Шпаргалка по философии )
11.
Философия Нового времени
Характерна ориентация на познание
реальности, основанное на чувственном. Формирование естествознания связано с
тенденцией познания на единичных, изолированных фактах, не определяющих систему
целостно. Встает вопрос о сущности и характере самого познания, что приводит к
повышению значимости гносеологической ориентации новой философии. Стремление к
систематизации, количественный рост и усилившаяся дифференциация познания
вызывают развитие теоретического мышления, не только ищущего причинно
следственного (связанного с законами) объяснения взаимосвязи между отдельными
явлениями и областями явлений, но и стремящегося к созданию целостного образа
мира, опирающегося на новую науку и ее данные. Стремление к выяснению взаимосвязей
и взаимодействий закономерно ведет к повышению роли рационального рассмотрения,
поэтому с развитием чувственного эмпирического познания мира развивается и
точное, рациональное математическое мышление. Основные представители: Ф.Бекон,
Р.Декарт.
12.
Философия И. Канта
Иммануил Кант родился в 1724г в
Кениксберге. Он был не только фил, но также крупным ученым в обл
естествознания.
Фил развитие К. делится на 2 периода.
В перв. период (до нач. 70-х гг) пытался решать ф пробл - о бытии, фил природы,
религии, этики, логики исходя из убеждения, что ф. м.б. разработана и
обоснована как умозрительная наука. (без обращ к опытным данным)
Во 2-й пер (критический)
пытает ся строго отделить явления от вещей в себе. Последние не могут быть даны
в опыте. Вещи непознаваемы. Мы позн. лишь явления или тот способ, кот. эти вещи
в себе действуют на нас. Это учение - агностицизм
Познание начинается с того, что “вещи
в себе” возд. на наши органы чувств и вызыв ощущения,но ни ощущуние нашей
чувственности, ни понятия и сужд. нашего рассудка, ни понятия разума не могут
дать нам теорет. знания о “вещах в себе” (ввс). Достоверное знание сущ - это
математика и естествознание.
Учение о знании. Знание всегда выраж в форме
суждения. Сущ 2 вида суждений:1) аналитические уждения. Пример: все тела
имеют протяжения
2)ситетические суждения. Пр: некоторые тела
тяжелы.
Есть 2 класса синт суждений. 1.
обнаруживается в опыте (нек лебеди черны) - апостериорные 2.эта связь не
может основ на опыте - априорные суждения.( все, что случается имеет
причину). Апр. суждениям К. придает б. Значение
Чувственное познание. У К простр и время
перестают быть формами сущ вещей. Они становятся априорными формами нашей
чувственности.
Априорные формы рассудка. Условием возм апр. синт
сужд в теорет естествознании явл категории. Это независимые от
поставляемого опытом содержания понятия рассудка, под кот рассудок
подводит всякое содерж, получаемое из опыта. Т.е. категори не формы бытия, а
понятия рассудка. Категории априорны. По К ни ощущ ни понятия сами не дают
знания. Ощущ без понятий- слепы, а понятия без ощущ - пусты.
Этика. Противоречие необходимости и
свободы - не настоящее: чел поступает необходимо в одном отношении и свободно в
другом. Необходимо, так как чел есть явление среди др явл прир и в этом отнош
подчинен необходимости. Но чел также и нравственное сущ, субъект нравственного
сознания , а значит свободен.
13.
Философия Гегеля
Высшим достижением немецкой
классической философии являлась диалектика Гегеля (1770-1831). великая заслуга
которого состоит в том, что он впервые представил весь природный, исторический
и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении,
преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого
движения и развития...
Гегель сформулировал законы
и категории диалектики. Категории качества и количества. Качество это то, без
чего объект существовать не может. Количество безразлично к объекту, но до
определенного предела. Количество плюс качество есть мера.
