p>Номинализм, реализм: обладают ли общие понятия реальным существованием?
Реализм: подилин
реальн-тью облад не единичн вещи, а общ понят. Сторон
Платона(Кентерберийский)-крайн реализм
(универсалии образ свой мир в отрыве от мира конкр вещей. Церковь-против,
тк Бог оказ на одной
ступени с "универс". Умер реал-Ф Акв-(Арист)-связь между единичн и общим,
общее-форма единичн
общ сущ в конкр вещах. "Унив" сущ до вещей(идеи), в вещах(формы), после
вещей(понятия в чел
разуме). Номинализм: реально сущ только единичн вещи, общ понятия-имена,
бознач вещи, сущ
в языке-Росцелин. Против христ догматов(Троица-3 бога). Оккама, далее во
взгл Гоббса, Лок, Юма
Ф Акв:умер реализм, основат томизма(неотомизм(фил Ватик), святой, 5 учит
церкви. "Сумма
против язычников", "Сумма теологии" не затраг естествен пробл, церк д
примириться с научн успех,
Конц 2х истин-филос и религ приводят к истине с пом разл методов. Наука(ф)-
опир на опыт, разум,
религ-Св Писан, откровен, но не радик различ предметов, а частичное. Опыт и
разум дают истины,
не имеющ прямого отнош к религии, но и теология облад истиной, но полож
теологии нужд-ся в фил
обоснов, для доходчивости положений. Теолог заимствует свои полож от Бога,
а не от наук, и может прибегать к др науки как к служанкам. Знание облад ценностью, но чел-ку
нбх вера, тк чел ум огра-
ничен и не может понять глубину Бога. Христ догматы сверхразумны, открыты
уму, но не м б им до-
казаны, их нбх принять на веру, д/укрепл веры чел-к должен использ ум,
науку. Сущ Бога можно до-
казать косвенно, по следствиям. 5 док-в Бога: 1)Все, что движется, имеет
причиной движ нечто иное,
не м б обновр и движ-м, движ-ся, то причина движ-Бог. 2)все имеет свою
приичну, эти причины имеют
свою причину, так до беск-ти, гл причина-Бог. 3) все происх измен-я вокруг
нас необх/случайн, случ-ть-
недоступн нашему уму нбх-ть, нбх признать Бога, чтобы понять происходящее.
4) вещи облад разн степ
красоты, есть эталон-Бог. 5)все движ-ся и развив. Куда?, Бог задает цель.
(Превосх-во веры над знанием.
Соед 2 истинв, но гл-теология. Учение о бытии(Ар), вечным бытием облад
только Бог, сотворил "из ни-
чего" мир(облад бытием, материей, формой), в единичн вещах форма пребыв в
ед-ве с материей(сущ-
ность вещи), но и сама по себе(ангелы). В зав-ти от того, как форма реализ
в вещах- 4 уровня бытия:
1)Косная прир(форма выраж застывш сущность вещей), 2)Мир растен(форма
формир тело изнутри, при-
чина), 3)Животн(форма-действующ причина, задает цель), 4)Чел-к(форма-душа).
Душа созд Богом для
конкретн тела, бессмертна, ждет Страшн суда, чтобы воссоед с воскресш
телом. Этика: подгот к вечной
жизни, чел выбирает между добром и злом, путь добра указ Бог, за путь зла
чел сам несет отв-ть. Вечное
право-сов правил, составл основу божеств руков-ва миром, оно отраж в
естеств праве(люди должны по-
читать Бога), человеч право-з-ны кот пост меняются(общенар, национ)
Кузанск (Возрожд). Учен о Боге: божест бытие-решающ роль в становл природы,
Бог-бытие-воз-ть,
абс максимум, мир-огранич макс, противореч Бога(абс максимум, неделим(абс
минимум(единство
противопол) (Бог пребывает во всем, единство причины и следствия(творящ и
сотворенный). Проти-
вореч Бога сближает Бога и мир(отход от креационизма. Принц
эманации(божеств начало-неогранич
возм-ть, возникн мира-рез-т его развертывания из божест глубин(вечное
порождение), возвращ природы
и чел-ка к Богу-свертывание-идея мистич пантеизма(отожд творца и творение,
растворяя творение в
творце)-бытие Бога в мире=бытие мира в Боге. Космология, натурф-фия: бескон-
сть Вселенной,
звезды не окружность, окружн и центр-Бог, он везде и нигде(Всел
однородна(Земля не центр Всел.
