рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии. История философии

миру

вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-

кат

имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,

заповедь.

Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.

Чел не

д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.

Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.

Суб

идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-

окруж

мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-

теоретич

(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-

Я-про-

дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.

Интеллект со-

зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич

разум

подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов

созн-

Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.

3)Свобода

(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,

Юм,

Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир

(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но

есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:

Кант-

опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв

зна-

ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).

Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге

геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,

пытался

раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к

диалектич

мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки

единства

чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-

ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-

царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение

общих,

диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и

борьбы

противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе

истории,

з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт

ее

развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр

тел

нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на

опыте.

Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима

без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.

Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал

и

мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт

чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал

отраж

объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-

диал

процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина

непости-

жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это

воз-но.

Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы

отличить

истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-

ти.

Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время

она

субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв

знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире

вообще?

Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,

кот

приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит

истин,

этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании

содержится

момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-

прак-

тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой

м

претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.

Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним

ист.

Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв

отнош-

идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда),

самоот-

чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-

произ-

водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина,

беда-

госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-

ка:

чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс

опред из

жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив

ми-

ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя

про-

явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он

живет.

Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ

силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр

сил

(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше,

чем

разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.

Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-

откуда,

куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не

смотрел

на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р

лидера. З-ны

истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-

они

естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить

фазу

своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и

надстрой-

ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.

Плеханов:"Освобожд труда", труды "О матер поним истор". Фил марксизма-велик

рев-ция, единство и цельность мат ф-фии, метод- душа ф-фии, защита конц о

роли

личности и масс в истории., народ, а не "герои" явл подлин творцом истории,

"тол-

па" д стать героем, и развить соотв самосознание, этому д помочь маркс

наука. Отд

личности могут изменить события, и их посл-я, но не м измен ход и их общ

направл.

Классиф движ сил(фак истор развит): конеч(общ причина) истор движ чел-ва-

развит

произв сил, особ причины-истор обст-ка, в кот они развив,единичн-личн особ-

ти дея-

телей истории. Выдающ личности появл тогда, когда возник потр-ть.

Ленин: марксизм-заложил основу новой науки, условна всякая идеолог. После

пораж

рев 1905. труд "Мат-зм и эмпириокритицизм", "кризис в физике"-револ в

естествозн,

ломка старых з-нов для ф-фов, появ "физич" идеализм, "исчезнов" материи.

Ленин-

исчезла не материя, а старые убеждения(классич физика-матер-в-во), виды и

формы

матер беск-но многообразны, науке известна их малая часть. Мат-объект

реальность,

сущ независ от чел и отображ им. ? об ист-ти знаний-2 части: 1) сущ ли

объект истина

(незав от S), 2)Если да, то может ли чел представл выразить ее сразу, абс-

но, или толь-

ко относит? Истина объек-на, не зав от чел прихоти. Развил учен о практике.

Практи-

ка-деят-ть людей+общ произ-во, клас борьба, научн эксперим, диалект

единство абс

и относ. Принц отражения внешн мира в чел сознании. Все знания-из опыта, в

кот

отраж св-ва вещей, не зерк хар-р, диал хар-р, един-во диал, логики, т позн,

классич

воплощ-"Капитал". Т истор мат-ма: мат-зм признает реальн бытие нез-мо от

сознан

чел-ка. Проблема парт-ти:борющ партии: мат-зм и идеал-м, не отриц идеализм.

Ломоносов:Реф П1-сближение Рос и Запада, идея отделения научн познан от

рели-

гии, выводы из его научн исседов-фундамент его мат-зма, развил атомист

античнос-

ти, сохран движ(Дек), молек конц строен в-ва: корпускулы-мол-лы, сост из

атомов,

изомерия, сохран массы в-ва, уч в хим р-ции, механич природа теплоты,

взаимн связь

жив и нежив прир. Втор и перв кач-ва(Локк) сущ объективно, зав от физ св-в

корпуск.

Т позн: единство эмпирич(руки) и теорет(глаза) исследов, нет резкой грани

между

ними. Логика: связь с риторикой, слова служат д/обознач идей.