Три закона диалектики (суть
истории развития). 1. Закон перехода количественных отношений в качественные
(при изменении количественных отношений после определенной стадии происходит
изменение качества из-за неразрушения меры). 2. Закон направления развития
(отрицание отрицания). Голое отрицание - нечто идущее после данного объекта,
полностью его уничтожающее. Диалектическое отрицание: сохраняется нечто от
первого объекта - воспроизведение этого объекта, но в другом качестве. Вода -
лед. Смолотить зерно - голое отрицание, посадить зерно - диалектическое
отрицание. Развитие происходи по спирали. 3. Закон единства и борьбы
противоположностей. Противоречие между формой и содержанием, возможностью и
реальностью. Борьба ведет к трем исходам: взаимное уничтожение, иллюминация
одной из сторон или компромисс.
14.
Антропологический материализм Фейербаха
Последним великим представ класс нем
фил был Л.Феербах (1804 - 1872). Феербах считает, что вопрос
об отнош бытия к мышл есть вопрос о сущности человека, ибо мыслит лишь чел.
Следов фил.,поскольку она реш вопрос об отнош мышл к бытию, должна быть
антропологией, т.е. учением о чел, в существовании, в деят которого этот вопрос
находит свое фактическое, реальное решение.
Чел неотделим
от природы; мышление есть необходимое выражение присущей ему биол, физиолог.
Деятельности. Существенным содержанием и назнач. антрополог. принципа является
по Ф. научное истолкование общественного сознания, в кот он видит отражение
сущности чел. Эта сущность по Ф прежде всего чувственная жизнь ума и сердца,
многообразие пережив индивида.
Основой
антропол Ф является мат учение о природе. Прир явл единственной реальностью, а
чел ее высшим продуктом. В чел и благодаря ему прир ощущает себя, созерцает
себя, мыслит о себе. Природа вечна. Возникновение и уничтожение относятся тоько
к отдельным явлениям. Прир бесконечна в пространстве.
Т.о ф. учение
о природе в целом не выходит за рамки метаф материализма. Ф признает важную
познав функцию теорет мышления и его способности достичь более глубокого
познания действительности. Задача мышления - собирать, сравнивать различать,
классифицировать чувств данные, осознавать, понимать, обнаруживать их скрытое,
непосредственно не являющееся содержание. Мышление носит опосредованный
хар-тер, поэтому то, о чем мы мыслим, не всегда явл объектом непосредств
восприятия.
15.
Характерные черты марксистской ф.
Общая философия - диалектический
материализм, в рамках которого развита теория исторического процесса-
исторический материализм..
Диалектический материализм впервые
распространяет мат понимание не только на природу, но и на общество. Отсюда
теория прибавочной стоимости и теория исторического процесса.
Теория познания. Общественно-экономическая
практика есть основа,цель и критерий познания. Практика порождает теорию,
теория служит практике Практика есть единство субъективного и объективного,
сознания и бытия, опредмечивания и рапредмечивания. Для Маркса объект – это
предмет приложения человеческих сил. Основные виды практики: 1)обработка
природы людьми(материально-производственная деятельность) и2)обработка людей
людьми(социально-преобразующая деятельность). Вся общественная жизнь является
практической.
Исторический материализм. Основа
любого человеческого общества - добывание средств к жизни. Каждая система произ
отнош возникает на определенном этапе развития производственных сил.
Надстройка-совокупность духовных
образований (теории, учения, религия, искусство), отношений между людьми-
идеология и учреждений и организаций -суды, партии, церковь и т.д.Надстройка
вначале служит укреплению базиса, но в ходе развития и возникновения
противоречий возникает новый базис,который вызревает в рамках старого, и кол
перех в кач, революционный переход о одной ощественно-экономической формации к
другой.
Общественно-экономический формации -
первоб, рабовлад, феодал,капитал, коммунизм первая стадия - социализм. Основной
движущей силой истории выступают народные массы, хотя роль личности не отрицается.
Отчуждение- процесс превращение
деятельности человека и продуктов этой деятельности в самостоятельную,
довлеющую над человеком силу.
