Шпора по философии
Шпора по философии
01. Философия 20 в. Экзистенциальная философия.
Экзистенциализм - Философия существования. Иррационалистическая фил.
Наиболее крупные представители: М. Хейдеггер, К Ясперс, Г.Марсель,
Ж.П.Сартр, А.Камю, Н.Аббаньяно.
В Герм э. стал складываться после 1 мир войны (обстановка озлобления и
уныния) Нов волна - Франция времен окупации и после 2 мир войны.
Э. поставили вопос о смысле жизни, о судьбе чел, о выборе и личной
ответственности.
Исходный пункт фил. Э. - изолированный, одинокий индивид, все интересы
которого сосредоточены на нем же самом, на его собственном ненадежном и
бренном существовании. Экзистенциальные проблемы - это такие пробл, которые
возникают из самого факта сущ человека. Для Э имеет значение только его
собственное сущ и его движение к небытию.
Э объявл предметом ф. - бытие. “Современная фил, как и в прошлые времена
занята бытием”- (Сартр). Они утверждают, что понятие бытия явл
неопределимым., и что никакой лог анализ его невозможен. Поэтому ф. не м.б.
наукой о бытии и должна искать иных, ненаучных, иррациональных путей для
проникновения в него.
Хотя бытие вещей соверш непонятно, но есть 1 вид бытия отлично нам
знакомый - это наше собственное бытие. Здесь то и открывается доступ к
бытию как таковому, он идет через наше существование. Но это сущ. нечто
внутреннее и невыразимое в понятиях: “сущ есть то, что никогда ен
становится объектом”, ибо мы никогда не можем взглянуть на себя со стороны.
Э - это фил, единственный предмет кот - человеческое сущ-е, точнее
преживание сущ-я. Среди всех способов бытия существования Э ищут такой, в
кот сущ раскрылось бы наиболее полно - это страх. Страх - это исходное
переживание, лежащее в основе всего сущ-я. В кончном счете это страх перед
смертью.
Для Сартра все вещи, кроме человека есть”бытие в себе”, а чел. сущ. есть
“бытие для себя” или ничто. Поскольку всякое бытие возн из бытия и не может
превр в ничто, то длф чел сущ-я, понимаемого как переживание, не может
найтись такого быытия, из кот оно могло бы возникнуть и куда уйти. Значит
бытие чел есть ничто. Осознавая свое ничожество чел испытывает страх
“человек есть его страх”.
Ясперс полагает, что чел сущ раскрывается лишь в “пограничных ситуации” -
страдание, борьба, смерть.
Свобода. Челов сам свободно выбирает свою сущность, он становится тем,
кем он себя сделает. Чел - это постоянная возможность, замысел , проект.
Он свободно выбирает себя и несет полную ответственность за свой выбор.
Свобода составляет само чел. существование, чел и есть свобода.
Однако своб понимается ими как нечто неизъяснимое, не поддающеся выраж в
понятиях, иррациональное. Своб они мыслят как своб вне общества. Это внутр
состояние, настроенность, переживание индивида. Свобода противопоставляется
необходимости. Такая свобода, противопост необходимости и отрешенная от
общества, - есть пустой формальный принцип. Свобода - это свобода выбора
отношения к окруж действительности. Раб может быть свободным,
соответственно самоопределяя отношение к своему бытию. Свобода становится
неотвратимым роком. “Человек осужден быть свободным” свобода есть
мучительная необходимость.
Характ чертой чел сущ является то, что он не сам выбирает условия своего
сущ, он заброшен в мир и подвластен судьбе. От человека не зависит время
его рождения и смерти. Это приводит их к мысли, что помимо чел сущ-я сущ
потусторонняя реальность, кот понимается как способ сущ чел, состоящий в
озабоченности чел, направленной куда-то вне его. Вн мир представляет среду,
мир заботы чел, окружающий чел сущ-е и находящийся в неразрывной связи с
ним. Пространство и время есть способы чел сущ-я. Время - это переживание
сущ-ем своей ограниченности, временности. Представл о времени до моего
рождения и после смерти - произвольная экстраполяция. Говорить о том, что
будет после моей смерти бессмыслено.