Прир мир-организм с мировой душий, она противоречива, все вещи сост из
противопожн, их прирда
выявл путем преоблад 1 над др, основа всех явл-математика. Учен о чел-
ке:"малый мир"(чел-к) подо-
бен "больш миру"(природа) и "макс миру"(Бог), обожествл чел-ка, подобно
Богу имеет творч сущность,
Т познан:устранен авторитетов, 3 вида ума: чувства, рассудок,
разум(порождение Бога). Процесс поз-
нания-единство противопол-ей: познаваемой природы и непознаваемого Бога.
Истинность знания:
истинность неотделима от заблужд-я, может понять только разум, и тот
подобен многоуг, впис в круг,
разум преодол догматичность рассудка.
Дж Бруно: Цель филос-познан природы, диалектич единство божест и прир,
космич и змного. Единство
Бога и природы, Бог везде и повсюду, природа=Богу, Бог=материи(материал
пантеизм). Субстанция
материальна-первоматерия, начало не в форме, а в материи(божеств бытие в
вещах), мировая душа
присуща всем вещам(движущий принцип конкр вещей и мира, способна подменять
Бога, душа и
материя-единое целое,сущ единая субстанция, в кот они едины(начало
универсума). Природа и Вселен
бесконечны(божеств могущество не огранич созд этого мира)+
открытия(Коперн), нет центра(Кузан),
бесчисл миры имеют движ силой-миров душу, а не божеств могущ-во. Дуализм
земного и небесного(
вода, воздух, огонь, небо(стихия эфира) образ земн и др миры. Осн единица
бытия-монада(онтологич
смысл(телесн и дух начало), физич(атом), математ(точка), Высш-монада монад-
Бог.. Диалект идеи:
в беск-ти отожд форма и материя, противоп совпад, 1 противоп-начало др. Все
противоп совпад в 1
неделим точке-монаде монад, и это целое сущ во всех единичн вещах, нигде и
везде. Единство и борьба
противоп. Т позн: против авторит, цель-достиж единства знаний, деят-ть
чувств, рассудка, разума, ума.
Жизнь не ограничена земн формами, а продолж в иных формах, бессмертие не в
религ смысле, а как
часть мироздания.
Бэкон:"Нов Органон", матер взгляды на природу, обоснов индукц, "Нов
Атлантида"-роль науки д/произ-
ва. Задача познания-завоеван природы, совершен чел жизни, знание-сила, но
оно таким станов, если опир
на исслед-е. Родонач матер, эмпиризма, многообразн формы движ материи,
разнородность материи, веч-
ность амтерии и движ-я. 19 видо движ-я: сопротивл, инерц, колеб и тд. Бог-
первопричина мира Т познан:
природа познаваема, на пути познания препятствия: Идолы рода ведут к ложн
представл о мире, вследст
ограничен чел ума, люди к природе вещей примешивают свою собст-ую(показания
своих чувтсв нбх
сопостовлять с вещами. Идолы пещеры-ложн восприятие действ-ти, свойств отдж
чел-ку, "пещера" ис-
кажает его сужд о явлениях мира, идолы пещ вытек из его воспит, Ид рынка-
ложн понятия, разн смысл.
Ид театра:неправ предст о мире вследст некритич усвоения фил взглядов.
Подчин природу можно на
основе ее изучения. Естествозн-мать всех наук. Теор двойств истины:
разгарнич предметов теолог
и науки. Бог-творец мира, чел-ка, он объект веры, знание не зав от веры.