Отчужденный
труд М рассм в 4 аспектах. 1.Рабоч использует матер, взятые у природы и
получает в итоге нужные для жизни предметы, продукты труда. Ни исх материал, ни
прод ему не ринадлежат - они ему чужие. Природа делается для раб только
средством труда, а предметы, кот создаются в производстве - средством жизни,
физ существования. Раб полностью от них зависит.
2. Процесс труда для р принудителен.
Только вне труда р. свободен
3. Труд подневольный отнимает у чел
его "родовую" жизнь. Род челов. Живет в природе. Жизнь чел неразрывно
связана с прир. Эта связь – деятельный контакт с прир, в кот главное - труд,
производство. Но для раб труд - лишь средство для поддержания собственной
жизни, а не рода.
4.Подневольный труд порождает отчужд
между людьми. Раб чужды друг другу, поскольку они конкурируют за возм
трудиться.
Не только р.
но и все люди являются отчужденными. Отнош между людьми тоже отчужденные.
Устранение
отчуждения. Процесс, обратный отчуждению, - присвоение чел собственной
подлинной сущности. М связывает его с общ преобразованиями, с освобождением кот
в основе имеет уничтожение отчужд труда. Что будет , если чел начнет
производить как человек, т.е. не подневольно. В этом случае труд станет
средством саморазвития человека, в
реализацию человеком своих лучших
сторон.
16.
Этапы становления и характерные черты русской философии
Фил.
мысль в Р. формировалась под влиянием общемировой фил. Однако специф
Р фил во многом складывалась под
влиянием социально культурных процессов,
происходивших на Руси. Христианизация
Р. сыграла огромную роль в
становлении рус. фил мысли.
Первым р
мыслителем мир уровня был конечно же Ломоносов (1711 - 1765). -
гениальный ученый-энциклопедист.
А.Н. Радищев
(1749 - 1802). - отстаивал материалист фил позиции, считая,что "бытие
вещей независимо от силы познания о них и существует по себе".Впервые в
рус. мысли систематически разрабатывал пробл человека.
Самостоятельное философское
творчество возникает в нач 19 в.
Выдающимся
рус фил и социальным мыслителем был П.Я. Чаадаев (1794-1856).
Его общефил концепция -
дуалистическая. Физ мир построен из атомов и
молекул, т.е. эл-тов материальных, из
кот образуются все тела. Тела сущ в
простр.Движ и взаимодействие
рассматривалось им в духе механицизма.
Человек есть
объективное единство 2 миров - физ и духовного, как существо
свободное. Задача фил изучать
человека именно как духовное существо.
Идеи коллективизма - человеческая
коллективность определяет индивидуальность, а коллективный разум -
субъективный. коллективная сущность человека есть то, чем он отличается от
животного.
Своеобр
направлением в Р фил явились воззрения славянофилов. В центре их внимания нах
судьбы Р и ее роль в мир истор процессе. Возрождение форм патриархата, возврат
к правосл идеалам Святой Руси - это соц-ист концепция имеющая провиденциальный
и религиозно-мистический характер.
Западники-материалисты
В.Г.Белинский(1811-1848). А.И.Герцен
(1812-1870), Огарев,
Н.Г.Чернышевский (1828-1889), Н.А.Добролюбов (1836-1861), Д.И.Писарев
(1840-1868). Они являлись не только
филос теоретиками, но и идеологами р. рев демократии. Р ф прошли поучительную
школу нем клас фил и Фр просвещения.
Герцен. Основоположник народничества.
Единство бытия и мышления, природа сущ-ет независимо от человека, а законы
мышления есть отражение законов бытия. Личность создается средой и событиями, а
последние несут на себе ее отпечаток.
Огарев. Материалист и атеист. Критика
церкви как рабского страха, разработка общинного социализма, признание важной
роли экономического фактора в историческом процессе.
Белинский. Идеи необходимости
прогресса, бурж порядки более прогрессивны, поэтому об отмене патриар на Руси.
