рефераты скачать

МЕНЮ


Шпаргалки по философии для магистранта БГУ

Главными явл-ся мат-ые - экономич., произ-ые отношения. Характер

материальных ОО опред-ся производительными силами общества и не зависят от

сознания и воли людей. Идеологические ОО - политич-е, правовые,

нравственные и др. - возникают на базе материальных общ. отнош-й и

складываются как надстройка под ними, проходя предварительно через сознание

людей. Деление ОО на материальные и идеологич. позволяет не только

различать в общ. отнош-х определяющие и производные, но и анализировать

конкретные совокупности общ. отнош-й, в которых сочетаются и матер-ые и

идеологич-е элементы. В связи с усложнением общественной жизни возникают

комплексы общ-х отношений, связанные со специфической деят-тью людей, -

научной, художественной и т.д.

Социальные институты (СИ) - это организованные объединения людей,

выполняющих определенные социально значимые ф-ции, обеспечивающие

совместное достижение целей на основе выполняемого членами своих социальных

ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.

Необходимое условие появления СИ - социальная потребность. Институты

призваны организовывать совместную деят-ть людей в целях удовлетворения тех

или иных социальн. потребностей ( институт семьи удовлетворяет потребность

в воспроизводстве человеческого рода и воспитании детей, реализует

отношения между полами, поколениями ).

СИ представляет собой самостоятельное общественное образование, кот. имеет

свою логику развития, хар-ся наличием цели своей деят-ти, конкретными

функциями, обеспечивающими достижение такой цели, набором социальных ролей,

типичных для данного соц-го института.

Виды и ф-ции соц. институтов: 1) воспроизводство членов общества; 2)

социализация - передача индивидами установленных в данном обществе образцов

поведения и способов деят-ти - институты семьи, образования, религии и

т.д.; 3) произ-во и распределение обеспечивается экономическо-соц-ми

институтами управления и контроля - органы власти.

Нация и национальный фактор в современном общественном развитии.

НАЦИЯ. Пришла на смену народности, сложившись в процессе капиталистической

формации. В докапиталистическом обществе нации вызреть не могли, хотя

многие их предпосылки как общность территории и языка, общие черты культуры

и хоз деятельности, заложены еще в народности. Становление общности

экономической жизни связано с процессом генезиса и образование капитализма,

ликвидация феодальной раздробленности, упрочение экономических связей между

отдельными областями внутри страны, объединение местных рынков в

общенациональный. Нация характеризуется след признаками:

1. Общность территории.

2. Общность языка --- национальный язык, общенародный, разговорный.

3. общность экономической жизни, которая возникает на основе хозяйственной

специализации различных районов страны и упрочение торгово-обменных связей

между ними. Этот процесс специализации различных родов, их усиливающейся

хозяйственной зависимости друг от друга и был одновременно процессом

экономической консолидации нации.

4. Общие черты психологического склада, закрепленные в менталитете данного

народа (нац быт народы, нравы, привычки, склонности людей, особенности

песен, танцев, живописи, фольклора).

5. Национальное самосознание --- сознательное отнесение себя к той или

иной социальной общности, идентификация с ней. Данный признак, в отличие

от всех уже рассмотренных, является субъективным по своей природе, и это

служит аргументом против его существования. В действительности же о нации

как реально существующей и нормально функционирующей общности можно

говорить только в том случае, когда объективные признаки дополняются четко

выраженным национальным самосознанием. В противном случае можно говорить

только о этнической общности людей, а не их национальной принадлежности.

Современные философские проблемы --- каково влияние среды на формирование

особенностей этносов и наций? Возможность влиять на национальное

самосознание. Процесс интеграции наций в единую общепланетную и в то же

время сохранение нац культуры. Процесс слияния этносов --- метисы, мулаты.

Он будет только усиливаться. Проблема межнациональных отношений.

Национализм в различных проявлениях.

Общество и природа, как подсистемы объективной реальности. Функционирование

общества, как естественно-исторический процесс.

Термин «Природа» служит для обозначения объективной реальности, всего

того, что существует. Высшее ее порождение и часть – человек. Природа

делится на 2 части: Связанную с деятельностью человека и не связанную с

ней.

Общество – представляет собой совокупность исторически изменяющихся форм

совместной деятельности людей, определенным образом связанных между собой и

образующих некоторую целостность на основе необходимости материального

производства в интересах ее (этой целостности) самосохранения, само

производства и саморазвития.