Личность и общество Общество - всеобщая безличная сила, подавляющая и
разруш индивидуальность, отнимающая у чел его бытие., навязыв личности
трафаретные вкусы, нравы,взгляды... Человек, преследуемый страхом смерти,
ищет прибежища в обществе. Растворяясь в нем он утешает себя тем, что люди
смертны. Но жизнь в обществе не истинна. В глубине чел скрыто истинное,
одинокое сущ-е. Каждый умирает в одиночку.
2. Закон отрицания отрицания.
"Отрицание" как реальный аналог логического, мысленного отрицания
(антитезиса) при этом было истолковано как непременный момент, многократно
повторяющийся в любом процессе, где имеет место смена фаз, периодов,
этапов изменения того или иного объекта.
В отличие от метафизически толкуемого "отрицания", подчеркивающего
разрыв, противоположность черт предыдущего и последующего этапов изменений,
диалектическое "отрицание" предполагает связь, переход от одного этапа к
другому. Диалектическое "отрицание" включает в себя триединый процесс:
деструкции (разрушения, преодоления, изживания) прежнего,
комуляции (его частичного сохранения, преемственности,
трансляции) и
конструкции (формирования, созидания нового).
Первый момент - преодоление пройденного, его "сбрасывание" изживание
- обеспечивает необходимую почву для следующей фазы данного процесса. Но
сама по себе деструкция, возобладай она, отбрасывала бы процесс вспять,
разрушала бы предпосылки продвижения к последующим фазам. Нормальное
продолжение процесса, его связь, единство, целостность обеспечиваются
вторым моментом - сохраняемостью, преемственностью. Без этого условия
процесс всякий раз возвращался бы к исходной точке, а потому в целом
напоминал бы некое "топтание на месте", а то и вообще становился бы
невозможным. Нарастание процесса движение его к новым фазам требует также
третьего момента- новаций (формирование качественно новых связей, функций,
черт).
Реальным аналогом "отрицания отрицания" и в природе, и в обществе
служат, в частности, "спиралевидные" процессы, сочетающие в себе
цикличность, относительную повторяемость и поступательность.
Закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию
развития материального мира.
Термин "отрицание" в философию ввел Гегель, но он вкладывал в него
идеалистический смысл. С его точки зрения, в основе отрицания лежит
развитие идеи, мысли.
Маркс и Энгельс, сохранив термин "отрицание", истолковали его
материалистически. Они показали, что отрицание представляет собой
неотъемлемый момент развития самой материальной действительности.
Отрицание присуще и развитию познания, науки. Каждая новая, более
совершенная научная теория преодолевает старую, менее совершенную.
Отрицание не есть нечто привнесенное в предмет или явление извне.
Оно результат его собственного, внутреннего развития. Предметы и явления,
как мы уже знаем, противоречивы и, развиваясь на основе внутренних
противоположностей, сами создают условия для собственного уничтожения,
для перехода в новое, высшее качество. Отрицание и есть преодоление
старого на основе внутренних противоречий, результат саморазвития,
самодвижения предметов и явлений.
Диалектическое понимание отрицания исходит из того, что новое не
уничтожает старое начисто, а сохраняет все то лучшее, что в нем имелось. И
не только сохраняет, но и перерабатывает, поднимает на новую, более
высокую ступень.
03. Философия Канта.
Иммануил Кант родился в 1724г в Кениксберге. Здесь же учился, стал
ректором университета , писал свои труды и умер в 1804. Он был не только
фил, но также крупным ученым в обл естествознания. Преподавал.
Фил развитие К. делится на 2 периода. В перв. период (до нач. 70-х гг)
пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы, религии, этики, логики
исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и обоснована как
умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический) пытается строго отделить явления от вещей в
себе. Последние не могут быть даны в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн.
лишь явления или тот способ, кот. эти вещи в себе действуют на нас. Это
учение - агностицизм. Кант называл его “критикой разума”. Это учение
ограничивает разум, поскольку оно отказывает ему в познании сущности вещей.
Развивая эту критику Кант пытался 1. выяснить источники различного вида
знаний - научного и философского 2. выяснить на чем основывается
достоверность знаний. 3. исследовать формы и категории научного мышления...
Познание начинается с того, что “вещи в себе” возд. на наши органы чувств
и вызыв ощущения. Это конечно материализм. Но дальше К. - идеалист.
