рефераты скачать

МЕНЮ


Шпора по философии

идол театра (внекритическое усвоение ложного мнения, спекуляции в науке,

существование авторитетов, влияние традиции). Учение о 4 принципах,

связанных с наукой - материя, форма, движущая причина, чель. В связи с тем,

что был сторонником эмпирического знания, выработал 3 таблицы учета

наблюдении: 1.Таблица позитивных инстанций: обзор всех известных случаев в

обл. изучаемого процесса. 2.Таблица негативных инстанций. 3.Сравнение +

вывод о том, что преволирует. Две части души - чувственная и разумная.

Общество: описал утопическое общество на острове Новая Атлантида

(идеализированное об-во, под руководством философов, без воровства, но

остались классы). Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1)

восстан. матер. традиции и произвел переоценку фил. учений прошлого,

возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ.

собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как

сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел, наделенных разными кач-

ми.Т.Гоббс (1588 - 1679) - в семье священника, Оксфорд, гувернер в

аристократической семье. "Левиофан", "Трактат о чел. природе", "О теле", "О

чел.", "О гражданине".

Гносеология = эмпирическое Бэкона + рациональное Декарта. Истина: познание,

опирающееся на веру не может дать действительной истины.Материальное тело

первично, у мат. тела существуют атрибуты: движение, покой, цвет, но это

следствие мех. различия вещей. Об-во: основа общества - договор. Признает

монархию. Войны естественное состояние общества. Этика: стоит за

нравственные природные черты человека. Зло предмет отвращения, благо -

предмет стремлений чел. Благо и зло относительны. Геометрию прозглашает

главной наукой. Мир - подвержен з-нам мех. движения. Вера в бога - плод

воображения. Опыт дает только единичные знания.

36. Философия рационализма. Рене Декарт.

Рационализм отрицает опытное происхождение достоверного знания. Оно может

быть получено только благодаря уму и понятиям, присущим уму от рождения

(вроджд. идеи Декарта).

Рэне Декарт (1596-1650)- из франц. дворян. Преследование со стороны религ.

деятелей. "Правила для руководства разумом" - изложил методологию научного

познания. "Рассуждения о методах", "Метафизические размышления", "Начала

философии". Разработал классическую геометрию, теорию света, гипотезу об

условном рефлексе. Относительность движения и покоя, з-н сохр. к-ва

движения при ударе двух тел. Задача знания - господство над силами природы,

усоверш. природы ч., Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд.

идеях (бог, дух, телесная субстанция) - идеалист. подход. Но в общем оказал

влияние нга матер. методы. Говорит о тесной связи фил. и естествознания.

Эта связь привела его к деизму и дуализму. Дуализм: мир состоит из мыслящей

и телесной субстанций, равновесие между ними поддерживает Бог. Он их

сотворил, он вечен, всемогущ, источник блага и истины. Деизм: дальнейшее

развитие природы идет по своим законам. Мыслящей субстанцией занимается

философия, телесной - естествознание. Гносеология: рационалист: т.к. для

философии выше мышление, все чувственное должно подчиняться разуму.-

сомневайся во всем: 1.Не принимать никогда любую вещь за истину

(сомнения).2.Каждый из вопросов исследования надо разделить на части

(расчленение).3.Все идеи располагать в последовательности

(последовательности).4.Совершать полные расчеты и обзоры (полнота).Декарту

неприемлима чувственная очевидность как основа познания.

38. Сенсуализм Джона Локка.

(1632-1704) Из чиновников. Учился в Оксфорде. Гонения со стороны

королевской власти, эмиграция. Сенсуалист - признает чувственное познание.

Материалист: существует мир материальных обьектов в движении, в

пространстве, во времени. Сознание - продукт материи. Учение о двух классах

качества всех материальных тел: - первичные, не зависят от человека

(пространство, масса, движение); - вторичные, те что даны нам в ощущение,

может они и ложны (цвет, форма, тяжесть, вкус, звук, ...); Гносеология.