Критик схоластики
Ист чел знания-чувтсв опыт, основ на эксперим, потом обобщение-индукция.
Суть:1Наблюд
фактов, 2)Их систематиз и классиф, 3)Отсечен ненужных, 4)Разложен явления
на сост части
5)Проверка фактов на опыте 6)Обобщение. Познан не огранич опытом, должно
стремиться
выявить прич-сл связи.
Декарт: дуалистич филос, признан 2х субстанц-дух, материя. Мир-творение
Бога, отриц
единсто мира, мир сост из духа и материи. Атрибут телесн субст-
протяженность, атриб
дух-мышление. Чел-механич соед духа и материи. Субстанция-вещь кот
нуждается только
в себе. Соверш субст-Бог. Мир разделен на 2 рода субстанций, не связ друг с
другом.
В филос-дуализм, но приорит-мышлен(идеалист. Материалист-материя-основа
бытия.
Материя-все то, что имеет объем, сост из бесконечно делимых частиц, отлич
формой,
величиной, направл движ. Механист движ материи, а запах, цвет-челов ощущ.
Животн-
машины(орг и неорг не разл), чел-маш, но облад 2 субст, есть врожд идеи.
Первоприч-Бог.
Т познан: рационал, разум не нужд в чувств познан, истинность знаний нах в
самом ра-
зуме. Дух субст имеет врожд идеи(идея Бога, духа, материи, числа), в данном
случае
жизн опыт лишь это подтвержд. Геометрич метод(отыскивание ясных, истин
положен,
не нужд в лог док-вах). Начало познания-интеллект интуиция, не нужд в
опыте, ед метод
познания-дедукция, как и Бэк, он сомнев в истинности того, что считалось
несомн знанием
(начин надо с методологич сомнения, сомнение-акт мышления. Я мыслю(я сущ-ю.
Задача: исп-ть познават спос-ти правильно, искл заблужд. Истинность
познания вытек из
Врожд идей(предрасполож разума), гл роль в познании-разум. Учен о методе:
1)Ясность
Познан, 2)раздел всякий вопрос на нбх кол-во частей, 3)мыслить по
порядк(прост(сложн)
4)полнота знания. Дедукция-ед метод познания.
Спиноза: "Этика", "Богосл-полит трактат", критика Дек, монистич учен о
матер-ти мира,
Не мб 2х субст, не мб 1 суб-причиной др. Сливает Бога с понят субст, отожд
его с природой.
"творящ" природа-Бог,пантеизм(отожд Бога с прир). Прир-причины и сл-вие,
вечна беск-на,
природа(субст) не нужд в причинах, он причина самой себя, вечна(нет ? о ее
творении).
Прир как субст проявл себя в атрибутах(вечн св-вах), их множ-во, но чел-к
познает 2-протя-
женность и мышление, субст немыслима вне своих атриб. Субст едина-
природа(Бог), ее
св-ва вечны. Учен о мышл: гилозоист(одухотв природуЯ, материю), от субст
нбх отличать
отд вещи(конечны, нах в пост измен-и). Совок отд вещей-модусы. Субст едина,
сущ сама по
себе, модусов беск множ-во. Движ нах ист-к в субст, но осущ в модусах, движ-
не атрибут
субст. Движ и время присущи модусам. Движ как модус-связ звено между субст
и един
вещами(противопост имманент(присуща субст(причина самой себя, прич совок
модусов)
и внешн причинности(хар-на д/един модуса, опред причиной др модуса)).
Отсутств случ-
ти(люди просто не занют причины). Мир конечн вещей отлич от субст тем, что
имеет
причину в др конечн вещах.