Идеализм состоит в убеждении, что ни ощущунеи нашей чувственности, ни
понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут дать нам
теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это
математика и естествознание. Истины этих наук всеобщие и необходимые. Но
это не есть знание о ввс, а только о свойствах вещ. к кот. приложимы формы
нашего сознания: ощущ, понятия. Ввс принципиально непознаваемы.
Учение о знании. Опирается на теорию суждения. Знание всегда выраж в
форме суждения, в кот мыслится всязь между двумя понятияим - субъектами и
предикатами суждения. Сущ 2 вида этой связи. В одних суждениях предикат не
дает нового знания о предм сравнительно с тем знанием, кот уже мыслится в
субъекте. Это аналитические суждения. Пример: все тела имеют протяжения
(предикат - имеют прот)
Если предикат не выводится из субъекта, а соединяется с суб., то это
синтетические суждения. Пр: некоторые тела тяжелы. Есть 2 класса синт
суждений. 1. связь предиката с с. мыслится потому, что обнаруживается в
опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не может основ на
опыте. Она мыслится как связь, предшеств опыту и независящ от него -
априорные суждения.( все, что случается имеет причину). Апр. суждениям К.
придает б. значение. Вопрос о априорн. синт суждениях он ставит в след
форме: 1. как возм такие суждения в матем 2.как возм они в теорет
естествознании 3.возможны ли они в метафизике. Решение этих вопр. он
связывает с исследов. 3 основных способностей познания: чувственности,
рассудка, разума.
Чувственное познание. Вопрос о возм апр. синт суждений в матем К рассм в
учении о формах чувственного познания.. По К эл-ты матем знания - не
понятия, а наглядные представления. В сужд. матем синтез субъекта с предик
основывается либо на чувств созерцании пространства, либо времени.
Пространство - априорная форма внешнего чувств созерцания (время -
внутреннего), что и придает созерц. простр. их безусловную всеобщность и
необходимость.
Т.о. у К простр и время перестают быть формами сущ вещей. Они становятся
априорными формами нашей чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт сужд в теорет
естествознании явл категории. Это независимые от поставляемого опытом
содержания понятия рассудка, под кот рассудок подводит всякое содерж,
получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а понятия рассудка. Это
только формы, под кот рассудок подводит доставляемый чувственностью
материал. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают знания.
Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты. Знание есть синтез
ощущ с понятиями. Возникает вопрос: каким обр разнообразие чувств
созерцаний превр посредством априорных форм в единство? Условием такого
единства состоит в единстве самосознания.
На этих основах разработал ответ на вопрос о возможности теорет
естествознания. В основе всех сужд естеств наук лежат общие и необходимые
законы. Научным знанием предм и явления наук могут быть при условии, если
рассудок мыслит предметы и явл как подчиненные 3 законам: 1 сохранения
субстанции 2.причинности и 3.взаимодействия субстанций. Эти зак.
принадлежат не самой природе а только нашему разуму. Наше сознание само
строит предмет не в том смысле, что оно порождает его или дает ему бытие, а
в том, что оно придает познаваемому предм ту форму, под кот он только и
может познаваться - форму всеобщего и необход знания. Т.е. не формы нашего
ума сообразуются с вещ прир, а напротив, вещи прир - с формами ума.
Отсюда вывод , что вещи сами по себе непознаваемы. Ни формы
чувственности, ни категории рассудка, ни эти 3 закона не составл
определения самих вещей в себе. Природа как предмет всеобщего и необх
знания строится самим сознанием.
Этика. Противоречие необходимости и свободы - не настоящее: чел поступает
необходимо в одном отношении и свободно в другом. Необходимо, так как чел
есть явление среди др явл прир и в этом отнош подчинен необходимости. Но
чел также и нравственное сущ, субъект нравственного сознания. Как нравств
сущ чел принадлежит к миру умопостигаемых ввс. И в этом качестве он
свободен. Нравств. закон К понимает как безусловное предписание или
“категорический императив.”
З-н этот требует, чобы каждый поступал так, чтобы правило его личного
поведения могло стать прав для всех. Поступок м.б. моральным только если он
соверш из уважеия к нравст з-ну.
К стремился ослабить зависимость этики от веры. Он утверждает, что не
нравственность основана на религии, а наоборот. Опыт показ, что между мор
или амор поведением чел и его счастьем не сущ необходимого соответствия.