"Опыт чел. разума". Отвергает учен. Декарта о врожденных идеях. Идеи

возникают в следствие действия внешних вещей на органы чувств или в

следствие внимания направленного на состояние и деятельность души.

Продолжил эмпиризм Бэкона. Все знания из опыта, а опыт складывается из

ощущений. Познание Знание: 1-беспорное - продукт мышления; 2-

правдоподобное, на основе непоср. внешнего опыта. Чтобы начать исследов.

разнообр. проблем, необх. сначала изучить способности нашего собственного

познания. т.е. что оно может достичь, каковы его границы, каким образом оно

получает знания о внешнем мире. Происхождение и характер познавательной

деятельности: 1.Нет врожденных идей, все знание рождается в опыте. 2.Душа

при рождении - чистая бумага. 3.Нет ничего в интелекте, чего бы не было

прежде в чувственном познании. Чтобы стать знанием материалы идей должны

быть переработаны деятельностью рассудка сост. в сравнениии, сочетании и

отвлечений. Об-во: за очень ограниченную конституционную монархию. Тезис:

состояние равенсттва, в котором вся власть и правомощность взаимны - это

действует естественное право чел., тогда можно исключить войны. Этика:

сторонник утилитаризма (учение о полезности) - добро то, что дает

удовольствие, увеличивает его.

Учение Локка направл. против рационализма Декарта и системы Лейбница.

39. Материализм и атеизим во Франции в XVIII веке.

Ламетри. (1709-1751)"Естественная история души", "Человек машина", "Человек

растение", "Система Эпикура". Основывается на физике Декарта и сенсуализме

Локка. Последовательный материалист, атеист, врач. Форма не отделима от

материи, материя связана с формой и движением. Пытается доказать

материальный характер одушевленности чел. и животных: рассудочная

деятельность животных и разумная деятельность чел. связаны с мозгом и

нервной системой. Мир познаваем. В основе познания - чувства. Во всех фу-ях

чел. органов (в том числе и психич.) нет ничего не познаваемого. Процесс

мышления присущ только человеку и представляет р-т его сложной организации.

Мышление - это рез-т сравнения и комбинирования представлений, возник на

основе ощущений и памяти. Главные причины исторического развития -

просвящение. Был просвятителем. Свобода личности: свобода торговли, частной

собственности, мысли, совести, демократии. Материю характеризует:

протяженность, внутренняя сила, способность ощущать и чувствовать. Материя

способна к эволюции форм: неорганическая, растительная, животная.

Гносеология: источник познания - материальный мир. Познание начинается с

чувственного и поднимается к теор. обобщением. Атеист, но считает необход.

сохранение религиозн. веры для народа.

40. ФИЛОСОФСКО-ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ИЗЫСКАНИЯ НА УКРАИНЕ В 11-13 ВВ.

Становление фил. мысли укр. народа проходило в рамках дух. культ. Киевской

Руси.Благодаря введению хрис-ва КР приобщается к достижениям мировой

культуры.Контакты с Византией, Болгарией дают возможность исполь-ть

достиженияантичн. и византийской философий для развития фил. мысли.Все это

происходит на фоне отечественной культуры, кот.опирается на давние тради-

ционное мировоззрение восточных славян. С давних времен фил

сосредотачивается на обсуждении проблем человека и чел. истории. Философом

считается тот, кто опираясь на кн. знания , не просто преобрел истину о

смысле жизни , а вместе с этим преобразовал эту истину на ориентир в

собственной жизни. Философию понимали не только как теорию но и как

практическую мораль. Заметное место в сис-ме фил-мировоз. представлений

мыслителей КР занимает гносеологическая проблематика. Ярк. проявлением теор-

познав-ной ориентации в культ. КР есть свойственное ей понимание роли

книги, письма, книжного учения в жизни Ч. " Книжность" понимается как одна

из высших качеств Ч., как залог мудрости.Этому посвящается много мест в "