Лейбниц: "Монадология". Вся Всел сост из бесчисл множ-ва субст-ций-монад-
единиц
бытия, дух по природе, сост элементы всех вещей. 1)Субст-начало всего
сущего, проста,
неделима. 2)Спос-ть к действию, самост-ть. М-не им протяж-ти, не нах-ся в
простр-ве,
вечна, излуч-е божества, согласованность и единство монад, из них возник
сложн вещи
(раст, жив, люди). Сложн субст-центральн монада+множ-во периферийн. В зав-
ти от степ
развит монады: прост(смутн предст), монады-души(ощущ и представл-животн),
мон-духи-
разум(чел-к), монады-носители матер-го(они несоверш-ны, Бог-верх мон-
совершенен,
Бог опред цель развит. Диал-ка:самодвиж-е монад, связь малого(мон) с
больш(Вселен)
Т познан:рационалист, Декарт. Врожд идеи-зародыш интеллекта, они не готовы,
постеп
развив, предрасполож, склонность, врожд явл общие принципы. Опыт(ощущен не
могут
раскрыть истину, тк это может только ум. 2 ист знаний: чувства, разум. 2
вида истины:
необход-е(ист разума)(вечные, понят субст, бытия, причины, источн-разум, но
если бы люди
ничего не видули и не слышали, то они были бы неспособны добывать истины из
разума),
случ-е(ист факта)(достиг разумом из чувств данных, нужд в опытн оправдании.
З-н для истия-
з-н дост основ-я. Ист разума извле-ся путем дедукции, ист факта-индукция.
Локк:"Опыт о человеч разуме", критика учен Дек о врожд идеях, идеи не
наслед-ся, ед ист
знаний-опыт, все идеи о понятия возник в процессе возд-я вещей на наши орг
чувств, в ра-
зуме нет ничего, чего раньше не было бы в наших чувствах. Внешн(поср слуха,
зрения тд),
внутр опыт(идеи о деят-ти самой души-рефлексия). Внешн опыт(ощущ)-знание об
окруж
мире, внутр(рефл)-о сост нашей души. Внешн опыт дает представл о первичн
кач-вах(при-
надл предметам, неотделимы от предм, есть в наших ощущ-протяж, движ, покой,
плотн,
число). Вторичн кач-ва субъективны(не принадл предметам, в них сущ способн
вызывать
в нас эти ощущ-я: звук, вкус, запах-субъект:если чел-к не слыших, то звук
как идея исчеза-
ет(отступл от материализма.
Беркли: критика принятия материи зв вещест основу мира. Восприн можно
только отд вещи
и их св-ва, мы не можем ощущ общую идею. Материя(если удалить запах, цвет,
не оттанется
ничего, что могло бы быть предметом познания)-пустое слово. Разум способен
восприним
отд, конкр предметы, это восприятие-совок ощущений("идей"). Сущ только то,
что можно
воспринимать. "Быть"-"быть в восприятии". Исх начало-комбинац ощущ, вторичн
кач-ва
сущ не в самих телах, в восприятии чел-ка, но субъективны и первичн кач-
ва(тк идеи сущ в
душе). Идеи-не копии вещей, они порожд духом и в нем сущ-ют. Восприним не
животное
вообще, а конкр жив-е(общие понятия ничего реального не обознач. Привело к
солипсизму
(кр форма субъкт идеал, признающ реальн-тью мыслящ S, а ост-сущ только в
его сознании)
Беркли преодолевал: S в мире не один, вещь может восприним др S, даже если
все S исчезнут,
Вещь останется как совок идей Бога. Бог-творец всего сущего. Беркл-субъкт
ид(объект.
Юм:действ-ть-поток впечатл, кот мы получаем, вызывающ эти ощущ причины-
непознаваемы.
