Шпаргалки по философии. История философии
миру
вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-
кат
имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,
заповедь.
Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.
Чел не
д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.
Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.
Суб
идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-
окруж
мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-
теоретич
(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-
Я-про-
дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.
Интеллект со-
зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич
разум
подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов
созн-
Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.
3)Свобода
(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,
Юм,
Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир
(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но
есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:
Кант-
опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв
зна-
ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).
Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге
геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,
пытался
раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к
диалектич
мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки
единства
чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-
ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-
царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение
общих,
диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и
борьбы
противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе
истории,
з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт
ее
развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр
тел
нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на
опыте.
Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима
без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.
Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал
и
мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт
чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал
отраж
объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-
диал
процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина
непости-
жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это
воз-но.
Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы
отличить
истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-
ти.
Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время
она
субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв
знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире
вообще?
Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,
кот
приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит
истин,
этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании
содержится
момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-
прак-
тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой
м
претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.
Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним
ист.
Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв
отнош-
идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда),
самоот-
чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-
произ-
водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина,
беда-
госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-
ка:
чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс
опред из
жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив
ми-
ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя
про-
явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он
живет.
Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ
силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр
сил
(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше,
чем
разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.
Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-
откуда,
куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не
смотрел
на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р
лидера. З-ны
истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-
они
естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить
фазу
своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и
надстрой-
ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.
Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик
рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о
роли
личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории,
"тол-
па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс
наука. Отд
личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ
направл.
Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва-
развит
произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ-
ти дея-
телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть.
Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После
пораж
рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в
естествозн,
ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи.
Ленин-
исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и
формы
матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект
реальность,
сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли
объект истина
(незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс-
но, или толь-
ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике.
Практи-
ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект
единство абс
и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в
кот
отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн,
классич
воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от
сознан
чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм.
Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от
рели-
гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист
античнос-
ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из
атомов,
изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты,
взаимн связь
жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в
корпуск.
Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани
между
ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей.
Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета
крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"-
зав-ть
дух жизни чел от тела, смерть тела(смерть души. Чел-верхн ступень эволюции,
творч
хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во,
кот бес-
смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств
опыту,
мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в
жизни-
стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти,
чел-к
обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно.
Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но
отриц-
разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во
исходит от
Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может
исполнить
свое предназнач, нбх принять нек релин истины как априорн. Основа фил-фии-
пер-
вичн факты, кот не мб доказаны, явл предметов веры, вера дб в ф-фии.
Онтология:
основа мира-великоеВСЕ, объект-но, не зав от чел, сущ в формах физич и дух
мира.
все многообраз мира едино, подчин всеобщ з-нам. Физич мир соотв ньютон идеи
"изнач толчка". Чаад опир на античн атомизм. Гносеолог: познающ разум
подчин
з-нам мира, инструм познан-рассужд, интуиция, использ это чел подчин з-ну и
познан приходит на высоч ступень, с пом познан природы, чел м предвидеть
явл-я.
Познан дух мира вытек из позн матер мира, но ср-ва познан разные. Движ чел
духа-
отражен действ Бога на мир(его з-ны непознаваемы такими ср-вами.
Антрополог:
(конц родов сущн-ти)чел-к не инд-ть, тк наша духовн-ть унаследована, мысль
чел-ка-
мысль рода чел-го, общение с людьми, челов культ, сущность чел реализ в
сообщ-ве
с конкр людьми в рамках нац культуры, ( к нации, патриотизм-норм сущ-е чел
чувств.
Историософия: истор событ, ум отд чел-божеств провидение-нравств з-н(высш).
Ист-
фия ответить сущ ли общ з-ны развит чел сообщ-в? Ф-фия д пройти принц
единства
истор чел-ва, ее всеобщ з-н, связ со свободой(подчин нбх-ти). Христ-
во:единение чел-
ва под эгидой христ-ва, предпочт католицизму(правосл не отм креп право),
протест
против монарх, кот опир на правосл(только кат-во-носитель христ начала. Рос-
не (
ни к Западу, ни к Вост. "Апология сумасш-го"-не м людить родину с закр
глазами
Западники: круж Станкев, Герцен, Грановск, Огарев, Боткин, Кавелин,
Белинс(связь),
Тург. Европ ориент мысли, перевод Рос на европ путь(лит-крит статьи,
беседы, дис-
кусс). Радик крыло(Белин, Герцен, Ог), ост-либер.