Повести прошедших лет". По мнению автора "Молитва Даниила Заточника"

припадая как пчела к цветкук книжной мудрости, Ч. собирает "сладость

словестную и мудрость" Культ слова обусловливается стремлением найти

опосредованную сущность, кот. обеспечивала бы комуникацию между миром

божественным и земным. Только такая роль и отводится слову. Одной из

главных становится проблема души и тела. Тело связывает Ч. с природой. Душа

- нематериальна, гл. ее силой становится разум, он не только властитель

души но и царь чувств.Поэтому разум единит тело и душу. Душа - управляет

телом. Сущ-роль обаз святого: Святой- звено м\у земным миром и

потусторонним. Это избранник срели людей, но он принадлежит не им, а миру

божественному. Взгляд на мир присходит ч\з призму добра и зла.

41.Философия и мистика эпохи братских школ.

В кон. 16 -перв. пол. 17 реш. роль в общ. и культ. жизни Укр. играют

братства - нац.-рел. ор-ции правосл. населения городов. Фил. поним. как

мудрость, кот. учит постигать истину исключительно ч/з мистическое соед. с

богом. Немало усилий прилагается для обоснования необход. сохр. и разв.

старослав. яз-ка, подчеркивается ее чудодейственная сила. Проникновение в

скрытую духовную сущность священных текстов, излож. на старослав. яз.,

представлялась обяз. условием становления чел. как личности. По мнению

деятелей бр. школ челов. разум только тогда озаряется чудесным светом и

проникает в скрытую сущность поучающего слова Библ., когда сам человек из

связанного земными желаниями превр. в нового дух. ч-ка. Последнее

происходит только благодаря самопозн., что позв. разуму смертного человека

выход и контакт с высшим бытием – Богом. После 1615 приход в Киев. бр. шк.

выпускников зап-евр. ун-тов приводит к разв. гумманист. идей, к возникн.

интереса к натур. фил., логике. Кирило Транквилион-Ставровецкий (Проявил

интерес к объяснению природы, хотя рассматривал ее скорее как полезное ср-

во умозрительного проникнов. в бож. сущность и поним. бога как

безграничного бытия), Косиян Саковыч (Душа - бесмертная сущность и может

существ. без тела. 3 вида души: вегетативн., чувств. и разумную. Человек

имеет одну душу, а эти виды выст. как ее возможности. Основная категория -

поступок. Ост: память, воля.)

43. Философия в Киево-Могилянской академии.

В 17 в на У. и в Рос. акцентируется вним. на истолкование античной и христ.

ф-ии. На протяжении 17-нач.18 веков осн. школой фил. знаний на У. была К-М

а. Она возникнувшая из Киев. братского коллегиума, созданного еще в 1632г.

прифинансовой поддержке гетмана Скоропатского. Уч. процесс здесь был

построен по образцу западноевропейских высших школ. Изучали: языки (слав.,

укр., греч., латинский, польский). Сущ. 2 учебных курса: - грамматика,

ритор., диалектика- арифм., геом., астр., муз. Фил. имела гум-скую

направленность (пытались опред. место чел. в мироздании). Идея общего

блага. Идея совести как главного различия м/у добром и злом. Чел. счастье

это его природа, оно соотв. его разуму, его честности. Хр. учение

сочеталось с признанием ест. наук. Эл-ты пантеизма. Идея постоянного

движения и изменения всех вещей в познании.

44.Филосовские идеи Ф. Прокоповича, С. Яворского и их соратников.