Радищев:влиян франц Просвещ. Критика креп права и самодерж, "Путеш…"-нищета

крест-ва, нбх революц просвещ народа. "О чел-ке, его смерт-ти и бессмер-ии"-

зав-ть

дух жизни чел от тела, смерть тела(смерть души. Чел-верхн ступень эволюции,

творч

хар-р его природы, неизбежно дальнейш развит чел-ка. Чел-особ дух сущ-во,

кот бес-

смертно. 2 часть книги: душа бессмертна. Познание несводимо к чувств

опыту,

мышление нечувственно. Душа сама по себе, отлична от тела, проста. Цель в

жизни-

стремлен к сов-ву, Бог сотворил нас для достиж этой цели, не хватает плоти,

чел-к

обретает др, продолж соверш-ние, з-н сохран энерг-душа не исчез бесследно.

Чаадаев: победа В Отеч в 1812-торговля с Европ, развит науки, филос, но

отриц-

разлом русск культуры, отказ от нац традиц. Примирен-зап и слав. Зап-во

исходит от

Чаад-"Философич письма". Как релин мыслит-под влиян религ чел-во может

исполнить

свое предназнач, нбх принять нек релин истины как априорн. Основа фил-фии-

пер-

вичн факты, кот не мб доказаны, явл предметов веры, вера дб в ф-фии.

Онтология:

основа мира-великоеВСЕ, объект-но, не зав от чел, сущ в формах физич и дух

мира.

все многообраз мира едино, подчин всеобщ з-нам. Физич мир соотв ньютон идеи

"изнач толчка". Чаад опир на античн атомизм. Гносеолог: познающ разум

подчин

з-нам мира, инструм познан-рассужд, интуиция, использ это чел подчин з-ну и

познан приходит на высоч ступень, с пом познан природы, чел м предвидеть

явл-я.

Познан дух мира вытек из позн матер мира, но ср-ва познан разные. Движ чел

духа-

отражен действ Бога на мир(его з-ны непознаваемы такими ср-вами.

Антрополог:

(конц родов сущн-ти)чел-к не инд-ть, тк наша духовн-ть унаследована, мысль

чел-ка-

мысль рода чел-го, общение с людьми, челов культ, сущность чел реализ в

сообщ-ве

с конкр людьми в рамках нац культуры, ( к нации, патриотизм-норм сущ-е чел

чувств.

Историософия: истор событ, ум отд чел-божеств провидение-нравств з-н(высш).

Ист-

фия ответить сущ ли общ з-ны развит чел сообщ-в? Ф-фия д пройти принц

единства

истор чел-ва, ее всеобщ з-н, связ со свободой(подчин нбх-ти). Христ-

во:единение чел-

ва под эгидой христ-ва, предпочт католицизму(правосл не отм креп право),

протест

против монарх, кот опир на правосл(только кат-во-носитель христ начала. Рос-

не (

ни к Западу, ни к Вост. "Апология сумасш-го"-не м людить родину с закр

глазами

Западники: круж Станкев, Герцен, Грановск, Огарев, Боткин, Кавелин,

Белинс(связь),

Тург. Европ ориент мысли, перевод Рос на европ путь(лит-крит статьи,

беседы, дис-

кусс). Радик крыло(Белин, Герцен, Ог), ост-либер.

Славяноф:Аксаков, Киреевс, Хомяков. Особ путь Рос, самобытн русск истор,

само-

дост русск культ, выраж в монархии. Аксаков: понят "гос-во" и "страна"

противоп,

"Страна" в нар поним-община, следуя христ, гос-во-опир на внеш з-ны, извлек

пользу от принужд-я. Русск истор-житие святых. Киреевский: Запад-гос-во

возн

в рез-те насилия, в Рос-ест развит нац жизни, Зап-общ-во разд на классы,

Рос-

единодушие, "Рус правда". Не вытеснять европ просвещ, дать ему высш смысл.

Хомяков:Принц нац бытия: пр соборности(община-любовь к Богу, "сход"-едино-

душн решен, справедл-соотв обычаю), славянам чужда воинст-ть и арист-зм.