Впечатл: вп чувств(ощущ внешн опыта), вп внутр деят-ти(рефлексия). Ист
познания-опыт(сов
ощущ). На основе впечатл опыта образ идеи(складыв когда чел-к начин
рассуждать о впечат-ях,
идеи-копии наших впечатл, идея не м воникн без предшеств впечатл. Идеи как
копии впечатл
вступают в связь друг с другом на осн 3 принц: 1)сходство, 2)смежность во
врем и простр, 3)
причинность. Причинн связь: если нечто предшеств чему-то, из этого не
следует, что 1-при-
чина, а 2-сл-е, причин связи не познаются-агностиц, мы приобрет
привычку(при появл одного
нбх ожидать др). Опыт дает только послед-ть событий, не раскрыв связей.
Задача знаний-рук-во
для практики.
Франц материализм: Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах, механист форма.
Материя-то, что
вне нас и вызывает ощущения, объект реальн-ть, вне сознания. Атриб матер-
движ-е. Гольбах:
"Сист прир": матер-причина всего и самой себя, все явл природы сводимы к
разл формам
движ-я матер частиц, кот образ вечную природу(Вселен), природа получ движ
от самой себя,
природе присуща энергия. Дидро-абс покой-абстрактн пон, кот не сущ. Связь
материи и движ-
элемент диал. Сводили все к механич движ-ю, отриц скачки, непрер движ. Чел-
к машина, но
может мыслить. Все матер в-ва сост из неделим атомов и молекул. Св-ва
материи(тяжесть, фи-
гура), движ-перемещ частиц внутри тел, перемещ матер тел. Цепь причин и сл-
вий-нбх-ть, не
случ-ть(чел-к не свободен в своих поступках, тк во всем царит нбх-
ть(никакой свободы быть
не может. Т позн: сенсуализм. Ист зн-ощущ, возник в рез-те возд внешн матер
тел на орг чувств.
Дух деят-ть(воображ, желан)-из ощущ. Гельв-ум-совок ощущ чел-ка, деят-ть
мышл-процесс
сравнив ощущ друг с другом. Дидро-соотнош чувств и логич познан, сознан чел-
ка не только
чувства, но и разум, критика врожд идей Декарта. Учен об истине: Ист-связь
наших идей и по-
нятий, кот соотв связи вещей, не затраг возд чел-ка на объект, чел-к
пассивен. Учен об общ-ве:
первичн потр чел-ка(еда), вторичн(гордость, зависть). "Разумн эгоизм"-
собств интерес чел-ка-
основа соц добродет, личн интерес-гл причина челов поведения, нбх согласов
частн выгоду с
общ интересом., чтобы измен людей, нбх измен окруж среду, а это зав-т от
общ мнения(
мнения правят миром. Чел-к-продукт среды, з-ны делают все, зав от монарха.
Свободомыслие,
воинств атеизм(церковь защищ свои привилег-раздавим гадину). Если в мире
нет ничего кро-
ме материи в движ, не ост и места д/Бога, теология-фикция, научн знание д
это уничтожить.
Кант:1)докритич, 2)критич("Критика чистого разума"). 1)Идея о развитии в
природе, про-
исх солнца из первонач туманности, множ-ть миров, непрерывн процесс их
возникн, за-
медл вращ Земли(приливы/отливы). Механич объяснен возникн Всел,
первопричина-
Бог. 2)Агностич-непознаваемость мира. Т познан: 1 Чувств познан. Вещи в
себе-пред-
меты окруж мира. Идеал и мат толков!, эти ощущ-не вещи в себе, не дают
знания об
объекте. Знание: 2части:1)"материя" знания(эмпирич)- a posteriori, 2)до
опыта, нах-ся
в S-a priori(априоризм). Апр сужд носят всеобщ хар-р, апр сужд подтвержд в
опыте(
время(часы), апр сужд не рождают знание, чистые-простр-во, время-формы
чувствен-
ности, представления. 1 прост-во, 1 время-единичны, не вещи в себе.
