАЛИЗМ - тип мировоззрения, сутью которого является, в
конечном счете, абсолютизация позиции отдельного индивида в его
противопоставленности обществу, причем не какому-то определенному социальному
строю, а обществу вообще, миру в целом.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ - неповторимый способ жизни, индивидуальная форма общественного
существования.
Индустриальное общество - общество, основанное на развитии крупного
промышленного производства, формирующее соответствующее модели рынка,
потребителя, социальной организации, науки и культуры. Ориентация людей на
постоянный рост обьема производства, потребления, знания. Идея роста и
прогресса - «ядро» индустриального мифа или идеологии. Экстенсивное развитие
производства, «механизация» общественных связей, отношений человека с природой.
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ - философский термин, обозначающий объект, постигаемый
только умом и недоступный чувственному познанию.
ИНТЕНЦИЯ - намерение, цель, направление и направленность сознания, воли,
чувства на какой-либо предмет.
ИНТЕРПРЕТАЦИЯ - (interpretation, от лат. inlerpretatio -
посредничество) - разъяснение, истолкование, раскрытие смысла, значения
чего-либо (напр. той или иной акции, решений, действий властей, а также
положений и норм различных видов права, статей законов, кодексов, указов и
т.д.).
ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus - повелительный) - требование, приказ, закон. У
И. Канта в «Критике практического разума» - общезначимое нравственное
предписание, в противоположность личному принципу (максиме); гипотетический
императив имеет силу лишь при определенных условиях, категорический императив -
безусловный принцип поведения.
ИСТИНА
- соответствие высказывания реальности, соответствие человеческих знаний
действительности, совпадение человеческой мысли и объекта.
КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ - центральное понятие этики И. Канта, безусловное
общеобязательное формальное правило поведения всех людей. Требует поступать
всегда в соответтвии с принципом, который в любое время мог бы стать всеобщим
нравственным законом, и относиться ко всякому человеку как к цели, а не как к
средству.
КАТЕГОРИИ (от греч. kategoria - высказывание, свидетельство) - формы осознания в
понятиях всеобщих способов отношений человека к миру, отражающие наиболее общие
и существенные свойства, законы природы, общества и мышления.
КОНФЛИКТ - (лат. conflictus - столкновение) - столкновение противоп. интересов,
взглядов или мнений.
В отличии от КАТОЛИЦИЗМА, признававшего роль человеческого
разума в деле толкования священного писания, ПРАВОСЛАВНАЯ ВИЗАНТИЙСКАЯ
ЦЕРКОВЬ отказалась от использования рациональной логики и не согласилась
расширить догматы веры за счет выведенных из священных текстов логических
умозаключений.
КОСМИЗМ
- совокупность течений философской и религиозной мысли, ставящие в центр своих
исследований проблему космического всеединства всего живого, волю к
мистико-интуи-тивному познанию внеземных пространств.
КУЛЬТУРА - форма деятельности людей по воспроизведению и обновлению социального
бытия, а также включаемые в эту деятельность её продукты и результаты.
ЛИБЕРАЛИЗМ - идейное и общественно-политическое течение, возникшее в европейских
странах в 17-18 вв. и провозгласившее принцип гражданских, политических,
экономических свобод. Истоки Либерализма - в концепциях Дж. Локка, физиократов,
А. Смита, Ш. Монтескье и др.. направленных против абсолютизма и феодальной
регламентации.
ЛИБИДО -
преимущественно бессознательные сексуальные влечения, вообще стремления,
желания, склонности. К.Г. Юнг в полемике с 3. Фрейдом расширяет его до понятия
психической энергии вообще, своего рода метафизического принципа психики.
Личность - индивидуальный человек как субъект общественной жизни, общения и
деятельности, а также - своих собственных сил, способностей, потребностей,
интересов, устремлений и т.д.
ЛИЧНОСТЬ - 1.человеческий индивид в аспекте его социальных качеств, формировавшихся
в процессе конкретных видов деятельности и общественных отношений. 2.динамическая
и целостная система интеллектуальных социально-культурных и морально-волевых качеств
человека, выраженных в его сознании и деятельности.
ЛОГИКА -
(от греч. logos - слово, понятие, рассуждение, разум) - наука о законах и
операциях правильного мышления, наука о способах доказательств и опровержений.
Основателем логики считается Аристотель.
МАКСИМА
- ( лат. maxima (regula, sententia) - основное правило, принцип) - краткое
изречение, вид афоризма нравственного, этического характера; правило поведение
принцип, которым человек руководствуется в своих поступках; обычно выражается в
констатирующей или наставительной форме.
МАТЕРИАЛИЗМ - это одно из направлений в философии, которое исходит из того, что
МИР -
по природе своей материален,
материя, природа, бытие существуют вне и независимо от сознания;
материя первична и является источником ощущений, а сознание вторично,
производно;
мир и его закономерности вполне познаваемы.
МАТЕРИЯ - (латинское materia). вещество; субстрат, субстанция; содержание (в отличие
от формы). Понятие материи как субстрата вещественного мира было выработано в
греческой философии в учениях Платона и Аристотеля, при этом Материя понималась
как чистая потенция. Сформулированное Р. Декартом понятие материи как телесной
субстанции, обладающей пространственной протяженностью и делимостью, легло в
основу материализма 17-18 вв. Материя - центральная категория , диалектического
материализма.
МЕССИАНИЗМ - религиозная вера в пришествие Мессии (спаситель, который должен
явиться с неба для установления «царства божия»).
Страницы: 1, 2
|