Евр-

не воплот христ-во, вследств преоблад знания и рассуд-ти, но и Рос не осущ

его

(оно развив медленно, Рос мало вниман уделяла разраб логич знания, кот нбх

сочетать сос верхлогич). Этика: религ хар-р, чел волен выбирать между люб к

Богу и себялюбием, греховен от природы, Бог указ путь, буди в чел сознание

своей вины. Глава церкви-Христос, церк-одна носит-ца ист веры, нбх единство

всех верующ(гл принц церкви-соборность(ед-во верующ). Рос д стать центром

мир цивилиз, путь-христ-во.

Соловьев:метафизика всеединства, софиология(Флоренск, Франк, Карсавин, Бул-

гаков), пытался объед ф-фию, науку, религию, созд "своб теософию",

религ(объед

всех христ конфессий), но не теология, религ ставил на службу ф-фии,

попытка

включить в религ нов достиж естествзн, истор, ф-фии, синтез религ и науки.

Ф-фия м критич оценивать действ-ть с тз абс идеала(должное сост сущего),

"практич ф-фия". Объект идеал, пантеизм. Идея всеединства(от славянф ид

собор-

ности), осн категория-сущее(сверхсущее, Абсолют, Бог). Сущее-дух сущ-во,

Sволи.

Абсол-единое, не распад-Ничто, с др стороны-в Абс заключ все многообраз

мира

(положит, а не отриц ничто. Абс раздваив на 1, 2. 1(полюс)-совок идей,

сущностей,

кот сущ/ кот возникнут(подлинно Сущее), 2-становящ Сущее-при, чел-к, общ-

во.

1-Единое, Логос, 2-"потенция бытия"-София. В Логосе воплощ божеств

замысел.

София-посредник между Богом и реальн миров, невеста и жена, премудрость Бо-

жия, начало, особ энергия. Сначала Соф раздваив Абс на 2 полюса, эманация

ато-

мов, ать-ть Соф+пульсац атомов=реальн мир, при, общ-во. Став реальн,

предметы

отторгаются от Абс. Причина зла(отпадения мира от Бога)-принц

индивидуализац-

стремлен кажд сущ-ва к обособл сущ-нию. Соф-объедин начало-хаос(после оттор-

жения) преобраз в космос(Боговоплощение). Сотворен мир-искаженное сост

Бога.

Сол не раздел Творца и творение(идеал сущности проявл в бытии). В ходе

эмана-

ции сущностей(среди них-чел-к) появл историч реальн чел-к. Мир(Божье

творен)

не идеален, еще предстоит этап обожения, если чел-во преобраз в нравств сущ-

во-

Богочел-во, мб сотворено Царство Божие. Панморализм(от людей зав-ит то, что

будет на Земле, гл-не допустить ада на Земле). Развитие: мир развив, тк в

его осно-

ве лежит божеств замысел, без творч деят-ти чел-ка развит невозможно. Мир

сост

из инд-тей, гилозоист(идеи, ат-живые сущ-ва). Ср-ва противостояния распаду

мира:

принц всеединства и больш роли человеч творч-ву. Истинный прогресс

предполаг

акт деят-ть личностей. Страмление к единству(природн) д осущ-ва с пом чел-

ка.

Сущее станет Вселенским орг-мом-единст Бога, чел-ка, косомса, общ-ва.

Система

категорий:гл-сущее, бытие, сущность, они развертыв-ся в 12 др-благо,

истина, кра-

сота. Люди м соверш-ть мир в соотв с принц единства ист, добра, красоты. Т

позн:

гносеол оптимист, идея цельного знания(славянф). Познан осущ 3 путями:

эмпирич

(научн-постиг-ся мир явлений), разумн(мышление), мистич(абсолютное). Данные

опыта и размышл-я могут синтезир-ся(способст-ет интелл-религ интуиц).

Знание-

живое, общение с бытием, единство теории и практики. Чел-к:без чел нет деят-

ти

Бога(чел сомогущ Богу. Чел божеств(идея чел, в Абсол), чел матер(первоб сущ-

во),

чел духовн(ег жизнь сост в согласов-ии прир и божест начала). Чел способен

прийти

от прир сущ-ва к дух, но возм-но и обратное)

Бердяев: "верующ вольнодумец". "Смысл творч-ва", "Смысл истории".