Природа как целое – вечна и бесконечна. Человеческое общество исторически

ограниченно как в пространстве так и во времени.

Человеческое общество не может возникнуть, существовать и развиваться вне

и независимо от природы.

Природа как условие жизни и развитие общества не является постоянной и

неизменной величиной.

Формы восприятия природы.

Античность: Природа понималась как подвижное , изменяющееся целое; человек

мыслился как одна из ее частей.

Средневековая христианская культура: Окружающая человека природа

кассматривалось как нечто сотваренное богом и более низкое чем сам человек,

так как только он наделен божественным началом – душой. Более того ,

природа не редко мыслилась как источник зла, который нужно преодолеть или

подчинить, а жизнь человека выступала как божественное начала (души) с

греховным природным началом (телом). И это служило оправданием для

негативного отношения к природе. Природа начиналась как нечто

неодушевленное, противостоящее человеку и человеческому обществу.

Эпоха возрождения: отношение к природе меняется, человек открывает для

себя красоту и великолепие окружающей природы, начинает видеть в ней

источник радости, наслаждения, вдохновения.

Период становления промышленного капитализма: Природа начинает пониматься

как объек интенсивной преобразовательной деятельности и как кладовая из

которой человек может черпать без меры и без счета. Эти воззрения

преобладали до середины 20 века, когда начали понимать всю опасность такого

отношения к природе.

Взаимодействие человека и природы

Зависимость человека от природы, от естественной среды обитания

существовала на всех этапах человеческой природы, но не оставалась

постоянной, а изменялась диалектическим противоречивым образом.

Четыре типа взаимодействия общества с природой:

Присваивающий (для первобытного общества)

Производящий (С начало аграрная экономика затем индустриальное

производство)

Подчиняющий (Капиталистический строй)

НТР (Вторая половина 50х годов 20го века)

Глобализация социальных, культурных, экономических и политических

процессов в мире, породила ряд серьезных проблем, одной из которых является

экологическая проблема.

Сущность экологической проблемы состоит в отчетливо обнаружившемся и

углубляющемся противоречии между производительной деятельностью

человечества и стабильностью природной среды его обитания. Как отмечал

основатель Римского Клуба А. Печчеи: «Истинная проблема человеческого вида

в том что он оказался неспособным в культурном отношении идти в ногу и

приспособится к тем изменениям, которые сам внес в этот мир». Эти изменения

являются плодом всей культурно-преобразовательной, и прежде всего,

производственной деятельности. Масса всех искусственно созданных человеком

неодушевленных предметов и живых организмов называется техномассой. Расчеты

ученых показали, что техномасса производимая человечеством за 1 год

составляет 10 в 13-14 степени, а биомасса производимая на суше 10 в 23. Из

этих расчетов следует, что человечество создало искусственную среду,

которая в 10 раз продуктивнее естественной среды. Это один из важнейших

факторов, обуславливающий постановку перед человечеством экологической

проблемы. В этой связи особую остроту приобретает распространение в окр

среде производств и продукций, и особенно загрязняющих, вызывающих

катаклизмы. Уже в обозримом будущем возможно ожидание потепления и таяния

ледников, что послужит причиной для миллионов человек превратиться в

экологических беженцев.

Ученые свидетельствуют, что всякий биологический вид способен выжить в

пределах достаточно узкой экологической ниши, т.е. совокупности различных

условий и факторов окружающей среды. Человек это биологический вид, хотя и

более универсальный, более адаптивный к изменениям в окр среде. Однако и

его ресурсы в складывающейся ситуации исчерпываются. Причем воздействуют не

только физические факторы (загрязнение), но и психологические. Римский клуб

пришел к выводу, что главной причиной экологических проблем является НТП,

ориентированный на безудержный рост потребления. В части интелегентного

населения развитых стран можно отметить, что воспитание детей направлено не

на стремление вырастить людей стрмящихся к безудержному обогащению, а

наоборот к общечеловеческим ценностям, скорее наоборот слабые и развитые

страны порождают акул империализма. Это соответствует тем предложениям

философов которые выступают за переориентацию людей с мирских ценностей на

ценности духовные.

№60. Глобальные проблемы современности и главные общественно-политические

процессы.