Чернышевский.. Человек - природное
существо, его организм един, а сознание есть проявление материальной
субстанции. Антропологический принцип
60-70 гг. складывается народничество,
идея прихода к соц, минуя капитализм. Признание самобытности России. (Лавров/, Бакунин,
Ткачев, Михайловский, Мечников).
Почвенники - нац почва как основа соц
и духовного развития России. Разрыв интеллигенции с народной почвой надо
преодолеть на основе духовного единения всех сословий.
Григорьев, Страхов, Дост.
Ф.М.Достоевский.
(1821-1881). В своих обществ-полит исканиях он пережил несколько периодов.
Увлекался идеями утопического социализма (в кружке Петрашевцев). Затем в его
взглядах произошел перелом, связ с усвоением религиозно-нравств идей. Отказался
от рев борьбы. Исповедовал идеи почвенничества, для кот хар-но религ
ориентированность. Истинный путь свободы - путь Богочеловека.
Самобытным р
мыслителем был Лев Толстой(1828-1910). Подвергая критике
общ-полит устройство Р, Т уповал на
нравственно-религиозный прогресс в сознании чел. Отказ от любой борьбы,
непротивление злу, проповедь всеобщей любви. Всякая власть - насилие ─
отрицание гос-ва.
17.
Характерные черты и основные направления философии ХХ века
философское знание этого столетия
проделало значительную эволюцию, которую можно охарактеризовать рядом
отличительных признаков.
·
отход
философии от узкого, преимущественно рационалистического философствования,
ориентированного на определенные-политические взгляды и религиозные
(атеистические) убеждения к философствованию всё более плюралистическому и
толерантному, основанному на принципах встречи или диалога
·
Философия
XX века разрешив важные вопросы как соотношение между знанием и пониманием,
между знанием и оценкой, между знанием и истиной. Это продвинуло философию
вперед не только в традиционной области, но и помогло найти новые
исследовательские поля
·
Особенностью
философии XX века является то, что она долго и мучительно освобождалась от
идеологического прессинга, от господствовавшего на протяжении десятилетий
тезиса об ожесточенной борьбе материализма и идеализма, неразрывной связи
передового класса и передовой философской теории. Особенно в странах
социалистического лагеря. На протяжении десятков лет исследователи не имели
.возможностей заниматься теми вопросами философии, которые их особо
интересовали и объяснять те или иные явления без множества ссылок на труды
"основоположников марксизма" и партийные документы.
·
Особенностью
философского знания XX века является его четкая детерминация научным аппаратом
современного естествознания (ЭВМ, компьютер, методы математичесих наук,
системный подход, принципы синергетики). Для философского знания XX века
характерна эволюция к исследованию проблем сущности и существования человека
·
В XX веке
философия все дальше отходит от вульгарного и грубого материализма, от
догматизированного и примитивного марксизма, она все больше стремится к тому,
чтобы исследовать мир комплексно
·
Философия
XX века открывает и разрабатывает новые области философствования, такие как
философия культуры, философия техники, философия жизни и др..
·
Философия
XX века выдвинула как наиболее значимые и приоритетные проблемы современности
целый цикл глобальных проблем, которые можно объединить в одну — это проблема
выживания человечества, неразрывно связанная с новым решением вечного вопроса
философии — в чем смысл жизни и предназначение человека.
·
Философия
XX века — вместе со всей духовной культурой современного мира, стремится
помочь человеку в его исканиях истины, в обретении настоящего, а не ложного
смысла жизни, в поиске своего Я и реализации своего творческого потенциала. Современная философия не
навязывает одной-единственной точки зрения на мир, выдавая ее за истину в
последней инстанции. Философия конца XX века предоставила человеку свободу в
выборе своего мировоззрения. Современный человек свободен в своем выборе.Даже
краткий обзор развития философского знания в уходящем от нас двадцатом веке
показывает, сколь разительно эволюционировала философская мысль за истекшее
столетие.
Философия XX века представляет собой
многообразное и плодотворно развивающееся философствование человечества о
коренных проблемах бытия Природы, Космоса, Человечества и Человека
18.