Бытие(реаль-

но не сущ, открыв через S, а не через объект-смысл, кот придает ему S),

существова-

ние(облад духи, твор-ся идеальн ценности). Цель ф-фии-улавливание смысла

дейст-

ти. Из бездны Бог порожд и реализ самого себя. Бог-творец и S. Бог-не

религ, высш

дух, личность, он сотворил чел и мир, но они сразу отпали от него. 2 мира:1-

мир

духов,свободы, 2-мир природы, нбх-ти. Бог всегда в свободе, в личности. Дух-

лич-

ность, выше по отнош к природе(не мб им порожден. Духи-S порожд объекты(бы-

тие), объект зав от смысла, ко его надел S. Матер мир-знаки событий,

происход в

дух мире. Суб идеализм. Объективация-отчуждение-зло мира, в объектах дух

иска-

жен, образ мира объектов-источн несчастий чел-ка. Отпадение от Бога-

падшесть

мира и чел-ка, но и в этом сост чел способен творить. Бог рожд в чел-ке(зов

к выс-

шему), а чел-в Боге. Осн фил проблема-богочеловечность. Чел (2 мирам:дух и

матер, в нем борятся Бог и мир.. Чел индивид(биол сущ-во) и личность(центр

твор-

ческ энергии). Чел-центр место в прир, микроскоп, самостоят-н, преодолев

свою

огранич-ть и устремл к высшему. Инд-ть, чел личность. Ср-ва чел

жизни(техника)

станов целью, люди забыв о смысле жизни, общ истор превращ чел в орудие,

лич-

ность противостоит общ-ву. Спасение чел-ва, чел творчество. Негат рассм

социал

эксперимент(нов форма угнетения). Приветств рев-ция духа, победит богочел.

Конец истории. Персоналистич соц-зм-примат личности над общ-вом,

соборность.

Соц и дух освоб чел,с амоценность кажд личности, богоподобие кажд чел-ка.

Русск космизм: мир как космос(причастность чел к космосу). Космизм еще в ан-

тичн ф-фии, во 2 пол 19в-сплав ф-фии, мифа, науки. 3 теч в русск космизме:

естественнонауч(Умов, Верн, Циол, Чижев), религ-фило(Федоров, Сол, Берд,

Булг),

поэтич-худож(Левшин, Одоевский). Проблемы косм:связь чел сознания и

космоса,

место разума во Всел, множ-ть разумн миров), Основат-Федоров. "Ф-фия общего

дела"-истоки чел бытия-в космосе, порывать с корнями нельзя. Чел-не дар

рожд,

родовое сущ-во, чтбы выполнить свой долг, д осознавать, что он-сын человеч-

ий.

Родов солидарн-ть людей. Чел-вершина эволюц, но смертен. Апокалипсис-весть

не о смерти, а о спасении, Благовест. Устранив смерть во Вселен, чел

победит зло.

Частая смена покол непозвол чел освоить опыт предков. Чел д начать восхожд

к

высш природе, стать спасит мира и себя. Идея ативн эволюц-действие чел на

мир:

внутр регуляц(себя), внеш(прир процессы). Распр власти чел над Земл, Сол,

Всел.

Преобраз Земли, измен климата(З-космич корабль, воскресение мертвых(победа

над простр-вом и временем). Внесен в прир воли и разума, органич прогресс(в

самой природе). Эволюц з-н восхожд-я духа, д/чел-обрет нов способа питания

(автотрофн), появл нов органов(возм-ть бескон перемещен. Воскрешение всех

погибших, спасение всех. Самовоскреш чел, ради жизни на Земле, на др

планетах

Вернадский: принц Дана: направл эволюции("цефализация")-усоверш нервн сист,

гол мозга(в эволюц заложена программа, у чел есть энергия, связ с разумом.

Идея ноосферы(разума). ? о бесконечн продлении жизни во Всел, чел-ву нбх

осво-

бодиться от зверских качеств, истощ-ие биосф. Автотроф-ть-путь к бессмертию

Циолковский: рассел чел в космосе, предпосылки ракетостроен. За жизнью в

этой форме стоит сверх жизнь. "Космич" ф-фия панпсихизма(буддизм)-одушевл

Всел, бессмертие атомов, переселяющ в разн орг-мы. Антропоэкокосмизм-космос

и социкм д развив взаимно.