1)Чувств позн- спо-ть
упоряд хаос ощущ при помощи прост-ва и времени.2)Рассудочн позн. Опыт-
продукт дея-
ти чувств-ти и рассудка. Сужд воприятия д приобрести "объект" путем
подведения сужд
под априорн катег. Причинность 12 катег: ед-во, множ-во, всеобщ-ть, реаль-
ть, отриц,
огранич, принадл, возм-ть, нбх, сущ-е. 3) Разумное позна. Разум поражд
"трансцед"
идеи, выход за пределы опыта-3. 1)Психол (уч о душе), 2)Космолог(уч о
мире), 3)Теолог
(уч о Боге)-выраж стремл разума к постиж вещей в себе. Но вещи отс
непознанными(
разум дает "антиномии" (противор полож-я)-4, Т(Т. 3 док-ва Бога:
1)Онтологич(Бог
S всех Р кот абс нбх-мы, 2)Космолог(Бог-абс сущ), 3)От противн. Не подтверж
и не
опроверг опытом, несостоят-ны, единств док-во бога-мораль, вера в это Бога
побужд
чел-ка к моральн поступкам. Этика: "Практич разум"-уч о нравств-ти, чел-как
цель
(самоцель), а не как ср-во. Теоретич разум подчин практич. Категоричн
императив
(осн з-н), действие само по себе, априорн хар-р. Чел свободен, приобщен к
миру
вещей в себе. Практика-сфера примен нравств оценок поступков людей, основа-
кат
имп(действие ради него самого, без отнош к др цели), имп-априорн хар-р,
заповедь.
Кат имп-поступай так, чтобы принцип твоей воли мог служить принц зак-ва.
Чел не
д зависеть от др, религ д выводиться из принц нрав-ти.
Фихте:"1 сист свободы". Филос-самосознан, связ с хар-ром, образом мыслей.
Суб
идеализм. "Я"-мыслящий S, волевое сущ-во. Тожд-во бытия и мышлен. Не-Я-
окруж
мир, объект природы, физич природа "Я", Не-Я-опред деят-ть Я. Деят-ть Я-
теоретич
(мышление), бессознат(нравств повед S), приоритет человеч над природой. Не-
Я-про-
дукт Я, рез-т деят-ти Я, Первичн S-Я, Япорожд не-Я, Не-Я поражд Я.
Интеллект со-
зерцание(инт интуиция), практич деят-ть, сфера нравств-ти. Высш теоретич
разум
подчин практич-му. Другие Я. Я:1"Я" тожд инд сознанию, 2Абс Я-сверхчелов
созн-
Бог. 2)Диалектика-антитетич.(Т выводится не из Т, а сопоставл сним.
3)Свобода
(Кант). Влияние Канта:право, мораль,с воб-Кант. Центр познания-S, Беркл,
Юм,
Кант, Фихте-суб идеализм. В познании чел творит мир, мы созд свой чел мир
(многомерн Вселен, цвет-спектр), опред св-ва этого мира похожи на образ, но
есть различия, Какова степень этого сходства? Достижимо полное сходство:
Кант-
опыт, Ф-мир идея. Гегель-абс истина-философ достиг. Нет полного исчерпыв
зна-
ния, неполн знание доступно чел-ку, науке, но не дост филос(абс истина).
Материализм и диалектика Маркса:идейн ист-к-Гегель, Фейербах. Ценное у Ге
геля-диалектика(прир, ист, дух мир в виде процесса, беспрерыв движ-я,
пытался
раскрыть внутр связь этого движ-я). Матер решение осн ?филос, пришли к
диалектич
мат-му. Фейербах, марксисты исслед наряду с природ и соц предпос-ки
единства
чел-ка и природы. Источн мат диал-ки-обобщение научн опыта(Энг-матер един-
ство мира, критика натурфилософии. Кроме субъект диал, говорили об объектив-
царит в природе. Суб диал(диал мышления). Предмет мат диал-ки-изучение
общих,
диалект з-нов природы, истории и познания, в тч мышления. З-н единства и
борьбы
противоп, з-н перехода кол-ва в кач-во, они это применяют при анализе
истории,
з-н отриц отриц(появл нового из старого). Чел часть природы, высш продукт
ее
развит. Диал-ка: возврат к греч филос. Вся природа, от мельч частиц до огр
тел
нах в вечном возникн и исчезнов, движ и измен. Тперь это подтвержд на
опыте.