Славяноф:Аксаков, Киреевс, Хомяков. Особ путь Рос, самобытн русск истор,
само-
дост русск культ, выраж в монархии. Аксаков: понят "гос-во" и "страна"
противоп,
"Страна" в нар поним-община, следуя христ, гос-во-опир на внеш з-ны, извлек
пользу от принужд-я. Русск истор-житие святых. Киреевский: Запад-гос-во
возн
в рез-те насилия, в Рос-ест развит нац жизни, Зап-общ-во разд на классы,
Рос-
единодушие, "Рус правда". Не вытеснять европ просвещ, дать ему высш смысл.
Хомяков:Принц нац бытия: пр соборности(община-любовь к Богу, "сход"-едино-
душн решен, справедл-соотв обычаю), славянам чужда воинст-ть и арист-зм.
Евр-
не воплот христ-во, вследств преоблад знания и рассуд-ти, но и Рос не осущ
его
(оно развив медленно, Рос мало вниман уделяла разраб логич знания, кот нбх
сочетать сос верхлогич). Этика: религ хар-р, чел волен выбирать между люб к
Богу и себялюбием, греховен от природы, Бог указ путь, буди в чел сознание
своей вины. Глава церкви-Христос, церк-одна носит-ца ист веры, нбх единство
всех верующ(гл принц церкви-соборность(ед-во верующ). Рос д стать центром
мир цивилиз, путь-христ-во.
Соловьев:метафизика всеединства, софиология(Флоренск, Франк, Карсавин, Бул-
гаков), пытался объед ф-фию, науку, религию, созд "своб теософию",
религ(объед
всех христ конфессий), но не теология, религ ставил на службу ф-фии,
попытка
включить в религ нов достиж естествзн, истор, ф-фии, синтез религ и науки.
Ф-фия м критич оценивать действ-ть с тз абс идеала(должное сост сущего),
"практич ф-фия". Объект идеал, пантеизм. Идея всеединства(от славянф ид
собор-
ности), осн категория-сущее(сверхсущее, Абсолют, Бог). Сущее-дух сущ-во,
Sволи.
Абсол-единое, не распад-Ничто, с др стороны-в Абс заключ все многообраз
мира
(положит, а не отриц ничто. Абс раздваив на 1, 2. 1(полюс)-совок идей,
сущностей,
кот сущ/ кот возникнут(подлинно Сущее), 2-становящ Сущее-при, чел-к, общ-
во.
1-Единое, Логос, 2-"потенция бытия"-София. В Логосе воплощ божеств
замысел.
София-посредник между Богом и реальн миров, невеста и жена, премудрость Бо-
жия, начало, особ энергия. Сначала Соф раздваив Абс на 2 полюса, эманация
ато-
мов, ать-ть Соф+пульсац атомов=реальн мир, при, общ-во. Став реальн,
предметы
отторгаются от Абс. Причина зла(отпадения мира от Бога)-принц
индивидуализац-
стремлен кажд сущ-ва к обособл сущ-нию. Соф-объедин начало-хаос(после оттор-
жения) преобраз в космос(Боговоплощение). Сотворен мир-искаженное сост
Бога.
Сол не раздел Творца и творение(идеал сущности проявл в бытии). В ходе
эмана-
ции сущностей(среди них-чел-к) появл историч реальн чел-к. Мир(Божье
творен)
не идеален, еще предстоит этап обожения, если чел-во преобраз в нравств сущ-
во-
Богочел-во, мб сотворено Царство Божие. Панморализм(от людей зав-ит то, что
будет на Земле, гл-не допустить ада на Земле). Развитие: мир развив, тк в
его осно-
ве лежит божеств замысел, без творч деят-ти чел-ка развит невозможно. Мир
сост
из инд-тей, гилозоист(идеи, ат-живые сущ-ва). Ср-ва противостояния распаду
мира:
принц всеединства и больш роли человеч творч-ву. Истинный прогресс
предполаг
акт деят-ть личностей. Страмление к единству(природн) д осущ-ва с пом чел-
ка.
Сущее станет Вселенским орг-мом-единст Бога, чел-ка, косомса, общ-ва.
Система
категорий:гл-сущее, бытие, сущность, они развертыв-ся в 12 др-благо,
истина, кра-
сота. Люди м соверш-ть мир в соотв с принц единства ист, добра, красоты. Т
позн:
гносеол оптимист, идея цельного знания(славянф). Познан осущ 3 путями:
эмпирич
(научн-постиг-ся мир явлений), разумн(мышление), мистич(абсолютное). Данные
опыта и размышл-я могут синтезир-ся(способст-ет интелл-религ интуиц).