Позитивизм: разраб методолог научн познания, призыв к ф-фам отказ от

метафиз

абстракц, обратиться к исслед позитивн знания. Сущ некая реаль-сть, кот

дана чел-

ку. 30-40гг 19в(Франц-Огюст Конт, Спенсер, Милль, Лавров). Конт-

продолжатель

Просвещ.-з-н о 3 последоват стадиях интеллект эволюции чел-ка:1)Теолог(все

явл-

я объясн на основе религ представл), 2)Метафизич(замена сверхъестеств

факторов

в объяснен природы причинами, сущностями. Критич задача: разрушает прежнее,

подгот 3 стадию-Позитивная(научн)-критика ненаучн знания, против

метафиз(Ар)

Нбх отказ-ся от метафизики, тк она не приспособил к научн знаниям, наука не

нуж-

дается в ф-фии, д опир сама на себя. 2 преобраз:1)В сфере науки-отказ от

метафиз

(претензии науки на раскрыт причин явлений, проникн в их сущность), наука

лишь

описыв явления, не объясн их(отказ науки от причин-ти-у Конта нет таких

крайн

выводов(противор в позит-ме). Конт не отказ от ф-фии, "нов ф-фия" д разраб

нов методолог, сист научн знаний, д ориентир на отд науки. Кван физ

побвинула

ньютон, разрушила прежн картину мира. Под ? оказ эмпирич матод(зав-ть от

орг

чувств, от приборов). Развит др наук(ф-фии остается ? о природе познания, о

со-

отнош S и объекта. 2)Эмпириокритицизм:борьба с засильем метафиз, осн задача

ф-фии не в построен сис знаний, а в созд теории научного знания(возврат к

суб ид

Беркл, Юма).3)Неопозитивизм:Шлик, Карнап, Рассел-критика метафиз, ф-фия дб

преобраз. Неоднороден. 1 вар-т: логич позит-м: предметом ф-фии не мб т

познан,

тк ее решения д основыв0ся на метафизике, ф-фия не имеет предмета, она не

со-

держат наука о к-то реальн-ти, ф-фия-особ способ теоретизир. Задача ф-фии-

логич

анализ научн высказываний, разраб принципы проверки высказыв в науке на

соотв

их опыту чел, изъят неосмысленные. Критерий научности-принц верификации выс-

казыв-ий: любое высказыв в науке подлежит опытн проверке на ист-ть.

Молекуляр

высказ сост из атомарн, тех, кот мб напрямую сопоставлены с опытом(в соот с

фил

построен цепи рассужд). Нбх свести молек высказ к атомарн. Не все выск возм-

но

так проверить, но нбх исходить из того, что верифик всегда логич возможна(в

прин0

ципе). Противореч-ть неопозит-ов. Исследов в язык форме. Предпосылки

стрктура-

лизма-стремлен придать гуманит наукам статус точных.

Постпозитивизм: "аналитич ф-фия", критика неопоз. Пробл методолог, развит

тео-

рий. Поппер-кон "критич рац-зм"предмет изучения-не высказыв-я, а наука в

целом,

научн знание-целостное по природе, нельзя разбить на высказ-я, з-ны науки

не

верифицир-мы, нбх принц фальсификации-опровержение неистинности научн зн

от ненаучн. Истинно то, что не опровергнуто опытом. Эмпир знан-уровень науч-

ного. Кун-научн познан осущ не учеными-одиночками, а их сообщ-вом, наука

как

соц ин-т, единый стиль мышления-парадигмы-признан всеми учеными научн дос-

тиж, кот дают им модель постановки проблем и их решений, более низка

ступень

научн познания-научн теория, кот рожд в рамках парадигмы. Позднее парад-дис-

ципл(принужд к опред поведению) матрицы(сост из упор элементов). Развит

науки-

скачкообр,революц процесс(смена парадигм), накаплив эмпир мат-ла-"нормальн

наука"(причины для сомнений(кризис) (переход к нов парадигме(убежден, вера)

и так постоянно, перманентн рев-ция. Лакатос:структ ед-ца-научно-исслед

прог-

рамма(научн достиж, сдвиг проблем-научн рев-ция), прогрессирует тогда,

когда

ее теорет рост предвосхищ ее эмпирич рост(предсказ нов фактов).