Противоречие междумор повед чел и результатом этого поведения в эмпир жизни
не мирится с нашим нравственным сознанием, кот требует справедливого
соответствия. Не находя его в мире явлеий, нр сознание вынуждено верить,
будто соотв осущ в мире “умопостигаемом”. Сущ понятий как свобода,
бессмертие и бог объясн по К. верой в “умопостиг” мир. Их бытие не есть
истина, доказуемая теоретически, но есть необх постулат или требование
“практического разума”.
04. Философия 17 в. (Бекон и Декарт)
Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом
интереса мыслетелей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В
тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание,
соединив эксперимент и размышления как основу теоритического метода. В
17 веке интерес ф. Был направлен на вопросы познания - Ф.Бекон
развивал учение о индукции, Декарт понятие метода в Ф. На первом плане
проблемы гносиологии. Два основных направления ф.: Эмпиризм - направление
в теории познания к-ое признает чувственный опыт как единственный
источник знаний. а) идеалистич. (Беркин, Юм) Э. опыт совокупность
ощущений и представлений, величина мира = величине опыта. б)
материалистический (Бекон, Гобсс) - источник чувственного опыта сущ.
внешний мир. 2. Рационализм (лат. разумный) выдвигает на первый план
логическое основание науки, признает разум источником познания и
критерием его истинности. Френсис Бекон - развивал учения о индукции.
Неполные индукция - исключ. логического док-ва до получения
противоречия. "Знание сила". Заслуги: 1) восстановил матер. традицию в
европейской Ф. 2) предложил новое понимание материи - совокупность
частиц 3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут
материи" Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея
естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя
= протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный
телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог
сущность, к-ая явл. причиной всего сущего и не более того. Главная
задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет
истинного знания при двух усл. 1) знание естественной очевидности_2)
знание подчинено единому универсальному методу познания. Б. Спиноза
развил матер-ую сторону учения Декарта противопоставив дуализму
материалистический монизм - ф-ое воззрение, согласно к-му все многообразие
мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в
платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического х-ра.
Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов
бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в
непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.
05. Система и метод философии Гегеля.
Высшим достижением немецкой классической философии являлась диалектика
Гегеля (1770-1831). великая заслуга которого состоит в том, что он впервые
представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса,
т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и
сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития...
значение философии Гегеля заключалось в том, что в ней в систематической
форме было изложено диалектическое миропонимание и соответствующий ему
диалектический метод исследования. Гегель разрабатывал диалектику как
философскую науку, обобщающую всю историю познания и исследующую наиболее
общие закономерности развития объективной действительности. В особенности
же Гегель стремился исследовать и всесторонне обосновать важнейшие принципы
диалектического способа мышления, в корне противоположного метафизике.
Подвергнув глубокой и основательной критике метафизический метод, Гегель
сформулировал, правда в идеалистической форме, законы и категории
диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без чего
объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера. Три закона
диалектики (суть истории развития). 1. Закон перехода количественных
отношений в качественные (при изменении количественных отношений после
определенной стадии происходит изменение качества из-за неразрушения меры).
2. Закон направления развития (отрицание отрицания). Голое отрицание -
нечто идущее после данного объекта, полностью его уничтожающее.
Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от первого объекта -
воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода - лед. Смолотить
зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое отрицание.
Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Причина развития - единство и борьба противоположностей. Это
присуще духу. Изначально тождество, но потенциально таит различие.
Тождество - различие - противоположность. Противоположности
взаимодействуют, то есть борются. Борьба ведет к трем исходам: взаимное
уничтожение, иллюминация одной из сторон или компромисс.
Исходя из диалектического положения о единстве сущности и явления, Гегель
отверг кантовское учение о непознаваемости "вещи в себе"; в природе вещей
нет никаких непреодолимых преград для познания. “Все что разумно -
действительно, а все что действительно – разумно”. Абсолютный идеализм
Гегеля заключается в выносе всей причины вовне. Существуют три стадии
развития абсолюта: 1. субъективный дух (уровень индивида), 2. объективный
дух, 3. абсолютный дух. Абсолют является в этих трех ипостасях.
Страницы: 1, 2, 3
|