Знание-
живое, общение с бытием, единство теории и практики. Чел-к:без чел нет деят-
ти
Бога(чел сомогущ Богу. Чел божеств(идея чел, в Абсол), чел матер(первоб сущ-
во),
чел духовн(ег жизнь сост в согласов-ии прир и божест начала). Чел способен
прийти
от прир сущ-ва к дух, но возм-но и обратное)
Бердяев: "верующ вольнодумец". "Смысл творч-ва", "Смысл истории".
Бытие(реаль-
но не сущ, открыв через S, а не через объект-смысл, кот придает ему S),
существова-
ние(облад духи, твор-ся идеальн ценности). Цель ф-фии-улавливание смысла
дейст-
ти. Из бездны Бог порожд и реализ самого себя. Бог-творец и S. Бог-не
религ, высш
дух, личность, он сотворил чел и мир, но они сразу отпали от него. 2 мира:1-
мир
духов,свободы, 2-мир природы, нбх-ти. Бог всегда в свободе, в личности. Дух-
лич-
ность, выше по отнош к природе(не мб им порожден. Духи-S порожд объекты(бы-
тие), объект зав от смысла, ко его надел S. Матер мир-знаки событий,
происход в
дух мире. Суб идеализм. Объективация-отчуждение-зло мира, в объектах дух
иска-
жен, образ мира объектов-источн несчастий чел-ка. Отпадение от Бога-
падшесть
мира и чел-ка, но и в этом сост чел способен творить. Бог рожд в чел-ке(зов
к выс-
шему), а чел-в Боге. Осн фил проблема-богочеловечность. Чел (2 мирам:дух и
матер, в нем борятся Бог и мир.. Чел индивид(биол сущ-во) и личность(центр
твор-
ческ энергии). Чел-центр место в прир, микроскоп, самостоят-н, преодолев
свою
огранич-ть и устремл к высшему. Инд-ть, чел личность. Ср-ва чел
жизни(техника)
станов целью, люди забыв о смысле жизни, общ истор превращ чел в орудие,
лич-
ность противостоит общ-ву. Спасение чел-ва, чел творчество. Негат рассм
социал
эксперимент(нов форма угнетения). Приветств рев-ция духа, победит богочел.
Конец истории. Персоналистич соц-зм-примат личности над общ-вом,
соборность.
Соц и дух освоб чел,с амоценность кажд личности, богоподобие кажд чел-ка.
Русск космизм: мир как космос(причастность чел к космосу). Космизм еще в ан-
тичн ф-фии, во 2 пол 19в-сплав ф-фии, мифа, науки. 3 теч в русск космизме:
естественнонауч(Умов, Верн, Циол, Чижев), религ-фило(Федоров, Сол, Берд,
Булг),
поэтич-худож(Левшин, Одоевский). Проблемы косм:связь чел сознания и
космоса,
место разума во Всел, множ-ть разумн миров), Основат-Федоров. "Ф-фия общего
дела"-истоки чел бытия-в космосе, порывать с корнями нельзя. Чел-не дар
рожд,
родовое сущ-во, чтбы выполнить свой долг, д осознавать, что он-сын человеч-
ий.
Родов солидарн-ть людей. Чел-вершина эволюц, но смертен. Апокалипсис-весть
не о смерти, а о спасении, Благовест. Устранив смерть во Вселен, чел
победит зло.
Частая смена покол непозвол чел освоить опыт предков. Чел д начать восхожд
к
высш природе, стать спасит мира и себя. Идея ативн эволюц-действие чел на
мир:
внутр регуляц(себя), внеш(прир процессы). Распр власти чел над Земл, Сол,
Всел.
Преобраз Земли, измен климата(З-космич корабль, воскресение мертвых(победа
над простр-вом и временем). Внесен в прир воли и разума, органич прогресс(в
самой природе). Эволюц з-н восхожд-я духа, д/чел-обрет нов способа питания
(автотрофн), появл нов органов(возм-ть бескон перемещен. Воскрешение всех
погибших, спасение всех. Самовоскреш чел, ради жизни на Земле, на др
планетах
Вернадский: принц Дана: направл эволюции("цефализация")-усоверш нервн сист,
гол мозга(в эволюц заложена программа, у чел есть энергия, связ с разумом.
Идея ноосферы(разума). ? о бесконечн продлении жизни во Всел, чел-ву нбх
осво-
бодиться от зверских качеств, истощ-ие биосф. Автотроф-ть-путь к бессмертию
Циолковский: рассел чел в космосе, предпосылки ракетостроен. За жизнью в
этой форме стоит сверх жизнь. "Космич" ф-фия панпсихизма(буддизм)-одушевл
Всел, бессмертие атомов, переселяющ в разн орг-мы. Антропоэкокосмизм-космос
и социкм д развив взаимно.