Фейерабент:

принц полиферации(размнож) теорий: учен д стремится созд теории,

несовместим

с уже сущ-ми(критика(пргогресс науки, кажд ученый м созд свои теории, не

подчин никаким рацион нормам, нбх освоб общ-во от диктата науки, отделить

ее

от гос-ва, представить свои права.

Прагматизм: Пирс-"прагматич максима"-чтобы добиться ясности мыслей о к-л

предмете, нбх рассмотреть его следствия, какие ощущ мы можем от него

ожидать,

эти представления-то, что мы можем уяснить о предмете. Мышлен-не познават

процесс, а преодол сомнений, переход к убеждениям. Джемс:"радик эмпиризм"-

все попытки познать мир-бессмысленны, знания не имеют объект содержания,

нбх их рассм не с тз истинности, а с тз практич пользы. Истинно то, что

полезно.

Отождеств опыта и реаль-ти: реаль-ть-хаос случ событий, опыт включ в себя

ощу-

щения и эмоции. Проблема истины:идея соглас с успехом деят-ти, но истина по-

лезна, когда отражает объект реаль-ть. Иструментализм Дьюи:"проблематическ

ситуация"-чел нах-ся в затруднит полож(не объект услов, а внутр

неуверенность),

он его преодолев благодаря мышлению, использ д/этого полезн ср-ва: понятия,

идеи, теории(орудия). Истина-польза, инструмент успеха.

Герменевтика:(разъясняю, истолковываю). Шлейермахер, Дильтей. Цель герме-

невтического понимания-заново повтор акт созд текста, вжиться во внутр мир

ист деят-лей. Разл направл-я: сер 20в-философск герменевтика:анализ знач-я

гу-

манит знания+онтологич проблемы. Феноменология Гуссерля: при исслед прошл

культур нбх реконструиров ее "жизн мир", это дает возм-ть понять отд

памятники

культуры, интенциональн акты сознания. Хайдеггер: языков реальн-ть, единств

способ прислушаться к бытию-истолковать то, что говорит сам язык. Гадамер:

проблема языка: язык-центр чел бытия, мы окруж языком, разговор, диалог,

связ

Я и Ты, смысл имра раскрыв в диалоге, язык-S говорения, имеет цель в самом

се-

бе. Яз-бесконечен(бескон диалога). Особ вид диалога-ф-фия. "Я" и мир: чел

д

противост нажиму вещей в мире, возвысится над ними, тогда он б иметь

мир(язык.

Рикёр: челов бытие без языка немыслимо, чел личность м себя реализ в

диалоге.

Нов метод исслед(д/гуман наук)-понимание(познать не как развив народ, а

каков

этот народ, каково это гос-во), поним воз-но в процессе диалога. Историч

пони-

мание, традиция(носитель-язык). Историк подходит к истор тексту, имея пред-

рассудок(заданный традицией, в кот он живет и мыслит). Историч познание ог-

раничено кругом("гермен-кий круг"-чтобы понять отд слова, нбх предварит-но

понять интуитивно целое). Юридич гермен: предрассудок до вынесения приго-

вора. Причинность в истории:критика фатализма в истор, не отрицвозм истор

возд-я на судьбу чел, прогноз будущ. Неспособн науки и разума познать

жизнь,

нбх ее познать изнутри, истина ракрыв в диалоге. Вопрос опред смыслов гори-

зонт кажд высказыв-я. Бесконечн языка опред бескон-ть истины. Наука не нейт-

ральна, ученый несет отв-ть за свои открытия. Хабермас:"критич герм"-язык

не носитель традиции, а выразитель идеол госп-ва, отсутств взаимопоним в

общ-

ве-рез-т патологии языка.