Прокопович выделяет три звена позн.: вегетативность (обеспечивает

жизнедеятельность и развитие) чувственное (зрение, вкус) - мышление Йосип

Кононович Горбацкий - ректор и преп. академии. Читал курс по ф-ии. В этом

курсе фил. переплелась с богословием на номиналистической основе (вещи

существуют сами по себе). Говорил о двух истинах: фил.(изучает реальные

вещи) и богословской. Стефан Яворский(1658-1722) магистр ф-ии. В работах

этих философов можно отметить отрицание религиозных догматов, идею

независимости природы и чел. от Б., вечности материи. Так, по мнению

Горбацкого, природа не рождается и не исчезает, она сущ. независимо от чел

разума. Гносиология (у обоих): познание об. мира начинается опытом, а

логика - лучший учитель нашего разума. Именно разум улучшит мир, это

произойдет когда человек "обожествит труд". Богу они оставляли роль

первотворца, перводвигателя. Семион Полоцький(1629-1680) - преп., российско-

белорусский мислитель. Его идеи: мир создан богом; существует 2 начала

(матер. - четыре стихии, изчего возникают все вещи и духовное). Природа

познаваема, а Б не позн. Соц.-полит. идеи: сильная держава с образованным

монархом. В об-ве не должно быть ни очень богатых, не очень бедных.

45. Философско-мистическое учение Г.Сковороды.

Родился в Харьк. обл. Фил., поэт, педагог. Учился в Киево-Мог. акад.

Преподавал гуманитарные дисциплины в Харьк. коллегиуме. В 70-тые г. -

странствующий нищий фил. Крестьянский просвятитель. "Сад божественных

песен", "Харьковские басни". Исходит из идеи трех миров:1.макрокосм

(Вселенная), 2.микрокосм (человек), 3.мир символов (связывает малый и

большой мир) - библия, ее образец. Последний из миров состоит из

видимого(сотворенный мир) и невидимого(Бог). О человеке. Выделяет в нем

внутр. (духовное) тело и внеш. (земное) тело. Духовная сущность человека -

борьба добра со злом. Основная проблема человеч. сущ-вания: познание

невидимого через видимое. Т.е. проблема самопознания, обнаружение

сердечного, единого человека. Состояние счастья - любовь к мудрости и сама

мудрость. Занял позицию: фил. - жизнь, жизнь - фил. Верит в бога, но не во

всем согласен с библией (конец мира, сущ. Христа). Теория неравной

равности: все мы равны перед богом, т.к. он всех нас одинаково любит, но и

неравны, т.к. мы его любим неодинаково. Методы познания: рассмотрение в

каком-либо явлении противоречивых сторон. Мир двойственным: живое-мертвое,

ложь-правда. Пантеист: Познание природы - божье познание. В об-ве вцелом,

как и в человеке, выделяет 2 стороны: Внешнюю (тленная, если она

преобладает, то об-во разрушается) и Внутренняя (разумная сущность). Кто не

замечает проявления внеш. и внутр сторон, тот не знает ничего.

Нравственности (удовлетворение трудом) противопоставляет безнравственую

мораль богатых. Будущее: устранение деления на богатых и бедных.

46.Философские идеи Канта.

До 70-х гг XVIII в - период деят-ти в области естест. наук. Отсюда и

произведения "Всеобщая естеств. история","Теория неба". Кант пытался

связать атомизм с соврем. научн. открытиями, с картиной мира того вр. Это

время - расцвет классич. механики. Вселенная - объективно сущ-щая,

познаваемая, данная чел-ку в опыте. В этот период считал, что сущ-щие в

мире вещи, данные в опыте, предст. явления постигаемые, а сущности

­непостигаемые. У Канта есть место и для Бога и для атомов. Бог сотворил

мир и продолжает творить материю, в этом смысл сущ-ния мира. Бог создал

такой мир, к-рый можно понять, предсказать. Т.о. на данном этапе Кант

пытается понять сущ-щую картину мира. Обогащает естеств. науки рядом своих

гипотез: возникн Солн. с-мы, Луны, зависим-ть приливной волны от фаз Луны,

признавал бесконечность процесса развития мира, но считал, что этот процесс

имел начало.

Работы "Критика чистого разума","Кр. практич. разума","Спос-ти суждения".

Гл. в знании - логика, принципами кот. руководствуемся при познании.