Позитивизм: разраб методолог научн познания, призыв к ф-фам отказ от
метафиз
абстракц, обратиться к исслед позитивн знания. Сущ некая реаль-сть, кот
дана чел-
ку. 30-40гг 19в(Франц-Огюст Конт, Спенсер, Милль, Лавров). Конт-
продолжатель
Просвещ.-з-н о 3 последоват стадиях интеллект эволюции чел-ка:1)Теолог(все
явл-
я объясн на основе религ представл), 2)Метафизич(замена сверхъестеств
факторов
в объяснен природы причинами, сущностями. Критич задача: разрушает прежнее,
подгот 3 стадию-Позитивная(научн)-критика ненаучн знания, против
метафиз(Ар)
Нбх отказ-ся от метафизики, тк она не приспособил к научн знаниям, наука не
нуж-
дается в ф-фии, д опир сама на себя. 2 преобраз:1)В сфере науки-отказ от
метафиз
(претензии науки на раскрыт причин явлений, проникн в их сущность), наука
лишь
описыв явления, не объясн их(отказ науки от причин-ти-у Конта нет таких
крайн
выводов(противор в позит-ме). Конт не отказ от ф-фии, "нов ф-фия" д разраб
нов методолог, сист научн знаний, д ориентир на отд науки. Кван физ
побвинула
ньютон, разрушила прежн картину мира. Под ? оказ эмпирич матод(зав-ть от
орг
чувств, от приборов). Развит др наук(ф-фии остается ? о природе познания, о
со-
отнош S и объекта. 2)Эмпириокритицизм:борьба с засильем метафиз, осн задача
ф-фии не в построен сис знаний, а в созд теории научного знания(возврат к
суб ид
Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб
преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т
познан,
тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не
со-
держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии-
логич
анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на
соотв
их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс-
казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть.
Молекуляр
высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с
фил
построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм-
но
так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в
прин0
ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки
стрктура-
лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных.
Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит
тео-
рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в
целом,
научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки
не
верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн
от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч-
ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука
как
соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос-
тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка
ступень
научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис-
ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит
науки-
скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн
наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера)
и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед
прог-
рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда,
когда
ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов).
Фейерабент:
принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории,
несовместим
с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не
подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить
ее
от гос-ва, представить свои права.
Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л
предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него
ожидать,
эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават
процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"-
все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания,
нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что
полезно.
Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя
ощу-
щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по-
лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ
ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр
неуверенность),
он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия,
идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха.
Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме-
невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир
ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я
гу-
манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл
культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд
памятники
культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств
способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер:
проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог,
связ
Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом
се-
бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел
д
противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь
мир(язык.
Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в
диалоге.
Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а
каков
этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч
пони-
мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред-
рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог-
раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но
понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго-
вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор
возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать
жизнь,
нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори-
зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт-
ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык
не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в
общ-
ве-рез-т патологии языка.
Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв-
ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси-
хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка,
описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат,
сознат(инту-
иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу-
бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат-
го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть,
посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш
сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе
прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн
влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос,
"инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль-
тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я").
Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси-
хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от
др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах
в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор
между
культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим-
волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи-
основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда
проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе
кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн-
личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/
подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про-
явл в религ, мифах.
Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел
органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди
других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич-
ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост
страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности:
1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1)
услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж-
да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го,
все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва
Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз.
между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.
"ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы-
тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром.
Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!",
противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив
бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение
только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как
личность.
Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ-
нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост
попад
чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл
момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц:
Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не
на
сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как
личность,
выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел-
ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен
всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми,
от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр
условиях).
Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои
действия.
Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео-
том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность,
существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много-
образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает
как
объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин-
ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка,
в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не
облад
свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст-
ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво-
рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ,
чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн
гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ
конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о
смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как
связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей,
атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори-
ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во
не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ-
ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка.
Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва,
больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от
гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к
включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его
персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка-
контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности).
Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот
на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен-
ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат-
ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во).
Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз-
нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при-
вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.
Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг
и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд
жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство
этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не
опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят-
ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира.
Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран
идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух-
сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все-
ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.
Страницы: 1, 2, 3
|