рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии. История философии

p>Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?
Реализм: подилин

реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон
Платона(Кентерберийский)-крайн реализм
(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против, тк Бог оказ на одной ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим, общее-форма единичн общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после вещей(понятия в чел разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена, бознач вещи, сущ в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во взгл Гоббса, Лок, Юма
Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит церкви. "Сумма против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д примириться с научн успех,
Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)- опир на опыт, разум, религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и разум дают истины, не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож теологии нужд-ся в фил обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога, а не от наук, и может прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку нбх вера, тк чел ум огра- ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты уму, но не м б им до- казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум, науку. Сущ Бога можно до- казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет причиной движ нечто иное, не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою приичну, эти причины имеют свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг нас необх/случайн, случ-ть- недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.
4) вещи облад разн степ красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.
(Превосх-во веры над знанием.
Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад только Бог, сотворил "из ни- чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в ед-ве с материей(сущ- ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ в вещах- 4 уровня бытия:
1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма формир тело изнутри, при- чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).
Душа созд Богом для конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш телом. Этика: подгот к вечной жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла чел сам несет отв-ть. Вечное право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в естеств праве(люди должны по- читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)

Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,
Бог-бытие-воз-ть, абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс минимум(единство противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и сотворенный). Проти- вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц эманации(божеств начало-неогранич возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное порождение), возвращ природы и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение, растворяя творение в творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон- сть Вселенной, звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел однородна(Земля не центр Всел.
Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из противопожн, их прирда выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел- ке:"малый мир"(чел-к) подо- бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно
Богу имеет творч сущность,
Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок, разум(порождение Бога). Процесс поз- нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.
Истинность знания: истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот подобен многоуг, впис в круг, разум преодол догматичность рассудка.
Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир, космич и змного. Единство
Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал пантеизм). Субстанция материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в вещах), мировая душа присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять
Бога, душа и материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало универсума). Природа и Вселен бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+ открытия(Коперн), нет центра(Кузан), бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм земного и небесного( вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица бытия-монада(онтологич смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-
Бог.. Диалект идеи: в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все противоп совпад в 1 неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и везде. Единство и борьба противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть чувств, рассудка, разума, ума.
Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в религ смысле, а как часть мироздания.
Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов
Атлантида"-роль науки д/произ- ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но оно таким станов, если опир на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи, разнородность материи, веч- ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог- первопричина мира Т познан: природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн представл о мире, вследст ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания своих чувтсв нбх сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж чел-ку, "пещера" ис- кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка- ложн понятия, разн смысл.
Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.
Подчин природу можно на основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины: разгарнич предметов теолог и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.
Критик схоластики
Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.
Суть:1Наблюд фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления на сост части
5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно стремиться выявить прич-сл связи.
Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение
Бога, отриц единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст- протяженность, атриб дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот нуждается только в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с другом.
В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа бытия.
Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич формой, величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.
Животн- машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.
Первоприч-Бог.
Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в самом ра- зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном случае жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин положен, не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в опыте, ед метод познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось несомн знанием
(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.
Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность познания вытек из
Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:
1)Ясность
Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по порядк(прост(сложн)
4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.
Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о матер-ти мира,
Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд его с природой.

"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие, вечна беск-на, природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее творении).
Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к познает 2-протя- женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина- природа(Бог), ее св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст нбх отличать отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина, сущ сама по себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ- не атрибут субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст и един вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок модусов) и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)).
Отсутств случ- ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что имеет причину в др конечн вещах.
Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад- единиц бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего сущего, проста, неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в простр-ве, вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник сложн вещи
(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав- ти от степ развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн), мон-духи- разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон- совершенен,
Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с больш(Вселен)
Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы, постеп развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не могут раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2 вида истины: необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но если бы люди ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из разума), случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании.
З-н для истия- з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.
Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не наслед-ся, ед ист знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг чувств, в ра- зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха, зрения тд), внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об окруж мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн кач-вах(при- надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой, плотн, число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн вызывать в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук как идея исчеза- ет(отступл от материализма.
Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно только отд вещи и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет, не оттанется ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен восприним отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то, что можно воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн кач-ва сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач- ва(тк идеи сущ в душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не животное вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к солипсизму
(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в его сознании)
Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если все S исчезнут,
Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт ид(объект.
Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины- непознаваемы.
Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист познания-опыт(сов ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин рассуждать о впечат-ях, идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как копии впечатл вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во врем и простр, 3) причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не следует, что 1-при- чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет привычку(при появл одного нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей.
Задача знаний-рук-во для практики.

Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма.
Материя-то, что вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер- движ-е. Гольбах:
"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к разл формам движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ от самой себя, природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь материи и движ- элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел- к машина, но может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва материи(тяжесть, фи- гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл- вий-нбх-ть, не случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх- ть(никакой свободы быть не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер тел на орг чувств.
Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть мышл-процесс сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел- ка не только чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь наших идей и по- нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к пассивен. Учен об общ-ве: первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"- собств интерес чел-ка- основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов частн выгоду с общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от общ мнения( мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха.
Свободомыслие, воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире нет ничего кро- ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д это уничтожить.
Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в природе, про- исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их возникн, за- медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел, первопричина-
Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в себе-пред- меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают знания об объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до опыта, нах-ся в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в опыте( время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы чувствен- ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе.
1)Чувств позн- спо-ть упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт- продукт дея- ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем подведения сужд под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль- ть, отриц, огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд
"трансцед" идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о мире), 3)Теолог
(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс непознанными( разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога:
1)Онтологич(Бог
S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж и не опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога побужд чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как цель
(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн императив
(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к миру вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа- кат имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р, заповедь.
Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.
Чел не д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.
Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.
Суб идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я- окруж мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я- теоретич
(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-
Я-про- дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.
Интеллект со- зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич разум подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов созн-
Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.
3)Свобода
(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,
Юм,
Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир
(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но

есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:
Кант- опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв зна- ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).
Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я, пытался раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к диалектич мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки единства чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един- ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-

царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение общих, диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и борьбы противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе истории, з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт ее развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр тел нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на опыте.
Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.
Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал и мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал отраж объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины- диал процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина непости- жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это воз-но.
Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы отличить истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст- ти.
Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время она субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире вообще?
Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин, кот приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит истин, этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании содержится момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)- прак- тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой м претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.
Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним ист.
Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв отнош- идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда), самоот- чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив- произ- водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина, беда- госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел- ка: чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс опред из жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив ми- ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя про- явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он живет.
Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр сил
(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше, чем разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.
Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории- откуда, куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не смотрел на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р лидера. З-ны истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие- они естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить фазу своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и надстрой- ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.

Страницы: 1, 2, 3


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.