Фрейд:психоаналит ф-фия. База-психоанализ, лечению неврозов. Изучала яв-

ления сознания, как они проявл у здоров чел-ка. Бессознат-е-область чел пси-

хики, бес-ны многие наши желания, прорыв-ся в снах гипнозе, оговорка,

описка. Психика чел-взимод 3 уровней: бессознат(гл), предсознат,

сознат(инту-

иция, надстройка над бессознат. Модель личности-комбинац 3 элем:"Оно"-глу-

бинный слой бессозн-го влечения, основа деят-ти индивидов. "Я"-сфера сознат-

го, посредник между Оно и внеш миром. "Сверх-Я"-внутриличностн совесть,

посредник между "Оно" и "Я", в силу конфликта между ними. "Сверх-Я"-высш

сущ-во в чел-ке, соц запреты власти родителей. Чел психика действ на основе

прир инстинктов, влечений, с целью получ наиб удовол-вия. Основа первичн

влечений-сексуальн-"либидо"(вся сфера чел любви). "Инстинкт жизни"-эрос,

"инст смерти"-танатос. В удовлетв страстей индивид сталкив с внешн реаль-

тью("Оно", в нем выдел "Я", стремящ обуздать влечение пр помощи "Сверз-Я").

Задача психоанализа-помочь чел-ку направить бессознат в сознат русло. Пси-

хоанализ мб использ-н д/объяснен общ процессов. Чел не сущ изолированно от

др людей, в его психике присутств "Другой", с кот он контактирует. Люди нах

в страхе о технич прогресса, он мб использ против них. Невроз-противор

между

культурой и внутр устремлен, коллективн невроз. Юнг-инстинкты имеют сим-

волич природу. Символика(сост часть психики, бессознат выраж формы и идеи-

основа представл чел-ка, они способны оформиться в конкр представл, когда

проник в сознат). Формальн элемент-"архетипы"-образцы поведения, на основе

кот оформл конкр образы, действ инстинктивно, наследственен. Индив бессозн-

личностн опыт отд чел(пережив-я, кот утратили сознат хар-р в силу забвения/

подавления), Коллект бесс-общечел опыт, характ для всех рас и народов, про-

явл в религ, мифах.

Неофрейдизм: Адлер, Хорни, Фромм. Адлер-индивид из-за дефекта его тел

органов испытыв неполноценность, преодолев это чувство, самоутвержд среди

других-Сверхкомпенсация-р-ция на неполноценность, вырастают крупн лич-

ности. Хорни: побудит мотив поведения-стремлен к безоп-ти, рожд из сост

страха, вызвано недостатком уважения. 3 типа направлен-ти повед-я личности:

1)к людям, 2)от людей, 3)против людей. При доминир одного из них образ1)

услужлив, ищущ любви и одобрения, 2)отрешиться от общ-ва, 3)агресс, жаж-

да престижа, власти-порочн круг. Фромм: в личности нет ничего прирожд-го,

все псих проявл-следствие погруженности в соц среды. Гуманизац совр общ-ва

Экзистенционализм:немец, франц, русск, яп, др, религ, секулярн формы экз.

между мир войнами, от Сократа и софистов. Хайдеггер, Ясперс, Сартр, Камю.

"ф-фия кризиса", разочаров в истории, кризис разума, неустойчивость чел бы-

тия, чтобы устоять в этом мире, индивид д разобраться со своим внутр миром.

Пробл чел-ка: чел не инструмент, кот м управлять, он-S. "Чел, пробудись!",

противодейст миру. Жизн мир личности- мир дух-ти. Противопост соц и индив

бытия. Чел не опред никакой сущностью, такой сущ-ти нет, имеет значение

только сущ-е: чел сначала сущ-ет, появл в мире, а потом опред-ся как

личность.

Чел-истор сущ-во, пребывающ "здесь и теперь". Чел-временное сущ-во, предназ-

нач к смерти. "Пограничн ситуации"-предельн жизнен обст-ва, в кот пост

попад

чел, гл погр сит-перед лицом смерти. Погр сит ставят чел перед выбором, гл

момент выбора-"за" Бога(путь веры), "против"(бож кара). Секулярн экзистенц:

Заброшенность в мир:чел никем не созда, появл по воле случая, Бога нет, не

на

сто опереться, Бог умер, в мире нет знамений, чел сам формир себя как

личность,

выбир те или иные идеалы. Выбирая себя, выбирает всех людей, созд образ чел-

ва(тревога за чел-во. Спос-ть творить самого себя-свобода чел. Чел свободен

всегда, свобода сознания, выбора. Деят-ть людей направл внутр побужд-ми,

от чел зависит многое, выбор ср-в д/достиж целей(-чел рожд в конкр

условиях).