Бытие как особая категория. Основные формы бытия
Учение о б. - онтология - одна из
центр. проблем ф. В самом широком смысле слова Б. есть всеохватывающая
реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Первый
аспект проблемы Б. - ответы на вопросы “Что существует? - Мир. Где сущ.? -
Здесь и везде Как долго? - Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго
сущ. отд. вещи, организмы, люди, их жизнед-сть?” Второй аспект связан с вопр. о
единстве мира: мир сущ. как непреход. единство вне и независ. от воли ч-ка.
Третий аспект связ. с тем, что мир в целом и все, что в нем сущ., - это
дейст-сть, кот. имеет внутр. логику своего сущ-я, развития и реально предзадана
созн-ю, действию отд. Индивидов.
Формы Б., например, звезды, растения,
животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным Б. Но Б.
сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в
небытие, утрачивая данную форму Б.
Выделяют след. различающиеся, но и
взаимосвяз. осн. формы Б.: 1) б. вещей (тел), процессов, кот. в свою
очередь дел. на: б. вещей, процессов, сост. природы, б. природы как целого, б.
вещей и пр-сов, произвед. ч-ком; 2) б. человека, кот. делится на б. ч-ка в мире
вещей и специф. чел. бытие; 3) б. духовного (идеального), кот. дел. на индив.
дух. и объективиров. (внеиндивид.) духовное; 4) б. социального, кот. дел. на
индив. бытие (б. отд. ч-ка в о-ве и пр-се истории) и б. о-ва. Возникновение той
или иной формы Б. есть результат перехода от одной формы Б. в другую. Какие бы
формы Б. мы не рассматривали все они имеют своим предельным основанием, своей
субстанцией материю. Доп. по 1 виду б.: все вещи, пр-сы, состояния,
целостность б. природы сущ. до, вне и незав. от созн. ч-ка - в этом ее отличие.
Первая природа - реальность особого типа, объ. и первичная. Для прир.
существовать не означает восприниматься ч-ком, а ч-к с его сознанием только
одно из поздних звеньев в цепи единого бытия.
19.
Философское понимание материи
Материя
- фундаментальная исходная категория фил., от того или иного ее понимания
зависит решение практ всех других ф проблем. От лат materia - вещество Это
веществ значение удерживалось до 20в., когда произошла револ в физике.
Первой ступенью в осознании материальности мира
был стих материализм. Но уже Демокрит заметил, что с пом. одного кач определ.
в-ва невозможно объяснить происхожд другого, так как он не содержит принципа
своего превращения. Дальнейшее развитие мысли привело к атомистике.
Атомы
тоже истолковывались как вещество, как кирпичи всего существующего. Так
зародилась дискретная картина мира. Казалось еще чуть-чуть и физ. картина мира
получит полную завершенность.
Однако
был открыт электрон, ядерный распад и превращеие атомов. Атом оказался вовсе не
мельчайшей частицей в-ва. Открытие электромагн полей и ядерных сил тоже внесли
свою лепту.
Первоначально
поле понималось как окруж какой-нибудь предмет пространство, для каждой точки
кот можно определить величину и направл силы взаимодействия между данным
объектом и другим. (поле - атрибут в-ва) Но затем было доказано, что поле не
только атрибут объекта, но и самостоят реальность, т.е. нов вид материи,
основным свойством кот. является непрерывность.
Все
это привело к фил кризису . Этот кризис связан с утратой представл о материи
как о веществе.
Единственное
свойство материи - “быть объективной реальностью, существовать вне нашего
сознания.
20.
Философское понимание движения
В мире все находится в движении, от
атомов до вселенной. Все пребывает в вечном стремлении к иному состоянию, и не
по принуждению, а по собственной природе. Движ несотворимо и неуничтожимо.
Движение - это способ сущ материи. Движ заключено в самой природе материи. Одни
формы движ превращ в другие и ни один вид не берется ниокуда.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|