Реальность была всегда, но идея может изменить реальность, т.е. разум

первичен по отн. к реальности. Наше познание опирается на силу разума, но

включает и веру. Познание немыслимо без веры, без веры в истинность,

правильность аксиом. Применяет диалектику, в частности в учении об

антиномиях (противоречиях): напр. Бог сущ-ет и не сущ-ет; есть причин-ость

и нет причинности. Этика: "Кр.практ. разума". На личность смотрит как на

самоцель (ч-к живет для выполнения своей цели). Моральный закон м.б. только

формальным, если его пытаются навязать всем. Каждый индивид ставит перед

собой задачи, сам распоряж. как себя вести. В основе всей этики лежит

понятие долга. Сторонник принципа "око за око". Эстетика: "Кр.способности

суждений". Понятие прекрасного. Оно нам нравится независ. от наших занятий.

Общество: Верховная власть народа (народный суверинитет), но он стоит за

верховную власть монарха, лишь бы он явл. нравств. чистым, цельным чел-ком.

47. Кант об антиномиях познания познания. !!!Агностицизм Канта.

Антиномия (противоречие в законе) - противоречие м-ду двумя сужден., кажд.

из кот. явл. в равн. степ. обоснованным. Фил. смысл понят. антиномия

преобрет у Канта: ант. необходимо возник. в человеч. разуме при попытке

осмыслить мир как единое целое. По Канту неизбежн. противореч. рожд. в

нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного, бесконечного,

приложимое только к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта,

где где присутствует только приходящее, конечное и обусловленное

(антитезис). Кант сформулировал 4 антиномии, которые касаются

фундаментальных фил. проблем.

1. Мир имеет начало во времени и ограничен в пр-ве. - Мир не имеет… и

бесконечен в пр-ве.

2. Всякая сложная субстанция состоин из простых частей. - Ни одна ваещь не

состоит из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого.

3. Причинность по законам природы недостаночна для объяснения всех явлений.

Существ. спонтанная причинность. - Нет никакой свободы, все совершается в

мире по зак-нам природы.

4. К миру принадлежит безусловно необходимая сущность как его причина .-

Нет никакой абсолютно необходимой сущности, ни в мире ни вне мира - как его

причины.

Деалект. противоречия, возник. в челов. разуме - естеств. и неизбежная

иллюзия, проистекающая из его субьъективного, сверхопытного понимания.

Обнаружение и разрешение антиномий есть один из механизмов решения

диалект. противоречий познав. процесса.

48.Гегель о философии, диалектики и катигориях познания.

Философия: трансцендентную (изуч. субъект); натурфилософ. (изуч. философ)

Г. разраб. диалектич. метод и противопоставил его логике Аристотеля. Стоял

за единство логики, гнос-гии и диалек-ки. Осн. закон его фил-и: закон

противоречий. Бытие - ничто и нечто. Общее и единичное. Тезис - антитезис.

Бессмысленно познавать что-либо, кроме противоречий, ибо они есть источник

развития. Оперирует 4 категориями: тождества, различия, противоположность,

противоречие. Тождественность вещи самой себе - только видимость (допуще-

ие), при более глубоком рассмотрении это тождество ведет к появлению

различия в самом себе. Внутри вещи происходит процесс раздвоения единого на

противоп-ти. Осознание против-тей приводят к противоречию, разрешение

противоречия ведет к появлению нечто нового, кот. проходит те же стадии. В

отличие от Маркс. диалектики, против-ти Гегеля примеряются в синтезе, а у

Маркса - должны разрешаться. Вся его фил-я предст. тоже противоп-ть:

системы объект. идеаизма и диалектич. метода. Потому что метод предполаг.

развитие, а с-ма признает завершенность: все сводится к абс. идее. Закон

единства и б-бы против-тей: у Гегеля есть и понятие тождества, и различие,

противоп-ти и противоречия.

49. Философскаяская система Гегеля.

Дал философии язык науки - определенность и конкретность понятий. Философия

Г. – система объект. идеализма. Исходит из трех элементов: логическая

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.