Без свободы нет отв-ти, если чел не свободен-он не отв-нен за свои

действия.

Неотомизм: Ватикан. Офиц ф-фия-томизм. Жильсон, Маритен-экзистенц нео-

том. Открытость миру, внимание к внутр миру чел. Бытие в 2 асп: сущность,

существование(пережив-е чел своей бренности). Многообраз вешн мира-много-

образ S, чел-центр мироздания, Бог и сам он поним себя как S, др предстает

как

объект. Высш тип познан-чувств. Познават спос-ти чел-интеллекции. Высш ин-

ция-сверхрацион, интуитивн, обращ к Богу. Интуиция-сфера субъект-ти чел-ка,

в этой сфере-связь с Богом.Антропология: чел сост из души и тела, чел не

облад

свободой как единица чел рода, но акт своб воли(выбор) делает чел сопричаст-

ным Богу. Культура: христ ценности средневек. Чел реализ все спос-ти в тво-

рении культуры. Цель-освоение прир, соверш знания, стремлен к самореализ,

чел м это осущ только в единении с Богом. Будущ европ культуры-интегральн

гуманизм(христ+гуманист начала в истории). Гуманизм: 1)Теоцентрич(христ

конц Бога-гум-зм средневек, в Нов вр-центр смещ к чел-ку, Ницше пишет о

смерти Бога, цель в себе, атеизм). 2)Антропоцентрич(ошибка)("град земн" как

связь чел и природы, без связи со свящ-ым)-чел-цент чел-ка(всех вещей,

атеистич гум-зм(коммунизм)(Маритен. Идеал-интегральн гум-зм-гум, ори-

ентир на реализ заботы о чел-ке, свобода выбора личности, ни при, ни гос-во

не м покуш-ся на личность. Обновл дух и моральн жизни, обновление христ-

ва, поворот к соц-му-объед ценностей христ-ва и соврем чел-ка.

Персонализм: центр-личность, ее свобода. Лакруа, Мунье. Обновл христ-ва,

больш открытость миру, с целью возд-я на него., автономия от религии от

гос-ва, общ жизни, терипимость к иным мировозз. Проблема чел-ка: чел-к

включен в конкр миз ситуацию(семья, окруж), в конк обст-вах происх его

персонализац, степень персонал опрде-ся свободой(выбор). Сущность чел-ка-

контакт с миром-вовлечение(акт деят-ть чел, основа проявл-я его личности).

Вовлечение:экстериоризац(взаимод с внешн миром), интериоризац(сосредот

на внутр), внешн и внутр мир взаимосвяз. Основа вовлеч-труд, дающ уверен-

ть в себе, высш тип чел деят-ти-творч-во. Вовлеч невозм-но без коммуникат-

ти личности(открытие в себе другого, основание-любовь, другой-соверш-во).

Вовлеч способств самопреодоление, движ к Богу, через опыт. Т познан: поз-

нание происх в вовлечении, не безразличие, а пост заинтересован-ть м при-

вести к пониманию. Критика капитализма, стремление к наживе.

Шеллинг: 1натурф-фия-диалектика. Природа-дуалист процесс, эволюц неорг

и орг материи, внутр единство природы. "Одиссея духа". Цель прир-порожд

жизни, познать саму себя. При процессы-взаимн противоп сил и единство

этих начал. З-н отриц отриц. 2 Мышление: разум способен к познаванию, не

опир на умозакл путем интеллект интуиции(единство сознат и бессознат деят-

ти). 3Трансцедентн ф-фия: сознание(самосознание. Познание субъект мира.

Субъективн-непосредст созерцание разумом сути вещей, способен гений. Тран

идеал-объект идеализм, основан на принятии тожд-ва духа и природы. Дух-

сверхчел разум, сознание Бога. Абс разум-свопад все противоп, порожд Все-

ленную, безразличие духа и природы. 4Ф-фия тожд-ва: (ф-фии откровения.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.