Человек может существовать не иначе, как в рамках достаточно узкого

диапазона параметров физической среды, био-и социосферы. Человечество

держится на острие. ускорение процессов развития общества сопровождается

понижением уровня его стабильности. сопровождается состояниями

неустойчивости, возникают новые системные качества и аттракторы. Та как

человечество приобрело всепланетарный статус, то и его проблемы стали

носить глобальный характер. Неустойчивость внушает надежду, что малые

изменения могут привести к изменению всей структуры, что означает, что

индивидуальная деятельность совсем не бессмысленна. При этом мир, видимо,

навсегда лишился стабильности и гарантий непреходящих законов.

Особенно стали важны нелинейные системы и отношения, когда малый сигнал на

входе дает большой на выходе, и повышение темпоральности ---

чувствительности к ходу времени.

Экология. - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с

внешними условиями его обитания с целью поддержания динам равновесия

системы "общество-природа".

Развитие человечества, его производ сил столкнули челов с пробл

ограниченности прир ресурсов, возможного наруш динам равновесия системы общ-

прир. "Не стоит обольщаться победами над природой. За каждую такую победу

она мстит. Каждая из этих побед имеет правда в первую очередь те

последствия, на кот мы рассчитывали, но во втор и в третью очередь совсем

другие, непредвиденные последствия, кот очень часто уничтожают значение

первых." Мы все воюем с природой, а надо мирно существовать в ней.

Чел, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,

расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно

обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на

нее. Здесь находит отражение общефил принцип: "чем полнее свобода, тем выше

ответственность".

В настоящее время глобальность эколог проблем требует от чел иного способа

мышления, новой формы самосознания - Экологического сознания. Это прежде

всего означает, что челов должно осознать себя как единое целое в своем

отношении к природе. Самое первое и главное условие сохранение равновесия и

гармонии с природой - это разумное сосуществование людей друг с другом.

Необходимо соединить усилия всех людей, всего человечества в решениях этих

проблем. В соврем обществе потребления решение эколог проблем невозможно...

Другие проблемы

невозможность затормозить тех прогресс, загрязнение. Нарушено ли хрупкое

равновесие между природой и чел. Уничтожение прир ископаемых, пресной воды,

лесов, видов животных. Вправе ли чел, осознавая ответственность перед лицом

Вселенной, изменять Землю?Действия людей носят некомпенсируемый характер.

Озоновый слой,парниковый эффект, проблема шума. Сам человек начинает

эволюционировать в техногенной среде. ведут мутации к негативному или к

полезному? Психические изменения в рез-те жизни в неестественных условиях.

Скука, апатия, безнадежность, мусор, теснота и др проблемы.

Демографические проблемы, учение Мальтуса о перенаселении.

Население растет в геометрической прогрессии, еда – в арифметической. При

этом проблема нехватки населения в развитых странах и переизбытка

рождаемости в Африке и Лат Америке. Вопрос о коэволюции человека и

животного. Вынос высоких технологий в космос и загрязнение космоса.

Проблема информационного потока. Проблема искусственного интеллекта и

механической жизни. Проблемы генной инженерии сейчас вышли на первый план.

Ну и так далее, словом, здесь можно говорить, не останавливаясь.

Нравственные проблемы. В связи с развитием науки встала проблема смерти,

ее определения. Когда можно констатировать смерть и когда можно вернуть

человека к жизни? В связи с этим стоит проблема эвтаназии как

безболезненной смерти, тем более уже появились приспособления для этого.

Проблема абортов, можно или нет, в основном нравственная проблема -- когда

можно говорить о жизни нового человеческого сущва? проблема борьбы со

СПИДом, наркоманией, алкоголем и возникающая при этом проблема милосердия.

Мутации --- повышение процента олигофреничных и аутичных детей, проблема их

адаптации в человеческом обществе. Новая точка зрения на эту проблему ---

если они не имеют развитого интеллекта, то почти все очень добры и

нравственные. Не есть ли это просто другие люди, не хуже нас?

При анализе глобальных проблем важно помнить, что их решение не есть дело

простое, а даже опасное. Человечество вступило в эпоху необратимого

развития, и предотвращение деградации человечества как элемента биосферы

сводится к формированию новой цивилизации. Становится вопрос разработки

Стратегии Человека, согласованной со стратегией природы. Понятие об

экологическом и нравственном императиве, то есть некоторые вещи, в

частности изменение некоторых свв окружающей среды недопустимо ни при каких

обстоятельствах. Это новые составляющие новой нравственности человечества.