Движ материи-не только перемещ, но и теплота, свет, поле. Материя немыслима
без движения(тела возд друг на друга), она неуничтож, вечна, одна и та же.
Т познан: диал-матер, первичн, несотвор мат бытия, познаваемость мира, диал
и
мат предпосылки единства з-нов природы и мышления. Мышлен и сознан-продукт
чел мозга, похожи на з-ны природы. Диалектика-теор познан. Субъект диал
отраж
объект диал, не зерк отраж, а активн взаимод S и объекта. Познание истины-
диал
процесс, мы сталкив с противор: между абс и относ истиной, абс истина
непости-
жима, если под абс ист понимать объект, правильн процесс действ-ти, то это
воз-но.
Истина-не застывш итог, а познан относительно, противоречиво, чтобы
отличить
истину от заблужд, нбх выяснить, насколько наше знание соотв объект дейст-
ти.
Истина объект-на-содержан знания совпад с объект дейст-тью, но в тоже время
она
субъективна по способу оформления конкр чел-ком. Если абс ист(как исчерпыв
знание о мире)недостижима, может ли чел полное и достов знание о мире
вообще?
Наше знание не статично, не неизменно, это пост процесс движ относит истин,
кот
приводит к накоплению и обогащению чел знания. Абс истина-сумма относит
истин,
этот процесс не завершиться. Как мы можем узнать, что в нашем знании
содержится
момент совпад-я с объект дейст-тью(Кант:сопоставл явлений и вещей в себе)-
прак-
тика. Она-критерий истины, те рез-ты познан, кот прошли проверку практикой
м
претендовать на знание объект истины, практ-мат-чувтсв деят-ть людей.
Матер понимание истории: "Капитал", труд, прибав ст-ть, раб сила, мат поним
ист.
Прежде чем заним историй, нбх пить, есть, это достиг в рез-те труда. Произв
отнош-
идеологич. Категор отчуждения: отчужд труда(от раб забир продукт труда),
самоот-
чужд раб-ка(собст физ и дух энерг принадл собст-ку). Чел род отлич от жив-
произ-
водств жизнью, но тк от раб отчужд труд(отч и родов жизнь. Раб-к-машина,
беда-
госп частн соб-ти на ср-ва произ-ва, нбх заменить на общ-ую. Проблема чел-
ка:
чел-к-не винтик, а инд-ть, нбх понять те соц услов, в кот он наход, класс
опред из
жизнь. Чел способен целесообразно трудиться, в то же время чел связан с жив
ми-
ром, сущность чел-производное от сисит общ отнош. Личноть-инд-ть, но м себя
про-
явить только в коллективе. Для поним чел-ка нбх поним общ-во, в кот он
живет.
Диал-мат поним общ-ва:произв отнош д соотв ступени развит произв сил(произ
силы (лидер) вступают в противор с произ отнош, тогда произ отнош-тормоз пр
сил
(эта диалектика-ист движ-я). Ни одна общ-эе формация не погибнет раньше,
чем
разовьются все производ силы, и наоборот(чел-во ставит неразрешим задачи.
Формац опред сущность ступени развит общ-ва.. Ист мат-зм-филос истории-
откуда,
куда, как идет чел-во? Избыток продуктов труда основа общ прогресса. Не
смотрел
на ист процесс как на 1 линию, роль играет и субъективн фактор-хар-р
лидера. З-ны
истор прогресса похожи на з-ны природы, действ независ от людей, но отличие-
они
естественноисторич, действ через деят-ть людей. Общ-во не может перескочить
фазу
своего развит, но оно может ее смягчить, сократить. Энг: кроме эк базиса, и
надстрой-
ка может влиять(гос-ва) на эк-ку.