актуальной задачей стало создание планетарного гражданского общества как

института, в рамках которого и возможна эффективная реализация стратегии

человечества, сопровождаемая формами контроля международных организаций.

Невозможность разделения этических и научных ценностей, следовательно,

новая этика, построенная на ответственности как на высшей ценности.

Концепция --- изменить путь современной цивилизации, совершив коренной

поворот в сторону глобальных духовных проблем, откуда и пойдет экономика и

др. Надо переориентировать людей с материальных ценностей на духовные, а то

сейчас общество есть общ потребителей, потребление стало целью, все

производится для того, чтобы потреблять. Чел попал в зависимость от вещей и

прогресса. Это наносит непоправимый урон дух миру чел, Необходимо дух

совершенствование.

К концепции постидустриальго общества примыкает идея цивилизационного

переворота, предполагающая отказ от ценностей цивилизации локального типа.

На мену им выдвигается идеал глобальной цивилизации как единого

социоприродного комплекса, история которого мыслится как комплексный

планетарный процесс. В культурном плане он организуется на основе

этнического полицентризма (поли- греч. много). Это позволяет в глобальном

масштабе задать механизмы поддержания тонкого социоприродного равновесия на

уровне конкрутных микроландшафтных зон.

№43. Человек массы

Х. Ортега-и-Гассет

Философское эссе испанского мыслителя Х. Ортега-и-Гассета «Восстание масс»

(1929) занимает особое место среди работ, посященных европейскому кризису.

Глубинную суть кризиса Ортега видел в выдвижении на историческую сцену

нового феномена – «человека массы». Нивелирование (уравниловка) охватывает

все: судьбы, культуру социальных классов, даже половые различия. Наступает

господство «среднего человека», господство «человека массы».

Основное свойство существа из «массы» – не столько его стандартность,

сколько инертность. Речь идет о таком «способе быть человеком», когда

представители «массы» живут без какого-либо жизненного проекта, находя

смысл существования в достижении предельной идентичности с другими. Они не

осознают, что сущестование и развитие демократии требуют постоянной

поддержки и бдительности – «человек массы» социально безответственен.

Психология «человека массы»: характерно прежде всего вульгарное

самадовольство, что и замыкает его от всего внешнего.

Одним из первых зафиксировал феномен возникновения «массового сознания» в

европейском менталитете: «масса» у Ортеги трансформируется в толпу,

представители которой захватывают господствующие позиции в иерархии

социальных структур, навязывая собственные псевдо-ценности остальным

социальным движениям. Всю свою жизнь он готов передоверить государственной

власти, что приводит общество к кризису.

Восстание масс может быть катастрофой: достаточно 30 лет господства

«человека массы», чтобы вернуть человечество к эпохе варвартства. Очень

опасным явлением, связанным с «восстанием масс», Ортега считал усугубление

атмосферы насилия, культа силы в обществе. С критикой культа насилия он

обращается к анализу тоталитарных режимов ХХ века. Деструктивные процессы

массовизации общества связаны с ростом технического развития: спад

духовности. Узкая специализация ограничивает цельность личности. Эти

невилированные, «средние» люди проникают во все сферы жизни и стремятся

господствовать везде. В результате средством контроля и удержания масс

становится регулярное государственное насилие (в абсолюте – тоталитаризм).

Выводы Ортеги пессимистичны: судьба Европы и мира представляются ему как

господство «человека массы», бюрократии, тоталитарного режима, уничтожение

культуры, превращение людей в моральных идиотов и технических роботов.

№44. Феномен толпы и массы

Тард, Габриэль – французский социолог и криминалист.

Рассматривал общество как результат взаимодействий и взаимовлияний

индивидуальных сознаний, при котрых людьми передаются и усваиваются

верования, убеждения, жедания и т.д. Наука об обществе может быть создана

только на основе социально-псизологического рассмотрения межличностных

взаимодействий. Таким образом, «интердуховное взаимодействие» – это

источник всей социальной жизни.

Выделял три основные социальные процесса – подражание, оппозиция и

адаптация. Особое значение придавал механизму подражания – воплощение

мирового закона повторения. Подражание является основой общественного

развития.

Большое внимание уделял разработке проблематики «психологии толпы». Толпа

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5


Copyright © 2012 г.
При использовании материалов - ссылка на сайт обязательна.